«Без бренда тебя никто покупать не будет, так и будешь в Зеленограде играть» 11.03.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru Дмитрий Ноздрин, музыкант, создатель одной из самых популярных зеленоградских групп — «Куба».

Послушать (38:11)загрузить файл со звуком (26M)

 — Вас чаще называют Фиделем, а когда появилось это прозвище? — С 1990 года. Но прозвище «Фидель» я получил, когда ещё учился на 2-м курсе МИЭТа.

 — У вас была борода? — У меня тогда была борода. Но прозвище сложилось не только из-за неё, это связано с песней одной группы. Как-нибудь потом расскажу.

 — Когда началось ваше увлечение регги?

Где-то в 1994 году. Нет, мы слушали регги с 92-го, но я особо не проникался, всё-таки мне рок всегда был ближе, — я слушал тогда панк-рок, тяжёлый рок, всякую альтернативу, русский рок — «Звуки Му», «Аукцыон». Потом я познакомился со своей женой, и вот под её влиянием я сделал группу, именно для неё. У меня была перед этим, с 1992 по 1994-й, группа «Озноб». Там играли я, Сергей Чуканов, впоследствии басист «Кубы», и Женя Белов — он сейчас работает в группе компаний «Рено» каким-то большим менеджером. Играли мы такой постпанк, а ля Joy Division, Bauhaus; вообще очень нравились всякие альтернативные группы типа Big Black. Мы играли музыку, которую по нынешним временам назвали бы альтернативой. Потом пришла Алла и сказала: «Нафиг ваш панк-рок, давайте играть регги». И уже на последнем выступлении группы «Озноб» (это был первый зеленоградский рок-фестиваль) мы сыграли несколько песен регги.

 — Я думаю, что этот вопрос вам задавали не раз, но всё-таки — почему «Куба»?

«Фиделем» я стал с 1990 года, и когда создал группу, надо было как-то её назвать. Когда делали первый концерт группы «Озноб», мы у нашего друга Андрея Климова сделали афиши, осталось только впечатать название группы. И мы всю ночь думали-думали и лучше, чем «Озноб», ничего не придумали. То же самое было и с «Кубой». Ходили, спрашивали, советовались с друзьями. И наша подружка, покойная Лена «Африка» Пермина, сказала: «А что тут думать? „Куба“ называй». Так что это не я придумал…

 — Песни писали вы сами или это коллективное творчество?

— Пожалуй, две лучшие песни из нашего первого альбома сочинил наш тогдашний гитарист Ваня Светушкин. К каким-то песням Алла тексты придумывала, а я музыку; но где-то половина точно моего сочинения. Тогда еще было «более коллективное» творчество, чем например, сейчас.

 — Во второй половине 90-х вас был такой активный период, были концерты, записи в студии. Какие события того времени вам запомнились?

— 1996 год я хорошо помню. Мы записали наш первый альбом «Измена». Записали в студии «Зеленоград», которая была в подвале 14 микрорайона; не знаю, как она сейчас называется. Тогда же, буквально через неделю после записи, случилось замечательное мероприятие — зеленоградский «Вудсток». Оно сохранилось в видеоархивах. Выступали мы, очень популярная тогда группа «НТО-Рецепт», мы все её любили. Там же тусовались музыканты тогда ещё не созданной группы «Яды».Что ещё… Мы тогда много выступали в регги-клубах, на всех регги-фестивалях.

 — Это было в Москве или Зеленограде?

— В Зеленограде. Есть огромное количество видеозаписей тех лет. Всё их никак не размещу в интернете, всё некогда. Огромное количество концертов; в Зеленограде почти каждый год, где-то до 2001 года, «Куба» делала регги-фестивали. Мы же сделали с Костей Рожковым в 1999 году второй зеленоградский рок-фестиваль.

 — Я как раз хотела о нем спросить подробнее. Вы были организатором фестиваля — кто вам помогал?

— Да никто, тут в основном энергия Кости, конечно же. Он ходил по всем инстанциям, мы помогали больше техническими и организационными вопросами, музыкантов звали и прочее.

 — Как вы вспоминаете тот фестиваль, кто из участников запомнился? Играют ли они сейчас?

— Знаете, мне запомнилась группа Harley, им единогласно дали первое место, это действительно хорошая группа. Но что-то они быстро разбежались все по своим сольным проектам. Я с Мишей Дементьевым сейчас общаюсь в интернете, с Артёмом. Группа «Медвежуть» мне очень понравилась; сейчас лидер её выступает как «Вася Ложкин Рокындролль Бэнд». Где-то года до 2004-го мы с ними еще часто выступали, а может, до 2007-го, не помню. Группа «Яды» тоже запомнилась.

 — У вас был ещё опыт организации фестивалей?

— Я часто организовываю всякие мероприятия, а свои концерты практически всегда приходится организовывать самим.

 — Вы же участвовали и в следующих рок-фестивалях, которые проходили в «Полиноме», — какие от них остались впечатления?

— Фестиваль — это всегда хорошо в смысле «место встречи изменить нельзя». Встретить старых знакомых, которых год не видел, пообщаться, и все такое. Само название «фестиваль» подразумевает — показать себя, но соревнований как таковых никогда не было. Хотя почему-то сейчас многие молодые музыканты стали относиться…. стало модно говорить, что вот эти плохие, а эти хорошие. Как-то вот так. Я не очень понимаю цель нынешних фестивалей. Это хорошо, поиграть на открытом воздухе всегда прекрасно…

 — Вы имеете ввиду опен-эйры, которые сейчас проводят?

— Да, опен-эйр, рок-клуб. Дима Спайк проводит, молодец, это отличные мероприятия. Я не знаю нынешний состав участников фестивалей, но всё-таки мы в своё время как-то старались расширить музыкальный спектр, а сейчас стилистика, на мой взгляд, весьма однообразна. Всё сдвинулось куда-то в тяжелую музыку и альтернативу.

— Значит все примерно в одном стиле играют?

— Да. Почему-то все считают, что это круто играть, а всё остальное попса. Нас обзывают русским роком. Ну, я не знаю. В принципе, это журналисты придумали все стили.

 — А как бы вы сами определили музыкальный стиль группы «Куба»?

— Я не знаю. У нас есть песни и в регги, и в роке, и даже смесь шансона и панк-рока. Может быть, это русский рок в общепринятом понимании, то есть если ты играешь нетяжелую (или слегка тяжелую) музыку и на русском языке — ну да, это, видимо, называется «русский рок». Если у тебя опущенная гитара с нижней «си», то это называется «альтернатива» и то, что называется screaming — крики там всякие — это «альтернатива».

 — Вы упомянули, что сами организовывали концерты группе. Это до сих пор так, у вас нет директора, администратора?

— Вы знаете, еще года четыре назад я сам клеил афиши. Сейчас, с развитием интернета, в них уже нет необходимости. А так сами клеили. Я, вот уже такой взрослый дяденька, ездил с такими же взрослыми дяденьками, клеили афиши. Директора, к сожалению, у группы нет. Был одно время Костя Рожков. Он хороший человек, энергии у него много, но он не очень понимал то, что надо делать. Я бы, наверное, был хорошим директором какой-либо группы, но с самим собой мне заниматься неудобно.

 — Почему? Не хватает времени или просто нет желания заниматься?

— Желание есть, но семья, дети… времени уже как-то не хватает.

 — Почему вы перестали в своё время играть регги — стало скучно и тесно в рамках стиля?

— Да, можно сказать, что стало тесно. Просто, когда мы сделали " Кубу», у нас не было еще достаточного количества песен, и мы стали всякие наши панковские песни переделывать в регги. И дальше пошло так — сочиняешь новую песню, она автоматом играется в регги. Но я уже не вижу эту песню в этом жанре, почему я должен её делать в регги?.. Я смотрел периодами наши записи, например, что мы играли в 99-м. Уже не только регги, появлялся рок, местами ска. Был переходный период.

 — Где-то 2002 году у вас вдруг довольно резко изменилось звучание — какие-то новые аранжировки появляются, она действительно становится более роковая, на мой взгляд.

— Это связано с приходом лидер-гитариста Андрея Червякова. Мы были знакомы и раньше, но шапочно, встречались на каких-то тусовках. В начале 2002-го ушёл Олег Крупышев, пришёл Андрей, он резко поменял все аранжировки моих песен.

 — К тому времени состав группы поменялся?

— С нами остался из первых музыкантов только Чуканов. Он не играет постоянно, играет на концертах в Зеленограде, когда сможет. Например, на последнем концерте, в ноябре прошлого года, он играл. Барабанщик Андрей Новожилов из первого состава группы уехал в Канаду уже семь лет назад. Ваня Светушкин работает в Москве, в банке. Так что, все как-то разошлись, сделали выбор, музыкой не занимаются — но хотят.

 — С вами ещё играл Сергей Юрченко.

— Да, мы с Сергеем, собственно делали последний альбом, все аранжировки там его, сведение, запись. Фактически он был музыкальным продюсером последнего альбома.

 — В 2007 году вы дали интервью зеленоградскому изданию, в котором, среди прочего, сказали:«…Надо вылезать из зеленоградского болота». Имея в виду возможность группы прорваться на медийном фронте, на радио например. Как сейчас — удалось ли вылезти из родимого болота?

— Да нет, ещё хуже.

 — Почему? Песни не вписываются в медийный формат?

— Вы знаете, по-моему формат придуман специально, как коммерческий ход, радиостанциями, чтобы отшивать разные группы. Честно говоря, я уже 15 лет занимаюсь только «Кубой», в мае будем отмечать 15-летие группы. Если иметь определённое финансирование, то можно куда-то пролезть. Если сейчас начинать раскрутку, то не со съёмки клипа или записи альбома, а надо проплатить деньги пиар-агентству. То есть сейчас все искусство превратилось уже как-то в шоу-бизнес, пиар. Продается не твоя музыка, не твои песни, не твое искусство, а бренд. Ну это всем известно. Без бренда тебя никто покупать не будет, так и будешь в Зеленограде играть. Ну, мы и играем, ходит 100–150 человек на концерты.

 — В плейлистах FM-радиостанций «Кубы» не было? На «Радио России» можно было услышать вашу песню «Крылья за спиной».

— Были. Но это благодаря отдельным людям, вроде Бачинского, — просто какая-то песня вдруг им понравилась. На «Нашем радио» были наши песни, и да, на «Радио России», — но это так, штучно, не регулярно. В горячую ротацию, по-моему, не попасть без денег или связей. Может быть, это и нормально. Я слышал однажды по радио какого-то продюсера, он говорит: «А что вы хотите, шоу-бизнес — такой же бизнес, вложил деньги, получил прибыль». Но жалко, что все искусство свелось к шоу-бизнесу.

 — Раз уж мы заговорили о деньгах — вряд ли на концерты можно было прожить. Чем вы занимались, помимо музыки?

— Ой, если честно, чем я только не занимался. В 90-х мы все и на рынках торговали. Потом у меня был небольшой бизнес, потом ещё что-то по мелочам. Даже в такси работал, и «бомбил» сам по себе. Просто после пожара в квартире в 2005 году я оказался в ситуации, что ни денег, ничего нет. Надо было всё начинать с нуля. Слава богу, друзья помогли. Мы жили два месяца то у одних друзей, то у других. Деньги нужны были прямо сейчас, я пошёл в такси и работал какое-то время.

 — И как понравилось в такси?

— Тяжелая работа, конечно. Я на концерте даже спою, наверное, новую песню об этом. Впечатлений я там массу получил, конечно. И даже несколько песен вынес оттуда. Там каждый почему-то старается рассказать тебе о своей жизни.

 — Пассажиры исповедуются?

— Где-то 90%. Поначалу прикалывало, нравилось, потом моими любимыми клиентами стали те, кто молчат. Потому что уже столько всего наслушаешься, что ничего не хочешь. Тяжелая работа, неблагодарный труд, и денег, кстати, не особо много там.

 — Сейчас вы преподаватель информатики и даже заместитель директора по информатизации в зеленоградской школе № 618. Сколько вы уже преподаёте?

— Уже больше года. От судьбы не уйдешь. У меня оба родителя — педагоги, папа физик, мама преподавала английский. Я как бы наконец-то работаю по специальности. Чем я только ни занимался в своей жизни, а все-таки в итоге пригодилось мне то, чему я учился в институте.

 — А дети вас за глаза называют «Фиделем»?

— Ну, я так думаю, называют меня дети за глаза «Фиделем»; в принципе, даже если в рабочей музыкальной обстановке назовут, я не обижусь. Но многие, кто знает песни «Кубы», знают только, что я «Фидель», а имени и фамилии не знают.

 — Ученики бывают на ваших концертах?

— Да, бывают. Мы вот на площади Юности выступали, там были мои ученики; и на концертах тоже.

 — «Куба» постоянно играет на Дне города в Зеленограде. Вам за это платят?

— Нет. Честно говоря, я уже давно практически смирился с мыслью, что ничего не зарабатывается на музыке. То есть на музыку я потратил много денег, но ничего почти не заработал.

 — На какой гитаре вы играете?

-У меня две гитары Fender, Одна американская, вторая мексиканская.

 — У вас музыкальная семья; я знаю, что и ваш сын тоже играет в группе.

— Ну, он со мной давно уже в группе поет, уже года три-четыре. Я сейчас ещё веду музыкальный кружок, он играет в школьной группе на барабанах. Также он заканчивает музыкальную школу по фортепиано в этом году.

 — А в семейной, можно сказать, группе бывают ссоры из-за музыки — дома или на репетициях?

— Теперь уже нет. Раньше, когда только начинали играть, Алла пела, а я говорю: «Ты там-то не так поешь». А она: «Да я… да что ты мне… я вот тебе дома устрою!» То есть она на все мои замечания плохо реагировала. Правда, она тогда была беременна Костей — сыном, который сейчас поёт.

 — Как часто вы сейчас выступаете в Зеленограде, где вас можно услышать?

— В Зеленограде мы выступаем два-три, ну может быть четыре раза в год. 6 марта играем в ресторане «Соль и перец» (интервью записывалось ранее 6 марта — Ю.К.). Мы уже там выступали в ноябре — очень редкий концерт получился, все остались довольны, и музыканты, и публика, и само заведение. Обычно кто-то чем-то недоволен, а тут взаимный консенсус, поэтому нам очень понравилось. И мы именно там будем пока выступать. Еще я собираюсь, наверное, в мае делать 15-летие группы «Куба». Позвать тех, с кем мы играли первый концерт, позвать старых друзей. Я помню первый концерт в Зеленограде — кроме «Кубы» с регги было целых четыре «металлических» группы, попробую отыскать этих музыкантов. Пригласим группу «Тёплая трасса».

 — Почему у нас в Зеленограде много «тяжёлых» групп, почему все так любят «хэви-металл»?

— Не знаю, честно говоря, для меня это загадка. Вот сейчас у меня ребята занимаются в школе. И они тоже подобную музыку любят. Наверное, сейчас опять мода на неё пошла, как бы вторая волна. Почему многие играют — может быть потому, что красивую музыку тяжело сочинить. Впрочем, не знаю, я песни не придумываю, они откуда-то сверху спускаются. А играть какую-нибудь агрессивную, злую музыку проще. А придумать мелодично и красиво — это намного сложнее.

 — Играете ли вы в московских клубах?

— Играем, но очень редко.

 — Не зовут, или этим надо опять же заниматься?

— Этим надо заниматься отдельному человеку. Зовут периодически. Но у всех дети, семья, какие-то дела. И какой смысл ехать куда-нибудь на «Домодедовскую» забесплатно, своим ходом и так далее. Денег никаких там не гарантируют…. Когда я этим занимался, у нас было 2–3 концерта в неделю, был такой период.

 — Какие из ваших альбомов, на ваш взгляд, удались?

— Самый лучший альбом, понятно, это тот, который еще не записан… Но мы вот записали последний альбом «Дальний свет», мечта сбылась. Записали полноценный альбом наконец то, официально, сделали диски. Альбом можно найти в интернете, можно приобрести в музыкальных магазинах в Москве.

 — А самая любимая из своих песен?

— Наверное, «Льётся дождь». Она самая долгоживущая из тех, что исполняются на концертах.

 — Что чаще просят спеть на концертах?

— Или «Дождь» или «Печаль», ещё «Шоу-бизнес» просят. А иногда из таких незаписанных просят спеть, например, «Бутылка водки». То есть, это не название, там строчка такая есть, а сама песня совершенно не о том, — но в народе её так прозвали. «Крылья за спиной» в последнее время на концертах не играем. Когда поиграешь песню лет пять, уже не хочется.

 — Песня эта ведь написана по поводу войны НАТО против Югославии?

— Да. И, можно сказать, мы упустили свой шанс в тот момент. Как получилась песня — у меня были намётки такой песенки про любовь. Пришёл Лёша Коблов, и мы с ним написали текст, это было в день первой бомбёжки Югославии. Если мы тогда нормально записали песню и отнесли её на радио — думаю, это бы прокатило. Но дорога ложка к обеду. И ведь не было тогда таких песен. Надо было ловить момент.

 — Есть ли у вас музыкальные предпочтения, которые не меняются со временем?

Конечно, это музыка 60-70-х, классика рока. Я тех же «Битлз» и «Дип Пёпл» как слушал, так и слушаю. Но мне нравится и современная музыка. Я не старый ещё, я тоже молодёжь. Но классика рока всегда останется. Из наших… сейчас мало кого слушаю.

 — А классическую — академическую — музыку любите?

— Люблю, тем более, у меня сын в музыкальной школе учится. Лет ещё десять назад я классику не переваривал, а сейчас слушаю иногда. Бетховена, Моцарта.

 — Играете на чём-либо, кроме гитары?

— Вообще, я играю на нескольких музыкальных инструментах. Заканчивал в своё время музыкальную школу по классу фортепиано, с удовольствием играю регтаймы Скотта Джоплина.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран