![](/img/c/d/0/cd005538d20fc601f2f945f9da80fbec.jpg)
Оказывается в деревне Крюково, возле которой возник наш город, компактно проживали переселенцы из другой деревни, расположенной в двадцати километрах и на первый взгляд ничем с нашими местами не связанной. Однако зеленоградец Николай Нибур, семья которого тоже переехала из той деревни, в своей книге воспоминаний «Горетовские рассказы» рассказывает, почему переселенцы приехали по забытому сегодня Еремеевскому тракту и как жили в Крюково.
Наша окраина поселка Крюково тоже была особенной, она имела свою историю. Здесь еще с довоенных времен компактно проживали выходцы из одной деревни Новосергиево Истринского района. Не зря, наверное, отец выбрал участок для переезда в этом районе поселка. Он тоже был родом из того же самого Новосергиево.
Во время исхода в тридцатые годы новосергиевцы для места нового жительства выбрали ближайшие большие населенные пункты: город Истра и поселок Крюково. Это произошло не случайно. Удаленные друг от друга Крюково и Истра (до 1930 года этот город назывался Воскресенском), казалось бы, не имеют ничего общего. На самом деле они исторически тесно связаны друг с другом.
В XIX веке, когда была построена первая большая железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург, то ближайшая от Москвы станция Крюково оказалась самой подходящей остановкой на пути паломников в Воскресенск в Новоиерусалимский монастырь. В это самое время и был построен совершенный по тому времени мощенный камнем Еремеевский почтовый тракт, соединяющий эти два населенных пункта.
![](/img/6/a/a/6aa59b0c76bf0952b805e0863b795f85.jpg)
Пассажиры поездов, прибывающих из обеих столиц, сходили на перрон станции Крюково. Возле железнодорожной станции была почтовая станция со всей соответствующей инфраструктурой: конюшня, ямщики, постоялый двор, трактир. Что-то вроде сегодняшнего автовокзала, непременно соседствующего с железнодорожным. Далее путешественники ехали на конных повозках по Еремеевскому тракту через деревни Еремеево, Алексино, Дарна, Кашино, Рычково до Воскресенска.
После того как в начале XX века была построена Рижская железная дорога, соединяющая Москву и Воскресенск, сообщение по Еремеевскому тракту прекратилось. И сама дорога за ненадобностью пришла в негодность и постепенно заросла кустарником и лесом. Но следы этого тракта можно найти и сейчас в лесу за деревней Жилино, как идти к Гусеву болоту. Местные жилинские жители так и называют это место Еремеевской дорогой.
Последний раз эта дорога активно использовалась во время войны. По ней отступали наши войска. По ней же пришли, а затем уходили немецкие завоеватели.
Жители Бакеево рассказывают, что совсем недавно здесь побывала небольшая группа немецких путешественников. Молодые ребята на велосипедах искали следы этой дороги. У них с собой была старая карта, на которой Еремеевская дорога обозначена. Германские туристы не признались, но, судя по всему, они шли по пути своих родственников, воевавших и погибших в этих краях в сорок первом году.
Изюминкой этой исторической миниатюры является то, что хотя дороги и нет, связь между жителями города Истры и поселка Крюково прошла через многие поколения и сохраняется до сих пор. И сейчас из Истры до железнодорожной станции Крюково, расположенной теперь уже на территории Зеленограда, два раза в день ходит рейсовый автобус. Поскольку прямого пути нет, автобус идет, поворачивая несколько раз с одной трассы на другую.
Существование этого межрайонного автобусного маршрута никак нельзя объяснить, если не знать историческую, еще с XIX века налаженную связь между этими двумя населенными пунктами. И я раз-другой в год тоже езжу этим маршрутом, чтобы навестить своих родственников в Истре.
Переезд жителей из Новосергиево проходил зимой. В это время не было больших сельских работ. Кроме того, зимой стоял легкий санный путь.
На подготовленном земельном участке заранее возводилось временное жилище для строителей и взрослых членов семьи. Дети на время передавались родственникам и соседям. А дом разбирался по бревнышку и частями целым санным поездом за несколько дней перевозился на новое место жительства.
С собой везли домашний скарб, возы с заготовленным летом сеном, перегоняли скот. Здесь переселенцы заново собирали дом, восстанавливали хозяйственные постройки и начинали новую жизнь.
В нашем Крюково новосергиевцы сохранили свои традиции. Новосергиевские мужики традиционно любили играть в карты. Но, если в родной деревне они были постоянно заняты сельской работой, и поиграть удавалось только по большим праздникам, то теперь в Крюково они все выходные проводили за игрой на уличной канаве.
Играли в новомодную сику. Но все же приоритет отдавался старой доброй игре в петуха. За игрой часто спорили, громко кричали.
— Ишь ты! У него валет козырной… Побил мою десятку, да? А когда я с козырного туза пошел, ты положил семерку. Так, да? А по правилам должен был отдать старшего козыря! Вальта вот этого! Так?
Против правил возразить было трудно.
— Мухлевать вздумал?! Я все-е вижу! Так что эта взятка тоже моя! А за такие фокусы можно и по морде схлопотать!
Игра шла на небольшие деньги и продолжалась до самой темноты. Везуны традиционно проставлялись на свой выигрыш, вдрызг проигравшимся ничего другого не оставалось, как выполнять роль посыльного и идти в магазин. На следующий день утром мы, мальчишки, находили монеты, по пьяной лавочке затерянные мужиками в траве. Порой довольно много.
Иногда, раз или два в год мужики встряхивались и устраивали футбольный матч с соседней улицей. Играли на деньги. Ставка предсказуемая, один рубль с человека. Команда-победитель на поставленные на кон рубли, удвоенные выигрышем, организовывала торжественный банкет. А побежденным для того, чтобы заглушить боль от поражения, приходилось скидываться еще по одному рублю. Впечатлений от футбольного матча вполне хватало для того, чтобы снова надолго вернуться к привычному занятию, игре в карты.
Местные хозяйки, еще с новосергиевских времен любившие посудачить между собой, теперь в Крюково еще больше сидели на лавочках, обсуждали с соседками поселковые новости и наблюдали за уличной жизнью.
Придешь на улицу Ворошилова, а там сидят на лавочке бывшие соседи по деревне тетя Саня, тетя Маруся Терехова, баба Варя и дед Осип, их невестка Надя, тетя Зина. С неохотой оторвутся они от наблюдения за улицей и разойдутся. Но скоро сделают свои домашние дела — и опять на лавочку!
Идет обсуждение злободневной новости о начислении небольшой пенсии старикам, не имеющим трудового стажа: домохозяйкам, бывшим колхозникам.
— Мне начислили восемь рублей, — рассказывает одна из соседок. — Но я еще их не получала.
— А мне двенадцать! Почтальён принес домой, — хвалится другая товарка. — Это было, чтобы не соврать, м-м… третёвость [третьего дня — прим.автора] ! Вот уж обрадовал!
— Ну, ты теперь будешь богатая! — немного завидует ей первая.
— Да-а! Теперь заживем! — ворчит третья. — Разевай рот шире!
— А что?! Всё деньги… Свои! На хлеб, если что, хватит!
— Только что на хлеб…
— Я тоже документы собираю. Сегодня что? Середа? Вот завтра в четверик я тоже пойду в собес. Буду и я строчно хлопотать, выправлять себе пенсию. Хоть сколько-нибудь — все в карман!
— Ты давай пошароваристее! Слышала новость… Вчерась по радио говорили. Собираются пенсионный возраст повысить.
— Да-а, слышала. Эта… прости Господи… хрущевская подстилка Фурцева сказала, что хотя ей и под шестьдесят, она еще может активно трудиться.
— Тоже мне, труженица! Уработалась она… — возмущается собеседница. — А что она, министр, делает-то?! Руководит!.. Только руками водит, прости меня, грешную.
— Да уж, и не говори! Языком чесать — не мешки ворочать! Поставить бы ее к моей корове, ха-ха, — заливалась смехом хозяйка, — небось не так заговорила!
Перейдешь на соседнюю улицу имени Второй пятилетки, и сразу увидишь новосергиевца. На лавочке, как на посту, скрестив руки на груди, сидит тетя Настя с товарками. Она зорко надзирает за текущей ситуацией. Кто куда пошел? Во сколько вернулся?
Здесь идет свой разговор.
— У Хл-вых Наташка-то… Молодая еще девчонка, а совсем истаскалась.
— Вчерась она, лахудра эдакая, притащилась домой пьянюшшая-а-а!
— Страм! Хуже мужика!
— Есть в кого! Все они Хл-вы — известные баламуты да преступники!
— Знамо дело! Еще их дед Хл-в двадцать пять лет получил за политику. Кроликов назвал сталинскими быками.
— Ой! За политику? Слушай ты их больше! А помнишь, как он воровал-то все, что под руку попадется? У своих же соседей?!
— Да, это так, — согласно кивает головой соседка. — Дед у Наташки был тот еще… А уж про отца ее, прости Господи, лучше и не вспоминать! Так и сгинул неизвестно где.
— Вот и от Наташки-то чего ждать? Яблочко от яблоньки…
— А мать ее… Тормоха [непоседа, торопыга — прим.автора] пустопорожняя! Опять, гляди, подхватилась и понеслась в магазин на станцию. Дома ей не сидится…
Давно уже нет Крюково. И последние крюковчане растворились в городской среде Зеленограда.
![](/img/d/9/b/d9bdc2045266fbf0a9d413336b5b3795.jpg)
- часть 1. Тильти из Бакеево и другие истории «зеленоградских» деревень
- часть 2. Шершепок, чижик и «пятачок» — как работал и отдыхали в деревнях вокруг будущего Зеленограда
- часть 3. «От близкого разрыва весь дом задрожал — от смерти всех спасла большая русская печка»
- часть 4. Жизнь посёлка Крюково в 1960-е годы
- часть 5. Участковый Сторублев, телемастер Малютин, шофёр Володя и другие обитатели посёлка Крюково в 60-е годы
- часть 6. Чем торговали в магазинах поселка Крюково в 1960-е годы