Расписание уроков: Биология 20.08.2010 ZELENOGRAD.RU
О своём предмете и тонкостях его преподавания в студии Zelenograd.ru рассказала Марина Тигриевна Дмитриева, учитель биологии школы 1353 и методист по биологии Окружного методического центра — благодаря чему Марина Тигриевна хорошо знакома со всеми учителями-"биологами" города и состоянием дел с биологией в зеленоградских школах.

Послушать (39:00)загрузить файл со звуком (27427 кб)

— Марина Тигриевна, так сложилось, что сейчас внимание большинства людей как раз приковано к биологии. Нынешнее лето показало всем такие природные аномалии и экстремальные ситуации, что интерес к поведению природы и объяснению его причин стремительно возрос и у горожан, и в средствах массовой информации. Поэтому для начала я хотела вас расспросить как учителя биологии о последних событиях: как вы донесете их смысл до детей в начале нового учебного года? Лесные пожары: что вы считаете их причиной — природные аномалии, изменение климата или российскую систему охраны лесов?

— По моему мнению, здесь повлиял целый комплекс факторов. Конечно, большую роль сыграла аномально жаркая погода. Я сама была свидетелем пожаров, возвращаясь из отпуска по Мордовской республике, Рязанской, Московской областям — мы ехали непосредственно по пожарам, по Челябинской трассе, вокруг горели леса. Конечно, это очень страшно. Мне звонили из разных областей, переживали, как мы тут в Москве дышим в такую погоду — все очень волновались за москвичей и Московскую область. Там, где шли пожары, у меня живет много знакомых — я в свою очередь им дозванивалась и спрашивала, насколько они владеют ситуацией. Я лично видела, как горит Мордовия, Луховицы в Рязанской области... Естественно, мы будем рассказывать детям об этом на уроках — о том, что Зеленоград и наши родные леса стоят на торфяных болотах, и о правилах поведения в этих лесах.

— Буквально вчера писали, что опять горит лес за Горетовкой, напротив двадцатого микрорайона, жители пытаются вызывать пожарных. Не всегда, кстати, наши зеленоградские пожарные туда едут — эта территория все-таки находится за границей города, считается областью, и начинается неразбериха — кому тушить.

— Это уже бюрократические проблемы. Я живу в восьмом микрорайоне, у нас недалеко находится Малинское болото, и там тоже недавно был пожар. Наши соседи вызвали пожарных, они немедленно приехали, прошли туда пешком, — проехать на машинах было невозможно, — и целые сутки боролись там вручную с огнем. Потушили и даже позвонили и сказали большое спасибо моим соседям за предупреждение. Возможно, конечно, им мешают какие-то бюрократические накладки, но пожарные готовы выезжать и тушить эти пожары. И, конечно, детям необходимо объяснять правила поведения в лесу, потому что совершенно недопустимы в такую погоду разведение костров и походы на шашлыки. Обязательно будем это рассказывать.

— А вы рассказываете, как тушить? Например, торф?

— Торф заливают водой. Под слоем торфа совершенно нет доступа кислорода — его невозможно потушить своими силами. Можно только предостеречь, объяснить правила поведения: если кто-нибудь из детей увидел какое-то задымление — надо обязательно сообщить в пожарную службу, а не тушить самим. Тушить торф своими силами очень сложно.

— Некоторые из детей балуются, поджигают траву...

— Да, бывают такие. Но это оттого, что детям нечем заняться. Надо их, конечно, занимать летом — это проблема и родителей, и школы. Конечно, школы стараются, организуют лагеря, но бо́льшая часть детей, как я заметила, просто слоняются по городу без дела. Так что вполне возможно, что они решат пойти в лес и пожарить сосиски или кусочек хлеба, для них это отдых...

«За 34 урока в год учителю трудно дать, а ученикам — освоить такую объемную программу»

— Давайте перейдем к образованию детей, чтоб они не били баклуши и знали биологию. Расскажите, какие изменения и нововведения со временем приходят в программу по вашему предмету. Появляются ли новые разделы или, наоборот, биология испытывает тенденцию к упрощению, как некоторые другие школьные предметы?

— Я бы не сказала, что она испытывает тенденцию к упрощению. Мне кажется, что сейчас очень сложно стало и преподавать, и учить биологию. Прежде всего, потому что курс биологии охватывает много школьных лет — мы начинаем её преподавать с пятого класса и заканчиваем в одиннадцатом, за это время она трансформируется. Родители считают, что биология — очень легкий предмет: подумаешь, цветочки посмотреть, о животных что-то почитать. На самом деле, это комплексный предмет, особенно в старшей школе — в него входит и философия, и математика, и физика, и химия. Детям очень тяжело дается этот комплекс в шестом классе, когда они начинают сталкиваются с ботаникой, и затем в десятом-одиннадцатом классах, когда идет комплексное изучение наук. Для того, чтобы знать биологию и разобраться с основными законами, нужно очень хорошо знать другие предметы.

А изменения в программе по биологии у нас связаны с тем, что сейчас есть очень большой выбор учебно-методических комплексов. Учитель может выбирать программы, учебники... Но для этого их нужно иметь в школьной библиотеке, а приходят они через два-три года после того, как учитель их заказал. Из-за этого получается, что в разных школах разные программы и учебники — так что, например, когда дети меняют школу, бывает очень сложно перестроиться.

Вторая сложность: часы на преподавание биологии сокращаются, а программа остается та же самая — таким образом, усложняется преподавание предмета. Например, очень большая проблема в округе — преподавание биологии в шестом классе, где обычно на биологию отводилось два урока в неделю, а по новым программам у неё уже несколько лет остался только один час в неделю. Получается, в году всего 34 урока. Подробно рассказать детям о строении растений или о тех же лесных пожарах за это время физически невозможно, очень трудно дать такой объемный материал — даже если учитель не болел и всё в порядке с уроками. Тем более, что детишки маленькие и с ними надо работать очень кропотливо. Возникает проблема и с лабораторными работами: за 34 урока качественно всё разобрать, пощупать растения, посмотреть под микроскопом — это, опять-таки, просто невозможно. Такая же проблема есть в старшей школе, по многим программам на биологию там также отводится один урок в неделю. Я сама нахожусь в такой ситуации и вижу, как детям трудно освоить эту систему знаний. Получается «по верхам».

С другой стороны, учитель сегодня может выбирать программу и заниматься апробацией новых учебников. Например, в этом году мы впервые в округе апробировали учебник издательства «Мнемозина» для десятых классов, а в этом году продолжим апробацию с шестыми, восьмыми и одиннадцатыми классами. Нам интересно, что нового пишут авторы, как они строят курс, систему учебника. А среди учеников мы проводим конкурс письменных отзывов об учебниках: понравился ли учебник, иллюстрации в нём, задания. Эти письменные отзывы мы отдаем авторам учебника, чтобы они перестраивали и совершенствовали его.

— Вы коснулись лабораторных работ на уроках биологии. Их сейчас становится больше? Есть прогресс — новая аппаратура, образцы для микроскопа? Их же сейчас очень много, даже в магазинах можно найти наборы для опытов...

— В некоторых школах — в очень немногих, к сожалению — есть микролаборатории, такие небольшие ящички, в которых собрано все для конкретных лабораторных работ. В нескольких школах у нас есть цифровые микроскопы, но вообще с оснащением на уроках биологии есть проблемы. В гимназии 1528 есть цифровая лаборатория «Архимед» — Наталья Васильевна Шаманаева, учитель биологии, очень активно там с ней работает. Эта лаборатория позволяет детям выполнять лабораторные работы на компьютерах: строить графики, делать выводы по результатам экспериментов. Наталья Васильевна показывала нашим зеленоградским учителям образец такой лабораторной работы, всем это очень интересно, но не все имеют такие возможности.

— Это зависит от школы?

— Школы финансируются по-разному. Кто-то сам финансированием занимается, кто-то финансируется из Управления образования. Конечно, покупка такой цифровой лаборатории связана с финансами и не в каждой школе уроки биологии так хорошо оборудованы. Сейчас идет интенсивная работа по оборудованию компьютерами кабинетов биологии. Имея компьютер на столе у учителя, экран и хотя бы один цифровой микроскоп, на уроке можно показать детям движения животного, дать им понаблюдать за живыми организмами, не препарируя их. Это очень интересно.

— Есть ли в Зеленограде классы с углубленным изучением биологии?

— Есть. У нас в этом году базовая школа — школа 1740 в «новом» городе, она уже много лет работает по этому профилю. Есть отдельные биологические классы в гимназии 1528 и в школах 853 и 2038. При наборе в десятый класс проявляются группы детей: кто-то желает более углубленно изучать математику и физику, кто-то — химию и биологию, а кто-то — языки.

— Значит, если ребенок имеет склонность к биологии, можно обращаться в эти школы и поступать туда в старшие профильные «биологические» классы?

— Да. В школе 1740 вообще ведут углубленное изучение биологии с восьмого класса, по специальной программе и с большим количеством уроков биологии.

Прогулки по биологии: экологические тропы, школьные цветники и юные лесничие

— Кроме лабораторных занятий есть еще экскурсии и прогулки в лес, которые вы практикуете в школе 1353, правильно? Я знаю, вы имеете отношение к экологическим тропам в Зеленограде как их инициатор и организатор...

— Да, я уже 14 лет сотрудничаю с нашим Зеленоградским отделом экологического контроля. У нас давно была задумка создать небольшую экологическую тропу для проведения школьных экскурсий. Ведь раньше такие экскурсии вообще стояли в учебной программе, а сейчас их вынесли на «внеучебное время», то есть такие экскурсии проводятся по желанию. Это приносит очень большие проблемы, потому что почти все дети после школы занимаются в различных кружках и секциях. Как заинтересовать детей? Мы решили всё-таки проводить в урочное время хотя бы по одной экскурсии весной, летом, осенью и зимой, чтобы знакомить детей с сезонными изменениями, которые происходят в природе. Я сама была инициатором создания экологической тропы. Мы с детьми готовили информацию для стендов вдоль неё. И сейчас, несмотря на то, что эти стенды варварски разрушают, мы всё равно проводим на тропе экскурсии. Дети составляют по ним серьезные отчеты — у меня хранятся лучшие альбомы детей с такими отчетами. Учитель выдает заранее вопросы, на которые надо обратить внимание во время экскурсии, а дети потом на них отвечают — что они видели, что запомнили. Можно сделать фотоотчет, цифровой отчет, презентацию. У меня были пятиклассники и шестиклассники, которые выступали с такими отчетами на зеленоградской конференции. Я считаю, что это очень важно — дети должны знать свой город и район, в котором они живут.

В этом году мы попросили нашего методиста из Московского института открытого образования провести с учителями Зеленограда занятия в течение года, чтобы он помог учителям вспомнить, как научить детей определять растения по почкам, по коре — для того, чтоб учителя не боялись выйти с детьми на природу. Он любезно согласился, и мы с октября начинаем такую учебу.

— Сейчас, на самом деле, очень немногие дети, да и взрослые, знают обыкновенных лесных птиц, помимо синицы и воробья, и растения, растущие под ногами. Могут ли все это определить ваши ученики?

— Наиболее популярные растения — могут, но не все, конечно. Это серьезная работа по биологии. Мы с этого и начали, хотя бы с некоторых популярных растений. Дети очень интересно о них составляют рассказы, некоторые даже пишут стихи — бывают такие ребята, которым это действительно интересно. Именно с помощью подобных занятий мы находим внимательных, наблюдательных, заинтересованных детей, которых можно развивать дальше — участвовать с ними потом в олимпиадах по биологии и экологии. Много целей у такого учебного маршрута...

— Я знаю, в Зеленограде еще запланирована экологическая тропа в районе реки Горетовки ...

— Да, ею занимается Валентина Николаевна Хотькова — учитель-энтузиаст, у которого глаза горят от работы с детьми именно по экологическому образованию и просвещению. Вообще, создание таких троп — это дело учителей-энтузиастов.

—Это никак не оплачивается и не поощряется?

— Нет, не оплачивается и не поощряется. Но если учитель хочет, у него есть такая задумка, он горит желанием научить чему-то и показать что-то детям...

— Получается, у нас в Зеленограде таких учителей нашлось на две тропы...

— Я могу сказать, что у нас есть еще Елена Николаевна Хлиманкова, которая пока не планирует тропу. Она работает в школе 609, и мы с ней планируем в этом году открыть межшкольный факультатив по биологии. Что это такое? Туда приходят заинтересованные дети из разных школ. Елена Николаевна написала программу для этого факультатива, по которой раз в месяц предусматривается сотрудничество с нашим Зеленоградским Спецлесхозом — у них есть хорошие мысли по созданию молодежных лесничеств. Мы хотим собрать на базе одной из школ ребят, которым это интересно, и Елена Николаевна готова с ними работать.

— Готовясь вчера к интервью, я заглянула в интернет-газету «Биология» для учителей. У меня сразу разбежались глаза от разных способов учиться биологии: там есть и сельскохозяйственные практикумы, и «дизайнерское решение по обустройству пришкольного участка», и «приусадебный участок как экосистема» — то есть ребенок может исследовать собственную дачу. Что-то из этого удавалось реализовать в Зеленограде, на вашей практике?

— В этом году очень интересный проект нам показывала учитель школы 1194 Майя Сергеевна Карайченцева и её ученики, в марте, на окружной конференции МГАДА. Ребята представляли проект пришкольного участка: они сами разбили цветник и рассказывали его историю — они сняли фильм о своей школе, о своей работе на цветнике и о Зеленограде. Позже они представляли его на Фестивале социальной рекламы в Москве. Дети просто молодцы — разбили такой красивый цветник, так хорошо понимают, какие растения когда цветут, и так нежно за ним ухаживают. Кроме того, Майя Сергеевна уже пять-шесть лет занимается исследованием Михайловского пруда. Она сама любитель видеосъемки и заразила своих учеников видеосъемкой разных водных объектов. Мы хотим просить её в этом году обобщить свою работу и сделать доклад на международной конференции по экологическому образованию, чтобы Зеленоград там «зазвучал».

— Мне кажется, что, помимо международных конференций, это будет полезно показать просто всем зеленоградским детям на уроках. Те, например, кто живет в «старом» городе, не все знают, где находится Михайловский пруд и что на нём можно снимать.

— Это очень легко сделать. У нас сейчас в системе образования создана единая информационная интернет-среда, которая называется Learning — в ней находится огромное количество учителей Москвы, и Майя Сергеевна открыла там свой учебный курс. Она предоставляет возможность и своим детям войти туда, просмотреть в интернете её задания, видеоролики, кроссворды, которые она выкладывает, конспекты уроков. Всё это могут делать и другие учителя, у нас в этой системе уже несколько учителей из Зеленограда. Я стараюсь в своём разделе Learning [войти в раздел можно после регистрации в системе — Zelenograd.ru] представить информацию о них, веду в интернете большой курс, где собрана огромная информация обо всех учителях биологии и экологии вплоть до анализа мероприятий и фамилий их учеников, которые участвуют и занимают места на олимпиадах. Мой курс беспарольный, открытый — все желающие могут познакомиться с любой информацией. А в сентябре я попрошу и других наших учителей снять пароли к своим курсам, чтобы сделать их доступными.

«Сто баллов по биологии — это почти нереально»

— Я знаю, что популярность сдачи ЕГЭ по биологии в этом году невысока. Биология пользуется популярностью только у определенной узкой группы выпускников?

— Нет, я бы сказала, что популярность экзаменов по биологии высока. Биологию сдавало всегда огромное количество детей. Возможно, в этом году популярность ЕГЭ по биологии упала, потому что институты выставляют свой список требуемых для поступления дисциплин, и обществознание в этом году превысило все показатели — большинству вузов вдруг стала интересна оценка знаний именно по этому предмету. Конечно, профильные вузы требуют сдавать именно биологию. К ним относятся медицинские, педагогические, спортивные вузы, колледжи, связанные с ланшафтным дизайном, лесные институты. Из зеленоградцев в этом году биологию сдавали 236 выпускников — это столько же, сколько и в прошлом году. Если сравнить результаты, то средний балл по округу в прошлом году составил 53 балла, в этом — 60. Видно, что дети, как и учителя, стали серьезней подходить к предмету.

В 50% зеленоградских школ существуют дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ по биологии. В этом году было открыто два межшкольных факультатива по подготовке к ЕГЭ по биологии на базе нашей школы 1353 и на базе гимназии 1528, там проводит этот факультатив Наталья Васильевна Шаманаева. Это очень важная работа с детьми: главная ее задача — скорректировать знания детей в самых тяжелых вопросах. Когда мы опрашивали детей по итогам работы факультативов, то все дети, как один, (а их было 40 человек из 18 школ) написали, что эта форма работы очень нужна и очень им помогла, но двух часов в неделю мало, им хотелось бы заниматься четыре часа. Правда, это уже вопрос финансирования дополнительных занятий, которым занимается Управление образования — платят за них не дети, для детей эти факультативы совершенно бесплатны. Я посмотрела, как сдали ЕГЭ по биологии дети, посещавшие межшкольный факультатив — они все набрали высокие баллы, больше 53 баллов. Наш округ по среднему баллу выше среднего балла по Москве. Я очень рада за наших учителей и детей. Два выпускника набрали очень высокие баллы...

— Получили по сто баллов?

— Нет, я всегда говорю детям, что сто баллов по биологии — это почти нереально, там очень высокая шкала оценки. В прошлом году биологию по всей Москве сдавали 6600 детей, из них было всего семь «стобалльников». В этом году дети, набравшие у нас наибольшее количество баллов — Павел Клаузнер, Настя Арефьева, Оля Будылкина, ученики гимназии 1528 и математического лицея 1557 — допустили всего две ошибки, а баллов у них 88. То есть, на этом ЕГЭ выставляется очень высокая планка. И я считаю, что это прекрасный результат для ребят.

— Как вы оцениваете сам ЕГЭ по биологии — он не мешает изучению предмета? Или к ЕГЭ приходится готовиться отдельно, а учить биологию — отдельно?

— Мое личное мнение — ЕГЭ не мешает изучению предмета, главное правильно построить курс. К ЕГЭ нельзя подготовиться за один год, за это время можно только как-то пробежаться «по верхам». Для ЕГЭ нужна система. Если ребенок с шестого класса учит биологию — его действительно реально подготовить к ЕГЭ. И результаты ЕГЭ показывают, что дети, которые занимались в школ, сдают его хорошо. А на межшкольных факультативах мы берем самые тяжелые темы и вопросы, в которых, мы заведомо знаем, дети будут ошибаться — они очень опасные, скользкие, требуют неоднозначного ответа. И мы еще раз отрабатываем эти темы.

— Значит, когда нынешние шестиклассники дорастут до одиннадцатого класса и начнут сдавать ЕГЭ, то они имеют все шансы сдать его лучше сегодняшних старшеклассников? Поскольку они уже изучают предмет в соответствующей ЕГЭ системе...

— Я думаю, что они дорастут до ЕГЭ даже раньше — сейчас обсуждается вопрос о проведении уже в девятом классе итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По России девятые классы уже сдают итоговые экзамены по всем предметам в форме ЕГЭ. Москва хочет с этого года тоже перейти на эту основу. Года через два нынешние шестиклассники должны будут готовиться к итоговой аттестации по всем предметам.

Что касается вопросов ЕГЭ, то они, конечно, бывают разного уровня: бывают очень легкие, бывают очень сложные. И у детей, особенно у тех, кто думает и размышляет, часто возникают сложности — им хочется выбрать несколько ответов.

— Есть мнение, что неудачи в ЕГЭ — не всегда из-за недостатка знаний, а зачастую просто из-за непонимания формулировки вопроса и несовпадении ответа ученика с нужным ответом.

— Да, такая проблема есть. Но для этого существуют учителя-эксперты ЕГЭ, учителя высшей категории, занимающиеся проверкой части «С». Перед началом проверки с ними проводят инструктаж в комиссии ЕГЭ по биологии: дают ценные указания, еще раз разбирают вопросы, требуют от учителей внимательности, потому что ребенок по-разному может сформулировать свою мысль — нужно понять, что он пишет. Из Зеленограда в прошлом году 14 учителей работало экспертами ЕГЭ по биологии, в этом году — 9 учителей. И в Москве наших учителей похвалили, никаких претензий к ним нет — учителя действительно показали высший класс в проверке ЕГЭ.

Таланты и профессии

— Ваши ученики или школьники, которых вы видите на межшкольных факультативах — в каком возрасте они начинают понимать, что их детский интерес к природе перерос во что-то серьезное? Есть ли видимые для родителей и учителей признаки того, что ребенок имеет склонность и талант к биологии?

— В этом большая роль учителя — он должен заметить этого ребенка. Если он увидел живой интерес у ученика, то он поможет ребенку и его родителям правильно направить его развитие. В этом году пятиклассник школы 1740 Игорь Казанцев, ученик Валентины Николаевны Хотьковой, занял первое место в Москве. Вот это талантливый мальчик, она его нашла, она рекомендует родителям и будет его развивать через межшкольный факультатив. В той же школе 1740 есть Алена Забросаева, ученица десятого класса, она заняла первое место в конкурсе капитанов команд на Московской городской «Зеленой олимпиаде» — ребята тогда выезжали на целый день с учителями в поселок Московской области, проверяли свои знания и определяли растения и животных. Есть замечательные ребята в математическом лицее: Юля Малинина, которая у меня просто с уст не сходит, и которой тоже нужно развиваться в этом направлении; Николай Иванов, Артем Прядко, Андрей Шанурин. В школе 853 у нас «гремит» Антон Кутасевич — участник, победитель и призер практически всех ежегодных биологических и экологических олимпиад. В гимназии 1528 Павел Клаузнер в этом году закончил школу и показал один из самых высоких результатов по ЕГЭ в Зеленограле, а также Настя Арефьева, Настя Хестанова. Детей на самом деле очень много — я их знаю наперечет, потому что они постоянно участвуют в разных конкурсах и олимпиадах и занимают призовые места. И, конечно, родители должны знать о таких успехах своих детей — может быть, стоит рассмотреть вопрос о развитии в этом направлении. Впрочем, у меня были выпускники, которые интересовались биологией не очень, но связали свою жизнь с биофизикой — пошли в физические институты и выбрали там молекулярную биологию или биохимию.

— Мне как раз было интересно, кем становятся выпускники, увлеченные биологией. Учеными?

— Учеными, да. Очень часто ребята выбирают ландшафтный дизайн. Конечно, популярна медицина, ветеринария — ребята поступают в Тимирязевскую академию...

— Лесниками и агрономами наши зеленоградцы, наверно, не становятся? Кстати, говорят, что одна из причин лесных пожаров — это развал системы лесничеств, которая была создана в СССР. В результате с пожарами из-за засухи теперь просто некому бороться. Могут ли биологи и учителя начинать популяризировать среди детей эту профессию — лесничего. Кому-то из детей это интересно?

— У нас — городские дети, они очень плохо знают природу. У нас даже бывают проблемы в шестом классе, когда дети не знают даже, что такое тыква. На самом деле, зеленоградские дети далеки от профессии лесника.

— В МИЭТе есть кафедра биомедицинских систем, туда идут?..

— Да, есть такие...

— ...И еще в Зеленограде недавно открылся завод «Биннофарм», идёт речь о создании биокластера — «Биосити» — из биофармацевтических предприятий. Собираются даже привлекать Биофак МГУ к преподаванию в Зеленограде, к выращиванию кадров для таких предприятий. Для ваших ребят это будущее?

— Я думаю, что да. Нужно реально просмотреть, как-то связаться с энтузиастами этого дела. Для ребят это будет перспективно. Я бы не сказала, что биология в городе Зеленограде очень популярна, но есть очень талантливые ребята, и их нужно развивать — не хотелось бы, чтобы они затерялись в массе гуманитариев или физиков. У нас очень популярны и гуманитарные предметы, и физика, а вот биология — это всегда некая маленькая группка детей. Но она же очень ценная, ребятам это очень интересно. Есть дети, которые ездят в Москву на занятия, но это очень далеко. Конечно, хотелось бы иметь в Зеленограде мини-выходы в биологию.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран