Детские шахматы в Зеленограде: сеанс одновременной игры для всех 17.12.2010 ZELENOGRAD.RU
Первая открытая шахматная олимпиада для детей проходит в ноябре и декабре в ДЮЦ «Союз», и в эти выходные — 25 и 26 декабря — состоятся её последние игры в самой старшей возрастной группе 13-14 лет. В гостях у Zelenograd.ru — Андрей Степанович Волоховский, преподаватель шахматного кружка ДЮЦ «Союз», организатор олимпиады.

Послушать (33:40)загрузить файл со звуком (23680 кб)

— Андрей Степанович, давайте для начала познакомим с вами наших читателей. Как правильно называется ваш шахматный кружок в «Союзе», давно ли вы его ведете?

— В «Союзе» я веду шахматное объединение. Оно было организовано шесть лет назад по инициативе спортивного отдела нашего центра, это было для меня немножко неожиданным, но приятным предложением, поскольку шахматы со мной всю жизнь, с детства. Я, как музыкант по своей основной профессии...

— Вы по профессии музыкант?

— Да, и ждал момента реализации своей шахматной мечты. Собственные мои спортивные достижения, будем говорить так, не очень высоки, специальность музыканта подразумевает немного иную деятельность... А сейчас, с выходом в старшую возрастную категорию, у меня появилось время и желание, и я с удовольствием все свое время расходую на свои любимые шахматы. Ну, и продолжаю работать с детьми, поскольку по своей основной профессии я все-таки педагог — у меня больше 50 лет педагогического стажа: это музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория.

— Вы музыкальный педагог — по какому инструменту?

— Скрипка. Я полжизни провел на эстраде, на сцене, поскольку сочетание педагогики и филармонических выступлений давали мне наиболее полное удовлетворение. У меня в трудовой книжке стоит филармоническая отметка «Солист-инструменталист высшей категории» — это участие в струнных квартетах, в оркестрах, сольные выступления. Но это то, что касается моей музыкальной стороны.

— А шахматы всегда оставались вашим хобби?

— Что касается шахмат — я получил такое же шахматное образование, как и многие мальчишки: начинал с улицы, потом ходил во Дворец пионеров, систематические занятия были только в период моей юности. В консерватории мне повезло — на кафедре физвоспитания у нас был хороший шахматный педагог. Служа в армии, я пытался и там организовать шахматный коллектив и шахматные соревнования. А потом, вернувшись домой, участвовал в преподавательских олимпиадах, как член команды консерватории — играл за первую, за вторую доску. На большие спортивные достижения меня не хватило.

«У меня на родине шахматы очень популярны, а в Калмыкии — обязательный школьный предмет»

— У вас необычное сочетание — вы музыкант, играющий в шахматы. Но Зеленоград — город научной интеллигенции, мы здесь привыкли, что инженер, играющий в шахматы — это обычное дело. И детей, наверное, все учат. Что показала олимпиада, многие сейчас продолжают заниматься шахматами?

— Точно, да.

— Вообще хочется спросить вас глобально: какова сейчас шахматная ситуация у нас в стране? Потому что было время, когда шахматы были одним из популярнейших видов спорта, увлечения, и нам было чем гордиться — все страна следила за борьбой Карпова и Каспарова, в газетах публиковали шахматные этюды... Что сейчас? Какова ваша точка зрения на это?

— По моему мнению, популярность шахмат сейчас возвращается в широкие массы, начиная с детей. Я просто это чувствую по массе ребят, которые приходят к нам в ДЮЦ, с которыми я встретился на протяжении этой олимпиады. Популярность шахмат растет, как и желание родителей реализовать способности своих детей, озабоченность родителей — и спасибо им на том, что они за руку приводят детей, и порой очень, очень одаренных. Еще, ко всему прочему, благоприятно повлиял недавний конгресс ФИДЭ, который недавно прошел в Ханты-Мансийске, где президентом Всемирной шахматной федерации был избран Кирсан Илюмжинов — он очень энергичный сторонник популярных шахмат, детских шахмат. У себя в Калмыкии он ввел шахматную дисциплину в общеобразовательную школу. Скажу, что в той периферийной стране, из которой я приехал, шахматы были в школе, как обязательный предмет. Я удивляюсь, что в Зеленограде пока такого нет, хотелось бы.

— А откуда вы приехали?

— Я приехал из Туркмении — из республики, провинции, настолько отдаленной географически, но она очень развитая в культурном отношении. И некоторые сравнения моей родины, Ашхабада, с Зеленоградом порой складываются не в пользу Зеленограда, пусть меня простят его жители. Но я знаю, насколько широко популярны были шахматы в Ашхабаде, и насколько актуальными востребованными были детские шахматы. Хочу подчеркнуть — именно детские, потому что спортивные шахматы это отдельная отрасль, это ближе к профессионалам. Мы же работаем на ту категорию детей, которая питает спортивные шахматы. И в приветствии префекта города Анатолия Николаевича Смирнова подчеркивалось, что шахматы — это не только спорт и здоровье нации, но и культура народа. Приветствуя детей, он желал им большого, широкого общения друг с другом, общения не виртуального с компьютером, а одушевленного, ведь на олимпиаде дети организованы по возрасту, по интересам. Мне кажется, что первые три возрастные группы у нас прошли достаточно успешно, родители и дети довольны — а нам, собственно, больше и желать нечего.

— Поясню: детская шахматная олимпиада проходила в течение нескольких выходных, по возрастным группам — в первые выходные играли дети с 6 до 7 лет, в следующие с 7 до 8 лет и так далее до 14 лет, правильно?

— Да. Условия её проведения очень демократичны, не нужно иметь никаких особенных достижений кроме желания встретиться с детьми. У нас нет никакой пропускной системы, балльной системы... Мы принимаем всех. Это наш девиз, девиз нашего ДЮЦа. К нам приходят дети разные по специальности и по желанию учиться...

— У нынешних детей есть какие-то яркие имена, примеры перед глазами? Вы с ними знакомите детей? Или сейчас уже не осталось каких-то ярких личностей на шахматном небосклоне?

— У детей есть образцы достаточно успешных выступлений среди их сверстников, наших, ДЮЦ-овских воспитанников. Часто родители спрашивают: Андрей Степанович, а до какой поры они будут заниматься у вас? Я всегда готов им ответить так: сколько вам будет интересно приходить в ДЮЦ — на столько вы можете и рассчитывать, а как только ваши интересы станут выше ДЮЦа, перерастут наши возможности, вы можете обращаться в довольно широкий круг чисто спортивных шахматных клубов в Москве. Вот, двое наших воспитанников, Андрюша Айрапетов и Андрей Липкин — они выросли из ДЮЦа и сейчас занимаются в школе Карпова в Москве, участвуют в чемпионатах Москвы, в чемпионатах России, пусть у них не лидирующие позиции, но это достаточно престижно. Я надеюсь, что мы будем искать другие имена, новые, интересные, и шахматы будут иметь продолжение.

Белые начинают в ДЮЦ «Союз»

— Ваша шахматная олимпиада действительно первая открытая детская шахматная олимпиада в нашем городе?

— Да.

— Неужели до этого не было вообще ничего подобного?

— Меня тоже это несколько удивляет, поскольку детских шахматных центров в Зеленограде достаточно много, есть квалифицированные педагоги — это я чувствую, когда встречаюсь с ними, но, к сожалению, как-то приглашений на турниры нам поступает очень мало.

— Клубные турниры какие-то проходят?

— Есть система клубных турниров. Нас приглашает, например, Дворец творчества, Андрей Вячеславович Гущик, нас приглашают играть менделеевские ребята, и мы с удовольствием приезжаем к ним, но это ограниченный круг. И родители, и дети просят расширить географию наших соревнований, наших выступлений, и, собственно, идея этой олимпиады пошла от них.

— От родителей? То есть, это они захотели, чтобы прошла олимпиада?

— Да, от родителей и детей. По известным причинам участвовать в московских соревнованиях нам трудно и далеко, прежде всего — выезжать туда с детьми, в зимний период особенно. Поэтому я решил попробовать удовлетворить любопытство собственных детей и в то же время вовлечь в шахматы всех детей Зеленограда. По глазам, по настроению я вижу, что наша олимпиада первая, но она будет иметь продолжение.

— Вас как-то поддержали городские власти?

— Безусловно. Я скажу, что без городских властей, без префекта, без управы, без муниципалитета мы бы не сдвинулись с места. Я говорю «мы» — это наш коллектив «Союза», потому что весь коллектив работает на эту шахматную олимпиаду: и администрация, и спортивный отдел, и художники нам приготовили чудесную эмблему, афишу. Родители приготовили стильные дипломы с нашей эмблемой. Организация этой олимпиады — это труд многих людей, очень порой занятых.

— А если бы на олимпиаду пришло намного больше человек из города, «Союз» мог бы не справиться — не было таких опасений?

— Были опасения в начале, что мы не справимся, но, оговаривая численный состав участников с префектом города, с нашей администрацией, с ДЮЦем, мы рассчитывали, что мы можем одновременно усадить 40 детей — это 20 игровых мест, досок. При желании мы могли бы и увеличить это число, мы были готовы и к большему количеству участников. Сейчас прошли игры — детей 6-7 лет было около тридцати, чуть больше — восьмилеток, еще чуть больше — девятилеток. В общем мы уже около 110 детей провели через нашу олимпиаду.

— Пришло ровно столько детей, сколько вы могли принять?

— Да, так и сложилось. Приходят дети, может быть, направленные от школы, потому что электронная информация об олимпиаде прошла по школам. Нас это очень устраивает и радует, что все широко оповещены. Если на следующий год будет еще больше участников, то мы будем надеяться на большее помещение. Или снова проведем её у нас в «Союзе». Мне хочется, чтобы дети пришли в «Союз», потому что здесь они увидят не только шахматы, но и другие творческие объединения...

— Значит, у вас цель — не только в шахматы завлечь детей, приглашая их в «Союз»?

— Конечно! Потому что я сам дедушка, и у меня растет чудесная любимая внучка, и родителям я говорю — ведите ее в Центр, не играть в шахматы вместе с дедом, а посмотреть — здесь очень хорошие педагоги, очень хорошее объединение. И одна из побочных целей олимпиады — это знакомство с нашим детским центром. Я хотел бы пожелать родителям, чтобы они нашли рядом с домом такой центр, чтобы они не боялись и вели туда детей, потому что там они найдут для детей интересы и творческое развитие. А в будущем это может сложиться и в профессию.

— Кто вообще сейчас занимается с детьми в нашем городе шахматами — вы можете перечислить? Есть ли какие-то кружки по школам или в каких-то ДЮЦах, кроме вашего?

— Я знаю, что ДЮЦев — Детско-юношеских центров — в турнирах участвует Дом Детского Творчества, дети Менделеева, ДЮЦ «Восток» и еще некоторые, сейчас я просто боюсь дать неточную информацию. Знаю, что проводятся первенства среди школ, но школы, по сути дела, не ведут регулярных занятий по шахматам — в лучшем случае учитель физкультуры прибежит и спросит, кто играет в шахматы, когда он собирает команду. И такие команды, в принципе, состоят из наших же ребят, которые уже отзанимались, этому достаточно примеров. Я сейчас не могу сказать точно школу, но её команда, составленная из наших «союзных» шахматистов, заняла первое место среди школьников Зеленограда.

Любители и «профессионалы», таланты и поражения

— На эту олимпиаду пришло много детей из тех, кого учат шахматам? Вы отличаете тех, кто пришел просто из дома, и тех, кто ходил уже куда-то заниматься? Разница чувствуется, большая?

— Да. В принципе, одной из целей нашей инициативы было привлечь детей, не организованных в шахматные коллективы, и показать преимущества организованного обучения, когда есть методика, оснащение, достаточное время. У меня ребята занимаются шахматами 6 часов в неделю по сравнению с индивидуальными занятиями с папой, с дедушкой, которые несут в себе неточную информацию о названиях фигур, о правилах шахматной игры. Ну, принимая таких детей, мы улыбаемся, но в принципе...

— А какие бывают самые очевидные шахматные ляпы? Коня «лошадью» называют? :)

— На нашей Олимпиаде такой ляп случился: девятилетний мальчик решил съесть короля соперника. Ну, что тут поделаешь — съел он короля, получил поражение за незнание шахматных правил...

— Бедняжка, съел короля и проиграл...

— Да, но ведь мы же ожидали такого результата. Ну, пожурили, ну, подарили сувенир — мы приветствуем, пусть приходит, в следующий раз он будет грамотнее.

— На олимпиаде много было таких вот домашних детей? Половина, больше половины?

— Да, и были хорошие дети, когда родители пытались самостоятельно заниматься с ними шахматным образованием, но ориентация проходила на книжную форму. Сейчас достаточно много популярных изданий, детских изданий, ориентированных на воспитание с четырехлетнего возраста. Методика разработана очень хорошая и подробно, поэтому тот, кто хочет, может повышать свою квалификацию индивидуально по книгам, это приветствуется. Я сам, может быть, вырос из книг, не имея возможности активно повышать свою спортивную подготовку. У меня хорошая библиотека и компьютерных обучающих дисков. Я готовлюсь к занятиям и эти диски все время изучаю, приношу...

— Кстати, как вы посоветуете: детям, которые учатся играть в шахматы, нужно играть с компьютером или все-таки стоит играть с живым человеком — с папой, например?

— Все-таки приятнее играть с одушевленным человеком, поскольку ты видишь лицо, видишь улыбку, видишь реакцию, да? Это ощущение живого контакта. Виртуальные шахматы менее интересны, потому что они не подразумевают общения и шахматных комментариев, ведь по ходу игры дети привыкли разговаривать, даже делиться секретами, хотя я их учу — держите секреты при себе, это ваши секреты, которые помогут вам выиграть шахматную партию. Но ведь у них все пылает, поэтому секреты все наружу! Но — да, книги и книжное образование ничем не хуже, может быть, даже иногда и спокойнее, чем образование компьютерное.

— Победители олимпиады, те, кто выиграл главные призы — они были все из «профессионалов», из тех, кто уже занимался шахматами? Или были какие-то звезды, которые пришли из дома?

— Я скажу обратное: звезды были, звезды блистали на своем фоне, на фоне общей массы шахматистов, но победили дети подготовленные, которые занимались регулярно. Ну, в этом их преимущество.

— Еще я заметила, на олимпиаде был другой момент: когда дети выходили с проигрышем и очень сильно переживали. Вообще для юных шахматистов это большая проблема? Есть те, кто отказывается играть в шахматы даже просто потому, что не может проигрывать?

— Проблема такая существует, и это детская психология, психология незащищенная, может быть, даже не сформированная еще. У меня были случаи, когда мальчик на первом году обучения действительно плакал, даже отчасти сторонился шахмат, но по прошествии трех лет это уже чемпион своей группы, сейчас даже чемпион этой олимпиады, и он уже, конечно, окрепший, сформировавшийся, он не допускает...

— А, он просто не проигрывает больше?..

— Нет, проигрывает тоже, получает и от папы, и от меня определенную взбучку, но...

— Значит, это лечится — чем больше играешь, тем проще начинаешь воспринимать проигрыш?

— Конечно, появляется иммунитет. Многие дети... их хочется прижать, хочется обласкать, сказать «успокойся»... Я думаю, что все придет со временем.

— Что касается детского таланта к шахматам: шахматам можно научить практически любого ребенка — обучить всем хитростям, и он будет хорошо играть? Или все-таки есть такие шахматные гении?

— Безусловно, да, шахматные педагоги, ведущие мастера обратили внимание, что в принципе игре в шахматы научиться несложно. При определенном старании, при наличии методики, каких-то тестов, «решебников» все можно сделать на достаточно высоком уровне. Но, безусловно, талант играет большую роль. Вот у нас есть пример Андрюши Айрапетова, который в шесть лет пришел к нам в «Союз», и уже с первых занятий было видно, что это выдающийся, неординарный мальчик. Мне пришлось посоветовать родителям: ему нужны или индивидуальные занятия, индивидуальный тренер, или специализированная шахматная школа. И они так и поступили — поехали в Карповскую школу, прошли тесты, и сейчас уже видны результаты его образования: это участник первенства Москвы, участник первенства России, играет в возрастной группе до 10 лет.

— У таких талантливых детей есть какое-то будущее именно в профессиональных шахматах?

— Профессиональные шахматы — это тяжелый труд и профессия, которая не всегда приносит желаемые «дивиденды». Потому что великолепно играющих шахматистов очень много, как и примеров выбывания из когорты ведущих гроссмейстеров юных шахматистов, которые просто не успели, не сумели пробиться...

— Там тяжелая конкуренция?

— Очень тяжелая конкуренция, поэтому идти в шахматные профессионалы можно порекомендовать не каждому. Но учиться играть в шахматы может и способен практически каждый — и ребенок, и взрослый человек.

Как учить ходить по клеткам: «Мы начинаем с дисциплины и сказок, а вообще, шахматы — это красота и общение»

— Дети с каким складом больше склонны к шахматам — гуманитарии или все-таки технари? Если ребенок, например, любит физику и математику — это значит, что у него шахматы лучше пойдут? Или вы сами, как пример музыканта-шахматиста как раз такое опровергаете?

— Я думаю, что каждого в шахматах привлекает своя сторона. Спортсмена — результат, музыканта — эстетика шахмат, физика и математика — наука шахмат. Вот эти три составляющие шахмат — спорт, эстетика и наука объединяют любые категории людей...

— В шахматах все равноправны?

— Да. Достаточно примеров в шахматной истории, когда играют юристы, литераторы, музыканты.

— У них заметен какой-то разный стиль игры, нет? Математики играют по-своему, поэты — как-то иначе?

— Да, да, конечно! И... в больших шахматных турнирах существует градация: есть первенство, когда ты чемпион, предположим, каких-то соревнований, но и есть отдельная награда за красоту шахматной партии. Создать красивую шахматную партию не так просто, потому что впопыхах, за пять минут, за блиц можно создать только подобие, какую-то техническую сторону — но красивую, по-настоящему приятную партию, которая могла бы остаться в книжках, создать сложно. Поэтому я думаю, что все-таки шахматы — это интерес широкого круга любителей.

— Чему учат в шахматном кружке, с каких азов вы начинаете? Вот к вам приходит новичок... Прежде всего, вы берете вообще всех, никак не отбираете детей? Те, кто не подойдет, сами потом уходят?

— У нас получается так, что да, у нас открытые двери в шахматы. Это мое правило — никому не отказывать. Бывает, что при записи в кружок в списке одни фамилии, а первого сентября детей приходит в два раза больше... Я думаю, что тот, кто в шахматы пришел случайно, по наставлению, по совету родителей — они позанимаются, просуществуют какое-то время, но дальше их интерес может поостыть. Просто он не укладывается в логику шахмат. А те ребята, которые остались, предположим, на второй год обучения, у них уже достаточно сформировавшиеся интересы, направление. Конечно, всё зависит от специфики детского характера, детского воспитания. Самое первое, что я требую при таком широком круге общения с детьми — это дисциплина, на этой основе я рассчитываю поставить всю остальную базу воспитания в шахматах. Ну, пока мне это удается.

— Хорошо. Вы начинаете учиться прямо с названия фигур? С ходов? С каких-то совсем азов?

— Да, так, как рекомендуют методические пособия. Мы знакомим детей с шахматными сказками, историями...

— Даже сказки шахматные для детей есть?

— Да, даже сказки. Ну, при теперешнем информационном уровне придумали очень много того, что увлекает — сказочная форма, мультики, это более знакомо детям, и они получают эту информацию с большей приятностью, помимо поурочных наград...

— Ваши ученики еще и награды получают за уроки?

— Маленькие конфеты, вы видели на олимпиаде. Да, это так: глаза горят, фантики в карманы! Так оно и есть. Дальше — больше, появляются уже тактические приемы, хотя бы простые, потом всё идет в усложнение. У нас очень много внимания уделяется шахматным задачкам. Два раза в неделю по два часа дети занимаются шахматной теорией, и один раз, по воскресеньям, у них шахматная практическая игра, когда мы подбираем пары по силе подготовки, независимо от возраста. Иногда шестилетний мальчик спокойно выигрывает у восьмилетнего, но мое внимание сосредоточено на том, чтобы интересы партнеров совпадали. Вот хороший пример: шестилетний мальчик из Федоровки, Ефрем Васильчук, мальчик, который участвовал в олимпиаде.

— Который играл с восьми-девятилетками?

— Да, он выиграл среди семилеток, с удовольствием играл и заслужил право играть с восьмилетками, а потом еще просился и к девятилеткам, но я был немножко насторожен — думаю, сейчас его психологически «поколотят», и шахматы ему разонравятся. И вдруг неожиданно за последние три тура он отнимает «единицы», наши шахматные очки, у ребят очень хороших, грамотных, подготовленных! Это для меня было неожиданностью и большой радостью, что Ефрем вот так хорошо справляется. Я уж не знаю, захочет ли он играть среди десятилеток, но для меня это хорошее открытие и приятное ощущение плодотворности собственного труда.

— Ефрем — ваш воспитанник?

— Да.

— Замечательный воспитанник — маленький мальчик, который прошел через все возрастные группы на сегодняшний момент и оказался в лидерах олимпиады.

— Да, и родителям это очень приятно.

— А по вашей программе обучения вы проводите детей через какие-то этапы — турниры на разряды, сдачи на спортивный разряд? Это обязательно, или можно просто приходить играть, если ребенок не хочет получать разряд?

— Мне кажется, у каждого ребенка все-таки заложено в психологии желание ощущать себя чемпионом. И с самого первого года они хотят быть лучше своих сверстников. У нас в шахматах это решается очень просто: ты победил за шахматной доской — ты лучший. А степень повышения разрядности, степень мастерства, конечно, зависит от общей подготовки, и она тоже приятна и необходима детям. Повышение разряда — да, мы присваиваем четвертый разряд, на последнем туре даже присвоили некоторым ребятам третий разряд. Бывает, у чисто спортивных педагогов и спортивных организаций возникает вопрос, как присвоенные ими разряды соотносятся с нашими разрядами. Хочу успокоить их: на соревнованиях присутствовали ребята с третьим разрядом, присвоенным спортивными деятелями и организациями, и ребята с третьим разрядом, присвоенным у нас в ДЮЦе — наши оказались не слабее, а, судя по результатам, даже сильнее.

— Завершая интервью, спрошу: зачем в принципе детям заниматься шахматами? Я понимаю, что вы можете сказать, но попробуйте ответить для тех родителей, которые думают: да, мой ребенок неплохо играет, у него есть голова на плечах, но он так загружен в школе, ему надо заниматься спортом для здоровья, ему надо учить язык для будущего — на шахматы нет времени! Почему всё-таки стоит идти играть в шахматы?

— Я скажу достаточно просто, исходя из собственного опыта и собственных ощущений: шахматы — это не только спорт, шахматы — это не только наука, шахматы — это, прежде всего, друзья. Это тот выход, который ищет каждый человек. Шахматы сближают людей разного возраста. Дети ищут друзей в своей возрастной категории, я нашел благодаря шахматам друзей в своей возрастной категории, и это естественно.

— Значит, это хороший круг общения, хороший повод познакомиться? Даже не столько для «развития мозгов», сколько просто для общения?

— Да, это, прежде всего, круг общения, знакомства и культура человека. Я не вижу другого более демократичного вида спорта, который бы распространялся с самого маленького возраста, с четырех лет и до самых седых волос. Играют все — с разным успехом, с разной целью, но это интерес, который не угасает никогда и остается на всю жизнь.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран