3
Юрий Гнедовский: «Там, где реклама заполняет город, исчезает воздействие архитектуры» 19.07.2010 ZELENOGRAD.RU
Здание кинотеатра «Электрон» на площади Юности было построено в 1966 году. Об истории строительства, своём мнении об архитектуре Зеленограда Zelenograd.ru рассказал архитектор кинотеатра, народный архитектор России, лауреат Государственной премии СССР, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский.
Послушать (18:24)загрузить файл со звуком (12949 кб)
— Юрий Петрович, как вы вспоминаете работу проектом кинотеатра «Электрон»?

— Я поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР. Меня назначили курировать тему кинотеатров, поэтому я располагал сведениями о том, что происходит в то время у нас и в мире. Были идеи развития кинематографа как искусства на большие экраны.

Мой учитель, Игорь Евгеньевич Рожин, в это время получил заказ на разработку первого микрорайона нового города Зеленограда. Зная, что я специализируюсь в области кинотеатров, он сделал предложение совместно сделать проект кинотеатра «Электрон». Тогда были типовые вместимости кинотеатров на 800, 1000, 1200 мест. И я, при поездке с дачи, у электрички сделал проект на листочке в клеточку. Я понял, что там все получается, — программа и объёмы. И после этого сделал проектное предложение. Тогда, по-моему, первая стадия называлась «проектное задание». Сделал чертежи и сделал макет с помощью макетчиков в академии.

Наш макет был представлен на высший уровень. Заместителем председателя Госстроя был крупный градостроитель Николай Варфоломеевич Баранов; ему и представили наш проект. Он сказал, что проект интересный, хороший, но есть одно замечание — у симметричного здания сделан несимметричный вход. На что я, в то время, так сказать, недостаточно воспитанный, говорю: «А вот у вас, Николай Варфоломеевич, тоже симметричный пиджак, а карман на боку». Он сказал: «Молодой человек, во-первых, не путайте архитектуру с портновским делом. Во-вторых, я сказал, что мне этот проект нравится, но я могу изменить своё мнение, если вы будете не слушать моих замечаний». Меня оттащили, сказали, что «этот молодой человек просто не в курсе». Проект утвердили, но я сохранил асимметричный вход в симметричное здание. Думаю, никто от этого не страдал.

Потом пошло рабочее проектирование. Появились Юрий Дмитриев и Рубен Мелкумян — два архитектора, которые занимались разработкой рабочей документации. В частности, Юре Дмитриеву принадлежит идея сделать вынос козырька больше, чем он был в первоначальном варианте. Вот так мы его спроектировали, построили.

Я до сих пор отношусь к этой работе без всяких комплексов. Я считаю, что для своего времени на этом месте все было нормально. Потом торговый центр начали рядом строить, он вошел в комплекс. Вот недавно я просто мимо проезжал, в здание заходил, — его чем-то украсили очень сильно, так что его почти не узнать. Это случается сейчас со всеми зданиями. Театр на Таганке сейчас тоже весь залеплен рекламами, пристроен ларёк…

— Когда вы делали проект кинотеатра «Электрон», перед вами ставились какие-то определённые задачи?

— Не ставились, потому что я сам в то время был специалистом в этой области. Я думаю, второго такого не было, я так нескромно говорю, но я изучал это. Любые руководители руководят процессом, но они же не изучают каждую его часть. Я сам составил программу, сам сделал проект, сам его вынес на утверждение. И всё как-то сошлось, все были довольны.

— Вы принимали участие в проекте комплекса на площади Юности рядом с кинотеатром?

— Нет, там уже работали зеленоградские архитекторы. Но, мне кажется, эти здания хорошо взаимодействовали в том контексте, потому что создавали общественную среду. Сначала кинотеатр, конечно, был там одинок.

— Когда вы занимались проектом, вы брали за основу образ какого-либо уже существующего здания или это был оригинальный проект?

— Я не брал образ. Он сложился в виде двух объёмов, наклонённых в разные стороны. Один объём — фойе с кулуарами, которые идут сверху вниз. Вы поднялись на второй этаж, выходите в зал. Зал имеет амфитеатр, и вы выходите на землю; это одно направление, сверху вниз. А второе — снизу вверх, когда строится зал: сзади меньше высота, а спереди, где экран, больше. Таким образом получили два пересекающихся объёма в разных направлениях. Они давали достаточно объёмную, пластически ясную систему, композицию. Она всем и показалась интересной. К тому же, боковые плоскости были практически глухие, а передние фойе, кулуары, были открыты стеклом для зрителей, что в то время было ново.

— Вы бывали в Зеленограде в 70-х, 80-х годах, позже?

— Конечно. В Зеленограде до сих пор живёт один из самых близких друзей. Вчера он был на моем юбилее, это Кувырдин Вячеслав Валерианович. Я очень дружил с Игорем Александровичем Покровским, который многие годы был главным архитектором в Зеленограде, с Феликсом Новиковым, который сделал один из комплексов. В общем, знал прекрасно всех авторов строящегося Зеленограда, и, по мере сил, старался быть им полезным. Я вообще к Зеленограду питаю нежные чувства. Летя в самолёте, когда он заходит со стороны Зеленограда к Москве, я смотрю, как там что. Мне кажется, что сейчас, к сожалению, немножко запущено его благоустройство.

— По сравнению с тем, что было раньше, вы имеете в виду?

— Да. Тогда этому придавалось большее значение. Более жёсткий был спрос. Недавно был в Беларуси, с которой у нас сейчас напряжённые отношения. Надо отдать должное то ли батьке, то ли ещё кому-то, — там все города, от мала до велика, поразительно благоустроены, чисты. И там отсутствует реклама, которая Москву уже совсем сожрала. Не знаю, как в Зеленограде. Поменьше?..

— У нас те же процессы, что и в Москве.

— Почему-то на уровне властей мы это не можем остановить. Там, где реклама заполняет город, исчезает воздействие архитектуры. Архитектура всё-таки — вечная составляющая для города, а реклама — сиюминутные денежные дела.

— Вы упомянули Феликса Новикова, это один из архитекторов «Флейты» — известного дома в Зеленограде. Каково ваше мнение об этом «лежачем небоскребе»?

— У меня хорошее мнение. Дело в том, что это был дом в системе главной площади, где стояли высотный дом и горизонтально протяженный. Это было детище градостроительных идей того времени, совершенно современных, новых. Я думаю, опять-таки, если бы вся среда поддерживалась на хорошем уровне — качество отделки, деталей, — все бы сохранялось, сегодня все бы ходили и цокали языками и говорили: «Какой хороший комплекс!».

На Западе дела так и обстоят. Мы просто сами начинаем не очень поддерживать то, что уже сделано, а потом сомневаться и высказывать критические замечания задним числом, тем самым все время корректируя свою собственную историю. А нам её не надо корректировать. Она в то время была такая, и в рамках тех идей был сделан один из лучших архитектурных комплексов Зеленограда. Вот это моё мнение. Дай бог его поддерживать по-настоящему.

— «Флейта», находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии, и внутри и снаружи. Например, большие фасадные окна, сквозь которые видно лестницу, сорок лет не мыли. А вокруг дома строительные работы, всё разрыто.

— А почему власти так себя ведут?

— К сожалению, мы не получаем внятного ответа. Вернее, ответ есть: «Денег нет». На другое деньги находятся. На поддержание архитектурного наследия — нет.

— Пусть все средства от рекламы направят на реставрацию зданий Зеленограда.

— Что вы думаете о самой идее такого дома, как «Флейта»? Бытует мнение, что это воплощение идей Корбюзье, которые были в ходу сначала в Европе, потом у нас.

— Нет. Сначала у нас, потом в Европе. Потому что галерейный дом Гинзбурга был построен раньше, в 1930-м. И он до сих пор стоит в аварийном положении. Уже решено его реставрировать. Несмотря на международные конференции и восторги, эта архитектурная жемчужина все ещё в тяжелом состоянии.

— Подобные «Флейте» дома есть в Москве — на «Тульской», «Беговой», — они тоже стоят на «ножках» и имеют так называемую коридорную систему.

— Для малосемейных, молодых семей, по-моему…

— «Флейту» строили для молодых семей, которые, видимо, по этому общему коридору должны были ходить друг к другу в гости. Каково ваше отношение к такой коридорной системе?

— К ней нельзя иметь абстрактное отношение, вне зависимости от ее назначения. Галерейные дома до сих пор в мире строятся, и делаются именно для молодых, малообеспеченных семей. Они имеют свои «плюсы» и «минусы». Что я могу сказать. Я, когда в своё время приехал из Свердловска, поселился в Москве и жил в коммунальной квартире, где было двенадцать семей на один коридор, с одной кухней и одним санузлом.

Вот если бы в этом коридоре в каждой комнате были внутри свои санузлы, свои кухни, я был бы счастливейшим человеком. Этот коридор не действовал бы угнетающе.

— Вы упомянули, что продолжают строить подобные галерейные дома — где?

— На Западе и у нас сейчас такие дома предлагаются для решения жилищного вопроса, применительно к малым и малообеспеченным семьям.

— Вы приезжали в Зеленоград, когда в 15 микрорайоне установили скульптуру — памятник Игорю Покровскому. Как вам понравилась эта скульптура? Какое впечатление произвел на вас город?

— Я уже говорил, что я к Зеленограду испытываю такие сентиментальные чувства. Поэтому, может быть, я более доброжелательным взглядом гляжу на город. Я очень рад самому факту, что есть памятник Игорю Александровичу Покровскому. Он в ряду с парковой скульптурой оказался?

— Да.

— …Он бы заслуживал более значительного места в городе. Но сам факт, что это всё-таки удалось сделать, меня очень порадовал. Он был замечательный архитектор, человек, музыкант, одаренная натура. Делал храм в конце жизни, делал росписи храма. Так что мог быть более отмечен.

— Юрий Петрович, каково ваше отношение к современной московской архитектуре в целом?

— Это, как говорится, не телефонный разговор. Чтобы о московской истории говорить, нужно время и место. Мы не только о ней говорим, мы её делаем каждый день. Это разная архитектура, есть хорошая, есть похуже. Москва — развивающийся город, и на ваш вопрос нет однозначного ответа. Есть удачи, есть неудачи. Тем не менее, это живой город.

Юлия Кравченко фото stroyolimp.ru

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Андрей Л*****
20 июля 2010
Хотелось бы выразить огромную благодарность Юрию Петровичу, приложившему руку к созданию архитектурного облика Зеленограда!
А по поводу нынешней ситуации все сказано верно. Фасад Флейты застроен разнокалиберными витринами магазинов, а из Эры вообще собираются сделать нечто в новомосковском стиле. Эх, такими темпами от старого Зеленограда ничего не останется.
Виктор Пендюрин
25 мая 2013
Молодым комсомольцем принимал участие в строительстве "Электрона". Комсомольцы предприятий помогали строителям.
Хочу высказать свое мнение по поводу нынешних "предпринимателей" - хозяев кинотеатров и парикмахерских: ни один начальник цеха не потерпит, чтобы его токарь сидел часами без дела и ковырялся в носу. Задрав на неимоверную высоту цены на услуги и билеты, парикмахерские и кинотеатры лишились клиентуры, а значит и прибылей. Отсюда и "нерентабельность". Студентам в МИЭТе (я кончал вечернее отделение) на лекциях по экономике внушали: "Есть НОРМА прибыли, а есть объем прибыли". И это разные вещи. А нынешние "менеджеры" почему - то этого не понимают. С 1975г хожу в парикмахерскую в 3-ем торговом центре. Приходилось высиживать в очереди по часу и больше. Стрижка фасонная стоила ОДИН рубль, теперь самая простая - 550 рублей. Мастера сидят в очереди за клиентами. В день проходят 10-15 человек. То же и в кинотеатрах. Цены неимоверные. Это первое. А второе - и в этом Путин прав - тематика демонстрируемых фильмов не вызывает желания их смотреть. Мало, что по ТВ по всем программам "Бандитский Петербург" (образно говоря), так и с экранов кинотеатров это не сходит. Почему "Легенда под номером17" с таким триумфом идет? Не пришло в голову? И фильм о Гагарине пройдет триумфально.(был скромным участником тех событий 12 апреля 1961г. См. "Юрию Гагарину посвящается" на Яндекс фотки ПВА) Вот ТАКИЕ фильмы и НУЖНЫ, а не шахназаровская глупизна в виде" белого тигра" (Никак не ожидал от него). Такие фильмы как "Легенда..." , "Первая перчатка", "Укрощение огня" ( не путать с "Борьбой за космос") - это и есть воспитание патриотизма, а не уроки его в школе.
Виктор Пендюрин
25 мая 2013
"...Москва - развивающийся город..."
Минск тоже развивающийся город ,возрожденный из пепла после войны. Но там в исторической части (а она фактически является "новостроем", так как он на 80% был разрушен) СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЕНО новое строительство. Даже Президентскую библиотеку ,ставшей сейчас визитной карточкой Минска, построили за городом. А что делается в Москве?
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран