5
Личный опыт: Иррациональная жизнь — опен-эйры на Щепке и хижина на Эльбрусе 18.05.2010 ZELENOGRAD.RU
Гостем в студии Zelenograd.ru стал Дмитрий Гурьянов, более известный в Зеленограде, как "Джим Сквозник", организатор с 2006 года зеленоградских опен-эйров на Щепкином болоте, "идейный вдохновитель" стихийно сложившейся вокруг этого группы людей, назвавшей себя Homo Irrationalez. В этом году опен-эйр пройдет 22 мая на Стартовой поляне под Менделеево — это его новая, "весенняя" площадка. Личный опыт перенимали Елена Панасенко и Александр Эрлих.

Послушать (35:42)загрузить файл со звуком (33470 кб)

Е.П. - Джим, вкратце расскажи, пожалуйста, всё, что можно рассказать о предстоящем опен-эйре...

Д.Г. - Стартовая поляна – это отличное место: очень живописное, красивое и по-своему теплое, там лес… Конечно, мы уже привыкли к Щепке, там уже было множество и "опенов", и других мероприятии. Но в этом году с этим местом появились сложности. Подъезды туда и раньше были не самыми лучшими, через них пробивались только самые упрямые…

Е.П. – Просто поначалу всё таскали на руках, а теперь "избаловались"..?

Д.Г. – Да, раньше всё таскали на руках. Когда на "опенах" было еще по 2-3 музыкальных группы и около 50 зрителей, мы таскали на руках килограммов 300 аппаратуры плюс электрогенератор. Потом "опен" стал больше, но мы снова таскали всё на руках, только уставали больше. Потом уже стали находить какие-то транспортные средства. А сейчас там подъезд стал и вовсе невозможен, если не владеть машиной ГАЗ-66 или вертолетом.

Е.П. – МЧС пригласить с вертолетом…

А.Э. - Команду джипперов надо пригласить, которая сначала устроит там покатушки, проложит трассу… А может - и размесит все…

Д.Г. – Насчет джипперов мы говорили, но для них это - недостаточно интересное приключение, им надо что-то более крутое. Есть у нас в Зеленограде такая команда ребят, которые свои УАЗы переделали практически в самолеты, вездеходы или танки… им это не очень интересно. В общем, "опен" делаем на Стартовой поляне. Кстати, там мы уже во второй раз будем делить площадку со спортсменами - там будет проходить очередной ежегодный этап Кубка Москвы по спортивному ориентированию, если не ошибаюсь. На данный момент ожидается порядка 300-400 человек с нашей стороны, мы очень надеемся на хорошую погоду… Хотя и числа наших верных друзей, и веселья организаторов никакая погода не убавит. В основном "наш контингент" – такой, туристский: костры, тенты…

Е.П. – И музыка? Кто будет из музыкантов, что изменится среди старых, всем известных команд?

Д.Г. – Да, у нас будет несколько команд, которые уже неоднократно и удачно, на наш взгляд, выступали на "опенах"… Любим мы их музыку. Это группы "Девять", "Карлываныч" из Москвы, "Небослов"… И будет несколько новых команд, несколько более "утяжеленных" по сравнению с предыдущими форматами "опенов": это SOM SOI, Cracked Rombix, DeeDoo The Transformer и другие. Захотелось послушать, как это будет звучать на нашем "опене". У них более тяжелая музыка, более медитативная, более психоделичная и, может быть, необычная…Будет также группа Alizbar – люди, которые играют на арфе, и это пока всё, что я могу сказать о них. По чьей-то наводке я увидел их в Интернете, послушал, дал другим послушать, нам всем понравилось.

Е.П. - Арфа тоже будет, соответственно?

Д.Г. – Да, они собираются привезти арфу, ради чего мы специально для них заказываем автобус из Москвы, на котором они и приезжают своим коллективом со всеми своими инструментами.

Е.П. – Сегодняшний разговор у нас будет проходить в ключе личного опыта по созданию "опенов" - вдруг кому-нибудь пригодится знание, как "из ничего" делаются опен-эйры… И для начала я скажу некоторые вводные данные для тех, кто ничего не знает об этих опен-эйрах. Они некоммерческие, они родились из "голой идеи", их не спонсирует ни одна организация, будь то компания, общество, ассоциация или государственное учреждение. И делающие их люди, как и музыканты, ничего не получают за свои труды. Основная формула этих опен-эйров состоит из музыки, природы и общей приветливости, в ней нет торговли или какого-либо политического пиара. Правильно?

Д.Г. – Торговли в каком смысле? У нас бывают всякие приятные напитки, какие-то вкусности… Скажем так, реально каждый наш опен-эйр обходится примерно от 40 до 60 тысяч рублей, это минимум. Техническую и информационную поддержку нам оказывает несколько спонсоров, в том числе Zelenograd.ru и несколько других организаций, а деньги идут из нашего собственного кармана. Торговля и наша "волшебная шляпа", с которой в середине акции кто-то из девочек проходит "по людям", пытаясь приобщить их к нашему бюджету (конечно, не в обязательном порядке, просто как пожелание) - это лишь попытка хоть как-то восполнить наши расходы. Потому что хочется это продолжать, однако, если бы мы каждый раз делали "опен" с таким "минусом", это было бы трудно. А очень хочется еще таких фестов.

А.Э. – Дима, например, по прошлому году какой был "минус"?

Д.Г. – В прошлом году "минус" был самым маленьким, мы практически вышли "в ноль" - ну, может быть, несколько тысяч рублей разница составила.

А.Э. – Но есть цель такая – заработать?

Д.Г. – Сейчас – нет. Я думаю, и не будет. Во всяком случае, у меня, поскольку я в качестве организатора бизнес-процессов и каких-то коммерческих идей – малосостоятелен. Каждый должен заниматься своим делом. И это – "не моё", не моя профессия. Моя роль тут – идеологическая.

А.Э. – А тогда зачем? Я тоже, как ты знаешь, занимался организацией различных мероприятий, спортивных и других… И когда я смотрю на твоё мероприятие, у меня возникает вопрос…

Д.Г. – "Нафига"? :)

А.Э. – Да :) Но если раскрывать это "нафига", то вопрос такой: для "квартирника" это мероприятие слишком большое - если хочешь собраться с друзьями послушать любимую группу, для этого не обязательно идти на природу, афиши делать, приглашать всех окружающих, пытаться их накормить… А с другой стороны, если ты хочешь сделать большое мероприятие, тогда зачем его делать где-то там далеко на Щепке или на Стартовой поляне? Скорее надо искать большую площадку в городе, на которую придет гораздо больше людей, чтобы если и не заработать денег, то устроить действительно масштабное мероприятие, шоу человек на тысячу. Да, шоу приятное для себя, но, тем не менее – шоу. А "опен", он как-то ни то, ни сё. Вроде из "квартирника" он уже вырос - и ушел в лес, куда я, например, не пойду, ну "ломает" меня, хотя и мероприятие, наверное, хорошее и будь оно где-то в парке рядом с домом, я бы наверняка пришел.

Е.П. – Небольшой акцент: такой вопрос обычно возникает у рациональных людей.

А.Э. – Ну вот я – рациональный человек :)

Д.Г. – Я бы сказал так… Сейчас попробую сформулировать… Проще сказать так: нам нравится работать в таком формате и ради него мы готовы терпеть не только риски, но и возникающие из-за этого убытки, которые мы хотели бы и пытаемся минимизировать. Но нам нравится именно так: приглашать группы, которым нравится работать на природе. Будет больше народа приходить – хорошо. А если говорить о концертной площадке в городе - такая идея была неоднократно, но ее реализации мешает целая куча причин. Первая: нельзя, например, шуметь после 22-23 часов. Это немедленно исключает некую мистику, которая рождается у нас ночью и сохраняется до самого утра, среди костров, песен и каких-то всеобщих "движух".

А.Э – Ваш формат несовместим с городом?

Д.Г. – Музыкальная часть формата – вполне совмещается. Более того, очень хотелось бы пригласить некоторые из групп, которые у нас играли, выступить на большой городской площадке, чтобы донести их музыку до людей. Ну и ребятам сделать приятное. Но другие составляющие "опена" - некая непонятность того, что и как там будет, какие-то сдвиги в программе и т.п… Но это скорее радует.

Е.П. – Ну а потом, как мне кажется, акцент делается именно на "outdoor"-сообщество: костры...

А.Э. – Я могу пойти в парк, уже лето, поставить мангальчик … Это уже не то, да?

Д.Г. – Да, "outdoor"…Лично мне кажется, что в городе атмосфера все же немного не та, что у нас сложилась. Для того, чтобы послушать музыку, согласен - некоторые группы просто созданы для того, чтобы играть днем, перед совершенно трезвой или не сильно выпившей аудиторией. Но если говорить о какой-либо "движухе", то ее лучше делать на природе...

А.Э. - …Когда и люди уже слегка выпили, и костер горит, и темнеет...

Д.Г. – Тем более, то, что мы делаем это на природе, позволяет сразу отсеять каких-то нежелательных людей, которые приходят "набухаться" да поорать.

Е.П. – Да, далеко в лес такие не пойдут :) Но, как мне кажется, есть такой еще момент: например, фестиваль "Пустые Холмы" - он тоже появился из некоего дружеского круга, и тоже проводится подальше от города. В прошлом году это было такое место, в которое добрались только "самые-самые": те люди, которые уж очень хотели там побывать.

Д.Г. – Насколько я слышал, там в прошлом году машину можно было поставить километров за десять до фестиваля. Не знаю, сколько реально народа там было, планировалось тысяч 60–80… Да, и грязи – по колено… К сожалению, погода – очень сильно определяющий фактор. Причем не только для гостей, которым, разумеется, не слишком нравится слушать под дождем, но и для организаторов: которым добавляют хлопот кучи грязи, опасения того, что мало людей придет, и поэтому продаж будет меньше и затраты "не отобьются", что чувствительные музыкальные инструменты окажуться в высокой влажности, а это тоже очень не хорошо.

Е.П. - Да, публике со стороны незаметно, насколько сложно это всё делать… Не только прийти, но и организовать всё, и находиться там два дня.

А.Э. – А как вы обычно боретесь с погодой? Я говорю не о тентах и шатрах, но - вы на прогноз смотрите? Вот видите – дождь беспросветный, и что?

Д.Г. – У нас только однажды был такой момент - когда в прошлом году, в мае был такой беспросветный и непролазный дождь, прямо адский. Тогда мы на Стартовую поляну как раз привезли самую дорогую аппаратуру, какая только была на наших "опенах" - мощную, 10-киловаттную, профессиональную, вместе со звукорежиссёром… И дождь зарядил на несколько дней подряд.

А.Э. – И вы в таких случаях не отменяете мероприятие? Ничего уже нельзя сделать? Просто смотрите на ситуацию и говорите "Ну да, дождь…"?

Д.Г. – Ничего не отменяем. У нас несколько раз было так: погода обещает дождь на выходные, они приближаются, вот уже пятница… Дождь, мокро, грязно… А в субботу – солнце светит! И так было раза три, наверное, из наших шести-семи "опенов.

А.Э. – Вы на чудо надеетесь, да?

Е.П. – Это называется "нашаманить"

А.Э. – Ну да, это иррациональная такая штука - надеяться на чудо, невзирая на прогноз погоды :)

Д.Г. – А некоторые из нас даже не удивляются: "Ну да, так и должно быть!"

Е.П. – Естественно, когда много хороших людей собираются в одном месте… Не всегда же это йоги на Красной площади, которые разгоняют облака… :)

Д.Г. – Это очень смелая связь, но я не готов сказать, кто хороший, а кто нет, и кому чего за что будет :) Ну, в общем, мы не обращаем внимания на погоду. Единственным вариантом, когда мы бы отменили "опен" - да и то, делать это надо не в последний момент, а за несколько дней, оповестив всех, в том числе и через городские афиши, чтобы люди не пришли и не "обломались" - единственным вариантом мог бы стать случай, когда прогноз говорит о дождях на ближайшие две недели, настоящем "сезоне дождей" со всей фигнёй…

Е.П. – А что там сегодня в прогнозе?

Д.Г. – В прогнозе на первую половину недели - все нормально, в выходные – облачно, небольшой дождь. Ну посмотрим, бывало и так, это не страшно.

Е.П. – Хорошо. Раз мы уже начали разговаривать о "кухне" приготовления опен-эйров, я задам такой конкретный и прямой вопрос: откуда именно берутся деньги и прочие материальные ценности? Для широкой публики это не очевидно, все предполагают наличие некоего спонсора…

Д.Г. – "Опены" происходят так: наступает время, когда пора. И кого-то из нас посещает мысль "А не провести ли "опен", время вроде пришло?.." Мы собираемся, и для начала, в качестве первого шага, принципиально решаем, проводить его или не проводить.

Е.П. – За сколько времени это происходит?

Д.Г. – В последнее время уже пораньше, не за две недели, а за полтора месяца :)

А.Э. – Я знаю, что подготовка к ежегодным большим мероприятиям начинается сразу после завершения предыдущего. И это очень правильно, так как еще свежи в памяти воспоминания обо всех ляпах и, начав подготовку, сразу "расписав" какой-то проект, можно учесть все эти ошибки. Вот так вами не делается?

Д.Г. – Это совершенно правильная тактика. К большому сожалению, у нас еще настолько не поставлена организация этого процесса. Мы собираемся позже… И вообще, нам не хватает некоего регулирующего механизма или человека, который мог бы все держать в голове, всю эту схему, вовремя раздавать всем задания и распределять обязанности, чтобы каждый занимался своим делом. Мы еще только приходим к этому.

Е.П. – А ты как считаешь, "опен" уже стал регулярным? Можно говорить о том, что он проходит постоянно весной и осенью?

Д.Г. – Нет ничего более постоянного, чем временное :) Касательно денег и "кухни" – вторым шагом мы решаем: "Наш "опен" стоит таких-то денег (40-60-70 тысяч рублей), кто готов сколько дать?" И сразу находится какое-то количество денег, примерно до половины. Ну а раз половина есть, вторую уж где-нибудь, да найдем, и всё получится. В этот раз, например, есть два человека, которые неожиданно дали денег. Один ко мне "стукнулся" ВКонтакте, сказал: "Привет, классно, что такое мероприятие, готов дать 15 штук"… И второй человек тоже дал 10 штук, еще кто-то по сколько-то… В общем, наберём мы эту сумму, несомненно.

Причем, когда мы перед фестом собираем деньги, мы говорим, что еще не факт, что они вернутся. Вернутся ли они вообще, или вернется их часть – непонятно. Многое будет зависеть и от погоды, и от продаж, и от всего остального.

Е.П. – В общем, каждый дает столько, сколько он рассчитывает не вернуть.

Д.Г. - Мы, как костяк организаторов, сразу отдаем деньги и мысленно с ними расстаемся. Сразу, кто сколько. Я, например, несколько раз отдавал штук по 10, на прошлом майском "опене" - даже еще больше.

А.Э. – Дима, а спонсоров вы не пробовали привлекать? У вас "outdoor" тематика - есть же, скажем, спортивные магазины в Зеленограде (тот же Z-Sport, 4Sport) либо компьютерные магазины, популярные среди молодежи… Для магазина 5-10 тысяч рублей - это не так много, а вы, например, баннер повесите или листовочки раздадите…

Д.Г. – Дело в том, что у нас, в сравнительно небольшом городе, все эти зоны, как мне кажется, поделены. Я не вижу конкурирующих магазинов, у каждого - своя зона, поэтому им эта реклама – пофиг. Или я ошибаюсь?

А.Э. – Я не знаю. Но вы пробовали или нет? Или умозрительно решили, что такая схема не сработает?

Д.Г. – Нет, не умозрительно. Я общался с некоторыми людьми, в том числе с Машей из Z-Sport, с другими…. И в общем, получается, что им это не особенно интересно.

Е.П. – Но это – вынужденная штука, или идеология "опена" все-таки не строится на отсутствии коммерческих спонсоров?

А.Э. – Нет, ну какая идеология? Деньги надо же получить!

Д.Г. – Нет, это не идеология. Идеологией было бы, если бы сейчас пришла политическая партия и начала бы нас склонять делать "опен" под её политическим флагом. И мы отказались бы с вероятностью 99,9%. А насчет спонсоров… Да нет проблем, я думаю.

Е.П. – И нет спонсоров :)

Д.Г. – Если мы дойдем до определенного формата нашего "опена" и люди точно будут знать, чего им ждать, если это будет некий "продукт" определенной ценности - тогда об этом можно будет говорить со спонсорами. Но сейчас у нас достаточно много "плавающих" параметров, хотя количество зрителей уже вполне ощутимое.

А.Э. – 300-400 человек, о которых ты сказал в начале передачи, это много!

Е.П. – Да, но если пойдёт дождь, то это и будет весьма "плавающим" параметром…

Д.Г. – Да, в дождь они превратятся в 150–200 человек.

А.Э. – Понимаешь, эти 400 человек могут даже и не придти – но они, так или иначе, уже "варятся" в этой информации, которую подпитывают и спонсорские сведения. Когда ты анонсируешь мероприятие, ты говоришь: "Спонсор – магазин Х". И эти 400 человек, которые может быть даже и не придут на мероприятие, но которым эта тема интересна, воспринимают эту информацию. На самом деле все так и делают. Очень многие организаторы завязывают проведение мероприятия на наличие спонсоров: не нашлось спонсоров – нет и мероприятия. Это, на мой взгляд, порочная, но на самом деле – общепринятая практика.

Д.Г. – Я думаю, когда мы проведем это мероприятие, мы потом сядем и посмотрим некую статистику. Это будет уже шестое или седьмое такое мероприятие…

А.Э. – Для спонсоров это тоже показатель - что мероприятие стабильно проходит уже седьмой раз. Это уже не какие-то "ребята с улицы"…

Д.Г. – Если мы увидим статистику - что стабильно приходит столько-то людей и так далее - вот тогда будет о чем говорить. Потому что первые мероприятия начинались просто так…

Е.П. – А вот, кстати, расскажи, как они начинались – опен-эйры? И вообще, откуда они взялись, что было до них?

Д.Г. – До первых мероприятий у нас принято было компанией ходить в выходные в лес, играть песни у костра. Причем не втроем-вчетвером, "шашлык – водка – нажраться", а приходим на весь день, компанией в десять-двадцать человек, играем во что-то, говорим на наши "аутдорные" темы… А потом у нас образовались знакомые группы - "Аэроглиф, "Небослов", другие – и мы захотели попробовать поиграть музыку на воздухе, "это так прикольно, наверное!". Ну считали, что притащим пару колонок, да и сыграем.

Е.П. – И не в акустике, а с аппаратурой, это еще прикольнее?

Д.Г. - Да, электричество было с первого "опена". Только оно было не слишком мощное и тяжелое, как раз на компанию небольшую. Но это было здорово. Первый "опен" проходил без ударной установки, у нас было просто несколько этнических барабанов, джембе, дарбуки, было несколько электрогитар. Получилось вполне мило, нам всем понравилось. "Давайте еще раз попробуем?" – "Давайте!" И так с каждым разом…

Е.П. – А новые люди сразу стали приходить, или поначалу это в основном было для своих, для друзей, для тех, кто ходил уже с вами?

Д.Г. – Первый "опен" был для своих, позвали всех приходить и приводить с собой друзей. Второй… наверное, тоже для своих, но мы уже объявили о нём где-то в ЖЖ, еще где-то раскидали информацию, хотя сильно не пиарили. А потом поняли, что вроде как нормально получается, стали людей еще приглашать.

Е.П. – А вот когда ты их придумывал, когда они создавались, ты вспоминал такие вещи, как "Пустые Холмы", слеты авторской песни, которые еще раньше были, или, скажем, "Вудсток"… Стояло что-то перед глазами?

Д.Г. – Нет, я на них не ориентировался, ничего такого. Потому что я практически никогда не бывал на песенных слетах и один раз был на "Пустых Холмах". Но там конечно совершенно другой уровень, понятно, что там всё по другой схеме делается… Если мы еще пытаемся где-то "выжимать", экономить деньги по мелочам, то в нормальных и развитых рабочих проектах сразу известно, сколько и на что требуется денег - на доставку и так далее, - и эти суммы точно необходимо найти по-любому.

Е.П. – То есть ты считаешь, что Пустые Холмы делают уже профессионалы…

Д.Г. – Я не сомневаюсь в этом. Потому что делать такое мероприятие… И более того, у них – такая офигенная харизма, что столько людей к ним приезжает, волонтеров, за неделю до феста бросают работу, строят там всё… Наверняка сама подготовка к самому фесту "Пустые холмы" для людей – тоже классная и добрая штука. И у нас бывают подобные ситуации, особенно ярко это было видно на прошлом "опене" на Щепке. В первый день был фест, а на второй – так, какие-то расслабленные посиделки, сборы… И вот уже воскресенье, в час дня, все разошлись, сцена собрана, всё барахло стоит готовое к погрузке… А мы сидим у костра, несколько человек оставшихся, организаторов и музыкантов, и в ожидании машины снова включили генератор, притащили "клавиши", поставили колонки… И хотя нас было на поляне всего-то человек десять-пятнадцать, но это было так офигенно! Еще несколько часов сидели, импровизировали. Еще остался какой-то вчерашний кураж, настроение, психодел… на берегу цветущей Щепки…

Е.П. – Так не тянет вернуться к тому же, с чего начинали? К узкому кругу вокруг костра, где что-то минимальное такое, теплое, своё?

Д.Г. – Да фиг знает… Если говорить о ценностях узкого круга, то главное, наверное, не в том, что круг - узкий, а в том, что общение – теплое, глубокое, душевное.

Е.П. – Я тогда расскажу немного об этих людях, кто они – и в чём их отличие от рациональных людей, которые задают рациональные вопросы об "опене". Весной прошлого года, после первой Стартовой поляны, появилось сообщество "Homo Irrationalez" - сообщество иррациональных людей, которое как раз и объединяет организаторов опен-эйров. Расскажи нашим слушателям, кто все эти люди, откуда они взялись… Это избранные или сумасшедшие? :) Это твои старые друзья?

Д.Г. – Так… Ну вот есть у меня среди знакомых из "Homo Irrationalez" Лена, которая работает на Zelenograd.ru. Она появилась вместе с Владом, солистом группы "Аэроглиф", и сразу начала помогать, и вот уже который год помогает. Почему? Не знаю. Некоторые люди просто пришли на первый "опен" и, видимо, им понравилась его атмосфера… Они на самом деле не совсем рациональные, это люди в поиске себя, они не знают, чего хотят, но вот это, наверное, прикольно. И приколы наших фестов – в том, что в них есть что-то не просчитанное. Даже если мы оказались в большом "минусе" (это – самый популярный просчет) и под проливным дождём – всё равно, есть что вспомнить, отлично было!

Е.П. – Сейчас сообщество Homo Irrationalez в ЖЖ закрыто, прием идет через модераторов? Я знаю, что некоторых из тех, кто хотел бы в него войти, это останавливает.

Д.Г. – В сообществе сейчас закрытыми "постами" идет общение организаторов, а открытыми – вывешиваются какие-то афиши. Если человек хочет присоединиться к организаторам, решить какие-то оргвопросы, он может "стукнуться" к любому из нас и получить "инвайт".

Е.П. – То есть это не сложно. Но может быть, снаружи это выглядит, как какой-то закрытый клан, в который не у каждого хватит наглости влезть, и где все роли уже распределены…

Д.Г. – Совершенно нет! Сообщество закрыто просто потому, что у нас на одно публичное сообщение приходится 30 – 50 своих личных разговоров. И если человек, которому просто интересно посмотреть афишу, зайдет к нам в сообщество и увидит большую кучу "постов" - вроде "где берем генератор" или "где встречаемся" или "где вешаем афиши"…

Е.П. – Может быть, наоборот, стоит сделать всё это открытым, чтобы все понимали, как организация опен-эйра устроена изнутри?

Д.Г. – Если я хоть немного понимаю психологию людей, большинству это как раз не интересно. Большинство людей хотят придти и поучаствовать в каком-то мероприятии. И для них, если мы откроем все свои "посты", это будет выглядеть как просьба, чтобы они пришли, мол, смотрите, какие мы тут герои... Кто хочет – тот присоединится. Но это моё мнение, если ребята с этим не согласны – мы можем и как-то по-другому устроить.

Е.П. – А для тебя что меняется от "опена" к "опену"? Появляется опыт в организации, может быть, легче становится? Круг организаторов становится шире или теснее?

Д.Г. – Как минимум появляется опыт, привычка - уже заранее знаешь, куда чего и сколько потребуется (времени, сил, денег и так далее). Я вот, например, заранее знаю, что транспортировка самой тяжелой части – аппаратуры и сцены – потребует примерно 5 тысяч рублей в оба конца. Что аренда шатра тоже обойдется в несколько тысяч рублей, и так далее. Кроме того, мы учимся (и уже практически научились) каждый заниматься каким-то своим делом. Вот Лина, например, берет на себя сразу всю кухню – и всё, я спокоен, потому что знаю: там все будет сделано.

Е.П. – То есть, брать ответственность - и отдавать её?

Д.Г. – Да. Человек берет на себя кусок задачи и своими силами (либо с привлечением других, как угодно) решает её до конца. То есть, человек говорит, что он отвечает вот за это, и всё - не важно, как он будет решать проблемы и форс-мажоры, он это должен сделать. Самое главное, что мы все постепенно начинаем понимать свою степень ответственности за то, чтобы всё было полностью готово за час до "опена". У нас неоднократно бывали накладки, но мы постепенно учимся, понимаем, что привозить и подключать аппарат надо еще раньше, на кухню и на готовку надо отправлять еще больше помощников …

Е.П. – На опен-эйр стоит приходить, чтобы - что? Выпить? Послушать музыку? Развести костер и пожарить шашлычок? Петарды позапускать?

Д.Г. – На "опен" стоит приходить, чтобы его делать вместе с остальными.

Е.П. – Чтобы делать, всё-таки? А можно прийти, чтобы самому что-то спеть в микрофон?

Д.Г. – Да, чтобы делать… Можно и спеть, на второй день у нас полдня можно будет пользоваться подключенным аппаратом, будет "свободный микрофон". Но все же не такой совсем "свободный", как мы предполагали с самого начала. Мы стараемся сохранить даже не формат, а тот внутренний посыл, который несет человек. Например, у нас на "опенах" так сложилось, что не приветствуется, чтобы человек нёс какую-то агрессию в массы. Мы сами не такие, а "опен" делается нами, и так сложилось…

Е.П. – То есть будет предварительное прослушивание? Сначала их в кустах где-то прослушают, и только потом пустят к микрофону?

Д.Г. – Да по записи в интернете. Например, мне ребята пишут ВКонтакте, мол, можно нам у вас выступить? Ну и слушаешь записи и говоришь: кому-то "можно", а кому-то – "нет".

Е.П. – А можно ли прийти на опен-эйр, чтобы реализовать какую-то свою собственную затею, маленькую или большую? От плетения фенечек для трех человек до коллективного мастер-класса по степу?

Д.Г. – Конечно, все что угодно, приветствуется любой человек, который может привнести что-то свое. Ну вот, например, моя роль в этом "опене" - пригласить некоторые группы, и некоторые вещи сделать для того, чтобы они выступили, и людям их музыка понравилась. И любой человек может сделать всё что угодно. Давайте пробовать! Может кто-то придет и сделает офигенную фотовыставку, или организует какой-то конкурс или какие-то развлечения… а может наоборот - скажет, мол, давайте помолчим, часок помедитируем… Если это будет нравиться – давайте пробовать! Я очень хочу, чтобы мне что-то предлагали.

Е.П. – А ты какие-то свои мечты на этих "опенах" реализовал? Например, ты мечтал пригласить Умку – тебе просто хотелось с ней самому пообщаться или ты мечтал, чтобы ее услышали в Зеленограде?

Д.Г. – Первая мечта была – это первые организаторские успехи: "клёво, вот этих пригласил выступить, а эти пришли их послушать, и всем понравилось!". Офигенная была такая благодарность внутренняя. А Умка – это вообще… Совершенно отдельный момент моей жизни. Умка сыграла в моей жизни очень важную роль: когда я в 17 лет услышал ее песни, у меня тогда случился первый автостоп в Крым, хипповская жизнь… Это очень многое изменило и она теперь у меня в душе навсегда. И когда я написал ей письмо - она согласилась у нас выступить! И приехала, и в конце мы вместе с ней спели песню… Для меня это был… просто взрыв Вселенной! Это было до нереальности здорово!

Е.П. – А почему ты делаешь всё это в Зеленограде? Ты ведь сам – не из Зеленограда?

Д.Г. – Нет, я из Норильска. Там родился, закончил школу, а потом приехал сюда учиться, по стопам отчима. Он закончил МИЭТ, вот и я приехал сюда учиться. Зеленоград – это здоровский город, очень позитивный и солнечный, и люди здесь хорошие, более светлые и в чем-то более продвинутые, как мне кажется.

Когда я в 17 лет сюда приехал, начал учиться - несколько раз учился на первом курсе… Учиться мне не хотелось, я ездил автостопом, радовался жизни, вечно тусил с гитарой и так далее. При этом у меня был способ нормально зарабатывать, на промышленном альпинизме. Потом я решил, что надо менять свою жизнь: снова поехал в этот темный, дурно пахнущий и экологически грязный Норильск, чтобы поработать в механизме под названием "комбинат". Несколько лет я там пожил и снова вернулся сюда, уже закончив на этом свое хипповское детство.

Е.П. – Ты коснулся альпинизма … Скажи пару слов о другом своем инициативном проекте о хижине на Эльбрусе. Почему тебе пришла в голову такая идея?

Д.Г. – Мне нравится альпинизм, я с уважением и с восхищением отношусь к людям, которые восходят на горы - насколько они сильны, насколько они могут быть сильнее, чем допускают даже возможности человека. Для меня это важная область я тут еще и свои личных тараканов разгоняю на тему преодоления, борьбы с собой, "надо это или не надо" и так далее. А насчет Эльбруса… Он тоже был моей мечтой.

Небольшая справка: Эльбрус – это высшая точка европейской Евразии и потому он притягивает к себе кучу людей. Причём в большинстве случаев людьми движут амбиции, поскольку в качестве альпинистского объекта, с точки зрения техники альпинизма, эта гора особой сложности не представляет, из шести возможных в этом виде спорта категорий сложности Эльбрус имеет только вторую: фактически там идёшь по тропе пешком до самой вершины.

Проблема состоит в том, что неопытные люди не имеют представления, как их организм будет себя вести на высоте, сколько у него осталось внутренних ресурсов и в какой момент обязательно надо развернуться. Вовремя развернуться – это одна из важнейших вещей! Когда я сам это понял, и понял, как там себя ощущает человек, какие там существуют опасности… А опасность, в сущности, простая: пришло облако, пришла непогода и ты оттуда не вернешься. Эту тропинку, по которой все ходят, при нормальной непогоде заносит не то что за час – за десять минут, как не бывало! И каждый год, регулярно, на Эльбрусе погибает от десяти и более человек.

Людьми движут амбиции, они год готовятся, наконец, приезжают, взяв отпуск специально для восхождения на Эльбрус на пару недель или даже на 10 дней (турфирмы сейчас гоняют даже и за 7 дней). Они готовятся, готовятся, готовятся…Наконец – всё, остается 3 дня, пора идти на гору. А погоды – нет!

Е.П. – И независимо от погоды - идут?

Д.Г. – А послезавтра уже обратные билеты на поезд или на самолёт. Готовились, настраивались, друзья ждут дома – "ну как это, я так не могу, я готовился год, приехал на офигенную гору – взять и развернуться? что я ребятам скажу?"… И люди идут. И всё.

А идея хижины появилась в один из таких моментов, в 2006 году, когда на гору пошла группа из двенадцати человек, из которых вернулся только один - остальные замерзли наверху, заблудившись и не имея возможности выкопать пещеру в твердом, как доска, снегу.

Е.П. – И для тебя это послужило толчком к тому, чтобы что-то сделать, чтобы такое не повторялось?

Д.Г. – Мне было крайне жалко этих людей, которые погибли, и это было крайне глупо! Бывают в жизни рискованные, но взвешенные решения. Не буду вдаваться в подробности, но, на мой взгляд, это была тактическая ошибка. Я начал писать по форумам, мол, давайте построим хижину или еще что-то. Оказалось, там хижина была уже в советские времена. Как мне представлялось, чтобы построить хижину на Эльбрусе надо было взять какой-нибудь вагончик и закинуть его туда вертолетом. Хижину предполагалось ставить на седловине меж двух вершин, на высоте 5300. Но чем больше я изучал разной информации, тем больше понимал, что это целый серьезный проект, требующий ресурсов, денег и так далее. Начиная с того, что ветер там может достигать скорости 200 км/час - при такой скорости человека просто уносит… И я писал письма с этой идеей в разные инстанции. Я очень хотел, чтобы эта хижина была. И потому потратил очень много усилий. Позже появились уже заинтересованные официальные организации…

Е.П. – То есть сейчас проект заработал?

Д.Г. – Сейчас проект работает.

Е.П. – Поскольку у нас осталось очень мало времени, попытаемся подвести какой-то итог. Как тебе кажется, что толкает тебя на реализацию разных таких идей - это шило в одном месте, организаторский талант или что-то еще?

Д.Г. – Это – не талант. Это – моя личная слабость. Но не только :) Мне нравятся красивые вещи, красивые люди…

Е.П. – По-твоему, каждый способен этим заняться? Что нужно, чтобы сделать первый шаг – сделать что-то для всех? Толчок какой-нибудь? Было у тебя что-то такое?

Д.Г. – На мой взгляд, у любого человека получится дело, если он хочет это сделать.

Е.П. – Но ведь это редкость - люди, которые хотели бы что-то сделать и шли на это. Что их останавливает? Тебя что-нибудь останавливало, ты задумывался, например, что люди могут не прийти на опен-эйр?

Д.Г. – Меня могло остановить только если бы я в голове представил картинку и понял, что это не достойно существования. Если в итоге получается что-то не то, не нравится что-то… Ну тогда давайте попробуем сделать по-другому.

Е.П. – Напоследок скажи пару слов о "Homo Irrationalez" и тех идеях, которые еще у них есть. Они же шире, чем только организация опен-эйров?

Д.Г. - На самом деле все наши мероприятия – это результат импульсов. В прошлом году был импульс – "У нас же есть альпинисты! Это клёвое занятие, давайте расскажем, как это происходит! У нас есть куча фоток, красивых слайдов, так давайте проведём лекцию, снаряжение дадим потрогать…" И прошла лекция по альпинизму, мы пришли в Парк Победы, принесли тент, видеопроектор, снарягу, и было человек 30 зрителей.

Я понятия не имею, какое может сложиться еще мероприятие, но думаю, что если хотя бы нескольким из нас какая-то идея что-то сделать понравится – давайте делать! Это наше хобби, а не бизнес.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Елена Sbt
20 мая 2010
ССССссссссссс! "В этом году опен-эйр пройдет 22 мая на Стартовой поляне под Менделеева — это его новая, "весенняя" площадка. " - под МенделеевО!
Александр Эрлих
20 мая 2010
Исправили. Спасибо за замечание.
Бесаме Мучо
24 мая 2010
И зря исправили-то.
Александр Эрлих
24 мая 2010
Почему это?
Может быть "под Менделеевым"? :)
Бесаме Мучо
25 мая 2010
Может быть "под Менделеевым"?
Грамота.ру настаивает, что под МенделеевОм.

Ответ справочной службы русского языка:
Рядом со Строгином, за Останкином - если речь идет о географических названиях.
http://www.gramota.ru/spravka/buro/search_answer/?page=3&s=%D1%F2%F0%EE%E3%E8%ED%EE
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран