«Всяко бывает с людьми — они ж не мертвые». Премьера спектакля «Ехай» в «Ведогонь-театре» 10.10.2017 ZELENOGRAD.RU

Зимний вечер, железнодорожные пути в какой-то глуши, свищет ветер, в лесу за далекой деревней воют волки, а на путях пристроился самоубийца — «щека на рельсах, а зад к звездам». Споры о смысле жизни, узнаваемое и вечное столкновение антагонистов — «бродяги» и «обывательской серости», и явление миротворца — «бабки в сапожках». Спектакль по пьесе «Нины Садур» представил в «Ведогонь-театре» актер и режиссер Александр Бавтриков.

В пьесе всего трое героев — Мужик, Машинист и Бабка в сапожках. Мужик ложится на рельсы, чтобы свести счеты с жизнью. Машинист, предупрежденный о психе, останавливает поезд и уговаривает его уйти. Они дерутся и спорят. Откуда-то из темноты появляется бабка в поисках козла, а уходит обратно вместе с мужиком. Смысл пьесы не в событиях, а в разговорах, что делает её сложной для постановки — тем более, действие идет на фоне одной декорации, то есть на рельсах. Пьесы Нины Садур называют абсурдными, хотя «Ехай» как раз по-хорошему незамысловатая — герои полны противоречий, но вполне узнаваемые. Как и их споры о смысле бытия, ругань и переживания.

Машинист чуть не сходит с ума, разговаривая с мужиком. Сначала он, естественно, в бешенстве — поезд стоит, в нём люди, график сорван. И вообще, он не может переехать живого человека. Он пытается согнать самоубийцу пинками, но тот упорно возвращается обратно — «Ехай!» Уговоры бессмысленны: мужик что-то врет про жену, которая не дала пяти рублей на вино, а получив эти пять рублей от машиниста, вроде бы успокаивается. Но тут заводится машинист — обычный парень, стремящийся к нормальным человеческим радостям и порядку. А какое право имеет явный бывший «сиделец», наглый бродяга без дома и семьи сидеть вот так на путях, мешать людям, шататься по свету со своей «философией»? И как вообще можно идти на смерь из-за пяти рублей?


«Ты сволочь. Я не понимаю, что ты выпендриваешься-то? Ты пойди, повесься. Ты какой-то способ избрал эгоистический.». «А ты — серость». Разговор нелепый, но персонажи в итоге выворачивают друг другу душу. А на душе у них, по большому счету, одно и то же — тоска, одиночество и вопрос «как жить?» Явление смешной говорливой бабки, которая неизвестно почему ищет пропавшего козлика возле путей, символизирует народную мудрость и христианские заповеди. В столкновении «жизни пассажира» и «жизни пешехода» она скорее на стороне мужика. «"Чтобы мир стоял — надо по ему пешком ходить. Мир любит, чтобы человек по ему сам ходил, а не в ракете носился. Что ты с ракеты увидишь? Ты сам себя забудешь в ракете этой. А тут сразу видно, где подправить, где подкормить, подлечить, где как… это всегда было, чтоб люди ходили… чтоб земля не болела… они и ходят». А машиниста уговаривает: «"Вас ругать будут, целый поезд. У вас работа трудная. Вам людей везти. Вы ехайте, везде снежок, всё блестит, сейчас красиво, чисто в полях. Да вы ещё женитесь, детишки будут…» Как может, так и говорит о любви к ближнему.

Пьеса очень остроумная, а в спектакле в постановке Александра Бавтрикова много комичного. Ильдар Аллабирдин (Мужик) воплотил прямо-таки шукшинские образы — его чудиков, мятущихся, хитроватых и одновременно крепких мужиков. Вместе с ним Федор Липатов (Машинист) и Елена Шкурпело (Бабка) составляют отличный актерский ансамбль. Режиссер ввел еще одного персонажа — колоритного шамана (Алексей Ермаков). Его камлание — это и разговор с духами, и жуткие звуки судьбы, и замерзшая душа посреди леса и волков, и напоминание, что неплохо бы и на небо иногда смотреть. И пляска машиниста в конце — да плевать на всё, жизнь продолжается.

Ближайшие даты спектакля «Ехай» — 21 октября и 6 ноября.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран