1
РИТМ Зеленограда — 2011: участники о своих проектах и их внедрении 25.10.2011 ZELENOGRAD.RU
В Зеленограде прошла вторая ежегодная ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда 2011». Участники ярмарки — школьники, студенты и аспиранты, молодые специалисты зеленоградских предприятий — представили на суд экспертов 73 исследовательских проекта по семи перспективными направлениями инновационной деятельности, развивающейся в Зеленограде. Специально для учеников начальных классов действовала номинация «Первые шаги в науке».

Zelenograd.ru побеседовал с авторами проектов «РИТМа» — наши корреспонденты просили их рассказать о выбранной для исследования теме, а также ответить на один из ключевых вопросов ярмарки: «Можно ли внедрить, коммерциализовать ваш проект, и задумываетесь ли вы о возможностях его практического применения или вам интересен сам процесс работы над проектом?»

Кристина Кривошапкина (14 лет, школа 1912) и другие — Александра Погуляева, Александр Стаканов, Евгений Курнев, Ирина Арапова. Проекты «Сад, в котором живет вдохновение» и «Влияние оформления помещений на общее состояние человека»

— Мы представляем проект озеленения пришкольного участка и проект внутреннего оформления школы. Хотелось сделать красивую школу и всё вокруг неё, чтобы это давало всем вдохновение, чтобы было что-то необычное и яркое в школе — школы в последнее время скучные. Ну и чтобы учителя, глядя на то, что их окружает, придумывали, может быть, интересные уроки.

Сами мы уже сделали примерно четверть всей работы и хотели бы продолжать заниматься этим с родителями, учителями, потому что когда работаешь вместе — сближаешься с человеком. И еще мы хотим привлечь жителей района к оформлению близлежащих территорий... И нас не пугает, что это всё может не вырасти, погибнуть, кто-то это испортит — тогда мы сделаем еще лучше, чем было! Мы сейчас в восьмом-девятом классе, будем учиться в школе до одиннадцатого — у нас всё впереди! :)

Назаров Никита (10 класс, школа 638). Проект «Автоматическое управление электронными школьными звонками»

— Мы разработал устройство, которое подает в определенное время школьные звонки. Нас попросила заняться этим проектом директор нашей школы, ну и самим интересно было — хочется наладить серийное производство этого устройства. Сейчас в школах либо кто-то нажимает на кнопку звонка, сверяясь со своими часами, либо используется пожарная сигнализация — она из-за этого может не оказать нужное воздействие, если будет пожар. Аналоги такого устройства есть, но не в серийном производстве и не столь удобны в применении. А это индивидуальный заказ нашей школы. Наш звонок программируется. Он состоит из 7-сегментного индикатора — часов, двух инкодеров, с помощью которых задается время звонков. Мы написали обширную программу, благодаря которой можно задавать время звонков и настраивать время — заодно получили знания по программированию в языке Си. Конечно, я писал ее не без помощи своего учителя, он ведет на базе нашей школы Межшкольный факультатив по микроэлектронике и мехатронике. А еще на нашем устройстве есть 6 светодиодов — я хочу написать программу, по которой они будут загораться и показывать день недели.

Андрей Громазин (3 класс прогимназия 1667). Проект «Дисперсия света — Радуга»

— Мой проект называется «Дисперсия света». Мне это стало интересно, потому что это такое красивое явление — и я решил его повторить.

Громазин Павел Витальевич, папа, руководитель проекта

— Я сам не физик, я — микроэлектронщик, просто рассказал сыну, как это делается. И теперь радугу можно носить с собой в кармане.

Булгаков Сергей (11 лет, 6 класс, Школа сильного мышления ЦПМСС, школа 1912). Проект «Умный дом»

— Целью моего проекта было выяснить возможность построения «умной квартиры» своими руками — оценить, какие комнаты больше всего нуждаются в модернизации, выбрать нужные приборы, изготовить макет «умной комнаты». «Умными» принято считать квартиры и дома, оснащенные системами автоматики, энергоснабжения, безопасности, аудио- и видео-связи. Гипотеза проекта была такая: «умную квартиру» можно сделать своими руками, недорого, из имеющихся в продаже деталей. Зачем мне это нужно? У меня есть младший брат, который всегда куда-то лезет и всё неправильно делает :)

Я уже установил несколько датчиков у себя дома. Я просмотрел все комнаты в нашей квартире и выбрал для начала балкон, ванную и детскую комнату, потому что именно в этих местах детям небезопасно находиться без родителей. На балконе нужен датчик открытия окна, чтобы ребенок не мог случайно выпасть из него. В детской нужен датчик касания труб, о которые ребенок может обжечься, переговорное устройство и видеокамера с инфракрасными светодиодами, чтобы видеть ребенка при наступлении темноты и не мешать ему спать. А в ванной нужны датчики протечки воды, переговорное устройство и водонепроницаемая видеокамера. Я уже установил в ванной датчик протечки воды, он звучит, когда вода проливается на пол. Еще я сделал сам датчик открытия окна — когда окно открывается, выдергивается предохранитель из электросети, сеть замыкается, и звучит сирена. То есть свою гипотезу я подтвердил. Конечно, продаются готовые подобные системы, но они стоят около 10 тысяч для ванной, балкона и детской, без учета монтажа, проводов и настройки.

Сперанский Артем и Назаров Никита (10 класс, школа 638). Проект «Болезни и питание по группам крови»

— Суть нашего проекта в том, чтобы узнать предрасположенность к заболеваниям по группам крови в Зеленограде. Отдельно мы исследовали вкусовые пристрастия людей с разными группами крови. И пришли к выводу, что болезни распределяются именно по группам крови, а вкусовые пристрастия — по резус-факторам. Для исследования мы опросили 500 человек о болезнях и вкусовых пристрастиях — опрашивали всех учеников нашей школы, знакомых, родственников, учителей. Выяснилось, например, что люди с самой редкой четвертой группой крови предрасположены к глазным болезням и сахарному диабету. А по вкусовым пристрастиям четвертая группа крови с отрицательным резус-фактором — самая привередливая: эти люди очень редко едят мясо, рыбу и птицу, не любят крупы и зелень. Остальные группы с положительным резус-фактором практически всеядны, а с отрицательным — едят выборочно. Мы хотим дальше развивать эту тему и создать саму диету по группам крови, чтобы люди не заболевали болезнями, к которым они склонны, и еще комплекс физических и прочих упражнений для этого. Конечно, от врожденных заболеваний — типа аномалии Кемерли или гипоплазии — таким способом не избавишься, а вот от вегетососудистой дистонии, от болезней сердца или почек можно избавиться при правильном питании и занятиях. Над этим мы и будем дальше работать. Химия — довольно-таки интересный предмет, и тема представляет интерес.

Алексей Карпов (2 класс, прогимназия 1667). Проект «Аквааэромобиль»

— Каждый ребенок просит купить машинку, но они дорого стоят — я предлагаю, как сделать машинку самому. Я создал машину «Карп-1», которая защищает воздух от загрязнения. Моя машина ездит на воздухе. Я сделал мотор — надувной шарик, если его надуть, машина поедет. Существуют и настоящие такие воздухомобили, а еще электромобили, солнцемобили...

Софья Бугай и Дарья Фомина (15 лет, 9 класс, школа 1056, Москва). Проект «Хибинский биосферный заповедник»

— Идея нашего проекта в том, чтобы человек использовал природу, сохраняя её. Мы побывали в горах Хибинах и пришли к выводу, что для этого в заповедниках необходимо делать три зоны, а не одну, как сейчас: первая зона будет использоваться человеком частично, вторая зона не используется человеком вообще, а третья — зона с экологическими тропами, где туристы могут ходить строго ограниченно, там следят за мусором, который может после них остаться, следят за разведением костров только на стоянке. Для туристов с разными предпочтениями делаются три вида троп: тропа на 2 дня с ночевкой, тропа на 1 день с подъемом на высокую точку, с которой виден весь заповедник, и экстремальная тропа со спуском в пещеру. Зона заповедника должна быть огорожена — все люди приезжают в какую-то точку, где есть гиды, которые водят группы за небольшую оплату на поддержание заповедника, и потом следят за нарушениями. Наш макет — про Хибины, но его можно переносить в любой заповедник...

Попов Яков Антонович, учитель биологии и химии школы 1056, руководитель проекта

— ... Да и вообще в любую зону, на какой-то кусок леса с экологическими тропами — там можно будет вести научную работу, наблюдения.... Можно ли сделать такое в Зеленограде? Например, в нашем округе Тушино работает шесть экологических троп, на них проводятся экскурсии для людей или детей. Конечно, человеческая нагрузка на них большая, число людей не лимитировано. Туда в любое время может прийти кто угодно и всё сломать. Эта проблема не решена — проблема воспитания, мы ею занимаемся в школах, но полностью избавиться от неё невозможно, как, например, и от проблемы браконьерства. Мы можем только как-то наблюдать, контролировать, помогать восстанавливаться экологическим тропам. Мы убираем мусор на своих особо охраняемых природных территориях — в парках Покровское-Стрешнево, Братовский ковш, в Куркино, в долине реки Сходни — у нас она тоже есть, это великая русская река, и везде ее радостно замусоривают.

Покидко Павел (4 класс, 9 лет, Школа сильного мышления ЦПМСС, школа 1739). Проект «Кожа и её доноры»

— Кожа — самый большой человеческий орган, её площадь у взрослого человека около 2 кв.метров. Донорами кожи могут быть и люди, и животные, которые могут отдать свои органы ради жизни другого человека. Например, доноры нужны при сильнейших ожогах, для пересадки кожи. Если донором становится человек, то ему могут потом пересадить орган от другого человека, который погиб при несчастном случае. Если донора в виде человека не находится, донором может быть свинья. Сейчас выводят специальных трансгенных свиней, у которых ДНК полностью сходится с человеческим, к тому же такие свиньи очень быстро размножаются. Поэтому таких свиней не очень жалко.

Александр Константинов (аспирант, МАИ) и Дмитрий Сурков (преподаватель МАИ, НПК ВТИ). Проект «ВУЛКАН (Воздушная Управляемая Лаборатория для Контроля Анализа и Наблюдения)»

— Мы представляем летающую платформу для анализа параметров окружающей среды и ряда других прикладных задач, которые можно реализовать при помощи этого аппарата. На него можно вешать любую полезную нагрузку, которая необходима для конкретной задачи. Он работает на электричестве. Обычные метеозонды, которые сейчас запускаются в воздух, привязываются на тросах и висят в одном месте. У нашего аппарата время полета, конечно, меньше, но за это время он может покрыть довольно широкую площадь — по программе или в ручном режиме управления.

Илья Ушаков (8 лет, 2 класс, прогимназия 1667). Проект «Изготовление бумаги дома»

— Мой проект о переработке бумаги — старая бумага перерабатывается в новую. И я сам это сделал. Сначала взял исписанную бумагу, порезал её на мелкие кусочки, потом залил горячей водой, размещал миксером и дал отстояться сутки. Чем больше она отстаивается, тем лучше отбеливаются надписи и старые чернила. Получается кашица, после этого ее надо выложить на марлю, отжать воду и высушить утюгом — и на следующий день новая бумага будет готова. На ней не очень удобно рисовать, но можно. А если добавить в эту кашицу украшения, то будет уникальная бумага для подарков, открыток... Я узнавал в интернете, как делается бумага на фабрике — оказалось, примерно так же.

Игорь Тихолаз (8 класс, гимназия 1528). Проект «Разработка лежачего велосипеда и опытная проверка его работоспособности»

— Я представляю проект Николая Кустова, он учится в 11 классе нашей гимназии, а сегодня не смог прийти — заболел. Николай в своем проекте переделал велосипед «Аист» в более удобный и эргономичный. На обычном велосипеде много не проедешь — быстро устанешь. А на переделанном велосипеде удобное сидение, Николай проехал на нем около 1000 км (по примерным подсчетам) — крейсерская скорость велосипеда на равнинах 25-27 км/час, а если спускаться с горы, то 35 км/час. В отличие от других подобных велосипедов Николай спроектировал двухколесный, а не трехколесный, поэтому им более сложно управлять. Он всё делал своими силами, всё сам сваривал и делал — купил велосипед и сам всё переделал, своими руками и инструментами. У велосипеда переделана цепь, педали стоят не внизу, а перед рулем — это очень удобно, сидишь как в «Харлей-Дэвидсоне». Свой велосипед Николай назвал «Единорогом». Может ли быть внедрен? Мне кажется, да, как и обычные велосипеды. Его можно сделать с переключателем скоростей.

Даниил Куличков и Косихина Карина (школа 1923). Проект «Калейдоскоп: игрушка или прибор?»

— Мы решили сделать калейдоскоп и всё о нём разузнать — доказать, что это не просто игрушка. Он был изобретен в 1816 году великим британским ученым и профессором физики сэром Дэвидом Брюстером, который еще в детстве увлекался свойствами стекла и света, и в 10 лет собрал свой первый телескоп. Кстати, он был вундеркиндом и стал студентом в 12 лет, а прославился простой детской игрушкой. Но калейдоскоп — не просто игрушка. Мы сделали его разборным, призму можно использовать отдельно от цилиндра для того, чтобы изучать законы отражения света, законы симметрии. То есть он может пригодиться для изучения физики и математики — как раз эти предметы ведет наш классный руководитель, поэтому мы сделали такой проект.

Влада Силкина (8 лет, 3 класс прогимназии 1667). Проект «Бумажные игрушки»

— Меня заинтересовал проект «Папье-маше» — не надо выкидывать бумагу и старые игрушки. От моей игрушки осталось только донышко и колёсики, и я сделала из неё движущееся папье-маше. Мне немножко помогла бабушка. Автобус мы делали целый месяц.

Василенко Александр (школа 1194). Проект «Эвтрофикация Михайловского пруда»

— Мы хотим предотвратить заболачивание Михайловского пруда в 15-м микрорайоне. Эвтрофикация — это процесс, при котором обмен веществ в водоеме повышен, и это способствует его заболачиванию. Мы проводили много анализов, изучали живые организмы, рассчитывали механическое загрязнение Михайловского пруда. Выяснили, что в нём действительно идет такой процесс — он естественный, но люди его сильно ускоряют, и через короткое время наш пруд может превратиться в болото. Это может быть опасно из-за вредоносных бактерий, которые там появятся, ну и эстетически испортит вид микрорайона — вот посмотрите на фотографиях: здесь пруд с прозрачной водой, а тут он сегодняшний — с водорослями. Мы предлагаем заняться воспитанием экологического мышления и бережного отношения к природе у жителей. И хотим, чтобы принимались какие-то меры по борьбе с эвтрофикацией с помощью химических, биологических средств. Конкретные предложения для экологический службы или управы мы еще не сформулировали, но мы работаем над этим.

Карайченцова Майя Сергеевна, учитель биологии школы 1194, руководитель проекта

— В принципе, что-то уже делается — по уборке мусора, мы видим лодки, которые его убирают. Но там нужны глобальные меры — пруд надо чистить, вкладывать в это средства. Мы как бы берем на себя роль первого «колокольчика» этой проблемы.

Максим Рыжов (8 лет, Школа сильного мышления ЦПМСС). Проект «Борьба с нефтяными пятнами»

— Цель моего проекта — узнать новые способы борьбы с нефтяными пятнами, гипотеза — нефтяное пятно можно удалить с помощью опилок. В 2010 году в Мексиканском заливе случилась авария, и 760 тысяч тонн нефти вылились в воду. Я придумал такой способ: положил опилки в целлофановый пакетик, в качестве бонов использовал пенопласт (боны не дают нефти расплываться), надел сеть, чтобы опилки не опускались вниз, и сделал грузила, чтобы их не переворачивало волнами и ветром. Вместо нефти я брал подсолнечное масло. Нефть впитывается в измельченные опилки. Опилки — это отходы производства, а после того, как они впитали нефть, их можно использовать как горючее. Я сам придумал такой способ. Мне помогала мама делать проект. И еще я узнал интересные вещи: что нефть можно сжигать, но только в течение двух часов, потом она теряет свойство горючести; и что у воды есть поверхностное натяжение — если оно ломается, то из этого места всё разбегается. Оригинальный способ очистки воды от нефти продемонстрировали американские ученые в Атлантическом океане: они под слой нефти клали керамическую пластину, к ней подключали акустическую установку, подавалось электричество, нефть фонтанировала и поджигалась. А в Японии для очистки вод используют специально обработанную рисовую шелуху, она впитывает нефть и становится как каша, держится на поверхности воды, и её можно собрать сетями. А российские ученые из Тюмени вывели прожорливых микробов-нефтеедов — они съедают всю нефть, а потом живут в море и немного поедают планктон.

Бритков Игорь (руководитель студенческого конструкторского бюро «Робототехника» МИЭТ, аспирант при кафедре Микроэлектроники МИЭТ)

— От нашего бюро на Ярмарке представлен один из наших самых интересных проектов — «Робототехнический конструктор для образовательных учреждений». Он модульного типа, из него можно собирать разных роботов. Еще один проект это «Роботизированная система наведения» для различных типов оружия, в данном случае это пневматический «Дрозд», стреляет шариками, а наша система наведения с помощью компьютера им управляет. Для внедрения её нужно еще доделать. Третий проект — «Роботизированная система на гусеничной основе», это гусеничная платформа с поворотной головой, повышенной проходимости, она может служить для различных исследовательских целей, например, при исследованиях почвы, где сложно пройти.

Если говорить о внедрении, то по робототехническому конструктору сейчас в Департаменте образования обсуждается вопрос о его серийном выпуске и поставке в учебные заведения типа школ. Конечно, необходима сертификация этого продукта, отладка серийного производства, на этой уйдет еще не один год, видимо. Хотелось бы быстрее. Много времени отнимает оформление различных бумаг, например, мы подаем заявку на патент и ждем патента год — это очень долго. И с сертификацией наверное будут проблемы.

Бурякин Роман (ДЮЦ «Каравелла»). Проект «Модель ветроэлектростанции»

— Такая ветроэлектростанция нужна, чтобы безопасным способом получать ветроэнергию. Я видел такие, они продаются на Ленинградском шоссе. И я захотел сделать такую штуку сам, с помощью папы, он инженер.

Андрей Кожурин, магистр первого курса, кафедра ИПОВС МИЭТ. Проект «Разработка имитационной модели образовательного процесса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования»

— Основная идея моего проекта — на основе статистических данных, собранных за 20 лет, то есть учитывающих смену поколений и демографический фактор, построить модель, которая прогнозирует, какой выпуск студентов будет в дальнейшем и в каких направлениях. Например, сколько будет магистров, бакалавров, пойдут ли они в аспирантуру, отчислятся и т.д. При построении модели использовалось вероятностное распределение Вейбулла, которое дает достоверные данные — можно увидеть резкие спады и подъемы. Применить это всё можно и в МИЭТе, в частности, для учебного плана. Сейчас ведется работа над развитием этого проекта в том направлении, что студент сам выбирает предметы, которые хочет изучать. Конечно, на любой специальности есть 70% обязательных предметов, а 30% — предметы по выбору. И они могут в дальнейшем влиять на то, чтобы студент имел возможность получить какой-то другой диплом, по другой специальности. А вуз может спрогнозировать, какие студенты получатся на выходе. Проект планируется внедрить через наше Министерство образования. Возможно, с моим участием. Вообще, у меня было задание посмотреть эффективность российского образования — это сейчас развивается с разных сторон. Тему проекта мне дали на кафедре. Это было моей бакалаврской работой, сейчас продолжается как магистерская.

Продолжение интервью с участниками читайте в материале «Участники РИТМ-2011: проблемы и надежды»

Реклама
Реклама
Обсуждение
Инна Орлова
27 октября 2011
В Испании давно людей спасают донорской кожей! Наконец додумались! Могу дать ценное предложение, точнее людям, особенно толстым, дать совет: Зарабатывайте на своей коже, как на вашем лечении зарабатывают служители клятве Гиппократа!
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран