О намерении вернуть в школы астрономию заявила министр образования и науки Ольга Васильева: «Я считаю, что это необходимо. Если вы помните, у нас был час. Я думаю, что этот час нужно вернуть», — процитировали министра ведущие новостные агентства. Министр пока не знает, за счёт какого предмета астрономия вернётся в школьное расписание. «Но то, что это произойдёт точно, 100%", — добавила она. «Зеленоград.ру» собрал мнения зеленоградских преподавателей, сторонников возвращения предмета в школьную программу, и аргументы против этого.
Астрономия исчезла из школьной программы в 1991 году, хотя остались астрономические кружки, а многие школы включают раздел астрономии в курс физики. «Прошло 25 лет. Это катастрофа, ведь в 2011 году, по данным ВЦИОМ, 30% россиян не знали устройства Солнечной системы, — констатировала научный директор Московского планетария Фаина Рублёва в интервью «Газете.ру». — Они не знали, что Земля вращается вокруг Солнца. Это допустимо в XXI веке в стране, которая запускала первые спутники? Уровень астрономической грамотности упал ниже некуда».
Именно Московский планетарий весной нынешнего года выступил с инициативой собрать подписи за возвращение астрономии в школьную программу, организовав на своём сайте голосование в рамках акции «Скажи астрономии да». Инициативу москвичей поддержали МГУ, «Роскосмос» и планетарии других городов. Всего удалось собрать более 25 тысяч подписей.
«Невозможно объяснить тому, кто умеет только картошку копать, зачем строить радиотелескоп»
«В целом, это очень здорово, и я приветствую решение о возвращении астрономии в школы, — поделился с „Зеленоград.ру“, Борис Демков, в прошлом руководивший объединением „Звездочёт“ во Дворце Творчества. — Ведь дошло до того, что у нас треть населения считает, будто солнце вращается вокруг Земли. Мы скатились в XV век, в Средневековье! Однако школьная программа по астрономии устарела. Нужно создавать новую и вести преподавание с помощью интерактивных технологий».
По мнению Демкова, астрономия — это предмет, формирующий мировоззрение, позволяющий понять, какое место мы занимаем во Вселенной, составить представление о её масштабах, осознать глубину своего незнания, наконец. «Невозможно объяснить человеку, который умеет только картошку копать, зачем строить радиотелескоп», — подчеркнул Демков. Кроме того современная астрономия имеет большое практическое значение в повседневной жизни. В частности её раздел астрометрия описывает работу навигаторов.
Его коллега зеленоградский астроном-любитель Алексей Хрисанов также убежден в необходимости возвращения астрономии в школу, как предмета, в первую очередь формирующего у детей картину мира.
«В начальной школе в обязательную программу введен предмет Основы мировых религий, который оказывает сильное влияние на мировоззрение детей и позже определяет их жизненный выбор, — говорит он. — Это важно с нравственной, с духовной точки зрения. Но в то же время должен быть представлен и другой подход — научный, формирующий реалистичный взгляд на мир. И это задача астрономии».
По мнению Хрисанова, преподавать астрономию детям нужно с 5-го класса, параллельно с географией, чтобы, узнавая о происхождении Земли, школьники знакомились и с Луной, и с Солнечной системой.
«С тем же успехом можно проталкивать в школу радиотехнику или шахматы»
Однако у возвращения астрономии в школу есть и противники. Вот наиболее часто встречающиеся контраргументы.
«Всё общедоступное из астрономии можно изложить на природоведении. Большего не надо. Практическое значение её невелико. Роль астрономии в формировании кругозора и мировоззрения сильно преувеличена. С тем же успехом можно проталкивать в школу, скажем, радиотехнику или шахматы».
«И зачем каждому знать состав звёзд или там галактик? И даже про фазы Луны? Счастливее он станет, что ли, от такой информации?»
«Если вас так беспокоят мировоззренческие вещи, предложите предмет „Медицина“, чтобы граждане не „ловились“ на россказни „целителей“ и раздатчиков БАД-ов! Или „элементы государственного управления и права“. Или психология, в том числе семейных отношений. Уж всяко полезнее, чем заглядываться на звёзды!»
Сами школьники тоже не горят желанием пополнить список изучаемых предметов астрономией — такой вывод сделала «Газета.ру», проведя экспресс-опрос на сайте Znanija.com. В опросе поучаствовали 7500 школьников из разных городов России, от начальных до старших классов. На вопрос, хотели бы они в принципе изучать астрономию в школе, 40% сказали «нет», 35% согласились, а 25% затруднились ответить.
Только не в выпускном классе!
С тем, что астрономию в школу вернуть нужно, согласны многие эксперты — вопрос в том, как это делать. «Очевидно, что это не должен быть выпускной класс», — отмечает Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ МГУ) в комментарии «Газете.ру». По мнению учёного, астрономию следует ввести с 5-го по 7-й класс, когда дети проявляют наибольший интерес к ней.
«Я против астрономии в 10-11-х классах. Пока есть ЕГЭ, никакие подобные предметы в голову не полезут. В выпускном классе в школьном курсе физики есть элементы астрономии, и там их можно оставить. Но этому обязательно должен предшествовать простой описательный курс», — полагает Сурдин. А именно, курс космографии — описательной астрономии без углубления в физику явлений, в профессиональные термины вроде систем координат, которые никогда в жизни не пригодятся. По словам ученого. это должен быть просто рассказ о том, как устроен мир за пределами Земли.
«Часто говорят: „Вот! Убрали из школы астрономию, и теперь люди не знают, что вокруг чего крутится, почему летом теплее и как происходят затмения!“ Друзья мои, это никогда и не изучалось в курсе астрономии в выпускном классе. Это всё было и есть в курсе природоведения (как бы там предмет сейчас ни назывался)», — напоминает Сергей Попов, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ. Его мнение и мнения других учёных на тему «Нужна ли астрономия в школе?» публиковал портал Postnauka.ru.
Сам Попов преподавал астрономию в школе в течение восьми лет и справедливо указывает на то, что основной проблемой школьной астрономии всегда было малое количество часов, отведенное этому предмету — астрономия обречена быть «падчерицей». Попов не видит катастрофы в том, что астрономии нет в виде отдельного обязательного предмета в школе.
«Скажем, нет в школе отдельного предмета „геология“, а геологических факультетов и профильных институтов — масса. Вообще, вся страна на недрах живёт. Геология в школе прекрасно существует внутри географии», — отмечает он, добавляя, что и астрономию лучше всего «растворять в других предметах»: частично включить её в курсы природоведения, физики, химии, математики и даже биологии. Или даже сделать предметом по выбору, если есть хороший учитель.
Кстати, большинство современных астрофизиков (а современная астрономия — это в основном астрофизика) начали изучать предмет не в школе и даже не в университете, а уже в аспирантуре, как отмечает ученый.
Кстати, что вокруг чего вращается современные детишки прекрасно знают ибо изучают предмет "окружающий мир" и смотрят мультики. Да и взрослые знают, просто некоторые больше доверяют своим глазам: солнце ходит по небу, а Земля в обозримых окрестностях не закругляется (позиция наблюдателя) ;)
Галина ИодловскаяПомнится, половина россиян соглашалась, что всю радиоактивность создали люди. Если в советских учебниках об этом не писали, то учебники эти - дерьмо, и образование с такими учебниками - дерьмо. А если писали, но половина не поняла - то образование такое дерьмо. Куда ни кинь, всюду выходит дерьмовое образование в совке.
Но астрономию в школе не считаю чем-то лишним, только она д.б. в средней школе, т.к. старшая школа всё больше погружается в профилирование по предметам, и там в программу "базовой" физики , а тем более отдельным часом, просто некуда что-либо добавлять.
Даже если курс астрономии займет свое время у физики - это уже хорошо. Мы должны знать о вселенной чуть больше чем, то как называется планета которую мы топчем, если хотим быть прогрессивной страной. Россия итак отстает от всего мира, нельзя забрасывать науки.
Недавно у себя в колледже проводил опрос - примерно 90% имеют представление о солнечной системе, но скорость света не знает почти никто.
по сабжу считаю, что нужна в школе не только астрономия, но и комплекс дисциплин по естествознанию, а также комплекс дисциплин по искусству
оптимально если они будут объединены в некие совмещённые предметы, а не отдельно, но нужны непременно несколько часов в неделю, без этого растим быдло; причём согласна, что естествознание лучше всего преподавать в 5-7 классах, а вот искусство класса до 10-го
к тому же несколько часов в неделю будут означать необходимость наличия специальной подготовки у педагога, что важно, крохоборами эти дисциплины быть не должны. С ужасом вспоминаю школьные уроки астрономии, которые я таки застала. Учительница добровольно взялась их вести, больше было некому, знания черпала из нашего учебника, читаемого ей перед занятиями. Всё это делалось с тягостной миной и трансляцией ненужнсти происходящего. От нас требовалось зубрить термины и пальцем показывать где зенит. При том, что я тогда увлекалась астрономией, прочитала много интереснейших научно-популярных книг на эту тему, романтичнейших, я ждала этот предмет с огромным энтузиазмом. И скажу - вот такого вот преподавания без подготовки детям точно не нужно
Не факультатив,а именно как обязательный предмет. А часы на неё можно взять хоть из математики ,хоть из химии и т.д. Там много абсолютно ненужного есть.
Что-то я не припомню чтобы мне в жизни понадобилось знание например валентного числа металлов или умение вычислять интегралы или десятичные логарифмы. А в школе всему этому учат.Спрашивается НАХ,Карл????
PS^ Сам лётчик,так что изучать много чего пришлось.
Она такая нынешняя программа - прогрессивная, набожная, с платными продленками! Мечта а не образование.
Как будто паршивость нынешнего образование автоматом делает советское образование не таким убогим.
А та Советская, она да - плохая, только не дураки выросли вроде - живем как-то теми знаниями и с крыш от егэ не сигали!
Ага, такие недураки, что толпами Кашпировского слушали и на Чумака глазели. Ну прям совсем не дураки, ой умные-то какие.
Ага, учитывая что это описывалось на двух предметах в школе, плюс отдельный том Астрономия входил в 12 томов Детской энциклопедии.
И при этом они все равно не знают. Повод задуматься о качестве совкового образования, не так ли?
Помнится, половина россиян соглашалась, что всю радиоактивность создали люди. Если в советских учебниках об этом не писали, то учебники эти - дерьмо, и образование с такими учебниками - дерьмо. А если писали, но половина не поняла - то образование такое дерьмо. Куда ни кинь, всюду выходит дерьмовое образование в совке.
По существу. Полученное в совке образование мне помогает до сих пор, хотя бы знание английского. Без всякой практики за последние 30 (!) лет я все еще в состоянии объясняться за границей, и даже иногда слышу комплименты по этому поводу (конечно, сейчас уровень знания у тех, кто хочет, гораздо выше моего, НО все-таки это показатель). Пишу я, надеюсь, более-менее грамотно. Мыслить критично и анализировать меня научили история и литература.
Кашперовского, во-первых, слушали далеко не все, а во-вторых, зрите в корень - любители мистики были всегда, а в эпоху развала общества, разрушения привычных устоев и революций - тяга к ней всегда возрастала. Это психология. Интерес ко всему этому со временем спал, и, обратите внимание, безотносительно к качеству образования.
Про радиоактивность, уверяю вас, в учебниках тоже писали - и тут уж кто на что учился. И тогда были те, кто учился, а кто нет, и сейчас. И дело тут не в качестве образования.
А астрономию я любила))
Астрономия важна потому, что надо с пелёнок учить ребёнка мыслить ширше и грандиознее, чтоб он ощущал себя не жителем деревни, а частью Вселенной, понимал, и то, что он лишь песчинка и то, что Мир велик и прекрасен, умел любить и восхищаться им. Когда сознание человека не имеет границ и возвышается над обычной бытовухой, нет места для быдловатого образа жизни и отношения ко всему.
Тоже и искусство, оно также возвышает Душу. Когда приходила домой после какой-нибудь галереи или из театра -- замечала, что совсем другие мысли посещают!
Как может школьник, не изучавший астрономию, голосовать за или против?
Недавно у себя в колледже проводил опрос - примерно 90% имеют представление о солнечной системе, но скорость света не знает почти никто.