«Белки, сосны, микросхемы» и другие события нового сезона. Павел Курочкин о премьерах и планах «Ведогонь-театра» 08.09.2017 ZELENOGRAD.RU

15 сентября «Ведогонь-театр» открывает двери зрителям — начинается 19-й сезон. Накануне этого события мы поговорили о премьерах и планах, о перестройке и экономике театра с его художественным руководителем, заслуженным артистом России Павлом Курочкиным.

Премьеры и планы

— В прошлом сезоне театр показал четыре новых спектакля. Какой из них вам показался наиболее интересным и успешным?

— У каждой из этих новых работ есть своя ниша в нашем репертуаре и своя художественная задача. На мой взгляд, наиболее интересным и в какой-то степени неожиданным стал спектакль «Легкие люди«, который мы выпустили в новом зале. Сложилось несколько обстоятельств, которые эту работу таковой сделали.

«Легкие люди» — обращение к современной российской драматургии. Наше сотрудничество с молодым, активно действующим драматургом Михаилом Дурненковым, современным, особого почерка и стиля театральным художником Ксенией Перетрухиной и сама форма спектакля, которая в результате была принята театром для этого произведения, определили уникальность работы. Мы такого никогда не делали. И вот попробовали — и оказалось, что это очень интересно и находит отклик у зрителя. Надо сказать, мы не предполагали такой отклик. Думали, что люди будут сложнее воспринимать этот спектакль.

— Как же они его воспринимают?

— С большим интересом. И даже когда мы немного продлили летом наш прокатный сезон — моментально разошлись билеты на этот спектакль. Мы были приятно удивлены.

— На «Легких людей», наверное, приходит в основном молодежь?

— Не только. Один из спектаклей закончился разговором со зрителями. Приятно и неожиданно было узнать, что одна женщина смотрит его в четвертый раз, а другая пара пришла во второй. Им интересно погружаться в эту историю, интересно следить за тем, что происходит. Спектакль рождает и эмоции, и мысли, он как-то сопрягается с жизнью людей и в то же время дает им возможность иначе взглянуть на какие-то процессы своей жизни и на жизнь других людей.

В новом зале зрители оказываются внутри спектакля, среди актеров. Место, на котором сидят зрители, ракурс имеет значение в этом спектакле. И из каждой точки происходящее смотрится немного иначе. А людям оказывается интересно в следующий раз увидеть эту историю с другой точки.

— У меня есть один любопытный отзыв зрителя. «Был на „Легких людях“. Может быть, неудачно сел — приходилось все время вертеть головой, чтобы смотреть. Было не очень удобно, и я закрыл в какой-то момент глаза. И мне очень понравилось. Это был настоящий театр у микрофона: стерео, музыкальные перебивки между сценами».

— Ну, а что — человек эмпирическим путем выбрал свой способ восприятия. Когда мы сочиняли этот спектакль, думали о том, что зритель привык сидеть в зале, а перед ним сцена, и со всех точек хорошо видно. А тут другая система, другой подход, и необязательно все время должно быть всё видно. Кто-то наблюдает жизнь героев из кухни — и для него сцены в кухне на крупном плане, а сцены в спальне где-то на дальнем. А кто-то, наоборот, сидит в спальне и видит все с обратной стороны. И от этого возникают разные фокусы, разные планы, разное восприятие.

Безусловно, этот спектакль, как, впрочем, и любой другой, не может всем нравиться. Мы даже думали, что неприятия будет больше. Но сейчас мы видим, что люди очень заинтересованно реагируют. А во время спектакля смотрят не только на актеров, но ещё и друг на друга, и видят реакцию друг друга. Мне самому тоже интересно смотреть на зрителей. Хотя в какой-то момент я опять, несмотря на то, что хорошо знаю, что будет происходить на площадке, погружаюсь в историю, слежу за «жизнью» актеров. Может быть, этот способ существования, когда актеры растворены среди зрителей, требует от них особой достоверности. А это очень увлекает, втягивает в происходящее.

— Еще одна примечательная премьера прошлого сезона — спектакль-мультфильм «Умная собачка Соня». И такая совсем зеленоградская, потому что автор книги Андрей Усачев отсюда.

— Да, это тоже особый спектакль. И по режиссерскому решению, которое придумано Артемом Галушиным вместе со студией Mediaskazki и художником Юттой Роттэ. И потому что это Андрей Усачев, который из Зеленограда. И собачка — зеленоградская. У Андрея идея книги родилась в Зеленограде, когда он увидел какую-то собачку, которая заходила в автобус на определенной остановке, ехала и выходила тоже на определенной остановке. И зеленоградская тема в спектакле существует в таком ретро-ключе. Я очень рад, что наконец-то такой автор, как Андрей Усачев, оказался у нас в репертуаре.

— В октябре «Ведогонь» показывает новый спектакль «Ехай» по пьесе Нины Садур. Ставит его актер Александр Бавтриков, любимец публики. Он ставил детские спектакли, а эта работа — первый его взрослый спектакль?

— У нас в театре да, но он делал спектакли со студентами МИЭТ.

— В анонсе говорится о «лаборатории творческих инициатив» — расскажите об этом проекте.

— У наших актеров большой творческий потенциал, и желание его реализовать тоже немалое. А возможности театра не всегда этому соответствуют. Поэтому возникают какие-то инициативы и творческие предложения. Вот эта самостоятельная работа, которая в прошлом сезоне делалась Александром Васильевичем с актерами, — проба. Они репетировали какое-то время, потом показали результат. Мы посмотрели и поняли, что это получается, что может быть очень интересный спектакль. И вот сейчас вводим его в репертуар.

Мы назвали этот проект лабораторией творческих инициатив. В том же ключе репетируется еще одна работа — по Достоевскому. Дмитрий Лямочкин работает над отдельными сценами из «Преступления и наказания».

— Сезон открывается премьерой спектакля «Рождество в доме сеньора Купьелло». Мне посчастливилось увидеть его еще в июле.

— Это первое обращение «Ведогонь-театра» к творчеству Эдуардо де Филиппо. Я надеюсь, этот спектакль получит хороший отклик зрителей, потому что сама история очень интересная, эмоциональная и яркая.

— И хороший актерский ансамбль.

— Хороший актерский ансамбль, замечательная сценография Кирилла Данилова и костюмы Яны Кремер.

— Встречи с актерами и новый проект «Читаем вслух» продолжатся в этом сезоне?

— Да. Уже в октябре будет встреча с Вячеславом Семеиным. И чтения продолжим. Это проект не особо массовый, но приходят ценители литературы, СЛОВА, люди, которые хотят это слово слушать.

Будут и экскурсии по театру для детей — они пользуются спросом. И формат театра-кафе, который возник в начале года с программой «А-ля «Вуаля!», тоже будем продолжать. Думаем о том, как его расширить и наполнить новым содержанием.

И, конечно, мы готовим традиционную Новогоднюю сказку.

О перестройке театра

— Три года назад здание бывшего кинотеатра «Эра» передали «Ведогонь-театру». В прошлом году начали готовить проектные документы для капитального ремонта. На какой стадии сейчас эти планы?

— Проект готов, мы его видели, и он кажется нам удачным. Поставлены две сложные задачи: путем капитального ремонта превратить огромный зал и другие помещения бывшего кинотеатра в театральные помещения, а также соединить две когда-то разделенные части здания — нашу нынешнюю и большой зал кинотеатра. Решить их в рамках капитального ремонта — почти нереально, но, мне кажется, проектировщикам удалось это сделать.

Сейчас проект передан заказчику, Департаменту культуры Москвы. Заказчик должен отправить его на экспертизу. По срокам сейчас сложно что-то определённое сказать.

— Капитальный ремонт подразумевает только внутреннее переустройство, или изменится и фасад здания?

— Фасад будет выглядеть иначе, будет другая отделка — так задумано архитекторами. Объем, форма самого здания не изменится.

Спектакль к юбилею Зеленограда

— Как идет работа над спектаклем к 60-летию Зеленограда? Идея была очень интересной — действо в жанре вербатим, основанное на реальных историях зеленоградцев.

— Концепция все же изменилась, я бы не назвал спектакль вербатимом. Драматург Екатерина Бондаренко написала пьесу. В основе спектакля действительно документальные вещи: интервью, беседы, сочинения школьников, опросы, какие-то исторические материалы и документы, — но это не просто отдельные истории, а художественное произведение. Спектакль мы ставим вместе с художником Кириллом Даниловым. Он называется «Белки, сосны, микросхемы». Премьера состоится 11 ноября.

Для нашего театра, да и для Зеленограда, надеюсь, это важное культурное событие. Прежде всего потому, что впервые современный молодой драматург (очень талантливый!) написал по заказу театра пьесу о нашем городе. О городе, в котором мы живем, который мы очень любим. Пьесу, основанную на реальных событиях, реальных судьбах, реальных ситуациях. Герои спектакля живут и работают сегодня в Зеленограде.

— Это обычные люди?

— Самые разные — и директора, и студенты, и ученые, и учителя… Люди, которые приехали сюда недавно, и люди, которые живут здесь давно. И сами актеры — жители Зеленограда.

Эта работа для меня очень важная, ответственная, значимая. Может быть, главный спектакль моей жизни. Я думаю, кто-то не согласится с нашим видением города, скажет, что чего-то не учли, что-то было не совсем так, про кого-то не рассказали. Но мы не стремимся создать спектакль — «энциклопедию» Зеленограда. Нам важно в этой работе попытаться ответить на вопрос: а что такое вообще Зеленоград для каждого из нас? Какова его атмосфера, его дух, его миф.

— Театр будет участвовать в Дне города 9 сентября?

- Да, конечно. Во-первых, мы покажем два детских спектакля из цикла «Сказки Кота Мурлыки» в Новом зале в 11 и 13 часов. Вход свободный, но количество мест ограничено — надо позвонить в театр и записаться. Также мы принимаем участие в общегородском празднике, который начнётся на обновлённой площади Юности церемонией возложения цветов к памятному знаку первым строителям Зеленограда, а затем продолжится традиционным шествием по Центральному проспекту. Наши актеры, как и в прошлые годы, будут озвучивать прохождение праздничной колонны.

Об экономике театра

— Немного статистики. В прошлом сезоне «Ведогонь-театр» показал 382 спектакля, которые посмотрели более 25 тысяч зрителей — это цифры с сайта театра. Как их оценить, много это или мало? Это хороший показатель?

— Если вы имеете в виду, что можно просто поделить количество спектаклей на количество зрителей и получить какое-то число зрителей на одном спектакле, это не совсем правильно. У нас два зала, они разные. И в зависимости от спектакля продается разное количество билетов, потому что новый зал — это зал-трансформер. Например, на спектакль «Легкие люди» мы продаем 50 билетов, а на «Сказки Кота Мурлыки» — 30. А на «Чтения вслух», которые проходят то в новом зале, то в фойе, — 20.

У нас есть показатель посещаемости — это средний процент заполняемости зала, по продажам билетов. Он приближается к 90%.

— Актеры театра снимаются в сериалах, участвуют в различных творческих проектах, словом, зарабатывают. Это не мешает репетициям в театре?

— На первое место я ставлю работу актёра, его творческую реализацию в театре. Это основное место работы для большинства наших актёров. И я стараюсь делать так, чтобы они были загружены работой, хорошими ролями. Но есть ещё очень важная для многих из нас педагогическая деятельность, работа в кино и самые разные творческие проекты «на стороне». В том числе и ради заработка. Как это всё совместить, чтобы театр интенсивно и эффективно работал — это вопрос организации его внутренней жизни. Сложный и тонкий творческий процесс, весь этот довольно хрупкий механизм, в котором «много винтов, колес и клапанов», как говорит один мой герой, — непростая штука.

Мы в течение последних двух сезонов очень внимательно и серьезно занимаемся налаживанием этого механизма. Совершенства пока не достигли, но какие-то правила для всех участников процесса определили. Если все их соблюдают, то все получается.

Два года назад мы создали в театре новую структуру — режиссерское управление. Оно и занимается решением всех этих вопросов. В начале прошлого сезона к нам пришел молодой режиссер Артем Галушин, который возглавил это режиссерское управление. Мы вместе с ним и Натальей Тимониной (она не только ведущая актриса, но и сотрудник режиссерского управления) пытаемся усовершенствовать этот механизм, чтобы и репетиции, и спектакли шли без сбоев, как намечено. От этого зависит благосостояние театра, от этого зависит зарплата людей, которые у нас работают — да и, собственно, вся жизнь театра.

О деле Серебренникова и финансировании театров

— Сейчас в театральной среде — московской, во всяком случае, — возникла напряженность в связи с делом «Седьмой студии» и режиссера Кирилла Серебренникова. Появляются публикации, суть которых примерно одинакова — при существующей схеме государственного финансирования театров работать совершенно «в белую», отчитаться за каждую копейку невозможно. Каково ваше мнение?

— Прежде всего, я хочу сказать о так называемом «деле «Седьмой студии». Люди попали в беду. Я имею в виду всех, кто оказался под следствием, начиная от Кирилла Серебренникова и заканчивая бухгалтером Ниной Масляевой. Им необходимы сочувствие и поддержка. Я солидарен с людьми, которые эту поддержку выражают и оказывают. Это очень сложная ситуация. И тот негатив, который возник в связи с этим «делом», — это плохо в целом для театра и для театрального пространства. И вообще плохо.

Что касается государственного финансирования театров — да, безусловно, работать очень непросто. Правила довольно сложные, жёсткие, порой запутанные и главное, часто меняются.

Театр — это не серийное производство, не конвейер. Каждый спектакль — это производство штучное. Это творческий процесс, который порой довольно трудно спрогнозировать.

Никакой творческий работник, если он действительно таковым является, не заинтересован в том, чтобы неэффективно использовать эти средства. Театр — это не бизнес. Театральных людей интересует прежде всего творческая реализация.

— И уже отчетливо звучат голоса — давайте вообще отменим государственное финансирование театров.

— Я уверен, этого не произойдёт. Люди любят театр и будут в него ходить. А на театре особенно не сэкономишь, и не заработаешь.

Я считаю, что сильный, интересный театр определяет качество жизни. Такой театр много говорит о городе или стране, в которой он находится, о людях, которые там живут.

О других театрах

— Вы уже 26 лет преподаете актерское мастерство в Щепкинском училище (ВТУ им. Щепкина при Малом театре). А в 2015 году вы поставили спектакль «Кошки-мышки» в Московском драматическом театре имени Пушкина. Есть ли такие планы в этом сезоне?

— Что касается постановок в других театрах, то в этом году точно нет, потому что у меня очень плотный график. Полным ходом идет работа над спектаклем, посвященном Зеленограду. До конца этого года я должен выпустить дипломный спектакль со студентами 4-го курса Щепкинского училища — это «Доходное место» по пьесе Островского. А в конце декабря — новогодняя сказка в моей постановке.

— Какие из недавно увиденных спектаклей других театров произвели на вас впечатление, особенно запомнились?

—  Последние в прошлом сезоне спектакли я видел на Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге. Они были очень разные, какие-то запомнились больше других. Например, спектакль по «Королю Лиру» Йонаса Вайткуса, поставленный им в Русском драматическом театре Литвы в Вильнюсе. Я был впечатлен и спектаклем, и беседой с режиссером. То, что он рассказывал мне о работе над спектаклем, было важно для меня. Очень интересная работа Тимофея Кулябина «Три сестры» в Новосибирском театре «Красный факел». Актеры играют спектакль на языке глухонемых. И необыкновенно смешной и живой спектакль Коршуноваса по «Мещанской свадьбе» Брехта.

А сейчас стартует новый сезон. Я желаю всем нам много ярких впечатлений от интересного и разного театра!


Беседовала Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран