Конференция «Творчество юных»: участники «помолодели», а педагогам начали давать сертификаты за их подготовку 20.03.2012 ZELENOGRAD.RU
16-я научно-практическая конференция школьников «Творчество юных» прошла в минувшее воскресенье на площадках трех зеленоградских вузов — МИЭТ, МГАДА и педагогического факультета МГПУ. В ней приняло участие почти 200 школьников, по большей части зеленоградцев, но многие участники приехали из городов Подмосковья — Солнечногорска, Клина, Балашихи, Коврова, Протвино, Менделеево, Моршанска.

Церемония торжественного открытия состоялась утром во ДК МИЭТ. На ней присутствовали заместитель префекта округа по вопросам науки и промышленности Андрей Новожилов, а также представители организаторов: проректор по научной работе МИЭТ Сергей Гаврилов, проректор по научной работе МГАДА Александр Пирогов, доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания МГПУ Анна Лаврентьева и главный специалист окружного управления образования Роман Демиденко, как сообщил сайт Префектуры Зеленограда. Открывая конференцию, А.Новожилов отметил, что сегодня перед Россией стоят большие задачи инновационного развития, и без молодой научной мысли двигаться вперед невозможно. «Выбрав тернистый путь исследователей, вы уже сделали многое. Я уверен, вы и дальше будете двигать по выбранной стезе», — подчеркнул он.

Затем участники, их педагоги и родители разъехались по десяти тематическим секциям конференции. Zelenograd.ru собрал отзывы и впечатления председателей и членов жюри секций — о ярких докладах, участниках и общих тенденциях в этом году. Они отмечают, что в конференции меньше стало участвовать 11-классников, так как она больше не даёт льгот для поступления в вуз, но зато более младшие школьники демонстрируют подчас завидные успехи и энтузиазм к научной работе, а также впечатляющие практические достижения — от моделей роботов и технических систем до исторических краеведческих исследований. Да и само обсуждение докладов проходит захватывающе и подолгу, превращая аудиторию из учеников, учителей и родителей в собрание заинтересованных единомышленников. Среди ярких авторов и победителей конференции много не-зеленоградцев — ребят из области, в жюри это объясняют их большей ответственностью при подготовке проектов («Если уж едут, то самые сильные»). При этом у школьников упал интерес к секции «Информатика», зато вырос он по таким секциям как «Химия и экология» или «Иностранные языки». Одним из новшеств нынешней конференции стало поощрение сертификатами педагогов, подготовивших учеников к участию в конференции — это даёт учителям баллы, которые можно использовать при прохождении аттестации и даже для прибавки к зарплате.

Секция «Физика», Горбатый Игорь Натанович (профессор кафедры «Общая физика» МИЭТ):

— Общая тенденция этого года — больше стало ребят из младших классов, более того, у нас даже призером по «Прикладной физике» стал пятиклассник, который сделал очень интересную работу. Очень хорошо в этом году на нашей секции был представлен лицей 1557. Тематика работ была обширной — были работы, тесно примыкающие к школьному курсу и в то же время затрагивающие весьма интересные и новые явления, например, магнитную жидкость, такой доклад тоже был. В жюри входили и преподаватели МИЭТа, и школьные учителя, что было очень полезно и тем и другим.

Секция «Техника и технология», подсекция «Датчики, приборы и системы», Тимошенков Сергей Петрович (профессор, заведующий кафедрой МЭ МИЭТ):

— У нас было два очень интересных доклада по робототехнике, причем ребята даже показывали действующие макеты. Первый макет — это был шестиногий робот с хвостом, как у скорпиона, и передними клещами, он очень интересно работал [«Разработка малогабаритного шестиногого робота для исследований труднодоступных мест и работ в сложных условиях», школа 1454 (Москва) — прим.Zelenograd.ru]. Он управлялся через плату с микроконтроллером, всё было сделано очень серьезно, причем удивительно, насколько этот парень хорошо разбирается в том числе и в программировании, хотя он еще только в 7 классе, у него даже курс физики только недавно начался. Сам он из московской школы, но работал с некоторыми нашими студентами и аспирантами из Бюро робототехники. Конечно, ему помогали и родители, которые покупали какие-то детали, но поразительным было то, что он именно сам спроектировал робота на программных продуктах, освоил это всё, изготовил его, прекрасно разобрался в программировании управления робота и его ног на разные движения — от ходьбы до танца. Очень хорошая и сильная работа и способный автор, я бы обязательно пригласил его в наш институт.

Второй хороший проект был по теме «Модель аппарата на воздушной подушке» 6-классника из клинской православной гимназии. Парень собрал всё буквально из подручных материалов, показал эксперимент, рассказал, как его модель рассчитана и как сделана, причем его модель управляется по радиоканалу. Конечно, наверняка ему помогал учитель, но он в основном сам трудился — это было действительно видно по его ответам на наши вопросы. Классная модель, красиво рассказывал, хотя физику еще даже толком и не изучал. Вот два самых ярких впечатлений. Мы даже хотели этих авторов своими силами поощрить и сказать спасибо их преподавателям.

Секция «Техника и технология» — подсекция «Энергосберегающие технологии и системы», Штерн Юрий Исакович(профессор кафедры «Материаловедение и физическая химия» МИЭТ):

— Очень были хорошие доклады, особенно у девочки из Моршанска, мы ей дали первое место [«Тепловой насос как средство, использующее возобновляемые источники энергии» — прим.Zelenograd.ru]. Второе место взял доклад автора из Зеленограда по энергосберегающим системам в школе [«Разработка комплексного решения проблемы энергосбережения в школьных образовательных учреждениях», школа 853 — прим.Zelenograd.ru]. Замечательные доклады, может быть, лучшие вообще за последние годы.

Вообще могу отметить высокий уровень подготовки ребят и то, что они четко понимали актуальность своих исследований — зачем это нужно. Это очень важно. Мне понравилось и то, что научно-технический уровень докладов был неплохой. Ребята из школы 638 даже принесли конкретные изделия и показали их работу, это меня поразило — там был проект по эффекту Пельтье и проект «Интерактивная схема маршрутов городских автобусов». И еще интересно, что докладывал каждый минут по 15, а потом вся аудитория еще задавала ему вопросы по полчаса, участвуя в дискуссии, и авторы практически на все вопросы давали ответы, даже на самые каверзные — вот это было замечательно. Это говорит о большом личном вкладе ребят в свои работы.

Секция «Химия и экология», Шерченков Алексей Анатольевич (профессор кафедры «Материаловедение и физическая химия» МИЭТ):

— Докладов на нашей секции было много, больше, чем в прошлом году — порядка 25 докладов. Были интересные, причем много авторов было не из Зеленограда — из Клина, Солнечногорска, Балашихи. Некоторые школьники даже из 6-7 класса делали очень интересные доклады. Первое место мы дали докладу двух ребят «Экологическое состояние реки Пехорка в черте города Балашиха» — это было довольно объемное исследование с экспериментами. Второе место присудили 6-класснику из Клина за интересную и оригинальную работу «Выращивание картофеля методом калибровки», где он показал, что перед посадкой картофель нужно проверять. Третьим тоже стал доклад не зеленоградский доклад, автора из Клина, по влиянию фитонцидов на сохранение продуктов питания. Зеленоградцы у нас получили дипломы, тут можно отметить школы 1740 и 845. Что хотелось бы подчеркнуть — практически во всех успешных докладах был проведен какой-то эксперимент. Впечатление преподавателей МИЭТа таково, что состав участников и доклады были посильнее, чем в прошлом году.

Секция «Математика», Бардушкин Владимир Валентинович (доцент кафедры «Высшая математика −2» МИЭТ):

— Доклады были довольно интересные. Конечно, к сожалению, мало было 11-классников, всего два доклада, и это немного снижало уровень — ясно, что школьники помладше не могут в полной мере вести научно-практическую работу. Но радует, что были заинтересованные ребята и из средних классов, были очень хорошо подготовленные доклады. Нам очень понравился доклад про целую и дробную часть числа девушке из Клина, само выступление было очень качественным. Два призовых места отдали 9-классникам: довольно интересно прозвучал доклад о признаках делимости в различных системах счисления, там у девушки был большой объем самостоятельно выполненной работы; и еще один доклад был про числа Каталана, где автор продемонстрировал хорошее владение материалом. И еще мы поощрили 7-классников, клинских и солнечногороских ребят, как самых юных участников, чтобы они приходили к нам в следующем году.

Секция «Информатика», Касимов Рустам Азатович (старший преподаватель кафедры «Информатика и программное обеспечение вычислительных систем» МИЭТ):

— По сравнению с прошлым годом на нашей секции было меньше участников — прозвучало всего 6 докладов, нам даже пришлось объединить подсекции «Компьютерный дизайн» и «Программное обеспечение вычислительных систем», которые раньше работали по-отдельности. Интересных проектов тоже стало меньше. Как нам кажется, уменьшение связано с тем, что теперь конференция «Творчество юных» не даёт школьникам никаких льгот при поступлении в вуз. Если в прошлом году они еще участвовали по инерции, то в этом году интерес уже упал, причем в основном у школьников 11-х классов.

Секция «Право», Токмовцева Маргарита Владимировна (профессор, декан юридического факультета МГАДА, зав. каф. «Правовых проблем управления» МГАДА):

— У нас было хорошее выступление по теме «Школьное правовое пространство — основа правовой культуры учащихся», его автор изучила законодательные акты, регулирующие деятельность школы, и исследовала, как это трансформируется в правовую культуру учащихся: ребята опрашивали различные группы респондентов, от первоклашек до старшеклассников, и делали выводы, как меняется их правовое сознание. Еще одна интересная тема была «Современные проблемы досуга молодежи», в ней тоже было проведено исследование разных групп детей — как их досуг меняется с возрастом: от детского сада и начальной школы, когда родители направляют детей в кружки, до подросткового возраста, когда до 93% ребят «уходит» в интернет. Автор упомянула международные конвенции о защите прав ребенка, рассмотрела право на досуг в его воплощении де-факто, и пришла к выводу, что, конечно, нужен закон об интернете, ограничение доступа к определенным сайтам, чтобы правительство курировало все эти вопросы. И еще одна удачная работа — «Право на образование как фактор развития общества», с ней выступала студентка нашего колледжа МГАДА. Она изучила, как за последние годы менялось право на образование: как активно включается понятие частных образовательных услуг, активно замещается бюджетная составляющая платным образованием — сначала право и гарантия на бесплатное образование ушло из Конституции, потом из федерального закона «Об образовании», и гарантия бесплатного образования потихоньку вымывается... Всё это были на самом деле очень серьезные доклады, глубокий анализ, причем не только анализ нормативной базы, но и реального отражения её на жизни школьников.

Секция «Иностранные языки», Соловьева Юлия Олеговна (доцент кафедры иностранных языков МГАДА):

— У нас остались очень положительные впечатления от работы нашей секции, как и у учителей иностранных языков, которые к нам приходили. Ребята представляли очень интересные проекты. Например, меня лично очень порадовал проект одного 9-классника об истории Московского метрополитена и о проведении метро в Зеленоград: при этом он обновил схему метро с учетом ветки, которая пойдет в Крюково, продумал все станции, как они будут называться и выглядеть, где будет легкое метро и где подземное — и всё это на английском языке, очень добротная работа. Действительно, ребята легко и свободно владеют языком, причем не просто в информационных докладах, а в исследовательских проектах по интересам. У одной девочки была тема творчества поэта Бернса, она сравнивала его с Пушкиным — и это действительно было вполне самостоятельное исследование, на которое её, может, и направил преподаватель, но девочка и сама очень одарённая, пишет стихи и переводит. Были проекты и экономического характера, один из наших призёров рассказывал о путях модернизации России в современном мире, сравнивал различные пути развития других стран, рисовал свои графики и прогнозы — вполне профессиональная работа для школьного возраста.

Мы остались очень довольны уровнем подготовки ребят. Кое-что отметили для себя — как работать с учителями, как им помогать ориентировать ребят на исследования. И даже устроили совместное обсуждение с учителями результатов конференции, поговорили и поняли, какие критерии учитывать при оценке и как готовить детей к этой конференции — до нее у нас было много вопросов, нам звонили учителя и спрашивали, как писать тезисы, у них была небольшая паника. В итоге всё прошло успешно, и мы все расходились с большим чувством удовлетворения. Всего на нашей секции было 32 доклада. В прошлом году было меньше, чуть более 20. Однозначно, интерес к нашей секции растет, она была самой многочисленной на конференции.

Секция «Историко-филологическая» — подсекция «История», Осипенко Марина Алексеевна (директор школы 1940):

— Наша секция работала 11-й год, она возникла позже, чем «Филологическая» секция конференции — по моему предложению, так как желающих писать работы по истории было достаточно много. За столько лет секция развивается и объединяет действительно увлеченных людей — детей, учителей и родителей, это очень приятно. В нынешнем году у нас в жюри работала Ольга Михайловна Ивановец [учитель истории школы 1194, участвовала в интервью из цикла «Расписание уроков» Zelenograd.ru, она даже пожалела о том, что её ученики не было среди докладчиков и зрителей, это было бы очень интересно и полезно. Всего у нас было 17 докладов, это меньше, чем обычно — раньше у нас было от 20 до 30. Меньше стало школ, их было всего семь, причем три иногородних. Помолодел состав участников: раньше это были в основном 11-классники, которые получали по итогам конференции льготы на поступление в вуз — тогда это была «битва гигантов», а сейчас у нас были 8-9-классники, которые пришли просто ради интереса — но это здорово, что мотивом стало именно собственное развитие научного знания. Самым приятным, что отметили все члены жюри и участники, была очень интересная атмосфера: у нас собрались интеллигентные люди, которых интересует историческая наука, практически каждый доклад очень активное обсуждали, задавали очень доброжелательные вопросы и давали предложения по дальнейшему развитию тем. При этом были даже очень яркие выступления родителей — мы поняли, что семейная культура отношения к науке и творчеству, конечно, очень важна.

По нашему общему мнению лучшей у нас была работа у девушки из Клина «История клинского земского движения» — очень зрелая и актуальная работа, сейчас ведь развивается местное самоуправление, ну и вопрос престижности работы учителя остаётся: оказалось, что когда-то зарплата учителей была в 4 раза выше уровня зарплаты промышленных работников, к которому её приближают сегодня. Очень нас порадовала еще девочка из Солнечногорска с работой «Добрый след на родной земле». В прошлом году в возрасте 97 лет в Солнечногорске умер человек, который посадил сиреневый сад на территории завода им.Лепсе. Он даже создал собственный сорт сирени «Сиреневый туман», и в Солнечногорске до сих пор проходит даже праздник сирени, но никто там не говорит об авторстве этой идеи. Причем ситуация там проблемная — в семье селекционера считают, что все его наработки украдены и плохо идут на контакт с посторонними людьми, а с этой девочкой пошли. В прошлом году эта же школьница проводила другое исследование, о котором тоже рассказывала на нашей конференции — о названии улицы Ухова в Солнечногорске, истоков которого никто в городе не знал, а она нашла, что это был герой Великой отечественной войны. Вот такие замечательные краеведческие работы она делает.

Очень приятно, что дети берутся за работы, которые не оставляют их равнодушными. Мальчишки из зеленоградской школы 909 изучали жизнь изобретателя первого русского комбайна М.А.Пустыгина. Ему сейчас 105 лет, он жив, и о нём мало кто знает кроме этих ребят, потому что в их школе есть клуб, посвященный ему.

Что огорчает на конференции — это достаточно низкий уровень некоторых исследовательских работ общеисторического характера, в которых просто нет научной основы, а есть пересказ исторических событий и манипулирование фактами и мнениями. Если идти таким околонаучным путём — конечно, все будут «при деле», но это никого не подвинет в развитии. И еще, успех детей сильно зависит от взрослых, и бывает очень обидно, когда талантливым детям явно недодано внимания со стороны взрослых — ученик должен иметь поддержку учителя, чтобы сформулировать цели работы, тезисы... Я вот пригласила этих девочек из Клина и Солнечногорска на нашу школьную научную конференцию, надеюсь, они приедут — хочется показать их моим ученикам, чтобы они понимали, со школ Московской области можно брать пример, несмотря на то, что возможности и зарплаты учителей там совсем другие...

Очень хорошо, что в этом году оргкомитет конференции придумал вручать сертификаты учителям, чьи ученики в них участвуют и побеждают — в условиях нового финансирования школ и педагогов это очень важно. Если наши учителя узнают, что эта система сохранится и в следующем году, то многие будут заинтересованы в том, чтобы привести на конференцию детей и подготовить их. Такие сертификаты засчитываются учителям баллами, которые важны при выходе на аттестацию, а во многих школах они дают право и на прибавку к зарплате — например, в нашей школе за подготовку детей, победивших в олимпиадах и конкурсах, делаются выплаты учителям из стимулирующего фонда оплаты труда.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран