Звёзды Платона Качалина. Как стать астрономом с первого класса 08.06.2017 ZELENOGRAD.RU

Третьеклассник зеленоградского лицея 1557 Платон Качалин увлекается астрономией с 4 лет — книгами и фильмами об изучении дальнего космоса, а затем и практикой астрономических наблюдений: сегодня его именем называются уже несколько переменных звезд, четыре из них официально зарегистрированы.

«Астрономию для меня открыла бабушка, она показывала мне космические картинки», — говорит мальчик, который уже прошёл дистанционный курс МГУ по астрономии, а теперь занялся химией. Его мама, Татьяна Качалина, считает, что все достижения Платона — результат его собственных усилий и хорошей домашней литературы: «Главное — не останавливаться».

Два года, три класса и четыре звезды

Первый класс Платон закончил в московской школе 1298, потом семья переехала ближе к Зеленограду, мальчик перешёл в зеленоградский лицей 1557 — и за один год прошёл программу двух классов. Осенью 2015 года, с началом школьной учебы, он начал посещать столичные астрономические кружки в ДНТТМ «На Донской» и в Доме пионеров на Воробьевых горах. Там взяли ученика гораздо раньше положенного возраста, так он впечатлил педагогов своими знаниями.

«Семилетний Платон стал самым юным дипломантом Фонда поддержки образования „Ноосфера“», — писала о нём газета Северо-Западного округа столицы. Сейчас он занимается в кружке астрофизики в Доме научно-технического творчества молодежи на Шаболовке, сообщает уже зеленоградская префектура.

В 2015 году Платон открыл первую в своей жизни переменную звезду, которая зарегистрирована под его фамилией с порядковым номером Kachalin 1. Открытие было совершено в учебной группе «Практическая астрофизика» астрономической лаборатории Центра «На Донской» под руководством педагога Дениса Денисенко, с помощью системы iTelescope.net удаленного подключения к телескопу T32, который установлен в австралийской обсерватории Сайдинг Спринг.

За первой звездой последовали еще несколько: всё это астрономические объекты 15-18 звёздной величины в созвездиях Antlia (Насос) и Telescopium (Телескоп), они официально зарегистрированы в Международном Реестре переменных звезд AAVSO VSX. Некоторые еще не внесены в реестр — всего их на май этого года уже восемь.

Кроме звёзд Платон интересуется химией и физикой, учится на дистанционных открытых курсах МГУ, а по астрономии уже решает олимпиадные задачи. Он с увлечением занимается популяризацией астрономии, выступая перед любой аудиторией, даже с телеэкранов: в программах «Первого канала» и «Россия 1» - «Лучше всех!» и «Золото нации«.

О том, как открывают звёзды — и о том, как учат и воспитывают таких удивительных детей Zelenograd.ru рассказали Платон Качалин и его мама Татьяна Качалина.

Платон Качалин: «Мои первые две звезды — двойные, а третья и четвёртая — пульсирующие»

— Астрономию для меня открыла бабушка, она показывала мне космические картинки: Землю, небо, Солнце, космонавтов — всё подряд. А еще мы смотрели на звёзды в Италии, их там было очень хорошо видно, потому что не мешала городская засветка. С этого, наверно, всё и началось. Сейчас у меня уже шесть открытых звезд и два «кандидата».

Как мы открываем звёзды на кружке? Заходим в электронный планетарий, находим площадку на небе и отправляем её координаты в Австралию — площадка должна быть не ниже 30 градусов над горизонтом, в Южном полушарии и не на Млечном Пути. Телескоп направляется на эту часть неба, а потом присылает нам снимки. Мы их совмещаем, удаляем весь ненужный мусор — «горячие пиксели», если это ПЗС-матрица, или какие-нибудь пылинки, если фотопластина. Ставим снимки по порядку и «блинкуем», получается такая анимация, и на ней те звёзды, которые исчезают или заметно меняют яркость — вне такта с остальными звёздами — они переменные. Постоянными мы не интересуемся, потому что их очень много.

Затем мы доказываем, что наши звёзды — переменные: строим кривую блеска, узнаём период и тип переменности. Например, мои первые две звезды были с периодом 4,5 часа, их тип EW — двойные звёзды, а третья и четвёртая звёзды — пульсирующие. И потом мы заносим их в реестр переменных звёзд AAVSO под именами, которые выбираем сами.

Поскольку в астрономии я всё более или менее изучил («Что смог по своему уровню подготовки», добавляет мама), недавно я решил отправиться куда-то еще. Сейчас я очень люблю заниматься химией, физикой, и еще математикой — я только на днях понял, что она мне интересна. Вообще сначала я хотел стать то гонщиком, то пилотом, то машинистом, потом передумал и решил, что точно буду астрономом. А сейчас открыл для себя химию и думаю, что, может быть, буду химиком. А может, и математиком. Или в переходном возрасте стану кем-нибудь еще, например, артистом, хотя сейчас я этим не интересуюсь.

Кроме занятий наукой я люблю играть в гольф и собирать Lego. (Татьяна Качалина: «В Куркино есть бесплатная спортивная школа олимпийского резерва по гольфу, это серьёзный спорт, там очень хорошее поле и тренер — и, хотя семья переехала, на занятия мы всё равно продолжаем ездить, причем круглый год. А еще Платон катается на горных лыжах, начинал тоже в Куркино, на небольшом горнолыжном склоне, а потом продолжил в Альпах и в Сочи»).

Скучно ли мне учиться в начальных классах, зная уже астрономию и химию? Скучновато, но ведь в моих знаниях есть дырки — то, что мне нужно знать — особенно по математике и физике. Из художественной литературы я читаю в основном учебник по литературному чтению. А сейчас я его сдал, хотите посмотреть — покажу вам дорогу в библиотеку. Я больше читаю что-то научное. Иногда нахожу у себя на полке какую-нибудь книжку, оцениваю её по интересности и читаю… например, из последних книг это были «Что такое я?» и «Что такое чувства?» («Это познавательные книги по психологии, адаптированные для детей, а из художественных последней была, наверное, книга Люси и Стивена Хокинга», поясняет мама. — «Она полунаучная», спорит Платон).

В школе с оценками бывает по-разному, не всегда хорошо — от «шестёрок» до «троек» (в лицее бывают и «шестёрки»), «тройки», правда, очень редко, есть «четвёрки», больше «пятёрок» («Но год ведь ты закончил отлично», говорит мама — и Платон укоряет: «Мам, я не хотел хвастаться»).

За этот год я закончил и второй, и третий класс, мне пришлось за 11 дней доучить всю программу второго класса. Со мной занимался папа. А вот самый нелюбимый мой предмет сейчас — это физкультура. Да, я люблю лыжи и спорт, но именно уроки физкультуры и то, как их проводят, мне не нравится. Они собирают два класса, разделяют на мальчиков и девочек и зачем-то (!) строят по росту. Это ужас! Я там один из последних.

Считаю ли я себя «вундеркиндом»? Внутри себя я считаю себя каким-то отличным от всех, но не всегда. И да, я играю в компьютерные игры. Когда есть возможность (смеется). Minecraft установлен на папином планшете, и либо папа приходит поздно, либо планшет забирает сестра, которую я по ошибке тоже научил играть. Либо у меня просто нет времени на Minecraft. В свободное время я гуляю и читаю.

У меня была мечта — купить собственный телескоп, я копил на него деньги, и мечта уже сбылась: рефлекторно-рефракторный телескоп купили на день рождения, часть денег добавили родители. Теперь моя ближайшая мечта — поехать на море. А вот попасть в летнюю астрономическую школу пока трудно, по возрасту не прохожу.

Мама, Татьяна Качалина: «Это только усилия Платона, а не манна небесная»

— В нашей семье нет людей науки. Папа Платона бизнесмен, по образованию инженер-строитель. Я юрист по образованию, занимаюсь IT-бизнесом. Бабушка благодаря Платону «однажды проснулась знаменитой». Она инженер-химик и не имеет отношения к астрономии. Любовь к внуку и регулярные занятия внесли свой вклад в образование Платона.

Всё началось с кружка на Шаболовке. Грант, полученный группой в начале года, стал решающим фактором. Восторг от первой открытой звезды трудно передать словами. Ездить на занятия, безусловно, долго, но эти кружки — лучшие не только в Москве, но, на мой взгляд, в России. Оно того стоит. Каждый родитель, у которого ребенок серьезно чем-то занимается, подтвердит — увлечение отнимает много сил и времени. Мы вкладываемся в своего ребенка с удовольствием: сами слушаем лекции, проходим тесты, ездим на семинары вместе с Платоном.

Можно сказать, что к вопросу обучения Платона я подошла как менеджер к бизнес-кейсу — поняла, какие ресурсы нам нужны, чтобы был результат, обеспечила ему логистику, «коучеров», договорилась со школьной администрацией, чтобы сделать это возможным.

Значимым было и то, что я трепетно отношусь к литературе дома и с большим вниманием выбираю книги для детей и для нас, взрослых. А так как Платон начал читать очень рано, у него была возможность читать самостоятельно то, что ему интересно. Я, если честно, даже не помню, чтобы я читала ему на ночь — не было необходимости, он отлично читал сам. Младшая дочка совсем другая, — «Мам, почитай», — а с Платошей это было не нужно. Он сам открывал свои энциклопедии — и вперёд. («А в результате я тебя теперь мучаю химией», шутит Платон — «Да, потому что в химии я полный ноль», подтверждает мама).

Мой конёк — это как раз русский язык и литература, я пытаюсь в сына это вкладывать, рассказываю ему биографии известных людей. Читает он на самом деле много, и память хорошая — стихи учит со второго повтора. Память и спасает, когда нужно учить что-то скучное, а скучного бывает достаточно, никуда не денешься. К тому же, он такой «космополит», и с этим бывает сложно. Например, в строю на физкультуре он не может стоять совсем.

Платон отличается от других детей даже по его юмору, иногда это чувствуется. Вы заметили, как он говорит — вполне взрослый разум в маленьком теле. Это называется ранней детской одаренностью, и к переходному возрасту он, скорее всего, выровняется со сверстниками. Но мы всё время повторяем, что ни в коем случае нельзя останавливаться, остановился — значит, отстал. Пока Платону интересно, пока ему нравится, он на шаг впереди. Но это, конечно, только его усилия, много усилий. Это не манна небесная или какой-то божественный дар.

Дистанционные курсы МГУ, например, были достаточно сложными. С курсом по астрономии я помогала, как могла, и очень переживала за Платона, когда он сам сдавал экзамен. А для курса химии я накупила ему литературы, кроме того, в лицее у нас очень хороший преподаватель по дополнительным занятиям химией, Виталий Васильевич Струговщиков, который помогает с этим предметом. Сейчас и этот экзамен уже сдан.

Кстати, на курсе астрономии у Платона появился потрясающий друг Кирилл, которому тоже 8 лет, он живёт в Калифорнии — это просто «калька» с Платона. Теперь у нас одно из самых больших желаний — встретиться лично. К тому же, там недалеко университет Беркли, где преподаёт Алекс Филиппенко, один из первых популяризаторов астрономии, с просмотра его видеороликов Платон когда-то начинал.

В Америке вообще наука популяризована, все эти ролики на Youtube очень зрелищные, и космос — подходящая тема. В России популяризаторы науки тоже очень квалифицированные, но зачастую они не могут подать тему, устроить «шоу». Хотя, мне кажется, и взрослые, и дети в этом нуждаются. Нам помогает держать руку на пульсе, например, популярный nplus1.ru или более въедливый и академический elementy.ru. Для помощи со школьными уроками полезны виртуальные академии. Знаменитую «Академию Хана» трудно переоценить. GetAclass.ru не просто расскажет, но и покажет физические опыты (а какие-то вы повторите дома). А «Математические этюды» докажут, что математическая составляющая есть везде. Платформа «Открытое образование» позволяет пройти обучение и получить сертификаты ведущих вузов страны в любом возрасте.

Будет ли Платон дальше форсировать школьную учёбу — не знаю, посмотрим, когда отучится четвертый класс. До профильного девятого класса еще далеко, сначала многое нужно пройти: алгебру, геометрию, физику. Мы думаем о том, как оптимизировать его учебу, но это скорее пока мысли о дополнительном образовании, а не о серьёзном изменении именно школьного обучения.

В лицее Платон начал учиться только с сентября, но к нам отнеслись очень благосклонно. В декабре ему разрешили сдать экзамены и перейти в третий класс. В лицее очень сильные учителя по естественнонаучному направлению, что меня очень радует. Со следующего учебного года, надеюсь, начнутся и занятия в лицейском астрономическом кружке. Сейчас у Платона абсолютно замечательный учитель Анна Константиновна Симакова, она настолько терпеливо и доброжелательно относится к нему, что я спокойна.

Думаю, что и в дальнейшем мы сможем найти в лицее поддержку. Индивидуальный учебный план сейчас, по закону «Об образовании», возможно реализовать и на базе государственной школы. Но на это уже может не хватить моих менеджерских усилий, процесс нужно будет постоянно контролировать. Это уже совсем другой проект.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран