12
Сделать часть улиц пешеходными постоянно или летом на выходных. Зачем это нужно и какие есть аргументы за и против 09.07.2021 ZELENOGRAD.RU

Сделать несколько улиц в Москве пешеходными предложил проект «Пробок.нет»: часть закрыть для машин насовсем, часть — по выходным летом. Такие же предложения есть и для некоторых зеленоградских улиц. Рассказываем, какие улицы целесообразно делать территорией пешеходов, как быть с автобусами, что зеленоградцы хотели бы освободить от автомобилей — и почему это будет крайне сложно.

Что предлагают сделать в Москве

Участники проекта «Пробок.нет» предложили мэрии Москвы сделать полностью пешеходными семь участков. «Например, Красная площадь. Просто позор, что тут до сих пор ездят машины, а не ходят туристы, которые могли бы пополнять нашу казну» , — объясняет «Московскому комсомольцу» руководитель проекта Александр Шумский.

По его мнению, закрытие движения на этих улицах не приведет ни какому «мифическому коллапсу».

На улицах, которые предлагают отдавать пешеходам на время, по будням ездят активно, а вот в выходные трафик низкий, объяснил Шумский «Зеленоград.ру». «Это улицы, где пешеходов в десятки раз больше, чем машин. На Маросейке к тому же, например, узкие тротуары, и люди ходят по проезжей части. Поэтому закрывать их на выходные — это классная история», — добавил он.

По словам Шумского, примеры закрытия улиц на выходные в России уже есть. Например, в Краснодаре центральную улицу города, Красную, закрывают на выходные. «На нее высыпают люди: когда вы имеете возможность перейти от одного здания до другого, подойти к кафешке, отпустить ребенка кататься на самокате, не боясь, что его собьют, — это все привлекает людей», — сказал эксперт. Еще из примеров: Крещатик в Киеве, проспект Мира в Красноярске, а в целом это общемировая практика.

Посещаемость кафе и ресторанов, магазинов на закрытых для машин улицах увеличивается до 45 процентов, уточнил Шумский. Он считает, что закрытие улиц будет стимулировать людей больше использовать иные способы передвижения, помимо автомобиля: «Люди забывают, что можно пройтись пешком, прокатиться на велосипеде или самокате». В мэрии пока что не дали конкретный ответ на предложение урбанистов.

Читайте также
Почему шествие по Центральному проспекту в День города — это хорошо. Объясняет префект
Какие улицы лучше делать пешеходными

На некоторых улицах, которые предлагают в проекте «Пробок.нет», есть остановки общественного транспорта. В таких случаях, объясняет Шумский, либо перестраиваются его маршруты, либо транспорт продолжает ходить: «Ничего страшного, если автобус проедет несколько раз в час, например».

По словам Шумского, универсальных и регламентированных требований к улицам, чтобы они могли претендовать на статус пешеходных зон, не существует: «Это, по большому счету, волевое политическое решение». Основной критерий, чтобы задуматься о закрытии улицы для автомобилей, это недостаточность в этом районе пешеходной инфраструктуры и наличие в нем же точек притяжения для пешеходов. Это могут быть, например, памятники архитектуры, культурные объекты и просто красивые виды.

«Сейчас в Праге пешеходной собираются сделать пятую часть улиц. А в Москве пешеходных улиц всего 5-7. Поэтому Прага — туристический город, а мы до сих пор используем свои улицы только для пропуска машин, хотя могли бы развивать потенциал в плане отелей и ресторанов, туристов» , — рассуждает Шумский.

Департамент строительства Москвы определяет пешеходные улицы как зоны, «имеющие наибольшее рекреационное и культурно-досуговое значение». А архитектор Зоя Харитонова, создатель пешеходной зоны на Арбате в 80-е годы рассказывала «Московскому комсомольцу», что для успешного функционирования пешеходной улицы в ее начале и конце должны находиться «транспортные узлы».

За и против пешеходных зон

В 2014 году издание «РБК» отмечало существенный минус московских пешеходных зон — отсутствие деревьев. В мэрии тогда разводили руками, говоря, что сажать их просто некуда: земля под тротуарами — сплошной клубок из труб и кабелей. Поэтому пешеходные зоны озеленяют клумбами с сезонными цветами, но они не дают тени, и на скамейках в жару легко получить тепловой удар. Выходом в этом случае может стать только перекладывание коммуникаций, а это долго, сложно и дорого.

Еще одна проблема: у пешеходных зон нет внятной концепции развития. «Обустроив тротуары, мэрия, видимо, считает свою основную миссию выполненной, и дальше пешеходные зоны развиваются самотеком», — описывает ситуацию «РБК».

Глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин сказал порталу Autonews, что закрытие улиц ударит по сервисам такси и ресторанам, магазинам и музеям, «которые столкнутся с оттоком посетителей и падением выручки», к тому же город встанет в пробках.

Против закрытия улиц выступают чаще всего автомобилисты и владельцы коммерческой недвижимости в этой зоне. При этом, по мнению Шумского, бизнес не столько сопротивляется, сколько боится возможных последствий в виде потери клиентов. «Например, в Нью-Йорке боялись, что бизнес на Бродвее накроется, но практика показала, что людей, наоборот, становится больше. А значит, и прибыли больше», — отметил он. По его словам, на таких пешеходных улицах и рестораны, и люксовые магазины чувствуют себя комфортно.

А «Российская газета» связывает увеличение числа пешеходных зон с растущей безопасностью пешеходов на дорогах.

Пешеходные улицы в Зеленограде

Яблоневая аллея

Четыре года назад житель нашего города Алексей запускал петицию на change.org, чтобы чиновники сделали Яблоневую аллею велопешеходной зоной. По его мнению, 3 микрорайон из-за уплотнительной застройки и так сильно загружен автомобилями. Проезд машин может осуществляться как по улице Юности, так и через планируемый сквозной проезд между корпусом 360 и ЖК «Зеленоград Сити». Его обращение собрало всего 149 голосов.

По данным префектуры, куда Алексей также направлял письмо, это была единственная подобная просьба о пешеходных зонах в городе. Алексею отказали, так как к некоторым корпусам (например, 334 и 333) нельзя было подъехать по другому пути, кроме как по Яблоневой аллее.

Центральный проспект

У читателя «Зеленоград.ру» Сергея куда более масштабное предложение — делать пешеходным на выходных Центральный проспект. Вот как он это представляет: проспект нужно не просто перекрывать, а сделать его площадкой для массовых мероприятий. «Сейчас такого пространства в городе нет. С натяжкой подходит площадь Юности, но она маленькая. Парк Победы — это дорожки, а не площадь, а остальное рядом с ним — гигантская парковка», — объясняет он.

Массовыми мероприятиями, продолжает Сергей, может быть что угодно: известные фестивали из Москвы и окрестностей, например, «условная «Усадьба Джаз» или фестивали фуд-траков. «Это не чисто зеленоградская история. Это недорогая обширная площадка по небольшой цене», — заключает он. А для автобусов можно менять маршрут или выделить им полосу для одностороннего движения.

Правда, сейчас на Центральном проспекте нет такого количества точек притяжения, как в исторической части Москвы. Впрочем, по словам Александра Шумского, в их отсутствии нет ничего страшного: «Как только появляется предложение, появляется и спрос. А спрос, на самом деле, уже есть: людям нужно где-то гулять, где-то заходить в кафе. И если пешеходов в конкретной зоне будет много, точки притяжения в виде бизнеса появятся сами».

Префектура в ответе редакции «Зеленоград.ру» заявила, что Центральный проспект делать пешеходным нецелесообразно, так как здесь проходят маршруты общественного транспорта.

В департаменте транспорта «Зеленоград.ру» дали весьма уклончивый ответ: с инициативами сделать в нашем городе пешеходные улицы они порекомендовали жителям обратиться в управу района. «Мы считаем, что подобные решения должны принимать сами местные жители и муниципальные депутаты, так как ограничения коснутся в первую очередь их самих, ведь им надо будет как-то подъезжать к собственным домам. Поэтому в этом вопросе важно, чтобы жители были полностью солидарны друг с другом», — подчеркнули в ведомстве.

Насколько сложно закрыть улицу для машин (рассказ того, кто пробовал)

Раньше регламент признания улицы пешеходной зоной был таким: после подачи заявления чиновники обсуждают это с заинтересованными собственниками недвижимости, спрашивают мнение жителей, а итоговое решение принимает мэрия.

О том, насколько сложно согласовать перекрытие дороги даже на несколько часов, «Зеленоград.ру» рассказал организатор полумарафона Zelrun Денис Кораблев. Во время этого мероприятия отдельные участки дорог перекрывают на несколько часов, но чиновникам все равно не хочется лишний раз напрягаться: они ищут причину отказать и отправляют бегать на окраины города.

Решение о перекрытиях принимает межведомственная комиссия на базе дептранса. Она состоит из сотрудников Мосгортранса, ГБУ «Автомобильные дороги», Роспотребнадзора и антитеррора. Перекрыть улицу обычно просят из-за массовых мероприятий или съемок кино. Комиссия сравнивает важность мероприятия и важность дороги. Мосгортранс по специальной формуле высчитывает, скольких людей транспорт не перевезет в этот момент и насколько критичным это будет.

«Например, если у вас мероприятие на пять тысяч человек, они готовы перекрыть какие-то улицы, потому что довольных проведением мероприятия будет больше, чем недовольных пробками» , — объясняет Кораблев.

По словам Кораблева, в целом это напоминает соревнование: «Их задача — не перекрыть движение. Наша задача — пободаться за это. Нам для полумарафона отказывают почти по всем улицам. Мы же задействуем обычно маленькие кусочки Савелкинского проезда, Сосновой аллеи. Мы всегда прописываем подробно, как что сделать, чтобы все автобусы продолжили ходить, чтобы все люди могли заехать во двор — только при соблюдении этих условий нам согласовывают перекрытие».

Даже с продуманными объездами водители всегда недовольны перекрытиями во время полумарафонов. «Им приходится, например, с Московского проспекта поехать на Ленинградское шоссе, заехать через поворот на Фирсановское шоссе и через Восточную коммунальную зону попасть в свой 7 микрорайон. Плюс все равно образуются пробки: движение не встает, но пока кто-то развернется, кто-то начнет с гаишниками ругаться» , — добавил организатор.

Кораблев не верит, что Центральный проспект могут сделать пешеходным даже на время: они сами много раз просили его для бега, но им прямо говорили, что никогда не согласуют его.

Нужны ли в Зеленограде пешеходные улицы?



Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Проголосовали 226 человек
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Если бы у нас был маленький старинный город со своим локальным "Арбатом", красивыми старинными же домами, провинциальным шармом и туристами, то, наверное, было бы неплохо. Почему нет мест? Сейчас роль общественных пространств без машин выполняют не только площадь Юности, но тот самый парк Победы, дендропарк, площадь Юности, бульвар в 16-м, аллея Лесные пруды, частично МЖК, парк у 17 микрорайона. Не понимаю, чем плохи дорожки в сравнении с площадями. Я понимаю, двигается урбанистская тема с "точками притяжения", "общественными пространствами", но если нам нужны кафе - мы идём в кафе, нужно мероприятие - идём на мероприятие (ну, до пандемии ходили), а гулять, ходить ногами приятнее по какому-то маршруту и не вдоль витрин.
А так, по-моему, актуальнее просто хорошее обустройство существующей пешеходной инфраструктуры - чистые дорожки, в частности, в лесопарках; отделённые от пешеходов велодорожки со всеми колёсными средствами; чтобы пешеходные дорожки в межсезонье не заливало и чтобы людей не окатывало грязью из-под колёс.
Согласен с предыдущим оратором! Давайте, наконец, научимся хоть что-то доводить до ума а не заниматься постоянными экспериментами.
И ещё: никакой "общемировой" и даже общеевропейской практики делать в исторических центрах городов массу пешеходных улиц и/или площадей нет даже близко! Возьмите Прагу, Вену, Будапешт, Рим, Мадрид, Лиссабон, Барселону, Братиславу и т.д. - везде тут полностью пешеходных улиц либо вообще нет, либо небольшое количество оных являются пешеходными лишь отчасти, да и то это ограничение, как правило, не распространяется на авто живущих тут людей, автотранспорт учреждений и магазинов, расположенных поблизости.
Наведите порядок в уже существующей уличной инфраструктуре: сделайте удобными, уютными и обустроенными тротуары (а не как вдоль Центрального со стороны дома быта), обеспечьте людей подземными паркингами как близ мест массового расположения торговых точек , так и в спальных районах (про трудности вписать это в существующую застройку песни петь не надо, это уж точно не сложнее, чем в той же Праге или в Вене, центр которых напичкан памятниками архитектуры, но при этом парковок подземных на сотни мест - огромное количество (в Вене одна из них вообще под площадью Св.Стефана, это типа нашей Красной площади), а не превращайте Центральную площадь или площадь Юности близ "Электрона" в огромный хаотический паркинг, и вопрос о специально выделенных местах для пеших прогулок отпадёт сам собой.
Вопрос "где взять деньги?" тоже решится без особых усилий, если перестать без конца менять бордюрный камень (в той же Братиславе, упомянутой тут в одной из ссылок как пример, якобы, "общемирового опыта", он с конца 70-х годов не менялся в центре города, да и в Вене не шибко новее), отбойники, асфальтировать и без того хорошие покрытия во дворах и на дорогах, перестаньте без конца перестраивать места установки мусорных контейнеров во дворах, перестаньте "фонтанировать" дебильными и затратными идеями типа опасных белых секций светофоров и т.д.
Сделайте хоть что-то всерьёз, хорошо и надолго, наконец! Хватит бесконечных экспериментов по освоению бюджетных средств!
Оксана Пучинина
9 июля 2021
Ливневка нужна нормальная по всему городу...
Елена Татузова
9 июля 2021
После мрачных новостей из Беларуси фотки шествия с красно-зелеными шариками смотрятся страшновато.
Огромные красно-зеленые флаги на углах четырнадцатого тоже смотрелись дико.

И хочется попросить городские власти что-нибудь сделать с нашим дизайн-кодом. Но ведь не послушают((
Игорь Уваров
12 июля 2021
"Сейчас в Праге пешеходной собираются сделать пятую часть улиц. А в Москве пешеходных улиц всего 5-7. Поэтому Прага — туристический город"
Прелесть какая. А не наоборот: Прага - туристический город, поэтому там там <b>собираются</b> опешеходить пятую сать улиц.
Сейчас в Праге пешеходной собираются сделать пятую часть улиц.
Добавлю: поскольку конкретно с Прагой у меня связано несколько лет жизни, то хоть я и не посещал этот город по понятным причинам скоро уже почти два года, но тамошнюю прессу читаю постоянно, а потому ответственно заявляю: инфа про то, что "в Праге пешеходной собираются сделать пятую часть улиц" - это ЛОЖЬ! Сделать такое в этом (как и в любом другом городе со сколь-нибудь значительным населением) городе - значит просто парализовать жизнь в нём. Здесь периодически поднимается вопрос о том, чтобы сделать пешеходной какую-нибудь тупиковую улочку длиной 50-60 метров в историческом центре, но до сих пор так практически ничего и не реализовали, ибо пражский исторический центр - это не музей, это жилой район, который без транспорта жить не сможет. Проекты покрупнее, типа идеи сделать пешеходной Карлову площадь, который был предложен 10 лет назад, благополучно динамят до сих пор, поскольку денег, чтобы развести стекающиеся сюда транспортные потоки едва ли не с десятка крупных улиц, ни у кого нет и в ближайшем обозримом будущем не будет.
Всё, что с переменным успехом в Праге делается, - это появляются небольшие пешеходные участки на улицах в историческом центре. Но, опять же, припаркованных машин и тут хватает, ибо местным жителям и работающим здесь организациям пользоваться авто никто не запрещает. Параллельно продолжают точечно(!) строить подземные паркинги (в историческом центре!), дабы местные жители, из числа тех, кто побогаче, и организации имели возможность освободить красивые улицы города от своих машин. Подход типа "Ваши авто - Ваши проблемы" властями здесь не только не реализуется, но даже и не озвучивается!

При этом, заметьте, в историческом центре города пешеходные участки появляются на улочках, на которых и без того нет интенсивного движения (просто в силу их узости). Тут, вводя пешеходные участки (точнее - "участочки"), по факту, просто отсекают транзитный трафик, что благоприятно сказывается на сохранности архитектурных памятников и на безопасности пешеходов, которых тут, конечно же, гораздо больше, чем автомобилей.

И уж коли речь зашла о безопасности пешеходов, "европейском опыте" и Праге, то почему бы нашим властям не перенять положительный и весьма незатратный опыт чешской столицы, запретившей сначала (2017г.) использование сигвеев в исторической части города и в некоторых других районах, а потом и электросамокатов, а следом - запрет передвигаться на велосипедах в определенные часы в пешеходных зонах? Штраф за нарушение - порядка 90-100 евро...

В общем, сравнение, прямо скажем, притянуто за уши. Москва (про Зеленоград вообще молчу), даже исторический её центр, и Прага не имеют ничего общего ни по ширине улиц, ни по населению (оно в Праге меньше в 12 раз!), ни по объёму турпотока, ни по количеству архитектурных памятников 16-18 веков, ни по отношению местных властей к населению (здесь никто не разделяет его на пешеходов и автовладельцев). И ещё: если уж проводить сравнения, то сравнивать надо не число пешеходных улиц или зон, а их суммарную протяженность! В Москве же протяженность пешеходных зон как минимум в десяток раз больше, чем в Праге! Т.е. имеет место очередное искажение фактов представителями власти и заинтересованными в реализации проекта лицами.

Резюме: любая апелляция, в данном случае, к несуществующему "опыту" европейских городов в стремлении реализовать проект с массовым введением пешеходных зон вместо решения вопроса с парковками авто в центре и в спальных районах, является ничем иным, как очередным проектом распила бюджета!

Так незатейливо и топорно обманывать людей можно было лет 30 назад, когда мало кто из наших сограждан бывал за границей и ещё меньше - кто жил там хоть какое-то время.

Отредактировано: 12-07-2021, 16:53
Ильдар В-в
12 июля 2021
Кому невтерпёж гулять пешком - в старой части города есть огромное количество лесопарков с дорожками. Зачем гулять по проезжей части Центрального проспекта? С обоих сторон есть широкие тротуары. И пора уже закрыть пешеходные переходы там, где были построены пешеходные мосты. Нечего потакать всяким Варламовым и Шумским.
Зачем гулять по проезжей части Центрального проспекта? С обоих сторон есть широкие тротуары.
Так а какое удовольствие гулять по тому тротуару, что со стороны 1000 мелочей и Дома быта? От проезжей части ничем не отделён, а у Дома быта так и вовсе между двум я проезжими частями находится. Сделали, как проще: закатали в плитку и асфальт, хотя было место и для посадки деревьев/кустарников, и для того, чтобы мини зоны отдыха организовать, да ещё и осталось бы, чтобы нормальные парковочные карманы вдоль дороги оставить...
Так а какое удовольствие гулять по тому тротуару
При наличии таких альтернатив, как в старом городе, - наверное, сомнительное удовольствие. Думаю, здесь тема улучшения пешеходной инфраструктуры, скорее, присутствует номинально: секрет Полишинеля - не перенаселённость, а личный автомобиль негласно считается врагом городской среды № 1, иначе зачем "заужайзинг" (для безопасности это актуально на переходах, но не везде же), уменьшение площадей карманов, строительство паркингов с покупкой мест, и то в последнюю очередь. Конечно, пространства без машин намного приятнее, но для этого не нужно раздувать такие агломерации. Если обыкновенный общественный транспорт полностью прекрасно заменяет личный, было бы логично чиновникам мэрии Москвы переселиться с семьями куда-нибудь в ТиНАО (заодно в прекрасные, как мы знаем, новые ЖК) и ездить оттуда.
Если обыкновенный общественный транспорт полностью прекрасно заменяет личный...
А вот это - большой вопрос!
Во-первых, городской транспорт может заменить личный лишь в поездках на небольшие расстояния, т.е. по ближайшим районам города. А вот доехать, скажем, из 5-го в 23-й общественным транспортом уже "не айс". Да и бестолковые горожане всё норовят на дачи кататься, на водоемы летом, в большие торговые центры типа "Зеленопарка" или "Меги", куда добраться общественным транспортом пока куда как менее комфортно и заметно дольше, чем личным.
Во-вторых, пандемия, вроде как, научила всех, что общественный транспорт для общественного здоровья - неоспоримое зло. Или нет?
Наконец, общественный транспорт хорош, когда ты налегке едешь, а вот элементарная закупка продуктов на семью из 3-4 человек (даже не на неделю, на 3-4 дня!) - это уже задача для личного транспорта. Или наши люди уже в булочную на такси таки ездят?
Вообще вроде транспорт у нас по городу неплохой, по крайней мере, маршруты, которыми раньше пользовалась, хотя и не было удобных лично мне тарифов. Ну и поздним вечером однозначно машина лучше, при наличии машиноместа вообще нет проблем. Так-то комбинировать личный и общественный транспорт, отдавая предпочтение последнему, - почему бы нет. Но не суть - в концепции борцов с личным авто, наверное, не предполагается, что вы будете куда-то далеко ездить, с грузом, где-то гулять вдалеке от локальных "точек притяжения", поздно возвращаться и т.д.
Ну да. Идеальный вариант - вообще квартиру не покидать, а всё, что надо, онлайн заказывать, с доставкой. Мир смотреть - по ящику, с родственниками общаться - по телефону и мессенджерам. Тогда глядишь, и общественный транспорт за ненадобностью упразднить можно...
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран