Город как школа: экскурсии для школьников на предприятия Зеленограда 29.03.2011 ZELENOGRAD.RU
Школьные экскурсии на предприятия были обычным явлением для нашего города еще в советские времена, когда у школ были «шефы» — заводы и НИИ, а около МИЭТа работал «Школьный комбинат». Затем были годы, на которые тесная связь образования и производства практически прервалась, и только в последнее время работодатели начали проявлять всё больший интерес к своим потенциальным сотрудникам еще со школьной скамьи. Знакомство их снова стало целенаправленным, и вот уже несколько лет в рамках фестиваля научно-технического творчества в Зеленограде организуются экскурсии для школьников на промышленные и научные предприятия, а также предприятия городского хозяйства. О том, куда сегодня приводят старшеклассников, чтобы показать им возможности для их профессионального будущего, в студии Zelenograd.ru рассказала Ольга Рылова, заместитель руководителя Окружного методического центра Зеленоградского окружного управления образования.

Послушать (27:49)загрузить файл со звуком (19570 кб)

— Ольга Владимировна, история у таких экскурсий давнишняя — а раньше школьников водили на режимные предприятия электроники, или такая возможность появилась только сейчас?

— В советское время было гораздо больше возможностей для посещения любых предприятий, в том числе и режимных, поскольку существовало такое понятие, как шефство предприятий над школами. Шефы приглашали ребят к себе и сами приходили в свои подшефные школы. Но Зеленоград — город специфический, здесь большинство предприятий режимные, поэтому дети достаточно редко попадали на эти предприятия, видели только то, что им могли показать, поскольку уровень секретности был действительно достаточно высоким. Тем не менее, дети были в курсе того, где работают их родители, чем они занимаются, и, мало того, работники предприятий в рамках того же шефства организовывали еще и различные досуговые, клубные мероприятия для школьников.

— А потом это прервалось, с перестройкой экскурсии вообще прекратились? Предприятия, наверно, чувствовали не лучшим образом...

— Да. Разрушенное в 90-е годы производство, да и смена форм собственности — всё это не способствовало развитию экскурсий. Хотя даже сейчас нас пускают, конечно, не на все предприятия, поскольку восстановление разрушенного идет очень неравномерно, и некоторым предприятиям пока просто нечего показывать детям. Крупные предприятия уже восстановились, они с нами сотрудничают. А те, кто пока еще не может — они готовы сотрудничать, но позже.

— Какие крупные предприятия — можно сразу перечислить какие-то названия?

— В прошлом году проводили систематические экскурсии для школьников ОАО «НИИМЭ и завод «Микрон», ОАО «Ангстрем», научно-производственная фирма «МТ-Модуль», колледжи 49, 50 и 73 — они, конечно, не предприятия, но это все равно профориентация.

Экскурсия в зеленоградский НИИ Материаловедения прошла в январе этого года для учеников профильной группы 10-го класса школы 897. Ребята познакомились с монокристаллами, технологией их выращивания и сферами применения, «потрогали руками» и увидели собственными глазами то, что в школе можно только выучить по учебнику, и узнали многие дополнительные подробности.

— МИЭТ еще проводит экскурсии...

— Да, МИЭТ ведет большую работу по профориентации, и в прошлом году, и в этом году мы традиционно активно сотрудничаем с ним. Тринадцать школ округа заключили с МИЭТом договор о сотрудничестве. И помимо этого, для всех желающих проводятся лекции, экскурсии на кафедры вуза. Например, в этом году кафедры общей физики, квантовой физики, наноэлектроники, микроэлектроники заявили, что они готовы провести лекции для школьников [Открытые лекции по квантовой физике и занятия в физической лаборатории для старшеклассников в МИЭТе — Zelenograd.ru].

— А отклик у школьников такие инициативы МИЭТ находят? Ребята приходят, им это интересно, и есть ли у школьников вообще сейчас время на дополнительные лекции?

— Я знаю, что, по крайней мере, на лекции кафедры общей физики школьники и учителя старших классов приходят регулярно. И в том году эти лекции проводились несколько раз в год, и в этом году, и проходят они при достаточно большом количестве участников. Кроме того, МИЭТ проводит практические работы: например, на той же кафедре общей физики был открыт факультатив «Знакомство с физической лабораторией», там дети могли выполнять лабораторные работы на базе МИЭТа.

— Эти лабораторные работы даже, по-моему, засчитываются тем ребятам, кто придёт учиться в МИЭТ, в качестве «лабораторок», которые делают студенты на первом курсе...

— Да. Например, лицей 1557 работает по договору с МИЭТом, и проводит эксперимент по обучению по индивидуальным учебным планам: у каждого школьника свой учебный план, ребята встречаются на уроках определенной группой, потом снова расходятся, и на следующем уроке может сидеть уже совершенно другой состав детей. То есть, там нет традиционной классной системы. И ученики лицея на базе МИЭТа выполняют лабораторные работы с их последующей защитой, в частности, на кафедре ТКС, в соответствии со своими индивидуальными учебными планами.

— Возвращаясь к экскурсиям — их проведение было инициативой Управления образования или каких-то предприятий? Может быть, кто-то сам на вас вышел и предложил: давайте нам своих школьников, пусть они все увидят?

— На самом деле, первоначально это была инициатива Окружного управления образования, поскольку было решено проводить окружные фестивали научно-технического творчества. Первый фестиваль мы даже не знали, как назвать, и назвали его «Вернисажем исследовательских проектов», поскольку не хотелось называть его ни конкурсом, ни выставкой — это было просто такое мероприятие, на котором можно было себя показать и других посмотреть [Вернисаж детских исследовательских и изобретательских проектов — Zelenograd.ru] И, проведя его, мы поняли, что желающих показать свои работы очень много. Поэтому на следующий год мы организовали Первый окружной фестиваль научно-технического творчества, который уже включал несколько мероприятий: конкурсы, выставки. А потом всё это вылилось в ярмарку «РИТМ Зеленоград» [Ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда» — Zelenograd.ru], которая вошла в число городских событий научно-технического творчества.

— Говоря об экскурсиях для школьников на зеленоградские предприятия, как правило, имеют ввиду прежде всего электронику. Есть ли какие-то предприятия других отраслей, которые приглашают детей? Например, хлебозавод, на нём ведь проводились раньше экскурсии?

— В настоящее время хлебозавод не проводит экскурсий вообще. Это жаль, потому что они были очень интересными, и на них водили даже начальные классы — недалеко, интересно, понятно, и дети были очень довольны. Но сейчас по каким-то причинам пока экскурсии на хлебозаводе не проводятся. Как только нас будут готовы там принять, мы, конечно, с удовольствием пойдем. Но я бы не сказала, что мы водим детей только на предприятия электроники. Дело в том, что если говорить об инициативе предприятий, то единственное предприятие, которое предложило нам свои услуги самостоятельно — это была научно-производственная фирма «МТ-Модуль», которая как раз занимается металлообработкой, а не электроникой. Но ее генеральный директор, Андрей Михайлович Титов — бывший учитель, он очень хорошо понимает суть вопроса, и, по его собственному выражению, детей не боится. Поэтому, когда было совещание по вопросам организации фестиваля научно-технического творчества, то он сам подошел и предложил свою помощь.

— А чем занимается «МТ-Модуль» — что там детям показывают?

— Их профиль — металлообработка, изготовление изделий из металлического листа и трубы. Основное производство у них находится в Солнечногорске, в силу экономических причин, а в Зеленограде сохранилось небольшое производство, на котором они достаточно часто нас принимают — раз в месяц мы водим туда экскурсионные группы детей. Правда, это группы только по пять человек, поскольку предприятие малое, и помещения у них небольшие. Но экскурсии достаточно интересные, на них очень много желающих. Мы начали их проводить в прошлом году, и продолжаем в этом.

— Этой компании требуются специалисты среднего образования или все-таки инженеры с высшим образованием? На какое будущее дети там настраиваются?

— Вы знаете, в основном все наши экскурсии направлены просто на просвещение — на то, чтобы дети узнали, что есть в городе, какие вообще профессии существуют, каких навыков они требуют, какой подготовки. Сегодня даже металлообработка происходит на станках с программным управлением, и, естественно, сразу после школы никого не возьмут на эту работу, требуется все-таки специальная подготовка. Поэтому школьники, приходя на это производство, видят, что там происходит, видят эти станки, очень интересуются и осознают, что надо учиться.

— Руками там ничего не дают сделать желающим?

— Нет, на этих производствах ничего не дают. Вообще, отдельная проблема связана с тем, что даже если нас готовы принимать на экскурсии, то не всегда на предприятии есть специальное подразделение, которое этими экскурсиями занимается — специальные люди, которые их организуют. Для предприятий это разовые мероприятия, там выделяется какой-то человек, который в течение этого дня готов с нами работать, но не более того. А для того, чтобы организовать какую-то минимальную работу детей, конечно, нужно подготовиться, иметь определенную базу, а это не всегда возможно.

— Вы сказали, директор «МТ-Модуль» детей не боится. А насколько вообще предприятия боятся детей? Ведь действительно, если привести толпу детей на производство — они могут как-то нахулиганить... Или дети попадают под влияние серьезной атмосферы?

— Да, дети там не хулиганят. Во-первых, они приходят в новую атмосферу и, конечно, не склонны хулиганить в новых условиях. Во-вторых, на экскурсии идут не все дети подряд, а только заинтересованные, потому что группы-то мы можем отправлять небольшие. Да и возраст детей ограничен. То есть, педагоги ведут детей, которые уже мотивированы именно на эту экскурсию, на это направление. Сложность состоит еще и в том, что всё, что дети видят, для них еще нужно прокомментировать. И вот донести информацию интересно и понятно — вот это для представителей предприятий бывает достаточно сложно.

— Должен быть специальный человек на предприятии, который хочет, умеет разговаривать с детьми?

— Да. Но предприятия успешно выходят из положения, они находят таких людей в своих коллективах.

— А для предприятия это кабала, все-таки вы больше их заставляете, говорите: «примите нас, мы придем»?

— Нет, вы знаете, ни одно предприятие не воспринимает экскурсии как что-то навязанное. Просто если кто-то еще не готов с нами работать, то они отказывают в проведении экскурсии. А те, которые соглашаются, они понимают, на что они идут, они готовы сотрудничать, никаких таких проблем у нас не возникает.

— Не так давно прошла встреча специалистов «Ангстрема» со школьниками, участниками зеленоградских школьных научных обществ — там «Ангстрем» рассказывал, что он готов делать для ребят буквально все: проводить лекции в своём Музее отечественной микроэлектроники, рассказывать о своем производстве, помогать в исследовательских проектах и так далее. А школьники и их учителя сами-то готовы приходить на такие лекции? Или эти инициативы «Ангстрема» пропадут втуне?

— Если говорить об «Ангстреме», то пока наше сотрудничество с ним заканчивается на уровне Музейно-выставочного центра имени А.И. Шокина — туда действительно два раза в неделю приходят группы по двадцать человек. «Ангстрем» регулярно и достаточно часто принимает ребят, проводит экскурсии, лекции. Эта работа ведется систематически второй год, и у нас нет сложности с организацией такого взаимодействия. Но на производство, к сожалению, «Ангстрем» пока не готов нас пустить — у них нет таких возможностей, как, например, на «Микроне», где организован стеклянный коридор, и школьники могут пройти практически к месту производства, ничего не трогая и не мешая технологическому процессу. А что касается руководства детскими работами — если «Ангстрем» будет готов, мы с удовольствием воспользуемся этой возможностью.

— А кто должен к кому прийти — «Ангстрем» к вам, или учителя должны обратиться через Управление образования к «Ангстрему» с какими-то конкретными работами, предложениями, идеями?

— Сейчас вырабатывается такая линия поведения: префектура разрабатывает программу действий, по которой от предприятий будет сделан запрос на тематику детских работ, они сами её обозначат — причем, предприятия не только электроники, но и любые другие, например, городского хозяйства. Другое дело, что школьники могут выполнять такие работы все-таки в ограниченном объеме, потому что у них в первую очередь не хватает знаний, а кроме того, не хватает материальной базы, если эта работа требует проведения каких-то лабораторных работ или экспериментов. Однако сейчас такие запросы предприятия пытаются сформировать. И когда будет понятно, что им интересно, школьные учителя уже сформулируют темы для школьников. И вот тогда было бы хорошо, если бы от предприятия пришел научный руководитель этой работы, который прослеживал бы логику её выполнения.

— Значит, мало-помалу шефство предприятий в таком виде может вернуться?

— Да, я думаю, что это реально. Но для этого нужно время и чтобы люди были действительно заинтересованы.

— Например, «Микрон» в последнее время достаточно четко декларирует свой интерес и приглашает к себе на экскурсии — не так давно там даже блоггеров принимали...

— По моим наблюдениям, «Микрон» единственное пока в Зеленограде предприятие, где есть специальная служба — отдел маркетинговых коммуникаций, который занимается связями с общественностью, её просвещением, в том числе и школьников. Этот отдел действительно регулярно направляет нам информацию о проведенных экскурсиях, нам даже присылают фотографии с этих экскурсий, которые на «Микроне» делают профессионально. Присылают материалы по профориентации в микроэлектронике, которые мы можем использовать в работе — например, по устройству чистых комнат на предприятиях электронной промышленности. Пока среди тех предприятий, которые с нами сотрудничают, «Микрон» единственный обладает специальной службой. На других предприятиях есть отдельные люди, которые с нами контактируют.

— «Микрон» или «Ангстрем» используют такие экскурсии для отбора школьников, которых они могли бы направить на целевое обучение, скажем, в МИЭТ?

— Во время экскурсии это вряд ли можно сделать — пока ребенок себя не проявит в конкретной работе, трудно говорить о его возможностях и способностях. А вот во время ярмарки «Ритм Зеленограда», которая прошла в октябре прошлого года, тот же самый «Микрон» и другие предприятия нашли для себя интересные работы ребят и пригласили авторов к себе на корпоративные мероприятия, дали сертификаты на обучение и поощрительные призы. На таких мероприятиях как Ярмарка, детей можно заметить, когда они демонстрируют конкретные результаты своего труда.

— Вы сказали, что сейчас экскурсий на хлебозавод нет, а жаль — было бы хорошо устраивать их для младших школьников. А вообще младших школьников сейчас куда-нибудь водят? Не на предприятия электроники, наверное?

— Нет, конечно, на эти предприятия и в МИЭТ ходят в основном восьмые-одиннадцатые классы. «Ангстрем» принимает на свои лекции седьмые-девятые классы, и это очень хорошо, это ранняя профилизация. А начинать целенаправленную профориентацию еще раньше нет смысла — дети еще не могут достаточно объективно оценить свои ощущения, свои желания, свои возможности, как того требует тестирование по профориентации. Поэтому для детей до седьмого класса мы проводим просто ознакомительные экскурсии, например, на предприятия городского хозяйства. У детей должно сложиться общее впечатление о том, что происходит у нас в городе. В этом году Мосводоканал готов организовать экскурсии для пятых-седьмых классов. Я думаю, мы будем расширять сферу наших контактов и постепенно сможем водить детей на большее количество предприятий.

Кроме того, ведь нашими экскурсиями, организованными Управлением образования и методическим центром, школы не ограничиваются — они сами вывозят детей. Например, в прошлом году они самостоятельно договаривались об экскурсиях на «Элион», на «Компонент», принимала школьников ООО «Дана». Водили ребят в поликлинику 201, в отделение ЗАГСа, в зеленоградское УВД. Несколько раз ходили в пожарную часть. Дети активно выезжают на экскурсии, в том числе и на производства — например, были организованы поездки в поселок Поварово, на ООО «Мебель-М», в кинологический питомник. На кондитерскую фабрику «Красный Октябрь» дети очень любят ездить, на фабрику елочных игрушек «Клинское подворье» и в музей истории шоколада и какао с посещением производства.

В прошлом году было организовано около четырехсот различных экскурсий для школьников, и более 8,5 тысяч человек приняли в них участие.

— Школам даже, кажется, оплачивается возможность выехать на автобусе куда-то классом — раз в год, в музей или на экскурсию. Есть такое, да, этим можно воспользоваться?

— Да, есть заказ школьных бесплатных автобусов, и он не ограничен одним разом в год. Я не отвечу на вопрос о квоте, но единственное, что ограничивает заказ бесплатных автобусов — это наличие финансирования. При наличии денег заказ не является проблемой. В течение года такие заказы от школ поступают, их оформляет Дирекция Управления образования, она же связывается с автобазой и отслеживает все эти перевозки.

— А сами родители могут прийти и сказать: «На моем предприятии готовы принять школьников — давайте сводим к нам детей!» ?

— Да, конечно. Если это разовая экскурсия только для одного класса или одной школы — то с таким предложением стоит обратиться к директору школы, и всё будет организовано. А если предприятие готово систематически принимать детей, то нужно обращаться в Управление образования, в Окружной методический центр.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран