Актуальные вопросы ЖКХ и благоустройства на территории округа 27.09.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства префектуры Зеленограда Сергей Галустов.

Послушать (35:43)загрузить файл со звуком (25120 кб)

— Сергей Юрьевич, на дворе сентябрь, но хотелось бы вспомнить нынешнее тяжелое лето. Как в условиях аномальной жары и задымленности была организована работа коммунальных служб? В чём были основные трудности?

— Трудности в первую очередь были связаны с тем, что мы переживали такой затяжной жаркий период в первый раз. Наиболее сильно от жары пострадали зеленые насаждения — деревья, кустарники, причем даже в тех местах, где производили полив. И достаточно напряженно, конечно, работали электрощитовые, трансформаторные подстанции, другие распределительные устройства. С очень большим напряжением работали системы лифтов в жилых домах, потому что была крайне высокая температура в машинных помещениях, а при проектировании наших домов, кондиционеры там, естественно, не были предусмотрены. Проблемы были с уборкой асфальта, который чрезмерно нагревался, и, соответственно, становился более мягким, чем это предусмотрено проектом. Самые большие проблемы, конечно, были из-за непонимания некоторыми жителями призывов властей воздержаться от разведения костров в лесопарках. К ним приходилось применять меры административного взыскания, с привлечением правоохранительных органов. Сейчас мы серьёзно анализируем всё это, и к следующему летнему сезону (я не исключаю возможность повторения данной ситуации) готовим перечень достаточно серьезных мероприятий по всем отраслям городского хозяйства.

— Существуют какие-то предпосылки, прогнозы, что следующим летом может повториться то, что было в этом году?

— Таких предпосылок нет, но мы должны быть готовы к тому, что такое может повториться. Зима 2006 года была с затяжными морозами, и мы получили хорошие уроки организации работы городского хозяйства в период аномальных холодов. Так же и сейчас мы получили немалый опыт работы при аномальной жаре.

— Вы упомянули электричество, лифты, — в июле и августе случались какие-то серьёзные сбои?

— Я говорил о том, что системы работали с перенапряжением. Серьезных сбоев, к счастью, не было. Все инженерные службы Зеленограда сработали очень достойно. В некоторых службах мы остановили те плановые работы, которые можно было приостановить, для того, чтобы мобилизовать все бригады, всех специалистов на устранение возможных аварийных ситуаций. Проблема и в том, что в период жары очень резко выросло потребление воды и электропотребление — в целом в Москве и в Зеленограде в частности. В дни, когда было сильное задымление, с учётом большого количества кондиционеров в квартирах, офисах, электропотребление поднималось до зимнего максимума, сравнимо с периодами сильных холодов. Поэтому ситуация на самом деле была достаточно напряженной по части бесперебойного электроснабжения.

— Хватало ли ресурсов, чтобы поливать все деревья, газоны? Можно было видеть, что где-то поливают, а где-то нет. Почему это не распределялось равномерно?

— Это определялось рядом критериев. И добросовестностью подрядных организаций, которые работали на тех или иных участках округа, и наличием технической возможности полива, и рекомендациями наших экологов и лесников, которые в конкретные дни давали свои технически грамотные обоснования, — какие виды растений и в каком режиме необходимо поливать. Кто-то думает, что надо было заливать водой газоны. На самом деле очень грамотно надо было подходить к поливу именно деревьев и кустарников, которые в этот период должны были получать достаточное количество воды, поскольку это очень влияет на то, как растения переживут зиму. И, естественно, если бы мы проводили даже расчетный ежедневный трехразовый полив всех наших газонов, заливали бы площадь достаточно большим количеством воды, то даже теоретически просто не хватило бы водных ресурсов Зеленограда.

— То есть был лимит воды?

— Лимит воды есть во всём мире. Тем более, поливаем мы, конечно, пресной водой, старались поливать не питьевой, а около домов это достаточно сложно. Там, где полив производился из систем домового водоснабжения, у жителей справедливо возникал вопрос: «А не лягут ли на нас эти затраты?»

— Да, совершенно законный вопрос.

— Абсолютно правильный, и здесь я могу сказать, что даже расчетный норматив по холодной воде подрядные организации в течение года не исчерпывают. То есть, они оплачивают каждый месяц где-то в два-три раза больше по расчетам холодной воды, чем реально используют. Сейчас в большинстве жилых домов на системах холодного водоснабжения, обслуживающих места общего пользования (это мусорокамеры, краны, выведенные для полива газонов) установлены индивидуальные приборы учета. И управляющие компании в большинстве домов уже производят расчет по реально потребленной на свои общедомовые нужды холодной и горячей воде.

— В чём заключается подготовка к следующему лету с учётом опыта нынешнего? Будет больше поливальной техники, как-то иначе организуется работа эксплуатирующих организаций, коммунальных служб?

— Я назвал основные направления, которые выявляли наибольшее напряжение работы инженерных систем, — именно там будут сосредоточены технические мероприятия, которые позволят инженерному оборудованию легче проходить возможные жаркие периоды. К примеру, дополнительное вентилирование каких-то помещений, установка более надежного оборудования. Вывод большего количества поливочных кранов, доустановка в жилых домах на всех системах холодного водоснабжения в местах общего индивидуальных приборов учета для того, чтобы исключить возможность перерасхода количества воды на полив газонов. И так далее. Если говорить о поливочной технике, то, конечно, серьезно увеличить ее количество не удастся в принципе, потому что его увеличение возможно только за счет подрядных организаций. Ни одна подрядная организация в Москве сейчас не готова к тому, чтобы резко увеличить парк техники; тем более, этой техники хватает. И мы с вами понимаем, что, будет эта аномальная жара или не будет, это... одному богу известно.

— Почему не готовы увеличить количество техники, на это нет денег?

— Естественно. Подрядные организации получают — независимо от погоды — определенное количество финансовых средств по горзаказу на производство уборочных работ. Поэтому в первую очередь используется дополнительное навесное оборудование на ту технику, которая уже есть. Это оборудование позволяет поливать более качественно. К примеру, это аэрация воздуха, рассеивание водных струй не вниз, на дорогу, а наверх, чтобы захватывать еще те частицы дыма, которые спускаются над дорожным полотном, осаждать их и увлажнять воздух над проезжей частью. Подрядные уборочные организации пойдут именно по такому пути, который дает не меньший эффект, но гораздо более дешев. Вот если будет аномально холодная зима, надо увеличивать парк уборочной техники в два раза? Но ведь в остальное время он будет невостребован; и какая коммерческая организация согласится на то, чтобы вкладывать деньги в оборудование, которое будет использоваться один раз в пятнадцать-двадцать лет? Существуют иные мероприятия, которые позволяют достичь того же эффекта.

— Прошлая зима была снежная, с уборкой всё было не слава богу. Всё-таки, в этом году будет больше снегоуборочных машин?

— Во-первых, прошлая зима не была сильно снежной. Она была примерно на уровне среднеклиматической нормы по части выпадения снеговых осадков для Московского региона. Во-вторых, не могу согласиться с вашей оценкой. Городские дороги и проезды убирались хорошо, здесь не было никаких проблем. За всю зиму не было ни одного сбоя в движении автотранспорта из-за несвоевременной уборки или применения противогололедных реагентов. Сбои были только в уборке внутренних дворовых территорий, здесь я соглашусь. Сейчас по подрядным организациям серьезно увеличилось количество средств малой механизации, в первую очередь минипогрузчиков — так называемых «бобкеток». Это очень маневренные малые тракторы с ковшом, которые позволяют очищать в первую очередь тупиковые проезды и какие-то зауженные участки.

— Они могут проехать во дворы, заставленные машинами?

— Да, во-первых, они могут проехать в узкие дворы, во-вторых, они, разворачиваясь на одном месте, могут захватить своим небольшим ковшиком какое-то количество снега, перебросить в другое место. Далее, со службой-заказчиком по уборке дворов (ГУ «Инженерная служба») более серьезно прорабатывается вопрос взаимодействия с жителями, в части временной перестановки личных машин. Это наиболее серьезная проблема, которая мешает подрядным организациям нормально убирать во дворах. Если бы все откликались на призывы, и в определенное время могли бы переставить с какого-то проезда свои автомобили, чтобы там свободно прошла уборочная машина и зачистила полностью весь проезд, на всю ширину зачистила все лотки, мы справились бы и с уборкой дворовых территорий. Но, к сожалению, минимум три-четыре машины, даже в небольшом проезде у дома, остаются на приколе на всю зиму. Если там не проходит техника, то, конечно, уборка такого двора на сто процентов просто невозможна, это надо понимать. Здесь претензии, в первую очередь, к себе самим.

И главное изменение, которое произойдет в Зеленограде в части организации зимней уборки предстоящей зимой — у нас будет работать стационарный снегоплавильный пункт. Строительство этого пункта сейчас заканчивается, он устанавливается в 710-м проезде, в районе Крюковской канализационно-насосной станции. И уже в предстоящий зимний сезон весь утилизируемый с дорог и проездов снег будет свозиться на этот ССП. За счет поступающих на эту канализационную станцию вод (а их температура достаточно высокая, около +15С), то есть, без дополнительных серьезных энергозатрат снег будет растапливаться, проходить необходимую очистку от грязи и других примесей; и уже чистая вода будет спускаться дальше в канализацию.

— Как вы оцениваете ход реформы жилищно-коммунального хозяйства, о которой говорят давно?

— Насколько я понимаю, суть реформы ЖКХ — это максимальная передача полномочий по управлению жилищным фондом, по участию в контроле за организацией работ от государственных структур сообществам жителей, как это принято во всем мире. За исключением, конечно, некоторых районов, там, где квартиры сдаются в краткосрочный найм. В этом смысле можно сказать, что работа немного затормозилась, потому что...

— Вы сейчас говорите о ТСЖ?

— Я сейчас говорю в целом о реформе, главным звеном которой является, на мой взгляд, именно создание товариществ собственников жилья, и принятие ими на себя основных контрольных функций, по сути обязанностей службы-заказчика в отношении своего дома и прилегающей территории. Существуют большие проблемы по всей Москве именно в части передачи дворовых территорий. Мы знаем, что ТСЖ придомовые территории не получают, соответственно, ими не распоряжаются. И, к сожалению, нет достаточно активных правлений ТСЖ, которые могут реально управлять домом. Поэтому сейчас говорить о том, что реформа ЖКХ идет полным ходом, наверное, сложно. Жители Москвы, возможно, в большей степени к ней готовы, а вот по стране в целом еще пока не готовы к тому, чтобы взять управление в свои руки. Здесь сказывается и недостаточность юридической, экономической подготовки людей, которые попадают в правление, неготовность жителей выбрать тех, кто сможет управлять жилым фондом. У нас достаточно низкая культура проведения подобных выборов; с этим раньше сталкивались только люди, которые входят в какие-то гаражные или дачные кооперативы, — но, как показывает практика, тот опыт не очень удачный. Достаточно много людей, которые, приходят в эти правления для того, чтобы решать не общественные, а какие-то личные вопросы. Вот это, на мой взгляд, самая главная проблема. Должно пройти какое-то время, чтобы у людей появились знания и опыт, но власти будут оказывать жителям содействие в передаче этих полномочий. К примеру, в некоторых российских регионах уже несколько лет проходит эксперимент по прекращению субсидирования жилищных организаций и передаче этих субсидий напрямую на лицевые счета гражданам. Я знаю, что Правительство Москвы также прорабатывает этот вопрос. Сейчас финансирование происходит каким образом? Выбранная в соответствии с жилищным кодексом РФ управляющая компания получает деньги из двух источников: частично квартплата и плата за техническое обслуживание от жителей и примерно 40% — от Правительства Москвы в качестве бюджетных субсидий. А если передавать эти субсидии жителям, они могут выбрать и самостоятельно финансировать конкретную управляющую компанию. У людей повышается ответственность, уровень спроса за ту работу, которую управляющая компания проводит. У нас, конечно, еще очень ограничен рынок управляющих компаний, но нашему округу в этом смысле в том смысле, что нам, в отличие от некоторых других округов Москвы, не предлагали свои услуги авантюристы. Это когда коммерческая структура заявляла себя в качестве управляющей компании, собирала какую-то часть квартплаты, не направляя ее на конкретные работы, а потом с этими собранными деньгами исчезала.

Сейчас в Зеленограде работают следующие управляющие компании: ГУП ДЕЗ 1, ГУП ДЕЗ 3, ГУП ДЕЗ «Крюково» и достаточно серьезно набирающее обороты ООО «Уютный город» — объединение нескольких управляющих компаний, объединенных единой юридической, экономической службой. Компания «Уютный город» сейчас управляет практически четвертой частью жилых домов Зеленограда, то есть по объемам работы сравнялась с ДЕЗами.

— Как инициировать смену управляющей компании. Допустим, я живу в 3 микрорайоне, собственник квартиры, в моём доме управляющая компания — ДЕЗ-1, мне не нравится её работа.

— Вы можете вместе с остальными собственниками вашего дома в любой день, независимо от того, истек у вас договор с предыдущей управляющей компанией или нет, собрать общее собрание собственников и выбрать любую другую управляющую компанию. Собрание вы можете проводить в очной форме, то есть, договориться с управой района, она вам поможет найти какой-то зал, чтобы собраться. Или подготовить опросные листы и провести заочное голосование, это законом тоже предусмотрено.

— Есть еще момент недоверия. Приведу, опять же, конкретный пример: в интернете, в зеленоградском «Живом Журнале» человек недавно написал: «Я житель 346-го корпуса, у меня на подъезде появилось объявление — приглашают подойти в управляющую компанию и заключить личный договор. В чём меня обманут?». То есть люди априори настроены, что где-то обманут — повысится квартплата, например, со сменой управляющей компании.

— Как я уже сказал, причина этого вопроса — незнание даже основ закона, в этом случае жилищной кодекса.

— У людей есть свои дела, сложно изучать в каждом случае кодексы.

— Я поэтому и говорю — основ. Сейчас необходимо знание основ законодательства по тем или иным направлениям, с которыми люди сталкиваются в своей жизни. Если человек идет в магазин, ему не надо знать наизусть закон о защите прав потребителя, правильно? Но он должен хотя бы знать, что такой закон существует, примерно понимать, как им пользоваться.

Житель 346 корпуса, как я понял, собственник квартиры. Если собственниками выбрана управляющая компания, то этот факт выносится на общем собрании на голосование, и обязательно голосованием принимается текст договора управления. Когда компания выбрана, собрание прошло, договор об управлении принят большинством голосов собственников, наступает действие следующей статьи ЖК — каждый собственник должен заключить с управляющей компанией отдельный договор. Текст этого договора будет одинаковым для всех собственников, и он не может отличаться ни в одной букве от того текста, который принят общим собранием. Причем это касается как собственников жилых квартир, так и нежилых — офисов, магазинов. И здесь обмануть невозможно; «вопрос обмана» надо было задавать себе на стадии голосования за управляющую компанию и текст договора. Все четыре управляющие компании в Зеленограде, о которых я упомянул, работают в правовом поле, которое строго обозначено юридической службой Правительства Москвы. Жители могут быть спокойны, никакое повышение квартплаты в связи со сменой управляющей компании им не грозит; и подписание индивидуального договора повышение квартплаты за собой никаким образом повлечь не может. В соответствии с ЖК, размер квартплаты также определяется на общем собрании, то есть он уже определен, уже проголосован; и управляющая компания, для того, чтобы получать бюджетные субсидии от Правительства Москвы, не заинтересована в повышении этой квартплаты. Потому что, как только она на сколько-то повышает квартплату, это повышение рассчитывается в целом на весь дом, и ровно на эту же величину будут уменьшены бюджетные субсидии.

— Общее собрание может пройти без ведома жителя дома, собственника?

— Не может. По закону каждый собственник должен быть обязательно уведомлен о проведении общего собрания. Уведомление может приходить заказным письмом, вручением лично, под роспись.

— Были у нас такие случаи с ТСЖ, когда собственники не знали об общем собрании по этому поводу.

— Давайте разделять образование ТСЖ и выборы управляющей компании — это две немного разные процедуры. Но при образовании ТСЖ, по закону, тоже без уведомления каждого собственника процедура проходить не должна.

— Далеко не всякий житель имеет время или желание разбираться в том, кто за что отвечает в коммунальном хозяйстве. К примеру, за горячую воду — одна организация, за холодную — другая. Человеку нужно, чтобы его проблему решили как можно оперативнее. Куда эффективнее обращаться — в случае с водой, например, напрямую в «Водоканал» или всё-таки звонить в диспетчерскую?

— Я не рекомендую жителям звонить непосредственно в «Водоканал» или МОЭК, потому что эти организации отвечают только за решение глобальных вопросов, за доставку своего продукта до начала границы зоны ответственности управляющей компании, то есть до дома; в некоторых случаях — до ЦТП, насосной станции. Как правило, проблемы у жителей возникают в своей квартире. Поэтому правильнее всегда звонить в свою диспетчерскую службу, ОДС. Диспетчер обязан принять от жителя любую заявку по любому вопросу ЖКХ, передать её в необходимую службу самостоятельно, проверить ее выполнение, при необходимости позвонить жителю или проверить, как она выполнена, или проинформировать о том, что сделано. Это не всегда получается в тот же день, когда была принята заявка, потому что, сами понимаете, — если происходит какая-то авария, огромное количество звонков, иногда просто «прорваться» на диспетчерскую невозможно.

Диспетчер должен координировать действия всех инженерных служб и параллельно с ответить на каждый звонок. Вот этот момент надо учитывать, такие накладки бывают. Тем не менее, повторю, диспетчер обязан принять каждую заявку и ее отработать. Это касается и придомовой территории, это касается всего, что происходит в доме, всего, что происходит в квартире.

Телефон «горячей линии» по ЖКХ — (495) 957-7557, работает он круглосуточно, и предназначен для того, чтобы, при необходимости, человек мог обратиться в более высокую инстанцию, в том числе и пожаловаться на непринятие мер ОДС. Или, например, позвонить туда, когда не получается дозвониться на ОДС. Кроме того, есть справочно-информационная служба префектуры, то есть ещё более жёсткий контроль.

— Эта служба не только для информирования, исходя из её названия?

— Да, не только для справок и информации; если происходит какое-то непринятие мер, то туда тоже можно обратиться. Но наша установка остается такой — «горячая линия», ОДС, Центральная диспетчерская служба должны решать все вопросы жителей. И руководству ГУ «Инженерная служба», в состав которой входят все 23 ОДС, дано строгое указание: если выявляются случаи невежливого общения с жителями со стороны диспетчеров, если выявляются случаи непринятия мер диспетчером по обращению жителей, — не просто наказывать, а немедленно расставаться с такими работниками.

— Как строятся отношения управления ЖКХ и благоустройства окружной префектуры и территориальными отделами московских структур, поставщиков воды, электричества, например? Если есть претензии жителей к ним, что вы можете сделать?

— Повторюсь, трудно представить ситуацию, когда у жителя возникает претензия к работе МОЭКа или «Водоканала». У жителя может быть претензия только к своей управляющей компании. А уже у нее могут быть претензии, если та или иная организация поставляет свой ресурс недолжного качества или не поставляет вообще. Например, в квартире горячая вода 40 градусов вместо положенных 55-ти. Вот в этом случае управляющая компания, иногда и с нашей помощью, составляет акт, применяет к МОЭКу штрафные санкции. Если не получается решить этот вопрос на окружном уровне, то работаем Департаментом топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы, со столичным Департаментом жилищно-коммунального-хозяйства.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран