Кирилл Данилов. Эта выставка стала первым событием в ряду обещанных других, связанных с 10-летием театра, которое будет отмечаться в этом году. Основную часть экспозиции увидели лишь приглашённые гости — она была представлена в зрительном зале и уже через день после открытия экспонаты были демонтированы. В зале были представлены макеты декораций Кирилла Данилова к спектаклям, поставленным в различных театрах, где работал художник. " />
Театральный художник: старые традиции, новые решения 19.01.2009 ZELENOGRAD.RU
В зеленоградском драматическом "Ведогонь-Театре" свои художественные работы представил главный художник театра Кирилл Данилов. Эта выставка стала первым событием в ряду обещанных других, связанных с 10-летием театра, которое будет отмечаться в этом году. Основную часть экспозиции увидели лишь приглашённые гости — она была представлена в зрительном зале и уже через день после открытия экспонаты были демонтированы. В зале были представлены макеты декораций Кирилла Данилова к спектаклям, поставленным в различных театрах, где работал художник.

Однако в открытом доступе, в фойе театра, и сейчас можно увидеть костюмы к спектаклям, созданные Даниловым. Оценить роль художника в обновлённом после реконструкции театре можно и просто посмотрев на оформление внутреннего интерьера. Например, Данилов придумал винтовую лестницу, по которой зрители поднимаются из холла к фойе и зрительному залу.

С приходом Данилова в театре многое изменилось. Художник и создаёт то пространство, с помощью которого актёры и режиссёры обращаются к зрителям

Кирилла Данилова пригласили в "Ведогонь-Театр" пять лет назад. Работал главным художником Кировского и Ярославского ТЮЗов; ставил спектакли в МХАТе, "Современнике", театре-студии "У Никитских ворот"; в театрах Минска, Архангельска, Ташкента, Санкт-Петербурга, Самары. Данилов — выпускник Школы-студии МХАТ (курс народного художника СССР В. Левенталя). Кирилл Данилов — участник выставок театральных художников и лауреат областной театральной премии им. Ф.Г.Волкова за достижения в области драматического искусства. В "Ведогонь-Театре" Кирилл Данилов стал художником-постановщиком спектаклей "Комедия ошибок", "В башмаках", "Доходное место", "Убийственный и неповторимый", "Царь Фёдор Иоаннович".

Нынешняя выставка стала хорошим поводом поговорить о Данилове-художнике. Он, безусловно, "приобретение" для театра, которое невозможно переоценить. Художественный руководитель "Ведогонь-Театра" Павел Курочкин рассказывает о художнике:

— Кирилл Данилов — известное имя в театральной среде. Во-первых, потому что он ученик замечательного мастера, выдающегося художника Валерия Яковлевича Левенталя. Интересно, что когда я учился в Щепкинском училище, в тех же двориках Неглинки и Пушечной, тогда располагался и постановочный факультет школы-студии МХАТ, где учился Кирилл. Я вспоминаю то время, и мне кажется, я встречал его в переулках. Но наши творческие пути пересеклись гораздо позже. Мы познакомились в Самаре, подружились, и потом уже у меня появилась возможность предложить Кириллу Анатольевичу прийти в "Ведогонь-Театр". Это очень важный момент в жизни театра, потому что с приходом Данилова многое изменилось. Художник собственно и создаёт то пространство, в котором мы — актёры, режиссёры — работаем, и с помощью которого мы потом обращаемся к зрителям. Если это пространство создано талантливым человеком, то во много раз умножаются актёрско-режиссёрские фантазии. Кирилл как раз человек, который смотрит на мир очень неожиданно и талантливо.

Во многих театрах в качестве художников появились случайные люди, а Кирилл работает на основе старых традиций, 100-летних, заложенных ещё во времена расцвета Художественного театра

Однокурсник Данилова по Школе-студии МХАТ, художник и режиссёр Сергей Горянский, рассказал zelenorgad.ru о своём отношении к Данилову-художнику:

— Кирилл — один из немногих профессионалов, о ком можно говорить сегодня как о театральном художнике, сценографе. Профессия художника-постановщика сейчас находится… скажем так, в загоне. Дело театрального дизайна, оформления спектаклей трансформируется в худшую сторону. Потому что происходит разрыв традиций, да и условия меняются: сейчас художника в театр, как правило, приводит не режиссёр, а продюсер; тот, кто платит деньги. Поэтому во многих театрах в качестве художников появились случайные люди. Наверное, они дешевле обходятся, чем серьёзные сценографы. В "Ведогонь-Театре" я как раз вижу сохранённое соавторство художника и режиссёра. Кирилл работает на основе старых художественных традиций, 100-летних, заложенных ещё во времена расцвета Художественного театра — тех традиций, которым учил нас Левенталь. При этом спектакли, поставленные Кириллом, очень разные; каждый новый — это его открытие, пространственное, художественное и драматическое.

В биографии художника, кроме художественных достижений, есть и "неофициозные" или просто интересные факты. Однажды, например, он проспал (в буквальном смысле) конкурс художников-постановщиков, в котором должен был участвовать по собственному желанию. А в начале 90-х два года жил тем, что самостоятельно продавал в Америке свои картины, живопись и графику.

О себе и своей работе художник говорит неохотно, он вообще немногословен. Однако на некоторые вопросы zelenorgad.ru Кирилл Данилов ответил:

— Есть ли у вас любимая, особо запомнившаяся работа в театре?

— Тот спектакль, который сейчас создаёшь, и есть любимый. Театральный процесс так организован, что художник начинает работать раньше всех. Часто надо сдать макет декораций до того, как начались репетиции.

— Кстати, бывает, что идее декораций не дают "материализоваться" финансовые возможности?

— Сейчас уже не бывает. С опытом приходит понимание, что ты можешь, а что нет; знаешь, на что рассчитывать.

— Вы работали в разных театрах; как бы Вы оценили современную сценическую культуру?

— Я сейчас больше работаю в провинции... Но вижу, что уровень сценографии, сценической культуры вообще, падает, потому что уходят профессионалы. Постановочная часть в театре — это же целая наука. Здесь и производство в столярных и бутафорских мастерских, и пошив костюмов, мягких декораций, и многое другое. Любая, даже мелкая, неправильная деталь может разрушить весь художественный образ спектакля.

— Ваши художественные решения в спектаклях "Ведогонь-Театра" оригинальны. Вот, например, чемоданы в "Комедии ошибок" — не просто реквизит, а словно равноправные участники действа; они даже "пляшут". Или "самовыдвигающиеся" канцелярские столы, покрытые зелёным сукном и даже выглядящие бюрократически, в "Доходном месте". Это всё ваши идеи?

— Да, конечно. Мне хотелось создать образ бестолковой бюрократической машины, которая работает сама по себе. И среди этой механической возни, в обстановке "приёмной", происходят какие-то обычные человеческие взаимоотношения. В "Комедии ошибок" герои как бы выражают свои эмоции с помощью чемоданов.

— Вы довольны своей работой в "Ведогонь-Театре"?

— Я рад, что здесь работаю. Важно, чтобы режиссер и художник понимали друг друга, поскольку мы вместе придумываем спектакль. Здесь мне работается творчески интересно.

Юлия Кравченко / фото Кирилл Чернов

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран