Виталий Сурма: «Моя мечта — просто развивать у детей любовь к танцам». Жизнь и правила настоящего танцора 25.08.2017 ZELENOGRAD.RU

Зеленоградец Виталий Сурма в 2017 году в пятый раз стал серебряным призёром Чемпионата России по бальным танцам среди профессионалов. За плечами у танцора участие в телешоу «Танцы со звёздами» (сезон 2015-16), международная тренерская и судейская лицензия WDC (World Dance Council, Всемирного танцевального Совета), проведение танцевальных мастер-классов для участниц конкурса «Мисс Россия», выступления в Кремле, хореография сериала «Отель Элеон» и других телепроектов.

«Танцор должен быть влюбленным в танец», — так формулирует Виталий последнее и главное правило настоящего танцора. Корреспонденты Zelenograd.ru побывали на его занятиях с учениками и расспросили, как он пришел в танцы, как стал «главной снежинкой страны» и как открыл собственную студию танцев в Зеленограде, в ДК «родного» МИЭТа.

«Я как бы „появился из ниоткуда“»

В детстве мама отдала меня в коллектив «Фортуна» во Дворце творчества, чтобы поправить осанку. Я занимался у Алексея Михайловича Ратникова. Именно там мне дали замечательную хореографическую подготовку и дополнительный актёрский опыт. Работа студии была направлена не на конкурсы, а на сценические выступления.

Потом я перешёл в «Акварели» к Анжелине Тимошенко, но вскоре она распустила мальчиков. И я стал искать танцы, которые были бы мне по душе, не планируя превращать их в профессию. Так я попал в коллектив «Весна» во Дворце культуры, где мне и привили любовь к бальным танцам. Но тогда ничего не предвещало серьёзных результатов.

Я не отношу себя к талантливым людям — никогда не мог сразу сделать всё лучше других танцоров. Добиваться результата и обходить одарённых от природы людей мне помогали долгие и упорные тренировки. Моя карьера началась не с детства, как у большинства танцоров — я как бы «появился из ниоткуда». Танцы были моей мечтой и в результате стали делом жизни.

Мне хотелось развиваться профессионально, поэтому я стал заниматься в Москве, потом в Италии. Больше дести лет я участвовал в «Венском бале» в первом ряду. У меня были замечательные партнерши — «Мисс Россия — 2003» Виктория Лопырева, «Мисс Россия — 2011» Наталья Гантимурова, балерина и актриса Софья Аржаковская, актриса, певица и ведущая телешоу «Голос. Дети» Валерия Ланская.

Параллельно с танцами я закончил музыкальную школу по классу гитары. Моё первое высшее образование — экономический факультет МИЭТа, затем я пошел в аспирантуру и преподавал экономику. Затем был ГИТИС, актёрская мастерская Александра Огарёва.

«Максим Галкин в шутку называл меня „Главная снежинка страны“»

К сожалению, наша пресса редко освещает победы россиян в бальных танцах, и никто не знает чемпионов России в этом виде спорта — но есть шоу «Танцы со звёздами» телеканала «Россия-1», благодаря которому о нас узнаёт вся страна. В Зеленограде это придаёт известность моей студии, причём у неё не только моё имя в названии — я сам веду группы.

У меня есть международная тренерская и судейская категория, звание пятикратного вице-чемпиона России среди профессионалов. Кроме того, я артист разговорного жанра, поэтому мне просто вести занятия в группах. Я могу готовить детей к российским и международным турнирам по спортивным бальным танцам, направлять их в телепроекты.

Люди не всегда понимают, как я оказываюсь актером в кино, хореографом на сцене и ведущим в Кремле. А для этого просто надо было получить три высших образования. Главный секрет: ничего не бояться и много-много работать.

Был случай на большом турнире, когда перед сложнейшим танцевальным номером весь паркет оказался усыпан стразами от костюмов предыдущих артистов. Этих камешков почти не видно, но они очень опасны для профессиональных танцоров — можно подскользнуться и уронить партнершу. Рядом не оказалось уборщиц, и мы с моим другом сами взяли швабры и в смокингах вышли убрать паркет. Зрители с пониманием отнеслись к этому и приветствовали нас аплодисментами

Моя жизнь — яркий пример того, как с самого низа можно добраться до самого верха. Я не из семьи профессиональных танцоров, у меня самая обычная зеленоградская семья. Огромное спасибо моим замечательным родителям, которые всегда меня поддерживают.

На последнем чемпионате России по бальным танцам, который был этой весной, я стал вновь вторым, и вполне счастлив — два года я вынашивал идею танца под определённую музыку, и мне удалось её воплотить. В июне мы с партнершей были на Чемпионате мира в Италии, заняли там седьмое место.

Мне 30 лет, и я реализовался как спортсмен. Сейчас мне важно передавать своё мастерство ученикам, развивать школу танцев в Зеленограде. Работа с детьми — это бесценный опыт. Последние пять лет я играл все главные роли на «Кремлевской ёлке», в 176 спектаклях, на каждом из которых было более 5000 зрителей. Максим Галкин в шутку называл меня «Главная снежинка страны».

«Важный аспект: на детей нельзя орать»

Сейчас я преподаю бальные танцы в ДК МИЭТ. В моих планах создать большую танцевальную школу с профессиональной командой педагогов. Мы активно развиваемся, и за первый год в студии уже больше 80 учеников.

Группы делятся не только по возрасту, но и по уровню мастерства. Многие считают, что если в группе больше десяти человек, она неэффективна — это заблуждение. Например, в Италии проходят танцевальные тренировки, где педагог ведет занятие на сцене с микрофоном, а на паркете в этот момент 100-150 учеников, которые прекрасно всё схватывают. Понятно, что это не распространяется на маленьких детей. Но для более взрослых танцоров важна работа в командах и конкуренция. Чем больше и сильнее танцевальный клуб, тем больше возможностей для развития. И это совсем не значит, что кому-то из детей уделяется меньше внимания.

Первый год обучения с детьми максимально бережный. Очень важно понимать, кто хочет танцевать «для себя», а кто — танцевать профессионально и участвовать в турнирах. Группы для конкурсных танцоров формируются отдельно. Там совершенно иной подход, другие нагрузки, но и другие результаты.

Важный аспект: на детей нельзя орать. Нужно переключать внимание детей: иногда пошутить, иногда сказать строго, но не кричать и не подавлять в ребенке личность и индивидуальность.

«Личность в танце вырастить сложнее, чем чемпиона»

Все ученики у нас в студии одеты красиво, но при этом по-разному. В стиле и цвете одежды у нас полная демократия, в отличие от классической хореографической школы, где все выглядят одинаково. Получается, что ребят растят похожими друг на друга, а на конкурсах они должны быть разными, артистичными и оригинальными. Я стараюсь подчеркивать индивидуальность своих учеников.

Прежде всего хочется вырастить полноценную личность, что гораздо сложнее, чем вырастить чемпиона. Своей профессией танцы делают единицы: из ста человек один-два станут профессионалами. И это надо понимать. Но каждый из моих учеников благодаря танцам поправит осанку, улучшит координацию, не будет бояться общаться с противоположным полом. Танцы — это прежде всего удовольствие.

Как решаем проблему дефицита мальчиков? Была абсолютная аномалия, когда я провёл первый набор: четыре мальчика из пяти человек в группе. Сейчас детей достаточно много, и мальчики, конечно, нужны, но такого уж дефицита нет — ситуация даже получше, чем в Москве.

Самый хороший способ мотивировать мальчика заняться бальными танцами — просто привести, чтобы он попробовал. Именно поэтому я делаю первое занятие бесплатным. У нас есть мальчик, который несколько занятий просто сидел и смотрел, а сейчас с удовольствием учится и уже дебютировал на танцевальном конкурсе.

Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому. Но в любом случае всегда делаю ориентир на сильных, потому что остальные дети тянутся за ними. Если начинаешь подтягивать слабых, теряешь сильных. Например, недавно я перевёл пятилетнюю девочку в группу ребят семи-девяти лет, потому что это от природы очень одарённый ребёнок.

«Чтобы выиграть, надо очень много раз проиграть»

Поначалу я беру всех детей, без определенных критериев. Самое главное — дисциплина! Бывают гениальные и талантливые дети, но при этом абсолютно неуправляемые. А бывает обратное, у ребенка потрясающее желание, но средние природные данные, и при этом он достигает результата путём упорных тренировок.

Дисциплина — единственная причина, по которой я могу отстранить ученика от занятий. Если ребенок не воспринимает урок — я пытаюсь найти к нему подход. Если не получается — удаляю с занятия. Но это не значит, что ему нельзя прийти в следующий раз. Второй шанс есть всегда.

Мне важно, чтобы ребята понимали: если «пахать», успех рано или поздно придет. У меня было много побед и много проигрышей. Я всегда говорю ученикам: «Для того, чтобы выиграть, надо много раз проиграть». Моя мечта — просто развивать у детей любовь к танцам.

Несмотря на телепроекты и обширные планы я всегда участвую в процессе работы студии. На сегодняшний день я не могу взять все группы, но старшие ученики занимаются со мной. Кстати, я их часто подключаю показывать маленьким простые шаги и помогать в проведении занятий.

Танцы, и не только танцы

Помимо танцевальной студии у меня есть собственное event-агентство. Работая на профессиональных танцевальных турнирах, я познакомился с телеведущим Максимом Даниловым. Он спросил: «А почему ты не работаешь на мероприятиях? Двигаешься ты замечательно, в микрофон говорить умеешь». И я создал интеллигентную программу с танцевальными мастер-классами, взял на себя роль конферансье. Проводил балы в Государственном Кремлевском дворце, в отеле «Ритц-Карлтон», в Царицыно, вёл другие заметные события.

Как получается всё совмещать? Нужно очень сильно любить свою работу и жить ею. Да, я сильно устаю и мало сплю, но я счастлив, что занимаюсь любимым делом, в котором сошлись все три мои профессии — экономика, танцы и актерское мастерство.

Сейчас мы активно формируем группы для студентов и взрослых, я планирую проводить вечеринки по выходным. Мне бы хотелось создать место, где люди могли бы знакомиться, общаться, приятно проводить время. Для девушек это отличная альтернатива фитнессу, а для мужчин — прекрасный повод познакомиться с девушками.

Я обожаю родной город. Зеленоград — это потрясающее место, где есть все условия для жизни и развития.

Семь правил настоящего танцора от Виталия Сурмы

1. Если много-много-много работать, то обязательно получишь результат.

2. Танцор должен быть пунктуальным.

3. Танцор должен соблюдать решим питания и сна.

4. Танцор должен быть открытым и коммуникабельным.

5. Танцор должен владеть разговорным английским языком.

6. Танцор должен быть умным.

7. Танцор должен быть влюбленным в танец.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран