Новая старая музыкальная школа 71: переезд на Панфиловский 13.05.2010 ZELENOGRAD.RU

Новый учебный год музыкальная школа № 71 начнет в новом кирпичном здании на Панфиловском проспекте, строительство которого уже не один год интригует зеленоградцев. На этой неделе — до 15 мая — завершится переезд школы из старой четырехэтажной «хрущевки» в 1-м микрорайоне. Сразу после этого ветхий дом снесут. Впереди у педагогов и учеников приятные хлопоты. О том, что ожидает в «новой старой» музыкальной школе всех, пожелавших приобщиться к музыке, в студии Zelenograd.ru рассказала директор музыкальной школы № 71 Ирина Богданова.

Послушать (35:13)загрузить файл со звуком (24769 кб)

— Ирина Борисовна, переезд не помешает школе закончить учебный год?

— Учебный год мы с учениками заканчиваем на месяц раньше, практический всю учебную программу мы уже выполнили: занятия не отменялись в весенние каникулы, а до конца апреля уже пройдут выпускные экзамены. В мае мы проведём в своём филиале, в школе 1940, выпускной вечер для выпускников — их у нас пятьдесят человек, — и дети уйдут на каникулы. В новых помещениях учёбы не будет до начала нового учебного года. Если кто-то из наших педагогов и учеников захочет ещё позаниматься, они смогут это сделать в музыкальной школе № 53 — с 1 июня там освобождаются классы. На площадку нового здания детей пускать ещё нельзя, а нам уже можно там обживаться потихоньку. В мае новая школа будет передана на наш баланс, мы станем её хозяевами. Параллельно будут доделываться залы и все остальное.

Нам передают храм! Ни в Москве, ни в России нет такого здания в архитектурном плане. Оно навсегда станет украшением Зеленограда. Во-первых, оно экологически чистое, выполнено в кирпиче — это было моим условием еще пятнадцать лет назад, когда ГУП «Зеленоградпроект» делал его проект здания, и, как это ни удивительно, всё получилось. Причём, если в других кирпичных домах стены тонкие, то в нашей школе стены в три кирпича. Кроме того, в школе очень хорошие классы, они звуконепроницаемы, потому что стены сделаны гармошкой — это необыкновенно удобно. Классы хореографии — большие, светлые, красивые. Пятнадцать лет назад я просила в техническом задании, чтобы их сделали такими.

— Проекту новой школы уже 15 лет — можно юбилей отмечать?

— Да. Ну, вы знаете, проект строительства МЖК в Зеленограде тоже лежал пятнадцать лет, а строить его начали только через десять лет.

— У вас изначально не было надежд, что всё получится быстро?

— Категорически нет. Наше счастья, что ломают эти пятиэтажки. Нам давно нужно было новое помещение, я занималась вопросом строительства школы и искала место для неё, еще когда председателем исполкома Зеленограда был Алексей Алексеевич Ищук — и благодаря тому, что он сказал «хватит её гонят», я выбила землю. Потом я долго не могла найти в Москве архитектурного проекта музыкальной школы — их просто не строили. Тогда Ищук дал команду в «Зеленоградстрой» спроектировать школу, и её спроектировали. Потом началась перестройка, потом безденежье — все мы проходили эти вехи. Тем не менее, архитекторы с этим проектом занимали первые места во всех конкурсах — наверно, потому, что таких проектов вообще не было, да и до сих пор нет. Только недавно «Мосархитектуре» дали задание начать проектировать школы, в Москве просто бедствие в этом плане.

— Это в Москве, с её немыслимыми проектами современных офисных центров, бизнес-центров?..

— Ну что вы! В Москве, например, 135 музыкальных школ. Из них лишь для пяти школ были построены такие же здания, как у зеленоградской музыкальной школы № 53 имени М.П.Мусоргского — её здание было одним из первым. Потом еще Хоровая школа получила переделанное общеобразовательное здание. Специальное здание было построено для детской школы искусств имени Балакирева в Южном округе — так же, как и у нас, за эти 15 лет, в муках. Оно такое же большое и хорошее, как наше, но наше — лучше. В каком плане?

Наша школа рассчитана на 600 мест, из них на 50-60 человек мы откроем отделение хореографии, и классы там для этого настолько приспособлены — ни в одной музыкальной школе такого нет! В хореографических классах, помимо зеркальных стен и станков, сделаны раздевалки, душевые и туалеты — это всё занимает 80 кв.метров. Детям очень комфортно будет там заниматься. Еще из уникального у нас — лифт для инвалидов. Наша школа построена так: пять учебных этажей и два административных этажа, здание сделано «лесенкой», согласно архитектурному проекту. И в нём предусмотрено всё необходимое для инвалидов — это было сделано в рамках Года равных возможностей, который проходил в прошлом году. Для детей-инвалидов даже будет приспособлен один класс на первом этаже, куда будут приходить любые педагоги, если к нам будут привозить детей с какими-либо отклонениями. У нас же индивидуальные занятия, поэтому если такой ребёнок захочет играть на флейте — к нему будет спускаться преподаватель по флейте, то есть, этот класс будет оборудован для занятий по всем инструментам. И рядом, на первом этаже, будет холл, где детей смогут ждать сопровождающие.

— Сейчас у вас занимаются дети-инвалиды? Или пока для них не было соответствующих условий?

— В этом году у нас будут заканчивать класс аккордеона два ребёнка с отклонениями. Они занимались с большим удовольствием, но, так как дети немного отстают в развитии, они не прошли всю положенную программу. Их мама была об этом предупреждена, но она сказала «пускай они занимаются, это их очень здорово развивает, мне не нужен аттестат». И они занимались по индивидуальной программе, которую мы им предлагали, хотя это совершенно не наш профиль.

— Вы им пошли на встречу...

— Мы всегда идём на встречу. За мою бытность директором нашу школу закончил слепой мальчик по классу баяна. Если родители могут водить таких детей к нам, мы, конечно, идём навстречу и берём их. К тому же, по сравнению с нашими прошлыми условиями — условиями «школы имени Хрущева», как я шучу — теперь мы будем просто в королевских условиях. Нет слов, что там будет!

В новой школе будет концертный зал, о котором я тоже просила архитекторов — он будет работать на город. Что это значит? В других школах, например в музыкальной школе № 53, залы тоже достаточно большие, на те же 300 мест, но они находятся внутри школьного здания. Если в них устраивают какое-то мероприятие — или городское, или с приглашенными артистами — то из-за него вся школа «ходит ходуном», у неё же одна раздевалка, один туалет, учебный процесс нарушается...

— А у вас, значит, будет ещё один городской концертный зал?

— Да, у нас зал будет сделан так: отдельный вход, отдельный гардероб, отдельный кафе-бар, свой администратор — и всё это при концертном зале. Он будет работать на город, но мы его и в учебном процессе будем использовать, так что он не будет ни минуты пустовать — и одновременно не будет мешать нашему учебному процессу. Это самое главное. К тому же, меня три года назад просили установить там на сцене орган. Настоящий орган стоит безумных денег и для него нужен специальный концертный зал, но мне из Италии привезли прайс-лист на очень красивый электронный орган, стилизованный под старину. Если Москва или Зеленоград подарят нам его, будет очень здорово. Кроме того, в концертном зале у нас будут два концертных рояля «Yamaha». Я скромно скажу: один такой концертный рояль стоит 5 миллионов рублей. Наша школа будет оснащена как ни одна другая в Москве.

— Рояли — это тоже подарок города?

— Практически, Москва оснащает нам школу — всё это было заложено в проекте «Москапстроем». Фирма «Yamaha», поставляет нам 31 кабинетный рояль. В музыкальных школах Москвы, дай Бог, чтобы один такой рояль выбили на школу — это уже большой подарок.

— И на этих роялях будут учиться играть дети?

— Да, это то, что я просила по оснащению музыкальными инструментами. Москва дала всё. А перед этим, три года назад, мэр Москвы Юрий Лужков оснащал все музыкальные школы, в том числе и нашу, и я тоже делала заявки, но не на рояль или пианино. Мы развиваем электромузыкальные инструменты, у нас есть класс синтезатора, и тогда мэр Москвы сделал нам подарок на 5 миллионов рублей: пять синтезаторов — самых лучших, «Yamaha», — и три клавиновы, то есть цифровых пианино, каждое из которых стоит 500 тысяч. Кроме того, мэр подарил нам два оркестра народных инструментов, которые стоят 2,5 миллиона рублей, так как у нас в школе есть оркестр народных инструментов, в котором играют сорок детей — и он «просто так» держит первое место по Москве. Так же как и хор Сарнацкой [«Кантилена», старший хор хорового отделения ДШИ им. С.П.Дягилева] — «просто так»... Мы в этом смысле какой-то уникальный округ Москвы — у нас всё ноу-хау, и Москва всё время на нас равняется, это удивительно... Так вот, все инструменты этих оркестров — «мастеровые», мы их очень долго ждали, это большая редкость, потому что мастеров у нас «раз, два и обчёлся» — и по скрипке, и по домре, и по балалайке.

И все эти подарки мы везём в новую школу. Сейчас оснащение музыкальными инструментами — самое главное. Мне не важно, какие там будут стоять стулья, столы и так далее. А вот инструменты — это достояние города. Я очень этим горжусь.

— Как концертная площадка вы будете работать только в классическом направлении?

— Нет, что вы. Как я понимаю, в этом смысле у нас перестройка — если раньше говорили, что мы школа дополнительного образования, то сейчас нас перепрофилируют в досуговый центр. И раз так, то на перспективу, поскольку помещение позволяет, я, например, уже ищу кадры для того, чтобы создать джаз-бэнд для юношей и девушек. А зал у нас, как я считаю, будет работать не только на классику, но и на все музыкальные направления. Например, в будущем году на 35-летие школы мы пригласим к себе оркестры всех музыкальных школ Москвы, в том числе будем чествовать и наш оркестр, который, как я уже сказала, занимает первые места среди 130 школ и выступает на лучших площадках города.

— Я зачитаю официальные сведения о вашем новом здании, которые есть на сайте Управления культуры Зеленограда: у него общая площадь 7800 квадратных метров, концертный зал на 320 мест, камерный концертный зал на 150 мест и два хореографических зала. Кроме того, в прошлых интервью Zelenograd.ru вы перечисляли также библиотеку с читальным залом, уголок отдыха, кафе и мастерские в цокольном этаже. Скажите, возможности по количеству учеников у вас увеличатся примерно на 100 человека за счёт нового хореографического отделения?

— Да. Мы школа бюджетная. Кстати, я как-то села и подсчитала, во сколько городу обходится образование одного ученика в музыкальной школе. И чуть не упала: это 7 тысяч рублей в месяц. А ежемесячная оплата для родителей у нас составляет 200 рублей, и еще есть масса льгот — мне бухгалтерия недавно подала сведения, что у нас в школе около ста льготников. Например, если учатся двое детей из одной семьи, то оплата за них снижается на 50%; дети из многодетных семей и инвалиды занимаются вообще бесплатно. То, что наше государство делает для детей — это фантастика! Ведь каждого ученика у нас индивидуально обслуживает пять педагогов. Я подсчитала и сама прослезилась от счастья, что у нас ещё такое есть.

— Мы следим за строительством школы уже несколько лет. Много было сообщений об ошибках в строительстве: то падал кран, то случались аварии. Сейчас всё это закончилось благополучно — можно уже строителям сказать «спасибо», или есть ещё какие-то недоделки, недоработки, претензии?

— «Спасибо» — не то слово! Во-первых, я еженедельно бываю на совещании, которое по распоряжению префекта Зеленограда проводит заместитель префекта Олег Олегович Панин. Я потрясена: при всей своей занятости там все еженедельно отчитываются. Благодаря тому, что контроль идёт из префектуры, строительство очень форсируется — например, сейчас в школе на внутренней отделке работают 400 строителей. Я очень благодарна префекту Зеленограда, потому что наше строительство всё время у него на контроле, он здорово помогает.

А то, что писали о сложностях... Понимаете, этот проект давний, трудный. Он пострадал из-за этого глупого тендера. Я ещё раз скажу, тендеры — это глупость. Новая школа уже два раза пострадала из-за них. Объясняю: когда выставили тендер на строительство, его выиграла какая-то организация, которая быстро обанкротилась и наделала много огрехов, потому что хотела сделать всё подешевле. А ведь школа — индивидуальный проект, и в таких случаях, по моему мнению, надо доплачивать за трудность, а не экономить деньги, как на тендере. Это был невероятный трудный проект, и за это я преклоняюсь перед строителями. Кроме прочего, все уже забыли, что школа строилась в кирпиче — а ведь там в перегородках вообще нет бетона, везде только кирпич. Но, как говорится, «всё хорошо, что хорошо кончается».

И второй пример, вот, пожалуйста — сейчас опять прошёл тендер, уже на комплектацию школы. Его проводит Москва, потому что школу строит «Москапстрой», деньги идут оттуда. Я знаю, что этот тендер хотел выиграть «Москапстрой». Но появилась фирма «Медея», какой-то молодой человек, который всё время понижал цену. За последние три года всё подорожало, но цены на музыкальные инструменты у нас в смете остались старыми, индексации не произошло — значит, практически 50% уже сняли. И он понизил ещё на 20%. Ну хорошо. Приезжает этот мальчик, показывает мне мебель, которая у нас будет стоять — всё очень красиво, на ноутбуке. И говорит: «А театральные кресла я завёз в архитектурную мастерскую, вы их посмотрите, пожалуйста». Причём, один стул стоил три года назад 400 рублей, сейчас у него в активе 600 рублей. А кресла тогда стоили 2800 рублей, сейчас они стоят уже 5000 рублей, а он ставит цену в 1440 рублей. Что он привез!... Вы знаете, мне было стыдно. Я тут же побежала в архитектурную мастерскую, потому что встретила нашего архитектора, который сказал: «Ирина Борисовна, в роскошный зал идёт мусор!» Я этому мальчику говорю: «В чём дело? Почему?» — «А иначе я навара не буду иметь!», отвечает он открытым текстом. Мы тут же подняли этот вопрос в Управлении культуры, начальник Управления Ирина Ростиславовна Антоновна сразу подключилась, дошла до префекта. Префект сказал: «Как хотите, где хотите берите деньги — но чтобы кресла у нас были достойные». Также приехал первый заместитель Мэра Москвы В.И.Ресин, который курирует нашу школу, и сказал: «Чтобы в этом зале были достойные кресла!» Вот такие перипетии по поводу тендера. А если бы комплектацию школы доверили нам, мы бы сами поехали на фабрики и сэкономили массу денег тому же государству. Эта система тендеров просто порочна, как я считаю.

— Ещё один момент. Вы уже год в ожидании переезда живёте хрущёвке-пятиэтажке, из которой выселены все жильцы. Как вы пережили это время?

— Три года у нас никого нет в половине здания. Сначала обращалась к кому-то, чтобы мне помогли, а потом тихонько через чёрный ход каждый день стала ходить и смотреть, не прорвало ли трубы...

— Да, там же могли быть аварии, там могли жить бомжи. А охранять...

— Да, были! У нас своя охрана есть в одном подъезде. А сейчас у нас милиция постоянно, так как недавно один бомж залез к нам на четвёртый этаж, в духовое отделение — выбил форточку, устроил себе ложе из стульев и спал. Я уже мечтаю, когда же мы переедем.

Тем не менее, в тесноте, да не в обиде! У нас настолько хороший педагогический коллектив, собранный по крупицам — очень талантливые педагоги, профессионалы, особенно народный отдел. Когда мы выезжаем в Москву на конкурсы, я называю нас «золушками, выезжающими на бал». Возвращаемся всегда с грамотами. И не только такие победы — недавно, например, школу по классу балалайки окончил мальчик Гриша Цветков (сейчас он на первом курсе училища), который со своей балалайкой объездил полмира в рамках фонда Спивакова. Наш ансамбль скрипачей привез дипломы победителей из Саратова. Мобильный ансамбль из нашего оркестра народных инструментов в прошлом году привёз гран-при из Болгарии, а в это году выступал в Международном доме музыки с концертом на 45 минут — и это всё дети! На концерте ко мне подходили, спрашивали: «Это музыкальное училище играет?» — «Нет, это наши выпускники», отвечала я. Это прекрасно обученные дети-профессионалы, которые начинали у нас так: мама привела и сказала «пускай позанимается, посмотрим...». Это не были вундеркинды или таланты — мы всё «слепили из того, что было». И получилась картинка!

— Расскажите, какой приём у вас будет на следующий год — уже для новой музыкальной школы? Вы открываете новые отделения: хореографическое, джазовое...

— У меня так много задумок. Я очень благодарна Управлению культуры, потому что они всегда «держат руку на пульсе». Ирина Ростиславовна Антонова, которая стала инициатором нашего выступления 7 мая на фестивале «Виват, Победа!», сказала: «Ирина Борисовна, нам не хватает духового отдела. Развивайте!» И я нашла четырёх офицеров, которые живут в Зеленограде и работают в президентском оркестре в Москве — они согласны у нас преподавать. Нам поставляются роскошные инструменты «Yamaha» — саксофоны, трубы, флейты, всё это по комплектации. Кроме всего прочего, у меня есть задумки на будущее. Я слышала и знаю, что в перспективе в Зеленограде будет кадетский корпус. И вот для него я сейчас буду делать рекламу, чтобы мальчики и девочки пришли к нам в музыкальную школу, а потом поступали в кадетский корпус, на музыкальное отделение. Это же кадры на будущее — и для города, и для Москвы.

— Это реальное приглашение для тех, кто будет к вам поступать этой осенью?

— Да. В новом здании мы прекрасно можем всё это сделать, нужны только кадры. А кадры из Москвы к нам не ездят. У меня сейчас все педагоги живут в Зеленограде, причём это очень высокопрофессиональные педагоги — я ими очень горжусь.

— А педагоги для хореографии нашлись? Я знаю, что хореографическая школа «Фуэте» тоже сейчас ожидает переезда в собственное помещение. Вы дружите с ними или вы теперь оказались конкурентами?

— Мы очень тесно сотрудничаем на административном уровне. У нас есть негласный договор, что мы не перетягиваем педагогов друг у друга. И поэтому к нам на хореографическое отделение идёт преподавать выпускница ГИТИСа, которая работает хореографом в сборной Российской Федерации по гимнастике. Она живёт в Зеленограде и имеет небольшое ноу-хау в каком-то клубе, поэтому она придёт в нашу школу уже со своими детьми и со своей программой.

— Джазовое отделение у вас уже работает?

— Сейчас начинаем его формировать: поступают роскошные инструменты для джаза, а главное, к нам идут педагоги — вот эти офицеры с консерваторским образованием. У них свой джаз-бэнд их пяти человек, то есть у них есть своя практика, они играющие, а это большая ценность.

— Значит, в Зеленограде будет свой джаз-бэнд?

— Да-да! Но это, безусловно, как говорят, «долгострой», потому что учеников надо сначала выучить. Но через год-два мы «вылупимся из яйца» — это точно.

— Вы туда тоже приглашаете учеников?

— Да, сейчас будем делать набор на духовое и на хореографическое отделение. Также мы будем открывать подготовительное отделение для малышей — на сто человек. Для него я уже нашла молодых преподавательниц из нашего педагогического института, которые будут развлекать и учить детей — и танцевать, и петь...

— Сто человек — это ведь несколько групп?

— Да, будет десять групп. Спрос-то большой, мамы ведь сейчас озабочены образованием. И у меня мечта: наряду с детьми учить и мамочек. Я с большим удовольствием открою для них какой-нибудь эстетический курс. Потому что родители сегодняшних мамочек во время перестройки были озабочены заработком, тем, чтобы прокормить семьи, поэтому дети у них были «упущенные». И я хочу этим молодым мамочкам дать то, что они недополучили в детстве.

— На самом деле, ведь многие родители приводят детей в музыкальную школу, потому что им жаль, что они в детстве не учились музыке. И они начинают учиться музыке со своим ребёнком. Почему бы не делать это официально?

— Совершенно верно. И это моя мечта, поскольку теперь у нас есть большое помещение.

— Эти курсы для мам будут платными?

— Платными. Бюджет у нас будет только на 600 человек — а сейчас в школе 500 учеников.

— Когда у вас будет набор заявлений для приёма детей на следующий учебный год?

— Обычно мы проводили приём в мае. Но в этом году в связи с переездом мы не будем проводить его сейчас — мы выйдем на работу в новом помещении школы примерно с 15 августа, и уже тогда будем принимать заявления.

— Вступительные экзамены тоже будут проходить уже в новой школе с середины августа? Можно туда звонить?

— Да. Но там у нас пока телефонов нет. Я буду пользоваться рекламой на вашем портале, дам объявления через газеты. И к тому же, вы понимаете, обычно очень хорошо работает «сарафанное радио».

— Да, с таким зданием оно должно хорошо сработать. Новое здание даёт большие возможности, чтобы открыть ещё что-то внебюджетное?

— Да, и самая последняя «подвижка» в этом направлении, которой я очень горжусь — на прошлой неделе мы с Ириной Ростиславовной, начальником Управления культуры, были приглашены префектом Зеленограда А.Н.Смирновым на совещание, где решился вопрос об имени для школы. Наша школа будет носить имя архитектора Игоря Покровского, который построил наш город.

— Значит, в новое здание вы въедете с новым именем?

— Это новое здание — его последнее «прости». Он уже ушёл из жизни, но... Может быть, вы видели фильм «Взрослые дети» про строительство Зеленограда — он снимался, когда только что построили МИЭТ. Я сама живу в Зеленограде с самого его начала. И наша школа будет носить имя Покровского, потому что архитектура — это застывшая музыка. У нас будет создан прекрасный музей, где будет показываться и этот фильм, и любительские фильмы про архитектурный ансамбль «Кохинор» — может быть, вы слышали, так назывался ансамбль капельмейстера Покровского, который тот создал из своих архитекторов. Это был совершенно роскошный ансамбль, который выступал когда-то даже в Доме Союзов...

— Архитектор Игорь Покровский был еще и музыкантом?

— Да, а его брат, Борис Александрович Покровский — ныне покойный, он дожил до 90 лет — был главным режиссёром Московского камерного оперного театра.

— Вот какие связи обнаруживаются!

— Да-да! И уже получено согласие родственников Покровского на создание в нашей школе музея Игоря Александровича Покровского. И у меня уже «планов громадье» — как это будет хорошо оформлено. Музей будет открытым, будет работать ежедневно, чтобы все видели. По телевизору будем показывать фильмы про город, покажем макеты разных этапов развития города. Вобщем, будет очень красиво.

— Замечательные планы. Ещё раз поздравляем вас с осуществлением многолетней мечты, спасибо вам за интересную беседу и удачи в переезде — надеемся, что это будут приятные и последние для школы трудности.

— Я горжусь ещё и тем, что мы переезжаем не просто так, а с роскошным детским «багажом». Наши дети прекрасно играют, и многие наши ученики идут потом учиться музыке профессионально.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран