РИТМ-2012: «Мои первые шаги в науке» — ярмарка младших школьников 17.10.2012 ZELENOGRAD.RU
В Зеленограде стартовала третья ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда 2012». 12 октября во Дворце творчества прошло первое мероприятие ярмарки, ориентированное на самых юных участников и зрителей: школьники начальных классов представляли свои проекты в номинации «Мои первые шаги в науке». Одновременно в тот же день в Москве начался трёхдневный Фестиваль науки, на котором зеленоградцы тоже демонстрировали свои изобретения и разработки. Подробнее о первых проектах-победителях «РИТМа-2012» и ряде других интересных проектов — в репортаже Zelenograd.ru.

Первый этап «РИТМа-2012» собрал более 30 заявок на участие в номинации «Мои первые шаги в науке» от учеников зеленоградских школ 852, 853, 897, 1149, 1194, 1739, 2038, гимназии 1528, а также воспитанников ЦПМСС, Дворца творчества, ДЮЦ «Восток», «Каравелла» и «Орленок».

Открыл ярмарку заместитель префекта Зеленограда Андрей Новожилов, пожелав юным исследователям плодотворной работы: «Мне очень отрадно, что наша ярмарка начинается именно с вас, потому что именно вы, ребята — творчески активный и перспективный потенциал развития нашего города и всей страны!», — заявил он.

Экспертами, оценивавшими детские проекты и задававшими участникам разные вопросы «на засыпку», стали молодые специалисты и студенты, а также педагоги ЦПМСС и приглашенные гости — например, Владимир Леонтьев, заместитель генерального директора Зеленоградского инновационно-технологического центра (ЗИТЦ). «Приятно было увидеть прогресс — некоторые разработки ребят, продемонстрированные в прошлом и позапрошлом годах, претерпели качественные изменения», — отметил Ярослав Мельников, председатель совета молодых ученых.

На ярмарке представили 25 проектов, из них по 8-9, посвященных основным «конкурирующим» направлениям — направлению электроники и техники или направлению экологии, природопользования и оздоровительных технологий. Довольно популярной осталась тема свойств воды — таких проектов было три. Научными руководителями исследований в основном выступают учителя и педагоги, иногда — родители юных авторов. Лидерами по числу представленных проектов в очередной раз стали Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) и прогимназия 1667, теперь уже бывшая — ныне начальная школа гимназии 1528.

Первое место в номинации «Мои первые шаги в науке» завоевал проект «Бывает, порою, и вода течёт горою», посвященный, по сути, физике: в младших классах этот предмет еще не проходят, что совершенно не смутило авторов, — Дмитрия Остаповича, Арсений Гладких и Дениса Цветкова, учеников 3-4 классов школы 1739, — которые постигали физические явления при помощи опытов и любознательности.

Ребята сделали устройство автополива для огорода, действующее по технологии китайского «чайного мальчика» — игрушки, которая используется с древних времен в китайских чайных церемониях и умеет набирать в себя воду при нагревании-охлаждении. Натолкнули их на идею эксперименты в школьном кружке «Научное Общество Почемучек» — в одном из опытов «почемучкам» продемонстрировали, как объем воздуха изменяется при изменении его температуры. После ряда опытов «научная группа» разработала устройство, действующее аналогично и способное поднять воду из пруда и полить огород: закрытую бочку с двумя трубками — одна подаёт воду из пруда (она действует ночью, когда бочка охлаждается и «всасывает» воду), а вторая отводит воду на грядки (её открывают днём, когда бочка нагревается, и расширяющийся внутри неё воздух «выталкивает» воду наружу). Ребята построили макет из стеклянных ёмкостей, убедились, что всё работает, и сконструировали прототип устройства, не забыв о дополнительных советах, например, покрасить бочку в черный цвет для лучшего дневного нагрева. «Мы пришли к выводу, что знание законов физики может помочь человеку в различных жизненных обстоятельствах!», — заключают члены команды проекта.

Компьютерная игра «Собери друзей Алисы Селезнёвой» - Илья Дужкин, 5 класс, ЦПМСС

Второе место среди проектов младших школьников заняла Компьютерная игра «Собери друзей Алисы Селезнёвой» Ильи Дужкина, 5-классника, занимающегося в ЦПМСС. Мальчик сделал игру-викторину в среде ЛогоМиры, чтобы заинтересовать друзей книгами Кира Булычёва. «Я читал много книг про Алису. — Рассказал он Zelenograd.ru. — И ответить на вопросы моей игры получится только у тех, кто прочтёт „Путешествие Алисы“ — вот видите, если выбираешь правильный ответ, то тебе добавляется один друг Алисы, например, Громозека, а если неправильный — один „пират“. Побеждает тот, кто быстрее соберет всех друзей, а не „пиратов“. Моя игра заняла весной второе место по Москве на конкурсе „Поиск“. Но вообще-то я мечтаю стать не программистом, а дизайнером».

Третье место эксперты присудили идеям под общим названием «Маленькие хитрости большого дома» Дарьи Бобровой, 3-классницы начальной школы гимназии 1528 (бывшей прогимназии 1667) — девочка придумала несколько приспособлений, которые делают дом более комфортным без лишних затрат. «Мои изобретения — для повседневной жизни, в которой часто происходят вещи, вызывающие у нас раздражение: пакетики тонут в чашке с чаем, как только их заливают кипятком, родители ругают детей за грязные кисточки на столе во время рисования, для зарядки мобильников нет своей розетки, и их приходится включать куда попало... Думаю, каждый, кто увидит мои идеи, сразу загорится желанием воплотить их у себя дома», — считает Дарья.

Несколько проектов получили призы зрительских симпатий, среди них — проект «Пирамидальные конденсаторы воды в благоустройстве школьных участков», награжденный «за интерес к проблеме благоустройства города».

«Воду для полива городских растений можно получить прямо из воздуха, используя круговорот воды в природе и явление конденсации», — такую гипотезу решила проверить Елизавета Лисицкая, 4-классница начальной школы гимназии 1528 (бывшей прогимназии 1667), прочитав про каменные пирамиды, внутри которых вода оседала на холодных стенках — эту их особенность давно обнаружили археологи. «Оказывается, еще в начале века в Феодосии вода, получаемая таким способам в каменных кучах, питала городские фонтаны», — выяснила автор проекта. На исследование и опытную проверку идеи на школьном участке ушли весна и лето: «Мы сделали клумбу размером 2 на 2 метра, посадили цветы вокруг кучки камней, и им вполне хватало влаги, они прекрасно себя чувствовали без всякого искусственного полива. Мы всё лето не поливали цветы и до сих пор не поливаем», — такие удивительные вещи рассказывала Елизавета экспертам. Не менее удивительное произошло в школе осенью: в октябре инициативная группа проекта устроила «учёный совет», представив школьной администрации свою разработку вместе с математическими расчетами, и та внимательно приняла её к реализации. На школьной осенней ярмарке объявили общий сбор средств на закупку посадочного материала и инструментов — а всем участникам сбора выдали памятные сертификаты и пообещали именные камни, из которых будут сложены новые пирамиды будущей весной.

Проект «Футбол и физика» - Поликарпов Егор, 8 лет, воспитанник ЦПМСС и футбольной спортшколы 112 "Спутник"

В еще одном проекте, заслужившим приз зрительских симпатий, сошлись наука и спорт — «Футбол и физика», так назвал его автор, 8-летний Егор Поликарпов, воспитанник ЦПМСС и зеленоградской футбольной спортшколы 112 «Спутник». Мальчик решил изучить, как зависит отскок мяча от разных поверхностей — песка, травы, ковролина или дерева, и выяснял это на опытах с падающем мячом. «Сейчас в мире футбола на самом деле проводятся такие исследования с использованием компьютерной графики. — Заметил эксперт, оценивавший проект Егора. — А тебе самому это пригодилось на футболе?» — «Да, я ведь вратарь, и теперь помню про все эти вещи, когда играю на разных площадках или в залах. Оказалось, знание физики вполне может помочь хорошей игре в футбол!»

Константин Бобылёв, ученик начальной школы гимназии 1528 (бывшей прогимназии 1667) демонстрировал на ярмарке светодиодную лампочку «Неперегорайку», сделанную из обычной перегоревшей лампы накаливания — попутно автор изучил достоинства светодиодного освещения. Инновационную энергосберегающую лампочку мастерили своими руками — отпилили цоколь у обычной, припаяли светодиоды, провода и резисторы, для питания использовали блок от мобильного телефона. «Паяли папа и мама», — уточнил Костя. Лампочку он предлагает использовать как дешевый способ подсветки, например, для комнатных растений.

Богдан Алексюткин, 3-классник и воспитанник ЦПМСС, сделал проект по модной сегодня теме — исследовал свойства структурированной воды и доказал, что она положительно влияет на сельскохозяйственные культуры. Всем экспертам, зрителям, детям и взрослым, мальчик с большим энтузиазмом рассказывал, как проращивал семена пшеницы в «трёх водах» — кремниевой, водопроводоной и талой — и выяснил опытным путём, что лучше всего пшеница прорастает и растёт на кремниевой или талой воде. Ростки на талой воде получались более крепкие, поэтому вывод исследователь сделал такой: в засушливом климате лучше использовать для проращивания и полива талую воду и полива, а в средней полосе — кремниевую. «Кремниевая вода — это вода, в которую опустили кремний на 2-3 суток. — Пояснил он Zelenograd.ru, показывая на небольшой камень коричневатого оттенка. — Мы такие камни собираем по берегам рек, мама умеет их отличать, а еще их можно купить в медицинских магазинах, и в Зеленограде тоже. Нет, мама у меня не геолог, она — врач-фармацевт».

«Водные» проекты были еще у двух участников ярмарки. Юрий Арсланов, 3-классник начальной школы гимназии 1528 (бывшей прогимназии 1667), представлял зрителям сразу целую науку о льдах — гляциологию — и рассказывал о пользе талой воды. «Мы с классом ездили на экскурсию на агрокомбинат „Московский“, там растения поливают разной водой, и талой, и дождевой — с этого всё и началось», — поделился он с Zelenograd.ru. А жесткость зеленоградской воды и способы её устранения в домашних условиях исследовал 4-классник 718 школы Сергей Вербенко, решивший бороться с вредной накипью в чайнике. Впрочем, самой жесткой, по его пробам с применением мыльной пены, оказалась даже не водопроводная городская вода, а вода родниковая, из поселка Голубое. «Пить и готовить надо на фильтрованной и кипяченой водопроводной воде», — таков вывод исследования.

«Проблема насыщения крупных городов кислородом» – Сергей Ермаков, 2 класс школы 1194

Проблема насыщения крупных городов кислородом стала темой проекта 2-классника школы 1194 Сергея Ермакова, которому помогали старшая сестра и мама. Они исследовали влияние кислорода, которого не хватает в загазованном городском воздухе, на организм человека и экологию, а в качестве решения проблемы предложили проложить под городские тротуары кислородные коммуникации. «Если где-то в городе становится мало кислорода — подаётся сигнал заводу, и он включает кислород», — рассказывает Сережа. А мама Ксения объясняет интерес к этой теме: «Не так давно мы с детьми ходили к врачу, в новый детский центр в поликлинике 54 — там теперь проверяют легкие специальным прибором, нужно дуть в специальную трубочку. И выяснилось, что у нас, как и у многих городских детей, легкие загрязнены, как у курильщиков — из-за постоянного вдыхания продуктов горения: выхлопных газов и т.д. Мы задумались над этим и решили для начала поизучать состав воздуха».

Несколько технических проектов выставили 2-3-классники начальной школы гимназии 1528 (бывшей прогимназии 1667). Алексей Карпов создал полезное устройство для вылазок на природу — примус из двух алюминиевых банок и свечи, попутно изучив и объяснив всем конструкцию и принцип работы примуса. «Этим примусом можно вскипятить воду, подогреть еду или просто согреться, а собрать его очень просто в любых условиях», — утверждает автор проекта.

Сергей Дубняк, не без папиной помощи, сконструировал другое полезное устройство — самодельную антенну из подручных средств: двух пустых жестяных банки-улавливатели, вешалки для одежды, проволоки и диска-отражателя. «У нас появился дачный участок, и на нём совершенно нечего было делать — а с этой антенной я могу смотреть свои любимые мультики, она ловит 8-10 каналов», — пояснил Сережа свой интерес к антеннам, и зрители понимающе ему кивали, заглядывая в переносной черно-белый телевизор: «Взаправду работает!»

Причина гибели еловых лесов Подмосковья – Тимофей Шевелёв, 3 класс, начальная школа гимназии 1528 (бывшая прогимназия 1667)

А у Тимофея Шевелёва, в отличие от коллег по школе, проект был экологический — «Причина гибели еловых лесов Подмосковья». Поводом к исследованию строения дерева и причин его засыхания послужил печальный факт — гибель елового бора под Фирсановкой от нашествия жуков-типографов. Юный биолог обнаружил: «На коре елей обследованного участка много маленьких круглых отверстий, кора легко отделяется от ствола, под корой труха, а на стволе — орнамент, все ели сбросили хвою. Вывод — это насекомое...». За увлечение проблемами экологии проект получил приз зрительских симпатий.

Экология вообще вызвала сильный интерес и озабоченность у школьников и их учителей. Два проекта на ярмарке были посвящены охране окружающей среды и проблеме уборки мусора — «Экополис — город будущего» 4-классника школы 1194 Захара Есакова и «Пусть мир станет чище» команды учеников школы 897. Еще один проект, основанный на реальных фактах, представила Дюдюкина Полина, 4-классница школы 853: девочка отдыхала на подмосковной реке Десне, на которой в августе этого года произошёл массовый мор рыбы.

«Десна покрылась мёртвой рыбой как ковром. Источник ядовитых выбросов был обнаружен, оказалось, что причиной этого стала авария канализационной системы одного из домов отдыха. Реку не очищают, а на её берегах — коттеджный поселок и высотные дома, промышленные предприятия. Канализация выведена прямо в реку, люди бросают мусор... Очень хочется очистить воду и помочь Десне. Но как это сделать?», — говорит Полина и описывает свой эксперимент с водорослями: набрав грязную воду с середины реки в 3-литровую банку, она опустила в неё кладофору шаровидную — через неделю вода в банке стала прозрачной. «Значит, с помощью этих водорослей можно очистить и красавицу-Десну, и люди снова смогут в ней купаться!», — считает девочка.

Хорошее настроение своими руками - Максим Рыжов, 4 класс, ЦПМСС

Еще один приз зрительских симпатии «РИТМа-2012» завоевал проект, который просто не мог этого не сделать — о влиянии разных цветов на настроение человека. Его автор, 4-классник Максим Рыжов, воспитанник ЦПМСС, изучил световые волны разных цветов, древние и народные методы лечения цветом, в который красили стены комнат или одежду. «Я разработал свой способ, как можно улучшить настроение, — рассказал Максим Zelenograd.ru. — Вот блок питания, модуль управления и светодиодный светильник с тремя основными цветами — красным, зеленым и синим, из них можно смешивать цвета, можно включать разные эффекты. При простуде, например, надо использовать голубой цвет, а красный, наоборот, ухудшает настроение, если долго под ним заряжаться. Мой любимый цвет — желтый. А еще бывает, например, цветовой душ...»

Человеческому здоровью посвятили свои проекты еще несколько детей. «Определение жизненной ёмкости легких и способы её увеличения» изучал Захар Рахимкулов, 4-классник школы 718. «Летом я и папа купались в речке и ныряли под воду. Папа смог пробыть под водой 1 минуту 30 секунд, а я 45 секунд. Почему такая разница? Есть ли способ увеличения объема легких?», — такими вопросами он задался и стал искать метод определения объема легких в домашних условиях. Из литературы выяснилось, что увеличить этот объем можно дыхательными гимнастиками и занятиями спортом, особенно плаванием и греблей. «Я и сам пробовал увеличивать свои легкие, немного получилось. — Сообщил Захар Zelenograd.ru — Но чтобы сильно их увеличить, надо заниматься примерно месяц...». Другой 4-классник, Павел Покидко из ЦПМСС, сделал в среде программирования ЛогоМиры игру-викторину о сохранении зрения при работе за компьютером.

Как сохранить зрение, работая за компьютером - Павел Покидко, 4 класс, ЦПМСС

А вот еще три «технических» проекта ярмарки. «Самодвижущийся корабль» — Варвара Могилёва, 4 класс, начальная школа гимназии 1528 (бывшая прогимназия 1667): «На нём можно перевозить грузы, даже большие, если сделать корабль побольше. Можно заплывать на нём в пещеры, куда опасно идти человеку, укрепив на таком корабле видеокамеру и фонари».

Самодвижущийся корабль – Варвара Могилёва, 4 класс, начальная школа гимназии 1528 (бывшая прогимназия 1667)

«Фокусы — это развлечение или наука?» — Шугаев Максим, 4 класс, ЦПМСС, изучил историю фокусов, их жанры, структуру и термины, а также провел опрос более чем 90 человек, которые голосовали за научное или развлекательное предназначение фокусов — большинство согласились, что всё-таки фокусы это наука. Мальчик сам влечен фокусами и демонстрировал их всем зрителям, большим и маленьким. «Фокусы без науки — это неинтересно», считает он.

"Фокусы - это развлечение или наука?" - Шугаев Максим, 4 класс, ЦПМСС

«Сам себе мультипликатор» — мультстудия «852», команда учеников 2-3-х классов школы 852. Мультфильмы сделали прежде всего для своих младших «коллег» — дошколят подготовительных групп, которые собираются в школу и должны адаптироваться к этой перспективе. Инструкцию для школьников по созданию мультфильмов своими руками на ярмарке могли получить все желающие. «На то, чтобы сделать пластилиновый мультфильм для ярмарки, у нас ушло около двух недель, — рассказала Zelenograd.ru Вера Пученко, учитель начальных классов и один из руководителей мультстудии »852″. — Ребята сами делали пластилиновых персонажей, потом мы снимали по-отдельности каждый кадр и монтировали мультик вместе с детьми в программе iMovie и добавляли музыку«.

«Сам себе мультипликатор» - мультстудия «852», команда учеников 2-3-х классов школы 852

По завершении ярмарки, пока эксперты совещались и выбирали победителей, ребята и взрослые посмотрели на экране несколько выпусков научно-популярной программы «Галилео». Затем наступил черед поздравлений — дипломы и памятные подарки выдали всем участникам, а перед вручением главных призов речь произнёс Юрий Белехов, руководитель ЦПМСС.

Юрий Белехов, руководитель ЦПМСС, объявил победителей первой номинации «РИТМа-2012» и рассказал о своём детстве

«Надеюсь, что эти первые «два шага в науке» — два года существования специальной номинации для сладших школьников — станут хорошей традицией, и мы сможем в будущем собирать несколько залов с проектами, а самые интересные работы будем представлять от Зеленограда в МГУ. Но это мечта. Когда-то очень давно, в 1961 году, в космос полетел Юрий Гагарин — я тогда был таким же, как вы, маленьким пацаном. И, знаете, у нас, детей, была не только радость по поводу первого полета человека в космос, но и некий шок — мы вообще не знали, что такое ракеты. И вот появились первые рисунки космических кораблей, и я попросил своего отца — он был хороший токарь — сделать мне трубку сантиметров в 40 для ракеты. Он согласился.

С одного конца мы заполнили трубку серой со спичечных головок — но вы не повторяйте моих ошибок! Как сейчас помню, я запустил в трубку майского жука, и мы с папой попытались её запустить. Вероятно, вы, ребята, тоже знакомы с подобным разочарованием: ракета пшикнула и даже не поднялась, а просто завалилась на сторону, ведь я не знал ни физики, ни аэродинамики, не мог рассчитать вес, который бы подняли спичечные головки. Жук остался жив. И тогда отец мне сказал: знаешь, сынок, не отчаивайся — надо учиться. И выписал мне журналы «Юный техник», «Знание — сила», «Наука и жизнь». Журналов тогда было много, и много было технических кружков. Сейчас их стало гораздо меньше, зато сейчас есть интернет, есть наш центр, в нём Школа сильного мышления.

Надеюсь, скоро в Зеленограде откроется ФабЛаб для вашего возраста — это такой «Экспериментаниум», где вы сможете на современном оборудовании ставить эксперименты и проводить достойные исследования. Мы приглашаем вас туда. Я очень рад, что эта цепочка самозарождения талантов в нашей стране не прервалась. И как бы ни складывалась ситуация, я, глядя на ваши проекты, искренне верю, что Зеленоград будет жить, и инноваторы в нём будут. Сейчас очень быстро меняется время и технологии, поэтому надо учиться — всегда. Поставьте себе такую задачу. Надо всегда быть чуточку выше, чем те овощи, которые ходят по земле — я говорю не о животных, а о людях, сориентированных только на еду и получение удовольствий. Самое большое удовольствие — это преодоление незнания. Надеюсь, мы сможем создать для этого условия в Зеленограде, они уже создаются, и в этом наш город на шаг-два впереди по сравнению с другими округами Москвы и городами России«.

Дипломы победителям номинации «Мои первые шаги науки» будут вручены 20 октября на завершающем мероприятии ярмарки «РИТМ-2012» в ДК МИЭТ, где свои проекты представят старшие школьники, а также студенты и молодые специалисты Зеленограда. Напомним, что в программу этого открытого мероприятия входит также выставка достижений организаций науки и промышленности «50 лет Зеленоградской микроэлектроники!», демонстрация видеофильмов о предприятиях и вузах Зеленограда и научный лекторий — конференция в стиле TED «Искусство науки»: 15 выдающихся видеодокладов о науке и творчестве, технологиях и инновациях, людях и идеях в рамках 2-й конференции TEDxZelenograd. Кроме того, все желающие смогут принять участие в занимательном практикуме «В мире увлекательной науки!» с демонстрацией научных явлений, мастер-классами, программой по робототехнике и прочими интересными планами.

Ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда 2012» традиционно проходит в рамках ежегодного Фестиваля науки в городе Москве — он состоялся 12-14 октября и охватил много площадок, работавших в столичных вузах, музеях и выставочных центрах. На выставке проектов школьников в Экспоцентре демонстрировали свои изобретения и разработки ребята из Зеленоградской лаборатории робототехники, действующей на базе лицея 1557 — Андрей Босюк и Андрей Исаченко. Репортаж о них показал телеканал НТВ в программе «Сегодня» :

Текст: Елена Панасенко

Фото: Zelenograd.ru и Zou.ru

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран