22
Как «дачники из Трамвая» захватили себе два гектара городской земли. Обзор цепочки решений длиной в 90 лет 28.12.2022 ZELENOGRAD.RU

Тысячи зеленоградцев недоумевают — как получилось, что дачное товарищество «Трамвай» в 9-м микрорайоне получило якобы законное право перегородить проход по пешеходным дорожкам, которые десятилетиями были фактически городской территорией, и остаются ей и сейчас. Власти беспомощно разводят руками и ссылаются на решения судов. Исходных документов в открытом доступе практически нет, однако именно из тех самых решений многочисленных судов можно понять, как это произошло и почему законность действий «Трамвая» вызывает большие сомнения.

Коротко

  • В 30-е годы прошлого века советская власть дала «Трамваю» 15 га земли — этот большой участок включал в себя часть территории нынешнего 9-го микрорайона
  • Точные границы участка не были определены ни при выдаче, ни в течение 80 с лишним лет существования «Трамвая»
  • В 1970 году земля «Трамвая», как и все окрестности, были переданы под застройку Зеленограда. Все частные дома, которые этому мешали, снесли
  • В 1992 год была зафиксирована фактически занимаемая оставшаяся территория — 8,9 га
  • В 2011 году судом была отклонена первая попытка поставить забор — в отсутствие точных границ «Трамваю» было указано оставаться в фактически занимаемых границах — 8,9 га
  • В 2020 году «Трамвай» через суд взялся устанавливать точные границы участка. Экспертиза, представленная суду, показала, что якобы фактически занимаемая территория — 11 га. Суд, доверившись эксперту, с этим согласился и зафиксировал границы участка
  • В 2022 году «Трамвай» по этим границам начал ставить забор. Теперь всем стало очевидно, что заключение суда на основе представленной экспертизы о том, что огораживаемая территория якобы фактически используется «Трамваем», не соответствует действительности. Фактически она используется городом
  • Получается, что решение суда, устанавливающее границы «Трамвая» сомнительно или ошибочно

Подробная хронология — советский период

История зеленоградского поселка началась 90 лет назад, когда никакого Зеленограда вокруг ещё не было.

В 1932 году советская власть в лице ВЦИК и Совнаркома выпустила постановление о предоставлении предприятиям и организациям земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования - в советское время, в условиях существования исключительно государственной собственности на недвижимость, это было основной формой закрепления права владения и пользования землёй.

В 1937 году такой участок выделили работникам московского трамвайного депо. Так появился поселок - Дачно-строительный кооператив (ДСК) "Инженерно-технических работников (ИТР) Мострамвая" (сейчас ДНТ "ИТР Трамвая").

В 1947 исполком Химкинского райсовета принял решение о закреплении "земельного массива в поселке Крюково по Крюковскому шоссе за ДСК Мострамвая". Крюковское шоссе - это нынешний Панфиловский проспект. План с указанием границ земельного участка в решении отсутствовал, хотя наркомат коммунального хозяйства своим приказом рекомендовал такие планы иметь.

В 1961 году участок "Трамвая" появляется на генеральном плане.

В 1970 году та же советская власть в лице Моссовета и Мособлисполкома передает все земли вокруг, включая и участок поселка, городу Зеленограду.

В 1973 году часть ранее предоставленного "Трамваю" участка решением исполкома Моссовета изъята "под жилищное и культурно-бытовое строительство" (потом членам Трамвая предоставили взамен изъятых участки в Клинском районе). В процессе строительства Зеленограда и развития городской застройки площадь земельного участка, занятого поселком, уменьшилась, земли вокруг были частично застроены городскими объектами.

На этот момент по документам за "Трамваем" по-прежнему числится 15 га земли, но значительная часть уже застроена городскими объектами. Точных границ того, что оставили "Трамваю", жившему с 70-го года под угрозой снова, так и не было. Какая-то определенность появилось только после окончания существования СССР.

Постсоветский период

В 1992 году Московский земельный комитет зарегистрировал декларацию о факте использования «Трамваем» земельного участка площадью 8,96 га в 9-м микрорайоне Зеленограда. При этом по документам за «Трамваем» по-прежнему числится 15 га.

В 2001 году зеленоградская комиссия по имущественно-земельным отношениям и градостроительству принимает решение о сохранении дачного некоммерческого товарищества «ИТР Трамвая» на занимаемой территории.

В 2005 году утверждается проект планировки «Трамвая». По нему спорная территория со стороны улицы Рабочей отдана под застройку, а вот территория от Панфиловского проспекта к Дворцу творчества — незастраиваемая озелененная территория. Какой она была тогда и остаётся сейчас.

В 2007 году появляется проект межевания территории, где участок поселка уже якобы 10,6 га. Найти этот документ не удалось. Как получилось, что поселок «прирос» на полтора с лишним гектара, непонятно. Из чего складывается эта площадь, неизвестно. При этом по документам за «Трамваем» по-прежнему 15 га и границы участка не определены.

В 2009 году участок ставят на кадастровый учет по документам 1947 года, с площадью 15 га и без четких границ. При этом земля по документам предназначена для строительства, а не для садоводства и огородничества. Права «Трамвая» на этот участок не зарегистрированы.

Захват городской земли

В 2011 году границы участка всё ещё не определены и «Трамвай» ничего не делает для их определения. Данные расходятся как с генпланом 1961 год, так и с проектом межевания. В июне департамент земельных ресурсов (нынешний департамент городского имущества) требует предоставить актуального списка членов товарищества с указанием нумерации домовладений и земельных участков. Однако документы «Трамвай» не предоставил, изменений в части площади и границ земельного участка не внёс.

Вместо этого в октябре «Трамвай» начинает ставить новый забор. Вероятно, по границе территории из проекта межевания — буквально посередине одной из пешеходных дорожек от Панфиловского проспекта к Дворцу творчества. Префектура подает иск. Суд признает установку забора незаконной, потому что он ставится по границе участка в 10,6 га, тогда как фактически и по документам занимаемая территория — 8,96 га. Забор сносят.

Суд исследовал все документы и решил: границы участка не определены, фактически «Трамвай» по-прежнему занимает 8,96 га, ссылки на эскиз застройки, проект планировки территории и то, что забор возведен на территории, в отношении которой у «Трамвая» 70 лет есть есть право пользования, суд признал необоснованным. Это решение суда вступило в законную силу, устояло в кассации и до сих пор никем не оспорено.

В 2015 году поселок регистрирует наконец-то право бессрочного пользования, полученное ещё при советской власти по советским документам на площади 15 га — ведь четких границ у участка до сих пор нет.

С 2016 по 2020 год несколько раз готовятся межевые планы по участку «Трамвая», в которых его площадь уже 11 га (по крайней мере, эта площадь уже была в выписке из ЕГРН от 2018 года). Последний межевой план готовится в январе 2020 года, он согласовывается с департаментом имущества. В какой момент и чьими руками площадь увеличилась ещё на 0,4 га, непонятно.

В 2020 году поселок обращается в зеленоградский суд, заявляя, что ему принадлежит участок в 11 га, и требуя зафиксировать границы. Суд принимает во внимание заключение эксперта, что площадь по документам всё ещё 15 га, но площадь фактического использования — 11 га. У судьи Абалакина не находится оснований не доверять эксперту относительно фактической площади, ответчик (Росреестр) это не опровергает и границы утверждаются. Росреестр подаёт апелляцию, но даже не приходит на судебное заседание. Апелляционный суд решает, что каких-либо «разногласий со смежными правообладателями земельных участков» у «Трамвая» нет и оставляет решение в силе.

В 2022 году по границе этого участка в 11 га «Трамвай» начинает ставить ограждение, закрывая фактически городскую территорию. И только сейчас всем становится очевидно, что никакого «фактического использования» этой территории «Трамваем» не было — во время последнего суда фактически была захвачена городская территория.

Обновление: в конце 2022 — начале 2023 годов жители добились от префектуры демонтажа нового ограждения, «Трамвай» обжаловал это в суде, а Росреестр подал кассационную жалобу на решение 2020-2021 годов, которое устанавило «странные» границы «Трамвая». История не закончена. Все материалы по этой теме здесь

Что дальше

По просьбе жителей, «Зеленоград.ру» проводит общественную кампанию, цель которой — сохранить существующий пешеходный проход от Панфиловского проспекта к Дворцу творчества, а также из 12-го в 9-й микрорайоны по улице Рабочей.

Помимо общественного давления и обращений к властям, ведется работа по установлению бессрочного публичного сервитута (права прохода), а также по оспариванию зафиксированных границ «Трамвая», включающих городскую территорию

Если вы поддерживаете цели кампании, присоединяйтесь к ней, заполнив форму на странице zelenograd.ru/stoptram — на момент публикации присоединилось более 2200 человек.

Читайте также
Активисты передали в управу две тысячи подписей против перекрытия прохода к Дворцу творчества
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Юрий Хотимский
28 декабря 2022
Как власть может сохранить авторитет, если жестко не снесет забор? ОМОН выдохся? Сила - важнейший атрибут власти. А потом пусть судятся трамвайщики. Пусть выйдут в глаза глядеть на народный сход с жителями города. Хоть один потомок тех рабочих дачников в этих дворцах остался?
Свити ***
28 декабря 2022
Вопрос почему лишние га прихватываются именно с этой стороны, а не со стороны оврага или еще как?
Города Житель
28 декабря 2022
Логика потрясающая!
Хотя погодите, нет! Отличная логика! По ней потомки дачников должны требовать сноса 9 м/р, дворца, возврата их территории и компенсации за утрату имущества!
Или в логике хомосоветикуса так не работает?!
Отличная считаю статья! Образец классического отсутствия логики!
Сам автор пишет о том, что у дачников ОТОБРАЛИ землю, чтоб построить человейники, а когда выяснилось что человеки из человейников вынуждены принимать решение суда, то и суд не суд и решение не решение! :)))) просто огонь!!!!
Браво!
До чего же противно, то, господи!
Все хотят жить лучше, но принцип жития хомосоветикуса таков - надо сделать всё, лишь бы никто не жил лучше меня! А равняться будем на то где хуже! Вот потому и живется с каждым годом все хуже, но виноваты в этом конечно не мы - окружающие!
Люди! Очнитесь! Ау!!!!
Города Житель
28 декабря 2022
Основной принцип правового государства - строгое соблюдение закона! Вы все в правовом государстве хотите жить или по понятиям и хотению?!
Закон не может трактоваться двояко - он на то и закон!
Автор пишет что «участки отобрали, дома снесли» это по закону?! Нет- по беспределу как сносили многие деревни и села, так решил какой то советский чиновник. Затем появились законы, частная собственность, но теперь и она стала не устраивать?!
Ну завтра решит город что 9 мр очень старый, на его месте можно построить вместо 9-12 этажных домов новые человейники в 30,40 этажей и решат их снести, а жителей , как просит автор выше, ну потому что власть сильная выселить например в Радумлю одних в Коммунарку других, в Жуковский третьих итп. Ну потому что так кто-то решит! Ведь тех, кому квартиры тут давали( а надо еще проверить законность насколько правильно давали, так ведь?!) многих и в живых нет, а то, что они себе эти квартиры по приватизации и/или их дети «захапали», потом продали признать незаконным и отобрать, тогда и выселить смогут в чистое поле!
Как такой оборот событий?! Или это уже нельзя?! Ну почему же нельзя? Ведь именно такая логика у авторов и комментаторов?!
Читаю и волосы шевелятся на лысой голове от того что у меня такие соседи! Чего от вас еще ждать?!
Александр Эрлих
29 декабря 2022
у дачников ОТОБРАЛИ землю
Не нашел в статье слова "отобрали" - это вы его используете. Написано "изъята под жилищное и культурно-бытовое строительство".

Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд - это легальная процедура, прописанная в законе (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ce84a87dc1e7b39b770f22b8bfd0c5899ff8ba9d/). На территории Зеленограда это процедура проводилась и после "Трамвая", и в постсоветское время соответствующими чиновниками, которые одновременно и проект планировки "Трамвая" утверждали. Поэтому весь ваш пафос "завтра город решит что..." неуместен.

Давайте лучше поговорим о нашем случае, о "фактически занимаемой территории". Объясните, пожалуйста, как получилось, что пешеходные дорожки, по которым люди десятилетиями ходили от Панфиловского проспекта к ДТ, оказались территорией, "фактически занимаемой" ДНТ?
Автор пишет что «участки отобрали, дома снесли» это по закону?! Нет- по беспределу как сносили многие деревни и села, так решил какой то советский чиновник.
Если бы по беспределу, то просто бы отняли, но ведь в данном случае не отняли, а переселили:
членам Трамвая предоставили взамен изъятых участки в Клинском районе
Ну завтра решит город что 9 мр очень старый, на его месте можно построить вместо 9-12 этажных домов новые человейники в 30,40 этажей и решат их снести
Дык оно сейчас по всей Москве так, в Зеленограде полностью будет перестроен 19-й район.


Ну почему же нельзя? Ведь именно такая логика у авторов и комментаторов?!
Вероятно председатель этого самого трамвайчика?
Логика другая, некий эксперт выделил травайчику доп.территорий, суд за неимением других доказательств мнение этого эксперта принял, вопрос лишь в том почему чиновники не стали мнение этого эксперта подвергать сомнению (возможно "заряженного" на нужный результат, который увидел фактические границы гораздо шире, чем оно было на самоме деле в момент экспертизы) и не опротестовали (или чиновники тоже были "заряжены" на отсутствие активности?), ведь утверждается, что все козыри как раз у властей и даже есть решение снести забор с этой стороны трамвачика за 2011-2013 год.

Отредактировано: 29-12-2022, 10:08
Как власть может сохранить авторитет, если жестко не снесет забор?
А по-моему, нам как обществу нужен не "авторитет власти", а удовлетворяющая потребности граждан работа чиновников в рамках вверенных им полномочий, с работающей обратной связью (в смысле управления, а не тупо возможность отправлять запросы и письма, чем часто подменяют понятие обратной связи). Я лично считаю, что авторитет, в т.ч. и наёмного служащего, формируется через заслуженное уважение, что, конечно, не исключает жёстких мер по отношению к нарушителям, если они реально нарушители.
У "власти" формально есть монополия на применение "силы", если дать зелёный свет, её легко и просто можно использовать против кого угодно, забив на справедливость и закон. А вы судитесь потом, доказывайте, что не верблюд.
Объясните, пожалуйста, как получилось, что пешеходные дорожки, по которым люди десятилетиями ходили от Панфиловского проспекта к ДТ, оказались территорией, "фактически занимаемой" ДНТ?
Да, если без эмоций, аффторитетов_власти, хомосоветикусов и пр., действительно интересно, как так получилось. А чисто по-человечески интересно, зачем, с какой целью.
Сергей Сергей
29 декабря 2022
Место - элитное, дома - дворцы, значит и хозяева с деньгами и связями. Отсюда и решения (заключения) судов и экспертов. Нет предела человеческой жадности и чванству. Само по себе наличие "дачного товарищества" в центре города - нонсенс! Последние события - наглость, основанная на ощущении безнаказанности. В нынешней ситуации городским властям стоит показать силу и решить вопрос с этим дачным анклавом по сочинскому образцу.
Василий Козинский
29 декабря 2022
Люди! Очнитесь! Ау!!!!
Ну так себе коммуникация: повернуться задом к собеседнику, а потом еще и призывать думать об интересах отвернувшегося. В стиле СНТ.
Юрий Хотимский
29 декабря 2022
Представители ДНТ Трамвай к народному сходу явно не готовы, даже и к суду. Тренируются осторожно и выборочно, что указывает на слабость позиции. Я уже задавал прямые вопросы, которые они пропустили. Например, что каждый житель делал на этой земле до постройки города. Есть 2 проблемы "превращение дачного поселка в элитный из-за экономической нестабильности населения и пересмотра институтов собственности" (где здесь интересы тех рабочих депо и их потомков?!) и "расширение города за счет своих же дач и окружающих деревень и городов". Не строили дачи в Российской империи до указа Николая I 1844. А потом их строили не на месте Трамвая, а по берегам р.Москва и Яуза. Потом их снесли, как и избы вокруг Кремля. И наступило время Трамвая. Теперь город окружил Трамвай. Сносить его или ждать, когда жилые кварталы Москвы и Зеленограда сомкнуться? Советские фантасты предсказали срастание Москвы и Ленинграда. И тогда Трамвай будет уже ставить заборы поперек какой-нибудь скоростной магистрали. Странно указанные вопросы прошлого подменять новым вопросом реновации, когда из 9-12 этажных городских переселят в 30-40 этажные также городские дома на том же месте. Тем более странно создавать конфликт между жителями частных и многоквартирных домов, когда члены ДНТ сами понимают, что город уже пришел к новому уровню конфликтов - при уплотнении населения и точечной застройке. Могу еще раз спросить важный как для митингов, так и для юристов вопрос. У огромного числа конкретных жителей города нарушено реальное право прохода. А какое конкретное право сейчас не реализовано из-за дорожки у конкретного жителя ДНТ, живущего по своим правоустанавливающим документам на площади внутри своего забора? Коров или коз пасти? Или уже элитных кенгуру разводить?! Им же много места нужно для прыжков!
Цель - поиметь еще земли и показать, что насеоение - никто. Если можно тут прогнуть, то нагнут еще раз
Евгений Максимов
29 декабря 2022
Жители ДНТ, в своем большинстве, - врачи, преподаватели, психологи, художники, юристы, адвокаты, предприниматели, ведущие здоровый образ жизни, многие увлекаются спортом, т.е. лучшие представители здоровой части общества. Те, кто утверждают, что таким не место в "их" городе, враги этого города, государства, племя Шариковых. Дай им волю, стране пипец!
Города Житель
29 декабря 2022
Я же уже вчера популярно объяснял! По всей видимости документарное оформление шло долго, без него не могли огородить и использовать, но если внимательно копнуть, то за то, что горожане использовали территорию Трамвая он продолжал за нее платить налоги и она как за ним была так и осталась.
Если хотите справедливости то надо было начинать с другого: как минимум инициировать какие преференции и/или предложения Трамваю, которые бы им могли быть интересны. Возврат налогов ими оплаченных итп. Но это же вас мало интересует, да? Там же государство брало налоги! А вы теперь предложите жителям м/р эти налоги за много дет вернуть!
Согласятся?! Думаю скорее скажут - хай перекрывают!:)
Александр Эрлих
29 декабря 2022
Я же уже вчера популярно объяснял! По всей видимости документарное оформление шло долго, без него не могли огородить и использовать, но если внимательно копнуть, то за то, что горожане использовали территорию Трамвая он продолжал за нее платить налоги и она как за ним была так и осталась.
Долго шло оформление? В тексте же написано, что с ДНТ как минимум 11 лет назад требовали предоставить актуальный список членов товарищества с указанием нумерации домовладений и земельных участков - ровно потому, что уже тогда были расхождения с теми единственными хоть как-то зафиксированными границами 1961 года. Однако документы «Трамвай» не предоставил, изменений в части площади и границ земельного участка не внёс. Это сказано в решении суда. "Трамвай" с самого начала жил без зафиксированных границ, когда в 1949 году вышел приказ НККХ о необходимости установления границ, "Трамвай" его проигнорировал. И в 2011 году проигнорировал. С чего бы это?

Ну и повторю свой вопрос, на который вы не ответили - все суды, рассуждая о фиксации границ, говорили, что они должны быть установлены по фактически занимаемой территории. А теперь - внимание! - вопрос: как получилось, что пешеходные дорожки, по которым люди десятилетиями ходили от Панфиловского проспекта к ДТ, оказались территорией, "фактически занимаемой" ДНТ?
Александр Эрлих
29 декабря 2022
Жители ДНТ, в своем большинстве, - врачи, преподаватели, психологи, художники, юристы, адвокаты, предприниматели, ведущие здоровый образ жизни, многие увлекаются спортом, т.е. лучшие представители здоровой части общества
К жителям ДНТ претензий вообще никаких нет. Есть претензии к ДНТ, как к организации. Пусть прекрасные, без сомнения, жители ДНТ поинтересуются у своего правления, как получилось, что пешеходные дорожки, по которым люди десятилетиями ходили от Панфиловского проспекта к ДТ, оказались территорией, "фактически занимаемой" ДНТ? Ответ можно дать публично - сегодня редакция "Зеленоград.ру" отправила председателю правления ДНТ приглашение на интервью, чтобы ответить на вопросы горожан. Но ответа пока нет. Ждем.
Юрий Хотимский
29 декабря 2022
Так это трамвайные тролли! Сколько уже проигнорировали одних моих прямых вопросов по веткам обсуждения. А логика типа: я платил налог за квартиру больше ее площади (сам отказался уточнить) и теперь вместо перерасчета налога приобрел право на соседнюю квартиру. Юристы в трамвае, как и ораторы, супер. Комментарий Евгения Максимова - это концентрированный экстремизм. Получается, что если есть более выдающиеся люди, чем в трамвае, то для строительства их замков вообще город снести. Но историки и политики из них тоже так себе: время шариковых - это время предоставления этих дач рабочим. Уж рабочие точно бы не стали противопоставлять себя народу, когда бы Москва расширилась до дач!
Видимо, противопоставление достойнейших юристов с педагогами и пр., ведущих здоровый образ жизни (не хочу расстраивать самопровозглашённых "лучших представителей", но остальные 250 с чем-то тысяч этим не удивить, никакого "нетакизма" здесь нет), перекрывших проходы, используемые городом, и "племени Шариковых" демонстрирует отношение. Действительно, и почему это люди, пользовавшиеся теми дорожками, и им сочувствующие становятся всё более негативно настроенными.
Если серьёзно, в самом деле, люди задают конкретные вопросы к правлению ДНТ, вот в этом ключе и надо разбираться. Без эмоций.
Человек с Земли
30 декабря 2022
///Жители ДНТ, в своем большинстве, - врачи, преподаватели, психологи, художники, юристы, адвокаты, предприниматели, ведущие здоровый образ жизни, многие увлекаются спортом, т.е. лучшие представители здоровой части общества.\
Если так считать, то получается что жители Зеленограда не пьющие и не курящие,живущие НЕ на территории Трамвая являются НЕ лучшими представителями здоровой части общества?? По моему Вы уже заговариваетесь!
Если так считать, то получается что жители Зеленограда не пьющие и не курящие,живущие НЕ на территории Трамвая являются НЕ лучшими представителями здоровой части общества??
Да ну, сам принцип... Я, например, подхожу под "зожно-спортивную" категорию, ещё и в МИЭТе в своё время работала - к теме об "интеллигенции", но категорически против нормализации в сознании общества подобной стратификации. Есть социальные классы, это объективно, но разделение "лучше/хуже" по каким-либо признакам, а уж тем более, по связанным с биологическими - это не дело.
Владислав М
31 декабря 2022
ответчик (Росреестр) это не опровергает и границы утверждаются. Росреестр подаёт апелляцию, но даже не приходит на судебное заседание.
Вполне себе повод обратиться в прокуратуру с подозрением на бездействие чиновников. А "эксперт" и судья должны быть уволены с волчьими билетами. В целом, конечно, нормально, когда кто платит деньги, тот и заказывает музыку, но есть нормативы, и "эксперты", проводящие границы участков заведомо в красных линиях дорог, должны идти лесом.
Светлана Кузнечикова
1 января 2023
Зря "Трамвай" это затеял... В условиях изменения законодательства в части садоводческих товариществ, оказавшихся в черте города и имеющих хороший транспортный доступ, они привлекли к себе внимание...
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран