10
Алексей Немерюк: особенности торговли в Зеленограде 17.11.2014 ZELENOGRAD.RU
Корреспонденты Zelenograd.ru побеседовали с главой московского Департамента торговли и услуг о торговых площадях Зеленограда и современных тенденциях потребительского рынка.

А.Э. — Алексей Алексеевич, какова обеспеченность Зеленограда торговлей и услугами? Судя по статистике департамента за 10 месяцев этого года, Зеленоград, с одной стороны, до нормативов не дотягивает, с другой — есть какая-то динамика. Значит, Алексей Алексеевич, вопрос по ситуации вообще в целом с обеспеченностью.

Будут ли какие-то прорывы, есть ли акценты, связанные именно с Зеленоградом?

— Зеленоград на фоне остальной Москвы выглядит намного лучше. В разных округах и ситуации разные, и динамика. Понятно, что Центральный округ перенасыщен торговлей и услугами по ряду объективных причин. Условно говоря, в Зеленограде коэффициент по обеспеченности жителей торговлей и услугами — почти 94%. Питание — 99,9%; практически 100-процентная обеспеченность бытовыми услугами.

У нас есть округа, где коэффициент не дотягивает и до 20%; есть и отдельные районы со своими сложностями. Поэтому делать в Зеленограде какие-то особые акценты, жесткий уклон в развитие определенных услуг, на мой взгляд, нецелесообразно. Розничная торговля на высоте, транспортная доступность любого предприятия намного выше, чем в Москве.

Скоро начнет работать «Леруа Мерлен», открылся магазин «Лента». Возможно, откроются еще какие-то гипермаркеты за пределами Зеленограда, которые при этом будут работать на округ в целом.

Ю.К. — Если нет реальной потребности в новых магазинах, зачем их открывают? В 20 микрорайоне, например, скоро откроется очередной торговый центр с «Перекрёстком».

— Есть неравномерность развития — какой-то район перенасыщен, где-то магазинов не хватает. В 20 микрорайоне в любом случае должен быть какой-то торговый объект, потому что те магазинчики, которые находятся по периметру на первых этажах, не решают проблем шаговой доступности. И хорошо, что сейчас сетевики начали более активно себя вести. Не знаю, насколько это отразилось на Зеленограде, но в малых форматах — «Перекресток-экспресс, «Ашан» со своим «каждый день» «Фасоль» у «Метро» — они пытаются заходить ограниченным ассортиментом уже в помещения от 100 до 250 метров.

К сожалению, динамика последнего времени показывает, что спрос на коммерческую недвижимость снижается. Но в маленьком анклаве, где «варятся» все вместе, всё несколько проще. Предприятия знают своего посетителя, клиент знает, куда он пойдет. Понятно, что приходят и новые сети, та же «Азбука вкуса». Пока не знаю, как отзываются жители 5 микрорайона. От них было много жалоб на «Покупай», теперь, наверное, будут жаловаться на этот магазин.

А.Э. — К вопросу о сетевых магазинах: несколько лет назад префект говорил, что сдерживал, как мог, приход в Зеленоград крупных сетевиков. Но сейчас они заполонили округ. Какова ваша политика в плане поддержки местных несетевых небольших магазинчиков? Или — как сложится, как рынок себя поведет?

— Как показывает практика, рынок все равно себя отрегулирует. Обратите внимание на динамику развития сетей — в Москве достаточно неплохо подросли за последнее время. Несетевому магазину в разы сложнее выжить за исключением случая, когда помещение находится в собственности, не обложено какими-то мощными кредитами и есть постоянные клиенты.

А.Э. — Старый налаженный бизнес.

— Да, налаженный бизнес будет работать. Все, что в другом формате, в любом случае умрет. Многие арендодатели сейчас привязываются к валютному курсу, не хотят фиксироваться на каком-то определенном уровне цен.

Приход сетей, может быть, лишает Зеленоград какой-то уникальности. Люди привыкли к старым магазинам — они как бы «наши», «деревенские».

Мы долго боролись с той же «Пятерочкой» в 16 микрорайоне, с «Покупай» в 5 микрорайоне. С ними сложно взаимодействовать и решать проблемы. Начиная от уборки зимой, когда люди падают и ломают ноги возле магазинов, заканчивая жалоб на персонал, обсчёты и обвесы. Конечно, с сетевиками намного сложнее найти общий язык и власти, и жителям.

Но тенденция, даже имеющая некий негатив, неизбежна — на этом рынке выживает сильнейший.

Ю.К. — У нас всё ещё работает несетевой торговый дом «Зеленоград». По-моему, это последний в Москве формат универмага. Как он выживает с двумя большими помещениями?

— Действительно, единственный такой остался, если не считать, конечно, ЦУМ. Они молодцы, приватизировали в своё время помещение.

А.Э. — Это как раз пример налаженного бизнеса?

- Потапова сделала очень правильный шаг: во время приватизации разделила на коллектив все доли, акции. Они подписали серьезные договора: если человек уходит, то продает акции только в коллектив, а не «наружу», — поэтому их и поглотить достаточно сложно. Вот в том же «Доме быта» сейчас очередная война — один собственник выживает другого. Поэтому тот факт, что удалось сохранить универмаг, надо ценить. Я нечасто, но захожу туда: ассортимент хороший, товары разноплановые, на разный кошелек, что называется.

А.Э. — Крюковский рынок давно грозились закрыть, но никак не закроют. Насколько нам известно, по техническим причинам, из-за перекладки газопровода. Кажется, что его не закроют никогда. Напротив, он расширяется, появляются какие-то новые павильоны.

— Мы его закрываем уже, наверное, лет пять или шесть. Действительно, есть проблемы с газопроводом. Сначала город должен был сделать это за свой счет. В 2010 году, когда ситуация поменялась, стало понятно, что город этого делать не будет, а инвестор должен сам — за свои или привлеченные средства — провести эти работы. По большому счету, если Государственная Дума не примет закон о переносе срока закрытия рынков и некапитальных объектов, то к концу года он закроется. Там останутся два-три объекта, в том числе, мясной павильон. Капитальные строения останутся, все остальное должны будут снести.

Из 53 рынков в Москве около 30 будут вынуждены закрыться — об этом говорится в федеральном законе №172. Есть две позиции разных ведомств. С одной стороны, идёт речь о сокращении нецивилизованной торговли — то есть рынков. Рыночный формат в любом случае не отслеживается: ни объемы, ни товарооборот, ни приблизительные цены, ни налоги, которые они платят. С другой стороны, новые федеральные стандарты по конкуренции говорят о том, что субъекты, наоборот, должны нарастить объем рыночной торговли до 20%. В Москве сейчас этот показатель составляет около 18%, а три года назад — 21%.

А.Э. — Другой формат торговли — вендинговые автоматы. В Зеленограде от этого проекта отказались. Если не автоматы, то что, на ваш взгляд, может быть востребовано в округе? Может быть, магазинчики в подземных переходах, как сейчас открыли в центре Москвы?

— Зеленоград — это другой формат. Здесь все у всех на виду, и, конечно, есть не слишком обеспеченные районы — тот же 20-й. Или 16-й — «Мосхлеб» там одиноко стоит, выручают павильоны.

По большому счету, вендинг действительно может быть востребован там, где имеется большой пассажиропоток. С другой стороны, это малозатратная торговля: не надо ни отапливать помещение, ни держать там продавца. Стоит объект, сам продает, только успевай подвозить товар.

Честно говоря, я не в большом восторге от того, что предложили коллеги в этих аппаратах «Все сам» — такие большие черные гробы. Но зачастую они решают проблемы. Сейчас сокращается количество торговых точек; исчезли, например, табачные киоски, кто-то ещё уйдёт. В автоматах можно купить ту же бутылку воды, жвачку или памперсы — да всё, что угодно. Аппарат разрабатывали очень долго, и он получился неплохим. По мелкоштучности, разноформатности продаваемых объектов он уникален. Им сейчас даже заинтересовались итальянцы и англичане, потому что такой полноценно работающий автомат еще никто не сделал, — а у нас сделали.

Сейчас мы смотрим в рамках эксперимента, насколько он востребован. Это принципиальный подход — сначала протестировать. А не как раньше, когда обычно была «лужковщина»: поставим везде 500 штук и будет хорошо. Мы сейчас очень осторожно смотрим на эту ситуацию: поставили, попробовали, два-три месяца поработало, спросили, нравится или нет. Не понравилось — значит, это не нужно.

Тот же подход к автолавкам. Мнение двоякое: предпринимателям в целом нравится, все-таки оборот идет. Там продаются колбаса, рыба, овощи. Но такая автолавка хороша в квартале или микрорайоне, «обрезанном» магистралями; хороша там, где нет магазинов. Но одной колбасы недостаточно, люди все равно поедут в большой магазин, даже если он находится через три улицы.

То есть, люди все равно приспосабливаются — это та же история, что и с санкциями. «Нечего будет есть!» Еда-то есть; другой вопрос, что наша потребительская корзина меняется. Сыр будем покупать не швейцарский, ту же самую «Гауду», а возьмем какой-нибудь отечественный.

А.Э. — Актуальный вопрос для Зеленограда — близость Московской области. В Зеленограде с алкоголем по ночам всё строго, а через дорогу в Андреевке можно купить его в любое время. Департамент взаимодействует с областью, проводится ли работа по унификации требований к работе правоохранительных органов?

— Взаимодействие, конечно же, есть. Другой вопрос, что область больше рассчитывает на местную власть. Вот в Андреевке прошли выборы, и это задача как раз районной администрации. Мы очень плотно взаимодействуем с министром потребительского рынка и услуг Московской области Владимиром Посаженниковым — по похоронной отрасли, рынкам, алкогольной продукции, — но у него огромная территория. Москва компактна. В Москве работает опергруппа из десяти человек, которая каждый день вытаскивает от тысячи до трех тысяч бутылок. Это нелегальная продажа: либо без документов, либо без лицензий, либо без акцизных марок.

Александр Эрлих, Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Алексей Беговой
17 ноября 2014
Кажется, что более актуальным был бы вопрос о том, на кой на границе с Зеленоградом строится новый город-микрорайон с коммерческим жильём, и это при том, что Пятницкое шоссе на отрезке Москва - д. Брехово в утренние и вечерние часы не справляется с трафиком машин?
Dmitri2A ...
17 ноября 2014
А ведь в 90-ые годы 98% предприятий и организаций СССР могли пойти по пути Универмага "Зеленоград"..

В дурном сне никто не мог предположить, что СССР, страна социализма, станет строить "олигархический капитализм", где "хозяин предприятия" вообще может жить в другой стране, и владеть .."угольной шахтой" или магазином..

И все предприятия СССР сегодня бы сохранились..

С 1993 года после растрела Парламента все покатилось под откос..3 муд%ка нашли друг-друга - Ельцин, Хасбулатов и Руцкой.
Вид крупного живого олигарха раздражает мозг, вызывает обильное слюноотделение и заставляет Дрога из Патруля-19 "Атакующий мираш" держать щупальца востро.
Пуся Пусеновна
17 ноября 2014
Интересно, Алексей видел цены в азбуке вкуса??? средняя зарплата в Зеленограде 25 тыс?)) хотя в Зеленограде работы почти нет, а по Москве зп выше, да.
Так вот теперь на 5 район на Мжк и прилегающие районы один нормальный и доступный обычным гражданам магазин - это АТАК в 3 районе, все!!
Жители жаловаться не будут на азбуку вкуса, они от цен дар речи потеряли)))

Андрей Л*****
18 ноября 2014
Жители жаловаться не будут на азбуку вкуса, они от цен дар речи потеряли)))
Цены как цены, меня вполне устраивают, хоть один нормальный магазин (Седьмой континент не рассматриваю, это бомжатник). В Атаке тоже ничего путного, окромя дешевых энергетиков, кои мне необходимы для плодотворной деятельности на протяжении 21 часа в сутки.
Евгения Рыжова
18 ноября 2014
Некомпетентность почти в каждом слове, и в деле, значит, соответственно.
Рынок сам себя отрегулирует? Ситуация в Зеленограде намного лучше, чем в Москве? Чушь собачья! Да нет нормальных супермаркетов вообще. Как санкции ввели, жалким зрелищем стало смотреть на обнищавшие полки. Хоть их и стараются завалить 2-3 видами русско-белорусской продукции.
Наверное, сам далёк от Зеленограда, в принципе.
ааа... Глаз
18 ноября 2014
Так вот теперь на 5 район на Мжк и прилегающие районы один нормальный и доступный обычным гражданам магазин - это АТАК в 3 районе, все!!
ну почему же, есть еще угловой гадюшник с хамоватыми "продавщицами"
фото еще приличное взял из инета , но есть и оригинал

Татьяна Федянина
18 ноября 2014
Что за магазин? Если "предоставляете" фото,то полную информацию!
ааа... Глаз
18 ноября 2014
Что за магазин? Если "предоставляете" фото,то полную информацию!
могу , но не хочу , не буду ябедой
"А не как раньше, когда обычно была «лужковщина»: поставим везде 500 штук и будет хорошо"
О как! Лужковщина, оказывается, плохая была. Да и слово-то какое - лужковщина-а-а! Эхом отдает "поножовщина" или еще что-то в этом роде.
Вот сейчас собянинщина - что очень хорошо?
При Лужкове для людей было очень много сделано: пособия и льготы москвичам разных категорий, вплоть до льготной оплаты детского сада; детские и спортплощадки, ЦСО открывались, бассейны строились, да МКАД наконец. А нынче? За 4 года правления я помню:
1) снос павильонов помню и замену их на серое убожество, которое абсолютно не востребовано, да плитку скользкую на остановках. А сколько крика в местных газетках было: цивилизованная торговля! все в одном стиле! Всё круто! А на деле??? Зато палатки Дмитрогорские почти все как одну под нож пустили, вот чем они мешали? Что в них нецивильного?
2) отмену московских льгот (например, за детский сад);
3) развал медицины;
4) уничтожение детских садов. Да-да, именно уничтожение как класс.
Стыдно Алексею Алексеевичу имя благодетеля в суе упоминать, да еще и так нелестно.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран