РИТМ-2012: Мнения экспертов 08.11.2012 ZELENOGRAD.RU
В Зеленограде прошла третья ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда 2012». Её участниками стали школьники начальных классов — в номинации «Первые шаги в науке», а также старшеклассники, студенты и молодые специалисты, которые представляли свои исследования и разработки на центральном мероприятии РИТМа-2012 в ДК МИЭТ. Для оценки проектов в качестве экспертов были приглашены преподаватели и учёные МИЭТа, представители зеленоградских промышленных и научных предприятий, образовательных структур.

Zelenograd.ru предложил экспертам РИТМа-2012 выразить своё мнение — об удачных и неудачных проектах, общем уровне и проблемах ярмарки, а заодно и о своих дальнейших видах на юных изобретателей.

Юрий Белехов, директор Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС):

Я увидел на ярмарке этого года отчетливую тенденцию к количественному и качественному росту представленных работ, особенно среди младших школьников, что не может не радовать. А вот студенческих работ стало меньше. Может быть еще и потому, что сознательно не приглашались иногородние студенты. Но ряд студенческих работ очень интересны. Не так много работ среди молодых специалистов, как хотелось бы, но те, что заявлены, стоят того, чтобы «купцы» — представители научно-технического комплекса предприятий Зеленограда присмотрелись к ним более внимательно. Таким образом, считаю, что Ярмарка № 3 свою цель, заявленную два года назад — популяризация среди молодежи НТТ, поиск талантливых молодых дарований — выполняет.

Мы (ЦПМСС, лаборатория по сопровождению талантливых учащихся) в этом году, реализуя идею «интеллектуально-творческого лифта» (ИТЛ), вывезли школьников — победителей и призеров Ярмарки на трехдневные мастер-классы, где преподаватели и молодые ученые МИЭТА рассказывали им о наиболее перспективных направлениях микроэлектроники и не только, предложат поучаствовать в совместных проектах. Это была попытка «запуска» ИТЛ — создания условий дифференцированного и постоянного творческого целевого взаимодействия талантливой молодежи и реальных инноваторов.

Дмитрий Булах, к.т.н., доцент кафедры Проектирования и конструирования интегральных микросхем МИЭТ, заместитель декана факультета ЭКТ:

Наиболее интересным проектом для меня оказался, пожалуй, проект по созданию физической лаборатории в домашних условиях [«Домашняя лаборатория» для проведения исследований по физике«, Владимир Игнатьев, 11-классник школы надомного обучения 367, второе место среди школьников на РИТМе-2012 — Zelenograd.ru]. Эта работа показала не только саму возможность школьника создать из подручных материалов установку для проведения физических опытов и наблюдения физических эффектов, но также его глубокие познания в исследуемых областях и его стремление к совершению научных исследований. А это в науке сегодня — самое главное.

Общее впечатление от ярмарки в этом году — положительное. В прошлом году я экспертировал студенческие работы, в этом — школьников; я был приятно удивлён уровню работ, многие из них не уступали по сложности некоторым студенческим проектам прошлого года. Большое число работ было связано с робототехникой и программированием микроконтроллеров, также по-прежнему многие проекты уделяют внимание экологической обстановке в городе или его окрестностях. Приятно было видеть в серьёзной старшей возрастной группе студентов младших классов — это означает, что их работы оказались достаточно сильными по сравнению с работами ровесников. Как раз одна из таких работ была нашей экспертной группой номинирована — прежде всего, благодаря научной проработке, которой не было во многих более сложных работах.

Со стороны нашего университета представители кафедр, входившие в состав экспертной группы, обсуждали со школьниками, авторами наиболее сильных работ, возможные пути дальнейшего совместного их развития; эти школьники будут приглашены на кафедры вуза для ознакомления с направлением работы кафедр и совершенствования их научных проектов.

Александр Бахтин, к.т.н., доцент кафедры Телекоммуникационных систем МИЭТ:

Наиболее интересным проектом, с моей точки зрения, был проект машинного зрения для игры «Эрудит» [«Использование машинного зрения для обработки текста. „Эрудит“, Георгий Бережной, Александр Панюков, 8-классники лицея 1557, первое место среди школьников на РИТМе-2012 — Zelenograd.ru]. В целом, над уровнем работ, представленных на ярмарке, необходимо работать и повышать их научную значимость. Я бы оценил уровень представленных проектов как средний, многие проекты не доработаны или не относятся к теме ярмарки. Мы рассматриваем разные варианты сотрудничества со школьниками, на данный момент конкретные предложения только формируются, но мы готовы работать с ребятами по научным проектам.

Александр Тимошенко, к.т.н., доцент кафедры Телекоммуникационных систем МИЭТ:

На момент прочтения заявок наиболее интересным для меня был проект под названием „Cтельки с управляемым электроподогревом“ [Геннадий Шивцов, выпускник школы 909 и первокурсник МИЭТа, проект межшкольного факультатива „Практическая мехатроника“ школы 638 — Zelenograd.ru] — он выглядел наиболее проработанным и „коммерциализируемым“. Однако, после общения с разработчиками и оценки общего уровня проектов мнение о нём немного снизилось. При этом отмеченный мною в заявках проект „Домашняя лаборатория“ для проведения исследований по физике» — действительно оставил тёплые чувства и вырвался вперед. По сути, его автор, Игнатьев Владимир Андреевич показал возможность создания конструктора не только для надомного обучения, но и для прививания интереса к физике у младших школьников и даже дошкольников. Например, великолепные опыты с призмой можно использоваться для изучения свойств среды.

Я уже второй год являюсь экспертом ярмарки «РИТМ Зеленограда» и могу сказать, что, не смотря на то, что общий уровень работ остался прежним, уровень лучших работ снизился. К сожалению, это проблема не только и не столько школьников, сколько некоторой обратной связи. По результатам ярмарки 2011 года не были проведены семинары или встречи с проработкой основных недостатков. То, что экспертам удалось донести до ребят в 2011 году во время ярмарки — было учтено, и это видно по работам, которые были представлены в этом году. Однако школьники занимаются проектной деятельностью не ради ярмарки, в результате в конкурсном отборе участвуют проекты, не соответствующие полностью её формату. К сожалению, в этом году не производился «отсев» слабых работ, поэтому на ярмарке можно было встретить работы, ценность которых нет возможности оценить даже эксперту.

Ещё при обсуждении проектов в этом году было принято решение организации обратной связи со школьниками и их руководителями (я думаю, такая обратная связь будет организована через 2-3 недели после ярмарки). Сама ярмарка выявила сложности с возникновением идей у руководителей, при этом отсутствует связь «институт-школа» для обмена идеями и опытом. В рамках мероприятия были проведены беседы с руководителями школьных проектов, с целью дальнейшего сотрудничества и улучшения качества школьных проектов. Кроме того, я общался со студентами педагогического института (тьюторская магистратура), которые изъявили желание помочь школам в организации и оптимизации учебных центров. Важно, чтобы в ярмарке, в первую очередь, принимали участие школьники, которым интересно заниматься заявленным проектом (в 2012 году, в отличие от 2011, таких было не мало). Были проекты, где кроме проблем ничего не было представлено. Нам, совместно с руководителями проектной деятельности в школах, следует отучать школьников от проектов в стиле «британские учёные...», когда доказывается или просто утверждается очевидное. К примеру, «давайте сортировать мусор» или «давайте спасать речку/лес/город» — это не проекты, а призывы, лозунги. Нужны идеи, как это необходимо делать, оценки, что для этого нужно — вот это уже проект. Простое измерение углекислого газа в классе или качества воды в речке/озере не даёт никакого эффекта, если в результате этих измерений не проведен анализ, не предложены решения, как нужно вести себя дальше и т.д. Надеюсь, налаживание обратной связи вызовет увеличение общего уровня ярмарки и поспособствует дальнейшему сотрудничество школьников и вузов.

Михаил Симунин, к.т.н., старший научный сотрудник Научно-образовательного центра «Зондовая микроскопия и нанотехнологии» (НОЦ ЗМНТ) МИЭТ, доцент кафедры Квантовой физики и нанотехнологий

На ярмарке было несколько весьма интересных проектов — в основном это проекты учеников 909 школы, они производили наилучшее впечатление. Очень хороший проект Наумова Василия Александровича по поводу выращивания кресс-салата на подоконнике.

Позволю себе отметить, что мне очень не понравился проект «Спасти речку Горетовка» [Андрей Тарасов, 8-классник школы 638 — Zelenograd.ru] — он выглядел исключительно политизированным, а политика, как правило, включает в себя всякие гнусные трюки. Эксплуатация детей в политических целях не просто неэтична, а является попросту некой формой духовного растления, и меня как эксперта глубоко оскорбляет и возмущает попытка выдать политическую акцию за научный проект, да ещё и с использованием ребёнка.

В целом работы на РИТМе-2012 были очень хорошие — думаю, каждый из участников может смело учиться изобретательству и продолжать свои исследовательские труды, тем самым принося пользу всем нам.

Всем интересным проектам мы предложили их продолжить и указали возможные варианты развития. Наиболее интересные проекты мы отметили почётными грамотами, а также приглашениями на научный семинар нашей лаборатории, где мы между собой обсуждаем наши научные идеи — это, в некотором смысле, наша «святая святых».

Вадим Гундырев, к.п.н., доцент кафедры Общей физики МИЭТ

Буду говорить только о работах школьников — лично мне очень понравился проект по созданию домашней физической лаборатории своими силами, проект младших участников по созданию мультимедийной программы о войне 1812 года [«В грозную пору», Антон Орловский, Александр Стадник, Иван Суров, 5-классники школы 853, четвёртое место среди школьников на РИТМе-2012 — Zelenograd.ru], хотя он не очень-то укладывается в заявленную тематику, а также несколько других проектов. Общее впечатление от ярмарки хорошее, радует, что не все удалось — есть, куда развиваться и совершенствоваться :) Уровень работ самый разный — от чисто реферативных до научных, пусть и на школьном уровне: с постановкой задачи, проработкой литературы, проведением экспериментов...

Владимир Ухандеев, к.т.н., начальник отделения НТЦ ЭЛИНС:

Какой из проектов участников я отметил для себя как наиболее интересный? Тот, за который голосовал — набор составных частей роботов для детских кружков [«Лабораторный робототехнический комплекс» Игорь Бритков, Олег Раптовский, выпускники МИЭТ, компания «Лаборатория Роботов», второе место среди молодых специалистов на РИТМе-2012 — Zelenograd.ru]. Общее впечатление о ярмарке и уровне работ — достаточный уровень, чтобы проводить такие ярмарки регулярно. К следующей ярмарке можем от своей организации предложить пару номинаций с ценными подарками.

Елена Севрюкова, к.т.н., доцент кафедры Промышленной экологии, заместитель декана факультета ЭТМО МИЭТ:

Я отметила проект под названием «Домашняя лаборатория» для проведения исследований по физике", автором которой является Владимир Игнатьев. Созданные им простейшие из подручных материалов установки позволяют детально изучить фундаментальные законы физики.

Ярмарка стала действительно фестивалем науки — она проводилась в рамках мероприятий VII Фестиваля науки в городе Москве и была посвящена юбилейной для Зеленограда дате, 50-летию создания Центра микроэлектроники на базе Зеленограда. Участники ярмарки смогли представить вниманию экспертов результаты своего интеллектуального творчества — творческие и научно-технические разработки, макеты изделий различных уровней, инновационные идеи, имеющие прикладной интерес для научно-промышленного комплекса Зеленограда. Ребята пообщались с представителями высокотехнологичных компаний, получили консультации представителей науки, промышленности и бизнеса.

Преподаватели нашего факультета ЭТМО не первый год ведут активную работу с участниками ярмарки — приглашают их на кафедры для консультаций, привлекают для участия в семинарах и конференциях, оказывают помощь в публикации результатов научно-исследовательских работ, предоставляют лаборатории для проведения исследований, приглашают для дальнейшего обучения в МИЭТе.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран