12
Одиннадцать зеленоградских школ — в топ-400 школ Москвы 25.08.2014 ZELENOGRAD.RU
В первой сотне рейтинга — по-прежнему лицей 1557 (24 позиция), гимназия 1528 (54) и школа 853 (57). По сравнению с прошлым годом лишь четыре школы улучшили позицию в рейтинге, семь — ухудшили, а три вообще не вошли в топ-400.

фото ilady.info

Столичный Департамент образования опубликовал ежегодный рейтинг образовательных учреждений по итогам завершившегося учебного года 2013/2014, составленный на основании данных о деятельности школ. Помимо тройки лидеров в него вошли зеленоградские школы 1353 (116 место), 1151 (139 место), 1150 (148 место), 1194 (160 место), 2045 (235 место), 1912 (316 место), 618 (337 место), 1739 (351 место). Всего в округе 19 образовательных комплексов, сформированных путём объединения школ за последние годы — в рейтинг попали более половины из них. В прошлом году в топ-400 было 16 школ Зеленограда, правда, тогда и общее их количество было другим.

По результатам рейтинга школы, занявшие места с 1-го по 20-е, получат грант мэра Москвы первой степени, с 21-го по 70-е — гранты второй степени, с 71-го по 170-е — гранты третьей степени. Так как лицей 1557 в этом году покинул первую двадцатку, он претендует на грант второй степени вместе с гимназией 1528 и школой 853. Еще четыре школы Зеленограда могут ожидать гранта третьей степени. Суммы грантов пока не известны — их должен объявить сам мэр Москвы Сергей Собянин на церемонии награждения школ.

Впервые рейтинг школ Москвы и гранты для его лидеров появились в 2011 году. Тогда из зеленоградцев дополнительное финансирование получили лицей 1557 (10 миллионов рублей), школа 853 и гимназия 1528 (по 5 миллионов рублей). В 2012 году уровнем выше (15 и 10 миллионов рублей), впервые грант получила также школа 1151 (5 миллионов). В 2013 году суммы грантов уменьшили наполовину и распределили на вдвое больше школ — в Зеленограде они достались лицею 1557 (7,5 миллионов рублей), сохранившему своё место, школе 853 (5 миллионов рублей), которая совершила значительный рывок вперёд, школам 1353, 1151 и гимназии 1528 (по 2,5 миллиона рублей). Школы имеют возможность расходовать гранты целиком по своему усмотрению и пускают их, как правило, на поощрение преподавателей.

В столичном Департаменте образования полагают, что рейтинг школ способствует расширению спектра и качеству образовательных услуг для москвичей и позитивной конкуренции между школами. На деле выходит, что в Зеленограде каждый год финансовое поощрение получают несколько и без того самых сильных школ округа, которые завоевали хорошую репутацию у жителей еще в дореформенные для столичного образования времена.

Как считали

Рейтинг составлен на основе данных о результатах деятельности школ, содержащихся в информационных системах Департамента образования. Всеми расчетами для рейтинга занимается Центр педагогического мастерства, а критерии и параметры утверждает экспертный совет — это данные об образовательных успехов учеников школ, которые приносят школе определённые баллы:

  • ЕГЭ и ОГЭ — 1 балл за каждого ученика, набравшего не менее 220 баллов за ЕГЭ по любым трём предметам; 0,5 баллов за ученика, набравшего 190-2019 баллов; 0,25 балла за ученика. набравшего не менее 12 баллов по любым трём предметам ОГЭ.
  • Олимпиады — 1 балл за каждого ученика-призёра Московской олимпиады или регионального этапа Российской олимпиады, 3 балла за каждого их победителя; 5 баллов за каждого ученика-призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады, 10 баллов за каждого его победителя.
  • Результаты независимых добровольных диагностик — 0,01 балла за каждого ученика, преодолевшего установленный порог в общегородских диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах и в общегородских метапредметных диагностиках в 4-х классах.
  • Работа школы с дошкольниками — 0,03 балла за каждого воспитанника, «осваивающего программу дошкольного образования в соответствии с установленными критериями».

Рейтинг формируется на принципах прозрачности и открытости, со школ не собираются никакие данные или заявки — все данные получаются из городских информационных систем и накапливаются там в течение всего учебного года, как сообщил Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства. Параметры рейтинга объявляют школам за год, а в конце учебного года каждая школа автоматически получает распечатку своих результатов, своеобразный их анализ и подробный расчет.

Новшеством нынешнего года стало снижение рейтинговых баллов школам за каждого удалённого с ЕГЭ выпускника — особое внимание к максимальной честности и прозрачности проведения ЕГЭ вообще было главным лейтмотивом выпускной кампании. «Помимо всех мер на экзаменах — металлодетекторы, общественные наблюдатели, видеонаблюдение — было принято решение о том, что за удаленных на ЕГЭ баллы школ по показателю ЕГЭ будут скорректированы по специальной математической формуле с учетом числа удаленных. Для нескольких школ это сказалось на месте в рейтинге, дало падение на 1-3 места и где-то даже стало причиной перехода школы на другой уровень грантов», — рассказал Ященко.

По его словам, система всех показателей сбалансирована, корректность их подтверждена статистическим анализом и совпадает с общественной оценкой школ — все школы заняли места, соответствующие их «народному» статусу, нет ситуаций, чтобы в «топ» попала школа с негативной репутацией. В самом «топе» плотность результатов очень высока, что говорит о высокой конкуренции за места в начале рейтинга, однако, пятёрка московских лидеров рейтинга осталась неизменной.

В этом году из первой 20-ки выбыли пять школ (в их числе оказался и зеленоградский лицей 1557), которые уступили места другим крупным комплексам, достигшим больших успехов за год — в том числе, новым лицеям при вузах, которые возникли по программе развития предуниверсариев, например, лицею при МИФИ.

Физический смысл рейтинга, «четыреста первые» школы и поощрение за инклюзивное образование

О деталях составления рейтинга и выводах, которые можно сделать из него, говорили на пресс-конференции Департамента образования.

Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы: «По сути, рейтинг — это оценка вклада каждой московской школы в реализацию важнейшей для города образовательной задачи — обеспечения массового качественного образования для всех юных москвичей. Хорошее образование можно было получать в некотором количестве школ всегда, но Москва — город с жителями в основном среднего класса, которые стремятся дать детям качественное образование».

Ефим Рачевский, директор Центра образования 548 «Царицыно» (выбывшего из 20-ки лидеров рейтинга): «Наша аналитика показывает, что у школы не стали хуже результаты, но в городе в целом повысилось качество образования. Появились новые лидеры, и это надо приветствовать. На мой взгляд, этот рейтинг стал привычным ориентиром. А появление крупных комплексов создает уникальную ситуацию — возникают школы без образовательных тупиков: ученики могут реализовать себя в совершенно разных направлениях.

Наша школа как раз завершила ЕГЭ с одним удаленным с экзамена учеником. Это свидетельствует о принципиальных корпоративных ценностях, логично теперь провести цепочку — от честного ЕГЭ к честной школе. Что и как я порекомендую делать своим учителям по итогам полученного места в рейтинге? В первую очередь, исходить из того, что дети, с которыми они работают, способны на большее, чем они предполагают — это самое главное».

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ: «Сегодня рейтинг показывает, что Москве сейчас около 200 очень хороших школ и еще 200 школ с достаточно высокими результатами, где школьники активно участвуют в олимпиадах и значительная часть их сдает ЕГЭ на 220 баллов и выше — это гарантия для поступления в хорошие московские вузы уровня Бауманки, которых у нас примерно 15. Смысл рейтинга в том, что родители сегодня могут получать эту информацию о школах.

Вместе с тем, всего школ в Москве около 800, а публикуется топ-400. Но рейтинг дает нам в руки информацию и об устойчиво слабых школах, по которым надо принимать меры: не просто менять там директора, а давать гранты на подъем этих школ, ведь там тоже учатся москвичи, и мы не имеем права покрывать проблемы таких школ завесой молчания. Эти школы нуждаются в помощи, в том числе со стороны московских вузов — не только топовые школы должны получать от них классы и кружки».

— «Комсомольская правда»: Сделаны какие-то выводы — может, действительно надо что-то менять в таких школах?

— Исаак Калина: Стабильно находящихся внизу списка школ у нас нет, модернизация школ в первую очередь идёт снизу списка, и они исчезают. Так, в 2011 году были проведены мероприятия по их улучшению разного вида: смена руководства, включение в состав сильного комплекса, увеличение ресурса. В списке всегда будет кто-то последний — нужно, чтобы они понимали, что должны приложить большие усилия, а мы всегда готовы помочь. Должен сказать, что главное достижение рейтинга за годы его существования — а я вижу всех 800 его участников — в том, что у школ исчезли нулевые баллы, которые были 3-4 года назад: были школы с «0» по всем показателям. Сегодня таких нет, это уже динамика, и главная роль рейтинга — в обеспечении позитивной динамики всех школ города. И даже тем, кто привычно находится наверху рейтинга, приходится бороться за свое место, чтобы его удержать, «бежать в два раза быстрее, чтобы остаться на своем месте», как сказал великий писатель. Рейтинг даёт шанс школам, у которых есть хоть какая-то сильная сторона, и не даёт шансов тем, у кого их нет никаких. Четыре года испытания рейтинга, его постоянная модернизация как раз и нужны для того, чтобы любые школы Москвы, у которых есть возможность обеспечивать качественное образование по какому-то направлению, могли завоевать высокие места.

— «Российская Газета»: Результаты ЕГЭ в этом году в целом по стране были ниже прошлогодних. Зафиксировано ли было такое снижение в лучших школах рейтинга?

— Исаак Калина: Доля москвичей среди выпускников страны — чуть больше 7%. Мы проводили анализ, который показал, что доли московских «высокобалльников» среди россиян в этом году были выше этого показателя: среди получивших 250 баллов — около 18% москвичей, среди получивших 220 баллов -14%, с 190 баллами около 11% московских выпускников. То есть москвичам было легче конкурировать с иногородними абитуриентами при поступлении в вузы. В 2013 году при общих высоких баллах ЕГЭ эти доли москвичей были ниже, так что конкурентоспособность наших выпускников 2014 году выросла.

— Иван Ященко: Относительные результаты Москвы на ЕГЭ в этом году улучшились. Кроме того, в рейтинге в этом году дополнительно учитывался показатель числа учеников с 190-219 баллами ЕГЭ — за них школы получали по 0,5 балла. Это и есть математически просчитанная коррекция на эквивалентность результатов школ по качественному массовому образованию для сравнения с прошлым годом.

— Влияет ли на положение школы в рейтинге её участие в программе инклюзивного образования?

— Иван Ященко: Уже решено, что в следующем году в подсчет рейтинга будет включен показатель по работе с детьми-инвалидами. Они будут учитываться двумя способами: во-первых, каждый балл, который приносит ученик-инвалид на олимпиадах, ОГЭ, ЕГЭ, диагностике, будет умножаться на коэффициент финансирования, который установлен для соответствующей группы инвалидности (например, на 2 для инвалидов первой группы); во-вторых, каждый ученик-инвалид внесет вклад в мультипликативный коэффициент для школы — суммарные баллы школы будут умножены на коэффициент, пропорциональный числу учеников-инвалидов, которые в ней учатся. Таким образом мы одновременно оценим работу школы с детьми-инвалидами и будем стимулировать сильные школы работать с такими детьми. Мы хотим, чтобы дети-инвалиды были желанными в сильных школах, и школы были заинтересованы в достижении ими образовательных успехов.

Гранты за создание развивающей среды

Одновременно с рейтингом школ и поощрением их за образовательные достижения Департамент образования объявил о присуждении грантов мэра Москвы 50 образовательным организациям «за лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития».

Единственным зеленоградским обладателем такого гранта в размере 2 миллионов рублей стал Технологический техникум №49 — его включили в список 12 учреждений, показавших лучшие достижения в создании развивающей среды для студентов, получающих среднее профобразование.

Зеленоградские школы не попали ни в число 18 школ, награждённых за удовлетворение потребностей москвичей в получении качественного общего образования («динамично развивающие школы с наибольшим количеством переведенных из дошкольного отделения в первый класс»), ни в число 10 школ, награждённых по результатам участия в открытых социально значимых для системы образования города Москвы мероприятиях и конкурсах. Зеленограда нет и в списке 10 грантов для учреждений дополнительного образования — впрочем, большинство ДЮЦев округа на сегодняшний вошли в состав образовательных комплексов.

В этом году процедура отбора грантополучателей обновилась и стала беззаявительной — информацию об учреждениях брали из автоматизированных информационных систем, действующих в Москве, у организаторов конкурсов и иных мероприятий. «Это обеспечило повышение степени открытости и прозрачности процедуры отбора лауреатов грантов Мэра Москвы, исключение субъективности в оценке результатов деятельности образовательной организации. Новые правила обеспечивают единые походы к отбору лауреатов грантов Мэра Москвы за достижение высоких результатов в образовательной деятельности и лауреатов грантов Мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей среды», — отмечают в Департаменте образования.

За всё время вручения грантов мэра Москвы «За создание развивающей творческой социокультурной среды» с 2011 года их получали зеленоградская школа надомного обучения 367, входящая теперь в состав гимназии 1528, Дворец творчества, Детская школа искусств им. Дягилева, ряд школ и детских садов Зеленограда.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Аннита Вульд
25 августа 2014
Замечательно. Я к примеру, не один раз обращалась к рейтингу школ.
даже не для того, чтобы выбрать школу, а для того, чтобы сравнить - за год школа выросла, показала какие - то успехи в области образования и воспитания, или наоборот, пошла вниз.
Или как учителя помогают на ЕГЭ своим ученикам списывать и набирать необходимые для рейтинга баллы, чтобы грантов дали.
Евгения Рыжова
26 августа 2014
ЕГЭ - это вообще не объективный показатель. Ни знаний, ни - тем более - работы школы.
Аннита Вульд
26 августа 2014
Или как учителя помогают на ЕГЭ своим ученикам списывать и набирать необходимые для рейтинга баллы, чтобы грантов дали.
Не надо помогать, надо за весь период подготовки научить детей показать на ЕГЭ все свои знания, суммировать их и выдать отличный результат.
Хотя, никому не секрет, что школы соревнуются и по показателям ЕГЭ, и по подготовке.
И это правильно.
Аннита Вульд
26 августа 2014
ЕГЭ - это вообще не объективный показатель. Ни знаний, ни - тем более - работы школы.
А для чего тогда ЕГЭ?
Может назовете мне пару минусов и плюсов(!) ЕГЭ для школы, для вуза и для детей?
Интересно еще то, что же сейчас начнут говорить родители, когда введут по всех школах пятидневку?
Бесаме Мучо
26 августа 2014
что же сейчас начнут говорить родители, когда введут по всех школах пятидневку?
А что с пятидневкой?
нейман ольга
26 августа 2014
надо за весь период подготовки научить детей показать на ЕГЭ все свои знания, суммировать их и выдать отличный результат.
Хотя, никому не секрет, что школы соревнуются и по показателям ЕГЭ, и по подготовке.
И это правильно
М-да..
У нас была одна учительница, царство ей небесное, с удивительным свойством (ботанику преподавала) - очень многозначительно и с расстановкой умела говорить нелепую банальность.
Например, "огурцы едят неочищенными". Потом задумчиво-пристально смотрела поверх голов учеников, как-будто знала что-то особенное, потом на кого-то конкретно указывала, и ещё раз повторяла про те самые огурцы. И уже таким тоном обвиняющим, чтоб человек почувствовал себя незнайкой растерявшимся, что сам не дошёл до столь глубокого знания.


До сих пор вздрагиваю, когда беседую с некоторыми учителями школы. Как-будто все они поражены этим странным недугом - знать всё. И говорить уверенно.
Нобелевские лауреаты сомневаются.
Профессора смущаются, чуть спроси их не из своей узкой области.
Художники мечутся в муках поиска правильных пропорций.
А учительницы - как танки. Диву даёшься, как они уверенно несут содержимое учебника в массы :(

Нобелевские лауреаты сомневаются.
Профессора смущаются, чуть спроси их не из своей узкой области.
Художники мечутся в муках поиска правильных пропорций.
Je pense, donc je suis
Этому учат в педагогических ВУЗах, "учитель всегда прав". Называйте, как хотите, психологический феномен, "учителя-танки". Но учитель всегда на правильной позиции стоит, стоял, и стоять будет. Иначе нет смысла работать в школе. "Вечное, доброе..." и далее, по классику, вкладывают в неокрепшие души и мозги именно учителя школы. Профессорам и прочим положено сомневаться по статусу. Они занимаются наукой, выдвигают гипотезы, доказывают и оспаривают. А школа - это база, это основа, это фундамент, утвержденный, проверенный усилиями многих педагогических коллективов за многие и многие годы, сведенный в фолианты с гордой надписью "Педагогика-наука и искусство" - Учебник для ВУЗов, возведенный в стандарт. Профессия учителя - это стандарт, эталон. И точка.
А по теме, рейтинг ничто, дети - все. Покуда, теперь уже только исключительно московских (по прописке и регистрации) "мозговитых" детей будут аккумулировать в первой двадцатке школ, можно даже не думать о поднятии рейтинга остальных. А вот если включить в рейтинг оценку уровня профессиональных достижений учителей, то рейтинг был бы еще грустнее. Кадры по-прежнему решают многое.
нейман ольга
27 августа 2014

Учебник для ВУЗов, возведенный в стандарт. Профессия учителя - это стандарт, эталон. И точка.
Марка, зачем же так мрачно)
Помимо упёртых роботов, сплочённых в нерушимые педагогические коллективы, встречаются весьма порядочные и мыслящие люди)
Не может быть иначе)

В любой, даже самой кондовой поруке, найдётся слабое звено, и к ребёнку, жаждущему знаний, просочатся удивительные истины.
Например, о том, что жизнь намного симпатичнее и ярче любого учебника, утверждённого господином Ливановым и прочими учительскими авторитетами :)


Марка, зачем же так мрачно)
Помимо упёртых роботов, сплочённых в нерушимые педагогические коллективы, встречаются весьма порядочные и мыслящие люди)
Не может быть иначе)

В любой, даже самой кондовой поруке, найдётся слабое звено, и к ребёнку, жаждущему знаний, просочатся удивительные истины.
Например, о том, что жизнь намного симпатичнее и ярче любого учебника, утверждённого господином Ливановым и прочими учительскими авторитетами :)
Основы педагогики, как науки гуманитарной (=гуманной к объекту изучения) закладывались еще в 16-м веке, так что г-ну Ливанову очень трудно повлиять на многовековые стандарты.

Я предвидела камни в огород моих сентеций о стандартизированности, упорядоченности и неизменности пед.подходов к преподаванию. Лень было писать, да и разъяснять очевидные истины на форуме - глупо.

Педагогическая рефлексия существует в жизни любого учителя, никто ее не отменял, и если обывателям кажется, что мы - учителя - механизмы, работающие по заданной изначально и впоследствии неизменной программе - это ошибочное мнение.

А смешивать порядочность и мыслительную деятельность в одном утверждении - это переводить разговор в плоскость пустого еслибизма, что учителям, к счастью не свойственно по большей части. На том и стоим.


Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран