загрузить файл со звуком (21794 кб) |
— Александр Николаевич, хочется сразу задать вопрос: физика стала непопулярной у нас в Зеленограде? Я уже слышала несколько мнений, в том числе и мнения тех гостей, которые у нас уже были. Некоторые говорили, что физика «в загоне», сейчас её незачем обсуждать. Игорь Натанович Горбатов, ответственный секретарь приемной комиссии МИЭТ, высказывался о довольно средних знаниях по физике у абитуриентов, которые приходят поступать в МИЭТ — поэтому вузу и требуются подготовительные курсы, чтобы подтянуть их до нужного уровня. Недавно у нас был декан факультета ЭКТ МИЭТ, высказавший мнение о проблемах с школьными учителями физики — старые уходят, новые не приходят. Расскажите, что в школе с физикой?
— Ну, в общем, проблемы, конечно, есть. В советское время все учились одинаково, по одним и тем же программам, и количество часов физики было достаточным, чтобы выпускать нужное количество людей, заинтересованных в поступлении по этому профилю. А вот потом началась перестройка и связанные с ней все преобразования, в результате которых сейчас, конечно, в обычных школах осталось очень мало часов физики.
— Было два урока физики в неделю?
— Нет, было не меньше четырех, во всех параллелях, а вот сейчас как раз стало два. За два часа в неделю физику выучить невозможно, потому что физика — самый сложный школьный предмет, даже сложнее математики.
— Даже сложнее химии?
— Гораздо. Я могу даже объяснить, почему — это доказано психологами. Вот, например, что изучают биологи? Растения, они говорят о травах, о животных, и все это есть реально в природе. Физика изучает в седьмом классе давление, а его как такового в природе нет, это абстракция. Скорость — это абстракция. И школьникам в течение урока физики приходится постоянно переходить от конкретной действительности к абстракции и обратно. Поэтому физика — самый сложный предмет для понимания и для восприятия. А количество часов на него сократили так, что в базовых школах физике практически не учат, на самом деле, а только знакомят кое с чем. Учат физике только в тех классах, где есть углубление. В частности, наш лицей — единственное учебное заведение в Зеленограде, в котором физика преподается на настоящем хорошем уровне.
— На прежнем уровне, скажем так, на «советском»?
— Да, может быть, даже и получше. Поэтому проблемы с школьной физикой, конечно, есть. А с другой стороны, непонятно, почему такое отношение к физике, если сейчас поставлена задача модернизации страны, подготовки инженеров — а какой инженер без знания физики, это совершенно непонятно. В целом пока заметно снижение уровня подготовки детей, но мне кажется, спад уже потихоньку прекращается, может быть, начнется подъем, но когда — сказать трудно. Повторяю, по лицею это не очень заметно, все-таки к нам поступают люди мотивированные, отобранные, поэтому нам в этом плане полегче и, конечно, интереснее.
Школьная физика лишилась часов и астрономии
— Сама программа школьной физики — она сократилась, или в те же два урока сейчас пытаются впихнуть то, что было раньше на четырех?
— Конечно, сократилась. Невозможно объять необъятное, поэтому в два часа оставили только то, что разработчики стандартно считают самым главным, самым важным.
— Например, что вылетело из программы? Квантовая физика хотя бы осталась?
— Она осталась, но... Нет, на самом деле, говорится-то обо всем. Но на таком уровне, на котором это получается как некий шум в некоторых случаях.
— Тезисами?
— Конечно. И поэтому говорить о систематическом изучении физики в базовой школе невозможно. Выход пока — только в классах с углубленным изучением.
— Нужно ли это современным школьникам, учить физику на глубоком уровне? Может быть, это действительно нужно только тем мотивированным, которые приходят к вам?
— Конечно, нужно, потому что физика — это предмет мировоззренческий, фундаментальный, который определяет возможность человека потом правильно жить в окружающем мире, правильно его понимать. Чтобы не получалось, например, что экстрасенсам и прочим подобным личностям очень легко ввести людей в заблуждение. Это все глупости, и человеку, который с физикой более-менее знаком, легче будет отличить правду от всяких вымыслов. Хотя бы с этой точки зрения нужно возрождать физику в другом количестве и качестве.
— Астрономия сейчас совсем исключена из числа школьных предметов? Она не вошла в курс физики?
— К сожалению, исключена. В некоторых учебниках есть отдельные вопросы, они и раньше были включены в физику, но курс астрономии целиком исключен. И это тоже неправильно, потому что астрономия — тоже мировоззренческий предмет, очень полезный. Из учителей никто не жаловался на то, что астрономия есть. А вот когда ее не стало, стало хуже. Я на уроках физики в 11 классе раньше мог сказать ученикам, что «мы на астрономии это изучали, вы это знаете, давайте поговорим поподробнее», а теперь приходится объяснять элементарные вещи. Даже в лицее.
— Ну, физики хотя бы объясняют, что Земля вращается вокруг Солнца?
— Конечно. Мы об этом говорим, естественно, но в курсе астрономии были другие вопросы, очень интересные... Там и астрофизика была, и звезды, и Вселенная, с этим всем интересно знакомиться.
— Непонятно, на самом деле, как можно взять и исключить полностью предмет из программы — даже не сократить...
— Это вопрос не ко мне. Я могу привести высказывание одного нашего знаменитого астрофизика, которого спросили — зачем изучать астрономию? Зачем нужна такая наука, ведь пользы от нее особой нет? И он сказал, что человек отличается от одного из животных тем, что не только смотрит на землю, находясь под дубом, но и поднимает иногда голову вверх, глядя на звезды. Ну, о каком из животных речь — понятно...
— Скажите, учитель физики сейчас имеет право выбрать учебники, по которым учить — он может обратиться к каким-то более глубоким курсам?
— Есть учебники, так называемый федеральный комплект, которые допущены, прошли экспертизу, вот из них учитель может выбирать те, которые ему подходят по программе. На самом деле, написать хороший учебник — это большая проблема.
— Сейчас они вообще есть, хорошие учебники, с вашей точки зрения?
— Они есть, но часто бывает так, что каждый автор пишет учебник, исходя из своих предпочтений, поэтому, например, мы в лицее пользуемся разными учебниками, которые нам предлагают, но, тем не менее, не все нам подходит. Есть какие-то разделы, которые изложены слишком подробно и сложно, есть — наоборот, сжато. Но такая проблема всегда была и будет. Поэтому, конечно, приходится рекомендовать дополнительную литературу.
— Что сейчас рекомендуют? Вот раньше был трехтомник Ландсберга, я знаю... дети его читали факультативно.
— Он по-прежнему остался. Кто хочет, кто интересуется — конечно, читают.
Лицей 1557: поступление, учителя, олимпиады
— Как учитель лицея 1557, расскажите, какие у вас требования к поступающим, кто к вам приходит из зеленоградских школ?
— Мы открыты для всех, только, конечно, человек должен показать свои возможности обучения в лицее. В конце седьмого класса поступающие сдают вступительные экзамены по физике, математике и русскому. Те, кто хотел, могут в течение года посещать курсы. Правда, курсы платные.
— Перед поступлением к вам, в седьмом классе?
— Да. И здесь есть еще такая особенность: те, кто ходит на курсы, имеют возможность дважды сдать экзамен. Сначала они сдают курсовой экзамен, а потом, если сдали его плохо или неудачно, могут поучаствовать в общем экзамене, который проводится для всех.
— Сейчас большой конкурс желающих поступить в лицей?
— Честно говоря, не очень большой. Несколько лет назад было больше, но это связано с демографической ямой. Просто сейчас как раз подходят те дети, которые родились в
— Для поступления в старшие классы в лицей тоже нужно сдать экзамен?
— Да, мы проводим дополнительные вступительные, даем ребятам задания по математике и по физике, и потом тех, кто действительно подходит, принимаем и в
— Насколько сложно сдать ваш вступительный экзамен — для этого надо действительно готовиться на ваших курсах, или общего уровня знания школьной физики может быть достаточно? Седьмой класс — это же первый год изучения физики в обычной школе, да?
— Да. Но в седьмом классе желательно готовиться на курсах, потому что все-таки программа... На курсах мы больше внимания уделяем решению задач, потому что, как сказал еще Ферми, известный физик, «знать физику — значит уметь решать задачи». Поэтому мы как раз учим решать задачи — разные, и качественные, и количественные, — и немножко учим математике, той, которая нужна именно школьникам. Но и без курсов дети могут поступить, и поступают хорошие дети, но все-таки курсы — это большое подспорье для поступающего.
— Есть какие-нибудь сильные школы в Зеленограде, из которых вы, допустим, берете детей и видите, что они уже хорошего уровня?
— Вы знаете, сейчас есть система профильного образования — в
— Вы сотрудничаете с МИЭТом, еще с какими-то вузами?
— С МИЭТом у нас сотрудничество и раньше было, и сейчас, конечно, есть. Но лицей все-таки дает такую подготовку, которая позволяет нашим детям поступать в совершенно разные вузы, не обязательно в МИЭТ — то есть, МИЭТ не является для них приоритетным, надо прямо сказать. Я могу просто в цифрах показать: в этом году у нас в вузы поступили все выпускникик, 100%, из них в МИЭТ пошло 29 человек, в МГУ 14 человек, в Физтех 13 человек, и по
— Значит, лицей сам на поступление в МИЭТ не ориентирует?
— Да, целенаправленно на МИЭТ не ориентирует. Потому что подготовка настолько хорошая, что дети поступают без больших проблем туда, куда хотят. Многие выбирают МИЭТ, потому что он близко к дому. Поступившим в другие вузы, может быть, тоже лучше было бы учиться в МИЭТе, но мы не можем никого заставлять, принуждать, можем только советовать. Те, кто поступают в Физтех, в МГУ — нормально там учатся, держатся на уровне.
— Я знаю, что в Зеленограде родители старшеклассников, которые определяются, куда отдать детей, мотивированных на математику и физику, часто выбирают между лицеем 1557 и школой 853. Это две наиболее сильные школы в городе по физ-матпрофилю? Школа 853 чем отличается от вас? Или чем вы отличаетесь от них, как вы думаете?
— В школе 853 всего один класс такой. А у нас лицей, у нас уровень другой — в этом году Управление образования присвоило нам статус «Центр физико-математического образования». Фактически школа 853 — обычная школа с отдельными профильными классами, а у нас, начиная с 8 класса, все занимаются физикой и математикой углубленно.
— Ваши преподаватели, учителя — они из МИЭТа, еще из каких-то вузов?
— У нас есть, преподаватели математики, физики из МИЭТа — например, Игорь Натанович Горбатый, у которого вы уже брали интервью, Александр Александрович Прокофьев, Татьяна Владимировна Соколова. Но есть и школьные учителя достаточно высокой квалификации.
— Ваши выпускники часто побеждают в олимпиадах — например, не так давно были победы на Всероссийской олимпиаде по физике. Как-то отдельно подготовка к олимпиадам у вас ведется?
— Могу рассказать об этом подробнее. У нас регулярно бывает много призеров олимпиад, и за последние пять лет, действительно, у нас были призеры российских олимпиад. Связано это с тем, что у нас создана система работы, мы целенаправленно ведем кружок подготовки к олимпиадам, решения олимпиадных задач — в разных параллелях его ведут разные учителя.
— На этот кружок ходят те школьники, кто хочет?
— Это дело абсолютно добровольное, для всех желающих — кто хочет, кто может, потому что это дополнительная нагрузка: нужно приходить на занятия, там сильно напрягаться, потому что олимпиадные задачи это совсем другой уровень. Преподаватели дают задания домой, немного, но все-таки.
— Значит, это подготовка дополнительно к уже имеющимся в лицее мощной физике и математике?
— К олимпиадам нужно готовиться целенаправленно. Олимпиадные задачи требуют специфических подходов, которые на уроках не изучаются, их только на кружке можно показать. И это вам скажет любой преподаватель любого вуза.
— И много детей ходит на такие кружки? Каждый пятый, каждый третий?
— По-разному. Это не простые занятия, дети начинают активно, а потом их остается меньше — это естественно, возникают проблемы по другим предметам. Но занятия проводятся регулярно в течение всего года, и именно из тех, кто ходит на кружок регулярно, вырастают призеры олимпиад. Причем чем параллель старше, тем больших результатов добиваются кружковцы.
«На ЕГЭ мы не натаскиваем — просто изучаем физику, как раньше»
— Обратимся к ЕГЭ по физике. Как вам этот экзамен, оценка знаний с его помощью? Есть такое обвинение, высказываемое в сторону учителей — что они больше натаскивают на ЕГЭ, чем учат предмету. Наверное, это не касается лицея?
— Такое есть, конечно. Натаскивание было и раньше, только другое, а теперь натаскивают на ЕГЭ. Но в целом к ЕГЭ у меня отношение на самом деле положительное. Есть две проблемы: первая в содержании этого экзамена и вторая — в организации. Что касается содержания, то последние годы к содержанию особых претензий нет.
— В ЕГЭ по физике какие-то адекватные вопросы..?
— Да, там нормально сделана тестовая часть. В экзамене три части — часть А, часть В и часть С. Часть А — это просто тестовый опрос, проверка основных знаний и соотношений, часть В — задача, и часть С — задача с развернутым ответом, то есть, как раньше выглядели стандартные задачи на экзамене. Содержание ЕГЭ постепенно улучшают, меняют, и к нему претензий нет. Есть вопросы по организации ЕГЭ — сами знаете, приезжают выпускники из каких-то республик, где они могут договориться, со 100 баллами, при том, что у нас в лицее 100 баллов не набрал никто в этом году, даже наш призер всероссийских олимпиад Артем Раков набрал около 90 баллов. И по Москве
— И равенство оценки выпускников не всегда достигается, хотя в этом и состоит цель ЕГЭ?
— Да, потому что проблема в организации. Если экзамен организован честно, тогда все будет объективно и результат будет соответствовать тому, как дети учатся. В Зеленограде ЕГЭ проводятся достаточно организованно, — я могу сказать, один раз участвовал как наблюдатель, — и вот что касается лицеистов, то как кто учился, тот так и сдал экзамен. Это практически стопроцентно, никаких случайностей нет.
— Вы готовите в лицее к ЕГЭ специально?
— Нет. Могу пояснить, как мы работаем: в течение всех классов с
— Значит, два года вы не решаете вопросы, задачи, тесты из ЕГЭ?
— Нет, никаких натаскиваний мы не проводим. Просто изучаем физику, как положено, как раньше изучали.
— В этом году в лицее и вообще в Зеленограде действительно не было
— Я думаю, тут такое обстоятельство могло сыграть свою роль: у нас ведь многие лицеисты поступают в вузы по результатам олимпиад, и когда человек получил диплом какой-то олимпиады, причем хорошего уровня, — ну, тот же Артем Раков, который стал призером российской олимпиады, — то ему открыты все пути, ему уже засчитаны сразу 100 баллов по физике при поступлении в любой вуз.
— И в таких случаях школьники просто расслабляются?..
— Да, и Артём отнесся к ЕГЭ немножко, может быть, не очень серьезно. Он знал, что спокойно напишет этот экзамен, и он его написал, за полтора часа. Но цели получить 100 баллов у него не было — он уже поступил, куда хотел. Поступил он в Физтех, уже там учится. И так у нас очень многие сильные ребята поступили по олимпиадам и отнеслись к ЕГЭ, может быть, немножко легкомысленно. Они, в принципе, могли бы набрать 100 баллов, если бы упирались и поставили себе такую цель... Вполне могли бы.
— Кстати, по-моему, Московский Департамент образования пригрозил сократить в будущем году количество олимпиад, по итогам которых можно поступить в вузы...
— Может быть, в этом есть какой-то смысл, потому что на олимпиадах есть проблема списывания, к сожалению.
— В вашем лицее работает межшкольный факультатив по физике, он называется «Физика в олимпиадах», и ведет его Елена Петунина — расскажете о нем?
— Об этом лучше у нее спросить, я сейчас не веду такой факультатив. Два года назад вел, приходили дети из других школ, и мы тоже решали задачи из олимпиад разного уровня. Народу было немного.
Урок физики: лабораторные работы и нанотехнологии в школе
— Давайте обратимся к школьным урокам физики. Понятно, как преподается теоретическая часть и задачи, а лабораторные работы — в них что-то меняется со временем? Сейчас выпускается столько нового оборудования, даже в магазинах продаются разные наборы по занимательной физике...
— Лабораторное оборудование, конечно, выпускается, и мы используем его. Если есть возможность, мы делим классы по группам, и, в отличие от обычной школы, имеем возможность проводить лабораторные работы так, чтобы каждый ученик делал их отдельно, индивидуально. И лабораторные работы в лицее проводятся в полном объеме. У нас МИЭТ организует курс лабораторных для старшеклассников — они могут выполнять лабораторные работы, которые будут выполнять в институте, уже поступив.
— Они проводятся в лицее?
— Нет, в МИЭТе, у нас такого оборудования нет — это специальное оборудование для лабораторных работ по физике для вузов. В прошлом году был первый такой опыт, некоторые ребята ходили в МИЭТ и делали там лабораторную работу, после занятий.
— Сейчас есть тема нанотехнологий, в МИЭТ они развиваются. В школьную физику они уже приходят?
— У нас просто проводятся экскурсии — регулярно приезжает автобус «Нанотрак», и туда организуются экскурсии старшеклассников по графику.
— По-вашему, это дань моде на «нано-» или в этом есть что-то действительно полезное для школьников?
— Там больше ознакомительного. Слово «нанотехнологии» красиво звучит, но для них надо хорошо знать физику. Да, надо с ними знакомить, надо дать представление, поэтому польза от экскурсий есть. Люди должны знать, что вокруг них происходит.
— Получается, школьники сначала видят это своими глазами, а потом проходят это по физике?
— По физике они не могут это проходить в школе — только в институте. Все эти описания нанотехнологий связаны с высшей математикой, и надо хорошо владеть физикой, чтобы потом заниматься этим. Но ознакомиться нужно.
— Значит, «Нанотрак» — это фактически «реклама» нанотехнологий?
— Конечно. А изучать нанотехнологии в школе... Может быть, в форме каких-то межшкольных факультативов это возможно, но не знаю, это надо быть как-то подготовленным, чтобы на уровне школьников что-то такое рассказывать.
— Ваших школьников пускают в МИЭТ на «Нанофабы», на лабораторные работы по нанотехнологиям? Владимир Кириллович Неволин, руководитель научно-образовательного центра «Зондовая микроскопия и нанотехнология» МИЭТ, рассказывал нам в интервью, что у них летом бывают семинары для всех, в том числе и для школьников.
— Да, конечно. Я не могу сказать точно, что мои ученики там побывали — там же приглашают добровольно, нет такого, чтобы всех обязать. Наверняка кто-то был. У нас были разные экскурсии и в лаборатории МИЭТа, причем достаточно интересные экскурсии, я свой класс сам водил — я классный руководитель. Ребята посмотрели на молодых ученых, которые занимаются реальными исследованиями — там какой-то проект с Южной Кореей делали, еще что-то, — то есть, мои ученики увидели, что в МИЭТе есть наука, и занимаются ею молодые люди,
— И решили после этого пойти на Физтех :)
— Может быть. Пока они еще не закончили школу,
— На зеленоградские предприятия не водите своих ребят на экскурсии? Вроде бы сейчас есть такая программа...
— На предприятия — не помню, чтобы приглашали. В качестве профориентации, конечно, старшеклассникам можно сходить, но на самом деле профориентацию нужно начинать раньше, конечно, с
Будущие физики-лирики Зеленограда
— Вы сказали, вы — классный руководитель. Когда ваши ребята определяются, куда они будут поступать — в МИЭТ, на Физтех, в МГУ, в Бауманку?
— Вы знаете, я постоянно спрашиваю, и они все отвечают по-разному. Кто-то уже в
— Как по-вашему, этот выбор бывает связан с родительскими предпочтениями? В Зеленограде же, можно сказать, династии такие — у кого-то родители учились на Физтехе, и они говорят — всё, поступай только на Физтех...
— В общем, да, как правило, если у кого-то родители заканчивали Физтех — они говорят: мы пойдем в Физтех, потому что там родители учились. Ну, если дети сами чувствуют, что они способны, потому что бывает так, что родители закончили Физтех, а дети, может быть, больше гуманитарии — вполне такое может быть.
— А у вас есть такие, больше гуманитарии?
— Ну, в лицее встречаются в конечном итоге и те, кто поступает не в технические вузы. Единичные случаи, но есть.
— Они учатся-учатся физике, а потом понимают — а ведь я же, вообще-то, будущий филолог?
— Это же не так просто, на самом деле, определиться, к чему у тебя склонности. Лицей популярен еще и потому, что дает хорошее образование в целом, естественнонаучное.
— И это не большая беда, если кто-то из лицеистов вдруг поймет, что он — гуманитарий?
— Ну, конечно, не большая беда, потому что у нас ребята с
— Вы чувствуете, Зеленоград сейчас остается городом физиков, или эта атмосфера ушла безвозвратно?
— Поскольку я не связан с зеленоградской промышленностью, мне трудно сказать. Я знаю, конечно, что Зеленоград был городом технической интеллигенции всегда, но я — учитель физики и с интеллигенцией технической мало был связан. По своим ученикам вижу, что родители очень многих работают в Москве...
— Зеленоград переехал...
— Да. И очень часто слышу, что, например, папа закончил Физтех, а работает в банке. То есть, люди имеют техническое образование, и все-таки работают не как инженеры... Это — следствие всё тех же
— Сами-то дети настроены всё-таки учиться и работать потом в этой области? Не так, чтобы потом в банке оказаться?
— В общем, настроены, большинство у нас в лицее идет в технические вузы. Потом, может быть, поменяют приоритеты, кто же знает...
Елена Панасенко