Жилищные программы для очередников в Зеленограде 05.07.2012 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru начальник управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы в Зеленоградском округе Вячеслав Бессонов.

Послушать (46:42)загрузить файл со звуком (32836 кб)

— Сегодня мы будем говорить о жилищных программах, которые реализуются в Зеленограде, о нюансах, связанных с получением жилья, жилищной очередью. Я думаю, что об очередниках можно поговорить в самом начале, ведь жилищная очередь у нас существует и сегодня. Вячеслав Евгеньевич, что представляет собой эта очередь на улучшение жилищных условий?

— Да, конечно, очередь существует. Все основания для постановки на учет определяются во-первых, федеральным жилищным, и, во-вторых, городским законодательством, которое определяет порядок постановки. Сейчас в Москве около 113 тысяч семей-очередников. Для сравнения, в Зеленограде таких семей более 900. Очередь структурирована в зависимости от тех прав, которые имеют граждане, состоящие на жилищном учете. В первую очередь это те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года. Эти люди встали на учет еще в соответствии с жилищным кодексом РСФСР, действовавшим вплоть до 2005 года, и определявшим основания постановки. Они почти не отличались от ныне действующих, за исключением одного существенного признака — признания этих семей малоимущими. Вот, собственно, основное отличие между очередниками, теми, кто встал на учет до 1 марта 2005 года и после.

Сейчас, чтобы встать в очередь на бесплатное жилье, нужно быть признанным еще и малоимущим. Другие критерии признания нуждающимся: жилищная обеспеченность меньше 10 квадратных метров, если семья проживает в отдельной квартире; постоянное проживание в Москве в течение 10 лет; неухудшение жилищных условий в течение 5 лет; гражданство Российской Федерации — все это основные критерии постановки на жилищный учет. Еще раз повторюсь: чтобы встать на учет для получения бесплатного жилья нужно быть еще и признанным малоимущим.

— Бесплатное жилье — имеется в виду улучшение жилищных условий. Например, есть семья, живущая в стесненных условиях. Она хочет улучшить эти условия, получить большую квартиру. И есть люди, которые встают на учет, чтобы получить квартиру в принципе, не имея её.

— С этой точки зрения нет разделения в рамках жилищного законодательства. Если человек встал на учет в целях получения жилья, то он будет обеспечен по нормам действующего законодательства. Если человек встает на очередь с девятью квадратными метрами, он будет стоять в этой очереди до тех пор, пока не будет обеспечен 18-ю квадратными метрами — вот в чем смысл того, чтобы вставать на очередь.

— Те 10 метров, о которых вы упомянули, — это общая площадь или жилая?

— Это общая площадь, с балконами, с коридорами, ванной, туалетом.

— То есть, несмотря на то, что на балконе и в ванной жить не будут, оценивается вся площадь квартиры?

— Да, это критерий, определяющий, что называется, условия для жизни. Мы смотрим: общая площадь квартиры — 60 кв.м, из них 55 кв.м — жилая площадь. Вопрос в точке отсчета; можно считать от общей площади, а можно от жилой. Просто норма была бы немного другой, если бы она считалась от жилой площади. Поэтому с точки зрения закона это лишь система координат, которая позволяет оценить жилищную обеспеченность.

— Вы упомянули количество семей в жилищной очереди и наверняка знаете ситуацию в других округах Москвы. Можно ли сравнить Зеленоград с другими округами по этой цифре?

— Да, конечно можно, и результаты сравнения будут примерно такими: в Москве 113 тысяч очередников, а в Зеленограде их меньше тысячи, причем в Зеленограде тех, кто встал на учет до 1 марта 2005 года, естественно, большинство, как и в Москве, потому что времени встать было больше. Таких семей в Зеленограде около 500. Есть округа, где очередников больше, есть — где меньше, но плюс-минус — они все одинаковы, то есть, в среднем, порядка 11 тысяч семей в каждом округе.

— На встречах с жителями и совещаниях префект Зеленограда Анатолий Смирнов не раз говорил о том, что в Зеленограде потребность в социальном жилье минимальна, что у нас для расселения очередников (если бы это можно было сделать единовременно) требуются два больших дома. Вы согласны с этим мнением? Действительно ли в Зеленограде минимальная потребность в социальном жилье?

— Это, в общем-то, видно даже из темпов реализации городских программ. Если в Зеленограде сейчас обеспечиваются бесплатным жильем очередники 1997 года, то в Москве — те, кто встали на учет до 1989 года; это если без жилищных льгот. У нас этот период ожидания отличается, люди стоят в очереди меньше, чем в среднем по Москве, и обеспечиваются жильем немного раньше.

Конечно, эти цифры, связанные с необходимым объемом ресурсов для обеспечения всех очередников Зеленограда, также можно посчитать и по другим округам Москвы. Если исходить из тех норм, которые у нас есть, которыми мы обязаны обеспечить, то да, здесь цифры похожи.

— Как быстро (или медленно) движется эта очередь на улучшение жилищных условий? Понятно, что нельзя построить упомянутые два дома, взять и переселить туда всех зеленоградских очередников, потому что существует общемосковская очередь.

— Совершенно верно.

— Учитывая, что в Зеленограде практически не ведется строительство жилых домов за счет бюджета — куда переселять?

— Здесь, естественно, все зависит от тех ресурсов, которые есть. В Москве действует общегородская программа «Жилище»; она не разделяет очередников Зеленограда и очередников Москвы, потому что Зеленоград — это тоже Москва, и выбиваться из общих темпов обеспечения жильем по столице, наверное, не совсем правильно. Ресурсы общегородские, они распределяются между округами в зависимости от имеющихся потребностей.

— То есть, очереднику из Зеленограда могут предложить вариант в другом округе Москвы?

— Да, это вполне возможно, потому что речь идет либо о заключении договора социального найма, либо о заключении договора в каких-то возмездных программах, возмездных способах улучшения жилищных условий.

С точки зрения договоров социального найма есть четко установленное законодательное ограничение — жилое помещение должно быть предоставлено в пределах Москвы. Если мы говорим про какие-то возмездные программы, то речь уже может идти и о Подмосковье, есть такие варианты. Законодательство это не ограничивает, поэтому предложения есть как в Москве, так и в Подмосковье.

— Под Подмосковьем имеется в виду ближайшая область? Очереднику из Зеленограда могут предложить, например, Андреевку?

— Если у нас есть такие квартиры на распределении, то, конечно, да.

— Мы видим, что там идет строительство.

— Могут предложить в Андреевке, могут — в Солнечногорске, в зависимости от тех ресурсов, которые есть. Сейчас, например, по договору купли-продажи с рассрочкой платежа очередники могут посмотреть квартиру в Солнечногорске.

Есть и другие способы улучшить жилищные условия: например, это наём жилья в бездотационных домах. Такие дома сейчас есть и в Подольске, и в Зеленограде, поэтому такие варианты тоже возможны.

— В Зеленограде сейчас построен один такой дом. Бездотационный — значит, там нет дотаций города, государства?

— Да.

— Значит, можно предположить, что там будет высокая плата за жилищно-коммунальные услуги.

— Знаете, история этих бездотационных домов, раз уж речь зашла о них, достаточно интересна. Все начиналось в 2008 году, когда была озвучена концепция формирования таких домов. По сути, этот кластер арендного жилья формируется посредством строительства бездотационных домов, которые не могут быть проданы на рынке недвижимости. Невозможность продать жилое помещение в бездотационном доме — это одна из его характерных черт.

Создавая этот кластер, город имеет возможность влиять на рынок, в том числе, и арендной недвижимости. Когда есть четко сформированный сегмент с определенными вставками платы за наём в этом доме (который определяется постановлением правительства Москвы), естественно, это будет влиять, в том числе и на рынок, в зависимости от количества таких домов.

Позднее эта идея нашла отражение и в нашей городской программе «Жилище», которая действует с 2012 года. Там есть специальная подпрограмма «Развитие рынка арендного жилья», которая включает в себя, в том числе, и строительство бездотационных домов. Что касается вашего вопроса — плата за проживание в этом бездотационном фонде состоит из двух частей. Первая — это плата за жилищно-коммунальные услуги, которая по факту не отличается от всех остальных. Далее я приведу примеры стоимости жилья в таком доме. Вторая — это плата за наём. Все эти ставки утверждаются Постановлением правительства Москвы; они не могут быть чересчур большими. С другой стороны, есть четко установленные темпы роста этих ставок, и здесь они не могут превысить какой-то определенный размер.

Например, на 2012 год стоимость найма жилья вместе с жилищно-коммунальными услугами и платой за наем будет составлять порядка 5-6 тысяч рублей в месяц на двухкомнатную квартиру.

— Такие цены в бездотационном доме в 20-м микрорайоне?

— Да. Вы можете сравнить эти ставки платы с рыночными. В самом лучшем варианте снять двухкомнатную квартиру в Зеленограде будет стоить около 20 тысяч рублей. Естественно, это существенная разница, и какая ставка будет в рыночной квартире — это уже вопрос, через месяц арендодатель может сказать, что она изменилась. В бездотационном доме такого нет.

— Учитывая, что жильцы бездотационного дома не могут продать или поменять квартиру, и вообще совершить с ней какие-то действия, — для кого-то это может быть временным вариантом, с тем, чтобы платить не 20 тысяч за аренду, а пять вместе с ЖКУ, и копить деньги на то, чтобы приобрести еще какое-то жилье. Мне представляется, что невозможность продать или поменять квартиру в перспективе делает такие дома не особо востребованными.

— Знаете, это не так. Действительно, когда программа только начиналась, были вопросы — а будет ли людям интересно таким способом улучшать свои жилищные условия? Сейчас мы можем сказать, что это интересно по следующим причинам: вступая в систему бездотационных домов, человек, получивший квартиру, гарантированно получает право заключения договора на новый срок. То есть, он четко знает, сколько будет платить за эту квартиру в течение, например, ближайших 20 лет. Он может предполагать, что структура расходов будет такой-то, с учетом того, что за квартиру нужно будет платить 6 тысяч рублей в месяц. С другой стороны, неправильна ситуация, когда получив эту квартиру единожды, отсутствует возможность каким-то образом улучшить свои жилищные условия потом. В современных бездотационных домах предусмотрена возможность замены одной квартиры на другую в случае необходимости.

— В пределах одного дома?

— В пределах системы бездотационных домов. Если, например, семья разрослась, и надо получить квартиру большей площади, не двух-, а трехкомнатную, то с учетом имеющихся ресурсов можно рассмотреть возможность поменять ее. Оставшаяся квартира никуда не денется, она пойдет другим людям, другим очередникам.

То есть, с одной стороны, семья может попробовать переехать в другую квартиру. С другой стороны, сейчас очень интересна сама по себе проблема трудовой мобильности. Многие люди ездят работать в разные города и даже регионы. В ситуации бездотационных домов в пределах Москвы, если есть возможность поменять эту квартиру, можно переехать, например, ближе к работе. Конечно, это пока практически несуществующий пример, но в принципе эта ситуация возможна.

— Да, это важный вопрос. Но прежде хотела бы спросить — предлагают ли квартиры очередникам в этом бездотационном доме в 20-м микрорайоне?

— Безусловно.

— И они вправе выбирать, в этом доме жить или другом?

— Да, сейчас мы можем предлагать очередникам два возможных варианта: либо дом в Зеленограде, либо дом в Подольске. Здесь можно рассматривать разные способы улучшения жилищных условий с точки зрения возможности разъехаться семье. Потому что есть возможность получить квартиру из фонда города не только, например, с высвобождением занимаемого жилья: мне дали квартиру, я обязан уехать из своей старой. Нет, это необязательно. В некоторых случаях квартира сохраняется, и есть возможность разъехаться маленькими семьями, которые живут в одной квартире. Одна семья (например, родители) может уехать в Подольск, где, возможно, им будет удобнее, а молодая семья останется в Зеленограде; либо наоборот. Варианты есть разные, это, конечно, семья будет смотреть самостоятельно.

— В том же 20-м микрорайоне строятся новые дома. Будете ли вы предлагать в них квартиры?

— Если эта площадь поступит к нам на распределение, то, безусловно, мы будем предлагать ее. В Москве централизованное распределение жилой площади строительства, и направление ресурсов на городские программы в конкретном административном округе идет, как я уже говорил, исходя из потребностей. Поэтому то, что строится и поступает на реализацию, будет, естественно, направляться на очередников.

— Расскажите о жилищных программах, которые реализуются Департаментом жилья в округе. Особенно интересны предложения для молодых семей.

— Сейчас, кстати, очень интересная ситуация с точки зрения различных программ, нацеленных на улучшение жилищных условий граждан. Интересна она и тем, что до 2012 года существовал некий комплекс городских программ, которые, исходя из различной направленности, позволяли очередникам различными способами улучшить жилищные условия. Это была купля-продажа с рассрочкой платежа, социальная ипотека и другие программы.

— Пресловутая программа «Молодой семье — доступное жилье»?

— Да. Сейчас все эти программы, естественно, сохраняются, но реализуются в рамках программы «Жилище». Интерфейс городского законодательства, позволяющий улучшить жилищные условия, стал более собранным — в том смысле, что его проще посмотреть, проще увидеть, на что могут претендовать очередники, каким способом улучшить свои жилищные условия. Если раньше, например, приходилось брать несколько постановлений, то сейчас можно взять программу «Жилище», посмотреть, полистать. Есть седьмая подпрограмма, которая четко нацелена на очередников и содержит в себе разные способы улучшения жилищных условий, причем, по сути, эти способы нацелены на разные категории очередников, на разные их возможности и потребности.

Как я говорил, у нас есть и малоимущие люди, которые состоят на учете, и есть те, кто может приобрести жилье самостоятельно, с использованием собственных средств. Соответственно, для таких людей есть разные способы улучшить жилищные условия: если это малоимущие граждане, они получают жилье бесплатно по договору социального найма; если это люди, готовые самостоятельно приобрести жилье по стоимости, установленной городом, которая гораздо ниже рыночной, то тогда уже можно участвовать в таких способах, как купля-продажа с рассрочкой платежа, социальная ипотека, наём жилья в бездотационных домах; можно получить субсидию на приобретение жилья. Все эти способы действуют в рамках программы «Жилище».

— Я помню, что когда несколько лет назад мы обсуждали программу «Молодой семье — доступное жилье», говорили что «доступное» надо брать в кавычки, потому что это реально дорого и огромному количеству молодых семей это просто не под силу.

— «Дорого» — это несколько субъективное понятие, давайте посмотрим на объективные цифры. Если брать ту же самую программу «Молодой семье — доступное жилье», которая сейчас реализуется у нас в рамках программы «Жилище», там есть блок, нацеленный как раз на улучшение жилищных условий молодых семей. Он включает несколько способов улучшить жилищные условия. Первый — это купля-продажа с рассрочкой платежа, второй — купля-продажа с использованием механизма социальной ипотеки, третий — наём жилья в бездотационных домах.

Рассмотрим их по порядку. Купля-продажа с рассрочкой платежа — это возможность приобрести квартиру из фонда города по городским ценам и с рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 10 лет, и при этом есть возможность досрочного выкупа. Стоимость квартиры как при купле-продаже с рассрочкой платежа, так и при социальной ипотеке устанавливается правительством Москвы. Если брать среднюю стоимость квадратного метра (конечно, это «средняя температура по больнице», и я еще остановлюсь на том, как она определяется), она будет составлять где-то порядка 18-20 тысяч рублей. Это может быть и меньше, 12-10 тысяч, а может быть и больше. Давайте сравним это с рыночными ценами.

— Да, как раз было бы интересно сравнить. Возьмем какую-нибудь стандартную ситуацию: например, молодая семья покупает квартиру в ипотеку, и делает это через риелторов; соответственно, будет коммерческая ипотека. Допустим, это двухкомнатная квартира 50 кв. м. Каким будет размер платежа по социальной ипотеке и по коммерческой?

— В чем разница между коммерческой ипотекой и социальной? В цене квартиры и в процентной ставке по кредиту. Стоимость квартиры будет определяться от цены квадратного метра и от доходов, которые семья будет показывать в банке. Исходя из этих двух величин, будет определяться и ежемесячный процент по ипотеке.

— Вы сейчас можете озвучить какие-то примерные цифры?

— Это дело неблагодарное; давайте лучше сравним базовую цену, потому что банки бывают разные, бывают разные проценты; здесь нужно смотреть каждый конкретный случай. Если мы берем цену по «Молодой семье» — 20 тысяч рублей за квадратный метр, — то квартира в 50 кв. м будет стоить 1 миллион рублей. Если мы берем рыночную стоимость, то здесь уже квадратный метр будет стоить 120-140 тысячи рублей, в зависимости от местоположения.

Это все можно посчитать из интереса на любом ипотечном калькуляторе коммерческого банка и посмотреть, сколько это будет в процентах и в зависимости от доходов семьи.

— Насколько востребованы эти программы? Как часто ими пользуются в Зеленограде, как часто к вам приходят с такими вопросами, и, соответственно, потом включаются в ту или иную жилищную программу?

— Приходят к нам каждый день. У нас есть очередники, с которыми мы работаем; естественно, мы заинтересованы предоставить те жилые помещения, что у нас есть, а граждане заинтересованы в том, чтобы улучшить свои жилищные условия. Поэтому процесс непрерывен; исходя из тех объемов, ресурсов, которые у нас есть, мы предлагаем все возможные варианты.

Ещё хотелось бы рассказать об одной интересной программе для очередников. Это возможность найма жилья на рынке недвижимости, но с использованием средств, которые идут из городского бюджета. Это так называемая компенсация затрат граждан за аренду жилья. Такая компенсация может быть предоставлена тем, кто встал на учет до 1 марта 2005 года, и тем, кто остро нуждается в улучшении жилищных условий. Например, если у человека менее 10 кв.м на члена семьи, и он готов снимать квартиру, частично оплачивая аренду из своего кармана.

— Каковы размеры этой компенсации?

— Где-то до 50% от рыночной стоимости аренды.

— Возможно, есть какие-то особенно востребованные программы, которыми люди интересуются.

— Здесь ответить достаточно сложно, потому что и у купли-продажи с рассрочкой платежа, и у социальной ипотеки, и у бездотационных домов есть свои потребители. Опять же, нужно смотреть по ситуации: у нас, например, есть очередники, признанные нуждающимися и вставшие на учет после 2005 года, но не признанные малоимущими. Они у нас могут идти только на возмездные программы. И, например, сейчас мы уже можем им предлагать бездотационные дома в Подольске.

— Хотят ли они ехать в Подольск? Как вообще люди реагируют на такие предложения?

— Вопрос, конечно, интересный. Предлагать это мы стали недавно, поэтому о четкой реакции, хотят или не хотят ехать в Подольск, мы сейчас сказать не можем. Людям нужно время, чтобы подумать. Необходимо понять ситуацию: если человек встал на учет, например, в 2011 году, уже сейчас он может получить квартиру в бездотационном доме в Подольске. Такой достаточно быстрый период обеспечения может быть интересен, скажем, той же самой молодой семье. Способы улучшить жилищные условия тоже могут быть разные: например, это может быть в дополнение или с высвобождением занимаемой площади.

Поэтому сейчас мы ждем обратной реакции на наше предложение; люди должны сказать, интересно это им или нет. Я надеюсь, что это интересно, потому что если семья действительно нуждается в улучшении жилищных условий, то, конечно, она заинтересована в скорейшем их улучшении.

— Возможно, пенсионеры могут быть заинтересованы. Подольск — это область, там, может быть, и квартплата меньше, и какие-то другие плюсы можно найти. Если речь идет о работающих людях, то у них, наверное, меньше мотивации ехать в область из Зеленограда, который формально Москва.

Вернемся к Зеленограду. У крупных предприятий, скажем, у «Ангстрема» или «Микрона» сейчас есть реальная потребность в привлечении рабочей силы, в молодых специалистах: инженерах, технических сотрудниках. Они могут приехать из другого города, но жить им фактически негде. Иногда предприятие частично оплачивает работнику аренду квартиры. У нас развивается особая экономическая зона, куда также будут приезжать работать новые кадры, новые сотрудники; и здесь встает проблема жилья. Вы что-то можете сказать по этому поводу? Есть ли какие-то резервы, какие-то ресурсы жилья, которые вы можете предоставлять на тех или иных условиях, по тем или иным программам для вновь приезжающих в Зеленоград?

— Здесь ситуация интересная. С одной стороны, в городской программе «Жилище» предусмотрена возможность получать семьям молодых специалистов квартиры в тех же самых бездотационных домах Москвы, тот же самый корпус 2022. Но, естественно, учитывая, что это городская программа, она была нацелена в первую очередь на людей, которые постоянно живут в Москве. Поэтому молодые специалисты, работающие в социальной сфере, молодые ученые, аспиранты, преподаватели московских вузов, в принципе, могут участвовать в этой программе, подавать заявки по месту работы и после этого направлять их в Департамент жилищной политики.

Что же касается иногородних сотрудников зеленоградских предприятий, здесь нужно понимать, что это вопрос тех предприятий, которые привлекают сотрудников для работы.

— Они должны об этом думать сами?

— Конечно. Если предприятию нужен конкретный сотрудник, если таких работников, которые родились и живут в Зеленограде, нет, оно заинтересовано в том, чтобы дать ему возможность самостоятельно улучшить жилищные условия. Либо дать компенсацию найма, чтобы работник мог снять жилье; либо, если у предприятия есть возможность построить дом или выкупить квартиру...

— То есть, это их головная боль, и нет закона, который регламентировал бы такую схему: нужны сотрудники — можно обратиться с просьбой дать им квартиру.

— Да, сейчас такого нет. Сейчас у нас в городском и федеральном законодательстве четко прописано, что жилье предоставляется тем, кто стоит на учете.

— С одной стороны, это правильно, с другой — тормозит развитие бизнеса, потому что у молодого специалиста первый вопрос будет о жилье.

С 1 сентября меняются правила предоставления жилищно-коммунальных услуг, и сейчас ужесточаются законы в отношении неплательщиков. Если человек не платит какое-то время, его, условно говоря, могут «отключить», а потом и выселить по решению суда. Понятно, что процесс этот (судебные разбирательства по поводу неуплаты) не очень быстрый (он и раньше был медленным), но может ускориться в связи с принятием нового закона. Допустим, есть судебное постановление о выселении того или иного должника в квартиру меньшей площади. А есть ли такие ресурсы в зеленоградском жилищном фонде?

— Нигде не сказано, где должен быть этот фонд. Речь идет о маневренном специализированном фонде, который существует именно для того, чтобы выселять людей, которые не могут платить за жилье.

— Это то, что у риелторов называется вторичным жильем?

— Нет, у риелторов рынок вторичного жилья — это когда можно снять или купить квартиру у вторых лиц, предыдущих владельцев, а не у застройщиков. Здесь же имеется в виду специализированный фонд: дома или квартиры, в которых живут такие неплательщики. Есть определенные нормы по выселению, оно идет по 6 кв.м на человека; естественно, на нормы в 18 кв.м уже никто смотреть не будет. И этот вопрос не привязан к конкретной местности, мы не должны переселять неплательщиков исключительно в Зеленограде, такого нигде не прописано.

— То есть его могут отправить в область?

— Если переселяют в маневренный фонд, то ограничений нет; это может быть Москва, может быть область. Варианты разные.

— Значит, здесь проблем нет и можно найти какие-то варианты, если есть постановление суда и нужно переселять.

— Да, с решением суда.

— Ваше управление по-прежнему находится в доме 5 по улице Юности, более известном в народе как «01-й корпус». Помню, несколько лет назад там были проблемы: очереди, тесно. Сейчас что-то изменилось?

— Сейчас у нас прием построен таким образом, что очередей фактически нет. У нас есть четкий график приема населения, с ним можно ознакомиться на сайте Департамента жилищной политики. Поэтому когда возникают какие-то вопросы, связанные с деятельностью Департамента, люди знают, в какое время им подходить. Сейчас таких очередей, чтобы прямо не войти, нет. Конечно, бывает, что приходит много народу, но огромных очередей нет.

Сейчас у нас есть специально оборудованная приемная, в ней пять окон, в каждом сидит сотрудник и принимает людей по мере того, как они подходят, консультирует по конкретным вопросам.

— Можно ли просто позвонить и получить консультацию, чтобы лишний раз не ходить?

— Консультации по телефону у нас не осуществляются, потому что как показывает практика, это не совсем эффективный способ общения. С точки зрения приема у нас ограничений нет, можно приходить в любой момент приемного времени, если это не какой-то специализированный вопрос (например, приватизация, когда уже требуется определенный пакет документов, который гражданин должен принести). Если просто нужно получить консультацию — всегда можно подходить без проблем.

— Вы были назначены на должность начальника зеленоградского управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда около двух месяцев назад.

Были какие-то специфические сложности, с которыми вы столкнулись в работе, в общении с жителями?

— Я в Департаменте жилищной политики работаю не первый день, человек не новый, и, в общем-то, знаю эту проблематику, знаю все вопросы, которые были, в том числе и в Зеленограде. Они несколько специфические, даже исходя из географического положения округа. Но я бы не сказал, что какие-то существенные вопросы, которые есть в Зеленограде, отличаются от общей практики. Есть некоторые моменты, которые, естественно, отличаются, в том числе, потому что наш город достаточно молодой по сравнению с Москвой. Та же очередность у нас отличается от общемосковской.

Это все объективные причины, которые мне известны. Конечно, новое место работы, как и для любого человека, требует повышенного внимания, особенно на первых порах, отрицать это невозможно. Приходится где-то чуть дольше заниматься этой работой, но от этого никуда не деться, это нормальная рабочая ситуация.

— Хотелось бы спросить о системе учета жилого фонда, который имеется в Зеленограде. У нас еще два года назад было интервью с бывшим начальником управления Татьяной Хохриной. Тогда она говорила о проблемах, связанных именно с учетом жилого фонда в округе. Она сказала, что в Москве еще в 2008 году город получил право вступать в наследство, а раньше эту работу вела налоговая инспекция; жилье поступало в доход Российской Федерации, а не города, и большое количество жилья было не оформлено. Насколько я поняла, для налоговых инспекций это была какая-то новая навязанная работа, и часть жилья просто «потерялась»: не была учтена, это было какое-то «подвешенное в воздухе» жилье. Есть ли сейчас подобные проблемы, например, с пустыми квартирами после смерти владельцев?

— Сейчас работа по поступлению квартир в жилищный фонд за выбытием граждан уже сдвинулась с той точки, о которой говорила Татьяна Александровна; мы получаем информацию о том, что человек выбыл из квартиры. Мы тесно сотрудничаем с Единым информационным центром и ЗАГСом; естественно, все сведения к нам поступают в оперативном порядке. Эта работа хорошо налажена, во многом благодаря взаимодействию под руководством префектуры и в рамках рабочего взаимодействия между этими органами власти. Квартиры за выбытием являются одним из тех ресурсов, которыми мы обладаем для реализации наших городских программ. Это достаточно стабильный ресурс, мы его используем и постоянно получаем.

— Это те квартиры, где по истечении определенного законом срока никто не вступил в право наследования; соответственно, они могут перейти городу?

— Да, так оно и есть. Если такая ситуация складывается, то город вступает в право наследования.

— С самим учетом жилого фонда, если я вас правильно поняла, проблем нет. Нет каких-то сбоев в работе между разными структурами, которые причастны к жилому фонду, они все оперативно общаются между собой?

— Да, достаточно оперативно. Естественно, никогда не бывает так, что абсолютно все гладко, бывают какие-то судебные дела, работа, связанная с поступлением фонда за выбытием. Естественно, без этого никуда, это жилищный вопрос.

— «Всех испортил», как писал классик. Если говорить о современном жилищном законодательстве — есть ли у вас какие-то вопросы к самим законам, возможно, создающим для вас проблемы в работе?

— Если смотреть с практической точки зрения, то нам того правового поля, которое есть, вполне достаточно. Конечно, возникают какие-то вопросы, и поэтому есть судебная практика; когда сложно решить вопрос в обычном порядке, уже вступает суд. Это нормальная практика, и написать такой закон, который бы учитывал все возможные ситуации, вряд ли получится. Закон должен наиболее четко охватывать какую-то общую ситуацию, а потом в силу вступают подзаконные акты, законы города Москвы после федеральных законов, постановления правительства Москвы. Поэтому по вопросам регулирования, с чем я успел столкнуться, работа налажена.

— У нас уже закончилась приватизация?

— Нет. Приватизация продолжается, закончится она в следующем году, в марте 2013 года. Вопросы приватизации идут в постоянном рабочем режиме, обращаться с заявлением о приватизации сейчас можно в управление.

— Стоит ли вопрос о расприватизации? Можно приватизировать жилье, можно и расприватизировать «обратно».

— С этим я пока еще не сталкивался. Такие ситуации не носят массового характера ни в Зеленограде, ни в каком-то из других округов. Но в целом, конечно, такая ситуация возможна, потому что люди, вступающие в право собственности могут недооценивать те права и обязанности, которые влечет за собой это право.

— Спасибо за интересную беседу. Напомню, в студии Zelenograd.ru был начальник Управления департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы в Зеленоградском округе Вячеслав Бессонов.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме



E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран