Авиамодельный спорт в Зеленограде 25.10.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd Вячеслав Дуков, руководитель кружка «Авиамоделирование», член сборной России по авиамодельному спорту.

Послушать (42:34)загрузить файл со звуком (29939 кб)

— Поводом для нашей встречи стала победа сборной России на Чемпионате мира по авиамодельному спорту в этом году. Об это мы поговорим обязательно, тем более что основу нашей команды составляли зеленоградцы и вы, в частности. Начать я предлагаю с рассказа о том, что такое авиамодельный спорт. Думаю, не многие об это знают.

— Авиамодельный спорт — это как бы пародирование больших самолётов. Люди, увлекающиеся этим, начинают заниматься моделями непосредственно с детства. Дети с 6-7 лет идут в авиамодельные секции, там начинают с простейших моделей — с планеров. Дальше они занимаются большими самолётами, распределяются на классы — кто-то уходит в радиоклассы, кто-то в кортовые классы.

Когда начиналось авиамоделирование, в 1960-1970-х годах, всё делали своими руками.

— Основа — это сделать модель. Дети 6-7 лет клеят из готовых кусочков, из конструкторов?

— Для начала проводятся лекции с объяснением, что такое крылья, стабилизатор, фюзеляж. Объясняют, как летают модели, почему они вообще летают. Потом вводятся азы работы с чертежами, и начинается непосредственно строительство моделей.

— С какого возраста начинается работа с чертежами?

— Работа с чертежами — это просто когда ребёнок видит картинку с размерами, которые он может померить линейкой. Затем он переводит чертёж с бумаги на деревянные заготовки, а изначально это именно заготовки. Мы рисуем ребёнку линии, объясняем, где какая деталька на чертеже, он их выпиливает и клеит. А в дальнейшем он получает удовольствие от того, что это летает.

— Сначала — это сделать модель самолёта, а дальше спорт заключается в том, что выясняют, чей самолёт лучше?

— Наверное, спорт начинается в более старшем возрасте. Для начала ребёнок просто понимает, надо ему это или не надо. А дальше он думает, заниматься ли ему спортом.

Сегодня авиамодельный спорт — это достаточно узкое направление. Он относится к техническим видам спорта, поэтому дети, приходящие в авиамодельные кружки, всё-таки приходят в технический кружок. Так же, как и судомоделирование.

— То есть соревновательная составляющая вторична, а в первую очередь — создание самолётов?

— Да. Ребёнок должен научиться это делать. Дальше, если ему это интересно, он идёт в спорт. На начальных этапах мы проводим соревнования для детей по планерам, то есть по простейшим моделям, чтобы заинтересовать ребёнка. Чтобы он видел, что он слепил модель не только для того, чтобы она лежала на полочке.

Нет, дети выезжают на регулярные соревнования, раз в две-три недели. Мы делаем медали, грамоты, и дети начинают потихоньку втягиваться, я как педагог это вижу. Моя цель как раз состоит в этом. Из десяти детей как минимум двое становятся спортсменами.

— Мне кажется, что соревновательная составляющая детям должна быть интересна: сделать лучше, чем у Васи.

— Это всё понятно. Но дело в том, что не у всех детей получается сделать лучше. Когда тот же Вася всё время занимает первые места, большинство детей отсеивается. Ребёнок начинает понимать, что он не может сделать лучше — как бы я ни старался, как бы ни старались другие педагоги. Ну не рождён он авиамоделистом, пойдёт программистом либо ещё куда-то.

— Вы сказали, что есть радиомодели, кордовые модели. Какие классы, виды самолётов вы делаете в кружке? И какие бывают классы, но вам они недоступны?

— С сегодняшними технологиями нам доступны любые модели. Если рассматривать «взрослые» модели и взрослый спорт, тут важно уже финансирование.

— Вообще какая классификация есть у самолётов?

— Точнее, категории моделей. Существует кордовый класс, он более узкий, нежели радиоуправляемый класс. В кордовом классе существует гоночный класс, скоростной класс, воздушный бой.

— Кордовый класс — это, грубо говоря, самолёт на верёвочке?

