Порядок применения нового закона не разработан
С 28 декабря вступил в силу федеральный закон №176, который вносит изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. В том числе, этот закон обязывает управляющие компании (УК) платить за некачественные коммунальные услуги. Размер штрафа, как сообщила «Российская газета», за некачественную услугу может составить 30% от стоимости, а в случае неверно выставленного счета за оказанную услугу — 50% от ошибочной суммы. Как уточнил Zelenograd.ru гендиректор компании «Служба юридической помощи в сфере ЖКХ» Николай Ефимов, точный размер штрафов до сих пор не определен.
Жалобу на управляющую компанию должны рассмотреть сотрудники московской жилищной инспекции (МЖИ), которые проведут расследование, и затем обратятся в суд.
Как будет работать жилинспекция по новому закону, пока не известно: в пресс-службе Мосжилинспекции Zelenograd.ru пояснили, что к ним пока не поступал документ из Минстроя, который бы определял порядок действий их ведомства по новому закону. И пока не известно, как именно должна реагировать МЖИ на жалобы, а также на основании каких правовых актов ведомство будет работать. Соответствующий документ лишь разрабатывается в Минстрое.
Жители должны сами зафиксировать нарушение
Как пояснил Николай Ефимов из «Службы юридической помощи в сфере ЖКХ», первое, что необходимо предпринять жильцу, недовольному качеством услуг — это обратиться в саму управляющую компанию с жалобой. В каждой УК есть диспетчерская служба, которая фиксирует обращения жильцов в журнале учета жалоб и заявок, объясняет юрист. По закону, у управляющей компании есть 12 часов на то, чтобы отреагировать на обращение. А именно — выслать на место своего представителя, составить акт, один экземпляр которого необходимо отдать жильцу.
Если УК не отреагировала на обращение, то жилец может обращаться в жилищную инспекцию и прокуратуру, продолжает Ефимов. Сотрудники МЖИ, в свою очередь, выезжают на место и фиксируют нарушение. Кроме того, жильцы могут сами зафиксировать недочет в работе коммунальной службы, пригласив соседей и составив акт в свободной форме. Им также придется доказать попытку своего обращения в УК, которое осталось без ответа.
Управляющие компании не верят в штрафы
Исполнительный директор СРО «МГУ ЖКХ» Вера Москвина убеждена, что эта мера не будет работать. «Жилец, штрафуя свою управляющую компанию, будет отнимать эти деньги у собственников дома, ведь у управляющей компании своих денег нет, у нее в управлении есть только полученные средства собственников».
Заставить управляющую компанию работать как следует может только тотальный контроль со стороны самих жильцов, а для этого необходимо создавать инициативные группы, уверена эксперт. «Управляющая компания ведет себя ответственно только там, где в начале годе ее заставляют показать смету, а в конце года — отчитаться по этой смете. А там, где жильцам все равно, обязательно будут нарушения. Впрочем, они и жаловаться на УК не будут. И закон здесь ничего не изменит», — резюмирует г-жа Москвина.
На практике жильцы ничего не делают, чтобы зафиксировать факт оказания некачественной услуги. Как пояснил Ефимов, как правило, суды сталкиваются с жалобами жильцов на качество оказанных услуг лишь когда сама управляющая компания подает иск за неоплаченные счета. Однако часто суды отклоняют доводы жильцов, поскольку те не могут предоставить доказательств.
Жители получили право... , но не получили возможности.
Управляющую компанию пока не пнешь, она работать не будет. Расплодили огромный штат управления и сидят. На прием попасть - проблема: им не до жителей, заняты.