«Конкурс предприятий для работающих мам — не для того, чтобы „бить“» 09.02.2010 ZELENOGRAD.RU
Как работают в нашем городе такая уязвимая категория жителей, как женщины с детьми? Заработок необходим для жизни, а сама жизнь у них не всегда простая. В числе мер поддержки Правительство Москвы проводит конкурс «Лучшее предприятие для работающих мам» Об этом конкурсе мы поговорим с начальником зеленоградского центра квотирования рабочих мест Александром Тимофеевым.

Послушать (35:42)загрузить файл со звуком (25 М)

Лучшими предприятиями для мам захотели стать 10 работодателей

 — В 2009 году, с августа по декабрь, он прошел в Зеленограде во второй раз. Его целью было выявление и поощрение городских организаций, которые создают благоприятные условия для работающих матерей с детьми до 14 лет и помогают им оптимально сочетать профессиональные и семейные обязанности. Александр Михайлович, кто стал победителем конкурса в этом году?

— Вы правильно сказали, что конкурс проводится уже во второй раз, поэтому я хотел бы остановиться сначала на итогах 2008 года, чтобы ввести вас в курс. Тогда по Москве в целом в конкурсе приняли участие 113 предприятий, а от Зеленограда участвовало 9 предприятий. Конкурс проводился по пяти номинациям, которые учитывали и спортивное направление, и направления семейной политики, семейных династий, обеспечение всех работающих мам социальными льготами. Из девяти зеленоградских предприятий, участвовавших в конкурсе, три стали призёрами — завод «Компонент», ОАО «Ангстрем» и МИЭТ. В целом для Зеленограда на фоне Москвы это достаточно хороший результат. Ещё шесть предприятий стали лауреатами. Призёры получили билеты на ёлку мэрии Москвы, а также для них была организована бесплатная поездка на родину Деда Мороза в Углич.

 — Призёры-то есть мамы с детьми?

— Да, в 2008 году это были мамы с детьми. В 2009 году в конкурсе также поощрялись руководители, председатели профсоюзных комитетов и другие представители трудовых коллективов, участвовавших в нём. В 2009 году в конкурсе участвовало уже 10 зеленоградских предприятий, причём, завод «Компонент» участвовал во второй раз. Всего по Москве подали заявки 168 предприятий, но на конкурс прошли только 134.

 — Это не очень большая цифра для Москвы с её обилием бизнеса и предприятий…

— Ещё не все предприятия, как говорится, «вошли в колею» после кризиса. В 2009 году у нас участвовали и Зеленоградский Автокомбинат, и очень большое количество наших центров социального обслуживания (КЦСО), и НИИ «Субмикрон» — он стал одним из призёров в пяти номинациях. Призёры получили грамоты и благодарственные письма за подписью заместителя мэра Москвы Людмилы Ивановны Швецовой, которая пообещала, что конкурс будет продолжаться. Планируется проводить его ежегодно. А мамы с детьми, работающие на этих предприятиях, тоже попали на ёлку в мэрию Москвы и совершили 8—10 января поездку в Углич — каждое предприятие получило определенное количество билетов, в зависимости от того, какое место оно заняло в конкурсе

Ремонт каблуков на рабочем месте

 — Что помимо упомянутых наград даёт мамам этот конкурс? Работодатели создают какие-то условия для них?

— Предприятия сдавали выданные им и заполненные анкеты, вопросники. После оценки ответов в анкетах на каждое предприятие выезжала комиссия: она была на «Субмикроне», «Компоненте», Автокомбинате и т. д. В состав комиссии входил представитель оргкомитета, то есть представитель Комитета общественных связей Москвы, представитель префектуры Зеленограда и ваш покорный слуга. Могу сказать, что в 2009 году мы увидели новые условия для работающих женщин, например, на предприятии «Компонент», и было очень интересно сравнить — что было там в 2008 и что стало в 2009. Не хочу сказать, что это небо и земля, но видны очень положительные изменения.

 — Например, какие?

— Например, оборудована санитарная комната. На предприятиях, где мы были, оборудованы медицинские кабинеты, медицинское обслуживание включает не только медсестру, но врачей — терапевта, стоматолога. То есть, мамы могут, не тратя свое свободное время, воспользоваться лечебными услугами на работе в удобное для них время. Оборудована не только столовая, но и столы заказов, чтобы, не тратя время после работы на магазины, покупать продукты на предприятии и идти домой.

 — Стол заказов организует само предприятие?

— Предприятия заключают договоры на поставку продуктов питания и таким образом осуществляют обслуживание своих сотрудников. Также предприятия предоставляют возможность бытового обслуживания, например, ремонта обуви.

 — Когда комиссии были на предприятиях, учитывалось ли мнение самих работающих мам, было ли какое-нибудь анкетирование их?

— Естественно. У комиссии есть свой опросный лист. В том числе, проводится беседа с представителями трудового коллектива, с женщинами.

 — Мы в прошлом году, параллельно с вашим конкурсом, проводили опрос на Zelenograd.ru. И мамы расположили меры поддержки на предприятиях, которая им оказывается, примерно в такой рейтинг по частоте: первое место — регулярные подарки для детей к праздникам, второе место — гибкий рабочий график, который очень высоко ценится, третье место — социальные программы по отдыху, здравоохранению, спорту на предприятиях. Последними идут денежные дотации. Самыми экзотическими мерами были дополнительные выходные в дни школьных каникул (даже такое, оказывается, бывает) и возможность пребывания в офисе вместе с мамами. Вам попадались такие меры поддержки?

— Все, что вы перечислили, мы и оцениваем. Все эти вопросы были в анкетах, которые мы предлагали для заполнения. И, например, пребывание детей вместе с мамами на рабочем месте мы встречали. Есть такая практика хотя бы в тех же КЦСО. На больших предприятиях сохранились до сих пор спортзалы, тренажёрные залы, комнаты психологической разгрузки.

 — Есть практика отправки детей в летние лагеря от предприятий?

— Да, есть. Дотации, о которых вы упомянули, тоже есть. Вплоть до того, что на некоторых предприятиях 1-го сентября предоставляется выходной для тех, кто ведёт детей в школу. Но это свободная воля работодателя.

 — Какие-то льготы государство работающим матерям обеспечивает?

— Государственные дотации для всех одинаковые, а мы оценивали в этом конкурсе то, как именно предприятия сами заботятся о работающих мамах. Бывает и такое, что выделяются корпоративные абонементы посещения с детьми бассейна, фитнес-клуба. Всё это учитывается в нашем опроснике, он очень большой. Мы его, конечно, упросили по сравнению с 2008 годом, но тем не мене он достаточно объёмный.

Конкурс не для того, чтобы «бить»

 — Что нужно сделать предприятию, чтобы включиться в следующий конкурс?

— Позвонить в наш центр квотирования и подать заявку. У нас система такая: после подачи заявки в конце лета предприятию даётся время для заполнения анкет — примерно два месяца. Потом месяц уходит на оценку, мониторинг, и подводятся итоги.

 — Вы рассказали о том, как лучшие предприятия становятся ещё лучше. Как быть с теми предприятиями, которые в этом конкурсе не участвуют? Может быть, например, их можно вовлечь в конкурс «Худшее предприятие для работающих мам»? Понятно, что это шутка. Но те предприятия, которые не участвуют, говоря «да зачем нам это надо, мы не готовы участвовать, у нас не очень хорошие условия для работающих мам» — их можно вовлечь в систему конкурсов и в итоге в систему улучшения условий работы матерей?

— Предприятия надо мотивировать.

 — Мотивировать или заставлять?

— Кого сейчас заставишь? Мотивация — может быть. Можно проводить местные конкурсы.

 — Может быть, проводить конкурс среди организаций одной отрасли? Или выдавать победителям стикеры «Лучшее предприятие» на двери, для продвижения среди населения?

— Да, это может быть интересно. Реклама. Через профсоюзные организации это можно делать. Кстати, этот конкурс и проводится по инициативе трёх учредителей: московского Правительства, Московской федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей.

 — Перечисленные вами предприятия-участники — это либо большие предприятия «Компонент», «Ангстрем», МИЭТ, либо предприятия государственные: Автокомбинат или КЦСО. Среди них нет малого бизнеса — парикмахерских, ателье, небольшой фирмы, в которой, например, работает 5 человек, и они все матери. Как их вовлечь? Может быть, условия конкурса не позволяют им в нём участвовать?

— В конкурсе 2009 года уже были упрощены условия участия. 2008 год был «первым блином», тогда у нас участвовали четыре больших предприятия — «Компонент», «Ангстрем», «Субмикрон», «ОПТЭКС». Но участвовали и две поликлиники, и детский сад. Почему бы детскому саду, в котором работают женщины, не посоревноваться с тем же «Ангстремом»? Хочу сказать, что количество участников во многом зависит от оповещения. Мы давали информацию о конкурсе в газетах, через префектуру. До кого-то она дошла, до кого-то — нет.

 — Не может ли быть так, что предприниматели опасаются: «Хорошо, вот, сейчас ко мне придет комиссия, будет оценивать, найдут какие-нибудь нарушения — не хочу».

— Я не исключаю и такой вариант. Но ведь комиссия этого конкурса — совершенно другая, она не для того, чтобы «бить», а для того, чтобы выявить, что сделано хорошего, и рекомендовать внедрить это и другим предприятиям.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран