Капоэйра в школе танцев «Бекки Дерри» 08.02.2013 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru руководитель школы танцев «Бекки Дерри» Наталья Пивняк и тренер по капоэйре Виктор Черненков. Школа танцев работает на базе физкультурно-оздоровительного комплекса «Импульс» в 1 микрорайоне Зеленограда.

Тренер по капоэйре Виктор Черненков

Послушать (29:57)загрузить файл со звуком (21061 кб)

— У вас появилось новое направление — новое оно, насколько я знаю, и в Зеленограде, — капоэйра. Расскажите о нем подробнее — что это за направление, как строятся занятия?

В.Ч — Капоэйра — это бразильское единоборство с сочетанием в себе музыки, бразильской культуры, танцев, различных ритмов. Здесь, в Зеленограде, мы начали заниматься недавно. Занятия строятся таким образом, что частичку всего того, что я перечислил, можно попробовать в тренировках — единоборство, культура, музыка, танцы, пение. Мы потихоньку изучаем все, и каждый, возможно, потом остановится на чем-то одном.

— Это все-таки спорт или танец?

В.Ч. — Капоэйру сложно отнести к чему-то одному, спорту, единоборствам или танцу. В целом это культура, но современная капоэйра движется вперед. И наша школа ABADÁ-Capoeira развивает ее больше как спорт, чтобы это было более доступно и понятно людям, которые хотят заниматься и просто интересуются.

— Считается, что капоэйра — это боевое искусство, такие же тренировки как, например, в ушу, тхэквондо, карате.

В.Ч. — Безусловно. Это боевое искусство в первую очередь, а потом все остальное.

— С той разницей, что происходит под музыку?

В.Ч.— Да. Аккомпанируют нам традиционные инструменты. Не знаю, как у других, но в нашей школе принципиально используются живые инструменты всю тренировку, причем разные, не один какой-то конкретный.

— Вы приглашаете музыкантов?

В.Ч. — Мы не приглашаем музыкантов, мы сами играем. Музыканты — это громко сказано, но мы сами практикуем игру на инструментах для того чтобы улучшить свои навыки и в этом тоже. Потому что капоэйрист должен уметь не только драться, но и играть на разных инструментах, петь и разговаривать по-португальски.

— И все это одновременно?

В.Ч. — Постепенно и по очереди :).

У нас звучат ударные инструменты, есть струнный — это беримбау, главный инструмент в капоэйре. Изначально это африканский инструмент, но адаптированный бразильцами в капоэйре, чуть-чуть видоизмененный — уменьшенный, чтобы было удобнее.

— Кто может заниматься капоэйрой?

В.Ч. — Капоэйрой может заниматься кто угодно и когда угодно, было бы желание. У нас сейчас есть группа для взрослых. Детям от 14 лет удобнее уже заниматься во взрослой группе. Надеюсь, что в будущем, может быть, уже ближайшем, мы наберем и детскую группу — школьников от 7 лет. Также у меня в других группах, в Химках и Москве, занимаются дети от 3 лет, а моя коллега, друг-инструктор, преподает даже для детей с 11 месяцев.

— Это, наверное, какая-то такая специальная капоэйра для младенцев?

В.Ч. — Естественно, это очень специфические тренировки, потому что дети в 11 месяцев еще мало что могут, но занятия адаптированы и проходят в очень дружественной атмосфере, как и все тренировки в любой группе.

— Есть ли верхние возрастные ограничения? Может ли к вам прийти, например, 60-летний человек?

В.Ч. — Может. Естественно, возраст накладывает какие-то ограничения, но если есть желание и возможности, — конечно, принимаются все. В нашей школе существует такое правило: заниматься может любой, потому что есть определенная методика, которая способствует улучшению физического состояния. У меня еще не было опыта занятий с людьми старше 50-ти, но когда я был в Бразилии, видел, как занимаются 50-60-70-летние люди, причем они не занимались этим всю жизнь, они только начинают в этом возрасте, — и у них получается, им нравится.

— Если это все-таки боевое искусство, оно подразумевает какие-то бросковые техники, удары, акробатику, возможно. Должен ли человек приходить на занятия хотя бы с минимальной общефизической, физкультурной подготовкой?

В.Ч. — Подготовка — это всегда хорошо, но акцент на это не делается, и зачастую люди приходят абсолютно без какой-либо подготовки. Мы ее не требуем, потому что со временем человек получает те физические данные и ту подготовку, которые требуются именно в капоэйре.

Еще один очень важный момент: капоэйра очень гармонично развивает человека, не только ударную технику рук и ног или растяжку, а все вместе, в комплексе. В той или иной степени от занятия к занятию человек качественно развивается.

— Расскажите, как проходят ваши занятия: какие упражнения надо выполнять, как строится урок?

В.Ч. — Достаточно существенная часть занятия — это ОФП, общая физическая подготовка. Но она необычная, не такая, как зарядка или школьные занятия физкультурой, — отжимания, подтягивания. Упражнения адаптированы так, чтобы было интересно и даже весело. Например, в капоэйре есть несколько ритмов, и один из них — амазонас, когда играют ритм на беримбау, — люди изображают животных, с четырьмя опорами на полу, это руки и ноги. И на мой взгляд, вначале это достаточно тяжело физически. Это просто как пример, что можно и так развивать свою физическую силу и выносливость.

— Любых животных можно изображать или каких тренер скажет?

В.Ч. — Тренер в любом случае ведущий на занятии. Но есть такие моменты, когда можно включить свою фантазию и что-то, может быть, придумать, это не запрещается, а наоборот, очень поощряется.

В целом, естественно, изучаются базовые движения, положения, дается растяжка для того чтобы, как минимум, мышцы меньше болели поначалу. Это важно, потому что когда человек встает с кровати на следующий день после занятия, он не то что о тренировке думать не может, он даже не может думать о том, чтобы дойти куда-то, хотя бы умыться.

Н.П. — Но это только в первый раз, потом все гораздо проще.

В.Ч. — Да, в первый раз; потом, конечно, все вливаются. В капоэйре присутствуют ударная техника, растяжки, перемещения вверху, внизу, простые элементы акробатики — это различные «колеса» (а вариаций у них очень много). Какие-то перемещения и броски тоже добавляем, но это уже для тех, у кого база существует достаточно четко.

— При наборе в группу вы как-то дифференцируете людей — один со спортивной подготовкой, другой с танцевальной, третий без подготовки?

В.Ч. — Нет, такого разделения нет, но понятно, что если человек подготовлен или чем-то занимался, у него отдельные моменты будут получаться гораздо лучше. Для него это большой плюс. Но это и большой плюс для группы в целом, потому что, как и всегда, кто-то занимается чуть лучше, кто-то не то чтобы отстает, а просто чуть дольше доходит до того, что мы даем. Значит, будет за кем тянуться.

Руководитель школы танцев «Бекки Дерри» Наталья Пивняк

Н.П. — Я занимаюсь в этой группе, и, насколько я успела заметить, у каждого движения есть несколько вариантов. Сколько человек может себе по своей физической форме позволить, столько он и сделает, по большому счету. Всегда что-то можно сделать — вариант попроще или посложнее, или, скажем так, идеальный вариант — тот, до которого всем там расти и расти. Вот это очень круто, кстати, очень удобно.

— Как часто проходят занятия?

В.Ч. — В данный момент занятия проходят всего два раза в неделю и по выходным: в субботу и воскресенье, в субботу утром, в воскресенье вечером.

— Есть ли занятия в будние дни вечером?

В.Ч. — В идеале, конечно, да, но сейчас в будни у нас пока нет занятий.

Н.П. — Пока не получается. Виктор — очень занятой тренер, он не только у нас преподает, и добыть его в будний вечер у нас пока не выходит.

— Для Зеленограда занятия в выходные — это хороший вариант, потому что в будни многие работают в Москве, возвращаются поздно.

Н.П. — И не успевают на занятия. Это правда.

— В какой одежде можно заниматься?

В.Ч. — Заниматься нужно в форме. Но так как форма есть не у всех, точнее практически ни у кого нет, спортивные штаны и футболка — это то, что нужно на первом занятии. Ну и желание, это главное.

— Потом будет нужна специальная форма?

В.Ч. — Есть «школьная» форма, школы ABADÁ-Capoeira — белая. Это традиционная форма капоэйры в целом. Но в каждой школе есть форма с логотипами, с определенными поясами.

— Расскажите подробнее о школе ABADÁ-Capoeira, которую вы представляете.

В.Ч. — ABADÁ-Capoeira в данный момент самая большая школа в мире, 70 тысяч человек, по-моему, насчитывается, и больше 50 стран. Школа очень динамично развивается; она включает в себя современную капоэйру, но с упором на традиционную. Существуют Capoeira Angola, Capoeira Regional и ABADÁ-Capoeira. Местре Камиза, основатель нашей школы, пытается динамично соединять и развивать эти ритмы, направления. Сложно сказать, какой будет капоэйра в ближайшем будущем, потому что у него очень много идей. Это не такое единоборство, как например, традиционное карате, которое развивалось много столетий. Много времени прошло с тех пор, как оно сформировалось и сейчас это достаточно...

Н.П. — Устойчивая конструкция.

В.Ч. — Да. Капоэйра, конечно, моложе. ABADÁ-Capoeira пытается привнести какие-то новые взгляды на обучение, тренировки, но при этом основывается на том, что уже есть и на тех методиках, которые были созданы Местре Бимбой сто лет назад.

Н.П. — Сто лет — это не возраст для искусства в любом случае, то есть ему еще расти и расти, как мне кажется.

— Капоэйра пришла из Бразилии. Все-таки другой климат, другой темперамент, люди иначе двигаются. Когда боевое искусство или танец приходят в другую страну, они обычно меняются, адаптируются, становятся иногда имитацией. Или вы все-таки учите традиционной капоэйре?

В.Ч. — Знаете, есть примеры в других единоборствах, в дзюдо, например, и для меня это очень показательно. Да, оно пришло из Японии, но наши спортсмены сейчас выигрывают олимпиады и различные чемпионаты. Или, например, греко-римская борьба, карате или другие единоборства — что угодно.

Конечно, в каждой стране, наверное, есть свой «оттенок» капоэйры. Но в целом культура и то, что сейчас происходит в Бразилии в плане капоэйры, как она развивается, расходится молниеносно по тренерам, по тем странам, где есть ABADÁ-capoeira. Говорит о том, что эта культура не деформируется в зависимости от страны. Там капоэйра — это боевое искусство, это их достояние и какая-то большая культурная часть. И вот эта культура разносится и очень хорошо адаптируется, потому что основана все-таки на позитивных эмоциях. Конечно, спорт — это тяжело в любом случае, но эти эмоции и тот заряд, который получаешь на тренировках, мне, до того, как я начал заниматься капоэйрой, нигде не удавалось найти. Хотя я много чего перепробовал.

— Ваши ученики физически развиваются, а меняются ли психологически?

В.Ч. — Да, абсолютно точно. У меня были такие примеры, когда ученики говорили: «Я вообще не очень людей люблю, я интроверт,мне тяжело просто общаться. Но здесь я получаю то общение и ту легкость, которой, может быть, не хватает». Может быть, люди раньше не испытывали и этот позитив, и хорошее настроение... Но хорошее настроение получается только тогда, когда хорошо потренируешься.

— Для тех, кто приходит заниматься, в какой-то момент становится важно себя показать. Это как танцы — где-то надо выступить. В капоэйре такая возможность есть?

В.Ч. — Есть. На тренировках, особенно если там уже группа сформирована, можно выступать каждое занятие, в конце. С ребятами еще не дошли до этого, но уже близко, буквально в двух шагах. В конце каждой тренировки мы делаем роду («рода» — это «круг» в переводе с португальского), и это маленькое мероприятие, на котором каждый может себя показать. Мы все занятие что-то отрабатываем, тренируем, развиваемся активно, и в конце урока делаем роду, где в парах люди под аккомпанемент инструментов, хлопков и пения — все, кто на тренировке присутствует, играют. Капоэйра — это игра, когда человек не привязан к каким-то конкретным «связкам», свободно делает, что хочет (в рамках техники, естественно), и пытается себя как-то показать, и, может быть, обыграть, может быть, обхитрить товарища или соперника.

Н.П. — Для продвинутых людей есть и соревнования, недавно были, насколько я знаю.

В.Ч. — Да. Недавно были соревнования, это четвертые Jogos Da Russia, четвертые российские игры. Участников было, наверное, больше чем из 20 городов со всей России. Пока от Санкт-Петербурга до Новосибирска, но мы расширяемся.

— То есть существуют соревнования по капоэйре, российские, международные?

В.Ч. — Абсолютно верно, это были российские соревнования, первый этап, потому что через два месяца будут Jogos Europeus, европейские, и в конце августа будут Jogos Mundiais — мировые игры. В этом году у нас игры, прошли они очень успешно, много народу участвовало, показали хорошие результаты. В конце марта будут европейские; эти соревнования проходят уже 15 лет, и уровень их, соответственно, чуть-чуть выше, чем у нас, потому что у нас пока начало пути.

— Капоэйра только сейчас становится популярной в Москве, в России?

В.Ч. — Она уже очень давно популярна, просто сейчас, на мой взгляд, качество этой популярности меняется. Раньше это было, скорее, модой или чем-то очень экзотическим; это осталось и сейчас, но сегодня люди уже больше понимают, чего они хотят, когда приходят на занятия. И еще один показатель — приходят дети. Если раньше занимались только взрослые — люди, которым не чего-то хватало, они не знали чего именно, но приходили и находили это, — то сейчас уже родители сознательно ведут детей на занятия, потому что знают, что это такое, знают, как это влияет на детское здоровье и развитие. И сейчас, может быть, детей занимается если не больше, то как минимум столько же, сколько взрослых.

— Чтобы попасть к вам на занятия, нужно приобретать абонемент или можно придти на разовые занятия?

В.Ч. — Есть разные варианты: и абонемент, и разовые занятия — как удобно. Естественно, лучше, когда человек заранее определил для себя, что он будет заниматься, приобрел абонемент и занимается постоянно. И для него это стимул, потому что если он заплатил один раз, а на следующий день встал — «ой, мне плохо», или что-то еще, — и не пошел. Но если есть абонемент, и тут я просто даже по себе сужу, — если я уже за это заплатил, то я знаю, что должен по максимуму из этого выжать, и я приеду.

— Можно ли прийти на занятие и просто посмотреть, как оно проходит?

В.Ч. — Смотреть нельзя, нужно заниматься, это главное условие. На тренировках смотреть я не разрешаю никогда, потому что это совершенно другое восприятие того, что происходит.

Н.П. — И люди стесняются. Это правда, я по танцам знаю это прекрасно. Я тоже не позволяю смотреть на свои уроки, потому что люди совершенно по-другому себя ведут. Они перестают обращать внимание на тренера и начинают смотреть на зрителя, и не всем это на пользу. Нужен хороший уровень, чтоб человека зрители стимулировали. Если человек начинающий — зритель ему мешает.

— Планируется ли у вас открытый урок?

В.Ч. — Да, мы планируем первый открытый урок, это будет 24 февраля в 19:00 в зале, где мы занимаемся, в ФОКе «Импульс». Это бесплатно для всех, свободное посещение. Будет здорово, если придет много друзей, знакомых и родственников, чтобы мы устроили небольшое мероприятие, которое позволит рассказать о капоэйре заинтересованному кругу лиц, позаниматься и почувствовать маленькую часть этой культуры, впитать немножко капоэйры.

— Наталья, пользуясь случаем, — что нового происходит в вашей школе танцев, что предлагаете, какие планы на будущее?

Н.П. — Начнем с того, что мы сейчас предлагаем. Состав наш, в общем-то, не особо изменился: у нас всегда был классический танец, у нас была современная хореография модерн контемпорари, и, собственно, они есть у нас и сейчас. Также у нас есть ирландские танцы и хип-хоп.

В нашей школе есть детское подготовительное направление для малышей от 4 до 6 лет, где учатся около двух лет. После этого, начиная примерно с 8 лет, они могут выбрать для себя любое существующее в школе направление, в том числе и капоэйру — свою, так сказать, основную специализацию. При желании они могут выбирать и два-три направления — как осилят, как смогут.

Кроме того, у нас есть желание запустить новое направление; пока идут переговоры с тренером, который будет его вести. Это одно из совершенно новорожденных явлений в мире танцев — трайбл фьюжн, стиль, который в свое время вырос из восточного танца. Восточные танцы — это, в общем-то, народные танцы, танцы живота и так далее. Трайбл фьюжн был создан профессиональными танцовщицами, поэтому он более атлетичный, более, наверно, зрелищный, от народных корней он ушел уже довольно далеко. Это очень красивое направление, с потрясающими костюмами, очень антуражное, очень женское. Если с этим что-то получится, я буду очень рада. Пока это все в стадии переговоров.

— Приходят ли к вам заниматься мужчины?

Н.П. — Мужчины к нам приходят — на хип-хоп, на модерн, модерн контемпорари, современная хореография; мужчины к нам приходят заниматься на ирландские танцы, но, конечно, их всегда меньше, чем хотелось бы, само собой. Пока у нас самая мужская группа — это как раз капоэйра, как нетрудно догадаться.

В.Ч. — Вообще, 50 на 50, в зависимости от групп. Если брать те группы, которые у меня есть, по-разному: где-то девочек больше бывает, где-то мальчиков.

— Кому заниматься сложнее?

В.Ч. — Знаете, у всех, наверное, свои преимущества: мальчики сильнее, как правило.

Н.П. — Девочки пластичнее.

В.Ч. — Девочки пластичнее, более растянутые. Но качественно это не влияет на занятия.

— Хорошо, напомните, пожалуйста, как к вам попасть, какими способами можно записаться на занятие?

Н.П. — Сейчас напомним.

— Нужно ли тем, кто захочет прийти на тренировку, предварительно звонить?

Н.П. — Нет, необязательно предупреждать, можно прийти на любую тренировку в школу. Мы находимся в ФОК «Импульс», корпус 109а. Это второй корпус, который находится за основным, в нем три танцевальных зала, и самый первый из них, так называемая первая секция — это зал, в котором занимается наша школа, и капоэйра, и все остальные направления. На нашем сайте becky-derry.ru есть расписание всех наших занятий, и, в принципе, даже если по какой-то причине вы не можете нам позвонить, вы вполне можете зайти туда, посмотреть расписание, и прийти на занятие, если вас что-то заинтересовало. Вас никто не прогонит, вы прекрасно можете заниматься. Если речь идет о капоэйре...

В.Ч. — Да, могу сказать свой телефон: 8 (926) 283-2368. Всем, кто захочет прийти на открытый урок, лучше, конечно, записаться, чтобы мы знали примерно, сколько человек будет.

Н.П. — Также есть телефон школы (495) 648-5324. По нему тоже можно записаться на любое из направлений, в том числе и на капоэйру, в том числе и на открытый урок.

Опубликовано на правах рекламы

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран