12
Дворец творчества: кружки, деньги и ремонт 06.10.2015 ZELENOGRAD.RU
Новые объединения и изменения в старых, появление платных услуг, планы по созданию комфортной среды для детей и родителей и культурно-досуговой программы, грядущий капремонт и восстановления обсерватории — что происходит сегодня в Зеленоградском дворце творчества, Zelenograd.ru рассказали его новый директор Наталья Свиридова и завуч Татьяна Дроздова. Каких кружков не хватает зеленоградцам и каким они хотели бы видеть дворец — там хотят узнать сами и приглашают родителей к диалогу.

Дополнительное образование детей особенно волнует родителей осенью, когда, разобравшись со школьным расписанием, они распределяют оставшееся свободное время между кружками и студиями, развивающими таланты ребёнка. За последние годы каждая осень готовит сюрпризы не из приятных: то ограничения на часы занятий, то педагоги объявляют о грядущем переходе на платные занятия, то не работает система электронной записи, и нужно оформлять целый пакет документов, вместо простой записи фамилии в список.

Этой осенью впервые услуги дополнительного образования стали активно предлагать школы, особенно те, в состав которых вошли зеленоградские детско-юношеские центры — «Орлёнок», «Ведогонь», «Союз», «Каравелла». Единственным самостоятельным учреждением допобразования в городе остался Дворец творчества, который продолжает работать для всех зеленоградцев. Однако, внезапно родители недосчитались бесплатных индивидуальных занятий, которые раньше вели многие музыкальные студии, а бюджетные объединения во дворце оказались недоступны для детей младше 8 лет.

Основания — подушевое финансирование, на рельсы которого допобразование окончательно перешло после трёхлетнего подготовительного периода, плюс разделение образовательных программ на несколько уровней: ознакомительный (5-18 лет), базовый (8-18 лет), углубленный (12-18 лет) — они описаны в приказе Департамента образования Москвы №922, который заработал с сентября.

Сегодня учреждения допобразования вправе принимать воспитанников за счет бюджета только на программы базового и углубленного уровня, то есть с 8 лет. Общеобразовательные комплексы, то есть школы и детсады, могут вводить и более ранние бюджетные программы — ознакомительного уровня и даже краткосрочные программы вводного уровня (5-18 лет), успешно дополняя бесплатными занятиями школьную «продлёнку».

От индивидуальных занятий Зеленоградский дворец творчества отказался одним из последних в Москве по причине их нерентабельности. Переход на новую систему оплаты труда — процесс объективный и повсеместный, и теперь зарплата педагогов напрямую зависит от числа учеников в группе. Кроме того, уже в этом году учреждения допобразования должны сами заработать определенную часть дохода (пунты 18-19 приказа №922 ДОгМ) — 12,5% от объема госсубсидии, то есть, государство ожидает, что на восемь бюджетных рублей учреждения привлекут самостоятельно один внебюджетный рубль. В будущем это соотношение будет меняться: согласно одному из «майских указов» Президента, подписанных в 2012 году, к 2020 году 50% детей должны обучаться за счет ассигнований из федерального бюджета.

В обществе и среди педагогов эту цифру понимают пессимистически: всего 50%, тогда как еще недавно в ДЮЦах занимались бесплатно все 100%. Для государственных чиновников всё наоборот: «не менее 50% детей» будут ходить в кружки на бесплатной основе, а государство вернет эту сферу под свою ответственность и охватит допобразованием не менее 75% детей (проект федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования до 2020 года«). Предусмотрено развитие частно-государственного партнёрства и муниципальных программ, стимулирование коммерческого сектора, который должен получить льготы и доступ к бюджетному софинансированию, гранты для некоммерческих образовательных организаций и поддержка общественных инициатив («Концепция развития дополнительного образования«).

На бумаге перспективы чудесны, но сегодня родителям всё чаще приходится заглядывать в кошелёк. Платных услуг во дворце пока немного: в прошлом году в его кружках занимались 3500 человек, всего 300 — платно. В этом году «бюджетников» за сентябрь набрали почти 2200, потеряв при этом малышей до 8 лет — и всерьёз задумались, какие еще услуги смогут привлечь детей и родителей. Может быть, новые образовательные программы, а может, концерты и всевозможные интересные события, необычные выставки и сама атмосфера дворца, максимально тёплая и дружелюбная.

«Конкуренция в допобразовании началась»

— В Зеленограде обсуждают судьбу кружков и творческих объединений Дворца творчества — и не только его, уход педагогов, перевод индивидуальных занятий на платную основу. В чем причины этих процессов?

— Наталья Свиридова: В бюджетных учреждениях уже не первый год идёт оптимизация. Принцип, который заработал у нас в полную силу с 1 сентября: если педагог востребован, к нему идут дети, и за каждым ребёнком, как и в школе, идут деньги. Государственная субсидия на выполнение нашего госзадания, из которой идут зарплаты педагогов, зависит только от количества воспитанников. Государство больше не платит тем, кто не востребован и просто отсиживает свои часы.

Во дворце совершенно замечательные педагоги, к которым родители и дети идут годами. Есть творческие коллективы с большим признанием, известные не только в Москве, но и по России, и даже за её пределами. К таким педагогам пойдут независимо от того, бюджетные они или платные — они всегда будут востребованы. Какие-то кружки теряют актуальность, времена меняются… Сейчас каждый педагог должен набрать группу не меньше 15 человек, это раньше можно было заниматься с тремя детьми, которые пришли на кружок, и получать полноценную зарплату.

Конечно, в обществе, у родителей всё это вызывает напряжение. Мы все привыкли к тому, что образование, здравоохранение, культура всегда были бесплатными. Но в последние годы всё меняется и переходит на новый уровень. И экономика в допобразовании поменялась, условия стали достаточно жесткими. Зеленоград небольшой округ, в каждой школе стоят такие же задачи, школы тоже там активно развивают услуги дополнительного образования для своих учеников, в том числе платные. Конкуренция в сфере допобразования началась, и чем профессиональней будут педагоги, тем больше будет у них воспитанников. И, конечно, нам необходимо расширять спектр услуг.

— Набор детей сейчас продолжается? Когда во дворце формируется госзадание?

Татьяна Дроздова: — Набор у нас не прекращается в течение всего учебного года, сентябрь и октябрь — самые активные месяцы. Госзадание и, соответственно, размер госсубсидии корректируются каждый месяц. Мы можем принять на работу педагога или набрать еще одну группу, при этом нам увеличат финансирование. Этим дворец отличается от школ, ведь у нас обучение добровольное, а не обязательное, постоянно кто-то приходит, а кто-то отчисляется.

На базовый уровень уже скомплектованы 92 группы — 1375 детей, на углублённый 53 группы — 817 детей, всего 2192 ребёнка. Это почти на 1000 человек меньше, чем в прошлом году, из-за ухода малышей до 8 лет. В прошлом году из 3500 воспитанников 1600 занимались именно на «ознакомительном уровне», бесплатно — и не все захотели продолжить обучение платно. А ведь многие программы строятся по принципу от простого к сложному, и попасть на базовый уровень можно только после ознакомительного — у нас были такие комплексы. Сейчас непонятно, кто придёт на наши базовые программы, особенно уникальные, которых нет в детсадах. Платные кружки не каждый родитель может себе позволить, ну, может быть, выберет один…

— Сколько стоят в среднем платные кружки?

— Т.Д.: От 300 до 500 рублей за занятие, от 2000 до 4000 рублей в месяц, в зависимости от образовательной программы и времени занятий. Конечно, в спортивных и хореографических объединениях надо заниматься не один раз в неделю, художественной гимнастикой, например. Но есть и такие занятия, которые для дошколят или младших школьников должны длиться не больше получаса.

Мы уже установили скидку в 30% для многодетных семей, их у нас много, причем в основном не с тремя, а с четырьмя детьми Для детей-инвалидов, сирот или детей, находящихся под опекой, занятия в платных кружках полностью бесплатны — дворец возмещает эти расходы.

— Н.С.: В соответствии с новыми правилами, каждый педагог должен заработать себе достаточную зарплату, либо набрав детей на бюджет, либо на платное обучение. Сейчас практически четвертая часть воспитанников, которые записались на новый учебный год, пришли именно на платные услуги, но эту долю мы должны с каждым годом наращивать. Наши педагоги сейчас переходят на эффективный контракт, это новая система оплаты труда, и, к сожалению, не всех педагогов она устраивает.

— Сократилось ли число сотрудников ДТДиМ за последний год?

— Н.С.: Сокращений педагогов допобразования, которые работают непосредственно с детьми, не было. Еще в прошлом году прошла оптимизация управленческих кадров и вспомогательного штата сотрудников, из образования ушли психологи.

— Т.Д.: Новая система оплаты труда педагогов построена на том, что зарплата исчисляется не от педнагрузки по учебным планам, а от ученико-часов. Представьте, многие годы одинаковую зарплату получали педагоги, которые занимались с одним ребёнком, и те, которые занимались с группами в 20 человек. А это же разная нагрузка, причем, если один ребёнок просто заболел и не пришёл, то педагог просто получал зарплату.

— По новой системе индивидуальные занятия, когда педагог занимается всего с одним учеником, становятся совершенно невыгодными?

— Т.Д.: Да, и мы были вынуждены не включать их в образовательную программу, поскольку педагоги не могут работать без зарплаты. Всем педагогам, которые вели индивидуальные занятия, мы предложили реализацию их программ в групповом виде — например, обучение игре на инструменте в небольшой группе. За три года наши педагоги из оркестровой студии смогли перейти к таким занятий, к ансамблевым формам, которые сейчас остаются бесплатными. Те, кто посчитал это для себя невозможным, перешли на работу в музыкальную школу и забрали с собой своих сильных учеников.

Мы считаем, что это и в интересах детей — замечательно, если они выбрали для себя получение углубленного музыкального образования. Ведь дворец даёт только общеразвивающие программы, а музыкальная школа — это уже предпрофессиональный уровень. Многие наши родители хотели бы, чтобы ребёнок по итогам музыкального обучения получил свидетельство или аттестат, но мы таких документов не даём. Хотя уровень музыкального образования во дворце достаточно высокий: в этом году один из наших воспитанников поступил в Гнесинское училище на композицию, в прошлом году тоже были такие ребята. В училище нас знают и ценят подготовку наших детей, музыканты-"народники» у нас занимаются очень профессионально.

«Мы должны научиться зарабатывать»

— Какие направления приоритетны сейчас для дворца? Научно-техническое, туристическое?

— Н.С.: Да, развитие детских технопарков. У нас есть объединение робототехники, замечательный авиамодельный кружок, все кружки технического творчества и их педагоги очень хорошие и сильные. Практически это уже технопарк, нужно просто модернизировать эти кружки и объединить их в одну программу, такая задача поставлена. Есть современное оборудование для обсерватории, которую мы в ближайшее время будем приводить в соответствующий вид. Нужно время на переосмысление того, как это должно выглядеть, надо изучать опыт других дворцов творчества и образовательных учреждений, у которых он есть — и в Москве, и по России.

— Творческое направление при этом не пострадает — музыкальные и хоровые студии?

— Т.Д.: Наш чудесный хор «Лель», Оркестровая студия «Гармония» и другие объединения продолжают работать. Юрий Павлович Суколенов — наш мэтр, патриарх, низкий ему поклон. А какие там дети! У них же глаза горят, они поют даже в коридорах. Вот идёт Юрий Павлович, и малыши висят на нём гроздьями. В распоряжении хора — театральный зал дворца, мы поддерживаем реализацию всех их творческих задумок, очень гордимся своим хором и переживаем за него. Детей там много, хоровые занятия идут в группах, поэтому зарплаты у педагогов хорошие.

Недавно «Лель» победил на православном хоровом фестивале в Польше и даже получили грант от министерства культуры Польши, хотя это взрослый фестиваль, в котором участвуют профессиональные хоры из Италии, Израиля, других стран. Мы побаивались за своих детей, отправляя их туда, и когда из «Леля» сообщили, что они заняли первое место, все были просто счастливы.

— Н.С.: Самое удивительное, что в Европе хор «Лель» звучит, а в Зеленограде о нём почти не знают. Многие годы и «Лель», и другие коллективы Дворца творчества были в тени — это же неправильно!

— Т.Д.: У нашего дворца есть такая особенность — дети, которые у нас побывали, позанимались, как будто получают «прививку», иммунитет от всякого дурного влияния. Я это чувствую за все годы работы здесь. Они уже знаю, что такое творчество и могут противостоять разным негативным явлениям. Это важная функция, не прописанная ни в каких документах, которую мы выполняем: заразить ребёнка творческим процессом, приобщить его к мировой и национальной культуре, к современной технике, развить в детях личность.

— Это ведь и есть предназначение дополнительного образования? Отсюда столько споров вокруг платных услуг — не всем они будут доступны, и особенно детям из малообеспеченных или неблагополучных семей, которые больше всего нуждаются в таком иммунитете.

— Н.С.: Конституция России не гарантирует абсолютно бесплатного дополнительного образования, только бесплатное общее. Поэтому теперь нас только частично финансирует государство. Сегодня мы должны думать о том, как самим заработать денег на направления, которые мы хотим развивать — а у нас большие планы на развитие, не только платных услуг, но и бюджетных направлений.

— Т.Д.: Образовательные программы мы пересматриваем ежегодно, подстраиваясь под запросы социума. Выполняя задачу развития платных образовательных услуг, мы к октябрю подготовим ряд новых образовательных программ. В сентябре собирали заявления и пожелания родителей, какие программы им нужны — отвечая на их запросы, мы ищем педагога, составляем программу и запускаем её, заключая с родителями договора.

— Н.С.: Планируем провести анкетирование родителей о том, что из допобразования востребовано в Зеленограде и конкретно во Дворце творчества — из бюджетных и платных услуг, а может быть, нужны какие-то направления деятельности, которые дворец не охватывает. Будем обсуждать это и на встречах с родителями, с управляющим советом. Такой анализ для нас сейчас очень актуален.

— Как сами педагоги относятся к нововведениям? Людям в возрасте, вероятно, тяжело их принять? По мнению многих, это крах привычной системы допобразования…

— Т.Д.: Мы находим возможности для работы. Не в одночасье мы перешли на новую систему оплаты, два года разговаривали с педагогами о том, что скоро зарплаты будут зависеть от количества детей на занятиях…

— Н.С.: Я сейчас наблюдаю за педагогами и сотрудниками дворца — конечно, всем было очень тяжело переходить на систему внебюджетного финансирования. И педагоги не все понимают, почему так должно быть, и родители. Я прекрасно представляю, как тяжело это переломить даже для самого себя — допобразование всегда было доступным, приходи и занимайся. Но сейчас другое время, жизнь диктует совершенно новые условия, мы должны научиться зарабатывать на предоставлении услуг…

Кстати, это достаточно большой стимул и для педагогов, и для всех сотрудников дворца. Чтобы жить дальше, мы должны подумать о том, как развивать новые формы работы, изучить опыт других учреждений Москвы, которые более успешно решают эту задачу. Вот посмотрите, возле дворца большая площадка — на ней почти всегда тихо и безлюдно, нет музыки, а ведь её можно заставить жить для детей и родителей. У нас в городе мало досуговых и воспитательных мини-услуг для маленьких детей, нужен и летний центр отдыха, это всё мы сейчас продумываем. Дворец должен найти и занять свою нишу.

— Где вы видите эту нишу для дворца, что планируете?

— Н.С.: В развитии не только образовательных услуг, но и различных других, например, культурно-досуговых услуг. Возможности у дворца достаточно большие, не только внутри, но и на территории, их надо использовать. Многое лежит на поверхности: например, мы уже сделали удобное фойе для родителей, которые ждут детей — нижнее фойе концертной части дворца открывается 5 октября. Там стоят мягкие удобные диваны, есть доступ в интернет через wi-fi, игровое пространство для малышей, которые могут прийти с родителями, автоматы с водой, чаем и кофе (от установок с чипсами и шоколадками мы оказались). Будем проводить там сменные выставки, будет работать большой гардероб для родителей.

Рядом должен заработать буфет. Когда-то во дворце было своё кафе, в фойе продавали пирожки — их до сих пор все вспоминают! Предполагается разместить в этом фойе и платежный терминал Сбербанка, чтобы родители могли быстро оплачивать наши билеты и услуги, а не идти с квитанциями в банк. Планируем поставить также инфокиоск со всеми списками кружков и расписаниями их работы, которые сейчас висят на стендах.

Я считаю, всё это необходимо, ведь детей часто приводят бабушки-дедушки или мамы-папы и ждут их с занятий по полтора часа. Такое комфортное ожидание тоже очень важно, чтобы люди знали, что их здесь ждут, им здесь будет удобно, они смогут в ожидании ребёнка отдохнуть и почитать, или поработать, сделать что-то полезное.

— Какие новые кружки появятся в ближайшее время?

— Т.Ф.: Сейчас мы открываем новое бюджетное объединение — «ИЗО и декоративно-прикладное творчество», нам бы хотелось возродить это направление во дворце. Нынешних детей не очень интересует работа руками: шитьё и дизайн одежды, мягкая игрушка, поделки из дерева — всё это в изобилии есть в магазинах. Из всего декоративно-прикладного направления у нас осталась одна керамика, которую преподаёт Мария Рудольфовна Чугунова, педагог высочайшего уровня. Сейчас мы взяли на работу очень хорошего и профессионального педагога, который приехал глубинки России, он и будет вести новую студию по самым разным видам рукоделия.

— Н.С.: Буквально на следующей неделе откроем группу регби для мальчиков и девочек, они будут тренироваться у нас в спортзале и на улице. В Зеленограде очень хорошая и известная школа регби, в неё активно идут дети, и я пошла навстречу её педагогам — пусть они запускают занятия и у нас, в этой части города. Образовательная программа готова, скоро мы вывесим объявление и начнём набор. Вообще, мыслей о развитии очень много, времени на разгон почти нет. А еще положение усложняет капитальный ремонт, который скоро начнется во дворце.

«Капремонт начнётся весной»

— Капитальный ремонт Дворца творчества — вопрос решённый?

— Н.С.: Да, решение принято. Ремонт пойдёт в три этапа — ремонтировать будут сначала клубную часть дворца, затем концертно-театральную часть и спортивный комплекс. Предполагается, что весь ремонт завершится в 2018 году. Ремонтировать буду всё здание и прилегающую территорию.

Департамент образования очень серьёзно относится к этому ремонту: работают выездные группы инженеров и проектировщиков, специалисты внимательно обсуждают с нами весь процесс ремонта с тем, чтобы он минимально отразился на образовательной работе дворца, и рассматривают варианты с учетом нашего мнения и нашей загруженности. Это всё очень непросто. Зато дворец будет отремонтирован и оборудован по самым современным стандартам.

— Сказать честно, дворец не выглядит потрёпанным и нуждающимся в ремонте…

— Н.С.: Нужно отдать должное нашему коллективу, замечательным родителям и детям, прежней администрации дворца — внешне дворец действительно выглядит неплохо, чисто и аккуратно, потому что все относятся к нему как к своему дому. Но большие капитальные изменения требуются во внутренних коммуникациях: инженерных системах, освещении, электрической сети, сантехнике. Зданию дворца уже 25 лет. Если не сделать ремонт, мы можем через год остановиться совсем. Спасибо руководству Москвы за то, что нам пошли навстречу и финансируют ремонт. Надеемся, его сделают хорошо.

— Т.Д.: У нас ведь уже фактически вышла из строя и канализация, и электрика. Окна нужно менять, со старыми окнами во дворце очень холодно. Это и вопрос запуска новой обсерватории, для которой еще в 2011 году приобрели замечательный телескоп и сделали раздвижной купол — всё упирается, в частности, в проблему отсутствия заземления в электросети дворца, сделанной еще по старым стандартам.

— Значит, и астрономическая обсерватория тоже сможет заработать после капремонта?

— Н.С.: Идя навстречу настоятельным пожеланиям родителей, мы направили письмо от управляющего совета дворца в дирекцию департамента с просьбой рассмотреть возможность включить в капремонт доделку обсерватории. Ждём решения. Всё-таки такая обсерватория — это изюминка дворца и всего дополнительного образования в Зеленограде. Не хотелось бы, чтобы она оставалась в незавершенном виде из-за огрехов прошлых подрядчиков и судебных процессов, которые длятся годами. Сейчас мы не можем установить оборудование, ранее купленное департаментом образования, не можем пустить туда ни детей, ни педагогов из-за строительных недоделок.

— Когда начнётся капремонт?

— Н.С.: Предполагается, что с марта 2016, с клубной части, в которой основные ремонтные работы пройдут с мая по сентябрь, во время летних каникул. Мы очень надеемся, что это не затронет учебный процесс. Через клубную часть дворца сегодня проходит более 2000 воспитанников. Мы рассматривали вероятность временного размещения наших коллективов и объединений по зеленоградским школам, и директора школ уже были к этому готовы, тут у нас полное взаимопонимание. Но пока рассчитываем обойтись своими силами — возможно, какие-то временными внутренними «переселениями». Вообще, в департаменте настроены сделать всё возможное, чтобы Дворец творчества превратился в крупный центр дополнительного образования для всего округа.

— Т.Д.: У нас ведь и оборудование, и помещения специальные — дворец специально строился для дополнительного образования. Почему Юрий Павлович Суколенов, руководитель хора «Лель», приезжает к нам преподавать много лет с противоположного конца Москвы? Он всегда говорит: «Таких условий, как здесь, нет нигде». У нас специальный хоровой класс, театральный зал и фойе с зимним садом, где замечательная акустика. А для детей это очень важно — выйти на настоящую сцену.

— Появятся ли во дворце электронные карты прохода и турникеты? Некоторое время назад глава департамента образования Исаак Калина говорил о том, что в допобразовании необходим учёт посещаемости.

— Хотелось бы, чтобы карты появились, мысли такие есть и, думаю, мы к этому придём. Но на эту систему безопасности мы должны заработать, никто нам её просто так не поставит — мы же не школа с обязательным посещением. С одной стороны, такие карты дадут безопасность для детей, с другой стороны, мы будем видеть свою статистику — сколько каждый день приходит воспитанников. Это нормальная система и для условий обучения, и для безопасности. Скорее всего, Она появится после окончания ремонта.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Светлана Миликина
6 октября 2015
Было замечательное время, когда во дворце работал тренажерный зал для взрослых посетителей. Почему бы сегодня не возобновить его работу? Думаю, что многие мамочки, в ожидании своих детишек, с удовольствием бы коротали время не на диванах в фойе, а с пользой для своего здоровья.
Спасибо Леониду Ильичу за мое счастливое детство!
Марина Ефимкина
7 октября 2015
Скоро большинство детей окажется на улице... мне как многодетной маме 30%скидка не поможет..(
Ольга Шилова
7 октября 2015
Да. Руководитель явно ушла от ответа на вопрос , что делать детям из малообеспеченных и многодетных семей.
C введением платных услуг - мне кажется процентов 90 детей просто перестанет посещать эти Дворцы творчества - а педагогам, уж коль они будут вынуждены искать себе детей в группу (для получения финансирования) в таком разе выгоднее открыть ООО и заняться частным репетиторством, сейчас эту нишу активно осваивают в Зелике - ибо, кроме как на детях, больше зарабатывать, к сожалению, не на чем. ИМХО.
Анна Подстрельнова
7 октября 2015
"— Т.Д.: Да, и мы были вынуждены не включать их в образовательную программу, поскольку педагоги не могут работать без зарплаты. Всем педагогам, которые вели индивидуальные занятия, мы предложили реализацию их программ в групповом виде — например, обучение игре на инструменте в небольшой группе".

Групповое фортепиано???
Вовсе необязательно обладать запредельным IQ чтобы понять мотивы и смысл "оптимизации" в ранее исключительно бюджетных сферах, до сих пор гарантированных Конституцией: здравоохранении и образовании.
Вот тут прозвучало, что, цитирую:"Государство больше не платит тем, кто не востребован и просто отсиживает свои часы."
Здесь почему-то сразу вспоминаются зияющие дыры пустующих рабочих мест в зале заседаний ГД, зарплаты и "золотые парашюты" "слуг народа". :)
И совершенно естественным образом возникает вопрос: "А кто, собственно, востребован самим Государством?"
Судя по телепрограммам, это:
- танцоры (со звездами и без);
- певцы, исполняющие запиленные до дыр чужие хиты;
- любители пожрать по выходным;
- любители сделать ремонт на халяву;
- всевозможные комики и шуты;
- стилисты, визажисты и прочие имиджмейкеры;
- "политики и аналитики", обожающие поорать друг на друга на всевозможных ток-шоу.
Никого не забыл?
Т.е. очевидно, что через наиболее доступные широким массам, государственные СМИ популяризируются вещи, настолько же далекие от реального творчества, как кремниевый скребок доисторического человека от современной электромясорубки.

Подумайте. Если государство реально заинтересовано в том, чтобы через 15-20 лет из любознательных детишек выросли специалисты различных отраслей науки и техники, оно будет засирать им мозги теле-лабудой? Будет требовать с детских кружков "учиться зарабатывать"? Конечно же нет! Наоборот, оно просто обязано вкладывать и открывать двери для как можно большего количества детей, ведь кто знает, может в бедной многодетной семье сейчас растет новый Ломоносов или Циолковский.
Нателла Ерохова
7 октября 2015
Какое счастье, что мой ребенок вырос во Дворце творчества без этих кошмарных нововведений, бесплатно обучаясь с 4,5 лет, бесплатно отдыхая в творческих лагерях на "югах" (родители сдавали деньги на костюмы и прочие нужды творческого коллектива с обсуждением этих затрат на соответствующих собраниях) и на бюджетной основе потом поступив в профильный ВУЗ, такая вот подготовка была в те времена, когда педагогам давали работать спокойно, развиваясь в своем творческом направлении, а не соревнуясь в том, как срубить бабла, чтоб не выгнали с работы. Дети, кстати, при этом отвлекались от уличных "прелестей" без материальных затрат родителей.
Андрей Л*****
7 октября 2015
Да. Руководитель явно ушла от ответа на вопрос , что делать детям из малообеспеченных и многодетных семей.
Проклинать, что родились на свет, у них детство и так ни к черту, с кружком или без. Жаль этих детей.
Да и правда, а как с обученем на фортепиано дела? В группах теперь? Один, значит, гамму шпарт, другой тут же Шопена разучивает, а третий - вальс Штрауса. И всё это одновременно. Так?
Оборудование конечно там очень старое, давно нужно купить детям микрофоны вокальные SENNHEISER http://avat.ru/catalog/mikrofony-vokalnye/sennheiser/ , вариант недорогой, зато качество какое! Могли бы профессионально заниматься
Это "недорогой" вариант? :)
А, допустим, Shure - sm48 за 6 тыр. детей не устроит?
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран