Вера Фомина: «Спасибо ученикам — с ними я открываю мир снова и снова». Учительница школы 853 победила на педагогическом конкурсе 01.10.2016 ZELENOGRAD.RU

Вера Фомина, учитель технологии школы 853, стала одним из зеленоградских педагогов, выигравших этой осенью конкурс приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Ученики Веры Васильевны познают мир и совершают собственные маленькие открытия — снимают мультики, огородничают, проводят экологические эксперименты и ухаживают за экзотическими питомцами, осваивают цифровую технику.

Всё это благодаря развивающему курсу «РаКурс», в разработке которого участвовала Фомина. А конкурсное жюри ПНПО отметило её за авторскую программу проектной деятельности в школе с использованием компьютерных технологий. Накануне Дня учителя «Зеленоград.ру» расспросил Веру Фомину и её коллег о школьной жизни и работе.

Учимся головой и руками

В 2009 году Вера Фомина разработала собственную программу по ИКТ (информационно-коммуникационным технологиям) для начальной школы. В содружестве с коллегой Еленой Соколовой она учит детей пользоваться современной техникой — компьютерами, цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами, цифровыми микроскопами для решения конкретных задач. На уроках технологии ребята работают над творческими проектами: создают анимационные фильмы и мультики, снимают добрую социальную рекламу. Попутно осваивают мультимедийную программу ЛогоМиры, делают презентации, монтируют ролики в видео-редакторе и обрабатывают снимки.

Проекты представляют на всевозможных конкурсах — школьных, окружных, городских, всероссийских и даже международных. Ученики Веры Фоминой уже становились победителями Всероссийского конкурса «Средства массовой информации в школе» со своими фильмами: «В грозную пору. 1812 год», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Мой дедушка строил Зеленоград», «Солдат Иван Хворостухин».

Программа курса «Информационные технологии 1-4» и легла в основу методической разработки, которую Вера Фомина представила на заочный конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование». К слову, это не первая заслуженная награда зеленоградского педагога. В 2008 году Вера Фомина уже побеждала в таком же конкурсе, а в 2013 году стала лауреатом гранта Москвы в сфере образования.

Окружающий мир после уроков

Работа с ученикам продолжается и после звонка — вне уроков, когда времени и свободы для творчества у ребят и педагогов значительно больше. В том числе, для знакомства с окружающим миром.

«Мне повезло, — рассказала Вера Фомина „Зеленоград.ру“, — меня и мою коллегу и друга Елену Соколову пригласили в группу разработчиков программы „Новое содержание окружающего мира“. И мы вошли в их замечательную команду». Идея программы состоит в том, чтобы школьники добывали знания самостоятельно — из практической деятельности, а не получали их в готовом виде. Главный обучающий метод здесь эмпирический. Ребята изучают окружающий мир, проводя эксперименты, наблюдая и обобщая свои наблюдения".

В результате увлеченные педагоги разработали для школы развивающий курс «РаКурс», по которому дети с удовольствием занимаются вне уроков — им это очень интересно. Программа курса рассчитана на четыре года.

«Дети, с которыми мы начинали работать по ней в первом классе, теперь уже закончили начальную школу, — говорит Вера Фомина. — С ними мы успели очень много. Например, делали опыт по разложению бытового мусора: сложили в чулок пищевые и непищевые отходы, закопали его в землю. Эксперимент проводился три года, а затем ребята посмотрели, что разложилось, а что нет». Анализируя результаты опыта, они поняли, что неразлагаемые бытовые отходы наносят большой вред природе, и разработали свои предложения по их уменьшению".

Экологический эксперимент дал ребятам не только знания, но и гражданскую позицию, считает учитель — они поняли, что свою Родину, свою природу надо беречь. А сам проект «Утилизация бытовых отходов в условиях города«, в ходе которого пищевые отходы превратили в компост и прямо в классе вырастили огурцы, фасоль и кресс-салат, занял первое место в номинации ЭкоШаг на IV Московском городском конкурсе социально-значимых экологических проектов «Бережем планету вместе».

Как вырастить палочника и о чем говорить с Гонолулу

Деятельно наблюдать за животным миром — лучший способ познакомиться с ним, считает Вера Фомина. Повседневный уход за питомцами обогащает не только ум, но и душу. «Под присмотром ребят из нашего класса жили экзотические насекомые — палочники, — рассказывает учительница. — Всё это время дети сами за ними ухаживали: кормили, выращивали и заготавливали корма, наблюдали за их жизнью и развитием, начиная с яйца. Ребятам даже удалось увидеть рождение палочника под микроскопом».

А еще школьники сотрудничают со сверстниками из Гонолулу: ведут с ними переписку, делятся учебными достижениями, наблюдениями за природой. Дважды ребята становились участниками Международного телемоста «Мы дети одной планеты» — сравнивали и обсуждали свои наблюдения за погодой, графики температур, восхода и захода Солнца, рассказывали о классных питомцах и показывали растения, которые они выращивают в классе.

Обширный опыт, наработанный в рамках «Ракурса», вошел в книгу «Исследуем и изобретаем», написанную Верой Фоминой и Еленой Соколовой — она вышла в свет в январе 2016. В ней изложены идеи для учителей начальной школы по внеурочной деятельности «Окружающий мир»: как организовать школьные исследования, как научить учеников применять полученные знания в жизни.

«В высшей степени увлечённый педагог»

«С Верой Васильевной я работаю вместе около пятнадцати лет, — рассказала „Зеленоград.ру“ её коллега Елена Соколова. — Мы вдвоём обсуждаем планы уроков и занятий, проводим мастер-классы, делаем проекты. Вместе учим детей учиться, и учимся сами». Многое из того, что им удалось осуществить, как считает Соколова, получилось благодаря креативности и огромному опыту её единомышленницы. «Я очень счастлива, что жизнь свела меня с таким человеком», — добавляет она.

Коллеги Фоминой говорят о ней так: «Это в высшей степени увлечённый педагог, любящий детей, профессионально выполняющий свою работу. Она творчески подходит к каждому занятию, стремится использовать лучшие образовательные методики, что в сочетании с высоким уровнем педагогической культуры делает её уроки уникальными».

«Я благодарна своим коллегам за сотрудничество, за то, что в нашей школе интересно всем — и взрослым и детям, — говорит Вера Фомина. — А еще я глубоко признательна своим ученикам, за то, что вместе с ними я открываю мир снова и снова, и не перестаю ему удивляться».

Ежегодный профессиональный конкурс педагогов, который проводился в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», задуман для выявления и денежного поощрения лучших учителей России за высокие достижения в педагогической деятельности и значительный вклад в школьное образование.

В Зеленограде этот конкурс нынешней осенью выиграли несколько педагогов из разных школ города.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран