5
Коррекционную школу 1710 покинули ученики и учителя 14.09.2011 ZELENOGRAD.RU
К началу сентября все учащиеся переведены в другие школы города, большинство педагогов также сменили место работы — об этом Zelenograd.ru рассказали в Зеленоградском управлении образования. Сейчас там рассматривают варианты реорганизации школы, которая прежде состояла из классов коррекционно-развивающего обучения (с пятого по девятый, наполняемостью в 9-12 человек) и общеобразовательных (десятых и одиннадцатых) классов.

Информация о том, что школа 1710 будет расформирована, поступила на портал Zelenograd.ru еще в июне этого года. По данным осведомленного источника, за лето в ней должны были сделать ремонт, чтобы затем передать ее помещения другому учреждению — возможно, под начальные классы школы 1353. Впрочем, при попытке получить подтверждение в самой школе корреспондента Zelenograd.ru заверили, что про ремонт и реорганизацию слышат впервые.

Подтверждение расформирования коррекционных классов в школе 1710 неожиданно было получено уже в сентябре, в ходе интервью о перспективах коррекционного обучения в зеленоградских школах с Юрием Белеховым, директором зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС).

В ответ на запрос Zelenograd.ru в Управлении образования сообщили, что официального решения о расформировании школы 1710 не принималось. Всё произошло само собой — количество учеников в школе за последние годы неуклонно сокращалось, в основном, по причине демографической ситуации. В 2009 году в ней училось 173 человека, в 2010 — 133, а после выпуска нынешнего года осталось 98 учеников. В связи с этим педагогическая нагрузка у многих педагогов существенно сократилась, и часть учителей приняла решение о переходе в другие школах, где нагрузка значительно выше. Вслед за учителями стали переходить и ученики — в том числе, вместе со своими педагогами. На 15 августа 2011 в школе числился 71 ученик, на 26 августа — 52, на 30 августа их осталось около 20, а в начале нового учебного года все дети перешли в другие образовательные учреждения — в основном, в классы компенсирующего обучения школ 616, 638, 1692, 1740, 1149 и других.

«Выбор школ педагогами осуществлялся самостоятельно, — говорится в ответе Управления образования. — Родители также принимали решение самостоятельно. Перевод в другие школы осуществлялся на основании личных заявлений родителей на имя руководителя школы 1710. Форму дальнейшего обучения также выбирали родители. В ряде случаев у ребят даже остались прежние классные руководители — например, в школах 616, 638».

На 1 сентября 2011 не смогли трудоустроиться 4 педагога школы 1710 — учителя биологии и немецкого языка, учитель технологии (обслуживающий труд для девочек) и педагог дополнительного образования. В соответствии с Трудовым Кодексом в школе была проведена процедура сокращения штатов. Летом школу покинула её директор, Смотрова Татьяна Ивановна — она стала директором школы 616. Документы о реорганизации школы 1710 сейчас находятся в стадии рассмотрения, решения о перепрофилировании и передаче её помещений другому образовательному учреждению пока не принято — однако, как заверили в Управлении образования, дошкольное учреждение в этом здании располагаться не будет.

Напомним, что школа 1710 расположена в корпусе 428А. Это здание школа делит с другой школой для «трудных» подростков — специализированной школой № 8 для подростков с девиантным поведением, стоящих на учете ПНД и системно нарушающих правопорядок. Как сообщили в Управлении образования, эта школа продолжает сегодня функционировать в своем прежнем статусе и на своих площадях.

Мнение эксперта: «Коррекционные классы оказались неэффективными»

Свои основания для расформирования классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) в зеленоградских школах и переводе их учеников на другие формы обучения привёл в интервью Zelenograd.ru Юрий Белехов, выступая как эксперт и врач-психотерапевт, занимающийся работой с детьми, имеющими проблемы школьной и социальной адаптации. По его мнению, одной из причин является некорректность сохранения диагноза «задержка психического развития» у учеников таких классов старше 11 лет, и в целом недостаточно точное диагностирование детей с отклонениями в развитии, которых, тем не менее, обучали в классах КРО по общей программе. Другая причина — в неэффективности классов КРО.

«В Зеленограде мы стали свидетелями печального результата нашего общего самообмана, когда впервые 9-классники из классов КРО начали проходить ГИА (государственную итоговую аттестацию) — и среди них около 80% не взяли компонент „А“, проверяющий минимально необходимый уровень знаний, умений и навыков. Тогда зачем платить такие деньги налогоплательщикам и системе образования, если результат не достигается?», — считает Юрий Белехов. — «Мы видим не столько свою несостоятельность, сколько профессиональную и экономическую ошибку. Более того, сейчас, когда школа переходит на стимулирующую форму оплаты труда, никаких денег за такой труд педагог как раз и не получит. Но если у педагога 90% учеников успешно сдали ЕГЭ, он может получить и 3, и 8 окладов. Поэтому если такие дети будут вовремя выявлены и направлены в образовательные учреждения восьмого вида, то толку для общества будет больше, а работающие там педагоги-дефектологи также смогут получать достойную зарплату».

Перераспределением учеников школы 1710, по словам Юрия Белехова, занимается медико-педагогическая комиссия Управления образования — именно там определяют, кто из них готов учиться в компенсирующем классе массовой школы (тогда снимается диагноз ЗПР), а кому нужен восьмой вид обучения (таких детей направляют в школу-интернат № 7).

«В школе 1710 обучались дети и подростки с педагогической и социальной запущенностью. — Рассказал Юрий Белехов. — Такие дети потенциально могли учиться как все остальные, но в силу родительской несостоятельности у них, как правило, отсутствовали или были не развиты учебные навыки — они либо убегали из других школ, либо вообще туда не ходили, не осваивали программу из года в год. Они требовали не столько коррекционного обучения, сколько заботы о себе государства вместо родителей. Отчасти сейчас в Зеленограде таких детей стало меньше, но стало много детей, неспособных „взять“ общеобразовательную программу, точнее, детей, с комплексными образовательными проблемами».

Классы КРО существовали примерно в половине всех школ города — около 20-30 классов. По мнению Юрия Белехова, зачастую, в период «демографического провала» и сокращения числа учеников директора открывали такие классы, просто чтобы сохранить педагогический коллектив школы и не увольнять «лишних» учителей. Теперь детей с клиническими формами различной функциональной незрелости будут определять либо в школу надомного обучения, либо продолжать учить их в классах компенсирующего обучения общеобразовательных школ — такие классы сохраняются, сейчас их 42 по Зеленограду.

Предыстория по теме: реорганизация «малокомплектных» школ

В конце 2010 года школа 1710 уже попадала в число школ, которым была уготована реорганизация — в их числе были также три начальные «школы здоровья» и школа № 8. Эти школы были причислены к разряду малокомплектных, и в Управлении образования вызывала сомнения их будущая окупаемость после введения новой системы финансирования образовательных учреждений и оплаты труда учителей. Школы предлагалось объединить с более крупными, а их здания использовать для решения проблемы с дефицитом мест в детских садах.

В декабре 2010 в этих школах прошли родительские собрания с участием Анны Халевой, начальника Зеленоградского управления образования — на них управления предлагало родителям и учителям разные варианты. Состоялось такое собрание и в школе 1710.

«У нас вариантов очень много — очень много школ, в которых меньше 300 учащихся. — Рассказывала в интервью Zelenograd.ru Анна Халева в декабре 2010. — Но мы не собираемся взять учащихся, допустим, школы № 8 и внедрить их в какие-то школы по одному, разбросав по классам. Ни в коем случае! Речь может идти только о том, что эта школа станет каком-либо структурным подразделением другой школы, например, разместившись в отдельном её крыле. Школа 1710 сейчас занимает третий этаж школьного здания, а в какой-то школе это может быть отдельный блок, при этом школа 1710 будет не отдельным юридическим лицом, а структурным подразделением этой школы, то есть, её ученики войдут в общий контингент учащихся. Дело в том, что сейчас в этих школах маленький контингент: в школе 1710 — около 100 человек, в школе № 8 — около 30. Их проще переместить в какое-либо другое полупустое здание, а это здание полностью отдать. Его проектная мощность 550 человек, там можно было бы сделать большую начальную школу или отдать под начальные классы какой-то школе, которая пользуется спросом».

После активного противодействия родителей и большого резонанса в СМИ, вызванного в основном планами по реорганизации «школ здоровья», ситуация не получила дальнейшего развития — никаких окончательных решений по пяти школам принято не было. В течение ближайшего года школы должны были заняться проработкой будущих смет расходом совместно со специалистами управления.

В феврале 2011 года школа 1710 вновь попала в новости зеленоградских СМИ — теперь заговорили об угрозе лишения её аккредитации в связи с низкой успеваемостью учеников. По разъяснению Управления образования, полученному Zelenograd.ru, слухи также были ложными — «Оценки относительно низкие, но эти школы имеют свою специфику, и о лишении их аккредитации речи не идет», так в целом описывали ситуацию чиновники. Сообщалось, что в школах Зеленограда усилен контроль за качеством образования и подготовкой школ к аттестации.

В управлении подтвердили, что школа 1710 и еще две школы — школа № 8 и школа 638 — имеют более низкие показатели успеваемости, чем в среднем по Зеленограду, и объяснили это очевидными причинами — спецификой самих школ и особенностями контингента их учеников. По результатам сдачи ЕГЭ в 2010 году школа 1710 оказалась второй с конца зеленоградского «рейтинга» со средним результатом ЕГЭ в 41,7 балла. По данным управления, 7 учеников школы 1710 не набрали минимального количества баллов по предметам в основном потоке ЕГЭ. «Такие результаты не могут успокаивать, поэтому Окружное управление образования уделяет серьезное внимание качеству образования в вышеупомянутых школах, разрабатывается план мероприятий по повышению эффективности их учебной деятельности. Однако, низкие показатели эффективности учебной деятельности не означают, что эти школы могут лишиться аккредитации», — констатировали в управлении.

В самой школе 1710 о проверках успеваемости и угрозе лишения аккредитации узнали от журналистов Zelenograd.ru. По словам директора Татьяны Смотровой, никакой внеплановой оценки качества знаний вышестоящими организациями в школе не проводилось. «Низкая успеваемость — да, у нас ведь все классы с 5-го по 9-й — компенсирующего обучения. — Рассказала Татьяна Смотрова. — Школа комплектуется учениками со всего города на основании заключения окружной медико-психолого-педагогической комиссии. Все ученики педагогически запущены, имеют рассеянное внимание, слабую память, девиантное поведение. Работа в классах компенсирующего обучения направлена на компенсацию у них недостатков начального образования, семейного воспитания, устранение нарушений их работоспособности, на укрепления физического и нервно-психического здоровья. У нас не может быть отличников по определению, мы должны поддерживать уровень без „двоек“. Задача наших учителей — подобрать ключ к каждому ученику, так как наши ребята в разных жизненных ситуациях были обижены, озлоблены. И педагогический коллектив с этой задачей справляется, за последние три года у нас не было второгодников, все выпускники успешно сдали ЕГЭ и получили аттестаты. Ни о какой угрозе закрытия с нами никто не говорил. Возможно ли это в принципе для таких спецшкол, как наша? Не могу сказать, нормативных документов у меня об этом нет».

По словам Татьяны Смотровой, школа 1710 имела 5-летнюю аккредитацию сроком до марта 2013 года.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Апполинария Воробьева
14 сентября 2011
Скоро доберутся до наших школ здоровья. Для этого уже зачистили школу 1710.
Халева постоянно врёт! Родители учеников школ здоровья, дремать нельзя!!!
Апполинария Воробьева
14 сентября 2011
Скоро доберутся до наших школ здоровья. Для этого уже зачистили школу 1710.
Халева постоянно врёт! Родители учеников школ здоровья, дремать нельзя!!!
Ляляка Московская
15 сентября 2011
Да уж... Не надо стараться вытащить детей , - сразу в резервацию - школу 8-го типа.
Т.е. те самые детки, которые не могут сдать даже компонент А в ГИА, разошлись по обычным школам? И что, там их результаты улучшатся? Лживые уши торчат отовсюду - ни секунды не верю, что школа "расползлась" самостоятельно, без пинков со стороны Депобра. Хорошо хоть 8-ую удалось отстоять.
Валерия """
16 сентября 2011
Искренне жаль детей.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран