Блэкаут в «Зеленопарке». Технический специалист о том, как торговый центр пережил 12 часов без электричества 22.03.2018 ZELENOGRAD.RU

13 марта огромный торгово-развлекательный комплекс в Ржавках, в который входят «Зеленопарк», «Ашан» и «Леруа Мерлен», был обесточен более чем на 12 часов из-за аварии в солнечногорских электросетях. Во время земляных работ между бывшим рынком Ржавки и дорогой, соединяющей старую Ленинградку с М-11, экскаватор повредил два кабеля, питающих Солнечногорск и, соответственно, торговый комплекс. Основной кабель, толщиной в две человеческих руки, ковш экскаватора разорвал полностью. Резервный, который не на много тоньше, был поврежден частично. Технический специалист «Зеленопарка» подробно рассказал Zelenograd.ru о том, что именно произошло, как комплекс с этим справлялся, какие выводы сделали по результатам аварии.

Хроника аварии

Первый «намёк» на аварию «Зеленопарк» получил в промежутке между двумя и двумя пятнадцатью часами дня. Отключилось всё оборудование, не имеющее источников бесперебойного питания, пока система автоматически переключалась на ввод по резервному кабелю.

Дежурные техники во главе с главным энергетиком помчались на распределительную подстанцию. От нее и котельной, стоящих на балансе «Зеленопарка», электропитание и горячую воду получают в том числе «Ашан» и «Леруа Мерлен». Тогда-то и выяснилось, что проблема не внутренняя: отсутствовало напряжение в основном вводе со стороны Ржавок.

Позвонили в МОЭСК Солнечногорска — там ответили, что аварийная бригада ищет место повреждения. Когда обнаружат — сообщат «Зеленопарку». Связались примерно через час, около 15:20, рассказали об экскаваторе и перебитом основном кабеле, а также подозрениях насчет частичного повреждения резервного. Но чтоб узнать наверняка, в 15:50 остановят подачу электроэнергии для тестирования. Обещали, тест займет 10-15 минут. Но сразу предупредили: если резерв даже немного поврежден, то электроснабжение не восстановят до окончания ремонта.

Начиная с 15:35 «Зеленопарк» по громкой связи несколько раз оповестил посетителей о предстоящем отключении электропитания. Арендаторов, не имеющих оповещения, инженеры и техники предупреждали лично, просили отключить все приборы, чтобы те не сломались. Администраторам магазинов, кафе, развлекательных заведений также лично сообщили о возможном закрытии комплекса до конца дня. Соответственно, предложили всем приготовиться к эвакуации посетителей.

Через 40 минут диспетчер солнечногорской МОЭСК сообщила о повреждении резервного кабеля и предупредила, что ремонт займет минимум четыре часа. «Значит, умножайте на полтора, то есть ремонтировать будут минимум шесть часов. Соответственно, комплекс надо закрывать», — сказал инженер, имевший опыт работы в МОЭСК.

В 16:30 из диспетчерской передали, что питание будет восстановлено не раньше 21:30. Всем предложили покинуть комплекс.

Остановилось всё: не работали стационарные телефоны, завязанные на мини-АТС, кассовые аппараты, вентиляция, насосы, гоняющие воду по системам, в том числе канализационным. Арендаторы, имевшие бесперебойники, без последствий закрыли свои магазины. Другим пришлось повозиться. Суточная смена техников — а их четверо плюс дежурный инженер — разрывались между арендаторами, помогая вручную закрыть рольставни. Хотя и не обязаны это делать. Непростая, как выяснилось, работа даже для мужчин, что уж говорить об основном контингенте продавцов, состоящих главным образом из женщин. Некоторые и не справились — где-то рольставни вышли из строя при попытке закрыть их вручную. У кого-то из арендаторов «сгорели» компьютеры и другая техника.

Со стороны посетителей поступила лишь одна жалоба: от беременной девушки, которую не пустили в туалет. Охрана действовала по инструкции — не дай бог, с посетительницей там что-нибудь случилось бы, ведь канализация на тот момент не работала.

Резервное питание

«Ашан» сообщил также, что после отключения электричества задействовал дополнительные источники бесперебойного питания. Это позволило сохранить необходимые температуры в холодильниках в течение первого времени. Температура воздуха на улице той ночью была минимально низкой, ближе к нулю. Затем товар перегрузили в фуры, оснащенные морозильным оборудованием. Один очевидец рассказал, что часть продукции — предположительно не поместившейся в авторефрижераторе или не требующей глубокой заморозки, а лишь пониженных температур — гипермаркет сгрузил в тележки и выставил на дебаркадер.

Резервный дизель-генератор использовала и администрация «Леруа Мерлен». Его хватает на дежурное освещение и для функционирования жизненно важных систем. Словом, магазин работу не прекращал. Но «Леруа Мерлен» — это собственник отдельно стоящего здания, а всё его энергопотребление (освещение, работа касс, серверов системы пожаротушения и т. д.), утверждает рассказчик, в два раза меньше, чем энергопотребление одного лишь фудкорта «Зеленопарка».

У самого «Зеленопарка» также есть резервный генератор, но его задача — поддерживать работу котельной для предотвращения разморозки (разрушения) тепловых сетей комплекса. В противном случае вырвавшаяся на свободу из разорванных магистралей вода зальет помещения арендаторов со всем их содержимым. «Что хуже, чем пожар», — говорит собеседник.

Котельная — это пять газовых котлов, каждый размером с грузовик, и очень энергоёмкие насосы, мощности которых должно хватать на то, чтобы «догнать» воду до всех зданий комплекса, а это в некоторых случаях — километр.

Основные силы служба эксплуатации ТРЦ бросила именно на котельную. Специально вызвали человека, который на огромном КамАЗе привез дополнительный аварийный генератор для насосов.

Повезло, что авария не случилась неделей раньше, когда стояли 15-20-градусные морозы. За 12 часов, что не было электропитания, температура воды в системе упала с 80 градусов до 20.

В общем, скорость аварийной бригады МОЭСК не порадовала, посетовал рассказчик. В полночь диспетчер сообщила, что вот-вот начнут тестировать кабель. Инженеры «Зеленопарка» сели в машину и поехали посмотреть, как идут дела. На месте обнаружилось, что основной кабель еще даже не соединили: из земли торчали два «рога».

Пробное включение было в 4:30—4:45 утра. Чуть позже один из вводов подключили окончательно. Полностью ремонт кабелей закончили только утром 15 марта.

Вместе с дежурной сменой на время аварии в «Зеленопарке» оставались главные инженер, энергетик, системный администратор и еще несколько человек, некоторые из них — и до конца следующего рабочего дня (то есть до шести вечера), оставаясь на ногах, таким образом, более двух суток.

После «блэкаута» инженеры подсчитали, что для обеспечения только дежурного освещения и работы систем пожаротушения и дымоудаления в «Зеленопарке» во время аварии необходимо минимум три генератора, каждый мощностью не менее мегаватта. Это, по сути, установка размером с два железнодорожных вагона. Однако подобные ЧП — чтобы одновременно были повреждены и основной, и резервный вводы — крайне редки и маловероятны. «Все равно что у парашютиста не раскроется основной парашют, а затем и запасной», — приводит сравнение рассказчик.

Однако многие арендаторы, делится наблюдением наш собеседник, задумались о том, чтобы запастись источниками бесперебойного питания.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран