49
Расписание уроков: история 18.11.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru учитель истории школы 1194 Ольга Михайловна Ивановец, с которой мы обсуждаем школьные учебники по истории и вмешательство новейшей истории в школьную программу, ЕГЭ по истории и обществознанию, "дилетантов" от истории и право на жизнь собственных исторических оценок учителя, а также отношение к новому для гуманитариев школьному предмету – "Основы религии и светской этики".

Послушать (39:03)загрузить файл со звуком (27468 кб)

- Ольга Михайловна, ваш предмет – только история или также и обществознание?

- Историков у нас всегда готовили по широкому профилю - мы и историки, и обществоведы, а теперь еще и правоведы. Есть отдельный курс правоведения, мы проходим переквалификацию и имеем право преподавать право как отдельный предмет. Обычно учебный план у каждой школы свой, где-то уже ввели отдельный предмет "право", кто-то сохраняет интегрированный курс обществознания, поэтому у кого как.

- Насколько близки история и обществоведение? Если их ведет один учитель - он интегрирует одно в другое или это все-таки отдельные предметы?

- Обществоведение это более теоретическая наука, которая вырастает из пережитой нами истории. Все концепции политических структур, политических режимов - они же были в реальной практике истории, и обществоведение как бы теоретизирует, обобщает, выводит на уровень теоретических знаний этот практический исторический опыт. Кроме того, оно включает еще и социологию, потому что в истории мы изучаем социальные группы различных типов общества, а на уроках социологии в рамках обществознания мы, опять же теоретически, выстраиваем конструкции разных типов общества, систему взаимодействия различных социальных групп при равных условиях экономического взаимодействия и так далее.

- Значит, история - это факты и практика, а обществознание - это теория?

- Теоретизирование, да.

"Наша школа ориентирована на политехнизм – нам не хватает гуманитарного образования, чтобы разобраться в проблемах общества"

- В каком классе сейчас школьники начинают учить историю и обществознание? Напомните взрослым...

- Систематический курс истории начинается с 5 класса, но в некоторых начальных школах вводят пропедевтические курсы истории, например, знакомство с различными рассказами об истории России или знакомство с мифологией разных народов. В некоторых начальных школах ведется исторический пропедевтический курс москвоведения, то есть некое погружение в историю в начальной школе уже есть. Систематическое изучение истории начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе, это первый круг изучения. А в 10-11 классе школьники должны на более высоком теоретическом уровне обобщить знания, полученные с 5 по 9 класс.

- Сколько часов в неделю сейчас выделяется урокам обществознания и истории?

- Учебный план в каждой школе свой, но по основному федеральному плану - два часа в неделю у истории с 5 по 9 класс. В 10-11 классах, если они не профильные – два урока истории в 10 классе и три урока в 11 классе, а если это профильный предмет в 10-11 классе, то по четыре часа в неделю. Обществознание сейчас начинают изучаться с 6 класса, там этот предмет тоже абсолютно пропедевтический, один час в неделю - знакомство с некоторыми структурами современного общества, отличиями современного общества на достаточно примитивном уровне. К 8-9 классу курс обществоведения становится уже более сложным, а в 10-11 классе это, собственно, уже становится теоретической наукой. Опять же, в каждой школе обществоведение ведется по-своему, в непрофильных классах по одному уроку в неделю, в профильных до четырех уроков. Иногда эти четыре урока делятся - даются два часа интегрированного обществознания, куда включаются философия, социология, духовная сфера жизни общества, а отдельными курсами по одному уроку в неделю читаются экономика и право. В профильных социально-гуманитарных классах должно быть так.

- Как я понимаю, учителям истории и обществознания не приходится жаловаться на то, что часов на их предметы отведено мало, да?

- Ну, по крайней мере в Зеленограде в прошлом году у нас были проблемы с нехваткой учителей – если говорить о нагрузке. Сами понимаете, когда человек работает профессионально, ему все время часов не будет хватать.

- У нас уже были учителя физики, математики, которые на это жаловались – у физики в школе, например, тоже по два урока в неделю. Такое впечатление, что сейчас гуманитарные науки находятся в лучшем положении…

- Я назову всего две цифры, которые не я придумала - это подсчитали специалисты. Вся физика, начиная с 7 и заканчивая 11 классом, изучает 450 основных понятий. Историки изучают за меньшее время 4500 понятий. А часов у этих предметов одинаковое количество, по два урока в неделю. Я считаю, что физики и математики избалованы советской системой образования. Именно тогда сложился политехнизм, не нужны были люди, хорошо разбирающиеся в общественных отношениях, а лучше было, чтобы они вообще в этом не разбирались. Было большое количество инженеров – нужны были физики и математики, поэтому и вся школа у нас была физико-математическая. Было много часов физики, и преодолеть это мы до сих пор не можем - на физику, математику и естественные науки выделено в совокупности значительно больше часов, чем на общественные науки.

- Вы, наверное, говорите так же, как любой учитель о своем предмете...

- Нет, в данном случае я говорю, как обществовед. Такого соотношения нигде ни у кого нет, при этом задачи по физике и математике в Европе и в Америке решают лучше, чем наши физики и математики. Хоть мы и выигрываем олимпиады... Но международный срез, Пиза, показывает, что в среднем наш ученик математику знает хуже, чем европейский школьник. Надо, чтобы общество это осознавало. У нас как раз не хватает гуманитарного образования, и в силу этого мы никак не можем разобраться, например, со своей правовой системой - именно потому, что мы воспитаны внутри естественно-физической школы, мало ориентированной на общественные отношения.

Учебники истории: от пёстрого ковра 90-х к методологическим линиям

- Сколько лет вы уже преподаете в школе историю и обществознание?

- Я преподаю с 1981 года, то есть уже 29 лет.

- Насколько часто менялись учебники истории за время вашего преподавания? Вообще, они менялись по каким-то периодам кардинальной смены власти, - социализм, Горбачев, Ельцин, сегодняшнее время, - или чаще?

- Когда я начинала в 1981, учебники были, естественно, стабильные, советские. Они никогда не менялись, но подновлялись, ведь история идет, продлевается некий срок новейшего времени. Все изменения начались в 1986-1987 году, когда началась эта чернуха в прессе, какое-то переосмысление своей истории. Тогда старые учебники стали уже просто не нужны, потому что дети читали совершенно другую информацию в журналах, видели по телевидению - приходилось обсуждать всё это, и учебник отодвигался. Где-то к середине 90-х годов написали новую формацию учебников, и вот тут в 90-е годы было абсолютное творчество, абсолютная свобода. Каждый учитель выплывал как мог, исходя из уровня своего интеллекта и информированности.

- Получается, десять лет до этого учебники по истории, в общем-то, отсутствовали…

- Да, мы фактически без учебников работали - пока заменили всю формацию учебников. С середины 90-х пришло огромное количество других учебников. Поскольку было время свободы, понятно, что люди писали что хотели, правовая система принятия новых учебников еще не устоялась, и на нас хлынула очень тяжелая волна, в которой трудно было разобраться - по какому же учебнику учить.

- Я сейчас увидела такую цифру – существует 108 учебников по истории. Тогда их было еще больше?

- Учебников сейчас много, но сегодня как раз порядок: есть несколько линий учебников, с 5 по 9 класс. И хотя у них разные авторы, специалисты по разным областям и разделам истории, но вот эти линии сегодня методологически выдержаны: в одной линии есть одна система заданий, там работают над одними навыками, другая линия акцентирует что-то немножко другое, но именно методологически. Не идеологически, ни в коем случае там нет разницы в каких-то жестких оценочных позициях – разница именно в методологии, подаче информации, конструировании самого материла. И я могу теперь выбирать линию учебников. Конечно, это хорошо - сегодня учитель берет, допустим, учебник Михайловского, линию "Русское слово", и уже знает, что ребенок быстро приучится к работе с этим учебником, и далее у него пойдут однотипные учебники в 6, 7 классе и далее.

- Вернемся к истории – в 90-х годах вышло много разных учебников…

- Да, просто пестрым ковром. Писали эти учебники все, кому не лень, что называется, и они не были выстроены ни в какие линии. Вот тогда учителям было очень сложно работать, выбирать учебник, что давать, что не давать. В некоторых учебниках была уже фундаментальная наука, а не знания для школьников, они были плохо выдержаны методологически. Хотя были иногда очень интересные учебники.

- Значит, сейчас учебники выдержаны именно методологически. А политически они не ангажированы, сейчас вообще нет такого, как было раньше - марксизм-ленинизм?

- Конечно, история сейчас подаётся с либеральных позиций, это тоже своего рода ангажированность. Но раз у нас либеральное демократическое общество, то, естественно, тоталитарной идеологии в учебниках просто не может быть. Такой учебник редакционная комиссия не пропустит через систему экспертизы. Раз мы развиваем правовое государство, и либеральные ценности являются теми ценностями, которые ребенок должен воспринять, то, естественно, история дается через эту призму. Но потом бывают сложности, когда мы переходим к обществоведению. Там-то мы уже пытаемся сформировать возможность видения одного и того же объекта с разных позиций.

- Сейчас это есть - возможность посмотреть на историю с разных позиций?

- Да, абсолютно. Это можно делать и на уроках истории, но тут всё зависит, конечно, от квалификации учителя. А на обществоведении без этого просто невозможно - мы должны поиграть в разные роли, увидеть противоречия современной общественной среды, увидеть, как проявляются разные позиции, в лозунгах, в терминах, в словесах, в программах.

- В плане экспертизы школьных учебников история – это предмет, наверно, сегодня наиболее сложный из школьных предметов?

- Я не думаю… Если говорить о профессиональной экспертизе, то все учебники экспертирует Академия наук. Текст учебника не может противоречить тому, что сегодня принято в науке - то есть, мягко говоря, если господин Фоменко не признан академическим сообществом, то естественно, его концепция и позиция в учебниках даже не упоминаются, и другая подача исторической хронологии, какую он предлагает, в учебники пройти не может.

- Недавно была создана комиссия при Президенте, которая собирается провести всероссийский конкурс по составлению общенационального школьного учебника по истории России. Это будет какой-то единый учебник?

- Может быть, оно бы и хорошо было - я не знаю, нужно ли тут многообразие или нет. Я прошла опыт активной работы с многообразием, и оно меня не пугает, но, может быть, для кого-то это многообразие избыточно, тяжело в нем ориентироваться.

"Всю историю может изменить один вновь открытый факт…"

- Вообще, учитель должен ориентироваться в многообразии подходов к истории - ваше мнение?

- А как же иначе? Дети приходят из разных семей, с разными оценками, с разными позициями. Есть масса людей, любящих историю, дилетанты от истории - это не грубое слово, в хорошем смысле, не профессиональные историки, а любители. Читают они очень много, и чаще всего у них в голове каша из оценочных суждений, они не умеют различать факты и отделять их от оценок, и разговаривают об этом с детьми. Даже иногда спорят с нами, учителями, заочно, через детей - бывают и такие ситуации. Поэтому, если ты это все не читаешь и не знаешь, ты будешь плохо чувствовать себя на этом поле.

- Учитель истории должен быть этаким эрудитом?

- Наверное, сложность преподавания истории заключается в том, что у нас идет постоянная учеба, чтение всего нового, что выходит – это просто каждодневный атрибут. Если ты этого не делаешь, ты очень быстро отстаешь. Я не знаю, в русском языке и в математике, наверное, можно не читать, что там нового академики придумали, потому что этого все равно в школьном курсе математики или физики нет – там курсы уже устоявшиеся. А у нас один факт может изменить всю историю. Причем, не оценочное суждение, а именно факт. Ну вот, например, последний факт, который установили лингвисты после того, как в Новгороде открыли всего-то одну маленькую берестяную грамоту – эта грамота, в общем-то, сейчас очень многие вещи в истории поставила под сомнение. Мы всегда считали, что славяне расселялись из Польши, Висло-Одерской прародины славянства, двумя маршрутами: на юг и на восток, куда пошли наши, восточные славяне. А сегодня удалось доказать, что даже в XIII веке новгородцы говорили на дославянском языке, то есть многие слова там были до того, как славяне оказались в Висло-Одерском междуречье. Получается, что новгородский север был заселен значительно раньше, это какой-то другой славянский центр, понимаете? Это факт, который сразу очень многое меняет в истории становления Древнерусского государства...

- …И учебник истории в этом месте нужно переписывать?

- Да! История, в общем-то, научно еще слабо прописана, и история России в том числе. Любой новый научно доказанный факт может изменить целые теории, целые серьезные суждения в науке. И с этой позиции учебники истории очень трудно отслеживать.

- Вы сказали, что история меняется как наука. А вообще наше знание истории может быть объективным или это всегда что-то приблизительное, что мы думаем и знаем о ней в настоящий момент?

- В истории важны две вещи. Есть факт - социальный факт, исторический факт, научный факт. Фактом является все, что произошло, а научным он становится тогда, когда он описан – так в истории принято: описан кем-то в научном исследовании, в статье, и, естественно, задокументирован, имеет объективные основания. Наука работает только с научными фактами. И вот этих-то фактов у нас в истории не всегда много. Многие архивы закрыты - наши, российские ученые говорят, что до сих пор многие факты трудно проверить, потому что закрыты архивы.

- Это касается архивов постреволюционных?

- Государственных архивов, в том числе и XX века. Кроме того, у нас не так много историков, чтобы проработать сразу все архивы по разным направлениям. Все равно новых научных фактов будет появляться много. И кто сказал, что среди этих научных фактов не будет таких, которые поменяют наши оценочные суждения? В истории очень сложно отличать только одно: что есть факт, и что – оценка. В этом задача курса истории старшей школы: научить детей находить научные, твердо установленные факты и отличать их от сомнительных фактов, то есть таких, которые вытащили на свет в связи с чем-то, но никто не уверен, что они имеют документальное подтверждение. Такое тоже встречается, даже в публицистических статьях - когда историю по-всякому передергивают, не опираясь на научные факты. Самое сложное, это отделить факт от оценочного суждения. И ребенок, в общем-то, к ЕГЭ, к 11 классу должен научиться это делать. И ЕГЭ это умение тоже замеряет.

- Ну, в общем-то, это даже не для ЕГЭ важно, а просто в жизни…

- Я утрирую, что это сейчас хоть стало замеряться, то есть общество хоть как-то хотело бы это отследить - научено новое поколение этому или не научено... Хотя ЕГЭ по истории - это экзамен по выбору, он не проверяет всех массированно, но все равно уже можно отслеживать, что происходит со знаниями детей.

Вне урока: "Иногда приходится даже спорить с родителями – и слава Богу, интересуются люди историей"

- Вы советуете вашим ученикам какие-то дополнительные источники информации по истории?

- Я очень много чего советую - мало кто, наверное, пользуется моими советами. Дело в том, что на наших детей обрушивается сегодня такой поток информации, что дети в нём давно уже потерялись. Закрыли уши, из самосохранения.

- Но есть источники надежные, которым можно доверять?

- Наш учебник, раз он прошел экспертизу Академии наук - будем считать, что мы ему доверяем. Учебники сейчас очень большие, у нас один параграф в 8 классе на восемь листов. И кроме этого, я посоветую, например, семикласснику почитать Стефана Цвейга, "Мария Стюарт". Я-то советую, но я больше чем уверена, что один человек из пятидесяти, может быть, возьмет эту книгу и прочитает, остальные - нет. Потому что это еще один поток информации, к которому они не готовы.

- Эти дополнительные источники - это творчество учителя, или их круг тоже как-то очерчен?

- У нас есть программы и есть списки дополнительной литературы, которую можно рекомендовать детям. Наши методисты разрабатывают эти списки, так сказать, исходя из общего кладезя мировой культуры – что можно почитать по данному историческому периоду и что соответствует возрасту учеников. Есть же еще проблема соответствия возрасту, потому что в 7 классе, например, мы изучаем XVI-XVII век, начало модернизации, и по этому периоду истории есть масса интересной литературы, начиная с Шекспира и заканчивая Цвейгом начала XX века. Но все равно трудно отобрать литературу для ребенка этого возраста и этого поколения... Мы в свое время эти книги читали в таком возрасте, а сейчас у детей есть некоторый инфантилизм, не в плохом смысле - просто у них детство продлевается во времени, и сегодняшние 13-14-летние дети менее социально зрелые, чем были дети этого же возраста поколение назад. Если их сравнивать с детьми 90-х, то они вообще социально незрелые – в 1993-1995 году 14-летние ребята уже деньги зарабатывали, причем осознанно, и бизнес делали. А сегодня семи-восьмиклассники это дети, маленькие дети с совершенно детскими интересами. Я считаю, что только некоторым моим нынешним семиклассникам можно посоветовать почитать, допустим, Фейхтвангера или Цвейга.

- Я приведу цитату по поводу истории из доклада Департамента образования, который был сделан в августе, перед началом нового учебного года: "В последние годы подходы к историческому образованию кардинально изменились - от простого усвоения теоретических знаний переориентировались на их самостоятельное получение, осмысление, развитие умения анализировать и оценивать информацию, превращая свои выводы в убеждения, на основе которых формируются гражданственность и патриотизм". Сейчас интернет полон разной исторической информации, и если ребенок пойдет получать ее там самостоятельно, сможет ли он ее оценить? Или только с помощью учителя истории?

- Смотря какой ребенок. Понятно, что пяти-шестиклассник ничего оценить не сможет, он даже не разберется, объективная ли это информация, надежный ли это вообще сайт, можно ли ему доверять… или это Википедия, в которую пишут все, кому не лень, хотя там, может быть, там и есть модераторы, которые что-то проверяют... Информацию нужно проверять и еще раз проверять. Ребенок, конечно, этого не может знать в 5-6 классе, у него еще нет опыта столкновения с ложной информацией, с передернутой информацией. И он доверяет всему, что напишут... Вернее так скажем: ему поручили, он добыл информацию и её принес. Поэтому в 5-6 классе мы и учим сначала искать информацию, которая объективна, надежна или проверена - хотя бы учеными, или из энциклопедического словаря…

- Вы прямо так на уроке и говорите: таким-то источникам стоит доверять?

- Нет, я так не говорю. У нас есть школьный учебник, мы работаем с ним, и там вполне достаточно информации, дай бог ее переварить. Мы учимся приемам работы с информацией: чтение, выборка основных моментов, понимание общей концепции того, что хотел сказать автор. Детей 5-6 класса иногда и читать приходится учить, в прямом смысле слова. Не потому, что они читать не умеют, придя из начальной школы - просто они умеют читать на бытовом языке, а у нас же язык специальный. У любой науки немножко специальный язык, и как бы ученые ни пытались его адаптировать к возрасту, он все равно насыщен терминологией. Иногда дети не понимают даже текста школьного учебника, и приходится объяснять, что означают простые русские слова. И вот в 5-6 классе из работы с текстом учебника и с какой-то дополнительной информацией, которую дети сами нашли, мы получаем начальный опыт работы с потоком информации - чему стоит доверять, а чему не стоит. Ребята делают какие-то доклады, сообщения, самостоятельно ищут информацию или при помощи родителей, если родители могут помочь им в этом. Когда ученик приносит информацию, я вместе с ним её анализирую и говорю: "Вот, посмотри, где ты её взял, и посмотри, что здесь написано, ты хоть прочитал то, что ты скачал?" Это совсем примитивная работа, 5, 6 и 7 класс. Интересней, конечно, уже в 10-11 классах, когда дети всему этому научены, когда они уже могут оценивать информацию самостоятельно...

- Вы сказали, вы иногда спорите через учеников с их родителями, вернее, они с вами спорят. Есть какие-то самые яркие или распространенные заблуждения либо убеждения, которые дети приносят из дома?

- Это, знаете, поветриями, всё от таблоида зависит. Вот разрекламировали Фоменко – бросились наши дилетанты читать Фоменко. Ученики приходят и говорят про Древний Египет, про Древнее царство, Среднее, Новое… Говорят: "Ольга Михайловна, всё не так!"

- Они уже выучили хронологию по Фоменко? :)

- Они не выучили, они просто слышали – кому-то что-то папа рассказал и так далее. Иногда они говорят об этом просто ради того, чтобы быть оригинальными. Но приходится потом с этим очень долго работать, оставляешь ребенка и начинаешь объяснять, что Фоменко - математик: "Вот представь себе, что ты, например, работаешь в закроечном цехе, ты самый великий портной. А я к тебе пришла и говорю - ты платье пошил не так. Я лучше знаю, как шить! Ты ко мне как будешь относиться?" Он говорит: "Ну как, вы же не умеете шить!" Я говорю: "А я вижу, что неправильно пошито!" Приблизительно так же и с Фоменко. У человека, видимо, было много свободного времени и острое желание как-то заявить о себе, и он решил поиграть с математикой и с людьми. А люди не математика, они не вписываются в математические формулы. И поэтому пока историческое сообщество не признает Фоменко. Но когда ребенку начинаешь это объяснять, он что-то дома начинает рассказывать, и ко мне тогда папа приходит – иногда и такое бывает. Обычно папы почему-то увлекаются историей, не мамы. Папа приходит и начинает: "Нет, Ольга Михайловна, что-то я не понял, давайте разбираться!" Ну, мне нравится, что они тоже хотят разобраться, а не просто принимают ту или иную новую концепцию. Иногда приходится тратить до часа-полутора, чтобы объяснить свою позицию... Я всегда добавляю: "Поймите, это моя позиция, я не Сахаров, не академик - но я почитала и вот что я увидела". Где-то прислушиваются, где-то... "А что почитать тогда советуете?" Интересуются, слава Богу, люди историей.

- А вообще, по вашему тридцатилетнему опыту, за 30 лет политических передряг в России - какой мы сейчас имеем общий уровнь знания истории? Все знают очень много лишнего, или наоборот, мало кто вообще уже интересуется, что там было в прошлом, собственно говоря?

- Я бы сказала так: в 90-е годы был всплеск интереса к истории. Детям нужно было дотошно разобраться, что откуда происходит, откуда ноги растут у современных явлений. Был замечательный учебник Ивонова для 10-11 классов, который блестяще давал объяснение нам самих себя с цивилизационной позиции – объяснение российской истории с философской позиции её осмысления, этой традиционной огромной цивилизации. И тогда детям было интересно. А сейчас ЕГЭ немножко убивает интерес собственно к истории.

- Вот и вы о ЕГЭ тоже так отзываетесь...

- Я не противница, я сторонница ЕГЭ. Но мы уже пять лет занимаемся ЕГЭ, и сейчас пошло первое поколение детей, которое уже с 5-6 класса ориентировано на некоторые форматы заданий ЕГЭ - и у них обнаруживается такой узкий утилитарный подход: "Мне нужно решить ЕГЭ". Формат заданий убирает ту широту живого, человеческого интереса к истории, который был в 90-е годы. Плохо это или хорошо - трудно судить, наверное, будущее покажет. Но когда люди интересуются историей и их волнует все, что происходит в стране, формируются настоящие патриоты. Люди, которые сами докопались до каких-то истин, готовы за них, так сказать, и голову положить. А когда формируется узконаправленный практицизм, - "Я вот это задание решу, это я знаю", - то выхолащивается воспитательная сторона истории. А ведь история - единственный предмет, который занимается человеком, общественными отношениями. Кроме литературы, наверное, никто больше о человеке с ребенком и не говорит. И вот эта воспитательная составляющая начинает из-за ЕГЭ уходить. Родители и дети думают: "Так, а это надо для сдачи ЕГЭ? Нет? Тогда это не интересно".

ЕГЭ: "Обществознание, как более формальный предмет, сдавать проще – а вообще для ЕГЭ нужен подходящий характер"

- Вы следите за итогами ЕГЭ по вашим предметам, истории и обществознанию?

- Конечно.

- В этом году обществознание по популярности было на первом месте среди предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. Это из-за того, что все вузы требовали сдачи этого экзамена?

- Да, эта популярность зависит не от нас, а от требований вузов. Большое количество вузов в качестве одного из трех экзаменов предложили сдать ЕГЭ, поэтому дети его выбирали.

- Тем не менее, 100-балльник в Зеленограде был по истории. Почему так, обществознание - более сложный экзамен? Вообще экзамены по вашим предметам сложные?

- Знаете, с ЕГЭ я уже десять лет очень плотно разбираюсь... Экзамен ЕГЭ очень интересный. С одной стороны, это не только проверка знания предмета, это еще и проверка характера ребенка, его организованности, в какой-то степени уровня личностного проявления. И не всякий характер может написать ЕГЭ на 100 баллов, даже блестяще знающий обществоведение и историю ученик может не написать. Нужно быть очень пунктуальным, последовательным, очень формализованным человеком, чтобы дотошно выполнить все, что там спрашивают. Люди творческие, гуманитарии тут всегда чуть-чуть теряют... что-нибудь куда-нибудь не туда запишут… мысль пойдет в другую сторону… Мы видим, что ребенок умный, но он не отвечает на поставленный вопрос и 2-3 балла не добирает. Поэтому я бы не судила об успешности сдачи по 100-балльным результатам. Так совпало, что в этом году какая-то девочка из 11 класса по характеру "подошла" ЕГЭ - у нее все слилось, и дотошность, и пунктуальность, и желание знать материал, и вот она собралась на экзамене и все пунктуально выполнила.

- Может быть, обществознание как раз проще сдавать, раз оно более формально, как вы говорили?

- Вообще обществознание по среднему баллу сдают лучше, чем историю. История – один из наиболее слабо сдаваемых предметов. История - это огромное содержание этого предмета, которое ты должен держать в оперативной памяти на экзамене. Плюс формат ЕГЭ с его заданиями определенного типа. Если ты вдруг к данному формату не готов, ты еще должен будешь сообразить, как эти задания выполнить, а это потеря времени. Экзамен длится три с половиной часа, и никто ни секунды ждать не будет.

- В какие вузы сейчас требуется история? Понятно, что обществознание во многие...

- История – ну, на универститеские исторические факультеты, философский и социологический факультеты МГУ, допустим... Еще историю спрашивают все юридические факультеты, наряду с обществознанием, но тоже не на все профессии - если это международное право, там иногда английский могут заменить, но чаще историю меняют, чем обществоведение. Историю сдают на некоторые филологические направления обучения, тоже в качестве третьего предмета, не главного. Гуманитарные университеты типа РГГУ просят историю при поступлении на определенные факультеты.

- Сейчас дети часто выбирают будущую профессию филолога, историка, философа? Или это вообще сейчас не котируется, по заработку, может быть?

- Я могу судить узко, только по своим выпускникам. В выпуске этого года у нас опять было очень много экономистов - у нас был гуманитарный класс, и многие из него поступили в Финансовую академию, в Плехановку, в МГУ на философский факультет. Я разговаривала с ребятами - они недавно приходили поздравить нас с Днем учителя. Спросила: "Ну, девчонки и ребята, вы выбрали гуманитарную профессию, а работу-то вы себе найдете?" И вот они мне ответили… ну, другое поколение, немножко иначе всё видят. Они говорят: "Ольга Михайловна, это первое образование, его нужно получить для себя как базовое, фундаментальное, для развития мозгов. А уже на этой почве мы потом придумаем, куда их пристроить". Это мне сказали те, кто пошел учиться в МГУ.

- Фундаментальный подход у детей, очень осознанный…

- Да, я этому удивилась. Но так думают, конечно, не все. Естественно, это социально-гуманитарный класс, элита этого класса, которая осознанно выбирала профессию. А остальные идут на юрфаки, конечно, в налоговую службу, в Академию МВД.

Этика учителя: "Я отказываюсь преподавать "Основы религии" и доношу до учеников свои исторические оценки"

- Завершая интервью, хочу вас спросить о таком предмете, как "Основы религии и светской этики" - его сейчас начали экспериментально вводить в школах Москвы. Преподавать его, как я понимаю, тоже предлагают прежде всего учителям-гуманитариям? Вам этого не предлагали в школе?

- Нет, я с порога буду отметать такие предложения - даже если предложат, я откажусь, потому что лет пять назад я вела курс "Мировая религия". Он приблизительно об этом же: основы мировых религий, ценности мировых религий - такой был культурный курс, абсолютно не ориентированный ни на какую религию. И, проведя такой курс в течение одного года, я от него отказалась и никогда больше не возьмусь за это. Вот с чем я столкнулась, что мне подсказал опыт: мы, учителя, не готовы вести такие предметы. Даже если меня специально к этому подготовят в смысле содержания и методики... Дети начинают воспринимать нас, как священников. Помимо нашей воли, просто поскольку мы говорим о религии и даем религиозные основы - дети не разделяют нас в своем сознании с тем, кто является носителем религии. Не передатчиком информации о ней, а носителем. Дети начинают задавать мне такие вопросы, на которые я не имею права отвечать, потому что я не священник.

- Это очень этичный подход с вашей стороны…

- Да, они начинают задавать личные вопросы, они начинают разбирать что-то, подходить ко мне уже на переменах с той или иной своей жизненной ситуацией, с требованием, чтобы я это как-то... А я понимаю, что я не имею права сюда вторгаться. Никто мне такого морального права не давал. Я даже просто совета не имею права дать. И вот тогда я поняла, что я этим больше заниматься не буду никогда, это моё мнение. Все-таки желательно, чтобы такой предмет, об этике, читал священник того вероисповедания, которому принадлежит каждый конкретный ребенок.

- Значит, вы видите выход в том, чтобы в школу приходили священники по этим нескольким мировым религиям?..

- Нет - зачем это делать, я не понимаю. У нас есть масса воскресных школ: и мусульманских, и синагог, и православных…

- И это не дело общеобразовательной школы в принципе?

- Я думаю, тут либо как-то очень тонко нужно разграничить содержание, либо как-то иначе готовить учителей, чтобы они, может быть, подходили к предмету формально – "Я вам это отчитал, и до свидания". Потому что даже если ты начинаешь пытаться помочь ребенку, ты видишь, что у него какая-то жизненная ситуация, и он пытается разобраться в ней с позиции норм морали в этой ситуации – ты вторгаешься в святая святых, в семейные отношения, куда ты вторгаться не имеешь права. Можно даже добрым советом навредить ребенку.

- Хорошо, с этикой преподавания религии все понятно. А этика преподавания истории для вас примерно так же выглядит? Ведь иногда учителя истории, особенно в перестроечные времена, становились "лучом света в темном царстве", как учитель скажет – так и есть... А учитель ведь тоже может иметь какие-то собственные политические убеждения, взгляды?..

- Вот от этого нам никуда не деться, к сожалению. И это крест гуманитариев - мы не можем отречься от своего собственного суждения. И если я что-то не разделяю, вот как мне сказать об этом? В учебнике написано одно, а я считаю, что это выглядит немножко по-другому. Одни учителя считают, что правильно говорить, как в учебнике, не включая собственное отношение.

- "Отчитал и до свидания"?

- Да. Я считаю, что это неправильно, потому что ребенок должен видеть моё отношение. И я говорю, как в учебнике, но потом добавляю: "Знаете, ребята, а я вот считаю иначе – так-то и так-то". При этом я всегда оговариваюсь: "Вы можете считать, как вы считаете нужным. Оценочное суждение в истории не оценивается, дайте мне, пожалуйста, знание факта, причинно-следственных связей, того, что об этом сказали великие историки. А вот ваше оценочное суждение вы потом можете присовокупить, раскрывая тему. Но только как собственную позицию".

- И присовокупить именно свое собственное мнение, а не мнение учителя?

- Да. И я всегда им показываю, что у меня есть собственное мнение по каким-то вопросам - допустим, по отношению к Петру Первому. У нас ведь даже есть такие задания, по столкновениям позиций внутри истории - в оценке деятельности Петра Первого, или Ивана Грозного, или Сталина. Но всегда, когда я даю свою оценку, я даю и её обоснование, привожу аргументацию. Есть такое задание ЕГЭ, когда ученику дают два мнения, и он должен из них выбрать одно, аргументировав его. Дети должны видеть, что и в жизни это всегда действует, в демократическом обществе ты можешь иметь мнение, но оно должно быть аргументированным.

- Часто вам хочется сказать: "А у меня другое мнение, не как в учебнике"?

- Нет, не могу сказать, что часто. Как правило, это бывает в 10-11 классе. С 5 по 8 класс идет в основном фактология, причинно-следственные связи, понимание исторического процесса именно как процесса, а не набора отдельных событий. А вот в 10-11 классе наступает уже осмысление всего этого - там да, конечно, я часто говорю: "Вот у вас так написано, а у другого автора написано по-другому, у третьего – тоже иначе". Мы даже реферативные работы такие пишем, с разными оценками и суждениями по поводу одного и того же исторического факта.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
наталья чистякова
21 ноября 2010
Учитель пишет "формат заданий по ЕГЭ убивает широту живого интереса к истории" и при этом утверждает, что она сторонник ЕГЭ. Как это можно связать?
А почему корр. так испугался. когда логика разговора подошла к выводу, что священники должны говорить о вере?
И когда же сами истрики, причём преподавашие историю религий, будут принимать во внимание цифры? Унас в стране государствообразующая религия - Православие. 80% населения называют себя православными (не надо в этой теме поднимать вопрос о степени воцерковлённости, это другой вопрос). Все остальные конфессии - негосударствообразующие, они просто есть. Естественно в Татарии говорить о мусульманстве, В Калмыкии - о буддизме, иудаизм - вообще не мировая религия, что все про него говорят-то?
Упоминайте уж тогда конфуцианство или индуизм - у нас йогов больше, чем иудеев.
Владислав М
21 ноября 2010
государствообразующая религия - Православие.
Россия - светское государство, поэтому попы вместе с мулами, равинами и проч. должны идти лесом, по крайней мере, на прог школ ни одного из них пускать нельзя.
Елена Панасенко
21 ноября 2010
Наталья, будьте любезны объяснить, на основании чего Вы обвиняете корреспондента - меня - в испуге? Вопрос о священниках был задан, ответ был дан - да, священники должны говорить о вере, причем не в средней государственной общеобразовательной школе. Интересуют также Ваши предположения относительно того, а кого, собственно, корреспондент мог испугаться - просто любопытно:) Портал Zelenograd.ru не ангажирован никакими структурами, включая государственные.
По теме преподавания предмета "история религии" планируется отдельное интервью с представителем Управления образования и учителем, ведущим его в школе - переговоры о приглашении их в студию ведутся уже сейчас. В частности поэтому эти вопросы не обсуждались подробно в интервью с учителем истории. Если у Вас, кстати, есть вопросы по теме "история религии в школе" - я чувствую, Вы к ней не равнодушны - прошу Вас, формулируйте и задавайте их, можно прямо здесь.

В чем конкретно Вам не понравились ответы историка по отношению к 80% православных - вообще непонятно. Историка, отказавшегося по этическим соображениям вообще преподавать религию в школе, какую бы то ни было.

Что касается ЕГЭ, то в нем, как и во многом другом в жизни), есть плюсы и минусы - в этом и связь, очевидно. И то, и то в интервью было разъяснено учителем, если недостаточно - ну так ЕГЭ не было отдельной темой, а всего лишь одним из вопросов. Почитайте интервью с другими учителями и представителями МИЭТа на портале, если хотите знать весь спектр мнений о ЕГЭ - точки зрения высказывались всевозможные.
80% населения называют себя православными
Ссылку, пожалуйста, на результаты исследований.
Кубик Рубик
22 ноября 2010
В России церковь отделена от государства, а школа отделена от церкви.

http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/
Пипа Суринамская
22 ноября 2010
Ссылку, пожалуйста, на результаты исследований.
Геноссе Путин считает, что православных христиан у нас 130 млн., т.е. где-то 85%.

Википедия, опираясь на данные всероссийского опроса ВЦИОМ (март 2010), приводит такие данные:
* Православие — 75 %
* Ислам — 5 %
* Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше
* Неверующие — 8 %
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8



Да, а вот ещё данные из этого опроса:
===
Как показал опрос, россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание - по 49%. С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые (60%) и высокообразованные респонденты (57%), последователи православия (54%).
===

Кстати, интересно, кто попал в выборку для этого опроса, с какого возраста?

PS: Бред Путина не комментируем - расценят ещё, как экстремизм :)
Владислав М
22 ноября 2010
Как показал опрос, россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание - по 49%. С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые (60%) и высокообразованные респонденты (57%), последователи православия (54%).
А зачем что-то читать, в чем-то разбираться? В церковь сходил, свечку подержал - вот и справный христианин. Была верующая родственница, которая имела представление касательно вопросов религии, то есть именно верила и разделяла идеологию религии, так она в церкви не ходила за ненадобностью и неверием к попам. Для веры не нужны никакие идолы/здания, человек или верит или нет (верит в отсутствие бога), все остальное - показуха и дань моде.
наталья чистякова
24 ноября 2010
Государствообразующая, значит, то, что именно с этой верой образовывалось государство (после Крещения Руси). Историк бы должен это знать лучше. То, что сейчас нас называют светским государством, потому что надо же как-то называть эти обломки, никак не влияет на факт государствообразующей роли Православной Церкви.
Всем остальным, кто не выносит и разговора на религиозные темы, я не знаю, что и ответить. Может, впрочем. это: "Вера даётся, как дар", - говорили св. отцы.
Приведёные вами же самими цифры, вслед за моими принципиально в разговоре ничего не изменили.
Что каксается ЕГЭ: отслеживаю, сколько могу, и по поводу интервью декана МИЭТ тоже реплику давала и литератора, которая боится идти в класс, где самостоячтельно мыслящие дети - тоже.
Ну, а насчёт оригинального мнения, чо во всём есть плюсы и минусы, что говорить? Известно ведь, толерантность у нас...внедряют, впаривают то есть, а то вдруг самобытности захотим.
Самое главное, что показал даже этот краткий обмен репликами: все против всего, все по одному, и всё чужое лучше своего. Берите нас голенькими все, кому не лень.
Даже американцы сами отказались уже от этой системы образования по типу ЕГЭ (у них неравенства изучают в последнем классе), а нам впарили. Надоело, видно покупать наших учёных. Теперь они им выучат америкосов вместо наших детей.
Елена Панасенко
24 ноября 2010
Наталья, ответов на два моих "?" к Вам не увидела.
Отстаиваимая Вами конкретная идея тоже не ясна - какая-то, простите, каша. Вы ратуете за приход в школу православного священника для 80% якобы православных детей?
Пипа Суринамская
24 ноября 2010
Государствообразующая, значит, то, что именно с этой верой образовывалось государство (после Крещения Руси). Историк бы должен это знать лучше. То, что сейчас нас называют светским государством, потому что надо же как-то называть эти обломки, никак не влияет на факт государствообразующей роли Православной Церкви.
Мы, вообще-то, не в Киевской Руси живем, и уже давно. Последние лет 100, как минимум, никакой государствообразующей роли РПЦ не играет. То, что было естественно и правомерно в 11 веке (ничего, что славный град Киев сейчас к России не имеет никакого отношения?), в современном государстве малоприемлемо и даже абсурдно.

В остальном, вы, наталья, слишком нагнетаете, по-моему. И не только в этой теме.



Последние лет 100, как минимум, никакой государствообразующей роли РПЦ не играет.
А что случилось с Российской империей в 1910-м году?
Пипа Суринамская
24 ноября 2010
А что случилось с Российской империей в 1910-м году?
А что, в 1910-м году у церкви была реальная власть? Церковь как-то значительно влияла на государственную политику или экономику?
Причем тут, вообще, реальная власть?
Если не ошибаюсь, единственное гос.образование в мире, где руководит церковь - это Ватикан.)))
А в царской России цари и православие шли рука об руку.
Временами, бывало церковь перегибала палку в борьбе с инакомыслием и приходилось царю вмешиваться.


Пипа Суринамская
24 ноября 2010
Причем тут, вообще, реальная власть?
Тогда что Вы вкладываете в понятие "государствообразующая"? Общенациональная - бесспорно, но государствообразующая...(?) все же нет.
Владислав М
24 ноября 2010
Если не ошибаюсь, единственное гос.образование в мире, где руководит церковь - это Ватикан.)))
Германия - тоже религиозное государство. Там люди, приписанные к како-либо религии платят церковный налог. Священники получают зарплату из бюджета, являясь госслужащимию. По крайней мере, честно, обслуживая интересы власти, деньги от этой власти и получают. Правда, от населения подати просить тоже не гнушаются.
Тогда что Вы вкладываете в понятие "государствообразующая"?
А я, лично, такого не говорил.
Меня смутили "100" лет.
93. Или, когда точно большевики объявили об отделении церкви от государства?
Валерия """
24 ноября 2010
|...когда точно большевики объявили об отделении церкви от государства?

В 1918 году, Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви, подписанным В.И.Лениным. Всё сбылось: новый мир построен, а все , кто был "никем", стали всем известным "всем". Диалектика...). Ироды, млин...

В принципе, нет ничего плохого с попыткой введения в школах предмета " Основы религии...". НО, только в рамках углубленного ознакомления с различными религиями и только в формате культурологической дисциплины, с экскурсом в историю, литературоведение, языкознание. Без фанатизма и обязательного изучения Закона Божьего и других прикладных понятий, - для этого сушествует множество воскресных церковных школ, где преподают священнослужители. В этом Ольга Михайловна абсолютно права.
Пипа Суринамская
24 ноября 2010
Меня смутили "100" лет.
Даже Петр ограничивал вмешательство церкви в государственные дела.
Ну, хорошо, возьмем год 1900-й. В России начинается активное революционное движение, появляется масса партий и течений: эсеры, кадеты, российская социал-демократическая (РСДРП), октябристы, союз русского народа и т.п. Святейший Синод и Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) подчиняются императору и друг с другом не соприкасаются. Государственная Дума тоже находится в подчинении у императора и священнослужителей в своем составе практически не имеет (по-моему, в 1906-м году в Думе заседало всего 6 клириков). Зато имеет несколько курий: земельную, крестьянскую, рабочую и т.п. – вполне демократично и революционно. Земские соборы ушли в прошлое. Про экономику, реформы и социальный строй, надеюсь, писать не нужно. В чем государствообразующая роль церкви?
93. Или, когда точно большевики объявили об отделении церкви от государства?
Дата - формальность. Я думаю, церковь утратила свое влияние на государственность задолго до Великой Октябрьской.
Спасибо, Валерия, за уточнение!
Меня, признаться, глодал червячок сомнений. Ибо слишком уж короток был большевицкий 1917-й.)))
В чем государствообразующая роль церкви?
В том, что удерживает государство от окончательного распада. Вот, например, сейчас таким удерживающим фактором, по словам генера Иволгина, является водка.
И я полностью согласен с генералом.)
Я думаю, церковь утратила свое влияние на государственность задолго до Великой Октябрьской.
Ну да.
По мнению некоторых "специалистов", первое пришествие антихриста произошло аж в 1870 году.)))
Пипа Суринамская
24 ноября 2010
В том, что удерживает государство от окончательного распада.
Да, с этим я согласна. Только как показывает практика, называть себя православным и быть им немного разные вещи. Наталья заранее попыталась пресечь рассуждения на эту тему, потому что тогда цифру в 80% надо раза в два уменьшить, ибо повесить на оставшиеся 20% атеистов, католиков, иудеев, мусульман и буддистов все гражданские браки, суициды, аборты, брошенных детей, кражи и проч. будет лукаво. Вряд ли это соответствует действительности.
Только как показывает практика, называть себя православным и быть им немного разные вещи.
"Казаться кем-то или кем то быть?" (с)

Это вопрос риторический и абсолютно бесперспективный.
Примерно тоже самое, практически ежедневно, уже 8-й год выясняют болельщики ФКСМ: "Кто из них настоящий спартаковец, а кто глориахантер". Истина где-то посредине. как обычно.
В конце-концов, как показывает практика, скрупулезное следование канонам ведет к фанатизму. А оно надо?
Пипа Суринамская
24 ноября 2010
В конце-концов, как показывает практика, скрупулезное следование канонам ведет к фанатизму. А оно надо?
Не, фанатизЬма не надо, конечно. Поститься или не поститься - не суть, но если бы пресловутые 80% хотя бы не крали и не убивали, уже было бы хорошо. А если бы еще и не пили... :о)
но если бы пресловутые 80% хотя бы не крали и не убивали, уже было бы хорошо. А если бы еще и не пили... :о)
Ну вот мы и добрались до ответа на вопрос зачем вводят "основы" в школах.
Владислав Филин
24 ноября 2010
почему нет, государство образовала именно она
Пипа Суринамская
24 ноября 2010
Ну вот мы и добрались до ответа на вопрос зачем вводят "основы" в школах.
Да, но если церковь приходит проповедовать в государственные учреждения, т.е. как бы она уже НЕ отделена от государства, и оно у нас теперь НЕ светское? Не знаю... Тогда, наверное, надо модифицировать законодательство, потому как жить по светским законам, нарушая при этом законы церковные/религиозные (даже если без фанатизма), это фарисейство. Придется запретить: а) аборты и контрацепцию; б) нецерковные браки; в) критику и хулу в адрес власти, ибо "церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее"; г) буйное отмечание некоторых праздников, например Нового года , потому что пост; д) половину передач на ТВ; е) проституцию; ж) различные оккультные центры и институты, и т.д. и т.п. Как в ОАЭ: живут люди по Корану, соблюдая мусульманские традиции, и внешне, и внутренне – никаких противоречий.
Это по-честному. Если у нас действительно 80% православных и православие - государствообразующая (а стало быть и ЗАКОНООБРАЗУЮЩАЯ) религия (с) - проблем быть не должно. Иначе... нельзя быть "немножко беременной". Или церковь никуда не приходит, ничего не навязывает и в государственные дела не вмешивается, или все дружно живем по ее законам.
Лично я так рассуждаю.
ИМХО, не стоит придавать такого глобального значения "основам".
Их главное предназначение - прикрыть нравственные дырки в деидеологизированном обществе.
Поймите. Это не церковь стучится в двери.
Это голый король пытается прикрыть ею свою голую жопу.
Бесаме Мучо
25 ноября 2010
Интересно, когда бандиты лезут в дела государства, диктуют свою волю, творят что хотят, не только подкупабт чиновников, а сами занимают посты во власти и выбираются в парламенты - это как бы нормально, никто не удивляется. А стоит церкви только показаться издалека, как тут же поднимается визг. Воистину, атеизм головного мозга.
Пипа Суринамская
25 ноября 2010
... не стоит придавать такого глобального значения "основам".
Да, конечно, не стоит. На самом деле им, основам, никто особого значения и не придает.
Просто когда мне начинают доказывать, какая у нас Россия на 80% православная, я намеренно немножко провоцирую. Интересно, что наталья ответит (если ответит). Ждем-с. )))
Интересно, когда бандиты лезут в дела государства, диктуют свою волю, творят что хотят, не только подкупабт чиновников, а сами занимают посты во власти и выбираются в парламенты - это как бы нормально, никто не удивляется.
Будет лучше, если еще и церковь себя замарает?
А стоит церкви только показаться издалека, как тут же поднимается визг. Воистину, атеизм головного мозга.
Бесаме Мучо, пожалуйста, не уподобляйтесь моему горячо любимому ФФ. Не пишите больше про визг, не надо никого унижать. Здесь никто не визжит/не вопит/не орет, просто обмен мнениями. Ну и еще кое-кто третий день уходит от неудобных вопросов.
Напишите лучше, в чем я не права в №-26.
Бесаме Мучо
25 ноября 2010
Не пишите больше про визг
Хорошо. Не визжат, а просто сильно волнуются и требуют запретить и не пущать.
Бесаме Мучо
25 ноября 2010
Лично я так рассуждаю.
Логично рассуждаете. А кто-то ещё так же убедительно может рассуждать по-другому. Почему версия противников априори считается вернее, чем версия защитников? Насчёт "себя замарает," я тоже опасаюсь. Это как с литературой. До сих пор не могу заставить себя прочитать то, что "задавали" в школе. Так и хожу неохваченный классиками русской литературы.
Бесаме Мучо
25 ноября 2010
и в государственные дела не вмешивается
А вот это - государственное дело?
"Глава Росмолодежи Василий Якеменко на встрече с премьером Владимиром Путиным говорил о необходимости ввести в школьную программу обязательные уроки, которые будут вести участники форума на Селигере, который ежегодно организуется молодежным движением «Наши», говорится в сообщении Федерального агентства по делам молодежи".

Пипа Суринамская
25 ноября 2010
А вот это - государственное дело?
Странный вопрос. Само собой государственное.
Организация "Наши" - детище Путина, Путин - почти наше всё (зачеркнуто) - премьер-министр страны. ЯкеменкАМ - зеленый свет.


p.s. В курсе, что организация "Наши" имеет несколько обширных проектов, в числе которых и проект "ПРАВОСЛАВИЕ"? И возглавляет его рОдный брат вышеупомянутого Василия Якеменко - православный комиссар Борис Якеменко.
Подробнее с проектами можно ознакомиться здесь:
http://www.forumseliger.ru./
http://www.nashi.su/
Владислав М
25 ноября 2010
программу обязательные уроки, которые будут вести участники форума на Селигере, который ежегодно организуется молодежным движением «Наши», говорится в сообщении Федерального агентства по делам молодежи".
Ну с властью-то все понятно, им-то без разницы, как мозги населению промывать, что 10 заповедей Христа, что моральный кодекс строителя коммунизма, то 10 панегириков Путину, лишь бы народ с чувством глубокого удовлетворения налоги платил и не громко возмущался.
наталья чистякова
25 ноября 2010
После Крещения русская система гос. устр-ва основывалась на едином для всех национальном благе, понимаемом как следование Божией воле, на согласовании отдельных интересов в служении этой цели, на соборности принятия решений, на нравств. чувстве, а не на законе. Да, это был наш золотой век государственности, когда монахи создавали книжную мудрость, а монастыри былицентрами образования и искусств, даже воинскими укрепами. Да, золотой век не повторяется, но знать детям об этом надо. Не про секспросвет или разные оккультные каши типа Вальсдорфских школ, а про славное прошлое, без мессианских крайностей, конечно. Только с введением Православия русский народ сформировался как нация. Что касается крепостного права, то закрепощ. кр-н было в конце 16 века, и это воспринималось как часть необх. послушания, так как Россия выходила к геогр. рубежам, и жертвенное служение государству и крестьянами, и купцами, и боярами воспринималось как норма.
Много ещё что можно сказать, но разговор в целом получается непродуктивный.
Прошу извинить, если кого обидела.
Владислав М
26 ноября 2010
и это воспринималось как часть необх. послушания,
То, что релингия - идеальный инструмент управления подданными, абсолютно очевидно,впрочем, как и любая идеология.

Отдавать деньги (работать на барина и т.п.) дяде во имя "благого дела" приятнее, чем под дулом автомата. После этого деньги идут на коттедж этього же дяди, но это ведь мелочи.
Наталья
Уточните, какой, конкретно период истории России Вы относите к золотому веку? На мой взгляд, после крещения и вплоть до начала XVIII века, Россия много раз переживала смутные времена.
О культуре и просвещении в этот период говорить вообще несерьезно. А уж русская инквизиция творила поистине чудовищные преступления.

На мой взгляд, золотой век пришел в Россию после того, как Петр "распахнул в Европу двери". Особенно расцвела Россия при Елизавете Петровне, при которой были основаны Московский университет и Академия Художеств.
А проект Московского университета создал великий русский ученый - Михаил Ломоносов.
Кубик Рубик
26 ноября 2010
Видимо, мадам изучила историю вглубь только до момента крещения. То, что было на Руси раньше этого момента для Натальи Чистяковой покрыто мраком :) Даже Рюрик Варяжский и новгородское вече.
Ф.Ф.
А этот период у "русских историков", сначала монахов, а затем немцев при московском университете, был, вообще, не в почете. И те и другие преследовали при изложении свои корыстные цели.
Пипа Суринамская
26 ноября 2010
Много ещё что можно сказать, но разговор в целом получается непродуктивный.
Непродуктивный это когда не все придерживаются одного мнения?
Зато интересный, имхо. Разговоры на исторические темы всегда интересны.
После Крещения русская система гос. устр-ва основывалась на едином для всех национальном благе, понимаемом как следование Божией воле, на согласовании отдельных интересов в служении этой цели, на соборности принятия решений, на нравств. чувстве, а не на законе. Да, это был наш золотой век государственности, когда монахи создавали книжную мудрость, а монастыри былицентрами образования и искусств, даже воинскими укрепами.
Светлого и праведного было, наверное, больше, чем мрачного и одержимого, однако оно тоже было:
http://poparts.narod.ru/inkviz.htm

Надо об этом детям рассказывать или только о " соборности принятия решений", "нравственном чувстве" и "книжной мудрости"? ;о)

Наталья
Уточните, какой, конкретно период истории России Вы относите к золотому веку?
Да, какой?
При всем уважении к монашествующим и их вкладу в историю России для меня золотой - однозначно XIX. Ну, или по крайней мере постпетровская эпоха, согласна с Игорем.

То, что было на Руси раньше этого момента...
Вот именно. Как-то даже обидно за предков. :о).
Разве до XI века государства не существовало? Что-то же Владимир окрестил.
Языческие корни Руси настолько глубоки, что некоторые обряды и традиции не изничтожились даже за тысячу лет.
Кубик Рубик
26 ноября 2010
Zеленоградский Zритель
30 ноября 2010
Жаль, что Ольга Михайловна не привела примера вопроса, на который она не имеет права отвечать, а священник - имеет. При этом считает, что ученик должен видеть ЕЁ отношение к, например, Петру Первому. Учитель должен давать разные точки зрения (если они спорные), но высказывать к чему она склоняется должна только тогда, когда ребенок задаст прямой вопрос: "Ольга Михайловна, а Вы как считаете?" Точно так же она должна отвечать на вопросы если преподавала бы основы религии. Преподавать "Основы религии" учителя боятся лишь по тому, как мне кажется, что это тонкая интимная сфера иони, как и любой из нас, не без греха.
Но я считаю, хоть и причисляю себя к тем 80% (не смотря на то, что пост не соблюдаю, простите Пипа :-)), что не нужно преподавать основы религий в школе. Для этого, действительно, есть воскресные школы или родители ;-). А вот преподавать "честно" ту же историю или литературу (да и биологию с теорией Дарвина) - нужно. Т.е. историю религий надо "размазать" по предметам в соответствии с контекстом. Но для этого надо перелопатить все учебники и методики. Кто на это пойдет? А тут всё просто и хорошо: ввели новый предмет, свалили всё на учителей и священников и "курим бамбук".
Что я имел в виду под словом "честно"? Я не читал современных учебников, но родители нынешних учеников меня поправят. Церковь отделили от государства в 1918 году (т.е. менее 100 лет назад). Но до этого Церковь не была отделена и многие священники влияли на события и процессы в государстве. Говорится ли об этом в современных учебниках истории? У кого есть учебник - посмотрите есть ли там, например, подробный рассказ о влиянии Сергия Радонежского на политические дела того времени? Если не трудно, то напишите, может я и не прав. Рассказывается там о роли в истории Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Максима Грека и многих других? Православием была пронизана и русская литература, но говорится ли в полной мере об этом на уроках или хотя бы упоминается? Я уж молчу об упоминании исследований, которых нет в учебниках. Например. Пушкин, как говорится, наше всё. Есть исследование Бориса Конухова (http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2006&n=6&id=10) из которого следует, что с большой долей вероятности Пушкин встречался с Серафимом Саровским и эта встреча коренным образом повлияла на творчество Пушкина. Но мало кто из учителей рассказывает об этом. Но это скорее уже к разговору о роли личности учителя.
Елена Панасенко
2 декабря 2010
Завтра, надеюсь, состоится интервью в студии - "Основы религии и светской этики" в зеленоградских школах — образовательный эксперимент". Гость: Ольга Чепур, методист Окружного методического центра Управления образования, преподаватель предмета «Основы религии и светской этики» в школе.
Приглашаю всех, кто в этой теме: если есть желание задать какие-то вопросы - прошу Вас, формулируйте и задавайте их, можно прямо здесь или на странице анонса - http://www.zelenograd.ru/news/5280/ . Я их озвучу.
Светлана
2 декабря 2010
Категорически времени нет на "подумать". Наверняка, Вы, Елена, сами неплохо справитесь с формулировками, я немного отмечусь, тезисно...
Потому как пока тема не "развернута" представителями от образования, мне она категорически не понятна.
1. Где и в каком объеме проходит подготовку учитель по предмету "Основы религии и светской этики" (я даже мысли не допускаю о приходе священнослужителей)
2. Где, кем и в какие сроки разработаны учебные пособия по предмету "Основы религии и светской этики"
3. Предмет "Основы религии и светской этики" будет обязателен к прослушиванию?
4. В какой форме будет проводиться аттестация ученика после прослушивания курса?
5. Предмет "Основы религии и светской этики" вводится в школьную программу дополнительными часами или за счет сокращения имеющихся дисциплин, если да, то каких, и в чем "смысловая нагузка" этого мероприятия?

Вроде все пока. Люди заинтересованные, или незаинтересованные Вы где?!

Алёна Зайцева
9 декабря 2010
Тема и собеседник интересные! даже очень! Но может ли девушка, которая задает вопросы, быть еще более унылой??! Такое ощущение, что ей вообще все равно, кто перед ней, о чем разговор, зачем.. Давайте, Елена, бодрее все же!!!? мм? вы же претендуете на звание ВЕДУЩЕЙ! соответствуйте
Елена Панасенко
9 декабря 2010
Спасибо за отзыв. Я не претендую на звание ТВ-ток-шоу или клоуна.
Алёна Зайцева
9 декабря 2010
инетресная оценка моих слов)))) где про клоуна, а особенно про тв? просто такое ощущение, что еще чуть-чуть и вы заснете. и все слушатели тоже. в общем, всех благ и творческих успехов!
Елена Панасенко
9 декабря 2010
Алёна, судя по числу ))) мы с Вами действительно люди разного по темперамента - бывает и такое, что поделать)
Не засыпайте - читайте тексты, если звук не в Вашем ритме.
Что касается моего интереса к теме, тут Ваши утверждения прискорбно необъективны. Впрочем - задавайте вопросы к будущим интервью в их анонсах, я с удовольствием буду транслировать Ваш личный интерес в беседах с гостями.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран