Абитуриентская кампания-2010: МГПУ 15.04.2010 ZELENOGRAD.RU

Zelenograd.ru продолжает тему абитуриентской компании этого года. Сегодня мы знакомим наших слушателей и читателей с одним из основных бюджетных ВУЗов Зеленограда, Московским городским педагогическим университетом. В студии — декан педагогического факультета МГПУ Илья Егоров.

Послушать (33:23)загрузить файл со звуком (23480 кб)

«Юристов больше не набираем, а педагогических вакансий на рынке всё меньше»

 — Илья Владимирович, МГПУ существует в Зеленограде как филиал центрального московского ВУЗа…

— Я бы уточнил: в Зеленограде расположен один из факультетов Московского городского педагогического университета. Всего факультетов в нашем ВУЗе двадцать три. В Зеленограде работают сейчас педагогический факультет и бывший социально-правовой факультет, которые входят в структуру более крупных институтов — а институты, в свою очередь, включены в университет. Каждый институт включает в себя по три факультета. Институт педагогики и психологии образования, к которому относится зеленоградский педагогический факультет, включает в себя также факультет начальных классов и факультет дошкольной педагогики и психологии, которые находятся на улице Туристской, рядом со станцией метро Сходненская.

 — «Бывший социально-правовой факультет» — значит, на него приёма уже не будет?

— Да, на этот факультет приёма не было уже в прошлом году. Студенты продолжают там учиться на бюджетных местах, но факультет уже работает только на выпуск.

 — Таким образом в МГПУ произошло сокращение или реформирование?

— Скорее это переориентирование наших интересов — университета и города. Сейчас в Российской Федерации обсуждаются стандарты высшего, начального и среднего образования, и в связи с этим пересматривается структура приёма и подготовки абитуриентов.

 — Это случилось не потому, что наступило «перепроизводство» юристов?

— У нас есть «перепроизводство» и экономистов, и психологов…

 — «Перепроизводства» учителей нет?

— Мы постоянно общаемся с Зеленоградским управлением образования, и нам известно, что в Зеленограде педагогические вакансии есть, но с каждым годом их становится меньше. С одной стороны, это хорошо, потому что у директоров школ появляется возможность выбрать лучших педагогов. С другой стороны, плохо, потому что молодые специалисты всё равно выпускаются… ведь учителей готовят и московские ВУЗы, некоторые студенты приезжают сюда работать из Москвы.

 — В Москве тоже рынок вакансий учителей насыщен?

— В Москве — да. Насколько я знаю из статистики по Москве, об этом говорилось также и на заседании Правительства Москвы, — зарплата учителей сегодня попала в «тройку» наиболее высоких зарплат бюджетных работников по столице. Поэтому все, кто себя считает учителями — с дипломами или без — теперь стремятся заработать.

 — Это же хорошо — это престиж профессии, и достойное положение…

— В этом есть много и «плюсов», и «минусов».

 — Но такова ситуация только в Москве? На периферии всё по-другому?

— Да, за пределами МКАДа (хотя и мы тоже живём за его пределами), в Московской области, в других областях ситуация не такая хорошая, как у нас. Хотя зарплаты у учителей там тоже приличные.

На выходе: учителя начальной школы и воспитатели, педагоги-психологи и учителя физкультуры

 — Вернёмся к вашему ВУЗу. Не будут ли открываться новые факультеты МГПУ в Зеленограде?

— Планируется открытие не факультетов, а новых специальностей, или, как сейчас они называются в соответствии с новым стандартом, новых профилей. По новому стандарту специалитет будет закрываться по всей Российской Федерации. Останется двухуровневая система: бакалавриат и магистратура. Мы сейчас готовим документы на открытие новых профилей подготовки, это много бумажной работы.

 — Тогда расскажите о тех специальностях, которые есть в МГПУ в Зеленограде сейчас, и о профилях, которые возникнут в будущем.

— Сегодня у нас есть следующие специальности.

Специальность «учитель начальных классов» (по дневной и вечерней формах обучения) и «организатор-методист дошкольного образования» с дополнительной специализацией «педагогика и психология» (на дневной и вечерней формах обучения). Кроме того, на дневной форме обучения у нас есть специальность «учитель начальных классов» с дополнительной специальностью «учитель иностранного языка». Обучение этим специальностям длится пять лет.

Также у нас есть бакалавриат по профилю «детская практическая психология» с обучением в течение четырех лет, но только на дневной форме обучения.

Есть магистратура, она открыта в прошлом году по программе «педагогическая психология». Это интересная программа, лекции на ней читают интересные учёные с мировым именем. Например, сейчас у нас проводит занятия профессор Шалва Александрович Амонашивили, академик Российской академии образования, доктор психологических наук. Читает лекции и Александр Ильич Савенков, директор Института педагогики и психологии образования — он, собственно, и руководит всей программой подготовки по магистратуре.

 — О новых профилях вы уже можете рассказать?

— Новый профиль, который мы готовимся открывать по новому стандарту (который ещё, к сожалению, не подписан), — это профиль «психолого-педагогическое образование». Его ещё не было в Российской Федерации, раньше была специальность «психология и педагогика».

 — По этому профилю будут готовиться психологи именно для работы в школах и детских садах?

— Это будут универсальные, если можно так сказать, психологи-то есть, педагоги-психологи, которые будут сопровождать деятельность учителей-воспитателей, учителей в начальных школах, воспитателей в детских садах, будут сопровождать ребёнка в семье, в детском саду, в школе, в центре социального обслуживания. Это может быть и сопровождение взрослых. Готовиться будут не просто психологи, а специалисты именно в области психолого-педагогической работы.

 — Итак, подытожим: в МГПУ Зеленограда выпускаются учителя начальных классов, педагоги дошкольного образования и педагоги-психологи?

— Да. Кроме того, вполне возможно, что у нас будет открыт профиль по подготовке учителей физкультуры — мы сейчас готовим для этого документы. В открытии такого профиля заинтересована и наша администрация, и спортшколы, которые у нас открываются.

Поступить «на бюджет»

 — Произойдут ли у вас изменения в количестве бюджетных мест в связи с тем, что прекратился набор на социально-правовой факультет? Его бюджетные места не перешли к педагогическому факультету?

— Нет, бюджетных мест у нас останется столько же, сколько было в течение всех лет. Ничего не сократилось и не увеличилось. Есть по 23 места на дневном отделении в каждой группе: на специальностях «учитель начальных классов» (с дополнительной специальностью «иностранный язык»), «детская практическая психология» и «учитель начальных классов». И по 22 места — на специальностях «организатор-методист дошкольного образования» (с дополнительной специализацией «психология и педагогика») и «учитель начальных классов» на вечернем отделении. Плюс 10 бюджетных мест в магистратуре. В целом мы предполагаем сделать в этом году такой же набор, как и в прошлом.

 — Какой конкурс был у вас на разные специальности в прошлом году? Какая из них наиболее популярна?

— Конкурс составлял 2,3 человека на место на дневном отделении по специальности «детская практическая психология». На специальность «учитель начальных классов» (с дополнительной специальностью «иностранный язык») — 2,1 человека на место. В магистратуру также был большой конкурс — 2,5 человека на место.

 — Это по количеству поданных заявлений на место? Ведь сейчас конкурс — это, фактически, конкурс заявлений?

— Да. Правила приёма изменились, поэтому о реальном конкурсе теперь сложно судить.

 — Расскажите, пожалуйста, о вступительных экзаменах.

— При поступлении на дневное отделение мы принимаем только результаты ЕГЭ, как и все ВУЗы, которые работают по очной форме обучения. На специальности, о которых мы сказали, принимаются сертификаты ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии. Выпускникам школ прошлых лет нужно будет сдавать ЕГЭ в специальных центрах. Что касается вечернего отделения, то на него можно поступать, сдавая вступительные экзамены, как это делалось раньше, в традиционной форме: диктант по русскому языку, математика письменно, биология письменно.

Для поступления в магистратуру нужно пройти только собеседование по вопросам и собеседование по реферату. Но в магистратуру возможно поступление только для тех, кто имеет уже высшее образование либо диплом бакалавра. Первый выпуск бакалавров будет как раз в следующем году.

 — Значит, своих бакалавров вы ещё не принимали в магистратуру?

— Нет. У нас сейчас учится первый набор магистров. Среди них есть студенты, окончившие МИЭТ и имеющие дипломы инженеров — три человека, которые решили таким образом перепрофилироваться. Они уже работают в центрах дополнительного образования, и поэтому решили получить образование по программе педагогической психологии. Есть в магистратуре и наши выпускники разных лет, которые тоже пришли учиться.

 — Вы их приглашали, или они сами пришли? Наверное, они работают в Зеленограде?

— Выпускники постоянно к нам приходят, в течение года мы с ними периодически встречаемся. Наши студенты ходят на практику в базовые школы и сады, где работают наши выпускники, поэтому общение происходит постоянно. Кроме того, мы давали рекламу, у университета есть сайт, где перечислены все программы подготовки в магистратуре.

 — Есть ли подготовительные экспресс-курсы, которые еще можно будет пройти этой весной?

— У нас будут полуторамесячные курсы для подготовки к сдаче перечисленных экзаменов: русского языка, биологии и математики. Как только сформируется группа человек в двадцать, мы сразу запустим эти краткосрочные курсы. А более длительные подготовительные курсы по всем предметам — и для подготовки к ЕГЭ и, соответственно, для сдачи вступительных экзаменов — у нас работают с октября.

«Агитировать» стать учителем сложно, это профессия фанатиков»

 — Много ли гостей бывает у вас на Днях открытых дверей? Ощущаете ли вы растущую популярность ваших профессий?

— Надо сказать, что да. Я могу судить об этом, с одной стороны, по конкурсу поданных заявлений, а с другой стороны, по количеству звонков от абитуриентов в течение года. Число людей, которые хотят прийти к нам учиться, год от года увеличивается.

 — Ведете ли вы направленное сотрудничество с какими-то зеленоградскими школами?

— В большей или меньшей степени мы сотрудничаем с большинством школ Зеленограда, тем более что многие наши выпускники работают в школах, некоторые стали руководителями, заместителями директоров школ, заведующими детскими садами. Это детский сад 404, в котором работает наша выпускница, Екатерина Сметанник. Это школа 1913, с которой мы традиционно сотрудничаем с момента основания факультета, директор её — Виктор Петрович Копцев. Это школа 1151 Агапова Игоря Геннадьевича, где работает много наших выпускников, с которыми мы сотрудничаем.

 — Наверное, старшеклассников не требуется знакомить с вашей профессией, потому что профессия учителя у них и так перед глазами. Но какие-то беседы, какая-то агитация есть?

— Как сказать… Агитировать тут сложно. Традиционно повелось, что профессия учителя — это профессия фанатиков (в хорошем смысле этого слова), которые отдают себя детям.

 — Вы чувствуете, что к вам приходят именно такие фанатики? Или абитуриенты ещё чем-то другим мотивированы?

— У абитуриентов мотивация разная: кто-то поступает, потому что ему интересно, он хочет посвятить себя служению детям, кому-то интересно узнать психологию или педагогику, кому то, например, мы просто ближе к дому, он не хочет ездить в Москву… а кому-то мама с папой сказали.

 — Вы проводите отбор поступающих по психологической «профпригодности» — скажем, в виде собеседования? Ведь в учителя действительно не каждый может пойти…

— Да, такое собеседование мы проводим в рамках встреч с нашими абитуриентами целевого направления — есть у нас такая целевая подготовка в сотрудничестве с Зеленоградским управлением образования. С этими студентами мы проводим собеседования на профессиональную пригодность и профессиональную мотивацию. На такие собеседования могут приходить не только «целевики», но и любые желающие, кто хочет узнать, что это за профессия.

 — Но такое собеседование — не контрольный этап при приёме всех будущих учителей?

— Так сложилось на нашем факультете, что обычно мы разговариваем с абитуриентом, когда он приходит и подаёт документы. И когда я или ответственный секретарь приёмной комиссии с ним беседуем, то мы уже понимаем, насколько он готов, насколько и почему он хочет идти в эту профессию, зачем ему это надо. В прошлом году, например, абитуриенты почувствовали, что можно поступить в большое количество ВУЗов, и отдавали документы просто для того, чтобы поставить себе еще одну галочку.

 — В этом году такая возможность для выпускников будет ограничена… Скажите, а как вы сами выбрали своей профессией педагогику?

— Так сложилось, что после окончания школы я попал в Академию педагогических наук СССР и работал там лаборантом в лаборатории, которая носила название, — сейчас будет очень смешно, — «Формирование коммунистического отношения к труду». У меня даже запись в трудовой книжке есть: «лаборант кафедры формирования коммунистического отношения к труду». Потом, поработав там какое-то время, я получил целевое направление от Алексея Алексеевича Бадалёва — это известный психолог, президент Академии образования — на факультет психологии и педагогики бывшего Ленинского университета. Там я учился в течение пяти лет, а потом еще в аспирантуре на кафедре Валерии Сергеевны Мухиной. Моя специальность по диплому — «преподаватель педагогики и психологии». В аспирантуре я защитил диссертацию по психологии. Затем последовала практическая работа, которой я занимался и занимаюсь, и педагогическая работа, связанная с психологией. Хотя разделять на педагогику и психологию не совсем правильно — на самом деле, это условное разделение.

 — Вы ведёте предмет «психология» в МГПУ?

— Да, дисциплина называется «социальная психология». Кроме того, я уже тринадцать или четырнадцать лет работаю психологом-консультантом в Московской федерации профсоюзов. Я провожу специальные тренинги разной направленности, занятия с рабочими, с председателями профсоюзных комитетов, причём, не только в Москве — езжу по всей России: в Иркутск, Саратов, Самару, и в другие города.

Будущие учителя для нынешнего пика рождаемости: лучше учиться лучше

 — Как выглядит практика ваших студентов во время учёбы? Они попадают в зеленоградские школы и детсады по распределению? Места практики и становятся в будущем местами их работы?

— Особенность нашего университета в том, что на пятом курсе все, кто учится на специалиста, проходят непрерывную педагогическую практику. То есть весь год они учатся два раза в неделю, а в остальные дни работают в качестве стажёров в школах, помощниками учителей или воспитателей, или в детских садах, помощниками воспитателей либо воспитателями на полставки. На практике они получают практические навыки работы воспитателями или учителями. Потом, через год, если эта школа или детский сад готовы их взять, они остаются там работать.

Что касается целевого направления, то «целевики», которые приходят к нам учиться, изначально «привязаны» к той школе, в которую они и идут после окончания учёбы. Это только школы Москвы, поскольку МГПУ входит в московскую систему образования. Собственно, учредителем нашего ВУЗа является Департамент образования города Москвы.

 — Расскажите, пожалуйста, об уровне ваших выпускников. Сколько «краснодипломников», сколько «отсева» во время учёбы?

— «Красных» дипломов у нас в среднем 15–20 процентов. Отчислений практически столько же, 10–15 процентов. Больше всего отчислений происходит на первом курсе, потому что студентам достаточно тяжело переключиться на очную форму обучения в ВУЗе. На «вечёрке» тоже есть — туда приходят люди в возрасте, им тяжело включиться в процесс получения образования. Мы стараемся индивидуально работать со студентами очной и вечерней форм обучения, как-то им помогаем: находим индивидуальные формы обучения, если есть возможность; пытаемся подготовить преподавателей к тому, что старая классно-урочная система не всегда эффективна… К сожалению, она до сих пор у нас существует — и мы в образовании очень тяжело от этого отходим, в том числе в ВУЗе, но стараемся постепенно переключаться на другие, индивидуальные формы обучения. Я думаю, мы к этому постепенно придём в связи с переходом на двухуровневую систему.

 — Говорят, что, например, в Англии, на должность учителей приходят действительно лучшие выпускники, поскольку существует высокая конкуренция. «Краснодипломник» у нас — это действительно «плюс» к трудоустройству и лучшее место работы? Есть ли смысл хорошо учиться будущим учителям?

— Безусловно, есть. Тем более, в городе Москве и, в частности, в Зеленоградском административном округе, потому что здесь молодым специалистам идут доплаты в процентах. А если выпускник получил «красный» диплом, то ему при трудоустройстве в Москве идёт отдельная доплата как молодому специалисту и «краснодипломнику». В этом смысле, конечно, конкурентность растёт.

 — И действительно учителями становятся лучшие?

— К этому, с одной стороны, подготавливает уже конкурс в ВУЗы. С другой стороны, количество рабочих мест, которое сокращается, приводит к тому, что директора школ и заведующие детскими садами более пристально и внимательно отбирают учителей для работы. Они смотрят, сколько человек проработал, есть ли у него опыт, как он себя зарекомендовал в ВУЗе, какие есть рекомендации, благодарности и так далее.

 — У ваших выпускников есть выбор — пойти в частное образовательное учреждение или в государственное? Кто и как выбирает это? Что предпочитают те же «краснодипломники»?

— Тут я бы не говорил об определённых закономерностях. Обычно выпускники ищут школу, и школа ищет человека. Это процесс индивидуальный. Бывает, что человек вроде устроился на работу, нашел себе место, а потом что-то не устраивает его в работе, что-то школу в нём не устраивает… Но, с другой стороны, для молодого специалиста при устройстве на работу есть некоторые ограничения: если пропустить срок трудоустройства — два или три месяца,-то потом теряется возможность устроиться на работу со статусом «молодой специалист» и все сопутствующие льготы.

 — Насколько привлекателен рынок частного образования для ваших выпускников? Часто ли ребята его выбирают — и много ли там рабочих мест?

— Сейчас трудно говорить, потому что зарплаты учителей в бюджетной сфере и зарплаты в коммерческих образовательных учреждениях фактически стали одинаковыми. Другое дело, что, может быть, по количеству бумажной работы, уроков и занятий, которые проводят в частной школе и в бюджетной — нагрузка разная. В частных школах меньше наполняемость классов, там акцент ставится на индивидуальные формы работы. А в бюджетных — понятно… хотя, сейчас демографический спад, там детей в классах тоже не так много. Но по последним данным, я знаю, что первые классы начали набираться довольно большие.

 — Сейчас в детских садах дефицит мест — судя по всему, через два-три года в первых классах будет много учеников.

— Да, я разговаривал с учителями начальной школы, с нашими выпускниками — они говорят, что сейчас количество детей в первых классах постепенно увеличивается. Если раньше и 25 человек не набиралось, то сейчас около 27–30 человек. И скоро, как в советские времена, будет по два, три, четыре первых класса. И как раз сейчас мы готовим будущих педагогов для этих детей.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран