Лучший классный руководитель — 2010 Анна Симакова: «Не могу на уроке думать — вот сейчас я ребят повоспитываю, а сейчас — не буду...» 24.12.2009 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru — «Самый классный» Зеленограда. Анна Константиновна Симакова получила это звание в конце ноября, она учитель начальных классов прогимназии 1667.

Послушать (29:08)загрузить файл со звуком (20 М)

— Анна Константиновна, какой вы сейчас ведете класс, и который это ваш класс за время работы учителем?

— Я сейчас классный руководитель 4-го «Б» класса. Мой педагогический стаж — 19 лет, и на сегодняшний момент это мой пятый класс, который я буду выпускать из начальной школы.

— Получается, вам скоро расставаться с этими детьми?

— Да, в этом году нас ожидает такое событие, которое даже вызывает дрожь в голосе... Конечно, расставаться всегда жалко. Но это расставание — ожидаемое.

Конкурс «Самый классный»

выбрал 25 ноября 2009 лучшего классного руководителя Зеленограда-2010. Им стала Анна Симакова, педагог прогимназии 1667. Анна Константиновна — педагог высшей категории, обладатель Президентского Гранда 2007 года в Национальном Проекте «Образование», победитель Окружного Этапа конкурса «Самый классный — 2008», участник ГЭП «Реализация ТДМ в образовательном пространстве — программа «Мир Деятельности (МИД)».

Конкурс «Самый классный» призван способствовать профессиональному росту классных руководителей и повышению престижа их деятельности. В нем принимают участие классные руководители начального, среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений, имеющие не менее 2-х лет педагогического стажа и работающие с классом в качестве классного руководителя не менее 2-х лет. Каждый из учителей проводит для жюри и зрителей мастер-класс, посвященный воспитательным технологиям работы с детским школьным коллективом. Московский этап конкурса пройдет в феврале—марте 2010 года.

— А ваши ученики болели за вас на конкурсе «Лучший классный руководитель»? Они знали о нем, или, может быть, даже участвовали как-то?

— Да, конечно, ребята знали, что я участвую в конкурсе и очень меня поддерживали. Но в этом году я уже принимаю участие в таком конкурсе второй раз, и в этот раз непосредственного их участия не требовалось. Но они переживали за меня заочно, или если они знали, что меня в этот день нет — я на конкурсе то, естественно, вечером уже раздавались звонки, все спрашивали: «Как прошел день, Анна Константиновна, прошли ли вы дальше?»

— Как родители ваших учеников относятся к вашему званию, и как вообще у вас складываются с родителями взаимоотношения, как у учителя?

— Вы знаете, с родителями учеников у меня всегда очень тесные отношения, так же как и с ребятами. Наверно, это определяется спецификой моей работы — я классный руководитель начальной школы. И в таком возрасте для ребенка семья на первом месте. Конечно, семья на первом месте для каждого человека, но, наверное, в возрасте до 10 лет это особенно так. Поэтому я с родителями всегда в тесном контакте. Тем более, что мои ребята считают меня «второй мамой».

— Родитель для вас в первую очередь — друг, помощник, партнер...?

— Я думаю, что для меня в первую очередь родители — это важные люди в жизни моих ребят. Это люди, к мнению которых я всегда прислушиваюсь. И, конечно, это мои друзья и соратники, потому что мы вместе занимаемся очень важным делом — воспитываем наше подрастающее поколение.

— Какие-то трения, конфликты бывают?

— Конечно, за время всей моей педагогической работы когда то, наверное, какие-то конфликтные ситуации возникали... Мне кажется, что, когда люди борются за истину, то тут не может быть без споров. Очень важно, чтобы спор был позитивным, хорошим и не перерос в конфликт. И поэтому, начиная с самого первого класса, я, наверное, занимаюсь, воспитываю и обучаю, и сама воспитываюсь и обучаюсь вместе со своими ребятами и с родителями.

— У вас есть какое-нибудь хобби, которое стало увлечением для ваших ребят или родителей? Знаете как это бывает, когда классный руководитель, например, любит ходить в походы — и весь класс ходит в походы и проникается этим увлечением...

— Если говорить о человеческом, то я очень люблю поэзию. Не буду говорить, что я поэт; я — так, делаю какие-то первые шаги. И, конечно, стараюсь привлекать ребят к этому интересному искусству поэзии, и чтобы они пробовали свои силы в сочинительстве. И на этом поприще мои ребятки добиваются успехов. А еще я человек, который любит путешествовать, поэтому в нашем классе проходит много разных интересных экскурсий. Вот вчера мы с ребятами вернулись с Клинской фабрики елочных игрушек, и поэтому сегодняшний день какой-то очень новогодний, радостный... Наверно, вчерашняя поездка так настроила.

— Родители тоже ездят с вами? Говорят, сейчас родителей не заставишь что-то делать вместе с детьми...

— В моем классе не так. Родители очень горят желанием вместе с нами совершать эти экскурсии. Мы обычно ездим двумя классами, но в моем классе родители всегда просят, чтобы, если можно, у нас был автобус только на наш класс — и тогда они занимают его вторую половину. И вчера было как раз так, мы ездили все вместе.

— Что было интересного на экскурсии?

— Мы вчера с ребятами наблюдали процесс создания елочной игрушки от самого начала до завершения. Мы переходили из цеха в цех вместе с определенной елочной игрушкой. То есть началось наше путешествие со стеклянной трубочки, которую привезли на этот завод со стекольного завода... Вы сейчас, наверно, удивитесь — хотя мои ребятки еще только в четвертом классе, но мы уже занимаемся профессиональным самоопределением. А конкретно, к январю с ребятами готовим проектную работу о профессиях. Правда, у нас подход к профессиям необычный... И вот в рамках этой работы у нас и состоялась такая экскурсия.

— И теперь половина детей захотят быть стеклодувами и мастерами по росписи игрушек!

— Да, профессия стеклодува как раз во время вчерашней экскурсии привлекла самое большое внимание, тем более, что в нашем классе учится мальчик Женя, и вот его дедушка по профессии — стеклодув. И вчера у Жени был день его гордости — он, как человек уже подкованный в этой профессии, обращал внимание на разные нюансы.

— А есть ли в вашем классе какие-нибудь традиции — нестандартные, может быть, забавные? Чем ваш класс от других отличается?

— Много чем отличается... Во-первых, я вообще считаю, что каждый ребенок индивидуален, а также индивидуален каждый классный коллектив. Поэтому, конечно, отличительных черточек очень много. Если отойти от таких традиционных черт, как товарищество, дружба и т. п., то я скажу еще, что в нашем классе мы растем и развиваемся по-своему: мы выращиваем «ценностный цветок». О нем стоит сказать особо, потому что он тоже во многом помог мне одержать победу в «Самом классном» — именно эту технологию я там представляла.

Начиная с самого первого класса, мы с ребятами выращиваем ценностный цветик-семицветик-то есть открываем ценности. Сейчас актуальной является такая ценностная модель воспитания детей, точно ее название — аксиологическая. И в начальной школе она у нас реализуется вот таким образом. Приходя в первый класс, мы с ребятами открываем для себя понятие «ценности». Иногда даже родители удивляются: «ой, ну как они могут определить, что такое ценности?» А вот спросите своего ребенка. Мы с ребятами, когда начинаем выяснять, что же такое ценности — они говорят: это то, что важно, что дает нам силы, что делает нас лучше. Родители переживают: «ну, а как же, например, власть, деньги?» А я отвечаю: «А это ложные ценности, вы поговорите с ребенком!»

-То есть, их нет на этом растении?

— Нет. Сегодня у нас двенадцать лепесточков, а самые первые в первом классе среди них были: семья, жизнь, здоровье, природа... ну и знания, потому что ребята приходят в школу прежде всего за ними. Все хотят учиться, всем в первом классе очень хочется в школу.

— Сейчас в школах для детей проводится множество разных конкурсов. Вы каким-то отдаете предпочтение? Бывает, что их назначают, не очень интересные — может ли тогда классный руководитель выбирать для своих детей те, которые соответствуют их таланту?

— Это, конечно, каверзный вопрос... Палка о двух концах. Конкурсов сейчас очень много — я, наверно, не ошибусь, если скажу, что на моем месте на этот вопрос вздохнул бы любой классный руководитель или учитель. Естественно, тут нужно очень правильно осуществлять подбор конкурсов — их много как для ребят, так и для самих педагогов. И, конечно, каждая школа хочет, чтобы она прозвучала и поучаствовала во всех конкурсных рейтингах.

— Хочет школа или руководитель школы? Кажется, зачастую этого хочет директор, потому что этого хочет управление образования, и так далее по всем инстанциям...

— Я скажу про свою школу. В январе 2010 года нашей прогимназии исполняется 20 лет, и директор наш — Юлия Ивановна Фомина — очень хороший руководитель, как я считаю. Я сказала сегодня, что я для ребят «вторая мама», а для меня такой «второй мамой» является Юлия Ивановна, я ее очень уважаю. Конечно, не только директору, но и мне, например, очень приятно открыть газету или послушать радио и вдруг узнать, что кто-то из моих ребят, или из других классов, или кто-то из моих коллег где-то добился успехов. Это очень приятно. Но я считаю, что участие в конкурсах должно быть очень дозированным и грамотным. Очень важно для детей подобрать каждому ребенку тот конкурс, в котором он себя может проявить, и в котором, самое главное, ему захочется участвовать.

— Раз мы начали говорить о переборе и перегрузе, то сразу другой вопрос: есть у вас проблема с загруженностью отчетами, бумагами и т. п.? Не получается так, что бумажная работа отнимает много времени, которое вы могли бы потратить на своих детей?

— Честно нужно ответить? :) Мешает. И мы об этом говорим. В каждой школе у учителей есть методические объединения, и мы на наших объединениях поднимаем важные темы, которые нам необходимы для педагогической работы, а также и темы о том, как правильно распределить своё рабочее время, как правильно организовать ведение этой документации, и, самое главное, иногда — как изменить эту документацию в лучшую сторону. Чтобы она была более мобильной, освещала то, что необходимо, но и занимала меньшее количество времени. И тут я опять хочу похвалить свою школу. Педагоги, которые к нам приходят из других школ, зачастую даже просят у нас помощи именно по технологиям этой стороны нашей работы, бюрократической.

— Интернет как-то есть в вашей работе? Сейчас вводят электронные дневники, общение с родителями по электронной почте...

— Да, наша школа стала победителем в Национальном проекте «Образование» и получила Президентский грант — миллион рублей, на который она была оснащена компьютерами. И теперь не только у меня, но и у моих коллег есть компьютеризированные места педагога, компьютеры прямо в классе. Электронные журналы мы как раз сейчас осваиваем. А если говорить о связи с родителями, то у нас есть сайт прогимназии, есть форум, где у каждого учителя есть своя страничка, на которой осуществляется непосредственное общение и с ребятами, и с родителями. И так же всё, что происходит в нашей прогимназии, в округе, и всё, что касается индивидуально каждого ребенка, можно там найти. Вот вчера, например, пришло известие, что мой ученик Рома Илюхин стал лауреатом окружного поэтического конкурса «Юные таланты Московии». И уже сегодня на сайте появилась об этом информация.

— Это был конкурс чтецов? Там кажется около 350 человек участвовало из зеленоградских школ. И он победил в какой-то номинации?

— Он потихоньку проходил этапы конкурса, и на последнем этапе там было уже 18 ребят.

— Поздравляем! Ещё об Интернете в школе — это всё-таки насаждается больше «сверху» или идет «снизу»? Мы знаем, что в Зеленограде внедрение электронного журнала идет туго потому, что с учителей никто не снимает обязанностей параллельно заполнять бумажные журналы, и никто не доплачивает за то дополнительное время, которое надо тратить на электронную версию.

— В нашей прогимназии это идет непосредственно от каждого учителя. Дело в том, что мы живем в век технического прогресса, и видим часто, что наши дети разбираются в мобильных телефонах и компьютерах лучше, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. А раз мы — учителя, то и мы должны в этом разбираться! Это первое, что подстегивает и заставляет двигаться в этом направлении. Во-вторых, среди сегодняшних курсов повышения квалификации, которые проходят все педагоги, очень много связано с компьютерными технологиями, с освоением разных компьютерных пространств. И в том числе, с умением вести общение с родителями через электронные журналы. А когда ты этому учишься, тебе хочется это попробовать. Поэтому всё идет от каждого педагога. Хотя я знаю, что это конечно поощряется... но бумажную документацию пока никто не отменял. И доплата «за компьютер» у нас была, но сейчас ее сняли. Может быть, это связано с кризисом...

— Но компьютер не забрали?

— Нет. И сегодня трудно уже себе представить, как это раньше на моем рабочем месте не было этого оснащения.

— Вы сказали, вы посвятили свой мастер-класс этому «ценностному цветку». Каким и про что был ваш мастер-класс?

— Я рассказывала о ценностной модели воспитания. А мастер-класс мой был посвящен теме коллектива. Мастер-класс — это вообще особое направление в деятельности учителя, которым мы сейчас овладеваем. И в продолжение разговора о компьютерах добавлю: мы сейчас говорим, что живем в компьютерный век. А мастер-класс — это такая технология, которая подразумевает отказ от любого технического средства и предполагает, что ты действительно являешься мастером в педагогике. То есть, разбудили тебя утром и сказали: «Сегодня, Анна Константиновна, вы на работу не идете, вы отправляетесь обмениваться опытом с другими педагогами». И вот с пустыми руками, имея только самые необходимые предметы, ты даришь своим коллегам какую-то технологию, который ты владеешь сам. Иногда ты можешь быть автором этой технологии или транслировать технологию, которой ты овладел.

— А в зрителях этого мастер-класса были сами учителя — участники конкурса?

— В зрителях в зале были вообще педагоги Зеленограда, а непосредственными участниками мастер-класса могли стать мои коллеги, участники этого конкурса, а также зрители из зала — те, кому это было интересно.

— Учителя, получается, помогали друг другу и участвовали в выступлениях соперников? Как я понимаю, там было больше партнерства, чем конкуренции?

— Да, конечно! Я вообще хочу сказать, педагог это такая профессия, где эта конкуренция не то чтобы отсутствует, но все — за одну идею. Одна команда. Мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было лучше, умнее, образованнее. Это и заставляет не соревноваться, а помогать друг другу.

— Этот конкурс — это в первую очередь обмен опытом?

— Конечно.

— Вас туда послали или вы сами пошли?

— Наверно, каждый учитель, как я уже говорила, должен достаточно грамотно подходить к каждому конкурсу. Может быть это будет нескромно, но я считаю, что именно воспитательное направление моей педагогической деятельности для меня наиболее интересно, это меня захватывает, в этом направлении я чувствую себя человеком, который может что-то дать и чем-то поделиться. Поэтому, когда я впервые участвовала в этом конкурсе три года назад, я сама сказала на нашем педагогическом совете: «Давайте я поучаствую в конкурсе „Самый классный“». Тем более, мне еще очень нравится это словосочетание — «самый классный»! И дети в моем классе тоже говорят «Ой, Анна Константиновна, как конкурс-то красиво называется!» :)

— Вы в тот раз дошли до городского тура и вышли в финал на московском туре?

— Да, я в тот раз по Зеленограду заняла второе место, и наша тройка победителей поехала в Москву, где я прошла два этапа.

— Сейчас хотите добраться уже до самой вершины?

— Победа в этом конкурсе лично для меня не цель. Я не буду лукавить и скажу, что мне очень-очень хотелось выйти на Москву — для того, чтобы увидеть лучших педагогов столицы. Это очень интересно! И я всегда жалею, что это проходит в учебное время, и мы, педагоги, просто так поехать и посмотреть на то, что там происходит не можем. А если ты участник, ты можешь это сделать. И я считаю, что если ты попал на Москву, ты уже победитель.

— Вы говорили про курсы повышения квалификации... Мы, готовясь к интервью, прочитали, что вы проходили такие курсы по теме «История религий». Было такое?

— Да, я и сейчас учусь на этих курсах, там занятия организованы по четвергам и будут идти до конца этого учебного года.

-То есть, после того, как вы эти курсы окончите и после того, как в Москве, может быть в виде эксперимента, будет введен этот новый предмет, вы будете как раз тем педагогом, который сможет этот предмет вести?

— Да.

— Расскажите о вашем отношении к этому новому предмету, который сейчас вызывает много споров — нужен ли он или нет; и в какой форме. И ваш взгляд изнутри на подготовку педагогов — чему там учат?

— Если говорить о моей школе, то у нас начало этой работе уже положено. Дело в том, что в течение уже многих лет в нашей прогимназии есть предмет, который называется «Традиционная культура». Он включает в себя всё связанное с русским бытом, русской культурой, с православием. И в рамках этого предмета ребята на «азах» знакомятся с разными религиями мира. Ведёт этот предмет уже много лет Елена Борисовна Ангелина. И мы вместе с ней ходим на эти курсы. Она, естественно, пошла туда как педагог этого предмета. А я, услышав об этих курсах, и зная, что такой предмет будет вводиться во всех школах, пошла туда только потому, что сочла, что по этому направлению мне не хватает знаний. И я не стесняюсь в этом признаться. Лекции нам читают, я считаю, выдающиеся педагоги разных высших образовательных учреждений Москвы — просто «асы», они так рассказывают нюансы каждой религии и объясняют, как нужно правильно давать это детям. Например, на самой первой лекции преподаватель нас спросил «Какие есть вопросы?». И после молчания добавил: «А почему вы не задумались о том, что ребенок может задать вам вопрос: а к какой религии относитесь лично вы? Вот как вы ответите?» По идее, если ты педагог, и ты скажешь, что ты православный или мусульманин, то ребенок может потянуться за этой религией просто потому, что ты являешься для него человеком, которого он уважает. А ответ был очень прост. Человек, который вёл для нас эту лекцию, сказал: «Нужно ответить: „Мы с вами прозанимаемся целый год, и в конце года я попрошу вас, дорогие ребята, ответить на этот вопрос — к какой же религии я отношусь?“»

-То есть через год дети по вашему поведению должны понять... По-моему, этот предмет нужно как раз вести так, чтобы дети не поняли, к какой религии относится сам преподаватель?

— Тут можно поспорить... Мы пока только учимся. И, возвращаясь к моему классу и нашему «ценностному цветочку», скажу, что у нас на нем есть такой лепесток, как «толерантность». И как раз, открывая эту ценность с ребятами, мы говорим о разных отличиях человека. Это могут быть индивидуальные, культурные, религиозные, национальные отличия... Предмет, который будет внедряться в школы, будет факультативным-то есть решение, заниматься ли ребенку историей религий или нет будут принимать родители. Главное тут, как в любом деле, не перегнуть палку. А в спорах рождается истина. И я, может быть, на наших следующих курсах передам вашу точку зрения нашему следующему лектору и мы с ним поспорим:)

— А у вас в классе есть дети, скажем, неславянской внешности или родители которых не православного вероисповедания? Какие-то конфликты по этому поводу бывают?

— Да, такие дети есть, но конфликтов нет. Я вообще скажу, что у нас с ребятами случаются споры... И надо учить детей спорить. Учить доказывать свою точку зрения, правильно вести дискуссию и не переходить за грань...

— А если это не спор, а просто один ребёнок другого обзовёт, оскорбит, намекая на национальность?

— У нас такие ситуации, если они и были, то были только в первом классе, когда ребята только пришли в школу и может быть об этом не знали. А потом, постепенно... Ведь не зря говорят, что воспитание — это процесс, систематичный, целенаправленный, и в то же время незаметный для ребенка. И учителю очень важно в жизни заметить такие ситуации, а потом их с ребятами вместе разобрать. И, конечно, индивидуально разобрать с участниками конфликта сложившуюся. Да, иногда возникали такие конфликтные ситуации, но дети еще может быть не осознавали, насколько много может потянуть за собой брошенная фраза.

— Вы сказали о воспитании... В образовании есть такой термин — «урокодатель»-то есть учитель, который видит свою обязанность только в обучении, но не в воспитании учащихся. Я знаю, в школах это ругательное слово. Как по-вашему, учитель должен быть воспитателем или «урокодателем»?

— Если мы с вами будем говорить про начальную школу, то конечно учитель должен быть воспитателем. И наверно ни один урок в начальной школе не бывает без какой-то поставленной воспитательной задачи.

— Возможно даже и психологом?

— Да, вот у меня, например, второе образование психологическое. Мне не хватало его, поэтому я, получив педагогическое образование, закончила еще Московский государственный психолого-педагогический университет. И вторая моя профессия — психолог образования. Я считаю, что это необходимо.

-То есть вы, даже планируя урок математики, ставите себе какие-то локальные воспитательные цели на этот урок?

— Не глобальные, но я думаю о том, что я могу во время этого урока дать.

— Как немножко повоспитывать:)...

— Ну, это звучит немножко неправильно... Нет, воспитание — это процесс очень кропотливый, вдумчивый и идущий постоянно, но незаметно для ребенка. Я не могу на уроке думать «Вот сейчас я повоспитываю, а сейчас — не буду... а сейчас опять немножко повоспитываю» :) Нет, это конечно не так.

— А скажите, вы как пришли в педагогику, и был ли у вас в жизни классный?

— Да, я очень часто вспоминаю своего классного руководителя. Я родом из Санкт-Петербурга и моим классным руководителем — за время моей учебы в школе их было несколько — но самым продолжительным и самым важным человеком в моей жизни была учительница географии Лидия Ильинична Герасимова. Именно она заметила, еще когда я пришла в четвертый класс, что меня тянет к малышам. Я всё время во второй половине дня не уходила домой, а шла в начальную школу на «продлёнку», где помогала учителю и ребятам. И она стала обращать на это внимание, давать мне какие-то поручения, приобщать меня к каким-то праздникам. И вот потихоньку, к десятому классу — тогда мы учились десять лет — я поняла, что очень хочу работать в начальной школе. Поэтому и мне кажется, что очень важно разговаривать с ребенком о профессии — чем раньше, тем лучше.

— Вы говорите, всё время улыбаясь. Я представляю себе, как вы общаетесь с детьми точно так же. Скажите, дети — они смешные?

— Они веселые и очень интересные! А смешные они, наверно, в первом классе, когда приходят — зубиков нету и ушки лопоухие:)

— В следующем году вам это предстоит снова...

— Да, у меня сейчас впереди новый первый класс. Я хочу пожелать всем своим ребятам удачи, своему четвертому классу. И в этом году у меня есть ребята, большинство учится в школе 1940, которые заканчивают одиннадцатый класс, и я иду к ним на выпуск. Всем удачи и огромное спасибо за то, что они были в моей жизни, потому что без моих воспитанников, моих учеников не было бы и меня, педагога Симаковой Анны Константиновны.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран