Окружной гражданский форум 10.02.2011 ZELENOGRAD.RU
В ноябре прошлого года в зеленоградском Центре развития предпринимательства прошла окружная конференция модернизации взаимодействия общества и власти, — «Город, открытый для всех». Конференция проходила в преддверии пятого московского гражданского форума, и здесь, в Зеленограде обсуждались проблемы широкого участия гражданского общества в реализации основных социально-экономических задач округа. Сегодня мы хотели бы поговорить об итогах окружного гражданского форума подробнее. В студии Zelenograd.ru руководитель зеленоградского филиала московского Дома общественных организаций Андрей Ильичев.

Послушать (56:10)загрузить файл со звуком (39494 кб)

— Андрей Юрьевич, организатором окружного гражданского форума выступил общественный совет Зеленоградского округа. Что это за организация, когда она образовалась?

— Общественный совет был создан два года назад, это как бы следующий шаг за созданием московского общественного совета города Москвы. В каждом округе должен быть такой общественный совет, одна из основных задач которого — координация действий общественных организаций, но это не некая надстройка над ними. Зачастую как раз общественным организациям не хватает такого органа, который бы помогал им понимать направление деятельности, согласовывать между собой действия. Наверное, наиболее важной функцией общественного совета является экспертная деятельность. Например, экспертиза готовящихся проектов законов, распоряжений, в целом, тихая, незаметная работа. В этом плане общественный совет вовсе не какой-то «громкий» публичный орган, который должен быть на виду у всех. Но в данном случае, с окружным гражданским форумом, Совет выступил организатором, куда были приглашены как некоммерческие общественные организации, так и представители власти и социального бизнеса.

— Кто входит в зеленоградский общественный совет?

— Состав совета был утвержден префектом Зеленоградского округа; в него входят представители общественных организаций, известные в округе люди, в том числе, ранее бывшие в окружной администрации, а также представители от бизнеса. Возглавляет общественный совет заслуженный строитель Эдуард Васильевич Сарнацкий, который давно знаком многим в городе, обладает и мудростью, и навыками экспертной деятельности, и возможностью согласовать зачастую очень разные позиции членов общественного совета. В совет входит также Татьяна Александровна Михайлова, она координатор просветительского движения в округе, занимается социальными предприятиями, победитель конкурса «Лучшая женщина-директор года». Тамара Энесовна Зуева, которая занимается безопасностью общественного движения, безопасностью для детей, у нее тоже общественная организация. Михаил Львович Щербаков, руководитель НП «Центра поддержки предпринимательства». Дмитрий Коваленко, руководитель Медиа-центра МИЭТа.

Ни один утвержденный совет сразу не умеет работать, и слабость всех наших советов — отсутствие некой методологии этой их работы. Поэтому, когда создавался общественный совет округа, много было вопросов — а зачем нам еще один? У нас и эти-то не работают. Но в том-то и дело, что без некой системы и без органа, который действительно проанализировал бы все общественные структуры, и от имени общественного лица обратился бы к ним о взаимодействии, синхронизации. Но не получалось, потому что все эти общественные советы создавались «при власти». Когда чиновнику нужно, работает, например, какой-нибудь совет при управлении. Когда он забывает о нём, совет распадается, потому что все это собирается при чиновнике. Сейчас должен быть принят закон об Общественной палате города Москвы. И наш общественный совет сейчас, при обсуждении этого закона, внес предложение, в том числе и в Мосгордуму, по формированию Окружной общественной палаты. Коренное отличие палаты от совета в том, что общественный совет создается при префекте, то есть, при власти, общественная палата избирается и независимо от власти. Согласитесь, это существенная разница, потому что контролировать власть, будучи зависимой от нее, сложно.

— Но если общественный совет утвержден префектом Зеленограда, то налицо тесная связь с властью.

— Прослеживается, да. Но, вы знаете, вот Эдуард Васильевич Сарнацкий сказал, что «вроде бы я знаю в префектуре многих, но когда я прихожу как председатель общественного совета, выясняется, что отношение другое, как к общественному движению». Многие, в том числе, чиновники, не очень понимают вообще, что, зачем эти общественные движения. Некоторые думают, что это некое хобби. Но вот сейчас, скажем так, на уровне президента, премьер-министра идет такой импульс, что некоммерческий сектор — это такой же партнер для власти, как и бизнес. Принятый в апреле 2010 года Федеральный закон № 40 выделяет такое понятие, как «социально ориентированные некоммерческие организации», и предусматривает для этой категории общественные льготы, именно потому, что эти организации оказывают социальные услуги. В этом плане получается, что государство не только само оказывает услуги, но и видит партнера — некоммерческий сектор, также по оказанию услуг. В принципе, на Западе это широко распространено. В тех же США многие услуги в социальном секторе переданы некоммерческим организациям и дотируются государством. Изюминка некоммерческого сектора в том, что люди, не ограниченные должностной инструкцией или бизнес-выгодой, пробуют разные варианты и находят ту форму помощи или оказания услуг, которая другим структурам власти или бизнеса не под силу. И вот эта новая форма наиболее эффективна. Поэтому законодательная база меняется. И одна из задач окружного гражданского форума — показать то самое взаимодействие между структурами власти, общества и бизнеса.

— То есть показать какую-то оптимальную схему, по которой они могут взаимодействовать?

— Да, потому что, в конце концов, не надо забывать, что у нас один город, и власть обеспечивает стабильность и порядок на этой территории. Бизнес — процветание, занятость в этом городе. А общественный сектор помогает сохранять социальную стабильность и оказывать эту самую поддержку отдельным людям, которые нуждаются в ней. Просто каждый работает в своей сфере. И поэтому надо найти, увидеть эти точки соприкосновения, потому что одна власть все обеспечить не может, бизнес тоже, и общественность без поддержки тоже сама все не сделает.

— На форуме обсуждался механизм реализации, законодательная база, которая должна упорядочить вот эти отношения общественного сектора, власти и бизнеса?

— Да, и необходимые для этого условия. К примеру, одно из них — это повышение профессионализма участников и лидеров общественных организаций. Потому что сейчас изменение законодательства, изменение условий существования некоммерческого сектора заставляет знать законы. Без обучения это невозможно. В московском Доме общественных организаций уже много лет работает школа актива, бесплатно, и по разным направлениям — от юридических, организационных моментов ведения деятельности до лидерских качеств, взаимодействия со СМИ, информационных технологий, написаний социальных проектов и программ. Упомянутый Федеральный закон № 40 говорит о ведении органами исполнительной власти базы данных по социально ориентированным организациям. Но толкование в законе социально ориентированных организаций достаточно широко. Когда проходили обсуждения этого закона, выяснилось, что здесь могут претендовать организации, которые не ведут социально ориентированную деятельность. Но по старому закону они скажут — вот у нас в уставе записано, соответственно, мы подходим, поэтому предоставьте нам помещение и льготы. Поэтому сейчас активно обсуждались поправки в закон № 38 города Москвы о взаимодействии органов исполнительной власти и общественных организаций, и туда было добавлено, например, более точное определение — при каких условиях организация считается ведущей социально ориентированную деятельность. Кроме записи в уставе должна быть программа социальной деятельности и собственно ее осуществление.

— У вас нет ощущения, что намеренно бюрократизируются и усложняются условия существования общественных организаций?

— Среда для деятельности некоммерческого сектора усложняется — да, но также она усложняется, к примеру, у бизнеса. С одной стороны вроде как уточняются формулировки взаимодействий, появляются описания областей деятельности, с другой стороны — ужесточаются эти рамки. И многие общественные организации при таком подходе не могут выделить свои социальные услуги. Например, филиал московского дома ведет реестр общественных и некоммерческих организаций округа, как зарегистрированных, так и незарегистрированных, и раньше было достаточно фамилии и имени руководителя, координат и направления деятельности. Но теперь требуются конкретные социальные услуги, которые они оказывают.

— Как раз хочется поговорить о конкретных делах. Вот есть общественный совет Зеленограда, он существует уже два года. Есть ли какие-то практические результаты его работы, которые подтверждают, что он действительно нужен?

— Ну, судить, конечно, сложно. Я тоже член общественного совета. На том же окружном гражданском форуме было видно, что именно общественный совет стал этим организатором. В отличие от предыдущих мероприятий, там все-таки лидером была окружная администрация. И обращения были уже не к власти, а к общественному совету, который должен взять на себя полномочия лоббирования этих интересов перед администрацией. То есть появилась та структура, которая может анализировать и выработать те предложения, которые будут понятны власти и, более того, добиваться их реализации. Потому что отдельные ходоки от организаций сейчас уже не пробиваются.

— Получается, что, спустя два года общественный совет проявил себя как некая самостоятельная организация? А до того они были не особо вольны в своих поступках и решениях?

— Да в том-то и дело, что само осмысление деятельности совета, его практического применения, оно и определялось практически около года. Но, хочу сказать, все равно Зеленоград здесь впереди других округов. В других округах тоже прошли подобные форумы, и есть отзывы о том, что зеленоградский совет — живой, реально действующий, он не под властью, неформальный. Но члены совета считают, что всё далеко не идеально, что нам еще нужно изменять состав совета, уточнять направление работы...

Хочу уточнить, что совет работает не с отдельными гражданами. Он работает с организациями и объединениями, пусть даже незарегистрированными.

— Но отдельный, конкретный человек может к вам обратиться с проблемой, идеей?

— Может. Но, вы знаете, есть такие идеи... Например, приходит человек и говорит: «Я все посольства обошел, они готовы, нам нужно вводить новую азбуку, давайте мы её в округе введем»

— Я даже знаю, о ком вы говорите.

— Ну вот, вы понимаете, есть ряд таких людей. И стоит только обозначить, что мы принимаем все, заваливают такими идеями. При этом, кстати, сами реализовать их не берутся. У нас в округе достаточно много общественных и некоммерческих организаций. И мы вам дадим координаты этих организаций, вы с ними свяжетесь, вы просто можете со своей идеей влиться в их деятельность, а не на голом месте что-то пытаться построить. Там уже есть какие-то ресурсы, опыт, информационное обеспечение. А общественный совет не сам реализует, он — координатор взаимодействий. К примеру, обратились организации, им требуется поддержка на реализацию каких-то проектов, потому что своими силами они пробиться не могут. Где-то стоят чиновничьи барьеры, где-то просто не хватает опыта и поддержки партнеров. Сейчас, к примеру, организация «Городские гуманитарные ресурсы», вышла с предложениями по социальной рекламе, у них есть конкретные предложения и ролики. К примеру, о безопасности на дороге. И есть другая организация, которая тоже занимается безопасностью движения, это юношеская автомобильная школа. Мы предложили — во-первых, вы скоординируйтесь между собой, соединитесь, а во-вторых, напишите обращение в Совет. Там посмотрят, как помочь, какие тут необходимы действия, на какой уровень власти надо выходить с тем, чтобы разместить эти ролики, в каких местах, какое нужно сопроводительное письмо, потому что есть закон о социальной рекламе, где определенный процент информации должен быть бесплатным. Но его не очень знают и не очень привечают сами рекламодатели, потому что им приходится за счет рекламы это делать. Но есть такой закон. Соответственно, мы смотрим, опять же, адекватность этой рекламы, её целевую аудиторию.

— А есть ли эксперты, которые оценят эту рекламу, например, с художественной точки зрения?

— Спасибо за вопрос. В том-то и дело, что сейчас остро стоит вопрос об экспертах и об экспертном сообществе, и в частности, в том комплексе мер, который должен рассматриваться правительством. Сейчас очень многие программы, проекты не проходят экспертизу; зачастую финансируются проекты, которые не отвечают ряду требований. Опять же, уже в течение ряда лет зеленоградская префектура проводит конкурс социальных проектов и программ, и сотрудники филиала выполняют здесь консультативные и экспертные функции. И мы видим, как растет уровень проектов, их написания, видения их реализации. То есть это уже не просто «у меня есть идея, дайте мне денег», а есть механизм реализации, оценка эффективности этого проекта. Но очень многое приходится все же объяснять. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы круг экспертов рос.

На Западе норма, когда в стоимость проекта вкладывается определенный процент на экспертизу этого проекта. Мы к этому идем, но выясняется, что экспертов как таковых не очень-то и готовят. Вот Московский дом общественных организаций как раз провел обучение, практически уже два года назад, экспертов, но — небольшое количество. Сейчас общественный совет округа тоже ставит вопрос о формировании экспертов из местного сообщества, как раз из тех людей, которые имеют опыт и знания в различных областях, которые могли бы помогать в экспертизе социальных проектов и программ. Каких? Которые, например, выдвигаются общественными организациями, они же выдвигают не отдельные проекты, а даже комплексные социальные программы на уровне округа. Соответственно, они требуют достаточно большого внимания и понимания окружных проблем. Необходима экспертиза и тех проектов, постановлений и распоряжений, которые на местном уровне создают префектура, управы, муниципалитеты.

— Какого рода распоряжений? Они могут быть связаны с транспортом, строительством, дорожным движением.

— Тех, что касаются защиты прав граждан, улучшения качества жизни, так или иначе социальных вопросов. И префект сказал, что эти проекты мы будем передавать общественному совету на экспертизу, на заключение. Рассматривались московские проекты законов и постановлений, проект закона об общественной палате, проект закона о полиции — мы также мы принимали участие в его обсуждении; сейчас вот грядет обсуждение проекта об образовании. Не хватает экспертов, тем более независимых, потому что во многом взаимодействие между некоммерческими организациями и властью было биполярным — вот есть некоммерческие организации, а вот есть власть чиновников, один говорит — это так, а другой — нет, не так. Кто тут прав? Когда есть независимый эксперт, ему передается некое предложение, проект некоммерческой организации, он его смотрит по ряду требований и выдает свое независимое заключение, которое может не удовлетворить либо одну, либо другую сторону, или вообще окажется, что там его надо дорабатывать для обеих сторон.

— Когда вы говорили о возможных изменениях в составе зеленоградского общественного совета, имели в виду, что нужны как раз такие независимые эксперты?

— Опыт создания общественных советов показывает, что зачастую советы создаются из тех людей, которые на виду, которых знают. Но при этом они зачастую не являются руководителями общественных или некоммерческих организаций, движений. То есть, это просто яркая личность.

— А они должны, по условиям, связаны с общественными организациями?

— Не обязательно. Что такое вообще общественная организация или общественное движение? Это организованная группа граждан, которые собрались вместе для реализации каких-то своих уставных задач, и это уже другой уровень организации населения. Есть вот отдельные граждане с отдельными требованиями, которые могут обращаться, например, через портал префектуры к префекту, или sms ему послать, а есть общественные объединения, которые аккумулируют эти предложения, анализируют их, выдают некую программу — и при этом берутся за реализацию этой программы. Согласитесь, это уже другой уровень. Когда много просителей — или когда не только просят, но и реализуют. Поэтому сочетание в совете известных специалистов в разных областях нужно так же, как и присутствие лидеров некоммерческих и общественных организаций, которые имеют живой практический опыт взаимодействия с людьми и передачи их предложения власти.

— В общественный совет может обратиться инициативная группа жителей с какими-то предложениями? Не зарегистрированная, как общественная организация?

— Да, как, например, многие молодежные организации или детские. При этом как раз при встрече разных групп возникает некий новый проект.

Как-то у меня встретились руководитель некоммерческого партнерства «Центр техногенных искусств и ремесел» и руководитель местной общественной организации «Малолетние узники фашизма». Проблема была, что руководитель местной организации не очень знаком с компьютерами, ему нужно было повысить уровень компьютерной грамотности, и тут же Сергей Иванович Лянгасов из «Центра...» предложил — давайте мы вам организуем курсы, и было бы хорошо, если бы вы обратились с письмом по этому поводу в управу. Именно тогда возник проект, при поддержке управы Панфиловского района, а теперь Силино, о компьютерной грамотности для ветеранов. При этом для реализации проекта был привлечен «Центр техногенных искусств и ремесел».

Для тех кто помогает людям необходимо просто понимание интересов разных групп жителей, тут, зачастую, власть-то даже и не нужна. Чем выше осознание, понимание проблем и способов их решения у общественных организаций, их лидеров, тем меньше они зависимы от власти. Да, власть нужна, и она должна выполнять свои обязательства, но многие вещи зависят только от осознания гражданами своих прав и обязанностей, то есть, их возможностей, того, что вместе можно сделать. Поэтому общественный совет округа — это не панацея, и он всеми не руководит, за всех не отвечает. Он выполняет определенную функцию в общественной картине округа. Это один из «институтов гражданского общества».

—Если бы власть была более открытой, может, и не нужно было бы таких усилий. А так она многим представляется некой большой и неповоротливой машиной, существующей как бы в другом измерении. Есть реальная жизнь и есть некая власть. Мы часто узнаем о каких-то решениях в последний момент...

— Или уже задним числом.

— Да, и не можем проследить и понять логику того или иного решения, нас ставят перед фактом. Вот в этом смысле, насколько открыт окружной общественный совет?

— Согласно тому же распоряжению префекта, информационную поддержку совету оказывает филиал Московского дома общественных организаций. Собственно, работа совета происходит на территории филиала. И в филиале члены Совета принимают в Общественной приемной.

— Напомните, пожалуйста, где вы находитесь.

— Корпус 239, нежилое помещение 5, это рядом с муниципалитетом района Матушкино. Телефон (499) 762-4621. Можно позвонить, обратиться с предложением, и тогда можно будет договориться, когда прийти. Желательно любое обращение, предложение перевести в электронный вид или напечатать на бумаге, потому что многие словесно не могут точно сформулировать свои предложения. То есть должно быть понятно, с каким предложением человек обращается, и какие ресурсы нужны для этого, и, собственно говоря, его, предлагающего, роль в этом. У нас есть много людей, которые кидают идеи, прямо «генерят» их, но выполнять все должны другие, и искать ресурсы другие. Мой опыт взаимодействия с властью по передаче общественных инициатив говорит о том, что нужны очень четкие формулировки, очень четкое обоснование. И знание городских социальных программ, по которым работает и отчитывается правительство и административные структуры. Многие чиновники, когда к ним приходят с какой-нибудь восторженной идеей, говорят — «да мы уже это решали, вы просто об этом не знаете», и начинают так выкладывать все сделанное — что нет слов. Есть недостаток в информации о реализуемых программах, проектах, но сейчас есть общественные слушания. Например, по размещению какого-то объекта в строительстве или каких-то площадок. Член общественного совета, заслуженный учитель, Лельчук Леонид Павлович, пришел на такие общественные слушания в Крюково и в пятом микрорайоне. И он удивился, что никого нет из жителей. А почему?.. А что, говорит управа, ну мы же дали объявление, вот вы же услышали.

— Предположу, почему. Потому что в то время, когда проводится итоговое заседание публичных слушаний, большинство людей находятся на работе. Могут прийти неработающие пенсионеры или домохозяйки.

— Там и пенсионеров не было. Когда Леонид Павлович пришел, там просто удивились — ой, да вы первый.

— Информация поздно появляется. Когда мне сегодня говорят, что завтра будут слушания — извините, я уже не могу, уже распланирован день.

— Секунду, если вы не ищете эту информацию, значит, вы не хотите принять участие, не понимаете, что, рассматривая вопрос, вы будущее своего микрорайона и района формируете. Нет этой связи в голове у жителей. Когда у них начинают строить гараж под окнами, тогда только начинаются забастовки.

— Не могу с вами согласиться. Мне кажется, что перспектива гаража под окнами волнует всех, но человек каждый день не может отслеживать подобную информацию, у него есть свои повседневные дела и задачи. Людей надо вовремя информировать. Мне, например, представляется, что пока самый эффективный способ информирования — это расклеивать вовремя объявления на подъездах. Несмотря на то, что их срывают.

— Понимаете, мы столкнулись с тем, что власть говорит — «а мы свои обязательства выполнили, мы информировали, мы в газете опубликовали — все, мы объявили». Здесь просто одни, так сказать, формально исполняют, не находя ту самую оптимальную форму донесения до жителей, а вторые не очень-то и ищут ее. А если ищут, то единицы. И в результате получается, что формально информация есть, а с другой стороны люди не верят, что их мнение может на что-то повлиять. Но по факту всякое замечание по общественным слушаниям должно обязательно регистрироваться и рассматриваться, и ответ на него человек должен получить. Это серьезная форма обратной связи. Но почему люди об этом не знают? Люди заняты текучкой жизни, но потом, когда нечто вдруг врывается в их привычную жизнь, нарушает ее, только тогда они начинают изучать свои права, законы, искать, с кем объединиться. В этом плане, к сожалению, у нас уровень самосознания невысокий. И как раз общественные организации являются другим уровнем видения этих программ и предложений по их развитию. Нельзя заставить создать общественное объединение, оно возникает только из интереса, из того, что у людей уже назрело. Было бы хорошо, если бы общественные и некоммерческие организации создавались не из-за того, что людям плохо, а для того, что людям хорошо, и им хочется дальше творить вот это хорошее и его увеличивать. А вот получается — кто о будущем города думает? Кто может, например, реально влиять на будущий облик города, то, что с ним будет, как вы думаете?

— Думаю, должны влиять сами жители города.

— Если точнее, то это префектура, которая утверждает план, готовит к утверждению план генеральной застройки округа, архитектурное управление.

— Это те, кто ответственны.

— Те, кто ответственны, но получается, что вот они и формируют. Но формируют из нормативов, что на такое-то количество жителей должно быть столько-то поликлиник, детских садов и прочее. К сожалению, социологических опросов людей не проводится, а это очень важная вещь, которая позволяет понять, сколько не по нормам, а действительно нужно тех же школ или кафе. И здесь ведь даже может быть экономия средств — но нет, тут у нас спланировано десять, значит, мы будем строить десять. Поэтому, если мы сейчас что-то не вложим, то мы будем жить в некой «средней температуре по больнице». В принципе, власть никто не заставляет строить дворцы, но если жители сформируют тот образ будущего города, который они хотят, если они его донесут до власти и заставят, чтобы власть его вписала в свои планы, — власть это будет реализовывать. И мы будем жить в том, в чем мы захотим. Но вот, к сожалению, ворчание по поводу сегодняшнего дня надо обращать назад. Это мы тогда что-то не вложили, поэтому сейчас мы очень заинтересованы, чтобы наш город развивался с учетом своих особенностей. Он уникальный, здесь самый высокий уровень образования жителей среди столиц Европы.

— Андрей Юрьевич, вы в Зеленограде давно живете?

— Да.

— К чему я это спрашиваю. Мне иногда кажется, что это общее место — в Зеленограде самые образованные люди — как-то из воздуха взялось. Вот эта статистика, количество технической интеллигенции. Кто её составлял...

— Вопрос в том, что корочка диплома еще не говорит, что человек действительно высоко образован, но это — некая предрасположенность. Так же, как те же и награды, всякие инновационные центры, они возникают в некой культурной среде. У нас есть эта высокоинтеллектуальная среда. Она имеет и плюсы, и минусы. У нас много, например, пенсионеров, имеющих высшее образование, интеллект, который некуда приложить, и вот это одна из проблемных задач. Потому что это люди, которые действительно могут креативить. Они как бы не нужны, для них это большая потеря, большой стресс, поэтому это также одна из задач — помогать таким людям. На самом деле, я считаю, что мы — тот город, в котором оптимальное количество жителей. Некая отдельность от Москвы, граничность, и научный потенциал существует, то есть, мы действительно — потенциально креативный город. Проводились исследования по устойчивому развитию городов, именно количество жителей, как у нас, около 200 тысяч — это позволяет, сочетать различные формы жизни, различные формы производства, отдыха, то есть модель города самодостаточная. Меньше — не хватает, больше — начинаются трудности в управлении. И не случайно возник такой город, вопрос — а для чего он в конце концов возник, для чего нас сюда судьба собрала? Вот иногда полезно такие вопросы задавать — а зачем я в этом городе? Только для того, чтобы жить, ходить в магазин и на работу? Есть что-то высшее...

— Я думаю, этот вопрос себе часто задают люди, стоящие в очереди на 400-й автобус, — " зачем я в этом городе?" Если серьёзно, я, в общем, согласна с вами, просто зеленоградцы оказались со временем не в лучшей ситуации, им не до обобщений.

— Вот тут и получается — если мы в такой ситуации, то надо спрашивать, что мы можем изменить и через какие механизмы, и это вот как раз не просто мечтания, не некое выпускание пара в блогах...

— Вот есть у нас общественный совет, который, уверена, знает о транспортных проблемах. Есть ли у него возможности повлиять на решение этих проблем?

— Например, о строительстве гаражей, вот об этих транспортных проблемах, об очередях, например, в сберкассах, — мы эти вопросы начинаем выявлять и ставить перед властью, чтобы решать. Просто некоторые моменты — это не административная, не государственная власть, это относится или к бизнесу, или, например, к Сбербанку. Тоже не все сразу решаемые вопросы. И у совета в данный момент нет финансирования. Без ресурсов непросто решать вопросы по реализации своих полномочий.

— После проведения окружного форума была принята резолюция, в частности, в ней был пункт — «участники форума порекомендовали префектуре, управам, исполнительной власти разработать и реализовать механизм финансирования деятельности общественного совета в 2011 году». На какую часть деятельности совета нужно финансирование?

— С одной стороны, на такие публичные мероприятия, как окружной гражданский форум. Фактически он был проведен бесплатно, и только благодаря некоей спонсорской помощи, возможностям филиала, некоммерческих организаций, было собрано то, что распечатано, потому что это так или иначе требует ресурсов.

— Это затраты на полиграфию, проезд, что-то ещё?

— Да, ну вот хотя бы для того, чтобы собрать и раздать материалы участникам окружного форума, одна из коммерческих фирм предоставила 100 компакт-дисков, чтобы мы не распечатывали на 70 страниц текста, постановления и другие документы, которые нужно донести до некоммерческих организаций. По транспорту — московский гражданский форум — он в Москве. Сами понимаете, что собрать, например, делегацию от Зеленограда, от молодежи до ветеранов, довезти ее до Москвы и обратно, — это требуется автобус. Нужны те же буклеты, или например, разработка социальной рекламы, которая как раз акцентирует внимание на проблемах или на достижениях, на нее тоже требуются средства. То есть, на визуализацию деятельности общественного совета, его политики, акцентуализации на каких-то проблемах и достижениях требуется ресурс. Поэтому вот такой пункт и возник, требование от префектур и управ обратить внимание на финансирование, потому что фактически сейчас общественный совет на общественных началах и действует, несмотря на то, что в распоряжении префекта записано, что финансирование должна обеспечивать префектура.

— Также в резолюции написано — «обеспечить условия для проявления гражданской активности населения». Какими вы видите эти условия?

— Условия для проявления общественной активности — это как раз доведение до жителей их прав и возможностей. Через различные формы информации, начиная с социальной рекламы на подъездах, заканчивая видеороликами. Проще воспринимаются некие клипы, которые крутятся в интернете, могут крутиться перед сеансом в кинотеатре, на электронных больших табло. Люди привыкают к информации, которая льется на них с экранов телевизора, поэтому нужно, чтобы в этом потоке была та социальная информация, которая действительно важна для этого человека. Второй момент — прозрачность принятия решений, передача документов на экспертизу. Это тоже одно из условий построения гражданского общества, возможность реализации гражданами своих прав. Где, какое общественное слушание проходит, по какой теме, кто может принять участие и каков будет результат от этого участия; как власть должна на него реагировать, при каких условиях будет реагировать.

— Это, на мой взгляд, довольно серьезные и долгие усилия по правовому просвещению.

— Да.

— Есть ли у нас для этого ресурсы и возможности?

— Вы знаете, в первую очередь нужно намерение, желание, а тогда возникают и возможности. Например, какие-то объединения говорят — «нам не дают денег». Я знаю, например, что зеленоградский клуб альпинизма и скалолазания проводил мультигонку за свой счёт. Я им потом подсказал, что есть конкурс проектов префектуры и Комитет общественных связей.

— То есть можно, придя с инициативой, получить какую-то реальную поддержку?

— Да. Вот еще как раз из примеров такой инициативы, только уже на другом уровне: в октябре прошлого года сформировалась Ассоциация общественных организаций Зеленограда. Ряд организаций, уже достаточно мощных, самодостаточных, вроде бы у них все работает — вдруг вышли с предложением создать ассоциацию. Зачем? Потому что они поняли, что именно совокупность организаций способна продвигать их интересы, лоббировать и добиваться изменений. Меняются экономические условия, взять те же электронные торги, которые сейчас обязательны для всех независимых бизнес- и некоммерческих организаций, — тут как раз хорошо аккумулировать ресурсы, обмениваться информацией, где какие торги проходят. Нужно намерение, но нужно понимать, что есть рядом партнер, будь то отдельные граждане или, допустим, общественные и некоммерческие организации. И тогда инициативу уже не задавить. Намерение улучшить жизнь, видение партнеров, знание законов — это составляющие, согласно которым мы и осуществляем свою деятельность в Общественном Совете округа.

Юлия Кравченко>

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран