Школьный музей Афганской войны 25.08.2010 ZELENOGRAD.RU
В минувшем учебном году в одной из зеленоградских школ появился музей, посвященный не совсем обычной теме — Афганской войне. «Боль моя, Афганистан...», так называется музей, который создал в школе 1940 Константин Александрович Несмачных, заместитель директора школы по безопасности, гвардии майор в запасе, кавалер Ордена Красной Звезды, участник боевых действий в Афганистане.

Послушать (34:49)загрузить файл со звуком (24491 кб)

Афганистан — Чернобыль — Германия — Зеленоград

— Константин Александрович, первый делом хотелось бы спросить не о создании музея, а о том, как давно вы пришли работать в школу — какой была ваша судьба после Афганистана? Вы были кадровым военным?

— Да, и после Афганистана я продолжал служить. Из Афганистана приехал достаточно молодым, мне было 32 года. Три года я прослужил в Прикарпатском округе, а осенью 1986 года был направлен на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1987 году был переведён для продолжения службы в группу советский войск в Германии. В 1991, после подписания Договора о сокращении вооружений, наши войска начали выводиться из Германии — и наша дивизия была выведена под Белую Церковь и расформирована. Я отбыл для продолжения службы в Прикарпатский округ, где жила моя семья. В 1992 году, когда Вооружённые силы Советского Союза начали распадаться по «княжествам», так сказать, мне было предложено принять присягу Украинским вооружённым силам, на что я ответил отказом, мотивируя это тем, что я уже однажды в 1969 году принял присягу Советской Армии, из неё хочу и уволиться. Были посланы документы на увольнение, и весной 1993 года пришёл приказ о моём увольнении по сокращению штатов.

— Как вы оказались в Зеленограде?

— В 1991 году мой сын приехал к бабушке (моей маме) в Бибирево, поступил учиться в МИЭТ ... После увольнения в запас любому профессиональному военному приходится пройти очень тяжёлый период адаптации. Найти себя в гражданской жизни бывает не так просто, некоторым это не удаётся и, бывает, уходят из жизни... И вот сын предложил мне приехать в Зеленоград, где он учился в МИЭТе, и заняться каким-либо бизнесом. Я согласился, и мы организовали студию звукозаписи — в течение почти четырёх лет записывали музыку, торговали кассетами, сами делали сборники. Я ещё в армии увлекался гитарами, поэтому мне это было близко — шансон, джаз и так далее. Я достаточно быстро вошёл в эту колею и, таким образом, адаптировался. Удалось заработать и на квартиру. Так я оказался в Зеленограде.

— А что вас привело на должность заместителя директора школы по безопасности?

— В 1998 году я начал заниматься спортивным пейнтболом, мы с ребятами создавали команды, выступали на первенстве Москвы, России, одерживали победы. Нас в Москве знают, побаиваются, засуживают, — стараются, чтобы мы проиграли, — но мы зачастую выигрываем.

— Ваши пейнтбольные команды были известны просто как зеленоградские, или у них были названия?

— Первая сборная команда Зеленограда назвалась «Зелёные стрелы» — в 1998 году на Всемирных юношеских играх мы заняли первое место по России. Затем была команда «Двадцать три», она тоже взяла второе место по России среди юношеских команд. Последняя команда, которую я набирал, и которая достигла очень высокого уровня, называлась «Сенсор» — в 2008 году она заняла первое место по России. Сейчас эта команда выросла, им надо уже по-взрослому выступать, ребята уже учатся в институтах...

Рядом с моим домом был стадион, там я с ребятами и тренировался. А стадион — школьный. При проведении соревнований я вынужден был идти к директору школы: «Марина Алексеевна, я хочу провести мероприятие, прошу вашего разрешения». У меня были и письма поддержки от префектуры, управы и от нашего афганского комитета. Так я и познакомился с директором школы. Так как школа рядом, директор пригласила меня 6 мая на школьный праздник, посвящённый 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы пообщались с ветеранами, директор прониклась ко мне симпатией и предложила стать её замом по обеспечению безопасности. Сказала: «Понравится — останетесь, не понравится — уйдёте». Так я пятый год и работаю в школе.

— У вас необычная судьба — я, честно говоря, не знала, что вы были и в Чернобыле, и занимались зеленоградским пейнтболом. Кроме того, вы ещё заместитель председателя Зеленоградского Совета ветеранов Афганистана, правильно?

— Да, Зеленоградского объединения ветеранов Афганистана.

— Вы сейчас этим тоже занимаетесь?

— На общественных началах занимаюсь работой с молодёжью — по сей день я, будучи тренером-преподавателем по пейнтболу в центре «Фаворит» при муниципалитете Крюково, тренирую ребят. Используем для этого школьные спортзалы, стадион, бывает, и субботники там устраиваем, наводим порядок. Проводим и соревнования, турниры, посвящённые разным датам. Ребята с удовольствием играют. Я набираю школьные команды из разных классов — из второго, третьего, пятого, из других школ приглашаю ребят играть. Спортивный пейнтбол — это же военно-патриотический вид спорта: это тактика, огневая подготовка, это взаимовыручка и взаимодействие. Бывает, в этапы пейнтбола я включаю стрельбу из пневматического оружия — из винтовок, пистолетов, или маркерами пейнтбольными стреляем по мишеням. Второй этап — перенос раненого либо военно-спортивная эстафета. В комплексе получается военно-прикладной вид спорта, который развивает патриотические чувства, поднимает, укрепляет детей.

«Музей начинался с того, что на переменах ко мне заходили школьники — просто посмотреть фотографии...»

— Открытие школьного музея «Боль моя, Афганистан...» состоялось 19 февраля этого года. А когда родилась идея создать такой музей, как он сложился в школе?

— Идея уже была, когда я в первый раз пришёл в школу на 60-летие Победы в Великой Отечественной войне в 2005 году. Мы посетили тогда школьный музей «Герои Московской битвы» — и у меня уже была идея сделать хотя бы экспозицию, посвящённую Афганистану.

— Это первая экспозиция в Зеленограде, посвящена афганской теме?

— Я знаю, что в школе 1739 есть экспозиция, посвящённая Афганистану. Я её ещё не видел, недавно о ней узнал — свяжусь с ребятами, организовавшими её и, может быть, что-то им передам или у них возьму. А нашего музея не было бы, если бы не поддержка директора школы Марины Алексеевны Осипенко. Это мудрая женщина, она понимает, что он нужен, что он злободневен и современен. Да, он единственный в Зеленограде, и я думаю, что он ещё долгое время будет единственным, а может быть, и намного дольше, чем я себе представляю. Поначалу моя идея воплотилась в том, что я половину своего кабинета в школе отвёл большим и маленьким фотографиям, посвящённым Афганистану. А вторую половину — пейнтболу, я уже давно им занимаюсь, накопилось много красивых фотографий с соревнований и фотографий команд.

Одна из значимых граней значения этого музея — то, что он живой. Седьмая и восьмая его экспозиции — это военно-патриотическая работа объединения ветеранов Афганистана, они одни из учредителей музея. Кроме того, силами музея можно проводить военно-патриотические соревнования по пейнтболу либо по стрельбе, потому что всё оборудование на 80% принадлежит объединению ветеранов Афганистана.

— Объединение ветеранов Афганистана Зеленограда помогло и с «афганской» частью экспонатов музея?

— Конечно, по крайней мере, основная масса фотографий — авторства Вячеслава Киселёва, профессионального фотографа, в своё время корреспондента ИТАР-ТАСС. Он в течение восьми лет ездил в Афганистан, фотографировал. У него было несколько персональных выставок, в том числе в Зеленограде. Сейчас он со своими выставками сотрудничает с областной организацией «Боевое братство», с губернатором Московской области Громовым. В музее в основном его фотографии, они были переданы объединению ветеранов Афганистана, а объединение передало их мне, поняв, что у меня достаточно серьёзная идея создать музей. Таким образом музей и начался образовываться.

— Зеленоградские афганцы и руководство школы вас поддержали. А как школьники и их родители отнеслись к появлению такого музея?

— Я уже имею опыт проведения бесед на военно-патриотические темы. Бывало, что у какой-то группы, например, французского или английского языка, кто-то из учителей заболел, и меня просили подменить. Я ничего не изобретаю, просто детей сажаю в своём кабинете — у меня там диван замечательный, а если надо, ставим скамеечки — и провожу с ними беседу по Афганистану. Реакция у всех детей — что у первого класса, что у старшеклассников — одинаковая, слушают с интересом. Конечно, с одиннадцатым классом надо разговаривать одним языком, с малышами — другим. Я достаточно быстро нахожу со всеми контакт. Есть у меня и запись моего интервью об Афганистане, которое снимала студия «Доверие» к одной из годовщин вывода войск из Афганистана — я просто могу поставить диск с видеозаписью и провести 40-минутный военно-патриотический урок в любом классе. И когда есть необходимость, я провожу такие уроки.

Кроме того, в нашей школе в девятом классе учится Михаил Разумовский, сын погибшего военнослужащего — его отец погиб, освобождая заложников в Беслане, ему посмертно присвоено звание Героя России. Этот мальчик у меня как экскурсовод, в том числе и в музее. Первый раздел музея посвящен вводу войск в Афганистан в 1979 году, там рассказывается о том, как спецподразделение «Альфа» штурмовало дворец Амина, а затем из «Альфы» выделился «Вымпел», спецназ ГРУ, главного разведуправления. Папа Михаила как раз и был спецназовцем ГРУ... Этот мальчик сейчас проводит достаточно грамотно экскурсию по первому разделу музея. Как раз на открытии музея 19 февраля он, а не я, рассказывал перед ветеранами о том, как вводились войска в Афганистан.

— Ребята, которые к вам приходят на занятия — многие ли из них знают про Афганистан, что значило это географическое название в истории Советского Союза? Или им приходится объяснять всё буквально с нуля?

— Как раз в таком музее, — даже в том виде, в каком он был еще как мини-экспозиция в моём кабинете — я не собирал детей специально для беседы. Просто на переменах ко мне заходили школьники, чтобы посмотреть фотографии или альбом, задавали вопросы, и совершенно спонтанно получалась экскурсия. И сейчас, когда экспозиции музея есть в свободном доступе, дети каждый день проходят мимо этих стендов, когда идут в класс заниматься, выходят, смотрят, читают, интересуются, задают вопросы. Я думаю, что в моей школе ребята по сравнению со учениками других школ более глубоко знают эту тематику — что такое Афганистан, в какие годы там была война.

Когда было открытие музея 19 февраля, у нас праздновался День защитника Отечества — это был основной стержень, а на него были нанизаны эпизоды, связанные с Афганистаном. Ведущие — девчонки, мальчишки, которые вели эту мини-концертную программу, — говорили об Афганистане. Ребята из 9-х классов сами где-то в интернете нашли слова песни «Виват, Бача!», взяли видеоряд из фильма «Девятая рота», сами пели песню под гитару — именно ту песню, которую пели наши солдаты в Афганистане. Это от души было сделано, это не было для них заданием. Ветераны Великой Отечественной войны с удовольствием их слушали, со слезами на глазах. Так и получилось, что основной смысл открытия музея — это живой мост, который был перекинут от ветеранов Великой Отечественной войны к сегодняшним детям, а я прослужил как бы его промежуточной опорой.

Школьная история: обучение и воспитание

— Ваше мнение о сегодняшнем патриотическом воспитании в школе: правильно ли обилие плановых мероприятий, этому посвященных? Ваш музей всегда открыт, ребята могут зайти и что-то спросить, и вы им расскажете — на самом деле это большая редкость. Как правило, патриотическое воспитание — это именно задания, конкурсы, мероприятия...

— Есть два пути воспитания, в том числе и солдат в армии. Один путь — быстрый, эффективный, но в перспективе тупиковый — это административно-командный метод: сделать «кровь из носу», к утру — как говорится, «ночь кормить, к утру зарезать». Такой метод воспитания сиюминутный, будущего у этого нет, потому что когда вы командуете, «берёте на глотку», действуете циркулярами, приказами, директивами, вы отобьёте у учащихся, в конечном итоге, желание. «Скомандуют — сделаю, не скомандуют — оно надо?». Второй путь — это когда вы учите от души. Это долгий и трудный путь, надо искать изюминку у каждого человека, докапываться до лучших качеств ребят. У детей бывает наносная маска... Добраться до изюминки души — это самое тяжёлое и трудное. В том числе, и в армии. Но если вы найдёте общий язык с человеком — не важно, что он моложе вас на 20, 30, 40 лет, — он вас будет понимать, и это надолго. Зерно, которое вы зароните в его душе, оно прорастёт, рано или поздно, пусть не очень пышным цветом, но оно останется. И это будет откровенно, от души. Мы считаем детей несмышлёнышами, но они очень хорошо понимают, когда вы с ними разговариваете в командном стиле, с административных позиций, а когда вы видите в них личности — и, не унижая чувство собственного достоинства ребёнка, либо предъявляете ему какую-то претензию по проявлению недисциплинированности, либо, наоборот, пытаетесь дать ему поручение. Не унижая и не оскорбляя личного достоинства. Вот, это, наверное, правильно.

— Вы пытаетесь идти именно таким путём?

— Конечно. Я не пытаюсь, я так и делаю. Мне это по душе.

— Как вы оцениваете содержание нынешнего курса школьной истории в той части, которая касается войны в Афганистане или Великой Отечественной войны? У вас есть свой взгляд на историю, как вам современная её трактовка?

— Я не знаю, как описан период истории с 1979 по 1989 год в учебниках. Для меня Афганистан каким был, таким и остался... официально это называлось выполнением интернационального долга, но достаточно вспомнить, что было после вывода наших войск из Афганистана. Надо было либо не входить туда, либо выходить, но поэтапно и, наверное, по-другому. Тут всё достаточно просто, если копнуть поглубже. Это была война не советского солдата с какими-то виртуальными душманами. Душман — это «враг» по-афгански, но это были те же афганцы. Это была война Советского Союза со всем западным империализмом (сейчас так не говорят, но так это и осталось). Если Конгресс США принимал решения о выделении астрономической, даже по сегодняшним меркам, суммы в год — 2,5-3 миллиардов долларов — на содержание, обучение и вооружение афганских повстанцев, то можете себе представить тогдашнее противостояние — весь западный мир и советский солдат.

На сегодняшний день, собственно говоря, мало что изменилось. Когда мы вышли из Афганистана в 1989 году, можете себе представить, сколько после этого было конфликтов на афганской границе. 121-я дивизия, которая была выведена из Афганистана, встала в Таджикистане и стала миротворческой — и сколько там было нападений после вывода наших войск, сколько погибло пограничников, российских солдат, сколько раз реку Пяндж переходили так называемые «повстанцы», боевики. И в конечном итоге, какая картина там сегодня — это нескончаемый поток наркотиков.

— Истоки проблемы поступления наркотиков на территорию России лежат еще в том времени?

— Да, это оттуда, конечно. В нашу бытность там таких посевов и маковых плантаций не было. А на сегодняшний день Афганистан производит 600 тонн чистейшего героина в год, это 90% всего героина в мире. В провинции Гельмен стоит контингент Великобритании, в провинции Кандагар — американский контингент. Если посмотреть на карту плантаций героинового мака, — а такая есть в Интернете, — то как раз в этих провинциях плантации наиболее «жирные». И войска НАТО во главе с США совершенно не борются с этими плантациями.

Фактически, это продолжающаяся война с Россией — методами истребления наркоманией её молодого поколения. Потому что наркотрафиками опутана практически вся Россия. Наркобароны, имея астрономические суммы денег, продолжали и будут продолжать этим заниматься, и на сегодняшний день конца и края этому нет.

— Я думаю, в учебниках по истории война в Афганистане не трактуется таким образом...

— Да, акцента на этом не ставят.

«В школе нужна НВП, а в армии достаточно одного года, посвященного боевой подготовке»

— В школе вы ведёте ОБЖ и начальную военную подготовку?

— Нет, ОБЖ не веду, и не хотел бы. А если бы в школе была начальная военная подготовка, то я бы с удовольствием её вёл. ОБЖ — это не моё, это, как я бы косноязычно сказал, «огражданизированный» предмет. Наверное, он нужный, это основы безопасной жизнедеятельности, но там очень мало времени уделяется программе начальной военной подготовки, тому, что необходимо в армии. Каждый молодой человек, будет ли он служить в армии или нет, должен уметь выполнять элементарные строевые приёмы, пользоваться оружием, знать тактические приёмы, быть физически подтянутым, развитым в отношении военно-прикладных видов спорта.

— Что вы думаете о реформе в армии, о переходе на одногодичную срочную службу? Ведь на школу при этом возлагается большая роль по начальному военному воспитанию мальчиков?

— Школа и должна делать больше в этом смысле. Я не понимаю, зачем начальную военную подготовку в школе «огражданизировали». В прошлом году, например, проводились военно-патриотические соревнования по плану Управления образования, и мне было поручено проведение строевой подготовки с ребятами и подготовка их к исполнению строевой песни. Я занимался с командой из пятнадцати учеников 10-го класса — девчонок и мальчишек. Надо было видеть, с каким удовольствием они ходили на эти занятия... Но четыре дня для строевой подготовки — это ничто. Далёкий от армии человек не может себе представить, что строевой подготовке нельзя обучить за четыре дня. Тут вопрос координации движений... есть много тонкостей... Мы всегда вспоминаем при словах «строевая подготовка», как сменялись часовые у мавзолея Ленина, а сейчас у могилы Безымянного солдата — но ведь это вершина айсберга, а всё остальное, 90% труда, от нас скрыто. Я-то хорошо себе это представляю, потому что я заканчивал Суворовское училище, неоднократно был на парадах во Владивостоке, Уссурийске, Хабаровске — хорошо знаю, что такое строевая подготовка, подготовка к парадам.

Строевая подготовка подтягивает человека и морально и физически. Ребята, которые были в моей команде и готовились под моим руководством, делали это с удовольствием, пусть у них что-то и не получалось. Приходили, маршировали, поворачивались на месте, в движении и так далее. И с большим удовольствием исполнили строевую песню: первой песней был гимн города-героя Тулы, а вторая песня была афганская — «Мы уходим». Ребята и сейчас, бывает, сами поют её — или приходят ко мне в кабинет и предлагают спеть.

— Может быть, такие романтические настроения появились после того, как в школе долго не было предмета НВП?

— Я заканчивал общевойсковое командное училище, поэтому моя основная специальность — общевойсковой офицер. До генерала не дошёл, потому что, грубо говоря, долго болтался в низах. И на сегодняшний день советы тех офицеров, кто служил и имеет большой опыт работы в низах, с солдатами, а не в штабах с бумагами, — именно их советы были бы самыми полезными для нынешней реформы. Но нашего брата никто не слушает. Вооружённые силы — это, в первую очередь, не генералы, а солдаты, потому что именно их придётся чаще призывать в случае одногодичного срока службы.

И вопрос даже не в том, какой должен быть срок службы. Может быть, лучше призывать в 19 лет, когда молодой человек становится повзрослей. Я видел, что из 18-летних призывников, которые приходили служить в армию, кто-то уже сформирован физиологически, а кто-то нет — просто некоторым нужно окрепнуть годок, чтобы стать мужчинами. Это раз. Второе — из двух лет, которые служили при мне, целый год уходил на службу в караулах, командировки, различные хозработы, уборку урожая. Я к тому, что возникает вопрос: почему в вооружённых силах США за 90 дней могут обучить солдата несложным специальностям стрелок, оператор боевой машины пехоты, механик, водитель танка и боевой машины? Я считаю, что достаточно заниматься один год только боевой подготовкой. Конечно, если заниматься нарядами, уборками помещения, парками боевых колёсных машин, караулами, то года будет мало. При мне половина времени уходила на то, чтобы чистить картошку в столовой, и половина, а может и треть, оставалась на боевую подготовку. Если заниматься только боевой подготовкой, как это прописано в расписании, то одного года хватит для того, чтобы из молодого человека сделать специалиста.

— Значит, если построить службу в армии эффективно — то одного года хватит?

— Конечно, я не имею в виду сложных специальностей — на флоте, в ракетных войсках стратегического назначения, в авиации. Там, может быть, и трёх лет не хватит, там нужно по-другому поступать... В недавнем интервью «Российской газеты» начальнику Генерального штаба задавали вопросы о реформе вооружённых сил, и один из заданных был по поводу срока службы. Он ответил: «Наши делегации ездили в Германию, в Италию, во Францию, перенимали опыт». Да не нужно было, по-моему, ездить в Германию для того, чтобы перенимать опыт — и так было видно, что у них — как у них, у нас — как у нас. Например, у США есть военная полиция, которая несёт службу гарнизонную, караульную, патрульную, внутреннюю, охраняет технику и боеприпасы, и прочие объекты... Не нужно «открывать Америку». Я считаю, что года достаточно, если посвятить его боевой подготовке. Ну, а каковы будут результаты реформы вооружённых сил, я не знаю... Был период, когда были опытные офицеры, которые могли передавать свой опыт, но они уходили, потому что мало платили, армия разваливалась. Сокращения и сейчас идут. Может быть, это неправильно, но не мне судить.

— Заканчивая интервью, хочется пожелать вам удачи в развитии музея. Наверно, именно такие люди как вы -самый лучший стимул того, чтобы в армию приходили ребята, которые были бы правильно к этому подготовлены и не воспринимали бы армию это как большой «минус» в своей судьбе.

— Конечно. Правильная реакция на открытие нашего музея и вообще на историю войны в Афганистане — это не настроение человека, который пришёл на кладбище. В афганской войне были трагические страницы, но были и героические. Наши ребята показали там с самой наилучшей стороны, так же и в двух чеченских войнах, и в Южной Осетии. Да и сегодняшних солдат нельзя воспринимать как мягкотелых существ. Это нормальные ребята.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран