«Старые методы тренировки не годятся для детей. Тренер по айкидо Леонид Картавцев о своей методике и занятиях 25.09.2017 Секция айкидо «Общества Развития Воинских Искусств и Культуры»

В Зеленограде работает множество разнообразных секций Айкидо, в которых занимаются дети и взрослые. Об отличии своей школы от других направлений и стилей рассказал главный тренер секции айкидо «Общества Развития Воинских Искусств и Культуры», мастер спорта по айкидо, обладатель 4-го дана по айкидо Леонид Юрьевич Картавцев.

— Леонид Юрьевич, в чём отличие вашей школы от других направлений и стилей?

— В отличие от традиционных стилей, в которых, как правило, используется традиционная же методика преподавания, в нашей школе айкидо мы пользуемся всеми современными разработками в области физической культуры и спорта. Особенно эта разница видна в организации детских занятий, так как мы убеждены в том, что обучать детей по старой методике нельзя в виду того, что она никогда не была приспособлена для работы с детьми.

— Не могли бы вы прояснить эту тему более подробно? Ведь в большинстве секций по айкидо набирают детей чуть ли не с трёх лет.

— Цели и задачи воинских дисциплин древности были простыми и ясными: обучить человека использовать в бою смертоносные техники в кратчайшие сроки. О здоровье, долголетии и физическом совершенствовании тогда никто не задумывался, так как приходилось решать более насущные проблемы. Как правило, боевым искусством занимались уже окрепшие амбициозные молодые люди, в полном рассвете сил, так что каких-то проблем со здоровьем, возникающих во время занятий, они попросту не замечали. А когда их всё-таки настигали последствия полученных ими травм (если, конечно, те не погибали на поле боя раньше) то они списывали это на старость, а параллелей с тренировочными методами, практикуемыми ими в молодости, они не проводили. Проблема современных школ айкидо заключается именно в том, что они до сих пор пользуются теми же самыми методами, совершенно не подвергая их критическому анализу с точки зрения медицины и современной физической культуры.

— Насколько я понимаю, в спорте дела обстоят несколько иначе.

— Вы правы. Это так, потому что в спорте действуют иные критерии оценки эффективности работы тренера. Всё дело в том, что в спорте есть соревновательная деятельность, позволяющая так или иначе оценить результат тренерской работы. А в традиционных школах айкидо, отрицающих на сегодняшний день значимость состязаний, критерием оценки мастерства является лишь мнение главного мастера стиля, который, при всём должном к нему уважении, мог никогда в своей жизни не применять умения на практике. Что несколько нивелирует значимость этого мнения. В спорте всё иначе. Если тренер неправильно подобрал нагрузку для спортсмена, то тот может получить травму или показать на соревнованиях результат ниже своих потенциальных возможностей, что впоследствии станет базой для анализа методик, использованных в ходе подготовки спортсмена, с целью выработки более эффективных тренировочных алгоритмов.

— То есть, если я правильно вас понимаю, вы считаете спорт более полезным для детского здоровья, чем традиционное айкидо?

— Я не считаю спортивные единоборства более полезными для здоровья. Я считаю, что спортивные направления обладают гораздо большим набором инструментов анализа проделанной работы по сравнению с традиционными стилями, и без сомнения используют больше разнообразных эффективных тренировочных методик. Но в противовес всем плюсам спорта, сама соревновательная деятельность, особенно в контактных единоборствах, несёт значительную угрозу здоровью занимающегося.

— Леонид Юрьевич, вы ставите меня в тупик. Я не понимаю, вы сторонник традиционных стилей или спортивных?

— Я, не сторонник ни того, ни другого. Я сторонник физической культуры в целом. Дело в том, что в спортивной практике единоборств целью тренировок является достижение высоких спортивных результатов и наград. А в современных традиционных видах главной целью является сохранение культурного наследия воинов древности. Ни в одном из этих направлений здоровье занимающегося не стоит на первом месте.

— В вашей школе айкидо иначе?

— Да, несомненно. Я и мои коллеги являемся авторами множества методик, позволяющих не только сохранить здоровье занимающихся, но и скомпенсировать многие проблемы со здоровьем у детей с отклонениями в развитии двигательной сферы деятельности. На основе Комплекса Формирования Основы Двигательной Деятельности (сокращённо КФОДД) соавтором которого я являюсь, мы смогли создать действительно уникальную систему физического воспитания для детей с 3,5 лет и до среднего школьного возраста 12 -13 лет. Так же на основе Гимнастики Оптимизации Двигательного Стереотипа, соавтором которой я так же являюсь, наши занимающиеся с успехом продолжают осваивать айкидо и в более зрелом возрасте без опасений за своё здоровье.

— Получается, что в детской школе айкидо у вас программа рассчитана на 10 лет непрерывных занятий?

— Да, при условии, что ребёнка приведут в нашу секцию в 3,5 года, ближайшие 10 лет он будет упражняться по адаптированной для детей программе. Именно в многолетнем плане тренировок занимающийся сможет получить максимальную пользу от наших занятий. Всё дело в том, что наша программа составлялась с учётом этапов развития и роста ребёнка. Ведь то, что можно делать 9-и летнему спортсмену категорически запрещено 5 летнему. А те качества, которые можно с лёгкостью сформировать у ребёнка в 3,5 года на последующих этапах роста воспитать будет сильно сложнее. Тем не менее, мы с радостью приглашаем на занятия и более взрослых детей, так как организация нашей работы позволяет ребёнку без проблем влиться в дружный коллектив более опытных сверстников.

—  Чем же так сильно отличается ваша детская программа от других школ айкидо?

— Начнём с того что нашим коллективом были разработаны правила проведения состязаний для детей различных возрастных групп. Эти соревнования полностью безопасны для здоровья детей и способствуют развитию множества полезных качеств, которые, как показал многолетний опыт работы наших коллег, без соревновательной деятельности развить невозможно. Соревнования в нашей школе проходят по различным дисциплинам, как в личном зачёте, так и в командном. В личном зачёте занимающиеся соревнуются в таких дисциплинах как «Шары ярости», «Честный бой» и «Битва самураев», а в командных видах по дисциплинам: «Бокенбол» и «Волейбминтон».

— Впервые слышу такие названия. Это так же разработки вашего коллектива?

— Да. Так и есть. И это далеко ещё не всё что придумано мной и моими сотрудниками для повышения эффективности тренировочных занятий. Для детей мы часто используем очень увлекательные и полезные игры, придуманные нами для формирования комплекса необходимых детям качеств. Например «Два Сёгуна» и «Бубен верхнего и нижнего мира» развивают у детей сложное реагирование и реакцию выбора. А «Бразильские салки» и «Царь Обезьян» ловкость и координацию. Таких уникальных авторских игр в нашей методике больше двух десятков.

— А что вы можете рассказать про саму технику айкидо?

— Для детей в нашей школе сама техника айкидо тоже преподаётся в адаптированной форме, так как исполнение «взрослых» вариантов этих техник для детей может быть небезопасно. В техническом плане наша детская школа ориентирована на навыки самообороны, исходя из возрастных особенностей занимающихся. Это не секрет что из-за других пропорций тела ребёнок попросту физически не может выполнить некоторые защитные действия, предлагаемые для освоения на начальных этапах обучения в традиционных школах айкидо. В нашей школе мы исключили из детской программы как опасные, так и малоэффективные для занимающихся техники. Так же наши юные практиканты упражняются по адаптированной программе с муляжами традиционных видов оружия, что доставляет им ни с чем не соизмеримую радость и формирует надлежащую дисциплину. Взрослые же упражняются по старой школе айкидо. Ко-рю айкидо очень сильно отличается от современных традиционных направлений своей структурой обучения. Объяснить различия между ними очень сложно, но если всё обобщить, то техники нашей школы сложнее в освоении, а тренировки физически труднее.

— Вы упомянули, что вы работаете с детьми, у которых есть различные отклонения в физическом развитии. На много ли сложнее работать с такими детьми?

— Всё зависит от степени проявленности того или иного заболевания, и, как правило, с такими детьми приходится работать по индивидуальной программе. Но зато результаты работы практически всегда окупают потраченное на это время. Многие из тех детей, которые начинали с индивидуальной коррекции, впоследствии стали тренироваться в обычных группах наравне с остальными детьми. В успехе такой работы многое зависит и от того, насколько серьёзно настроены на работу сами родители. Я очень горжусь тем, что мне, как правило, приходилось работать именно с такими людьми, готовыми неустанно трудиться для того, чтобы улучшить качество жизни своих детей.

— А как к вашей работе относятся работники медицинской сферы?

— Качество нашей работы с больными детьми давно известно специалистам по неврологии, рефлексотерапии, нейропсихологии и мануальной коррекции, со многими мы работаем уже больше десяти лет. Во многих случаях к нам направляют своих пациентов именно они. В таких случаях мы корректируем работу с этим ребёнком в соответствии с процессом лечения, который ведёт сам специалист. Разумеется такой вариант совместной работы намного эффективнее.

— Есть ли ещё что-нибудь, что вы могли бы рассказать про свою работу?

— Да, конечно. Последние десять лет очень популярно стало проводить для детей выезды в специализированные спортивные лагеря. Но наша школа и тут шагнула дальше в этом направлении. Летом мы не только выезжаем в стационарные спортивные лагеря, мы так же формируем и тренировочные туристические походы различной степени сложности. Мне лично и нашим инструкторам очень давно стало понятно, что в молодых практикантах необходимо развивать не только физические, но и общечеловеческие качества, такие как: дисциплина, ответственность, взаимопомощь и способность преодолевать трудности в коллективе. А для этого лучше всего подходит интересное и увлекательное путешествие в компании друзей по школе боевого искусства. К тому же многие дети обретают в таких походах множество полезных навыков, которые в экстремальных ситуациях могут спасти им жизнь. Они учатся пользоваться географическими картами и компасом, ходить по пересечённой местности, разводить и поддерживать костёр, готовить еду, возводить временные жилища, и тому подобное. Всё это возможно никогда не пригодится им в повседневной жизни, но качества, приобретённые ими в таких путешествиях, останутся с ними навсегда.

— Всё-таки, Леонид Юрьевич, чем же является ваша детская школа айкидо?

— Наша детская школа айкидо является совершенной системой физического воспитания для детей различных возрастов, как правильно организованная многолетняя программа основная на дисциплине и уважении к товарищам.

— Мы очень много говорили о детской школе айкидо, а что вы можете сказать о взрослых группах.

— Про систему тренировки для взрослых сложно рассказать коротко и понятно. Поэтому я приведу аналогию. Если детская школа айкидо это как начальное и среднее образование, то взрослая школа айкидо это как высшее учебное заведение.

— Огромное спасибо Леонид, было крайне интересно пообщаться с вами.

— Взаимно.

Все материалы текста подготовлены Картавцевым Леонидом Юрьевичем и защищены законом об авторских правах. Цитирование или использование всего текста целиком или его частей возможно только с разрешения автора и с указанием источника публикации.

http://www.aikido-oldschool.ru

https://vk.com/aikido_oldschool

8(915)158-56-88

Зал в Новом городе — Зеленоград, 15-й микрорайон, корпус 1514

Зал в Старом городе — Зеленоград, 6-й микрорайон, ФОК «Савёлки»

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама