1
Расписание уроков: физика 28.10.2010 ZELENOGRAD.RU
Программу Zelenograd.ru, посвященную Году учителя, продолжает школьный предмет физика и рассказ об особенностях его преподавания и существования. Чем сегодня стала физика для Зеленограда и для школьной программы, зачем школьникам нанотехнологии, кого и за что принимают в физико-математический лицей 1557 и куда поступают его выпускники, как их готовят к ЕГЭ и олимпиадам по физике — на все эти вопросы ответил в студии портала Александр Николаевич Жуков, учитель физики из лицея 1557.

Послушать (30:59)загрузить файл со звуком (21794 кб)

— Александр Николаевич, хочется сразу задать вопрос: физика стала непопулярной у нас в Зеленограде? Я уже слышала несколько мнений, в том числе и мнения тех гостей, которые у нас уже были. Некоторые говорили, что физика «в загоне», сейчас её незачем обсуждать. Игорь Натанович Горбатов, ответственный секретарь приемной комиссии МИЭТ, высказывался о довольно средних знаниях по физике у абитуриентов, которые приходят поступать в МИЭТ — поэтому вузу и требуются подготовительные курсы, чтобы подтянуть их до нужного уровня. Недавно у нас был декан факультета ЭКТ МИЭТ, высказавший мнение о проблемах с школьными учителями физики — старые уходят, новые не приходят. Расскажите, что в школе с физикой?

— Ну, в общем, проблемы, конечно, есть. В советское время все учились одинаково, по одним и тем же программам, и количество часов физики было достаточным, чтобы выпускать нужное количество людей, заинтересованных в поступлении по этому профилю. А вот потом началась перестройка и связанные с ней все преобразования, в результате которых сейчас, конечно, в обычных школах осталось очень мало часов физики.

— Было два урока физики в неделю?

— Нет, было не меньше четырех, во всех параллелях, а вот сейчас как раз стало два. За два часа в неделю физику выучить невозможно, потому что физика — самый сложный школьный предмет, даже сложнее математики.

— Даже сложнее химии?

— Гораздо. Я могу даже объяснить, почему — это доказано психологами. Вот, например, что изучают биологи? Растения, они говорят о травах, о животных, и все это есть реально в природе. Физика изучает в седьмом классе давление, а его как такового в природе нет, это абстракция. Скорость — это абстракция. И школьникам в течение урока физики приходится постоянно переходить от конкретной действительности к абстракции и обратно. Поэтому физика — самый сложный предмет для понимания и для восприятия. А количество часов на него сократили так, что в базовых школах физике практически не учат, на самом деле, а только знакомят кое с чем. Учат физике только в тех классах, где есть углубление. В частности, наш лицей — единственное учебное заведение в Зеленограде, в котором физика преподается на настоящем хорошем уровне.

— На прежнем уровне, скажем так, на «советском»?

— Да, может быть, даже и получше. Поэтому проблемы с школьной физикой, конечно, есть. А с другой стороны, непонятно, почему такое отношение к физике, если сейчас поставлена задача модернизации страны, подготовки инженеров — а какой инженер без знания физики, это совершенно непонятно. В целом пока заметно снижение уровня подготовки детей, но мне кажется, спад уже потихоньку прекращается, может быть, начнется подъем, но когда — сказать трудно. Повторяю, по лицею это не очень заметно, все-таки к нам поступают люди мотивированные, отобранные, поэтому нам в этом плане полегче и, конечно, интереснее.

Школьная физика лишилась часов и астрономии

— Сама программа школьной физики — она сократилась, или в те же два урока сейчас пытаются впихнуть то, что было раньше на четырех?

— Конечно, сократилась. Невозможно объять необъятное, поэтому в два часа оставили только то, что разработчики стандартно считают самым главным, самым важным.

— Например, что вылетело из программы? Квантовая физика хотя бы осталась?

— Она осталась, но... Нет, на самом деле, говорится-то обо всем. Но на таком уровне, на котором это получается как некий шум в некоторых случаях.

— Тезисами?

— Конечно. И поэтому говорить о систематическом изучении физики в базовой школе невозможно. Выход пока — только в классах с углубленным изучением.

— Нужно ли это современным школьникам, учить физику на глубоком уровне? Может быть, это действительно нужно только тем мотивированным, которые приходят к вам?

— Конечно, нужно, потому что физика — это предмет мировоззренческий, фундаментальный, который определяет возможность человека потом правильно жить в окружающем мире, правильно его понимать. Чтобы не получалось, например, что экстрасенсам и прочим подобным личностям очень легко ввести людей в заблуждение. Это все глупости, и человеку, который с физикой более-менее знаком, легче будет отличить правду от всяких вымыслов. Хотя бы с этой точки зрения нужно возрождать физику в другом количестве и качестве.

— Астрономия сейчас совсем исключена из числа школьных предметов? Она не вошла в курс физики?

— К сожалению, исключена. В некоторых учебниках есть отдельные вопросы, они и раньше были включены в физику, но курс астрономии целиком исключен. И это тоже неправильно, потому что астрономия — тоже мировоззренческий предмет, очень полезный. Из учителей никто не жаловался на то, что астрономия есть. А вот когда ее не стало, стало хуже. Я на уроках физики в 11 классе раньше мог сказать ученикам, что «мы на астрономии это изучали, вы это знаете, давайте поговорим поподробнее», а теперь приходится объяснять элементарные вещи. Даже в лицее.

— Ну, физики хотя бы объясняют, что Земля вращается вокруг Солнца?

— Конечно. Мы об этом говорим, естественно, но в курсе астрономии были другие вопросы, очень интересные... Там и астрофизика была, и звезды, и Вселенная, с этим всем интересно знакомиться.

— Непонятно, на самом деле, как можно взять и исключить полностью предмет из программы — даже не сократить...

— Это вопрос не ко мне. Я могу привести высказывание одного нашего знаменитого астрофизика, которого спросили — зачем изучать астрономию? Зачем нужна такая наука, ведь пользы от нее особой нет? И он сказал, что человек отличается от одного из животных тем, что не только смотрит на землю, находясь под дубом, но и поднимает иногда голову вверх, глядя на звезды. Ну, о каком из животных речь — понятно...

— Скажите, учитель физики сейчас имеет право выбрать учебники, по которым учить — он может обратиться к каким-то более глубоким курсам?

— Есть учебники, так называемый федеральный комплект, которые допущены, прошли экспертизу, вот из них учитель может выбирать те, которые ему подходят по программе. На самом деле, написать хороший учебник — это большая проблема.

— Сейчас они вообще есть, хорошие учебники, с вашей точки зрения?

— Они есть, но часто бывает так, что каждый автор пишет учебник, исходя из своих предпочтений, поэтому, например, мы в лицее пользуемся разными учебниками, которые нам предлагают, но, тем не менее, не все нам подходит. Есть какие-то разделы, которые изложены слишком подробно и сложно, есть — наоборот, сжато. Но такая проблема всегда была и будет. Поэтому, конечно, приходится рекомендовать дополнительную литературу.

— Что сейчас рекомендуют? Вот раньше был трехтомник Ландсберга, я знаю... дети его читали факультативно.

— Он по-прежнему остался. Кто хочет, кто интересуется — конечно, читают.

Лицей 1557: поступление, учителя, олимпиады

— Как учитель лицея 1557, расскажите, какие у вас требования к поступающим, кто к вам приходит из зеленоградских школ?

— Мы открыты для всех, только, конечно, человек должен показать свои возможности обучения в лицее. В конце седьмого класса поступающие сдают вступительные экзамены по физике, математике и русскому. Те, кто хотел, могут в течение года посещать курсы. Правда, курсы платные.

— Перед поступлением к вам, в седьмом классе?

— Да. И здесь есть еще такая особенность: те, кто ходит на курсы, имеют возможность дважды сдать экзамен. Сначала они сдают курсовой экзамен, а потом, если сдали его плохо или неудачно, могут поучаствовать в общем экзамене, который проводится для всех.

— Сейчас большой конкурс желающих поступить в лицей?

— Честно говоря, не очень большой. Несколько лет назад было больше, но это связано с демографической ямой. Просто сейчас как раз подходят те дети, которые родились в 91-м году, а их очень мало. Может быть, года через четыре-пять начнется подъем, а пока конкурс не очень большой, но есть. Вообще мы принимаем всех. Естественно, мы рады, когда к нам приходят семиклассники — призеры олимпиад, и конечно, готовы принять их без всяких проблем. Мы можем даже принимать учеников в более старшие классы, если есть места — бывает так, что они есть...

— Для поступления в старшие классы в лицей тоже нужно сдать экзамен?

— Да, мы проводим дополнительные вступительные, даем ребятам задания по математике и по физике, и потом тех, кто действительно подходит, принимаем и в 9-й класс, и в 10-й. Но не в 11-й, конечно.

— Насколько сложно сдать ваш вступительный экзамен — для этого надо действительно готовиться на ваших курсах, или общего уровня знания школьной физики может быть достаточно? Седьмой класс — это же первый год изучения физики в обычной школе, да?

— Да. Но в седьмом классе желательно готовиться на курсах, потому что все-таки программа... На курсах мы больше внимания уделяем решению задач, потому что, как сказал еще Ферми, известный физик, «знать физику — значит уметь решать задачи». Поэтому мы как раз учим решать задачи — разные, и качественные, и количественные, — и немножко учим математике, той, которая нужна именно школьникам. Но и без курсов дети могут поступить, и поступают хорошие дети, но все-таки курсы — это большое подспорье для поступающего.

— Есть какие-нибудь сильные школы в Зеленограде, из которых вы, допустим, берете детей и видите, что они уже хорошего уровня?

— Вы знаете, сейчас есть система профильного образования — в 10-11 классе каждая школа открывает классы с определенным профилем. И, конечно, можно понять директоров и учителей, которые не хотят отпускать детей в лицей, хотят оставить хороших детей себе. Тут я могу сказать одно: если посмотреть результаты нашей работы, то они говорят сами за себя. Например, сдача ЕГЭ по физике: в лицее второй год подряд по этому ЕГЭ наивысший средний балл среди школ округа, с тех пор как единый госэкзамен начал сдаваться массово. Хотя, сами понимаете, когда экзамен сдает большое количество детей, средний балл может быть не очень высоким. Если его сдают 10 человек из школы — понятно, что выбраны самые лучшие, самые сильные, а у нас его сдают практически 90% с лишним 11-классников. И средний балл у нас в прошлом году был чуть больше 70 из 100, в этом — около 70 баллов. Это самый высокий балл в Зеленограде. По Москве мы тоже где-то в первой десятке находимся.

— Вы сотрудничаете с МИЭТом, еще с какими-то вузами?

— С МИЭТом у нас сотрудничество и раньше было, и сейчас, конечно, есть. Но лицей все-таки дает такую подготовку, которая позволяет нашим детям поступать в совершенно разные вузы, не обязательно в МИЭТ — то есть, МИЭТ не является для них приоритетным, надо прямо сказать. Я могу просто в цифрах показать: в этом году у нас в вузы поступили все выпускникик, 100%, из них в МИЭТ пошло 29 человек, в МГУ 14 человек, в Физтех 13 человек, и по 2-3 человека в МАДИ, в МАИ, в Бауманский и разные другие.

— Значит, лицей сам на поступление в МИЭТ не ориентирует?

— Да, целенаправленно на МИЭТ не ориентирует. Потому что подготовка настолько хорошая, что дети поступают без больших проблем туда, куда хотят. Многие выбирают МИЭТ, потому что он близко к дому. Поступившим в другие вузы, может быть, тоже лучше было бы учиться в МИЭТе, но мы не можем никого заставлять, принуждать, можем только советовать. Те, кто поступают в Физтех, в МГУ — нормально там учатся, держатся на уровне.

— Я знаю, что в Зеленограде родители старшеклассников, которые определяются, куда отдать детей, мотивированных на математику и физику, часто выбирают между лицеем 1557 и школой 853. Это две наиболее сильные школы в городе по физ-матпрофилю? Школа 853 чем отличается от вас? Или чем вы отличаетесь от них, как вы думаете?

— В школе 853 всего один класс такой. А у нас лицей, у нас уровень другой — в этом году Управление образования присвоило нам статус «Центр физико-математического образования». Фактически школа 853 — обычная школа с отдельными профильными классами, а у нас, начиная с 8 класса, все занимаются физикой и математикой углубленно.

— Ваши преподаватели, учителя — они из МИЭТа, еще из каких-то вузов?

— У нас есть, преподаватели математики, физики из МИЭТа — например, Игорь Натанович Горбатый, у которого вы уже брали интервью, Александр Александрович Прокофьев, Татьяна Владимировна Соколова. Но есть и школьные учителя достаточно высокой квалификации.

— Ваши выпускники часто побеждают в олимпиадах — например, не так давно были победы на Всероссийской олимпиаде по физике. Как-то отдельно подготовка к олимпиадам у вас ведется?

— Могу рассказать об этом подробнее. У нас регулярно бывает много призеров олимпиад, и за последние пять лет, действительно, у нас были призеры российских олимпиад. Связано это с тем, что у нас создана система работы, мы целенаправленно ведем кружок подготовки к олимпиадам, решения олимпиадных задач — в разных параллелях его ведут разные учителя.

— На этот кружок ходят те школьники, кто хочет?

— Это дело абсолютно добровольное, для всех желающих — кто хочет, кто может, потому что это дополнительная нагрузка: нужно приходить на занятия, там сильно напрягаться, потому что олимпиадные задачи это совсем другой уровень. Преподаватели дают задания домой, немного, но все-таки.

— Значит, это подготовка дополнительно к уже имеющимся в лицее мощной физике и математике?

— К олимпиадам нужно готовиться целенаправленно. Олимпиадные задачи требуют специфических подходов, которые на уроках не изучаются, их только на кружке можно показать. И это вам скажет любой преподаватель любого вуза.

— И много детей ходит на такие кружки? Каждый пятый, каждый третий?

— По-разному. Это не простые занятия, дети начинают активно, а потом их остается меньше — это естественно, возникают проблемы по другим предметам. Но занятия проводятся регулярно в течение всего года, и именно из тех, кто ходит на кружок регулярно, вырастают призеры олимпиад. Причем чем параллель старше, тем больших результатов добиваются кружковцы.

«На ЕГЭ мы не натаскиваем — просто изучаем физику, как раньше»

— Обратимся к ЕГЭ по физике. Как вам этот экзамен, оценка знаний с его помощью? Есть такое обвинение, высказываемое в сторону учителей — что они больше натаскивают на ЕГЭ, чем учат предмету. Наверное, это не касается лицея?

— Такое есть, конечно. Натаскивание было и раньше, только другое, а теперь натаскивают на ЕГЭ. Но в целом к ЕГЭ у меня отношение на самом деле положительное. Есть две проблемы: первая в содержании этого экзамена и вторая — в организации. Что касается содержания, то последние годы к содержанию особых претензий нет.

— В ЕГЭ по физике какие-то адекватные вопросы..?

— Да, там нормально сделана тестовая часть. В экзамене три части — часть А, часть В и часть С. Часть А — это просто тестовый опрос, проверка основных знаний и соотношений, часть В — задача, и часть С — задача с развернутым ответом, то есть, как раньше выглядели стандартные задачи на экзамене. Содержание ЕГЭ постепенно улучшают, меняют, и к нему претензий нет. Есть вопросы по организации ЕГЭ — сами знаете, приезжают выпускники из каких-то республик, где они могут договориться, со 100 баллами, при том, что у нас в лицее 100 баллов не набрал никто в этом году, даже наш призер всероссийских олимпиад Артем Раков набрал около 90 баллов. И по Москве 100-балльников — единицы.

— И равенство оценки выпускников не всегда достигается, хотя в этом и состоит цель ЕГЭ?

— Да, потому что проблема в организации. Если экзамен организован честно, тогда все будет объективно и результат будет соответствовать тому, как дети учатся. В Зеленограде ЕГЭ проводятся достаточно организованно, — я могу сказать, один раз участвовал как наблюдатель, — и вот что касается лицеистов, то как кто учился, тот так и сдал экзамен. Это практически стопроцентно, никаких случайностей нет.

— Вы готовите в лицее к ЕГЭ специально?

— Нет. Могу пояснить, как мы работаем: в течение всех классов с 8-го по 11-й мы занимаемся изучением физики, а в конце 11-го класса, когда курс физики пройден, где-то с конца апреля и в мае мы просто проводим тренировочные работы в форме ЕГЭ. Берем прошлогодние ЕГЭ и с ними работаем.

— Значит, два года вы не решаете вопросы, задачи, тесты из ЕГЭ?

— Нет, никаких натаскиваний мы не проводим. Просто изучаем физику, как положено, как раньше изучали.

— В этом году в лицее и вообще в Зеленограде действительно не было 100-балльников ЕГЭ по физике. Чем это объясняется? Физика — все-таки такой тяжелый экзамен для выпускников?

— Я думаю, тут такое обстоятельство могло сыграть свою роль: у нас ведь многие лицеисты поступают в вузы по результатам олимпиад, и когда человек получил диплом какой-то олимпиады, причем хорошего уровня, — ну, тот же Артем Раков, который стал призером российской олимпиады, — то ему открыты все пути, ему уже засчитаны сразу 100 баллов по физике при поступлении в любой вуз.

— И в таких случаях школьники просто расслабляются?..

— Да, и Артём отнесся к ЕГЭ немножко, может быть, не очень серьезно. Он знал, что спокойно напишет этот экзамен, и он его написал, за полтора часа. Но цели получить 100 баллов у него не было — он уже поступил, куда хотел. Поступил он в Физтех, уже там учится. И так у нас очень многие сильные ребята поступили по олимпиадам и отнеслись к ЕГЭ, может быть, немножко легкомысленно. Они, в принципе, могли бы набрать 100 баллов, если бы упирались и поставили себе такую цель... Вполне могли бы.

— Кстати, по-моему, Московский Департамент образования пригрозил сократить в будущем году количество олимпиад, по итогам которых можно поступить в вузы...

— Может быть, в этом есть какой-то смысл, потому что на олимпиадах есть проблема списывания, к сожалению.

— В вашем лицее работает межшкольный факультатив по физике, он называется «Физика в олимпиадах», и ведет его Елена Петунина — расскажете о нем?

— Об этом лучше у нее спросить, я сейчас не веду такой факультатив. Два года назад вел, приходили дети из других школ, и мы тоже решали задачи из олимпиад разного уровня. Народу было немного.

Урок физики: лабораторные работы и нанотехнологии в школе

— Давайте обратимся к школьным урокам физики. Понятно, как преподается теоретическая часть и задачи, а лабораторные работы — в них что-то меняется со временем? Сейчас выпускается столько нового оборудования, даже в магазинах продаются разные наборы по занимательной физике...

— Лабораторное оборудование, конечно, выпускается, и мы используем его. Если есть возможность, мы делим классы по группам, и, в отличие от обычной школы, имеем возможность проводить лабораторные работы так, чтобы каждый ученик делал их отдельно, индивидуально. И лабораторные работы в лицее проводятся в полном объеме. У нас МИЭТ организует курс лабораторных для старшеклассников — они могут выполнять лабораторные работы, которые будут выполнять в институте, уже поступив.

— Они проводятся в лицее?

— Нет, в МИЭТе, у нас такого оборудования нет — это специальное оборудование для лабораторных работ по физике для вузов. В прошлом году был первый такой опыт, некоторые ребята ходили в МИЭТ и делали там лабораторную работу, после занятий.

— Сейчас есть тема нанотехнологий, в МИЭТ они развиваются. В школьную физику они уже приходят?

— У нас просто проводятся экскурсии — регулярно приезжает автобус «Нанотрак», и туда организуются экскурсии старшеклассников по графику.

— По-вашему, это дань моде на «нано-» или в этом есть что-то действительно полезное для школьников?

— Там больше ознакомительного. Слово «нанотехнологии» красиво звучит, но для них надо хорошо знать физику. Да, надо с ними знакомить, надо дать представление, поэтому польза от экскурсий есть. Люди должны знать, что вокруг них происходит.

— Получается, школьники сначала видят это своими глазами, а потом проходят это по физике?

— По физике они не могут это проходить в школе — только в институте. Все эти описания нанотехнологий связаны с высшей математикой, и надо хорошо владеть физикой, чтобы потом заниматься этим. Но ознакомиться нужно.

— Значит, «Нанотрак» — это фактически «реклама» нанотехнологий?

— Конечно. А изучать нанотехнологии в школе... Может быть, в форме каких-то межшкольных факультативов это возможно, но не знаю, это надо быть как-то подготовленным, чтобы на уровне школьников что-то такое рассказывать.

— Ваших школьников пускают в МИЭТ на «Нанофабы», на лабораторные работы по нанотехнологиям? Владимир Кириллович Неволин, руководитель научно-образовательного центра «Зондовая микроскопия и нанотехнология» МИЭТ, рассказывал нам в интервью, что у них летом бывают семинары для всех, в том числе и для школьников.

— Да, конечно. Я не могу сказать точно, что мои ученики там побывали — там же приглашают добровольно, нет такого, чтобы всех обязать. Наверняка кто-то был. У нас были разные экскурсии и в лаборатории МИЭТа, причем достаточно интересные экскурсии, я свой класс сам водил — я классный руководитель. Ребята посмотрели на молодых ученых, которые занимаются реальными исследованиями — там какой-то проект с Южной Кореей делали, еще что-то, — то есть, мои ученики увидели, что в МИЭТе есть наука, и занимаются ею молодые люди, 30-35 лет.

— И решили после этого пойти на Физтех :)

— Может быть. Пока они еще не закончили школу, 11-классники.

— На зеленоградские предприятия не водите своих ребят на экскурсии? Вроде бы сейчас есть такая программа...

— На предприятия — не помню, чтобы приглашали. В качестве профориентации, конечно, старшеклассникам можно сходить, но на самом деле профориентацию нужно начинать раньше, конечно, с 8-го класса. Потому что если в 10-11-м классах они уже сориентированы на поступление в Физтех, то на предприятие зеленоградское, может быть, и сходят, но мыслят уже все равно в другом направлении.

Будущие физики-лирики Зеленограда

— Вы сказали, вы — классный руководитель. Когда ваши ребята определяются, куда они будут поступать — в МИЭТ, на Физтех, в МГУ, в Бауманку?

— Вы знаете, я постоянно спрашиваю, и они все отвечают по-разному. Кто-то уже в 9-м классе для себя определился, кто-то — в 10-м, кто-то и до сих пор еще колеблется, выбирает — МГУ, Физтех, Бауманский, поскольку сейчас есть возможность, как вы знаете, после ЕГЭ подавать заявления в несколько вузов.

— Как по-вашему, этот выбор бывает связан с родительскими предпочтениями? В Зеленограде же, можно сказать, династии такие — у кого-то родители учились на Физтехе, и они говорят — всё, поступай только на Физтех...

— В общем, да, как правило, если у кого-то родители заканчивали Физтех — они говорят: мы пойдем в Физтех, потому что там родители учились. Ну, если дети сами чувствуют, что они способны, потому что бывает так, что родители закончили Физтех, а дети, может быть, больше гуманитарии — вполне такое может быть.

— А у вас есть такие, больше гуманитарии?

— Ну, в лицее встречаются в конечном итоге и те, кто поступает не в технические вузы. Единичные случаи, но есть.

— Они учатся-учатся физике, а потом понимают — а ведь я же, вообще-то, будущий филолог?

— Это же не так просто, на самом деле, определиться, к чему у тебя склонности. Лицей популярен еще и потому, что дает хорошее образование в целом, естественнонаучное.

— И это не большая беда, если кто-то из лицеистов вдруг поймет, что он — гуманитарий?

— Ну, конечно, не большая беда, потому что у нас ребята с 10-го класса учатся по индивидуальным учебным планам. Они могут выбрать углубление в историю, в литературу... И такие у нас есть, не очень много, но встречаются. Хотя мы, конечно, хотели бы, — раз у нас физический лицей, — чтобы у нас было больше лицеистов именно с уклоном в физику, математику, инженерную область.

— Вы чувствуете, Зеленоград сейчас остается городом физиков, или эта атмосфера ушла безвозвратно?

— Поскольку я не связан с зеленоградской промышленностью, мне трудно сказать. Я знаю, конечно, что Зеленоград был городом технической интеллигенции всегда, но я — учитель физики и с интеллигенцией технической мало был связан. По своим ученикам вижу, что родители очень многих работают в Москве...

— Зеленоград переехал...

— Да. И очень часто слышу, что, например, папа закончил Физтех, а работает в банке. То есть, люди имеют техническое образование, и все-таки работают не как инженеры... Это — следствие всё тех же 90-х годов.

— Сами-то дети настроены всё-таки учиться и работать потом в этой области? Не так, чтобы потом в банке оказаться?

— В общем, настроены, большинство у нас в лицее идет в технические вузы. Потом, может быть, поменяют приоритеты, кто же знает...

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Светлана Овчинникова
12 ноября 2010
как приятно, что на сайте втречаются публикации про тех, кто когда-то нас учил)
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран