1
Расписание уроков: школьная библиотека 14.09.2010 ZELENOGRAD.RU
В начале этого года, Года учителя, в Зеленограде подвели итоги окружного конкурса «Лучший педагог-2010». Среди его номинаций в нашем городе была учреждена и номинация «Школьный библиотекарь». В студии Zelenograd.ru — лучший зеленоградский школьный библиотекарь 2010 года, Любовь Сергеевна Ефимова из школы 1149, с рассказом о жизни школьной библиотеки и о её читателях.

Послушать (28:12)загрузить файл со звуком (19835 кб)

Учебники по осени считают

— Любовь Сергеевна, у вас, наверное, самое горячее время — сентябрь и май, когда идёт выдача и приём учебников. Давайте с них и начнём. Какой комплект учебников сейчас выдается школьникам — все или частично?

— Действительно, начало и окончание учебного года — это пора горячая. В начале года всем школьникам, с первого по последний класс, выдаётся полностью комплект учебников по тем предметам, которые они будут изучать в предстоящем году. Но сейчас учебники дробятся, и если учебник состоит из нескольких частей, то, по желанию учителя, выдаются или сразу все его части, или одна часть данного учебника, с последующей заменой одной на другую.

— А одноразовые учебные пособия библиотека не выдаёт? Например, рабочие тетради школьники все приобретают сами?

— Одноразовые пособия — рабочие тетради, контурные карты, атласы — это всё приобретается родителями. Раньше они некоторое время распространялись через библиотеки. Сейчас это не практикуется.

— Сколько лет учебники «живут» в школьной библиотеке? Ребенок их получил, отучился год — что дальше происходит с этими книжками?

— Они переходят к следующему ученику. Срок службы учебника 4 — 5 лет. На службу больше 4-5 лет учебник не рассчитан.

— Кем и как финансируется приобретение учебников школьными библиотеками?

— Московским правительством через Департамент образования. Школьные библиотеки комплектуются централизованно.

— У нас уже побывали учителя разных предметов. Иногда они говорят о том, что есть проблема с получением учебников по выбранным им программам — учебники доходят в школы через два-три года после того, как учителя о них узнают и хотят ими воспользоваться. Такое действительно есть? Почему?

— Вы знаете, мы работаем на перспективу. Процесс это не сиюминутный. Работа с бланком заказа на учебную литературу осуществляется коллегиально, совместно с учителями-предметниками, с председателями методических объединений, с завучами и, конечно, с директором школы. Каждый учитель, если он выбрал программу, должен сказать об этом заранее. Это не так, что мы в мае захотели — к сентябрю получили, это достаточно долгосрочный процесс. Если учитель работает в школе не первый год, то такой проблемы у него не должно быть. Но, кстати сказать, если даже возникают какие-то трудности в получении учебников, то они устранимы, поскольку у нас существует система взаимопомощи с коллегами из других школ, и мы можем позаимствовать нужные учебники на время.

— Выдать на год учебники ребятам, а потом вернуть их в другую школу?

— Да, такое практикуется, это оправдано.

— А вообще учителя часто меняют программы и говорят «нам нужны другие учебники»?

— Нет, не часто. Ведь учитель должен окончить определенные курсы. Скажем, если хочет использовать программу Занкова, то он обязательно должен окончить курсы по этой программе, тогда уже может по ней и преподавать.

— Как возмещается учениками потеря учебников или их порча, если они в плохом состоянии? Или библиотека в любом состоянии их принимает обратно?

— Потеря или порча учебников возмещается библиотеке равноценной заменой — скорее всего, такой книгой, которая библиотеке нужна на сегодняшний день. Принимает ли библиотека, допустим, весной плохие учебники? Надо сказать, что ребята в начале учебного года не всегда получают новые учебники, так как, я уже говорила, срок их службы 4-5 лет. Следует учитывать процент износа книги. Поэтому, конечно, мы принимаем, но хочу заметить, что если мы усмотрим умышленную порчу учебника, хулиганский поступок, тогда необходимо будет потребовать замену.

— Я видела на Форуме управления и образования спор родителей об учебниках по английскому языку, которые выдали детям в сентябре в достаточно плохом состоянии. Мамы жаловались, что пришлось ремонтировать, склеивать их по листочкам — «откуда такое безобразие, почему нам выдали такие плохие книжки?» Вы можете прокомментировать? Действительно, такое может произойти?

— Что касается плачевного состояния учебников, да еще и из года в год, как говорят, то я с этим, позвольте, не соглашусь, потому что в последнее время учебный фонд обновляется достаточно активно. Если не брать в расчет форс-мажорных обстоятельств: скажем, не произошло переиздания данного учебника — тогда такое может случиться. Но, естественно, дети разные: кто-то бережет, а кто-то уничтожает книги. Над этим все-таки надо и родителям поработать, привить культуру бережного отношения к книге, ведь не секрет, что многое идет из семьи.

— К этому сразу такой вопрос: раньше библиотекари, я знаю, приходили в классы, рассказывали, как надо клеить, чем конкретно, как ремонтировать книжки, почему надо их сдавать в хорошем состоянии. Сейчас такое есть? Дети ремонтируют учебники сами? Их заставляют это делать?

— Да, конечно, дети ремонтируют. Особенно в конце учебного года дети должны привести книгу в надлежащий вид, после того как они ее использовали. Подклеить, поработать ластиком, если потребуется. По классам мы, конечно, не ходим, но используем любую возможность, чтобы напомнить детям о необходимости бережного отношения к книге. Это бывают и индивидуальные беседы, и на массовых мероприятиях акцентируем внимание. Еще в первом классе, как только дети приходят к нам на экскурсию, первое, о чем мы говорим — это о правилах пользования книгой, о бережном отношении к ней, о правилах поведения в библиотеке. Существует целая система мер в школьной библиотеке по контролю над сохранностью книжного фонда. Мы и на родительских собраниях выступаем, если надо. Если ребенок не внял нашим советам, обращаемся к родителям, работаем и с классным руководителем, совместно. Но, в принципе, не могу сказать, что есть какое-то варварское отношение к книге, дети все-таки прислушиваются к нам. И сдают нам книги в нормальном состоянии. Хотя разное бывает, конечно.

— Есть какие-то специальные советы или секреты, как подклеить школьный учебник — каким конкретно клеем пользоваться, например?

— Знаете, бумага очень любит мучной клей — но этим, конечно, сейчас никто не будет заниматься. Иногда детям скажешь подклеить книгу, и кто-то может подклеить скотчем. Естественно, этого делать не надо.

— Канцелярским клеем можно клеить?

— Да, можно. Клеем ПВА подклеиваем. Но только не нужно ни в коем случае скотчем.

— В переплетную мастерскую, наверно, не носят книжки?

— К сожалению, нет.

— А хорошо было бы?

— Замечательно было бы. Бывают случаи, когда к помощи переплетной мастерской следовало бы обратиться, но, к сожалению, у нас такой связи нет. Оплата таких услуг не предусмотрена.

— Я видела у школ объявления перед началом учебного года: «Ученики, не имеющие задолженностей библиотеке, получают учебники». А если имеет ребенок задолженность — не получит?

— Знаете, нет, мы оговариваем это потом. Но в начале учебного года мы обеспечиваем учебными пособиями всех учащихся в обязательном порядке. Конечно, потом проводится разъяснительная работа с «должниками», классным руководителям об этом напоминаем, работаем вместе. В конечном итоге задолженность погашается.

Художественная литература — программная, по интересам и запрещенная

— Другая часть работы школьной библиотеки связана с художественной литературой — она, наверное, для детей как раз более интересна. Как появляются художественные книжки в школьных библиотеках?

— Художественная литература тоже финансируется московским правительством, мы так же работаем с бланками заказов — как на учебную литературу, так и на художественную. В принципе, это та же система.

— Есть какой-то предписанный программой список книг, которые должны иметь школьные библиотеки? Или это отдается на усмотрения библиотекаря?

— Нет, мы работает с бланком заказа, который предлагает нам определенные издания. Чаще всего это программная литература, и мы заказываем её в соответствии с тем, в каком количестве это необходимо нашей библиотеке. Сверх бланка заказа мы приобретать что-то сами не имеем возможности, у нас на это нет средств.

— В бланке заказов — только программные произведения или есть еще какие-то книги?

— Нет, бывают бланки заказа и на литературу по интересам, не только на программную литературу. Но ее не так много, потому что школьная библиотека — это все-таки школьная библиотека, это учебники и программная художественная литература, учебные пособия в помощь ученикам.

— Нет ли в списках программной литературы какого-то перекоса, на ваш взгляд? Например, раньше, в советские времена, библиотеке положено было иметь собрание сочинений Брежнева. Сейчас есть что-то в этом духе?

— Нет, настойчиво рекомендуемых по политическим соображениям книг и авторов у нас в библиотеке нет. А вот список литературы экстремистского содержания, которой в школьной библиотеке быть не должно, есть.

— Того же Эдуарда Лимонова, например?

— Ну, мы не будем их рекламировать…

— Тогда хотя бы — сколько в этом списке пунктов? Сотни? Десятки?

— Скажем, десятки.

— В школьных библиотеках есть проблемы с хранением книг?

— Это очень индивидуально, в каждой школе по-разному, но в моей школе эта проблема решена. Кстати, хочу поделиться своей радостью: я как раз в этом году переехала в новое помещение, у меня теперь будет отдельный читальный зал, там будет только художественная литература, а книгохранилище для учебников выделено отдельно. Меня это очень радует. Это, я думаю, будет способствовать лучшей работе. Читальный зал с открытым доступом для детей, там стеллажи с художественной литературой, полки с книгами из серии «Здравствуй, книга!», выставки представлены…

— Много ребят приходит в такие читальные залы в школе? Остаётся у них время на это?

— Приходят ребята. Конечно, самые благодарные читатели — из начальной школы. Они очень любят у нас бывать.

— Только научились читать — и сразу становятся самыми благодарными читателями?

— Да. На этом этапе нужно с ними подружиться, чтобы был задел на все школьные годы, чтобы мы действительно стали друзьями.

— Весной, кажется, прошла акция по сбору книг для школьных библиотек. Много удалось собрать? Какие книжки принесли — не было какого-то откровенного хлама, который просто не нужен дома? Или приносили действительно хорошие художественные книги?

— Да, весной прошла такая акция «Выпускник, подари книгу школе!» — по-моему, она проводится второй год. Собрать удалось не много, лично нам — порядка 15 книг. Откровенного хлама не было. Всё мы приняли с благодарностью. Это была художественная литература, справочные издания. Вообще эта традиция не нова, раньше выпускники тоже дарили книги в подарок школе — чаще всего справочные издания, словари, энциклопедии. Может быть, в небольшом количестве экземпляров, но тогда это были очень ценные подарки, если учесть, что тогда у нас было мало справочных изданий, и интернета в школе не было. Поэтому тогда такие подарки были на вес золота.

— В интернете встречаются объявления — люди отдают книги, иногда бесплатно. Просто отдают не нужные им книги пачками: фантастику, фентези, художественную литературу. Школьным библиотекам это было бы нужно? Или это все равно не для школ и не для детей?

— Нет, почему? Спрос рождает предложение. Если дети сегодня обращаются к этим книгам, и нам приносят в дар эти книги, то мы, конечно, принимаем их, если они в надлежащем состоянии.

— Если вам принесут, скажем, Стивена Кинга — вы примете его с благодарностью?

— Да примем с благодарностью, любой дар от сердца к сердцу принимаем.

— По поводу безвозмездной передачи книг — библиотеки могут пополняться из других бесплатных источников? Грубо говоря, где-то вы увидели склад выброшенных книг, объявления о таких вещах. Вы можете этим воспользоваться, или это не принято?

— Нет, конечно, не принято. Со свалки мы, естественно, не можем подбирать, мы ведь работаем в детском учреждении. Если частные лица принесут книги в дар библиотеке, то мы, конечно, примем, оформим акт дарения и будем пользоваться этой книгой, если она будет востребована.

— Хочу вас попросить прокомментировать информацию о списании библиотеками старых книг по году издания — истории об этом ходят в интернете. Многих это очень печалит, пишут какие-то ужасные вещи о том, что библиотеки просто выкидывают на улицу, на свалку, старые книги, в том числе классику «без срока давности». У вас есть такое?

— Знаете, по году издания мы в школьной библиотеке списываем только учебники, а художественную литературу — только в случае утери, порчи или ветхости. Говорить о подобных мерах я не могу, потому что нашей школьной библиотеке, как и самой школе — 16 лет. Она достаточно молода, на мой взгляд, и я еще, честно говоря, не помню, чтобы я классику списывала. Все книги в достаточно хорошем состоянии.

— А о подобной проблеме в больших библиотеках вы знаете?

— Не сталкивалась с этим, не могу прокомментировать этот вопрос.

«В библиотеках есть место и интернету, и творчеству»

— Как вы думаете, доступны ли сейчас книги семье? Вы сказали, что интерес к книге возрождается. У многих ли детей есть семейные библиотеки или, наоборот, с нынешними ценами на книги проще найти произведение в интернете или сходить в библиотеку?

— Сказать, что сегодня книга доступна каждой семье, наверное, нельзя — действительно, книги бывают очень дорогие. Для этого и существует сегодня библиотека. И создание положительного, привлекательного образа читающего человека — в этом, собственно говоря, наша задача. Если семья не может приобрести в личное пользование книги — добро пожаловать в библиотеки! Мы сегодня получаем очень много хороших, прекрасно иллюстрированных книг. И фонд год от года, — я говорю о своей школьной библиотеке, — становится все разнообразнее, богаче. Так что милости просим.

— Не появятся ли в школьных библиотеках компьютерные места с выходом в интернет — вы не собираетесь объединить и печатные, и цифровые технологии? Такого новшества вообще нет в школах?

— Нет, как же, это есть. В школьную библиотеку интернет давно уже пришел. Практически в каждой школе есть компьютер и доступ в интернет, и любой школьник может этим воспользоваться.

— Именно в библиотеке, в читальном зале стоит компьютер? Не для библиотекаря, а для детей?

— Да, именно в библиотеке. И для библиотекаря в том числе, мы тоже пользуемся. И любой ученик может прийти, и учитель, и приходят. Существует журнал регистрации, он у нас достаточно активно заполняется. Свято место пусто не бывает.

— У вас один компьютер такой?

— Вы знаете, в разных школах по-разному. В моей школьной библиотеке один компьютер.

— Хотелось бы больше? Очередь к нему не выстраивается?

— Наверное, хотелось бы. Могу сказать, что сегодня у многих детей и дома есть компьютеры. Так что очереди, конечно, пока не наблюдаю, но, тем не менее, ребята активно используют компьютер. И доступ в интернет предоставляем им по желанию. У нас существует график, чтобы не было так, что все в одно время пришли. А в некоторых школах есть и медиотеки с большим количеством компьютеров.

— Школьные библиотечные картотеки — они сейчас перенесены в компьютер или каталоги ведутся по-старому, в виде карточек?

— У нас есть и традиционная форма ведения каталогов, печатная, и электронные каталоги тоже есть. В моей школьной библиотеке есть электронные каталоги на художественную литературу, на учебную литературы и на медиа-ресурсы — CD, DVD, видео кассеты.

— А аудиокниги пока не поступают в школьные библиотеки?

— У меня пока нет. Отвечаю за себя.

— Библиотеки сейчас стали, в том числе, местом для разных творческих детских конкурсов: проходят недели детской книги, конкурсы чтецов, сочинений, иллюстраций к книгам. Это всегда так было или это новшество последнего времени?

— Я бы сказала, что это было всегда. Возможно, сейчас это более активно проходит. Тут необходимо сказать, что школьные библиотеки работают в очень тесном сотрудничестве с городскими библиотеками — с центральной детской библиотекой № 2, юношеской библиотекой № 6, библиотекой № 259 в 14-ом микрорайоне и с другими. Как пример я могу привести такие окружные конкурсы детского творчества, как «Нет фашизму!» и «Пусть всегда будет мир», которые были прекрасно организованы центральной детской библиотекой № 2 совместно с управой Матушкино-Савёлки и посвящены знаменательным историческим датам Великой Отечественной Войны. Ребята представили самые разные по форме работы, очень интересные и творческие — это были и стихи, и сочинения о дедах и прадедах, прошедших трудными дорогами войны, и интервью с ветеранами. Существует конкурс «Зеленые горошины», который уже не первый год организует юношеская библиотека № 6, это поэтический конкурс. В стихотворениях детей звучат самые разные мотивы, но очень большое место уделяется теме малой родины. К юбилею нашего Зеленограда был подготовлен конкурс «Мой город» — в честь прекрасного нашего города, молодого, красивого и замечательного. Я просто счастлива, что живу в нём! И мы с ребятами мастерили и рисовали, и потом отнесли лучшие работы — они экспонировались на выставке в библиотеке № 259. Всё это не проходит бесследно, это стимулирует детей к творчеству, к чтению, посещению библиотеки. Это замечательно.

«Книжные души»

— Мы уже немножко коснулись детей начальных классов, которые с удовольствием к вам приходят. А много ли вообще таких детей, по вашему опыту работы? За последние годы это как-то меняется?

— Да, конечно, дети приходят в библиотеку, и книги берут охотно. Я наблюдаю положительную динамику, как мне кажется. Интерес к книге у детей оживает, даже несмотря на то, что в нашу жизнь уже прочно вошел интернет. Он помогает быстро найти нужную информацию, это факт неоспоримый, но, тем не менее, книга остается книгой со своим теплом, своей душевностью. Я думаю, что они должны дополнять друг друга, а не исключать. Это моё глубокое убеждение.

— По-вашему, печатная книжка не выйдет из употребления?

— Нет, никогда. Я могу сказать по собственному опыту, в электронном варианте читать гораздо сложнее. Я уже не говорю о том, что глаза устают. Нет того тепла, нет какой-то особой атмосферы, которая возникает, когда открываешь книжку. Я помню еще детские годы, когда воспитатель открывала первую страничку в детском саду — она была подернута легкой паутинкой от частого использования. Сердце замирало…

— Да, старые книги — это что-то особенное. Приходишь в библиотеку и видишь, какие из книг самые хорошие — они самые потрёпанные. И у них такой запах…

— Да, особый аромат.

— Вы можете нарисовать портрет своих частых «клиентов» — это какие-то школьные отличники, «ботаники», или разные дети бывают?

— Отличники, конечно, да. Кто дружит с книгой, естественно, хорошо и успешно учится. Но приходят далеко не только отличники. Приходят ребята, интересующиеся различными областями знаний: кто-то увлечен техникой, кто-то спортом. Со справочной литературой приходят познакомиться. У нас достаточно много энциклопедий «Аванта +".

— Есть такие, которые «проводят жизнь» в библиотеке — не учатся на уроках, какие-нибудь троечники, читающие взахлеб приключения?

— Нет, дети приходят в школу все-таки учиться, и, конечно, мы за этим следим. Если у них есть свободный урок, они могут прийти в библиотеку. А вообще они должны ходить на уроки прежде всего.

— Встречались ли вам дети, которые мечтали бы стать библиотекарями? Такие сейчас бывают?

— Как вам сказать? Библиотекарь, к сожалению, сегодня — это профессия, которая, как мне кажется, имеет незаслуженно невысокий рейтинг. Сегодня у нас на слуху другие профессии, которые пользуются популярностью… Но ребята задают вопросы: где вы учились, как можно стать библиотекарем?

— А где учат библиотекарей, в каком ВУЗе?

— Я окончила Московский государственный Институт Культуры, тогда он так назывался — сейчас это Московский государственный университет Культуры и Искусств, насколько я знаю. Я училась на библиотечном факультете, тогда для школьных библиотекарей отдельного факультета не было. Сейчас, я слышала, он в проекте…

— Какие перспективы есть у профессии библиотекаря? Школьный библиотекарь может сделать какую-то карьеру, или стать кем-то — скажем, филологом? Или библиотекарям настолько хорошо в библиотеке, что они и не стремятся к чему-то другому?

— Знаете, библиотекарь — это библиотекарь, филолог — это филолог. Есть библиотекари по призванию, так же как и врачи, педагоги. Поскольку я очень люблю свою профессию, посвятила ей всю свою жизнь, то могу сказать только хорошие слова о ней. И даже сказала бы так:

Да, я люблю свою профессию, и с каждым годом все сильней.
Она похожа на поэзию, хоть много будничного в ней!
Она как стих — не терпит серости, не терпит косности и зла,
Она еще в далекой древности талант и мудрость обрела.

— Спасибо большое, замечательные стихи. Может быть, еще немного прагматики добавим: если не секрет, какой доход у библиотекарей? Эта профессия только для самых жаждущих ее получить?

— Что касается дохода нынешних библиотекарей, мне трудно сказать определенно… Если брать школьных библиотекарей — есть много составляющих, которые определяют заработную плату. В среднем это около 15-20 тысяч рублей.

— Невысокая…

— Да. Но не хлебом единым жив человек. Я как-то была на одном из наших собраний в Центральной детской библиотеке. Это был еще конец 90-х годов. В то время одна из сотрудниц библиотеки ушла в бизнес, и она посетила наше собрание. С какой же тоской она говорила: «как мне не хватает сейчас этой атмосферы!» Вы знаете, я хочу отметить такой очень замечательный факт: я во многих библиотеках была записана еще с детства, и в студенческие годы их посещала, и что характерно — верность своей профессии библиотекари хранят как, пожалуй, никто. Все сотрудники как работали тогда, в то время, так и работают сейчас, уходят только на пенсию. Это о чем-то говорит — о том, что действительно наша профессия заслуживает большого внимания. Я бы очень хотела, что бы подрастающее поколение ею интересовалось.

— И последний вопрос: библиотекари все любят читать? Мне кажется, они целыми днями только и делают, что читают книги в своих библиотеках :)

— Нет, это не совсем правильно :) У библиотекарей очень много функций, которые они выполняют, но то, что они должны читать — это априори. Понимаете, как мы можем рекомендовать какую-то литературу, ответить на какой то вопрос, если мы не будем читать? Это наша работа. Это обязательно.

— Читать — это работа. Замечательная, по-моему, работа.

— Да. Замечательная работа. Я с этим согласна.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Надежда Морозова
9 декабря 2015
Это счастье, что у Вас заработная плата 15-20 тыс. руб. Я главный библиотекарь в школе, у меня заработная плата 7600 руб. и плюс за вредность 1500. Подскажите откуда такая у Вас набирается сумма.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран