Фестиваль семейных театров: «Это настоящее подвижничество — не только сохранить собственную семью, но и показать другим, как хорошо делать что-то вместе» 01.11.2010 ZELENOGRAD.RU
В Зеленограде уже третий год проходит Фестиваль семейных театров — окружной тур Московского Фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом». В этом году он состоялся 9 октября во Дворце творчества и был открыт для всех зрителей. Среди целей фестиваля — и достижение взаимопонимания в семье, и популяризация семейного творчества в обществе, и даже «помощь родителям в развитии у детей хорошего вкуса и разностороннего художественного развития, поскольку театр является совокупностью всех существующих видов искусств», как говорится в Положении фестиваля на его сайте. Чем на самом деле становится этот фестиваль для его участников, кто и как к нему готовится, и о чем спорит жюри за кулисами — об этом в студии Zelenograd.ru рассказали две мамы из многодетных семей-участников конкурса, Наталья Николаевна Завидова и Татьяна Федоровна Григорян, и представитель организаторов зеленоградского тура фестиваля Елена Эдуардовна Егоркина, директор Центр социальной помощи семье и детям «Зеленоград».

Послушать (32:15)загрузить файл со звуком (22684 кб)

— Елена Эдуардовна, расскажите о фестивале и о его участниках этого года. Откуда у нас берутся семейные театры?

Е. Е. — Идея этого фестиваль принадлежит «Театру Доброй сказки», и проводится он уже третий год, при поддержке Департамента семейной и молодежной политики. Как учреждение, подведомственное ДСМП, наш центр приглашает семьи для участия в этом фестивале — конечно, это главным образом те семьи, которые состоят на обслуживании в нашем учреждении. Мы прилагаем немало усилий для того, чтобы в фестивале приняли участие и другие семьи, распространяя информацию о нем в средствах массовой информации и другими способами, но пока еще не сложилось такого, чтобы желающие участвовать обращались к нам сами. Из всех тех семей, которым мы предложили участвовать, согласилась только примерно треть или четвертая часть.

— Вы приглашали на фестиваль, в основном, «подопечные» семьи Центра социальной помощи — многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами?

Е. Е. — Да, семьи, которые состоят на обслуживании в нашем центре, это еще и неполные семьи. Но не только их, на самом деле — в поле нашего зрения попадают по разным программам разные категории семей. Вот, например, многодетная семья Слоква уже третий раз принимает участие в фестивале, она не обслуживается в нашем центре, но является членом клуба многодетных семей, который создан при нашем центре. В клубе состоят семьи из разных районов Зеленограда, и их мы тоже приглашаем. С первого фестиваля в нем участвуют и молодые семьи, члены клуба молодых семей, но в основном это те семьи, которые уже участвуют в клубной работе нашего центра или участвовали в каких-то других программах. Тем, кто никогда ни в чем не участвовал, очень сложно сразу же включиться в программу фестиваля, но активные семьи общаются с другими семьями, привлекают, приглашают... Кроме того, у нас открыты двери фестиваля для всех зрителей — люди приходят и, видимо, понимают, что к фестивалю не так сложно подготовиться и им. Собственно говоря, отчасти поэтому мы и выбрали в этом году местом проведения фестиваля Дворец творчества — ведь это место, посещаемое родителями и детьми, и мы надеемся, что среди наших зрителей найдутся будущие участники фестиваля для следующего года.

— «Театр Доброй сказки», который начал этот фестиваль — откуда он, из Москвы?

Е. Е. — Да, это московский театр, и фестиваль тоже московский. Он проводятся в два тура: первый тур отборочный, он проходит во всех округах, а потом в Москве проходит заключительный городской этап.

— Фестиваль задуман именно как социальный, рассчитанный на многодетные семьи?

Е. Е. — Нет, в нём принимают участие разные семьи, просто выявить их достаточно сложно. Поскольку поддержку фестиваля осуществляет Департамент семейной и молодежной политики, а наш центр — подведомственное ему учреждение, то мы и приглашаем наши семьи. Ну, и не ставилась задача привлекать профессиональные театральные коллективы. Речь идет о проведении досуга всей семьей, цель фестиваля — не показать профессионализм, а чтобы именно вся семья вместе поставила спектакль.

— Много было вообще зеленоградских участников? Был какой-то предварительный их отбор, или все, кто захотел участвовать, в итоге вышли на сцену?

Е.Э. — Предварительного отбора никакого не было. Первоначально было заявлено двенадцать коллективов, и девять из них приняли участие. Кто-то не успел подготовиться, появились сомнения в своих силах, кто-то сослался на нездоровье. Так часто бывает, поэтому мы всегда набираем большее количество, учитывая, что кому-то задача покажется сложной. Мы так и планировали, что будет где-то 8-9 коллективов, потому что больше — это уже очень тяжело. Сейчас мы уже думаем, что если коллективов в следующем году будет больше, то мы сделаем два тура.

Театр «Дружная семейка», семья Завидовых: «У нас шесть детей, а спектакли — наша работа и жизнь»

— Первое, о чем хотелось бы спросить участников фестиваля: ваш домашний театр возник специально для этого фестиваль или он существует сам по себе уже какое-то время, просто вам в радость этим заниматься?

Н. З.- Наш первый семейный спектакль был немного облегчен тем, что, поскольку я человек творческий, я занимаюсь с детьми и в школе, и дома, и при КЦСО «Крюково» — там у меня тоже есть детский коллектив. Мне приходится проводить всякие мероприятия, концерты и постановки — и сказочного вида, и поздравительные, и военная тема у нас есть. Я проводила в школе вечер сказки, и там мы сделали «сказку на новый лад», первую нашу сказку «Красная шапочка». И когда мне позвонили о том, что будет первый фестиваль, я сразу с охотой согласилась в нем участвовать, потому что у меня уже была заготовка.

— Это было в 2008 году?

Н. З.- Да. У сказки был мой сценарий, я сама его написала, были мои костюмы, поэтому мне не было страшно идти «в первый бой». Мне кажется, если бы у меня не было этой заготовки, может, я и отказалась бы. Первый спектакль для нас был облегченной работой. Над вторым надо было уже подумать, его мы готовили уже именно на фестиваль — там тоже была большая работа и с детьми, и со сценарием, и с костюмами. А третий спектакль — конечно, уже «натоптано», опыт есть, мы уже были на фестивале в Москве, и третья работа мне показалась более творческой, интересной.

— Значит, у вас увлечение семейными постановками совпало с работой?

Н. З.- Это моя жизнь. Правда, я этому не училась, это мне просто дано, наверно, от Бога, такая предрасположенность.

— Вы для фестиваля ставили сказки со своими детьми, а работаете, наверное, не с ними?

Н. З.- Ставила со своими, а работаю не со своими детьми, но мои дети всегда участвуют в разных мероприятиях, даже в каких-то школьных или концертных — они всегда мне помогают. Это просто удобно, они всегда рядом, могут где-то подменить, если кого-то нет.

— Ваши дети уже большие?

Н. З.- Самому маленькому у меня 7 лет, девочкам — 12 и 14. В этом году Саша, сын, ему 16 лет — он уже отказался играть в спектакле, говорит «я уже вырос».

— Дети «вырастают» из таких семейных постановок?

Н. З.- Нет, он еще выступал на цикле встреч «Тепло домашнего очага», а сейчас отказался. Но мы придумали такой сценарий, чтобы все наши артисты там уместились, всем было хорошо, уютно, и всем достались роли. И получилось очень красиво, мне так кажется.

Театр «Самородки», семья Григорян: «Мы просто любители попеть, поэтому у нас получился мюзикл»

— Татьяна Федоровна, расскажите о вашей семье, как вы попали на фестиваль?

Т. Г.- Для нас это был первый такой спектакль — нас пригласили из соцзащиты поучаствовать. Мы как-то участвовали летом в фестивале фотографии и стали победителями, потом нас приглашали на праздник в Москву, и, видимо, Елена Эдуардовна нас заметила, заметила девчонок, они у меня творческие. И пригласила поучаствовать нас в этом фестивале. Я, конечно, сначала сомневалась, что у нас что-то получится.

— Никогда не приходилось этим заниматься? Вообще театром?

Т. Г.- Нет, мы просто пели дома, готовили какие-нибудь песни для домашних праздников... Мои дети занимаются в музыкальной школе — Катя занимается на скрипке, Даша на фортепиано. Я — домохозяйка, а профессия у меня экономист. Ну и мы просто любители попеть.

— В результате у вас не получилось спектакля-мюзикла?

Т. Г.- Да, как раз получился мюзикл, «Лесная сказка». Мы еще привлекли к нашему спектаклю друзей, тоже многодетных...

— А у вас многодетные семьи?

Н. З. — Да, у нас многодетные. У меня шестеро детей.

Т. Г.- А у нас трое, три девочки.

— Скажите, откуда вы берете такие спектакли? Вы выбираете сказку и делаете сами под нее драматургию?

Т. Г.- У нас было очень мало времени для этого, и мы нашли «Лесную сказку», мюзикл с готовыми песнями, и решили, что мы с этим можем справиться, так как мы поем. Выкинули некоторых персонажей, потому что там их было слишком много, оставили то, что могли подготовить за неделю.

— Вы готовились всего неделю?

Т. Г.- Мы — да. До этого мы размышляли, потом хотели отказаться, но нам сказали «Ни в коем случае, вам нужно участвовать!»

Н. З. — А у нас было много времени. В мае обзванивали семьи, предупреждали, что будет фестиваль и чтобы мы готовились. Это правильно, выходить на сцену подготовленными — это уверенность, и зрителю приятно посмотреть, и неловкость куда-то исчезает. Хотя, несмотря на то, что мы настолько уже всё «отбили», — и все равно мы несколько раз ошиблись. Причем ошиблась я, хотя сама написала пьесу, и дочка ошиблась...

— Слова забыли?

Н. З. — Да. А вот на младшего своего я думала, что у него точно не получится. На репетициях говорила: Коля, пожалуйста, выйди, скажи — а он выходил и «умирал». А на спектакле вышел и все сделал как по маслу, прямо на удивление.

— Дети не говорили в последний момент — «Нет, мы не пойдем на сцену»?

Н. З. — Да, у меня сын в двенадцать часов ночи накануне сказал: «Мам, я не надену этот костюм. Это не царский костюм!» Представляете, на всех репетициях надевал это все, и в последний момент говорит — не надену. Я говорю, а что же ты наденешь? И мне пришлось достать все энциклопедии, которые у меня есть, показать ему царей, в чем они ходили раньше... Ему не понравились эти обтянутые штанишки, эти «женские сапоги», как он сказал. Я говорю, это не женские сапоги, это царские сапоги. Показала ему русских рыцарей, воинов тех времен — говорю, это женщины взяли у мужчин эту одежду, а не мужчины у женщин! Когда он увидел это все, сказал — «ладно».

— Татьяна Федоровна, а у вас были такие сложные моменты?

Т. Г. — Мы сомневались, наверное, до последнего. При подготовке не было такого волнения, но перед выступлением нас всех начало трясти.

— А кого больше «трясло», детей или взрослых?

Т. Г. — Взрослых, наверное. Дети — они были готовы к тому, чтобы выступать, показаться на сцене, показать себя...

Домашняя постановка: «Костюмы шили сами, а образы пришли из старых киносказок и мультфильмов»

— Костюмы вы шили сами? Помогал кто-то с репетициями, вы репетировали дома или где-то еще?

Н. З. — Я дома репетировала, у меня условия позволяют, и место есть, и костюмы все сама делала. Мне это просто интересно.

Т. Г. — А у нас все готовилось за неделю — спасибо нашему детскому саду, там нам помогли сделать костюмы для детей.

— У вас дети маленькие, ходят в детский сад?

Т. Г. — Старшей — восемь лет, средней — шесть, и младшей два с половиной года.

— И она тоже участвовала? В два с половиной года? Она, наверное, меньше всех волновалась? :)

Т. Г. — Да, она тоже участвовала... Ее держали за кулисами, чтобы раньше времени не выбежала :)

— Когда вы репетировали — стоял перед глазами какой-то образ, может быть, любимых актеров, или какие-то детские фильмы, которые вы смотрите постоянно? На кого-то ориентировались?

Т. Г. — Честно говоря, ни на кого не ориентировались, просто какой-то образ создался, когда мы слушали эту сказку и думали, как каждому ребенку преподнести свою роль.

Н. З. — А у меня старшей дочке многие говорят, что она похожа на Любовь Полищук. И я ей напоминала: помнишь, в «Прекрасной няне», там Любовь Полищук — она пришла, вот так сделала, и ты тоже так же сделай. Ей, правда, не нравилось, когда я так говорила, но она делала. Я сама с детства мечтала стать актрисой, у меня были открытки, и у нас есть много образов, которые знают и дети, и я, — и наши репетиции строились только на этом. Легко было: скажешь «А помните такой-то фильм?..» Вот дети любят сериал «Папины дочки», и там тоже много ярких образов, которые как раз подходят девочкам. И с Колей тоже — я все время ему говорила «ты — царь!» и показывала, какие были цари в разных мультиках.

— Больше современных примеров было или из старого, из советских фильмов-сказок Роу?

Н. З. — Старые сказки. На современные мультики я, конечно, не ориентировалась, а мультики тех времен у меня есть еще в кассетных видеозаписях, и сын маленький очень любит их смотреть. Вот в «Летучем корабле» есть образ царя, и я говорила: видишь, какой царь, как он ножкой топает, ты тоже так. А еще он недавно в первый класс пошел, приходит и говорит: «Мам, мы сегодня в школе сказку прошли, „Три царицы“, а она у меня есть на кассете!» Включил, посмотрел этого царя, ему так было это интересно. А я ведь сделала свою такую же сказку, ему об этой сказке не говорила — он сам её нашел, заинтересовался, узнал и маме рассказал :)

— Ваши семьи часто бывают в театрах?

Н. З. — Вы знаете, моя семья не часто бывает. Очень сложно вывезти всю семью. Иногда Центр помощи семье и детям нам предлагает такие поездки — это очень удобно и, конечно, бесплатно, так мы и выезжаем. В московские театры и в зеленоградский «Ведогонь» ездили, постановка была интересная...

Т. Г. — Мы любим театр, но тоже нет возможности бывать там часто — раза три в год позволяем себе. Ходим и на разные мероприятия, на какие-то спектакли в Зеленограде — во Дворце Творчества, в ДК.

— Вообще, ведь домашний театр — это возрождение еще дореволюционных традиций? Когда семьи были большие, приглашали всех друзей семьи, устраивали какие-то спектакли и детские выступления...

Т. Г. — Мы пока дома сейчас только концерты устраиваем. Теперь, наверное, будем уже какие-то спектакли ставить дома — после этого фестиваля у нас уже опыт есть...

За кулисами: «Участники помогали друг другу и „заражали“ зрителей театром...»

— Елена Эдуардовна, расскажите про жюри: кто оценивал участников, были ли в нём профессионалы, и что они сказали?

Е. Е. — Вы знаете, так получилось, что в этом году жюри как раз было профессиональным в отличие от предыдущих лет. В нем были три режиссера, которые в разное время работали во Дворце Творчества детей и молодежи, и главный специалист муниципалитета Крюково. Один режиссер сейчас работает во Дворце Творчества — Филюгин Сергей Иванович; другой, режиссер по образованию, это специалист Управления департамента семейной и молодежной политики в нашем округе, Александр Александрович Федяинов; и третий — Александр Валентинович Постников, который сейчас работает в Доме общественных детских организаций. Для них этот фестиваль стал возможностью встретиться в своей среде, в родном для них в чем-то заведении.

Хочу сказать, что мы в принципе ставим перед собой задачу помочь семьям осуществить эту постановку. Но в этом году получилось так, что Дворец дал нам зал только за день до фестиваля, чтобы семьи прошлись по площадке, увидели, где они будут выступать, чтобы режиссер им дал какие-то профессиональные советы. И Наталья Николаевна Завидова — она просто молодец, она сидела от начала до конца и всем советовала, хотя репетиция длилась 4-5 часов. Я думаю, и Татьяна Федоровна, наверняка какие-то полезные советы давала, подсказывала — как встать, как лучше выйти, потому что это достаточно сложно, особенно маленьким детям, не растеряться на такой большой площади сцены и сыграть. Всё было очень доброжелательно, все старались сделать фестиваль зрелищным, не было такого, как в спорте — любой ценой непременно что-то завоевать, получить.

Конечно, у нас было несколько больших семей, которым дома репетировать негде — например, у семьи Слоква в постановке было задействовано одиннадцать или двенадцать человек, в этой семье девять детей, и все они были на сцене, плюс один привлеченный. И после этого фестиваля мы приняли решение, что надо делать несколько репетиций — может быть, не на сцене Дворца, где мы будем проводить фестиваль, а в других залах, чтобы участники уже видели себя в пространстве сцены, а не только своей квартиры. И очень важно, когда люди сами друг другу советуют, важно, чтобы на фестивале не было обстановки соперничества и конкуренции, а была обстановка сотрудничества. Вот у нас в зрительном зале была очень доброжелательная атмосфера, хотя там были люди, которые впервые пришли на этот фестиваль и ничего не знали о его участниках, а не только их близкие знакомые и родственники. В прошлые годы зрителей звали только сами участники фестиваля, это были их «группы поддержки». А в этом году в зале были разные люди. И когда мне приходилось отлучаться из зала, я общалась с выходящими оттуда людьми и поняла, что им очень понравилось, все поражались и удивлялись...

— Значит, случайный человек мог зайти и посмотреть фестивальные выступления?

Е. Е. — Да, любой человек. Мы заранее разместили во Дворце творчества афиши, раздали билеты в управы и в муниципалитеты — просто входные билеты, по которым любой человек мог прийти на этот фестиваль. В прошлом году мы проводили фестиваль в театре «Ведогонь», и, к сожалению, это место оказалось не очень посещаемым жителями нашего города. Мы там тоже вешали афиши, но никто не пришел, хотя вход был свободный. Может быть, «Ведогонь» не очень удачно расположен, от остановки далеко... Газеты бесплатные тоже мало читают. Мы видим, что эти виды рекламы работают очень мало. Поэтому в этом году мы выбрали местом проведения Дворец творчества и не ошиблись. Честно скажу, я не ожидала, что нас там так доброжелательно примут. Хотя оснований опасаться у меня и не было, но все равно, мы были поражены той доброжелательности, которая там царила с первого дня, как только мы пришли и рассказали об этой нашей идее. Нам все предоставили, мы очень довольны.

— Те зрители, кто выходил из зала, заразились идеей домашнего театра?

Е. Е. — Да, они говорили, что это потрясающе, замечательно, были очень довольны. Честно говоря, я и сама не знала некоторых участников — я Татьяну Федоровну видела впервые на репетиции, но я была уверена, что она занимается музыкой. И они действительно очень певучие, и все были очень рады, когда их семья получила Гран-при — думаю, что все зрители в зале поддержали это. Хотя работа жюри была очень непростой, я видела, как они обсуждали, сколько было дискуссий, потому что были действительно очень хорошие, серьезные постановки. Тем более, что некоторые семьи мы видим из года в год. Всегда очень оригинальные и замечательные постановки у семьи Бусыгиных, мы их прямо ждем...

— Они получили приз за самую оригинальную постановку?

Е. Е. — Да. В их семье вот-вот ожидается рождение пятого ребенка, такое хорошее и важное событие, мы все его ждем и радуемся, когда растут такие семьи, в которых действительно всем хорошо и комфортно вместе, и взрослым, и детям. Кстати, Николай Борисович ставит постановки не только для своей собственной семьи, он уже два года подряд становится режиссером постановок семьи Слоква, где очень много участников. Их семьи дружат, помогают друг другу. А еще меня поразило, что одна семья — семья Антонян — написала даже собственную новеллу, чтобы её поставить. Они тоже впервые участвовали в фестивале, очень волновались, но осуществили такую интересную постановку. Все выступления были достойными, и все люди, которые решились принять участие в фестивале, я думаю, заслуживают большого уважения и благодарности за то, что они своей жизнью, своим примером показывают, как хорошо быть вместе, как хорошо быть семьей, как хорошо вместе отдыхать, и это замечательно.

— Никто из детей семей-участников не захотел после фестиваля заняться театром плотнее — пойти в театральную студию, например?

Е. Е. — Мы не занимались анализом конкретной этой ситуации. Могу только сказать, что когда у нас был фестиваль в театре «Ведогонь», то сотрудники этого театра подошли к одному из участников, подростку, и предложили ему работать в театре.

Т. Г. — Все возможно. Мои дети пока маленькие для этого.

Н. З. — А мои дети уже живут в этом, и я даже не знаю, как у них спросить — собираются ли они... А вот была одна семья, — они пришли в первый раз на фестиваль по приглашению и сидели в зале, — там тоже такие замечательные детишки, и я с ними потом общалась. Мама говорит, что спрашивала у своих дочек «А вы хотите..?», и они сказали «Да, мы тоже хотим так выступать!». У меня уже сразу родилась идея на следующий год сделать такой спектакль, чтобы и их туда позвать. Потому что они боятся, просто боятся. А посмотрели зрителями — и желание уже открывается. Это очень полезно.

А на репетиции у семьи Слоква вышел мальчик, игравший козлика, и Люба говорит «У нас шапочки нету...» . Я говорю «Я тебе привезу эту шапочку, если не понравится — не одевай», мне так хотелось, чтобы он был нарядный. И я все-таки села после репетиции и сшила эту шапочку. С костюмами, конечно, сложно. Слоква не хотели вообще выходить без костюмов, и в последний момент нашли такие костюмы! Я им сказала потом: «Вы как ангелы были, я на вас смотрела — семья ангелов, и такой добрый волк, который был весь черный, но мне он тоже казался белым...» Так что, конечно, фестиваль заражает и заряжает, всех, кто на нем побывал — всё было очень приятно и позитивно.

Москва: «Там побеждают профессионалы, но мы знаем, что наши семьи — лучшие»

— Татьяна Федоровна, для вас фестиваль еще не закончился, вы в Москву теперь поедете?

Т. Г. — Да, 30 октября мы едем в Москву, а на этой неделе у нас планируется репетиция перед поездкой, будет режиссер, который будет нам помогать — может быть, что-то изменить, поправить, откорректировать.

Е. Е. — У членов жюри появилось желание внести свой небольшой вклад, чтобы немножко улучшить эту постановку. Сергей Иванович Филюгин любезно предложил свои услуги, чтобы помочь семье подготовиться к городскому этапу фестиваля и выступить там блестяще.

— Фестиваль проходит уже третий год — как вообще зеленоградцы себя чувствуют в Москве? Чем он заканчивается для них — побед пока не было?

Е.Е. — Побед пока не было. Так получилось, что в первый год у семьи Бусыгиных, которая стала лауреатами в Зеленограде, заболела мама, и они не смогли принять участие в финальном туре. Один из организаторов мне тогда сказал, что на 99% они бы победили. Вы знаете, нам они все равно кажутся самыми лучшими, потому что мы живем в одном городе... и мы считаем, в Москве жюри не всегда справедливо, так нам кажется.

Н.З. — В прошлом году у семьи Слоква однозначно должно было быть первое место. Это и мое мнение, и мнение Николая Бусыгина...

— В Москве зеленоградцев «засуживают»?

Е.Е. — Понимаете, там другие критерии — не те критерии, которые заявляются для участия в фестивале: что театр это средство для проведения вместе досуга семьи и так далее. Это наша точка зрения, нам так кажется, но в Москве все-таки просачиваются и выигрывают профессиональные коллективы. Знаете, когда на сцене девять детей и родители, и они очень красиво, красочно ставят постановку, то нам кажется, что это достойно того, чтобы отметить. В Москве не было других семей в таком составе, таких больших, и чтобы все абсолютно были на сцене — и папа, и мама, и все дети.

Н. З. — Единственная была такая семья — у них в спектакле участвовал и дедушка, и ребеночек приемный...

Е.Е. — У них восемь своих детей и один приемный, и все они на сцене в постановке «Муха-цокотуха».

Н. З. — Яркая костюмированная постановка! И они были единственные достойно выступившие непрофессионалы. Остальные все выходили в костюмах, взятых из театра — видно, что люди специально занимаются актерскими делами... Конечно, все красиво, но это как если приедет какой-нибудь Большой театр и покажет свою постановку на фоне семейных спектаклей...

Е. Е. — Понимаете, есть инициаторы фестиваля — носители идеи, они хотят, чтобы он был таким. А потом формируется профессиональное актерское жюри, которое не является носителем идеи и оценивает участников совершенно по другим критериям. И, видимо, это приводит к таким результатам. На самом деле, очень просто провести этот фестиваль, например, среди учреждений образования, где есть театральные коллективы, или среди учреждений культуры — но это будет совершенно другой фестиваль. Но тут ведь он проводится среди семей... Хочу сказать главное: что мы все равно считаем, что наши семьи — самые лучшие, какие бы они ни были. Мы видим, какой за этим стоит труд, я бы даже сказала, подвижничество — не только сохранить свою собственную семью, но и другим показать, что так жить можно, можно быть счастливыми, имея такое количество детей, и можно делать такие замечательные постановки. Мне кажется, что это самое главное, а не призы — ведь никто не думал, что получит приз или займет какое-то место. Самое главное не это, а то, что люди, дети и взрослые, получили удовольствие от общения друг с другом. Что они смогли показать другим, жителям города, как хорошо быть вместе, как хорошо быть семьей, и вот это очень важно. Негатива так много везде и всюду, а вот позитива, — как же надо жить, и какой должна быть семья, — к сожалению, мало.

— Такая идея наверняка была у организаторов фестиваля, а если и не было, то стоило бы ее завести...

Е. Е. — У организаторов как раз такая была идея, просто до жюри донести ее иногда бывает очень сложно.

— Радует, что в Зеленограде есть такие семьи, и, несмотря на то, что они даже не всегда имеют возможность доехать до московских театров, они сами начинают создавать домашние театры. Предлагаем всем зеленоградцам об этом задуматься — может быть, кто-то захочет на следующий год тоже поставить семейный спектакль. Не надо стесняться, надо прийти...

Е. Е. — ...В Центр социальной помощи семье и детям «Зеленоград»...

— ... да, найти Елену Эдуардовну и сказать ей — «Мы хотим!» Спасибо вам за беседу, успеха в Москве и всем остальным семьям успехов на актерском поприще.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран