8
Расформирована зеленоградская спецшкола для «трудных» подростков 26.09.2014 ZELENOGRAD.RU
С сентября школа №8 для детей с девиантным поведением — проблемами правового поведения и адаптации в обществе — прекратила своё существование. Этаж, который она занимала в большом школьном здании на Березовой аллее (корпус 428а), теперь пустует, учеников распределили по другим школам города.

Фото Сергея Дуванова (msk.mr7.ru)

Об этом Zelenograd.ru стало известно из собственных источников. Официально учреждение вошло в состав комплекса школы 618, фактически с 1 сентября ни детей, ни педагогов, ни администрации в школе больше нет. В школе 618 не смогли оперативно пояснить причину расформирования школы и куда дели детей.

Спецшкола №8 была создана в 90-х годах для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, подвергшихся психологическому насилию, отказывающихся посещать уроки или испытывающих трудности в общении с родителями.

Школа занималась профилактикой при помощи системы развития личности подростков, которые нуждались в особой заботе и защите, их педагогической и психологической реабилитацией, корректировала поведение учеников в обществе и отвечала за освоение ими обязательного минимума общеобразовательных программ 5-9-го классов. Дети учились в небольших группах максимум по десять человек в режиме полного дня, что давало возможность педагогам плотно работать с учениками, занимать их досуг и ограждать от «улицы». Число учеников было небольшим — несколько десятков человек.

Предыстория: присоединить нельзя ликвидировать

Проблемы у маленьких «особых» школ, подобных спецшколе №8, начались еще в конце 2010 года — стартовал процесс слияний образовательных учреждений в комплексы: в Зеленограде это в первую очередь затронуло «школы здоровья» 1701-1704, а также коррекционную школу 1710 и школу №8, которые делили между собой одно школьное здание. В свете введения нормативно-подушевого финансирования чиновники от образования предсказывали им скорый финансовый крах и предлагали избежать его, войдя в состав крупных образовательных холдингов. Эта судьба вскоре постигла начальные «школы здоровья», несмотря на первоначальный протест родителей.

У школы №8 как у специализированного учреждения некоторое время сохранялся поправочный коэффициент, увеличивающий её субсидию от государства в три раза — на одного ученика приходилось почти по 500 тысяч рублей в год. Но, помимо денег, сыграли роль оценки: школы 1710 и №8 стали аутсайдерами рейтингов образовательных учреждений Москвы и Зеленограда из-за низкой успеваемости своих небеспроблемных учеников.

Поначалу специфику школы №8 планировали сохранить, перемещая учеников в другие школы целыми классами. «У нас вариантов очень много, — говорила в декабре 2010 Анна Халева, глава зеленоградского управления образования. — Но мы не собираемся внедрять учащихся школы №8 в какие-то школы по одному, разбросав по классам. Речь может идти только о том, что эта школа станет каком-либо структурным подразделением другой школы, например, разместившись в отдельном её крыле. Дело в том, что сейчас в этих школах маленький контингент: в школе 1710 — около 100 человек, в школе №8 — около 30. Их проще переместить в какое-либо другое полупустое здание, а это здание полностью отдать. Его проектная мощность 550 человек, там можно было бы разместить начальные классы какой-то школе, которая пользуется спросом».

«Нам говорили, что наших детей переведут в любую школу, куда родители захотят, переведут целыми классами вместе с преподавателями. — Рассказывала в интервью Zelenograd.ru Елена Богатчук, мама одной из учениц школы. — Наша школа была создана на основании федерального закона „Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ 1999 года, когда такие школы появились по одной в каждом округе Москвы. Ликвидировать нас могут только, когда не станет правонарушений среди подростков. Разве это произошло? Нет. Мы согласны на расширение школы, тем более, что таких детей, как наши, по Зеленограду предостаточно».

На форуме Zelenograd.ru читатели активно обсуждали ситуацию и задавались вопросом, понравится ли другим родителям и школьникам, если к ним придут подобные дети, состоящие на учете в милиции и испытывающие трудности в социальной адаптации. И если в случае коррекционной школы 1710 инклюзивное образование для её учеников, систематически отстающих от школьной программы, отстаивали специалисты Психолого-медико-педагогической комиссии Зеленограда, то пользу школы №8 никто не оспаривал — но никто и не защищал: обходились же раньше, до 90-х годов, без таких заведений.

Школа 1710 прекратила своё существование к сентябрю 2011 года — на её этажах прошёл ремонт и разместились начальные классы комплекса 618. Последней точкой в старой истории стало исчезновение школы №8.

Постскриптум

С уважением и благодарностью к спецшколе относились те родители её учеников, которые продолжали нести ответственность за своих нестандартных детей и осознавали всю сложность их положения в системе стандартизованного образования. Вот история Елены Богатчук и её дочери из интервью 2010 года.

«Мой старший ребёнок ходил в эту школу. Дочь не совершила ничего противоправного, она просто перестала посещать ту общеобразовательную школу, в которой училась. Естественно, я, как мама, не могла это оставить просто так. Куда я только не обращалась! Что характерно, было два заседания Управления образования, на которые куда нас приглашали и „разбирали“ и меня, как родителя, и моего ребёнка, но никто нам не рассказали о существовании школы №8.

Когда я сама обратилась в отдел милиции по делам несовершеннолетних на „Берёзке“, на меня там посмотрели, как на какую-то сумасшедшую мамашу, которая „припёрлась“ в милицию и просит: „Сделайте что-то с моим ребёнком!“ И сказали: „Ваш ребёнок ничего не свершил, мы не имеем права вмешиваться в вашу семью“. Я говорю: „Ну, давайте сядем, сложим руки и подождём, пока она что-то совершит“. И вот там мне посоветовали: „У нас сейчас созданы комиссии по делам несовершеннолетних при муниципалитетах. Обратитесь туда, может быть, они вам чем-нибудь помогут“.

Когда я пришла в комитет по делам несовершеннолетних, там оказались действительно замечательные люди, которые объяснили, что существует такая школа №8, в которой действительно всё сделано для детей, чтобы они могли там почувствовать себя нужными обществу. И действительно, всё так и есть.

Перевод в эту школу — не клеймо, а реальная возможность для ребёнка. Этим летом с нашего зеленоградского канала „Доверие“ ко мне домой приходила съёмочная группа, и мы с дочкой давали интервью. Мы пытались объяснить всю эту ситуацию родителям Зеленограда, потому что я прекрасно знаю, что мы не одни такие, вокруг много детей, которые из-за нынешней социальной обстановки попадают в трудные ситуации. Эти дети ещё ничего не нарушили, не переступили черту закона. Если человек поскользнулся в раннем возрасте, нельзя на нём сразу ставить крест.

В нашей школе всё сделано для того, чтобы такой ребёнок чувствовал себя там хорошо. Дети зарабатывают огромное количество грамот, становятся чемпионами. Вот последний результат — в нашу школу, в 6-й класс пришёл ребёнок, полгода проучился и завоевал кубок по настольному теннису, привёз его из Москвы. Звонили директору школы: „Вы, наверное, какое-то подставное лицо привезли!“ Понимаете? Дети, попадая в эту школу, чувствуют себя совершенно по-другому, они раскрываются. А взять эти беспорядки, которые недавно были и в Зеленограде, и в Москве — движения молодёжи объявили войну кавказцам и обещали им резню. Ведь наши дети все были в школе, никто в этом не участвовал! А если бы не было этой школы, где бы они были? Они бы все были там».

Нужно ли трудных подростков обучать отдельно?



Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Проголосовали 424 человека
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Оксана Пучинина
26 сентября 2014
Остался интернат №7. Последний бастион...
Опрос некорректный. Дело же не в изоляции, а в создании особой атмосферы, которую и невозможно создать в "мясокомбинате" на 2000 человеко-учеников, да и никто особо и не парится по этому вопросу. Обычная школа, да простят меня родители - для среднестатистических детей, для "зубчиков гребенки". Если ребенок чуть "ниже" или "выше" - его ждут проблемы. Одного "обкатают" и "причешут", другой не покорится. И слава Богу, если, перебрав несколько школ, родители найдут такую школу/класс/учителя, которые готовы будут приложить несколько больше усилий, найти с подростком общий язык. А если нет - что делать?

Надежда Викторовна, еще и еще раз спасибо вам и всему коллективу за ваш ежедневный педагогический подвиг. Мы все знаем, как на вас давили, как лгали на голубом глазу, как запугивали. Вы сделали всё, что могли, но нашей системе не нужны честные, порядочные и профессиональные люди. Сойдут и Халева с Драгункиной...
Школа-интернат №7 специализируется на детях с УО, если лапы инклюзива протянутся и на это учреждение, просто жалко учителей общеобразовательных школ, они не готовы и не обучены работать со всеми категориями детей, с "особенными" детьми. Возможно институт тьюторства должен как-то решить проблему. Родители должны знать о возможности сопровождения ребенка с ОВЗ тьютором. Но приставят ли "надзирающего" к каждому нуждающемуся ребенку - большой вопрос.
Оксана Пучинина
27 сентября 2014
Но приставят ли "надзирающего" к каждому нуждающемуся ребенку - большой вопрос.
на какие деньги?

Проблемы любых нестандартных детей теперь только проблемы самих нестандартных детей...
http://www.miloserdie.ru/articles/roditelskoe-sobranie-chto-takoe-zatratnye-deti
http://asha-chokerbali.livejournal.com/35400.html
Не могу точно сказать по финансированию, в северо-западном округе год назад это был пилотный проект. В бывшем кувшиновском саду точно есть один ребенок с тьютором. Летом искали тьюторов мамочки деток аутистов из Кашенкина луга, отсюда делаю вывод, что финансирование есть, да и статья в законе тоже имеется, но подробностей не знаю, к сожалению.
Юрий Евстифеев
29 сентября 2014
Во времена Сталина это называлось вредительством и сурово наказывалось.
Евгения Рыжова
29 сентября 2014
У дочери в параллельном классе (6 класс) учится такой мальчик, который уже сейчас держит всю школу на ушах. И ему бы как раз в такую спец.школу. Очень нужны они, эти школы. Такие дети есть и к ним по всем фронтам нужен особый подход.
Анна Николаевна
29 сентября 2014
Осталось ещё зоны распустить.
Дело не только в "нехороших" детях, есть ведь ещё и дети пострадавшие от насилия, у них и так психика подорвана, а их в обычную школу, где толпы со своими порядками и беспорядками... у них же совсем крышу сорвет и замкнутся ещё больше. Что ж у нас делается-то в стране?! Родные родители от государства могут получить всё что угодно, т.к. это "в интересах ребёнка", их можно прижимать, нагибать и терроризировать, вплоть до лишения род. прав, а тут наоборот - картина маслом, детям делает государство жизнь хуже, явно против их интересов, нарушая их права и даже безопасность и это типа так и надо!!! За что это детям из обычных школ и за что это детям из спецшкол, а учителям теперь вообще надо спецобучение! ведь учителя для всех, это совсем другой подход в отличие от педагогов для "трудных" детей, пострадают только все стороны! Берегите мамы дочек, берегите сыновей. Так было хорошо в городе со школами раньше и такая мясорубка сейчас! мало детям ГИА и ЕГЭ, которые уже переименовали))), так теперь объединения, теперь трудные одноклассники итп итд... ДОКОЛЕ??? Скоро сделают платный вход в школу как в метро, а мы будем платить, как овцы бессловесные и радоваться, что детей на улицу не выгоняют.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран