4
Реорганизация зеленоградских школ: мнение родителей 26.12.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru побывали родители детей из двух зеленоградских школ, переживающих сейчас болезненный процесс реорганизации - Анна Волкова, мама ученицы "школы здоровья" 1703, и Елена Богатчук, мама ученицы школы № 8 для детей с девиантным поведением.

Активное обсуждение этой темы идёт в форуме Zelenograd.ru, о причинах реорганизации уже рассказало и Зеленоградское управление образования – интервью с его начальником Анной Халевой появится на портале в ближайшее время. Первыми приглашение в студию приняли родители, с которыми мы обсудили имеющуюся в их распоряжении информацию по реорганизации школ и выяснили их взгляд на сложившуюся ситуацию.

Послушать (47:55)загрузить файл со звуком (33703 кб)

С чего всё началось: собрания, слухи и документы

- Первый вопрос такой: как и откуда вы узнали о будущей реорганизации ваших школ? Слухи об этом появились еще в конце ноября. С чего для вас всё это началось, от кого пришла информация, известили ли вас официально, или это были только слухи?

А.В. – Родители нашей школы 1703 узнали об этом в начале декабря, когда прошло заседание в Зеленоградского управления образования - туда были вызваны наш директор, завуч и десять учителей, воспитатели приглашены не были. На этом совещании учителям официально сказали, что будет реорганизация, что нашу школу планируется перевести под руководство школы 1353 – это школа с английским уклоном, и что вся эта "сборная солянка" будет располагаться в бывшем здании школ 1710 и №8 в корпусе 428а. Собственно, никаких других вариантов директору и учителям дано не было. Поэтому, как им донесли эту информацию, так учителя нам и сказали: "Вы будете в общеобразовательной школе 1353, никакой "школы здоровья", никакого полного дня".

- Говорилось именно о лишении "школы здоровья" этого статуса?

А.В. – Да, конечно. Мы должны были быть начальной школой для школы 1353. Никакого статуса "школы здоровья" у нас автоматически бы не было.

- Сам директор и учителя, когда они вам пересказывали эту информацию, воспринимали её как готовое решение? Или как один из рабочих вариантов?

А.В. – Нет, не было никаких других вариантов. Это был единственный: "Будет так и больше никак, всё".

- Какие-то документальные основания для реорганизации были приведены?

А.В. – Нет, документальные основания приведены не были. Я знаю, что наши директора, по крайней мере, двух школ, были вынуждены подписать "письмо-обращение" на имя, по-моему, Курнешовой - не берусь сейчас правильно назвать фамилию. Письмо о том, что директора сами хотят этой реорганизации. Такое письмо действительно было подписано двумя нашими директорами – школы 1704 и нашей – под давлением. Это ни для кого уже не секрет, под психологическим давлением.

- По-моему, директор вашей школы говорила на собрании, что она не подписывала никаких бумаг?

А.В. – Это директор школы 1702 говорила, что она не подписывала и ни за что не подпишет. К сожалению, были такие моменты, на которые можно было надавить, и наш директор вынуждена была подписать такое письмо. В нём была подпись такого рода: не "ознакомлена с письмом", а "согласна на такую реорганизацию". Хотя, вобщем-то, никто не был согласен.

- Елена, а у вас в школе № 8 когда и от кого появилась информация о реорганизации?

E.Б. – Было собрано родительское собрание, и директор школы объявила о том, что нас тоже якобы закрывают.

- Это было уже в начале декабря?

E.Б. – Да, это было в начале декабря. Директор нашей школы – Надежда Викторовна Кудинова - очень тактичный человек, она никогда в жизни не пойдёт против кого-то или чего-то. Только спустя некоторое время мы от педагогов школы узнали, что её тоже заставили подписать такое письмо, о котором сейчас рассказала Анна. После того, как она подписала это письмо, она собрала родителей детей школы и объявила нам об этом. Естественно, никто из родителей не остался равнодушным. И не останется в дальнейшем.

- Вам было объявлено именно о ликвидации школы? Не о переводе в какое-то другое здание?

E.Б. – Да, именно о ликвидации школы. Если другим школам что-то предлагалось, то нам говорили, что наших детей переведут в любую школу, куда родители захотят.

- Это точно, не было предложено сохранить классы в составе какой-то другой школы?

E.Б. – Когда родители начали возмущаться, тогда уже нам начали это предлагать. Сказали уж, что да, якобы нас переведут в какое-то крыло какой-то школы… Вплоть до последнего сообщения, что переведут вместе с преподавателями.

- О какой школе идёт речь? Конкретно какая-то уже предложена?

E.Б. – Ни о какой конкретной. С другой стороны, если посмотреть на это трезво – зачем это делать? Мы не занимаем никакой детский сад, наша школа находится в школьном здании, мы занимаем всего лишь один его этаж. И для того, чтобы нас перевести куда-то в какую-то другую школу…

- Надо выделить тот же самый один этаж в какой-то другой школе?

E.Б. – Вот именно. Нам нужно выделить какое-то крыло, должны быть выделены деньги на переезд в другую школу. В нашей школе в классах по нормативным актам должны быть не больше десяти человек, больше – нельзя. И вот мы переедем в другую школу, нам выделят классы – а классы в других школах рассчитаны не на десять человек, придётся опять делать перепланировку, перестройку…

- У вас в школе сейчас классы какого-то небольшого размера?

E.Б. – Да, классы в нашей школе маленькие, всё сделано именно под нашу школу. А теперь получается, что нас переводят в другую школу, практически – переливают из пустого в порожнее. На это будут выделены средства. Может быть, их стоит потратить на что-то более благоразумное? А на здание нашей школы будут выделены деньги, чтобы раздвинуть там стены и посадить в классы большее количество детей.

А.В. – Посадить туда наших детей.

E.Б. – В чём смысл – я совершенно не понимаю. Говорилось, что якобы Зеленограду нужно больше детских садов, потому и освобождают помещения.

- Причин реорганизации называется две. Первая – ликвидация очереди в детские сады, для чего нужно освобождать здания, которые используются не под детские сады. Вторая – это подушевое финансирование и переход к финансовой самостоятельности школ, при которой каждая школа будет получать эти деньги на свой лицевой счет - сейчас они приходят в "общую копилку" на все зеленоградские школы. Кстати, Анна Федоровна Халева, начальник Зеленоградского управления образования, сказала, что в Зеленограде 22 школы школы уже финансируются самостоятельно - ваша школа к ним относится, Анна?

А.В. – Наша школа имеет лицевой счёт, но не находится на финансовой самостоятельности. Лицевые счета есть у всех школ уже давным-давно, туда можно перевести какие-то пожертвования. И подушевое финансирование существует уже давно.

- Но финансовой самостоятельности пока нет ни у кого? У других "школ здоровья" нет - у вас есть информация по ним?

А.В. – По-моему, нет. Три "школы здоровья", которые затрагивает этот больной вопрос, не на финансовой самостоятельности.

- И ваши две коррекционные школы, Елена - тоже нет?

E.Б. – У нас совершенно другой статус, школа №8 не является школой коррекции. Наша школа основана на системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это специализированная школа, она создана совершенно по другим законам, существует по другим статьям. А школа коррекции – это школа, где дети не совсем грамотны, их надо как-то немного подтягивать в знаниях.

А.В. – Вы знаете, по новому законодательству, которое сейчас активно обсуждается в интернете – www.zakonoproekt2010.ru , я там очень часто бываю, - относительно таких школ, как школа №8, законом вообще предусмотрено, что вопросы их организации, реорганизации и ликвидации находятся в компетенции субъекта РФ. То есть, исключительно города Москвы, никак не города Зеленограда. Пока этот закон не принят, и у меня не дошли руки посмотреть, как это в нынешнем законодательстве. Но по принятии закона школу №8 сможет реорганизовать или распустить только правительство Москвы.

- А школу 1703 кто сейчас может реорганизовать или распустить? Департамент образования?

А.В. – Насколько я понимаю, да.

- Хорошо. Возвращаясь к вопросу, с которого я начала – в чём именно состояла входящая информация – давайте попробуем определить, какие вообще документы в этом фигурировали?

E.Б. – Никакие.

А.В. – Вообще никакие. Мы неоднократно просили представить документы - на основании чего вообще ведётся проработка реорганизации. Есть ли какой-то план-проект, какой-то указ, приказ, постановление?

- Говорилось неоднократно о каком-то анализе образовательной сети города. Результаты этого анализа вам предоставлялиcь?

А.В. – Нет, ничего. Мы просили выложить это на сайт Управления, выложить официальную информацию о том, что вообще планируется реорганизация - ничего. Там появился только график встреч Анны Фёдоровны со школами. А что это за встречи, они ведь могут носить разный характер? Кроме ответа на мой вопрос о реорганизации на форуме сайта – никакой официальной информации.

- А те письма директоров, о которых вы говорили - вы их видели? Они существуют?

А.В. – Нет, нам их тоже не показали, хотя мы просили.

E.Б. – Когда у нас в школе было собрание, когда к нам приходила госпожа Халева, она сказала Надежде Викторовне – нашему директору: "Вы знаете, это письмо уже ликвидировано". Но ликвидирован лишь её экземпляр. А экземпляр, который был в школе, естественно, педагоги оставили. Мы его никуда никаким образом не денем.

- Но он существует, вы его видели? Я пытаюсь просто понять, существуют ли подобные документы в реальности.

E.Б. – Да.

А.В. – Здорово! Мы даже не видели – покажите нам потом! Очень интересное письмо.

E.Б. – Мы его, правда, не читали. Нам, конечно, просто не дали почитать. Не потому, что не хотели… Мы понимаем почему. Я думаю, вы тоже.

Причины реорганизации: детским садам нужны здания, а школам — ученики

- Хорошо, раз нет никаких официальных бумаг, давайте попробуем проанализировать… Я сейчас прибегаю к мнению родителей, как к мнению экспертов, которые волей-неволей оказались действительно экспертами в этом вопросе. Действительно, ответов от официальных организаций, управления образования Зеленограда, мы тоже некоторое время тоже не могли получить, хотя вопросы были отправлены. Может быть, в Управлении нет времени сформулировать ответы корректно, выверить их и прислать нам…

А.В. – Вы знаете, ведь у начальника есть много заместителей, которые могут выверить информацию, правильно? Я, например, сижу уже две недели постоянно до трёх часов ночи, не смотря на трёхмесячного малыша. Нет времени - это не отговорка. Это ни в коем случае это не оправдывает вообще такое поведение – зарывание головы в песок, как это делает страус, "Я сейчас отмолчусь, а потом либо падишах сдохнет, либо осёл". Нет, есть такое слово "не хочу", нет такого слова "не могу". Всё можно сделать, в том числе и ответить на вопросы. И родители это прекрасно доказали – два часа ночи, а все на форуме.

E.Б. – Тем более, что речь не идёт об одном-двух днях, времени уже прошло предостаточно. Было время ответить и собрать информацию.

А.В. – Можно было и согласовать наши протоколы встреч - трех встреч Анны Федоровны с родителями "школ здоровья". В первой участвовали родители только нашей школы, потом мы пришли с нашим директором, а на третью встречу пригласили инициативные группы всех трёх "школ здоровья". Можно было подписать, согласовать, выверить эти протоколы – это не так сложно.

- А у вас была договорённость о согласовании и публикации этих протоколов?

А.В. – Да, конечно. Более того, Анна Фёдоровна подтверждала, что она их получила. Но мы же тоже не глупые родители - мы отправляли как личной почтой, так и через официальную. Дублировали, чтобы протоколы в любом случае дошли.

- Так или иначе, официальных ответов на момент этого интервью мы не имеем, поэтому я прибегаю к мнению родителей по такому вопросу: на каком уровне появилась проблема реорганизации школ? Сама инициатива – откуда она исходит: из Зеленоградского управления образования, из московского Департамента образования? Высказывались и отсылки к Фурсенко, Путину и ко всем реформам образования, которые сейчас происходят и предполагают, что скоро образование перестанет быть бесплатным и станет намного более платным… Каково мнение родителей по вашей ситуации – в чем её источник?

E.Б. – У меня сложилось такое впечатление, что, скорее всего, пока это только Зеленоградское управление образования.

А.В. – Что касается подушевого финансирования – это, конечно, федеральный уровень, с этим никто не спорит и не собирается, это, как минимум, глупо. Да, будет подушевое финансирование в рамках финансовой самостоятельности школ. Да, школы будут решать финансовые вопросы сами. Директора будут изыскивать возможности, если будет дефицит бюджета, пополнять его какими-то платными услугами. Никто с этим не спорит, это будет, и мы все будем выживать. Все школы будут пытаться переходить на финансовую самостоятельность - это для них будет большой стресс.

- А вы не спрашивали, почему начали с ваших школ? Ведь действительно, все школы будут в равной ситуации. В городе есть еще "школа здоровья" 1701, совершенно такая же, но её реорганизация не затронула…

А.В. – Спрашивали. Я не знаю ситуацию в школе 1701, может быть, у них есть инвесторы, которые будут им помогать, и их вообще не коснётся финансовая сторона вопроса. Наши школы уже 18-20 лет находятся в зданиях бывших детских садов. Высвобождение этих площадей, как сказала Анна Фёдоровна, будет обязательно, это зафиксировано в протоколе нашей встречи 9 декабря 2010 года [протокол встречи, составленный родителями школы 1703 – Zelenograd.ru]. Я спросила: "Высвобождение помещений в любом случае должно быть? Нас в любом случае выселят из бывшего детского сада?". Она сказала: "Да, сто процентов".

- Это решение принято на уровне Управления образования?

А.В. – Я не знаю, на каком уровне оно принято. Опять же, документов мы никаких не видели. Мы можем только ссылаться сейчас на речь Анны Фёдоровны.

E.Б. – Мне не понятно, почему начали выселять сначала именно "школы здоровья"? Почему не начать, например, с самого Управления образования, которое находится тоже в здании детского сада?

А.В. – Есть и общеобразовательные школы – 618-я тоже занимает такое здание. Есть школы "Гармония" и "Глобус", последняя не занимает полностью своё здание – частично там сидит Управление образования, методические кабинеты.

- Управление вроде бы их уже оттуда вывело…

А.В. – Не всё же они вывели, да? Анна Фёдоровна сказала, что она не может вывести "Глобус", потому что эта школа арендует столовую и спортивный зал. Понятно, что детский сад без столовой и спортивного зала существовать там не сможет.

- Анна Федоровна заявляла в своём докладе на каждом родительском собрании, что там будут организованы дошкольные группы уже с первого сентября.

А.В. – Это где-то, по-моему, в другом месте, не в "Глобусе". Я, честно говоря, уже точно не помню… В любом случае, это же очень легко сделать, пожалуйста – подписывается приложение к договору между "Глобусом" и Департаментом образования о том, что арендуемые помещения – столовая и спортивный зал, в данном случае – будут арендоваться ими, к примеру, за меньшие деньги и будут частично делиться между Департаментом образования и "Глобусом". Я сама занимаюсь подобными договорами по роду своей деятельности, и всегда после заключения договора, если возникают какие-то другие обстоятельства, можно заключить дополнительные соглашения, приложения к договору: уменьшение стоимости работ, уменьшение арендуемой площади, уменьшение-увеличение цен. Всё это можно сделать, только нужно поработать, понимаете? Но очень просто выгнать целиком всю школу 1703, освободить здание, получить деньги на перепрофилирование, да? Нашу школу, как помещение, перепрофилировать будет очень неплохо, потому что там хороший ремонт. Понимаете, куда я клоню?

- Вы видите в этом причины реорганизации?

А.В. – Я уже очень много причин вижу.

E.Б. – В городе есть еще одно здание детского садика, которое находится через забор от школы 609, за торговым центром "Анюта". Там детский сад полностью сдан под склады и непонятно каким коммерческим организациям.

А.В. – У них выкуплено это здание.

E.Б. – Хорошо, его выкупили, но есть же какие-то нормативные акты, и если даже его выкупали в частную собственность, значит, он должен использоваться как детский сад – частный, а не под склады и магазины.

- Там немного другая ситуация…

А.В. – Да, другая. Сложно говорить сейчас про это. Я не против, чтобы и Центр социального обслуживания куда-то перенесли [ЦСО "Зеленоградский", располагающийся в здании детского сада в корпусе 205а – Zelenograd.ru]. Его же можно перенести и на первый этаж жилого помещения…

- Это уже должно быть решение городских властей

А.В. – Да, это должно быть проработанное решение, и для этого нужно просто приложить ручки и поработать.

- Мы за этой темой следим давно – о ликвидации очередности в детские сады. Вообще в Зеленограде ситуация с очередностью наименее острая по сравнению с другими округами Москвы…

А.В. – 442 человека – дефицит мест в детских садах на сегодняшний день по управе Матушкино. Это официальная информация из уст Анны Фёдоровны. Она давала очень много разных цифр по дефициту мест в Зеленограде. Сначала нам было сказано, что новая система записи в детские сады через интернет не разбивает наш зеленоградский округ на управы. Потом, через несколько дней, система, наверное, одумалась и стала разбивать - нам всё-таки дали информацию по Матушкино. Кстати, прекрасная система, пять баллов тому, кто её придумал. Никаких очередей! Я со своим малышом, как только получила свидетельство о рождении - преспокойно вечером села и записала его в садик. Прекрасная система, ребёнок спит – ты его записываешь! Так вот, по Матушкино дефицит на сегодня составляет 442 человека. Что это такое? Одно здание детского сада – это 250 или даже 275 человек, это проектная мощность детского сада под группы по 25 человек. Пожалуйста – взять по половинке зданий у "Гармонии" и "Глобуса", и всё – дефицита нет.

- Значит, какие-то выходы найти реально?

А.В. – Да, уже к сентябрю можно это сделать. Здание Управления образования, где сидит бухгалтерия... Мы же не ошалевшие родители, мы понимаем, что школа без бухгалтерии загнётся через месяц. Она сама не сможет себя обслуживать с бухгалтерской точки зрения. Но бухгалтер может работать даже из дома!

E.Б. – Тем более, при теперешней технике.

А.В. – Нужно только немножко приложить усилий, чтобы это сделать. Анна Фёдоровна сказала, что "бухгалтеры сидят в ужасных условиях по пять человек в маленькой комнатке, им так тяжело". Ну, сделайте им лучшие условия! Сделайте им большую комнату, чтобы они сидели по пять человек в большой комнате! Я работаю в "опэн-спейс" - за мной через метр сидит человек, впереди и сбоку меня тоже, и ничего, я как-то работаю, нормально, вполне эффективно.

E.Б. – Новостройки в 3-м микрорайоне уже сданы, и там уже который год первые этажи свободны – почему их не занять?

- Я думаю, если бы здесь были представители Управления, они бы ответили – это вопросы к ним: что не позволяет это сделать, какие документы есть на этот счёт, чего не хватает городу и системе образования, чтобы эти вопросы все решить.

E.Б. – Это понятно.

А.В. – Вы знаете, если не хватает… Допустим, у Анны Фёдоровны есть план реорганизации, но ведь она же очень плотно общается с префектом – пусть решат этот вопрос! Ведь чиновники любого ранга, даже самого невысокого, к которому я отношу и окружное Управление образования – это люди, которые посажены, чтобы решать какие-то хозяйственные, а не политические, вопросы. Пожалуйста, подойдите к префекту и скажите: "Отличная школа – надо её сохранить, но нужны детские сады. Анатолий Николаевич, давайте с вами вместе всё решим". Ну почему сразу против родителей-то восставать?

- Я думаю, в Управлении должны были осознавать риск родительского отпора и вот такого конфликта, который мы сейчас и имеем. Может быть, это осознавалось, но есть более высокий уровень, в который всё упираться? Вы не думали о том, что всё исходит из Департамента образования, московских властей?

А.В. – Конечно, мы до сих пор об этом думаем.

- Вы не пробовали обращаться туда за разъяснениями?

А.В. – Естественно, пробовали.

- Вы имеет ввиду письма, которые вы писали мэру Собянину и главе Департамента образования Калине, и которые подписывали родители?

А.В. – Да, мы их отправили официально. Они были и с нашей стороны, и из школы №8.

E.Б. – Да, от нас тоже.

- Они содержали какие-то запросы или в них были просто жалобы родителей? Вы ожидаете на них ответов?

А.В. – На них должны быть получены ответы в течение месяца. По закону, любая государственная организация должна ответить в течение месяца, будь это Смирнов, или Анна Фёдоровна, или Департамент образования Москвы, Кремль и т.д. По закону - месяц.

E.Б. – Но пока еще ответов нет.

- Управление образования не ссылалось в разговоре с вами на какие-либо полученные сверху указания?

А.В. – Кроме введения подушевого финансирования и того, что городу нужны места в детских садах – нет.

- Значит, других причин кроме изменения в общей системе финансирования образования нет?

E.Б. – Да, есть изменения в общей системе и ссылки на какой-то закон – вот этот, о подушевом финансировании, который еще только лишь придёт, и все уже теперь бегают и готовятся встречать этот закон.

А.В. – Что касается закона ФЗ 83 - по нему у нас есть переходный период. С 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года школы будут плавно переходить на финансовую самостоятельность.

- В этот период школы не смогут оказаться не окупаемыми и, скажем так, провалиться в финансовую "яму"?

А.В. – Нет.

E.Б. – У нас в школе всё было просчитано - какие нам выделяются деньги. Мы можем нормально, прекрасно существовать.

Расчеты и финансовое самоуправление

- У меня возник такой вопрос, когда я слушала все выступления на родительских собраниях. Родителям каждый раз предлагается всё посчитать самим. Не понимаю, почему это предлагается родителям?

А.В. – Я тоже.

E.Б. – Я тоже.

- Если всё шло через централизованную бухгалтерию Управления образования – почему к родителям не вышли с расчётом и с конкретными цифрами, которые сами несут в себе доказательство того, что ваши школы не будут окупаться? Вам предлагались такие расчёты?

А.В. – К нам на самой первой встрече вызвали бухгалтера Управления образования. Она сказала, что наши школы здоровья дотируются на 40-50-60% Управлением образования - путём перераспределения средств, которые выделяются на все школы округа и попадают в общую "корзину". Из неё нам доплачивается. Мы даже с этим согласились, потому что, посмотрев подушевой норматив, посмотрев зарплаты школьного персонала, мы увидели, что нашего подушевого норматива хватает только на эти зарплаты. Но! Мы забыли одну вещь – у нас есть поправочные коэффициенты, о которых нам никто ничего не сказал! Это поправочные коэффициенты, в случае школы 1703 - на школу полного дня и на экспериментальные площадки. Школа полного дня – до 1,5, школа под экспериментом – до 1,2.

- "До" - что это означает?

А.В. – Это значит, что коэффициент, на который умножается норматив, может быть 1 или 1,1 или 1,2…

- А фактически он какой?

А.В. – Фактически никто не знает.

E.Б. – У нас этот коэффициент вообще 3.

А.В. – Скорее всего, эти коэффициенты есть, потому что подушевое финансирование на обычную "началку" - это 95 тысяч рублей в год на ученика. А в "школе здоровья" – 85 тысяч. Нелогично как-то, что школа, которая требует больших финансовых затрат, получает меньше, чем обычная "началка". Тогда директору нашей школы не было бы смысла сохранять статус "школы здоровья", можно быть просто "началкой". Но для этого и существуют эти поправочные коэффициенты. Мы школа полного дня, у нас все классы полного дня, и мы вправе претендовать на максимальный коэффициент – 1,5. И если в нашем случае есть коэффициент 1,5, то по финансовому расчёту мы вообще в плюсе, и неплохом.

- А норматив 95 тысяч рублей в год – это норматив начальной общеобразовательной школы? Или для начальных школ – детских сады? Нужно уточнить.

А.В. – Да, для общеобразовательной "началки", в протоколе как раз это есть [протокол встречи А.Ф.Халевой с инициативной группой родителей школы 1703, прошедшей 7 декабря 2010 – Zelenograd.ru]: "начальные общеобразовательные школы, начальные школы-детские сады, прогимназии" – 95 тысяч рублей в год на ученика. Это уже утверждённые нормативы на 2011 год. Пожалуйста, мы могли бы набрать и одну-две группы детского сада, у нас есть место для одной группы.

- Хорошо. Как бы то ни было, мне представляется, что родителям должен быть предоставлен точный расчёт, сделанный специалистами, где были бы видны эти коэффициенты, и их не нужно было бы угадывать. Вам этого расчёта никто не давал, просто вышел бухгалтер централизованной бухгалтерии и сказал, что ситуация такова?

А.В. – Да, что мы дотируемся.

- Ваши собственные расчеты, которые сделали родители - они этого не подтверждают?

А.В. – Мы делали очень примитивные расчёты, поскольку мы не бухгалтеры.

- Вас кто-то консультирует по этим расчётам, та же централизованная бухгалтерия Управления образования?

А.В. – Нет.

- Вы пытались получить такие консультации?

А.В. – Нет, не пытались.

E.Б. – Мы пытались это сделать, специалисты просчитали и выяснили, что наша школа прекрасно окупается при положенных нам нормативах, тем более, что коэффициент нам выделяется даже больше, чем у других школ – 3. Что касается зданий – у нас школа, а не детский сад, нам ничего и не надо было бы освобождать. А ликвидировать нас могут только когда процент правонарушений среди подростков придёт к нулю. Разве он у нас пришёл к нулю? Нет.

- Значит, такая школа, как школа №8, обязана существовать в каждом районе Москвы?

E.Б. – Она и существует, по федеральному закону "Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который был принят еще в 1999 году. По этому закону были созданы такие школы, по одной в каждом округе города Москвы. И что характерно, во всех остальных округах города Москвы ни один Департамент образования не отправил директорам никаких подобных писем. Получила письмо о реорганизации только наша школа. Этот вопрос мне тоже непонятен.

А.В. – Да, и "школы здоровья" в Москве тоже есть. Такие же маленькие школы в помещениях детских садов, и их тоже как-то реорганизуют. Но, например, в Центральном округе им предоставили возможность самим выбрать и решить, как они будут дальше существовать, с кем сливаться…

- Вроде бы, и у нас сейчас всё к этому пришло…

А.В. – Да, в итоге мы тоже к этому пришли, но мы же пришли не официально, а через жуткие скандалы, через СМИ, которые смогли осветить всё как есть на самом деле, а не стали это как-то прикрывать…

Школа 1703: "Приоритетный для нас вариант – оставить всё как есть. Можем открыть дошкольную группу"

- Какова сегодняшняя ситуация с реорганизацией ваших школ? Я знаю, что сегодня утром [18 декабря 2010 – Zelenograd.ru] у вас должна была пройти встреча инициативной группы родителей с Анной Фёдоровной Халевой…

А.В. – Да, эта встреча была назначена не родителями, а самой Анной Фёдоровной - на собрании в школе 609 [родительское собрание школы 1704 прошло 13 декабря 2010, звукозапись собрания – Zelenograd.ru] она сказала: "Дорогие родители учеников школы 1704, в субботу в 10 утра приходите ко мне на встречу". Я так поняла. Но встречи сегодня не было. Несколько родителей пришли и уткнулись в закрытые двери, вышел охранник и сказал им: "Ничего не знаю. Анны Фёдоровны здесь нет". Я пыталась вчера ей прозвониться, чтобы узнать, можно ли прийти на эту встречу родителям детей других школ – я хотела прийти. Но ни телефон, ни смс, ни почта… Тишина.

- Хорошо, на последней вашей встрече на чем вы остановились? Каков сейчас ваш "рабочий вариант"?

А.В. – "Рабочий вариант" для нас такой: "Вы сами будете решать, как вы будете существовать, и куда будете переходить".

- Родители пока не голосовали, не решали этого?

А.В. – Сразу после собрания с Анной Фёдоровной [родительское собрание школы 1703 прошло 14 декабря 2010, звукозапись собрания – Zelenograd.ru] мы провели собрание в нашей школе. Мы видим для себя такой приоритетный вариант: оставить всё как есть, остаться в нашей школе, в наших стенах, не ломать детей, не выделять опять кучу средств на перепрофилирование помещений и т.д. По нашим расчётам, мы сможем выжить. Даже если нет, то большая часть родителей готова оплачивать часть услуг, – те же обеды, завтраки, - чтобы сохранить нашу школу и коллектив. Мы всё прекрасно понимаем. Это приоритетный вариант. Вторичный вариант, которого нам бы не очень хотелось, но мы тоже на него согласны – сохранить статус "школы здоровья" и перевести её со всем коллективом, с нашим директором в какое-либо другое здание, соответствующее тем требованиям, которые предъявляются к "школам здоровья". Возможно, перевести нас с добором параллельных классов, немножко нас расширить. Нам бы этого не очень хотелось, но, тем не менее, мы на это согласны.

- Рабочий вариант такого здания – это как раз здание школ 1710 и №8?

А.В. – Да, но вы понимаете, что если мы переедем туда – то куда же денутся школа 1710 и школа №8? Их же должны куда-то выселять для этого.

- Кажется, речь шла и о возможности какого-то одновременного существования?

А.В. – Нет, об этом речи не было. Анна Фёдоровна говорила, что здание будет пустое, даже не на одном совещании. Но, конечно, нам было бы лучше остаться в своем здании.

Протокол нашего родительского собрания с этими вариантами подписали все родители, которые присутствовали, и мы его отправили официально Анне Фёдоровне, с получением входящего номера на нашем экземпляре. Также мы отправили ей официальное письмо, которое отправили также мэру Москвы, президенту, уполномоченному по правам детей, и префекту Зеленограда Анатолию Николаевичу Смирнову – мы подписали и отправили официально одно и то же письмо во все инстанции, кому-то почтой, у кого-то даже входящий номер получили.

- И ещё у меня такой вопрос: каждая школа до начала 2011 года должна выбрать новую форму своего существования – "бюджетное учреждение" или "автономное учреждение".

А.В. - Мы выбрали. Мы будем бюджетным учреждением.

- При такой форме насколько вами сможет распоряжаться Управление образования? Допустим, сможет ли оно приказать, чтобы ваша школа набирала дошкольные группы вместо классов? На встрече с Анной Халевой родители школы 1702 [встреча прошла 14 декабря 2010, звукозапись встречи – Zelenograd.ru] задавали такой вопрос: если школа переходит на финансовую самостоятельность, сможет ли ей кто-то указывать, как ей поступать, набирать ли классы или дошкольные группы - ведь она должна будет сама это решать, что бы сохранять свою окупаемость? Насколько она будет действительно самостоятельной?

А.В. - Я не могу ответить на этот вопрос, не прорабатывала его. Посмотрю и пообщаюсь с директором. Не знаю.

- Согласна ли школа 1703 начать размещать у себя группы детских садов, как просит Управление образования?

А.В. – Мы можем набрать только одну такую группу, у нас есть кабинет ИЗО, который мы можем для этого освободить. Но тут нужно понимать риск того, что может с нами случиться дальше: например, когда выпустятся четвёртые классы, Управления образования скажет: "Набирайте еще группы вместо первых классов". А куда пойдут учителя? Они ведь не воспитатели детского сада, они профессиональные учителя, государство затратило немалые деньги на их образование, курсы повышения квалификации, аттестации…

- Значит, вы расцениваете открытие дошкольных групп как ваш риск? Или Управлением образования было высказано было такое намерение – о замещении группами классов?

А.В. – Я расцениваю это как риск и, более того, нам было неоднократно сказано: "Мы можем поэтапно вывести вашу школу". Это означает просто медленную смерть школы. Скажем, в конце этого года пойдут на улицу три учителя и три воспитателя четвёртых классов, которые сейчас у нас выпускаются. Кто-то из них, может быть, останется воспитателем в детском саду, но, например, наша воспитатель уже нам сказала, что она не останется…

- У меня при этом возникает вопрос о легитимности такой постепенной ликвидации школы – ведь это же всё-таки ликвидация? Но это вопрос не к вам, а к Управлению образования…

А.В. – Да, у меня он тоже есть. Да, это ликвидация.

Школа №8: "Мы готовы расширять школу, и хотим сказать всем родителям: для сложных детей попасть в неё – хорошая возможность, а не клеймо"

- Елена, в школе №8 какова сейчас ситуация, что вам предложено?

E.Б. - Ситуация у нас двоякая, мы в подвешенном состоянии. Куда мы переезжаем – не понятно…

- Но вы переезжаете?

E.Б. - Не понятно. Когда у нас было 16 декабря родительское собрание с участием Анны Фёдоровны Халевой, она нам сказала: "Никто вас закрывать не будет, успокойтесь".

- Кажется, там шла речь даже о расширении школы?

E.Б. - Да, "давайте мы будем, может быть, расширять вашу школу" - такое поступило предложение. Да, мы согласны, пожалуйста - пусть школа расширяется, мы готовы принять ещё детей, тем более, что таких детей, как наши, по Зеленограду предостаточно.

- А каковы реальные возможности расширить вашу школу? К вам ведь присылает детей комиссия по делам несовершеннолетних, или родители сами могут обратиться в вашу школу и отдать туда ребенка?

E.Б. - Лично у меня, в моей жизни была именно такая ситуация. У меня и старший ребёнок ходил в эту школу. В принципе, она не совершила ничего такого противоправного, она просто перестала ходить в ту общеобразовательную школу, в которой училась. Естественно, я, как мама, не могла это оставить просто так. Куда я только не ходила, куда только не обращалась! Я тогда даже не знала о существовании школы №8. И, что характерно, было два заседания Управления образования, на которые куда нас приглашали и "разбирали" там меня, как родителя, и моего ребёнка, - "почему ваш ребёнок не посещает школу?", - но ни на одном заседании нам не рассказали о существовании школы №8. Когда я сама обратилась в отдел милиции по делам несовершеннолетних на "Берёзке", на меня там посмотрели, как на какую-то сумасшедшую мамашу, которая "припёрлась" в милицию и просит: "Сделайте что-то с моим ребёнком!" Там мне сказали: "Ваш ребёнок ничего не свершил, мы не имеем права вмешиваться в вашу семью". Я говорю: "Ну, давайте сядем, сложим руки и подождём, пока она что-то совершит". И вот там мне посоветовали: "У нас сейчас созданы комиссии по делам несовершеннолетних при муниципалитетах. Обратитесь туда, может быть, они вам чем-нибудь помогут".

- И в этой комиссии по делам несовершеннолетних вам порекомендовали школу №8?

E.Б. – Да, когда я пришла в комитет по делам несовершеннолетних, там оказались действительно замечательные люди, которые объяснили, что существует такая школа №8, в которой действительно всё сделано для детей, чтобы они могли там почувствовать себя нужными обществу. Это действительно так и происходит.

- И вы можете сказать всем родителям, что перевод в эту школу – это не клеймо, а наоборот, какая-то возможность для ребенка?

E.Б. - Это не клеймо, это реальная возможность. Этим летом с нашего зеленоградского канала "Доверие" ко мне домой приходила съёмочная группа, и мы с дочкой давали интервью. Мы пытались объяснить всю эту ситуацию родителям Зеленограда, потому что я прекрасно знаю, что мы не одни такие, что вокруг много детей, которые из-за нынешней социальной обстановки попадают в трудные ситуации. Эти дети ещё ничего не нарушили, не переступили никакую черту закона, они нарушили лишь где-то какую-то букву. Если человек поскользнулся в раннем возрасте, нельзя на нём сразу ставить какое-то клеймо, точку. В нашей школе всё сделано для того, чтобы такой ребёнок чувствовал себя там хорошо. Дети зарабатывают огромное количество грамот, становятся чемпионами. Вот последний результат – в нашу школу, в 6-й класс пришёл ребёнок, Семячкин Артём, полгода только проучился и завоевал уже кубок по настольному теннису, привёз его из Москвы, не Зеленограда. Звонили директору школы: "Вы опишите нам этого ребёнка, вы, наверное, какое-то подставное лицо привезли!" Понимаете? Дети, попадая в эту школу, чувствуют себя совершенно по-другому, они раскрываются. А взять вот эти беспорядки, которые недавно были у нас в Зеленограде и вообще в Москве, когда буквально два дня мы боялись выйти вечером на улицу - движения молодёжи объявили войну кавказцам и обещали им резню. Ведь наши дети все были в школе, никто в этом не участвовал! А если бы не было этой школы, где бы они были? Они бы все были там, я больше чем уверена.

- Хорошо, расчёт окупаемости школы вы сейчас уже провели, не смотря на то, у вас классы могут быть совсем маленькими?

E.Б. – Да, мы прекрасно выживаем, тем более что подушевой норматив, который выделяется на наши специальные образовательные школы открытого типа - это 471971 рубль на человека в год, с коэффициентом 3. Мы прекрасно выживаем с нашими педагогами, нам не придётся никого сокращать, даже вопрос об этом не стоит. В конце вчерашнего родительского собрания Анна Фёдоровна заявила: "Наверное, вам придётся всё-таки освободить помещение". Какой смысл нас переселять? Я уже говорила…

А.В. - Да, действительно, представьте, почти 500 тысяч рублей на ребёнка в такой школе, и при коэффициенте до 3…

- Значит, к школе №8 проблемы финансового выживания и ликвидации очередности в детсады вообще не имеют никакого отношения?

А.В. – Да, она вообще не попадает ни под высвобождение зданий детских садов, ни под вопрос финансового выживания. Мне вообще не понятно тогда, зачем… Получается, их нужно выводить из их здания только затем, чтобы перевести туда нашу школу и школу 1353, как планировалось изначально, и сделать большую-большую "началку", знаете, стадо такое.

- Хорошо, значит, ситуация еще не закрыта для всех вас. Наверное, сегодня нам стоит на этом остановиться и ждать дальнейших новостей. С родителями у нас есть контакт, родителей из других школ мы тоже приглашали на интервью – возможно, они ещё пройдут, когда выберут время. Будем ждать также ответов от официальных органов.

А.В. - Да, сегодня планировали прийти родители из школы 1704, но, к сожалению, в силу семейных обстоятельств… У кого-то детки заболели, да и Новый Год на носу.

E.Б. – Вы знаете, да, пользуясь случаем, я очень хочу от души, честное слово, поблагодарить окружное Управление образования за такое искреннее поздравление нас с Новым Годом - родителей, детей и преподавателей, которые положили огромное количество времени, сил и труда, как в "школах здоровья", так и в нашей школе №8.

А.В. – Это мы так говорим, с сарказмом… Наш директор тоже спрашивает всех: "Ну что же, ну как? Вроде школу 1702 оставили в их здании, 8-ю оставили, а с нами-то что?" Люди идут на новогодние каникулы вот в таком состоянии. Вчера общалась с нашим воспитателем, она говорит: "Новый год – не Новый год. Не в радость".

E.Б. – Совсем не в радость.

А.В. – Оптимистичная нота в конце :)

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Иванов Иван
20 декабря 2010
Молодечики!!!
Оксана Пучинина
20 декабря 2010
А текст будет?
Марина *******
20 декабря 2010
Отлично получилось! А когда выйдет в эфир?
Оксана Пучинина
20 декабря 2010
дублирую свою запись из ветки "ликвидация школ" (там уже 53 страницы, можно не заметить)

"только что прослушала интервью Zelenograd.ru с родителями школ 1703 и №8
огромное спасибо порталу, огромное спасибо родителям!

вопрос к Елене Панасенко:
правильно ли я поняла, что зеленоград.ру направил свои вопросы в УО? это было сделано официально? они обязаны ответить в течение месяца или это просто такие переговоры были о возможности получения интервью?"
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран