Вера Фомина, учитель технологии школы 853, стала одним из зеленоградских педагогов, выигравших этой осенью конкурс приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Ученики Веры Васильевны познают мир и совершают собственные маленькие открытия — снимают мультики, огородничают, проводят экологические эксперименты и ухаживают за экзотическими питомцами, осваивают цифровую технику.
Всё это благодаря развивающему курсу «РаКурс», в разработке которого участвовала Фомина. А конкурсное жюри ПНПО отметило её за авторскую программу проектной деятельности в школе с использованием компьютерных технологий. Накануне Дня учителя «Зеленоград.ру» расспросил Веру Фомину и её коллег о школьной жизни и работе.
В 2009 году Вера Фомина разработала собственную программу по ИКТ (информационно-коммуникационным технологиям) для начальной школы. В содружестве с коллегой Еленой Соколовой она учит детей пользоваться современной техникой — компьютерами, цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами, цифровыми микроскопами для решения конкретных задач. На уроках технологии ребята работают над творческими проектами: создают анимационные фильмы и мультики, снимают добрую социальную рекламу. Попутно осваивают мультимедийную программу ЛогоМиры, делают презентации, монтируют ролики в видео-редакторе и обрабатывают снимки.
Проекты представляют на всевозможных конкурсах — школьных, окружных, городских, всероссийских и даже международных. Ученики Веры Фоминой уже становились победителями Всероссийского конкурса «Средства массовой информации в школе» со своими фильмами: «В грозную пору. 1812 год», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Мой дедушка строил Зеленоград», «Солдат Иван Хворостухин».
Программа курса «Информационные технологии 1-4» и легла в основу методической разработки, которую Вера Фомина представила на заочный конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование». К слову, это не первая заслуженная награда зеленоградского педагога. В 2008 году Вера Фомина уже побеждала в таком же конкурсе, а в 2013 году стала лауреатом гранта Москвы в сфере образования.
Работа с ученикам продолжается и после звонка — вне уроков, когда времени и свободы для творчества у ребят и педагогов значительно больше. В том числе, для знакомства с окружающим миром.
«Мне повезло, — рассказала Вера Фомина „Зеленоград.ру“, — меня и мою коллегу и друга Елену Соколову пригласили в группу разработчиков программы „Новое содержание окружающего мира“. И мы вошли в их замечательную команду». Идея программы состоит в том, чтобы школьники добывали знания самостоятельно — из практической деятельности, а не получали их в готовом виде. Главный обучающий метод здесь эмпирический. Ребята изучают окружающий мир, проводя эксперименты, наблюдая и обобщая свои наблюдения".
В результате увлеченные педагоги разработали для школы развивающий курс «РаКурс», по которому дети с удовольствием занимаются вне уроков — им это очень интересно. Программа курса рассчитана на четыре года.
«Дети, с которыми мы начинали работать по ней в первом классе, теперь уже закончили начальную школу, — говорит Вера Фомина. — С ними мы успели очень много. Например, делали опыт по разложению бытового мусора: сложили в чулок пищевые и непищевые отходы, закопали его в землю. Эксперимент проводился три года, а затем ребята посмотрели, что разложилось, а что нет». Анализируя результаты опыта, они поняли, что неразлагаемые бытовые отходы наносят большой вред природе, и разработали свои предложения по их уменьшению".
Экологический эксперимент дал ребятам не только знания, но и гражданскую позицию, считает учитель — они поняли, что свою Родину, свою природу надо беречь. А сам проект «Утилизация бытовых отходов в условиях города«, в ходе которого пищевые отходы превратили в компост и прямо в классе вырастили огурцы, фасоль и кресс-салат, занял первое место в номинации ЭкоШаг на IV Московском городском конкурсе социально-значимых экологических проектов «Бережем планету вместе».
Деятельно наблюдать за животным миром — лучший способ познакомиться с ним, считает Вера Фомина. Повседневный уход за питомцами обогащает не только ум, но и душу. «Под присмотром ребят из нашего класса жили экзотические насекомые — палочники, — рассказывает учительница. — Всё это время дети сами за ними ухаживали: кормили, выращивали и заготавливали корма, наблюдали за их жизнью и развитием, начиная с яйца. Ребятам даже удалось увидеть рождение палочника под микроскопом».
А еще школьники сотрудничают со сверстниками из Гонолулу: ведут с ними переписку, делятся учебными достижениями, наблюдениями за природой. Дважды ребята становились участниками Международного телемоста «Мы дети одной планеты» — сравнивали и обсуждали свои наблюдения за погодой, графики температур, восхода и захода Солнца, рассказывали о классных питомцах и показывали растения, которые они выращивают в классе.
Обширный опыт, наработанный в рамках «Ракурса», вошел в книгу «Исследуем и изобретаем», написанную Верой Фоминой и Еленой Соколовой — она вышла в свет в январе 2016. В ней изложены идеи для учителей начальной школы по внеурочной деятельности «Окружающий мир»: как организовать школьные исследования, как научить учеников применять полученные знания в жизни.
«С Верой Васильевной я работаю вместе около пятнадцати лет, — рассказала „Зеленоград.ру“ её коллега Елена Соколова. — Мы вдвоём обсуждаем планы уроков и занятий, проводим мастер-классы, делаем проекты. Вместе учим детей учиться, и учимся сами». Многое из того, что им удалось осуществить, как считает Соколова, получилось благодаря креативности и огромному опыту её единомышленницы. «Я очень счастлива, что жизнь свела меня с таким человеком», — добавляет она.
Коллеги Фоминой говорят о ней так: «Это в высшей степени увлечённый педагог, любящий детей, профессионально выполняющий свою работу. Она творчески подходит к каждому занятию, стремится использовать лучшие образовательные методики, что в сочетании с высоким уровнем педагогической культуры делает её уроки уникальными».
«Я благодарна своим коллегам за сотрудничество, за то, что в нашей школе интересно всем — и взрослым и детям, — говорит Вера Фомина. — А еще я глубоко признательна своим ученикам, за то, что вместе с ними я открываю мир снова и снова, и не перестаю ему удивляться».
Ежегодный профессиональный конкурс педагогов, который проводился в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», задуман для выявления и денежного поощрения лучших учителей России за высокие достижения в педагогической деятельности и значительный вклад в школьное образование.
В Зеленограде этот конкурс нынешней осенью выиграли несколько педагогов из разных школ города.