Комментировать
Продажа и установка водонагревателей, радиаторов отопления, насосов, мойки для кухни, полотенцесушителей, фильтра для воды, сантехники.Круглый год на 1 этаже магазина большой выбор фейерверков (также их можно купить в интернет-магазине www.bmpiro.ru)
Вера Гончарова: «Ребенок не должен отделяться от матери — в этом плюсы грудного вскармливания и домашних родов» 12.03.2010 ZELENOGRAD.RU
Гостем студии Zelenograd.ru стала Вера Гончарова — известный в Зеленограде врач, педиатр-неонатолог, член Ассоциации консультантов грудного вскармливания, врач-гомеопат. Первая часть беседы была посвящена темам грудного вскармливания и развития новорожденных, а также мнению детского врача о домашних родах.

Послушать (24:07)загрузить файл со звуком (22M)

Врач-неонатолог: «Пройдите по кабинетам и расскажите, для чего вы нужны»

 — Вера Александровна, кем и где вы работали в Зеленограде и как вы сюда попали?

— Я работаю в Зеленограде с 1977 года — в этом году будет уже 33 года. Попала сюда, как и большинство докторов, по лимиту. Окончила 2-й медицинский институт, потом работала в Ангарске Иркутской области, потом в Сердобске, в центральной районной больнице. В 1977 году приехала с семьёй в Зеленоград, и меня сразу приняли в 90-ю поликлинику, где я проработала десять лет на участке и три года — заведующей отделения. Но я поняла, что заведовать кем-то это совсем не моя специфика, потому что я всё-таки больше — практикующий врач. С 1990 года работала в филиале 105-й поликлиники, потом он отделился и стал 54-й поликлиникой — я работала там на участке. В 1997 году меня пригласила в 105-й поликлинику главврач, Галина Дмитриевна Рачкова, и я стала там работать врачом-неонатологом.

Сначала я подумала: зачем нужен в педиатрии, в детской поликлинике, врач-неонатолог? Ведь врач-педиатр всё знает. Я сама, например, своих детей не стала бы отправлять к такому неонатологу. И очень долго я была как бы не на своём месте, потому что практически никто из врачей поликлиники не направлял ко мне пациентов. Галина Дмитриевна сказала: «Вы пройдите по всем кабинетам и расскажите, для чего вы нужны». Я задумалась: а что я могу делать такого, чего не знают врачи-педиатры? Я рассказывала, что знаю, как проводить с маленькими детьми ароматерапию, внедрила в поликлинике методику «сухой иммерсии».

 — Что это за методика?

— Я научилась ей в Институте педиатрии в отделении для недоношенных детей. Там врачи были против того, чтобы маленькие дети, особенно недоношенные, получали лекарства, и старались проводить немедикаментозную терапию: музыкотерапию, ароматерапию и, в частности, сухую иммерсию. Это такая методика, при которой ребёнка, не достигшего в весе семи килограмм, кладут на клеёнку, опущенную в ванночку с водой температурой 36–37 градусов (температуры тела). Получается имитация внутриутробного развития, ребёнок при этом расслабляется, ему хорошо и комфортно, и он гораздо быстрее проходит период адаптации.

На мои рассказы одна доктор (она потом стала главным педиатром Зеленограда) прямо так и сказала: «Вера Александровна, до тех пор, пока я не пойму, зачем вы нужны, я к вам посылать детей не буду». Я вышла из кабинета, у меня даже на глаза слёзы навернулись, очень расстроилась. И подумала «что же я могу еще сделать, чтобы они поняли, что я нужна?». Тогда я стала изучать грудное вскармливание.

Грудное вскармливание: «Школы для беременных нужно проходить и бабушкам!»

Дело в том, что за мою практику я видела, что все дети, которые ко мне приходили после домашних родов, были на грудном вскармливании. А мы, педиатры, всю жизнь боролись за грудное вскармливание, но чем больше мы боролись, тем меньше детей получали грудное кормление. Однажды я разговорилась со специалистом, который ведёт школу беременных в Москве, и спросила её, какой у них в школе процент грудного вскармливания детей до года. Она удивилась вопросу: «Какой процент? У нас все кормят.« — «А как вы этого добиваетесь?» — «Если женщина рожает, значит, она обязательно должна кормить грудью. Если она зачала, выносила, родила, то куда у неё денется молоко?»

 — Какой это был центр?

— Это был самый первый центр, «Рожана» (Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания, его основательница — психолог-перинатолог Цареградская Жанна Владимировна). Я пошла туда учиться. Эта женщина сначала отстранённо общалась со мной, так как у неё, видимо, были конфликты с медиками — а в нашей группа были как раз три медика. Но потом я ей сказала: «Пока я у вас не выучусь, не смогу работать врачом». Эти слова согрели ей душу, и она меня приняла. Эта учёба, конечно, мне дала очень многое.

И получилось так, что я всё время учусь, причем в основном не у медиков… Есть такая организация — Ассоциация консультантов естественного вскармливания (АКЕВ). Это отечественная консультация, у неё есть сайт в интернете, она сотрудничает с организацией «Международная молочная лига». Меня приняли в эту организацию в 2006 года. И за эти три года я многому научилась, в том числе в практическом плане. В конце концов, я стала востребованной не только среди родителей, но и мои коллеги-врачи меня признали.

Я сама работала участковым педиатром, и я знаю, как это сложно, когда 30 вызовов во время эпидемии гриппа, а на твоём участке еще и ребёнок родился — нет возможности достаточно уделять ему внимания. А как у консультанта АКЕВ, у меня есть эта возможность. Но конечно, лучше всего, если мама во время беременности прошла школу материнства. У нас в Зеленограде есть такие школы: Центр поддержки семьи «Елана», Школа будущих мам «Мы». В Медицинском Центре «Детство Плюс», где я сейчас работаю, тоже с недавнего времени есть школа беременных. И когда приходишь к маме, которая прошла одну из таких школ, с ней легко говорить — на одном языке.

И еще я бы хотела обратиться к бабушкам! Наши мамы и папы посещают школы для беременных, а у бабушек устаревшие знания об этом, и часто так бывает, что у них есть отрицательный опыт кормления грудью, который они начинают навязывать своей дочери или невестке. На этой почве могут быть конфликты. Хочу сказать бабушкам: пусть они больше доверяют своим детям. Дети всё-таки молодцы, особенно папы, которые тоже очень хорошо к этому относятся.

 — Надо сделать курсы для бабушек?

— Да, это точно!

Грудное вскармливание: ключевые моменты в роддоме и дома

 — На Zelenograd.ru достаточно широко освещаются ежегодные Недели грудного вскармливания, поэтому я спрошу только о некоторых ключевых моментах этого процесса. Во-первых, начало грудного вскармливания — вы сможете сформулировать советы зеленоградским мамам, которые рожают детей впервые в нашем зеленоградском роддоме. Какие шаги с вашей точки зрения, как консультанта, необходимо предпринимать самой маме в роддоме, с чего начать?

— Хочу повторить, что надо всё-таки получить знания до родов. Если будут знания, то даже если мама будет делать что-то неправильно или у неё не получится, она поймёт, что есть проблема и обратится к человеку, который ей поможет. Новорожденного обязательно надо приложить к груди в первый час жизни. Насколько это пройдет правильно и хорошо — настолько в дальнейшем хорошо сложится и грудное вскармливание, и здоровье ребёнка. Мамы говорят, что у них первые три дня нет молока — но зато есть молозиво. Хоть несколько капель молозива для ребёнка — это его дальнейшее здоровье. По идее, положить ребёнка на грудь матери должны акушерка или врач, принимающие роды. У ребенка есть рефлексы, помогающие найти грудь мамы, если его правильно положат. Это надо сделать где-то через 20–30 минут после родов, когда мама и ребёнок уже отошли от родового стресса. Если его приложить к груди сразу, до того, как он начнёт шевелиться, он не возьмёт грудь. А через 20–30 минут, когда у него появятся движения, он сам её найдёт — подползёт, найдёт грудь по запаху, по маминому сердцебиению, и начнёт сосать. И самое главное — он возьмёт грудь правильно. Только в редких исключениях это может не получиться: если у мамы неправильно выражен сосок, или если у ребёнка не совсем выражена нижняя челюсть, или короткая уздечка языка (если в роддоме внимательный врач, он увидит эту особенность, и там же, в роддоме, уздечку подрежут; кстати, а Зеленограде подрезают довольно часто). А потом ребёнок опять может заснуть и в течение первых суток может приложиться к груди всего один-два раза, ему больше и не надо. Ведь если бы ребёнку нужно было бы много молока, то было бы устроено так, что у мамы сразу появляется много молока. А ему нужно не много, но зато очень питательное молозиво.

Как правильно дать грудь? Во-первых, мама должна сидя или лёжа взять ребёнка так, чтобы приложить его животом к своему животу, чтобы ему не нужно было поворачивать голову и тянуться к груди. Во-вторых, надо его приложить так, чтобы его нос был на уровне соска. Тогда он почувствует запах молока и приподнимет голову, откроет рот и правильно возьмёт грудь. Очень часто бывает, мама держит ребёнка так, что его голова находится у неё чуть ли не под мышкой, и тогда ему приходится наклонять голову и тянуться.

 — В роддоме есть специалисты, которые по должностным обязанностям должны показывать, как приложить ребенка к груди в первый раз?

— В нашем роддоме есть квалифицированные акушерки, медицинские сёстры, педиатрические сёстры, молочные сёстры, которые могут показать. Но, к сожалению, бывает так, что им или некогда — и они не показывают. По разговорам мам, бывает так, что к ним иногда просто не подходят, говорят «сама знаешь, как кормить». Бывает так, что и показывают, и мама после выписки из роддома кормит грудью. Но бывает, что переходит и на прикорм.

 — Считается, что если ребёнок в роддоме получил бутылочку с водой или со смесью, то у него уже грудное вскармливание не пойдёт.

— Это не всегда так. Даже если маме сделали кесарево сечение, то грудное вскармливание возможно. Есть разные дети. Есть такие дети: что им не дай — соску, бутылочку, грудь, — он будет сосать правильно и активно. А дети, у которых уздечка короткая, или не очень хорошо выражен подбородок, или у мамы плоский сосок, и им трудно взять грудь. Их надо этому научить. Конечно, если такому ребёнку дать бутылку, то ему будет легче сосать из неё. Но, как я говорю, «бутылка — она и в Африке бутылка» — напор из этой бутылки, что в начале кормления, что в середине кормления, что в конце — одинаковый, ребёнок привыкает к этому и при грудном кормлении требует такого же. А грудь надо сначала пососать, если там не очень много молока, потом идёт сильная струя молока, потом опять начинается замедленное сосание. Ребёнку нужно это обязательно «рассказать», показать, научить. Младенцы, между прочим, очень хорошо всему обучаются.

У меня был случай, когда бабушка позвонила и спросила: «Что делать, маму положили в больницу разу после родов, она хочет кормить — как быть?». Маме кормить запретили. Я посоветовала, чтобы мама сцеживала молоко, а бабушка купила специальную бутылочку с ложечкой и кормила ребёнка смесью из неё. Бабушка звонила в течение суток, наверное, раз двенадцать — говорила, что не получается, ребёнок кричит, он голодный. В конце концов, почти начала впадать в истерику. Я сначала спокойно объясняла, потом уже предложила приехать к ним домой и научить кормить ребёнка, после чего бабушка перестала звонить. Я забыла про этот случай. Через два месяца (я тогда работала в 105-й поликлинике) ко мне приходят бабушка и мама с двухмесячным ребёнком, которая говорит «Хочу кормить грудью». Я спрашиваю, в чём проблема. И они рассказывают мне ту ситуацию, что какая-то Гончарова их научила, и они кормят только смесью, педиатр маме запретил после больницы кормить грудью. Я предложила: «Давайте попробуем». Мы тут же на приёме приложили ребёнка маме к груди, он сразу схватил грудь и стал сосать. То есть, его не нужно было учить, только приложить к груди — правильно приложить, и всё.

 — Вторая рекомендация, которая давалась родителям — это кормление по часам.

— К счастью, педиатры такую рекомендацию уже не дают. Дают такие советы: сколько ребёнок захочет, столько и кормите. Но тут надо быть очень внимательными: допустим, ребёнок немного травмирован после родов, при этом его кормят, когда он захочет. Он берёт первую порцию молока, — а в молоке есть вещества экзорфины, подобные опиатам, которые снимают стресс — успокаивается, засыпает и почти ничего не сосёт. Таким образом, ребёнок может почти каждый час брать грудь, но ничего не высосать. Мама приходит к педиатру, там взвешивают ребёнка и говорят: «Он не поправился, у вас, наверно, мало молока». Маме предлагают пройти контрольное кормление, где он высасывает всего 20 грамм молока, и говорят: «Конечно, мало молока». Я считаю, что контрольное кормление — тоже неправильная практика, надо от него отказываться: мама посидела в очереди у педиатра час-полтора, вся взвинченная, ребенок раскричался — он берет только первые капли молока на таком кормлении и сразу засыпает. Есть специальные методики, как научить ребёнка правильно брать грудь и сосать, чтобы он до конца высасывал молоко. И если ребёнок будет хорошо сосать и высасывать, то он обязательно будет поправляться.

Домашние роды: важно не только родить, но и «додержать» ребенка на руках

— Следующий вопрос я вам хочу задать как врачу-педиатру и неонатологу. В вашем опыте есть случаи домашних родов здесь, в Зеленограде? Были ли у вас такие мамы?

— Бывает, что меня вызывают к детям, которые родились дома. Такие семьи есть, и не только в Зеленограде. Сейчас идёт волна легализации домашних родов.

 — Медики стараются легализовать домашние роды?

— Нет. В Москве есть такие роддомы, которые заключают договоры… это не совсем домашние роды. Акушерка приходит на дом, ведёт беременность, а в определённый момент женщину отправляют в роддом. Я сейчас не хочу выступать и пропагандировать домашние роды, ни в коем случае. Я была у детишек, которые родились дома, у меня есть опыт — я могу сказать, что дети, рождённые дома, гораздо спокойней, они быстрее и легче адаптируются, потому что они не отделяются от мамы.

По идее, ребёнок ни в коем случае не должен от мамы отделяться. Раньше нам говорили: «Не бери ребёнка не руки, а то он не даст тебе ничего делать». Мамам надо было выходить из декрета через три месяца, выполнять программу партии и правительства. Помню, что я сама через три месяца декрета вышла на работу и бегала по вызовам. Сейчас психологи говорят: «Девять месяцев ты его вынашивала — девять месяцев ты должна носить его на руках». Это — период адаптации. Надо держать ребенка на руках столько, сколько ему положено. Когда он начнёт ползать и ходить, ему ваши руки уже не нужны будут. Если же ребёнка «не додержали» на руках, то он будет проситься на руки и в год, и в два, и в три. А в сорок лет он может сесть не только на руки, но и на шею — маме или жене. Те дети, которых много носят на руках, их еще называют «ручными» детьми, они потом становятся самостоятельными. Такие дети начинают рано ходить, даже не хотят ездить в колясках. Я это наблюдаю даже на своих внуках. Как мне сказала одна мама: «Вера Александровна, почему моя дочка, ей 1 год и 2 месяца, не хочет сидеть в коляске, когда мы с ней гуляем?» — «А почему она должна сидеть в коляске? Вы её „додержали“ на руках, она видит — папа и мама в коляске не ездят. И копирует родителей».

 — Возвращаясь к вопросу о домашних родах: вы говорили о положительной стороне таких родов. Есть в вашем опыте отрицательные моменты, связанные с домашними родами?

— Что значит «отрицательные моменты»? Если роды ведутся не так как надо, то маму забирают в больницу с какими-то осложнениями. Будем оставаться честными — и в роддоме не всегда всё благоприятно проходит. Но там всё рядом, под рукой. Я думаю, что те акушерки, которые берут на себя ответственность принимать роды на дому, очень хорошо всё знают, и даже ещё не у каждой женщины захотят принимать роды дома. Негативные моменты бывают, но мне мало приходится сталкиваться с ними. Если у женщины есть какая-то патология, её отправляют в роддом.

Елена Панасенко

Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран
Реклама
Совсем рядом!

В клинике работает
лаборатория от Артвет

Реклама
Семейная клиника
Медцентр открыт.

В октябре всего за 3000р
комплексная чистка зубов .

Реклама
Магазин "Я сама"

все для пэчворка
декупажа, украшений

Реклама
Реклама
ОКТЯБРЬ

Дизайн -проект в подарок
При покупке от 20 тыс. рублей.

Реклама