— Да. За два троса самолёт держится и управляется. Летает он по кругу. В зависимости от класса круги разные. Думаю, не будем об этом долго говорить, потому что мы углубимся в терминологию, и эфир затянется до вечера.

Радиоуправляемый класс — это модели, которые управляются по радиоканалу. Существуют приёмник и передатчик, это различные рулевые машинки, и самолёт летает через управление с земли.

— У него больше степеней свободы?

— Да. Он может делать 3D фигуры, крутиться по-всякому, что, естественно, не может делать настоящий самолёт. Я смотрел передачу, где конструкторы авиационного завода сравнили настоящие самолёты с радиоуправляемыми и сказали, что когда настоящий самолёт будет делать те же фигуры, что и радиоуправляемая модель, тогда мы достигнем пика совершенства в аэродинамике.

— Почему радиоуправляемый может, а большой — нет?

— Потому что модель имеет меньшие размеры, а её двигатели — больше тяги, поэтому проще сделать те или иные фигуры. Весовая категория разная. Хотя современные самолеты тоже делают большой комплекс воздушных фигур.

— Есть ещё разные соревновательные классы. В чём соревнуются?

— Да. Классов очень много. Кордовые классы мы можем охарактеризовать немногими классами. Пилотажный класс влечёт за собой выполнение различных фигур. В скоростном классе спортсмен должен показать максимальную скорость за отведённую базу (девять кругов).

В гоночном классе другие категории. Это гонка на сто кругов с тремя обязательными посадками, где спортсмены соревнуются одновременно в одном круге; они должны показать наилучшее время за прохождение базы в сто кругов. Это «Формула-1», но просто в воздухе.

— В воздухе ставятся какие-то вешки.

— Вешки ограничивают высоту полёта и высоту обгонов. Пилот на скорости 200-230 км/час управляет моделью, он должен смотреть на механика. Тот гоночный класс, которым я занимаюсь, предполагает команду из двух человек — пилота и механика. Пилот управляет самолётом, механик обслуживает модель на земле. Гонка складывается и зависит от них.

— Так же, как в «Формуле-1», когда машина заезжает на пит-стоп и вокруг неё собирается обслуживающий персонал.

— Есть механик, который обслуживает «Формулу-1» за 7 секунд, а есть механик, который обслуживает за 12 секунд. Эти 5 секунд дают очень большой результат. Так же как и у нас. С современными технологиями заправка баков проходит очень быстро. Мой личный рекорд — 1,2 секунды. Это время, которое самолёт находится у меня в руках.

— В «Формуле-1» постоянно вводятся ограничения на мощность двигателя, на технологические решения. В авиамодельном спорте такое есть? Вы уже достигли такого уровня в конструировании самолётов, что вас надо сверху ограничивать?

— Да, конечно, постоянно вводятся ограничения, как и на «Формуле-1», буквально каждый сезон. Мы начинаем с модернизации. Сегодня самая большая проблема в том, что в Европе ввели ограничение по децибелам. Наши модели выдают 117-115 децибел при полных оборотах и в воздухе. Ограничение в Европе составляет до 95 децибел. Естественно, мы уже не проходим.

Народ стал думать, что делать. Единственным решением для принимающих сторон в Европе стало проводить соревнования вне черты города, потому что эти ограничения действуют в черте города.

До этого были проблемы со скоростью — люди не справлялись с той скоростью, на которой летит модель. Был увеличен диаметр тросов, которыми управляется модель, а также «зажаты» сечения впускных и выпускных отверстий двигателя, чтобы снизить скорость. На многих классификациях было введено стандартное топливо, потому что используются различные присадки и двигатель летит гораздо быстрее.

Гоночный класс пока не тронули. Это коснулось непосредственно стандартного топлива и воздушного боя и скоростного класса. Спортсмену на старте выдаётся стандартное топливо, с которым он работает. Гоночный класс тоже хотят «зажать», то есть ввести стандартное топливо, сделать ограниченный диаметр пропеллеров.

Сегодня все модели подходят под классификацию не меньше определённых размеров. Все модели проходят техническую комиссию, обмеряются. Ограничены топливные баки, объем двигателя, сечение фюзеляжей — всё имеет ограничение.

— Какая здесь решается задача в первую очередь — безопасность зрителей, спортсменов, экологическая безопасность в плане шума или создание для всех равных условий?

— В данной ситуации решается вопрос безопасности, как зрителя, так и самих спортсменов. Потому что во время соревнований, механики находятся в кругу, который обнесен безопасной сеткой. Если пилот не справится со скоростью модели, она упадёт, и остаточная скорость мотора, который улетает из самолёта, достигает 170 км/час, может прошибить защитную сетку.

Чтобы избежать этого, вводятся различные страховки, которые соединяют непосредственно управление с мотором, чтобы он оставался на тросах. Корпус самолёта разлетается безопасно для людей, а мотор остаётся на тросах.

— Спорт повышенной опасности, можно сказать.

— Нет. На мой взгляд, многие спортсмены, достигшие определённого возраста, как и в любом другом спорте, должны уходить из спорта. У нас такого не происходит. Когда я в первый раз выехал на чемпионат Европы, я был шокирован возрастной категорией, которая присутствовала на соревнованиях. Это были люди иногда старше 60 лет.

Я считаю, что для человека уже в 50-летнем возрасте в данном спорте нагрузка очень большая. Думаю, в спорт нужно подтягивать детей.

— Во время гонки пилот стоит всё время с поднятой головой, крутится. Думаю, нагрузка всё равно большая, несмотря на то, что летает-то самолёт.

— Самолёт летает по кругу, пилот должен за ним успевать. А когда в круге ходят три человека, они ходят не вокруг себя, а по кругу диаметром три метра.

— Топчутся на месте фактически, не глядя друг на друга.

— Да. На тренировках периодически хочется подержаться за ручку, покрутить самолёт. Я могу сделать один взлёт, это 33 круга. На второй взлёт меня физически не хватает. Человек без спортивной подготовки справиться со спортивной моделью не сможет.

— Я так понимаю, что пожилые люди просто не справляются и создают какие-то проблемы для безопасности.

— Да. В этом году ввели страховку на ручки. Это обязательный трос, который надевается на руку в случае выпуска ручки. У французов самолёты полностью из карбона — пластиковое крыло, углепластиковый фюзеляж, и на скорости 200 км/час модель как режущая бритва. Была пара случаев, когда они не успевали за моделью, трос путался, и они просто выбрасывали ручку. Самолёт перелетал сетку и летел в толпу.

По счастливой случайности ни в кого не попало. Но самолёт после удара об землю, с погашенной скоростью, допустим, в 100 км оставался целым. Ломался пропеллер, и если бы его обломки попали в человека, были бы травмы.

Был случай — мотор попал в судей. Смертельных исходов не было, но травмы были достаточно серьёзные.

— Расскажите о видах соревнований. Я так понял, существует гонка. Ещё есть воздушный бой, что это такое?

— В воздушном бою, в одном полёте участвуют две модели. На каждого участника даётся по две модели. В круг выносят четыре самолёта — под две модели двум экипажам. На каждую модель цепляется ленточка. По команде «старт» модели взлетают, даётся команда «начало боя».

Задача каждого из пилотов — отрубить наибольшее количество кусочков ленточки. Тот пилот, который за пять минут боя отрубит максимальное количество отрезков ленточки, тот победитель.

— Чем рубится ленточка?

— Ленточка должна быть отрублена только пропеллером. Запрещены наклейки на передние кромки, зацепляющие устройства. Всё ограничено, модели имеют определённые размеры.

— А если я отрублю ленточку сразу всю...

— ...То вы проиграли. Потому что вам придётся быстро бегать либо рубить ему всю ленточку и добиваться перелёта. Штрафные баллы также идут за то, что вы упали. Самолёт летает очень быстро и очень вертлявый. Если гонка летает по кругу, то здесь модель летает как угодно.

Также запрещена атака самолёта. Если вы специально атаковали самолёт, вы снимаетесь с соревнования, бой автоматически вами проигран. Бывают ситуации, когда во время атаки на ленту вы попали в самолёт, что сейчас многие спортсмены пытаются симитировать, когда проигрывают, чтобы спасти ситуацию.

— Тоже зрелищные соревнования.

— Да. Самые зрелищные соревнования — это воздушный бой и гоночный класс. Также существует классификации скоростные, как мы уже говорили. Скорость интересна, наверное, для людей, которые не знакомы с этим видом спорта. Достаточно нескольких полётов, если человек не фанат скоростного класса.

— И конструкторам, это, наверное, интересно.

— Конструкторам это интересно вообще непосредственно, потому что на европейских сайтах существуют категории конструкторов. Это, конечно, не оплачивается, как в «Формуле-1». Но кубок конструкторов существуют, и производителям моторов выгодно, чтобы их моторы были на первых местах.

— Где в Зеленограде можно заниматься авиамодельным спортом? Где находится ваш кружок, как он функционирует?

— Мы находимся на территории района Матушкино-Савёлки. Мы относимся к ДЮЦ «Следопыт», но на его базе мы не можем заниматься, поэтому нам было выделено помещение в 146-м корпусе (1-й микрорайон), где мы занимаемся с детьми и сами строим спортивные самолёты.

Занятия проводятся по понедельникам и четвергам с 15 до 18 часов. Как правило, дети принимаются с 6 лет. Бывают и исключения, когда ребёнок в 5 лет рвётся в бой, хочет что-то делать и у него это получается.

— Набор проходит в течение всего года?

— Как правило, набор в детские учреждения проходят в начале учебного сезона, потому что летом все разъезжаются. Хотя если брать спортивную классификацию, они, в основном, проводятся в летний период.

Но если ребёнок придёт в январе, мы всегда ему рады. Конечно, тяжело заниматься, потому что ребёнок приходит, когда все уже какие-то азы познали. Приходится работать с ним индивидуально.

— Девочки у вас в кружке есть или только мальчики?

— И девочки у нас занимаются.

— Казалось бы, технический вид спорта...

— Почему же... На «Формулу-1» не берут, а на соревнования «Формула-3000» ездят также и девушки. У нас в воздух девушки рвутся, и достаточно много. В России это не так распространено, как в Европе, особенно как это было заметно на прошедшем этим летом чемпионате Европы. На нём участвовали 10-11 представительницы женского пола, и они даже заняли какие-то места.

— Вы принесли с собой в студию самолёт и сказали: «Вот в этом мешочке 70 тысяч рублей». Сколько стоит заниматься авиамоделированием, кто за что платит?

— Занятия для детей бесплатны, потому что детские учреждения финансируются. Возможно не в той степени, в которой бы хотелось, выделяются средства на покупку материалов, клея. Многие родители сами проявляют инициативу и что-то приносят — клей, деревяшки, ещё что-то. Собственно, с этого и начинается детский моделизм.

Когда он переходит во взрослый спорт, то здесь начинаются проблемы. Если взять сборную России, то финансирование осуществляется не на должном уровне. Сборная России выезжает на соревнования на 50 процентов за свой счёт. Техника покупается тоже на 60-70% за свой счёт.

— Когда дети маленькие, они клеят модели из деревяшек, это доступно и средства на это есть. Но, наверное, к подростковому возрасту им деревяшки становятся скучны, дети хотят большего, а у кружка денег нет. На этом переходном этапе откуда берутся деньги, когда ребёнок ещё не достиг серьёзных результатов, но уже хочет лучшего самолёта, лучших материалов?

— У спортсменов какая-то техника остаётся, которая после нескольких сезонов использования не позволяет нам выступать на соревнованиях. Есть два пути.

Её можно купить, причём с уценкой процентов на 70 (цена модели 15-20 тысяч). С такой моделью можно занимать на юношеских соревнованиях первые места. Понятно, что деньги платят родители, и покупка обсуждается с ними.

Если ребёнок и родители хотят, мы находим компромиссы. Техники от спортсменов остаётся достаточно, особенно после воздушного боя много битых самолётов. Ребёнок восстанавливает модели, и моделями он обеспечен. На моторы мы находим средства: идём в управу, и какие-то средства выделяются.

— Тем более, глава управы Савёлки Виктор Павлович Ласточкин бывший лётчик, ему это должно быть близко.

— М с ним очень тесно сотрудничаем. Виктор Павлович нам очень помогает и всегда радеет за нас. Детский спорт мы как-то поднимаем.

— Ребёнок с 6 лет начинает заниматься конструированием самолётов. Допустим, к 16-ти, десять лет постоянных занятий, он уже — готовый будущий авиаконструктор. Ему прямая дорога в МАИ или в другие профильные ВУЗы. Идут ли ваши выпускники по этой специальности учиться, а может, и работать?

— Большинство детей, которые выросли и достигли студенческого возраста, именно так и сделали. Процентов 70 наших моделистов попали в МАИ. Наверное, процентов 20 из них по специальности работают.

Я в МАИ не пошёл, потому что мне это было не интересно. Я не связывал занятия модельным спортом с конструированием больших самолётов. Многие люди это связывают. Ребёнок сначала хочет стать космонавтом, позже — авиаконструктором, потом действительно идёт в МАИ.

Здесь присутствует «маленький» блат. Детей, которые занимаются модельным спортом и имеют разряды, на экзаменах получают поблажки.

— Участие в соревнованиях зачитывается как олимпиада при поступлении в ВУЗ?

— Нет. К сожалению, это большой минус нашей структуры, что во многих ВУЗах авиамодельный спорт и даже выезды на серьёзные соревнования не дают особых поблажек.

У меня был случай. Я восстанавливался в институте — меня отчислили на пятом курсе, потому что я пропустил защиту диплома из-за чемпионата Европы. Я пришёл в деканат, сказал: «Ребята, у меня чемпионат Европы, я не могу быть на защите диплома». На что был ответ: «Классно, но ты же не в олимпийской сборной».

— Не посчитали за спорт?

— Да. В следующем году я восстанавливался с потерей года.

— Мы уже сказали о поддержке со стороны управы. Есть ли поддержка со стороны города, спонсоров?

— Всё-таки хотелось бы поднимать детский спорт. В этом большая проблема. Не могут, к сожалению, позволить себе многие родители ребенка обеспечить техникой. Мы, со своей стороны, можем это сделать, но по минимуму.

Не смотря на то, что нам помогает город, управа, всё равно нет тренировочных площадок. Если брать гоночные и пилотажные классы, под них нужна асфальтированная площадка. Ближайшая площадка есть только в Химках.

Это специальная асфальтированная площадка, обнесённая сеткой по стандартам безопасности, для тренировок и соревнований. Если воздушный бой можно пускать на полянке, то гоночный, пилотажный и скоростной классы — только на площадке.

— В Зеленограде пробовали «пробить» такую площадку? Сейчас строятся новые районы, может быть, там?

— Разговоры об этом идут, но авиамодельный спорт недостаточно массовый, чтобы для него строили тренировочные площадки. Хотя, я считаю, что сегодня при достижениях наших спортсменов, которые по большей части живут в Зеленограде, наверное, можно было бы к этому стремиться. Во всяком случае, разговоры об этом были, но пока цель не достигнута.

— Давайте поговорим о прошедшем чемпионате мира. В мае на стадионе «Элион» в Зеленограде проходил этап Кубка по авиамодельному спорту. Я пришёл посмотреть. Мне показалось, что это соревнование — совершенный междусобойчик, не для зрителей. Хотя приглашали: «Приходите, смотрите».

Я посмотрел — летают самолётики, люди что-то делают, суетятся — ничего не понятно. Как я сейчас я понял из ваших объяснений, там был воздушный бой. Я представляю, что это, безусловно, зрелищная вещь... Но пока какой-то диктор в мегафон не рассказывает о том, что происходит, какой спортсмен сейчас выступает и так далее, ничего не понятно. Я посмотрел, развернулся и ушёл. Я там был, может, единственным зрителем. Может быть, там ещё один-два праздношатающихся были.

На мой взгляд, организация соревнований неудовлетворительная для зрителей. Как это происходит в мире, в Европе на больших соревнованиях? Это закрытые соревнования «для себя» или для зрителей?

— В Европе соревнования проводят на другом уровне. Им придаётся зрелищность — больше рекламы, данной заранее, специальные площадки. А не как это происходило в Зеленограде — обычный стадион, который, в принципе, подходит для соревнований, но это стадион, который находится в лесу.

— Есть же стадион МИЭТ в центре города, там трибуны есть.

— Город не всегда позволяет проводить соревнования на стадионе МИЭТ. Хотя был разговор, что вроде как в следующем году мы можем провести на этом стадионе чемпионат России. Но спортсменам, почему-то, больше нравится проводить соревнования на элионовском стадионе. Он обнесён лесом, и ветровые потоки, которые мешают проведению соревнований, там сведены к минимуму. Это тоже большой «плюс».

А по поводу зрителей — надо как-то их привлекать, сделать массовую рекламу, а это опять финансирование. Также по поводу диктора — оплата судей, всего остального производится за счёт взносов спортсменов. Поэтому если было отдельное финансирование, из авиамоделизма можно было бы сделать зрелищный спорт.

Как ни странно, авиамоделирование не умирает, а идёт к зрелищности. Организация соревнований в мае этого года была гораздо лучше, чем два года назад на том же стадионе МИЭТа, — больше участников, серьёзное звуковое оборудование. В общем, всё было на европейском уровне.

— Надо подождать немного, может, придём к ведущему и зрителям. Возвращаясь к чемпионату мира, расскажите, как там всё было, с кем вы соревновались и за счёт чего выиграли.

— Чемпионат мира проходил в Венгрии, в курортном городке Дьюла. Находится он в двухстах километрах от Будапешта. По прибытию в страну мы взяли машины в прокат и поехали в этот городок. Организаторы предоставили сборной размещение в гостинице. Деньги наши, организация их, тем не менее, они хорошо обо всем позаботились.

Стран было много, даже были представители Монголии и Армении. Это большая редкость, потому что многие годы эти страны не выставляли свои команды.

— Много стран — это сколько?

— Если считать по участникам, то на воздушном бою было более ста команд. По странам не могу дать статистику. Нужно смотреть протокол.

— Но сто команд — это много?

— Конечно. На чемпионат России проходят в среднем 30-50 экипажей, в зависимости от статуса. Все российские соревнования являются отборами в сборную. В зависимости от того, какие спортсмены на какие соревнования едут, решают, какая с кем техника полетит. Использовать её на каждых соревнованиях не получается.

— Кто входил в состав российской сборной? Я знаю, что костяк команды — зеленоградцы.

— Я, мой пилот. Потом у нас есть специалисты по воздушному бою. Процентов на 30 сборная была зеленоградцами укомплектована.

— По-моему, это единственный вид спорта, где Зеленоград составляет костяк сборной России. Я других таких не знаю.

— Могу ошибаться, но в картинге есть тоже много зеленоградцев.

— К нам приходили регбисты и говорили в интервью, что трое зеленоградцев есть в сборной России. Чья команда была вашим основным соперником на этом чемпионате?

— На этом чемпионате в каждом классе свои соперники. Если брать гоночный класс, то наши соперники — австралийцы и французы. На радость нам, французы на этом чемпионате мира были ниже нашей сборной в целом, они даже не попали на призовые места.

— Почему?

— Ну, должно же было когда-то не сложиться.

— Не складывается что именно? Просто не повезло непосредственно на соревнованиях или кто-то не приехал, двигатель забарахлил... ?

— Это связано с техническими параметрами. Есть определённые ресурсы, процент износа. Думаю, что французская сборная была просто менее подготовлена к соревнованиям. У неё были свежие моторы, но они были построены по тем технологиям, по которым они летали ещё два-три года назад. Хотя на Кубке мира в Италии они стали первыми.

Мы не поехали в Италию по семейным обстоятельствам: в августе у моего пилота родился сын. Если бы мы поехали, нам было бы достаточно занять с первого по пятое место, и мы бы стали победителями Кубка мира.

— Взяли бы два трофея за один год.

— Да. Тут опять же большая проблема. Если на чемпионаты мира и Европы оказывается какая-то поддержка, то на этапы она не оказывается. Городу пока не интересно выигрывать Кубки мира.

К сожалению, мы не можем, помимо того, что сами покупаем технику, ездить ещё на все этапы, хотя порывы к выигрышу и техника позволяют.

— За победу в соревнованиях есть призовой фонд?

— В чемпионатах мира и Европы призовой фонд, как и на олимпийских соревнованиях, должен складываться из госбюджета. Например, в Испании (и в ряде стран) большие призовые фонды за первое, второе, третьи места на чемпионатах мира и Европы. В России это пока не заметно.

— То есть это не призовой фонд соревнования, а каждая страна своим спортсменам выделяет призовой фонд?

— Конечно. Призовой фонд соревнований — это кубки, медали, грамоты, статус, почёт и различные звания. Мы выезжаем под флагами России, и наша страна должна как-то оказывать нам внимание, как и олимпийским видам спорта. Ведь наши спортсмены занимают призовые места... Понятно, золотую медаль не продашь, и жить на это не будешь. А финансовая поддержка оказывается — и машины дарили, и всё остальное.

— Перспективы включения в олимпийскую программу у авиамодельного спорта есть? Если он зрелищный, почему нет?

— Какие-то попытки были. Если не ошибаюсь, в 2007 году провели всемирные «подолимпийские» соревнования по авиамоделизму, по всем классам. Обычно соревнования по всем классам в одном месте не проводятся.

— Это было вроде показательных выступлений?

— Да. Насколько я знаю, это не получило дальнейшего развития. Думаю, этот процесс займет гораздо больше, чем пять лет.

— Может быть, в связи с успехами сборной России или просто в силу какой-то очерёдности, есть перспектива проведения в России чемпионата мира или Европы и вообще крупных международных соревнований?

— Для того чтобы проводить в России такие чемпионаты, должны быть специализированные площадки. Площадки в Химках не хватит для проведения чемпионата мира или Европы. Там существует площадка под проведение соревнований кордового класса, который проводится на асфальте, и под воздушный бой, который можно проводить на траве. Там нет тренировочного круга. Людям негде будет тренироваться.

Для проведения соревнований такого масштаба нужно несколько площадок, на которых будут проводиться основные соревнования, и будет отведена зона для тренировок. То есть целый комплекс.

— А в Европе это оформлено как комплекс для авиамодельного спорта?

— Да. Там присутствует табло, как и на «Формуле-1», где показываются все результаты в режиме онлайн, рейтинги. Но ввиду того, что ввели ограничения по децибелам, в Венгрии соревнования проходили на аэродроме. Но на нём были залиты очень качественные кордодромы, построены вышки, ограждения — всё было готово для проведения соревнований.

Стадион был обеспечен питанием — были поставлены кафе, рестораны. Всё было на должном уровне. На случай отсутствия мест в гостиницах для спортсменов организовали кемпинг рядом с зоной проведения соревнований. Были нормальные души, туалеты. Не было проблем с транспортом.

В России на всё это пока финансирование найти не смогут, даже при всём желании. Потому что есть куча всего, куда можно потратить деньги.

— Что ж, остаётся вам ездить в другие страны и выигрывать там чемпионаты мира и Европы, кубковые соревнования. Думаю, у вас это получится. Ещё чего пожелать? Чтобы дети к вам шли, это самое важное.

Мы выложим ваш телефон, чтобы те, кто, прочитав, послушав, заинтересовался, смог к вам обратиться, потому что это очень интересно. Я не ожидал, что это так здорово. До эфира я был немного скептически настроен после того, как посмотрел соревнования на «Элионе». А сейчас думаю — почему бы и нет, хорошая штука — «Формула-1» в воздухе.

Спасибо. У нас в гостях был Вячеслав Дуков, руководитель кружка «Авиамоделирование», член сборной России по авиамодельному спорту.

Александр Эрлих

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран