Анатолий Ковалев, директор Зеленоградского наноцентра
![](/img/0/b/1/0b1c8021ee3909898b4db449a02e5cac.jpg)
Единственным поставщиком аналога на российском рынке сейчас является австрийская компания, которую зеленоградцы задумали потеснить. Разработка «Рекупецита» пока не коммерциализована, проходят клинические испытания и потребуется время, чтобы донести этот продукт до рынка. Тем не менее, у нас создана необходимая инфраструктура, биомедицинская лаборатория, в которой работает команда этого стартапа.
![](/img/7/3/b/73bd618af672fa9ae49c50be437e1328.jpg)
На базе этой же лаборатории мы сейчас запускаем еще несколько стартапов. Одна из этих компаний, «Наполи», занимается близкой по тематике разработкой тканевых материалов для заживления ран и уже приступила к продажам своих раневых повязок «ХитоПран». Мы подключились на поздней стадии и еще не начали их серьёзно финансировать — пока присматриваемся и думаем, как можно использовать для них нашу инфраструктуру, думаю, будем вкладываться.
Помимо презентации собственных стартапов Зеленоградский наноцентр на «Открытых технологиях» вошёл в жюри конкурсного отбора финалистов Всероссийского нанотехнологического инженерного конкурса, который впервые проводит Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Мы отобрали 6 из 15 проектов, которые, строго говоря, еще не стали стартапами — это идеи с разной степенью готовности к воплощению. У них широкая география и тематики, причем четверть, если не треть проектов — из области биомедицины. Была и микроэлектроника, в основном солнечная энергетика, несколько довольно интересных проектов, связанные не с кремниевой технологией, а с разными вариациями пленочных технологий. На мой взгляд, они пока в самой начальной стадии, и я пока не увидел команд, которые мы уже могли бы начать поддерживать.
![](/img/e/f/6/ef6b79c1aac51d7878ce11b350879ca5.jpg)
Да, мы сейчас фокусируемся именно на таких проектах, которые ближе к рынку, а не в самом начале своего развития, как это было раньше. Стремимся ускорять оборачиваемость стартапов и средств, вложенных в них наноцентром. Да, кличество стартапов, которые мы принимаем, стало меньше, в этом году их будет 6 или 7, тогда как в первые годы мы рассматривали и принимали до 10 стартапов ежегодно. Понятно, что из этих 10 «выстрелят» один или два.
Наш самый успешный пример — 3D-принтеры PICASO, который мы планировали продать еще в прошлом году, но потом передумали и решили подождать более благоприятной ситуации на рынке. Сейчас стартап получит еще немного инвестиций на разработку нового продукта и на увеличение объемов выпуска. Когда мы поймем, что цена продажи нашей доли максимальна, будем принимать решение — думаю, это будет в следующем году.
![](/img/6/6/0/6607dddf118335e53be3e54dbedaf58c.jpg)
На «Открытых технологиях» принтеры PICASO представлены многократно, этот продукт уже в рынке и успешно продвигается, недавно выпущена новая модель — вот она стоит, рядом с кофеваркой в StartUp-Баре «РОСНАНО». Принтеры PICASO есть и на стенде Правительства Москвы, их активно упоминают докладчики из стартапов, которые использовали 3D-печать в своих проектах. Сейчас стартап уверенно набирает обороты на рынке и занимает неплохие позиции, у него узнаваемый бренд, это тоже важно. Остальные наши команды пока в стадии, когда продавать еще нечего. Мы расширяем их географию, привлекаем внешние проекты, не только из Зеленограда и из МИЭТа, а также сами пытаемся их конструировать вместе с партнёрами из Москвы и регионов.
Елена Панасенко