5 комментариев
Дарим пиццу -закажи через приложение
Зеленоградские учёные обнаружили новую графеновую структуру 14.01.2016 ZELENOGRAD.RU
Неизвестную ранее объёмную наноструктуру на поверхности графита исследовал Ростислав Лапшин, научный сотрудник зеленоградского НИИ Физических проблем. Её применение перспективно для конструирования микро- и наноприборов, от сверчувствительных датчиков до устройств секвенирования и манипулирования ДНК, а также для безопасного хранения водорода.

Новую графеновую наноструктуру назвали коробчатой (КГНС). Это многослойная система тянущихся вдоль поверхности параллельных полых каналов с четырёхугольным поперечным сечением и толщиной стенок/граней около 1 нм (фото Applied Surface Science)

Учёный обнаружил новую наноструктуру, изучая поверхность графита с помощью сканирующего туннельного микроскопа (СТМ), сообщил strf.ru. Кристаллы графита представляют собой, фактически, стопку листов графена — монослоёв атомов углерода с гексагональной двумерной кристаллической решёткой. В микроскоп обычно наблюдают однообразные плоские области, лишь иногда содержащие углеродное волокно, сверхрешётку или сеть дислокаций.

«Вид обнаруженной наноструктуры был настолько непривычен, что не сразу удалось понять, а что это, собственно, такое, — рассказал Лапшин. — Структура разительно отличалась от того, что приходилось наблюдать на графите ранее. Только спустя некоторое время, после дополнительных измерений и анализа полученных изображений, стало понятно, что перед нами система идущих вдоль поверхности полых наноразмерных каналов со стенками толщиной не более 1 нм».

Новую графеновую наноструктуру назвали коробчатой (КГНС). Это многослойная (в несколько «этажей») система тянущихся вдоль поверхности параллельных полых каналов с четырёхугольным поперечным сечением и толщиной стенок/граней около 1 нм — а значит, стенками/гранями каналов являются плоскости графена. Ширина каналов около 25 нм, а длина их достигает, по меньшей мере, нескольких сотен нанометров.

Механизм формирования наноструктуры учёный объясняет механической деформацией слоистого по своей природе графита с одновременным расщеплением поверхностного слоя на графеновые подслои, которые скользят в наноскладках относительно друг друга — получаются «этажи» каналов.

Коробочная наноструктура графена насыщена интересными особенностями. Предварительный анализ говорит о перспективе использования её в различных приборах: сверхчувствительных датчиках, высокоэффективных каталитических ячейках, наноканалах микроканальных жидкостных устройств (для молекулярной фильтрации, секвенирования и манипулирования ДНК), высокоэффективных теплопроводящих поверхностях, аккумуляторах с улучшенными характеристиками, наномеханических резонаторах, приборах эмиссионной наноэлектроники, сорбентах большой ёмкости для безопасного хранение водорода и т. д.

Результаты исследования опубликованы в январском номере авторитетного европейском журнале «Прикладная наука о поверхности» (Applied Surface Science). Исследование было проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Минобрнауки РФ.

Ростислав Лапшин (фото niifp.ru)

Ростислав Владимирович Лапшин - научный сотрудник Лаборатории твердотельной нанотехнологии НИИ ФП и отдела Фоточувствительных нано- и микросистем МИЭТ, кандидат технических наук, выпускник МГТУ им. Баумана. Активно публикующийся автор более 30 научных статей, в том числе в соавторстве с учёными МИЭТа, автор семи патентов в области нанотехнологий и сканирующей зондовой микроскопии. Член Российского общества сканирующей зондовой микроскопии и нанотехнологии, рецензент журналов Review of Scientific Instruments, Measurement Science and Technology, Nanotechnology, IEEE Transactions on Ultrasonics, Ferroelectrics, and Frequency Control, эксперт Российской корпорации нанотехнологий.

Изучением свойств графена в настоящее время активно занимаются группы учёных в разных странах мира — это направление получило развитие после открытия графена экс-россиянами Новосёловым и Геймом, за которое они получили Нобелевскую премию в 2010 году. В Зеленограде исследования наноструктур ведутся также в МИЭТе и на других профильных предприятиях.

Поздравляю с билетом на следующий философский пароход
00 ♥_Небо_на_ладони_♥
14 января 2016
Умница
Ольга Ветерок
15 января 2016
Давно интересуюсь графеном, рада, что исследования не стоят на месте, надеюсь, в скором времени к открытиям подоспеет и массовое практическое применение )
Vladimir Bravov
15 января 2016
""Поздравляю с билетом на следующий философский пароход""
Улыбнуло!!
Главное не опоздай, и еще - дальнейших успехов в исследованиях и удачи!!

Ляляка Московская