7
Зеленоградский «Субмикрон» — дорога в облака длиною 25 лет 29.08.2014 ZELENOGRAD.RU
Зеленоградский НИИ «Субмикрон» отметил своё 25-летие и 45-летие научного ядра предприятия — его история началась в Специализированном Вычислительном центре (СВЦ) зеленоградского Научного Центра, где появились одни из первых отечественных мини-ЭВМ и микро-ЭВМ на базе собственных кристаллов микропроцессора.

В 1989 году НИИ «Субмикрон» обрел самостоятельность и стал головным институтом Центра Информатики и Электроники (ЦИЭ), последнего детища советской электронной отрасли, так и не родившегося в Зеленограде. Однако, «Субмикрон» пережил перестройку, а с 2008 года стал дочерней компанией Корпорации космических систем спецназначения «Комета» и подведомственным предприятием Федерального Космического Агентства.

Фойе на входе украшают бюсты Константина Циолковского и Мстислава Келдыша, а также доска почёта сотрудников, их на предприятии сегодня более 500. Мы ходим по коридорам «Субмикрона» с гидом, начальником лаборатории разработки ПО Иннокентием Смородиным, и понимаем, что 500 человек для активно работающей компании — это мало: все друг друга знают, здороваются, пожимают руки и на ходу, «цепляют» друг друга рабочими вопросами.

Пять этажей для производства и разработок

У «Субмикрона» своё опытное и мелкосерийное производство, предназначенное для выпуска модулей бортовых ЭВМ, систем управления космической, авиационной и подводной техникой. Крупные партии продукции изготавливают контрактным образом на стороне, но зачастую этого не требуется: для космоса, например, нужны только небольшие партии. Пакет заказов сформирован на пять лет вперёд — для рынка, который считается растущим и весьма высококонкурентным.

Любая разработка начинается с технического задания и конструкторской документации и заканчивается испытаниями и внедрением аппаратуры в изделия заказчика.

Лаборатория схемотехников, здесь создают принципиальные электрические схемы будущих приборов.

Конструкторский отдел — идеи схемотехников обрастают первой реальностью: проектирование и разводку печатных плат делают на CAD-системах MentorGraphics и AltiumDesigner.

Из окна лабораторий, в которых разрабатывают программное обеспечение, конструктив и схемотехнику для начинки самолётов и ракет, открывается панорамный вид на Зеленоград, на пруд и лес за Южной промзоной. Ну и, конечно, на небо.

Лаборатория входного контроля, тут проверяют качество всей поступающей на предприятие электронной компонентной базы (ЭКБ) для использования её в последующей сборке устройств. 80% ЭКБ — комплектующие отечественной разработки или даже производства: например, недавно зеленоградский НПЦ «Элвис» изготовил первые микропроцессоры на линии «Микрона» по выпуску кристаллов «кремний-на-изоляторе» (КНИ), радиационностойких для применения в космосе; действуют линии и в Технологическом Центре МИЭТ, в НИИСИ РАН НИЦ «Курчатовский институт», в воронежском НИИЭТ, на белорусском «Интеграле». Но чаще чипы проектируют в Зеленограде, а изготавливают по заказу в Юго-Восточной Азии.

Рядом склад компонентов, специальные шкафы с поддержкой определенных условий хранения — внутри минимальная влажность и прокачивается азот.

Участок монтажа плат. Занимаются им в основном женщины и девушки — две из них с большим успехом участвовали в этом году в первом отраслевом конкурсе ручной пайки, который прошёл на весенней выставке электронных компонентов и комплектующих «ЭкспоЭлектроника».

Здесь же стоит автоматизированная линия поверхностного монтажа — она заменяет часть ручных операций и выполняет автоматическую установку элементов на платах, которые затем поступают в печь на оплавление. На выходе — готовый опытный образец, которому, впрочем, предстоит пройти еще множество процедур тестирования и испытаний.

Лаборатория контроля поверхностного монтажа — его выполняют тоже преимущественно девушки, которые приходят на производство из зеленоградского Политехнического колледжа №50.

Участок слесарной сборки, здесь платы устанавливают в корпуса — и работают мужчины. «У нас требуется сила рук, а на монтаже — спокойствие, точность и внимательность, вот почему там требуется женщины», — объясняют мужчины.

Цех объемного монтажа контрольно-измерительной аппаратуры собственной разработки «Субмикрона». Многое из продукции требует индивидуальных КИА для испытаний.

Цех сдачи продукции, каждое рабочее место напичкано разной контрольно-измерительной аппаратурой и испытательными камерами, например, тепла-холода — устройства для авиации и космоса должны выдерживать экстремальный перепад температур. Впрочем, основные испытания еще впереди.

Участок климатических испытаний, оборудован самым современными камерами. Это — камеры влажности, поставлены из Японии

Последняя новинка из Франции — камера для испытаний работоспособности приборов «Субмикрона» при температуре от -70 до + 180 градусов. Проблемы международных санкций французские поставщики комментируют своему российскому партнёру так: «Политики могут делать что угодно, для нас важнее бизнес».

Цокольный этаж предприятия занимает испытательная станция — здесь стоят самые серьёзные испытательные стенды, на которых готовые изделия «гоняют» месяцами, при круглосуточной загрузке оборудования.

Участок ударных и механических испытаний — вибростенд производства Японии, на котором можно с ускорением до 58g «трясти» 100 килограмм полезной нагрузки, он предназначен для крупных изделий. Системы управления позволяют воспроизводить разные виды вибрации, в разных плоскостях. В том числе, имитировать пушечный выстрел, старт/посадку космического корабля или самолёта со всеми соответствующими перегрузками. У этой установки независимый фундамент в 400 тонн — желто-серая полоса на полу обозначает его границу с общим фундаментом здания.

Ударный стенд: внизу сейсмомасса, наверху — рабочий стол. К стенду прилагаются разнообразные прокладки, с помощью которых регулируют силу и длительность удара. Максимальный — в 10000g, это настоящий «апокалипсис», который намного превосходит прямое попадание снаряда в броню. В реальных испытаниях на нём пока пробовали до 3000g для одного из приборов. Стенд сделан с США и стоит полмиллиона евро, в России таких единицы.

А это действующий раритет, старенький советский стенд для имитации транспортировки прибора на далекие расстояния — проверка необходима для уверенности, что прибор не развалится, пока доедет к заказчику по российским дорогам.

Камера глубокого вакуума при температурах от -70 до +100 градусов, которая имитирует открытый космос. Она же служит для дегазации готовых изделий, то есть удаления всех посторонних примесей, которыми «фонят» материалы и элементы устройства — это требование внутренней инфраструктуры космического корабля, в котором рядом с приборами месяцами будут жить люди.

Рентгеноконтроль печатных плат — в рентген-камере можно рассмотреть не только дефекты монтажа, но и внутренности каждой микросхемы.

На земле, в воде и в небе

В мини-музее предприятия — космическая техника с 60-х годов прошлого века, сделанная на «Субмикроне» и на зеленоградских предприятиях-"прародителях": в НИИ Научный Центр и НИИ Точной Технологии. Некоторые из устройств побывали на станции «Мир», часть вернулась оттуда перед её затоплением, другие претерпели авиационные катастрофы, так что это реальные рабочие образцы.

Один из самых первых отечественных спутниковых навигаторов — носимый навигатор GPS/ГЛОНАСС, сделан в 1991 году — почти карманный по тем временам. За 20 лет техника шагнула далеко вперед по пути миниатюризации подобных устройств.

Платы на керамической подложке, которая позволяла монтировать элементы с достаточно высокой плотностью, так как обеспечивала хороший теплоотвод. Микросхем было много, они обладали малой степенью интеграции и выделяли много тепла — это сегодня множество функций можно воплотить в одном чипе-микропроцессоре.

До 2000 года «Субмикрон» работал по госпрограмме развития технологии ультрабольших интегральных схем — впрочем, бюджетное финансирование микроэлектронной тематики тогда почти прекратилось.

Машина ЦВМ-00, была сделана на «Субмикроне» в 2000 году в рекордно короткие сроки — за полгода от выдачи ТЗ до получения готового устройства. Стояла в качестве управляющего центра на первом самолёте президента России Владимира Путина, в двух независимых станциях управления спутниковой связью — одну делал зеленоградский СПУРТ, другую московский Институт радиосвязи. Вся связь президента с землей во время полёта осуществлялась через эти станции. ЦВМ-00 была выполнена конструктивно в виде отдельного устройства, а сейчас её заменили модули следующего поколения, встраиваемые в аппаратный «шкаф» для экономии места — они тоже летают с президентом России.

Опытные образцы — модули систем авионики для самолётов 4-го поколения. Первые полёты с такими устройствами на борту произошли в 2004 году.

Блок управления катапультным креслом и выпуском парашюта для самолета ЯК-130 — совершенно необходимый прибор для сохранения жизни лётчикам. Самолёты с этим блоком на борту три раза разбивались, а люди выживали — только один летчик погиб, пытаясь спасти свою машину. У устройства есть свой «чёрный ящик», который записывает все параметры самолёта в самый последний момент, перед тем как лётчик катапультируется.

Модуль авионики для самолётов поколения 4++, в частности, многоцелевого истребителя СУ-35.

Управляющий модуль остронаправленных антенн космических аппаратов, которые отправляют информацию на землю. Сделан по заказу НПО им. Лавочкина и устанавливается на всех российских космических аппаратах. Внешний вид не имеет значения — по-настоящему «высокие» технологии, которые летают в космос, в первую очередь должны быть надежными и сбоеустойчивыми, дизайн и размеры не входят в число самых важных характеристик. Зато, например, одна из плоскостей этого устройства из дюралюминия должна иметь минимальную шероховатость и максимальную плоскостность, так как через неё идёт отвод тепла — в условиях космосмического корабля перегрев недопустим.

Элементы истребителя пятого поколения ПАК ФА или Т-50 ОКБ Сухого — блок управления приводом стабилизатора и блок непрерывного обеспечения летчика кислородом. Он контролирует количество кислорода в дыхательной смеси, которой летчик дышит через маску, и при необходимости запускает адсорберы, разделяющие окружающий разреженный воздух на кислород и азот. А раньше летчики летали с баллонами кислорода…

Одна из перспективных направлений разработок «Субмикрона» — концепция «Универсального борта» для космических аппаратов, основанная на интерфейсе SpaceWire, в разработке спецификации которого «Субмикрон» принимал участие совместно с рядом российских и зарубежных компаний. SpaceWire — универсальный интерфейс, который позволяет в космической технике использовать приборы от совершенно разных производителей, отечественных и зарубежных. Актуально ли это в свете наступающих санкций Запада? — «Думаю, пока деньги есть, космос будет осваиваться», считает наш провожатый.

И с гордостью демонстрирует прототип управляющей ЭВМ для космоса будущего поколения на базе SpaceWire, которая предназначена для перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) — её сейчас разрабатывает РКК «Энергия» в рамках проектов российской ракеты-носителя и многоцелевого пилотируемого многоразового космического корабля, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс».

Пока это образец, который служит для отработки связи и взаимодействия с остальными элементами системы, но когда-нибудь он тоже отправится в космос.

Специалисты «Субмикрона» участвуют в разработке концепции и аппаратуры системы контроля космического пространства — её космического сегмента, который должен решать задачу обнаружения «астероидной атаки» на Землю. Для этого создаётся не только техника, но и новая компонентная база.

Выставка техники, на которой работают устройства «Субмикрона» — от космических аппаратов и самолётов до подводных лодок, комплексов ПВО и КР.

Разработки «Субмикрона» входят в состав систем управления и навигации, средств спасения и систем обеспечения жизнедеятельности экипажей, аппаратуры опознавания «свой — чужой» для самолётов ЯК-130, АН-148, ТУ-334, СУ-30 МКИ, СУ-34 и СУ-35, МиГ-АТ и МиГ-29К/КУБ, Т-50 и Sukhoi SuperJet 100…

… и входят в состав гидроакустических комплексов подводных лодок последнего поколения.

В большинстве изделий для авиации «Субмикрон» использует микроконтроллеры разработки зеленоградского «Миландра», которые успешно заменили импортную элементную базу и содержат все необходимые интерфейсы.

Аппаратура «Субмикрона» обеспечивает полёты к МКС космических кораблей Союз-ТМА, Прогресс-М, а также мягкую посадку спускаемого с МКС аппарата, входит в состав бортовых комплексов управления в спутниках и станциях ГЛОНАСС и многих других.

Юбилей

К юбилею на «Субмикроне» прошёл грандиозный ремонт. Целые этажи избавились от старого технического антуража постсоветской эпохи — в отремонтированные помещения, которые раньше сдавали в аренду, вселились лаборатории и отделы предприятия. Сейчас оно занимает целиком одно крыло зеленоградской второй «клюшки».

На торжественном собрании сотрудников предприятия поздравили представители Роскосмоса и префектуры Зеленограда.

Генеральный директор НИИ «Субмикрон» Владимир Сиренко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Руслан Кузнецов
30 августа 2014
"Модуль авионики для самолётов поколения 4++, в частности, многоцелевого истребителя СУ-35" радует нас своими соплями из МГТФа. Ну нельзя было показать другой, пусть нерабочий, но менее сопливый образец? Глядя на то, как припаяны микросхемы в LQFP корпусе в правом нижнем углу, возникает мысль: а кто на этом заводе такой фигнёй занимается?
Да и почему не стали JTAG каскадировать, странно...
Иннокентий Смородин
31 августа 2014
Это первый образец с приемной Главного конструктора,поэтому он остался в музее, остальные изделия на скорректированной МПП успешно поставлены заказчику
Dmitri2A ...
31 августа 2014
Хорошая статья.
В лаборатории схемотехников любопытные компьютерные столы.

В творческую копилку схемотехникам - присылаю фото варианта компьютерного стола, более лучше защищающего зрение от близорукости за счет подъёма клавиатуры и наклона монитора.

Иннокентий Смородин
1 сентября 2014
В статье по ссылке http://id41.ru/articles/obshchestvo/vserez_i_nadolgo_k_25_letiyu_nii_submikron/
рассказано о социальных льготах для сотрудников предприятия.

Работникам, чьи рабочие места считаются "Вредными" полагаются молоко (сок)
и бесплатное горячее питание.
Николай Басов
1 сентября 2014
Каскадирование JTAG-а есть палка с двумя концами: ежели микруха не работает, то о последующих ничего не узнаешь, пока эту не отремонтируешь. Поэтому на пилотных образцах и макетах нормальные разработчики такой фигнёй не занимаются, а инженеру по JTAG говорят ласково, чтобы он шлейф свой технологический прокаскадировал.
Руслан Кузнецов
1 сентября 2014
Каскадирование JTAG-а есть палка с двумя концами
Не подумал, что что-то может не работать :)
А на серийных экземплярах как делают? Ведь jtag там используется для прошивки, а прошить не ту микросхему по ошибке не так уж сложно. Не говорю о увеличении времени на прошику. В принципе, можно сделать плату с семью разъёмами, на которой jtag будет каскадироваться, а одеть плату неправильно - нужно быть сильным.
Анатолий Шарапов
2 сентября 2014
Ведь jtag там используется для прошивки
Основное назначение Jtag-а - тестирование межсоединений (http://en.wikipedia.org/wiki/Joint_Test_Action_Group). Прошивка и отладка ПЛИС были придуманы и реализованы позднее. Однако чаще как раз наоборот, перво-наперво этот интерфейс используется для программирования и настройки (что интересно, именно на это делает упор в русском описании на вики - https://ru.wikipedia.org/wiki/JTAG), а уже, если изделие идёт в крупную серию, и требуется максимально автоматизировать тестирование всего и вся - включают его основополагающую составляющую. Вопрос к представителям Субмикрона: вы используете обе (включая отладку - три) составляющие JTAG?
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран