3
Почему из-за новой системы маркировки аптеки лишились возможности продавать лекарства 17.10.2020 ZELENOGRAD.RU

На всех лекарствах, произведенных в России после 1 июля, обязательно должен стоять специальный QR-код, подтверждающий подлинность препарата. Однако система подтверждения кодов оказалась настолько недоработанной, что люди начали сталкиваться с невозможностью сделать в аптеке покупку или забрать свой заказ. Причем во многих случаях речь идет о жизненно важных лекарствах. Рассказываем, почему это случилось и как сейчас работают зеленоградские аптеки.

Для чего нужны коды

На всех препаратах, изготовленных после 1 июля 2020 года, должны стоять специальные коды (DataMatrix) в виде QR-кода. Потом при сканировании кода через специальное мобильное приложение «Честный знак» покупатель может понять, настоящий препарат или контрафактный. Однако основное направление системы маркировки — не потребители, а участники фармрынка. QR-коды должны помочь остановить воровство и перепродажу препаратов в этой сфере.

С введением новой системы путь от производителя до покупателя в идеале должен выглядеть так:

  1. Участник оборота товара регистрируется в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ).
  2. Производитель или импортер заказывают цифровой код в ГИС МТ и наносят уникальный код на товар. По этому коду фиксируется вся цепь перемещений лекарства от завода до потребителя, от ввода в оборот до выбытия товара из оборота.
  3. Код сканируется при продаже на кассе, в систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота.
  4. Используя мобильное приложение для цифровой маркировки товара, потребитель может проверить его легальность.

Какие начались проблемы

Читатели «Зеленоград.ру» сообщили, что не могут получить в городских аптеках лекарства, заказанные через сервис apteka. ru. Физически заказ приходит, но выдать его не могут, объясняя, что он не подтверждён через систему мониторинга маркированных лекарств. В аптеках покупателям жаловались, что не могут начать продавать вновь поступающий товар, который они сами привезли для продажи, по той же причине.

В «Доброй аптеке» «Зеленоград.ру» подтвердили, что столкнулись с такими проблемами. После загрузки данных о поступивших товарах в систему «Честный знак» аптека ждем ее ответа «минимум день, а то и неделю, иногда даже больше». Пока это единичные случаи, однако с каждой неделей препаратов, изготовленных после 1 июля и требующих обязательной маркировки, становится все больше. Аптека обращалась в техподдержку системы, но пока ситуация не поменялась.

В сети аптек «Мартин Фарм» рассказали, что из-за несовершенства системы подтверждения кодов им крайне тяжело работать. Они заранее закупили в аптеки оборудование для маркированных препаратов, но «каждый день какие-то проблемы»: «У нас немного товара, но даже при таких объемах очень много трудностей. Накладная не загружается, не прогружается, и мы не можем отпускать товар, не можем работать. Отправляем человека домой, берем у него номер телефона, ждем, когда у нас все прогрузится, после этого звоним: „Здравствуйте, у нас все заработало, приходите, пожалуйста“. Люди ругаются, им это все не нравится».

В сети надеются, что со временем систему доработают, «в ином случае работать будет невозможно».

Сервис apteka. ru в ответ на жалобу покупателя уточнил, что из-за новой системы мониторинга препаратов время подготовки заказа к выдаче увеличивается. Как долго будут продолжаться задержки, в поддержке не сообщили. При этом зачастую люди не могут забрать лекарство, которые надо принимать ежедневно без перерыва. Как им получать свои заказы вовремя в такой ситуации, непонятно.

Почему это происходит

Система мониторинга пока не смогла справиться с возложенными на нее объемами задач: из-за технических проблем и недоработок система работает пока только на 30 процентов от плановой нагрузки, объяснила «Зеленоград.ру» президент холдинга «Золотая Ступка», автор и продюсер Российской национальной медико-фармацевтической премии «Золотая Ступка» Оксана Маслянкина.

По ее словам, сейчас почти все дистрибьюторы собирают товар конвейерным методом. В этом случае во время сборки нанести на коробки QR-коды нельзя. Поэтому товар собирается и отправляется в аптеки, где сотрудники тщательно проверяют доставленное и вносят информацию в систему мониторинга, сообщая, какие коды и от какого поставщика они получили. Поставщик в течение пяти дней с момент получения уведомления от аптеки должен подтвердить переданные в систему коды.

Из-за технических проблем с самой системой на этом этапе начинаются сложности — и аптека не может отпустить товар, который фактически уже у нее на полках. Почему это может случиться:

  • Поставщик не подтверждает системе переданные коды.
  • Система мониторинга находится в режиме обновления или происходят технические сбои в системе.
  • Информация о кодах от аптеки и от поставщика не совпала.

В каждом из этих случаев фармацевт не имеет права отпустить товар, находящийся в аптеке, подчеркнула Маслянкина.

«Аптека отравляет все данные сразу, как принимает лекарства к себе в оборот, но из-за технических сбоев не имеет права продать его покупателю не получив одобрение, порой эти одобрения могут ждать по 2-3 недели. Как поступает одобрение от системы „Честный Знак“, можно продавать. Товар физически поступает в аптеку, но из-за технических ошибок „Честного Знака“ нет возможности поставить на учёт и продать. В противном случае аптекам грозит штраф до 300 тысяч рублей с приостановкой лицензии на 90 суток», — рассказала эксперт.

Директор по управлению цепями поставок по странам ЕАЭС «Сервье» Роман Шориков заявил, что в неготовности аптек к новым правилам нет ничего удивительного: «Внедрение обязательной маркировки откладывалось несколько раз, соответственно производители не торопились запускаться, а аптеки не имели маркированной продукции, чтобы протестировать оборудование, адаптировать софт. Если у производителей информационная система сделана под заказ, то у аптек она от глобальных вендоров, которые собирались вносить изменения в свои системы когда стабилизируются требования к ним. Но требования продолжали развиваться и глобальные игроки предложили решения для аптек уже позднее». Из-за этого отдельные аптеки нашли выход в том, чтобы просто отрывать от упаковок клапаны с кодами и продавать препараты так.

По словам Маслянкиной, сейчас все фармацевтические и аптечные ассоциации «бьют во все колокола», однако пока правила не изменили: «Проблему решать надо как можно скорее. Я считаю, в сложившейся ситуации не время наказывать штрафами аптеки, это не их вина, нужно дать им отсрочку, пока не устранят все неполадки в системе „Честный Знак“. Мне кажется, на это потребуется минимум год. Если этого не сделать сейчас, может возникнуть коллапс с лекарствами в стране. Как мне говорят коллеги, из-за этого уже начались срывы поставок по госконтрактам».

Читайте также
Зеленоградская больница три месяца не может купить жизненно важный препарат фуросемид
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Юрий Евстифеев
19 октября
Хотели как лучше, а получили как всегда.
Сергей Пшеничников
19 октября
Система "Частный (не опечатка) знак" принадлежит Алишеру Бурхановичу Усманову. Смысл её навязывания - в обязательном платеже 50 копеек с каждой упаковки товара.
Получается, систему не отладили как следует или не доработали, но наказания уже полноценно действуют? Круто, что сказать.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран