Татьяна Визбул: «Музейному работнику коллекционером быть опасно!» 18.03.2009 ZELENOGRAD.RU
Март, так исторически сложилось, — особенный месяц для зеленоградского историко-краеведческого музея. В марте 1969 года он начал работать, в марте 1992 года он поменял статус и стал государственным. В 1977 году в должности директора там начала работать выпускница Московского историко-архивного института (нынешний РГГУ) Татьяна Владимировна Визбул. За 32 года её работы музей вырос до 35 тысяч единиц экспонатов. О том, что будет происходить в музее в ближайшее время, Татьяна Владимировна рассказала в интервью Zelenograd.ru накануне празднования юбилея — 40-летия жизни музея в городе.

– Как вы будете отмечать юбилей и где пройдёт торжественное мероприятие?

– Когда музей отмечал 35-летие пять лет назад, мы приглашали абсолютно всех, кого хотели бы видеть, в очень удобный зал во Дворце творчества детей и молодёжи. Тогда мы приняли около 180 гостей. Но сейчас, учитывая стеснённые условия нашего помещения, мы понимаем, что на проведение большого мероприятия не приходится рассчитывать. В этом году, учитывая и общую экономическую ситуацию, несмотря на круглую дату, надо быть скромнее. Поэтому в пятницу, 20 марта мы будем праздновать юбилей здесь, в музее, среди наших коллег, единомышленников, представителей администрации города, ожидаем порядка 50 гостей. Мы решили не издавать отдельную книгу к юбилею, зато в "Московском журнале" сейчас у нас вышла большая публикация к 40-летию музея, а также в прошлом году вышел интересный сборник статей о городе и о музее – очерки истории края "Город и горожане".

– В планах у города было перевезти музей в новое здание. Сейчас идут какие-то работы по этому проекту?

– Этот вопрос надо бы задавать не мне, а тем людям, от которых зависит его решение. Проект строительства нового здания имеется в городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2008-2010 гг)", но как мы можем говорить в нашей непростой сейчас экономической ситуации о запуске нового проекта?

– То есть вы попали в ситуацию, когда из-за кризиса ваш проект решили не начинать?

– Нет, я не могу так сказать. Мы уже два года назад подготовили технологическое задание, в котором есть информация о том, каким мы видим здание. По нашему представлению, там должен быть такой полноценный культурный центр — место под галерею, место для экспонирования, кафе, место для проведения концертов и поэтических вечеров. Место, где все, кто интересуется культурной жизнью, могли бы свободно общаться. Новое здание будет располагаться за Дворцом культуры, это уже определено, намечен и землеотвод. Теперь наше технологическое задание должно быть востребовано архитекторами, чтобы начать двигаться дальше. Конечно, все мы надеемся, что это непременно случится.

– Вы уже не первый десяток лет возглавляете музей. Какие события можно выделить как самые значимые в его жизни?

– В марте 1969 года был создан музей, уже через 11 лет после основания города. Надо заметить, что музей возникает только там, где есть в нём социальная потребность. И в городе, казалось бы, с небольшой историей, появилась такая необходимость. Это был историко-краеведческий музей, в котором значимое место занимали музейные предметы, реликвии Великой Отечественной войны, личные вещи военачальников, а позже — предметы, найденные при строительстве города вместе с останками солдат. Уделялось внимание истории и культуре края, а также — истории возникновения и развития города-спутника, получившего название Зеленоград.

За годы работы музей пережил разное. Например, в 1991 году, когда музей уже был муниципальным, он вообще мог прекратить своё существование, потому что от нас, в связи с большими переменами в стране, отказались тогда все предприятия, которые нас финансово поддерживали в советские годы. Они оплачивали нам разные статьи расходов: коммуналку, телефон, оклады сотрудников, канцелярские принадлежности и так далее. В это сложное переходное время нам неоценимо помогли Татьяна Николаевна Забелина и Алексей Алексеевич Ищук: поддержали и словом, и делом. Никто из моих сотрудников в те времена даже не догадывался, что мне часто было просто нечем платить им зарплату. Чтобы найти стабильные средства к существованию, мне тогда приходилось пропадать целыми днями то в Мэрии, то в Министерстве финансов, чтобы эту ситуацию победить. И в марте 1992 года, когда нас ввели в структуру Комитета культуры Москвы, музей, наконец, стал государственным. Это уже дало нам прилив новых сил.

Важно ещё и то, что мы в эти годы на базе музея начали создавать картинную галерею. И до сих пор мы продолжаем собирать работы зеленоградских художников, выбираем, а потом покупаем понравившееся на их персональных выставках. И в будущем, возможно уже в новом здании, в музее обязательно будет постоянно действующая картинная галерея.

– Это нормальная ситуация для краеведческого музея — собирание картин местных художников?

– Да, это довольно частая ситуация, особенно для музеев небольших городов.

– Много ли сейчас желающих работать в музее?

– С кадрами — плохо. Дело ведь в том, что в музее всегда работают люди, которые идут туда в больше степени из-за интереса, а в меньшей — из-за денег, которых получают совсем немного. Молодые люди, с музееведческим или историческим образованием, хотят сразу получать хорошие деньги за свою работу. Недавно у нас проходил практику студент из Института Культуры, и вот практику он прошёл у нас, а на работу устроился в Исторический музей, в отдел тканей, у него там и перспективы, и зарплата хорошая. А мы этого предложить не можем.

– Как вы относитесь к тому, что многие музеи делают виртуальные туры, выкладывают их на сайтах, в общем, распространяют информацию о себе в интернете очень активно. Ваш музей пойдёт по этому пути?

– Во-первых, у нас этим некому заниматься. А во-вторых, я не понимаю, зачем это делать? Убедите меня, зачем я должна потратить месяцы кропотливого труда на то, чтобы делать виртуальную выставку наших экспонатов? Только для того, чтобы человек, зайдя на этот сайт и посмотрев эти фотографии или видеозапись, решил, что всё, ему достаточно, в музее он дескать побывал? Я считаю, намного важнее заинтересовать человека в том, чтобы он пришёл к нам сам и своими глазами всё увидел: ведь разница между картинкой и живым экспонатом — колоссальная! Как передать ощущение от сопричастности истории музейного экспоната, которое можно получить только в музее?

К тому же, мне известен не один пример негативного эффекта от использования интернета в работе музеев. Скажем, директор Рыбинского музея, технически подкованный человек, который как раз за интернетизацию, сделал очень хороший, наполненный материалами, сайт музея, и сейчас уже замучился судиться с людьми, которые берут эти материалы и используют их как свои — без указания источника и автора. Я этих проблем совершенно не хочу для нашего музея и не знаю, какие есть убедительные доводы к тому, чтобы нам выходить в интернет. Мы предпочитаем давать туда информацию о выставках для публикации на сайтах городских структур, в интернет-СМИ и, я считаю, этого достаточно. Но, тем не менее, вполне возможно, что наша работа в этом направлении просто ещё впереди.

– У вас проходят занятия для детей по музейной педагогике. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни музея?

– Музейная педагогика — это очень тонкое направление в воспитании детей, за которое берётся не каждый педагог и не каждый работник музея. Для такой работы в человеке должно сочетаться и понимание детской психологии, и профессионализм, и знание истории, и воспитание в атмосфере общечеловеческой культуры. Это авторская программа обучения, она не предполагает как таковых экскурсий по музею, в чистом виде. К нам приходят дети-школьники три раза в месяц, занятия проходят в самом музее, и мы рассказываем о том, что такое музейный предмет вообще. Говорим о прошлом времени: что такое история, что такое прошлое, которое было не месяц назад, а 100 лет назад, учим детей понимать свои корни, истоки. У нас есть "колодец времени", куда мы погружаемся с детьми, чтобы "перейти" в прошлое. Дети начинают понимать разницу между музейным предметом и музейным экспонатом, знают, что такое экспозиция, оперируют всеми этими понятиями. Заявки на занятия должны поступать к нам от школьных педагогов: классных руководителей или преподавателей истории, мы с радостью будем здесь принимать классы.

Также мы используем театральные элементы в этих занятиях. Например, если у нас тема усадебного быта, я надеваю парик с чепцом и костюм барыни, беру в руки веер, передо мной стоит самовар, чашка с блюдцем (кузнецовский фарфор), и я рассказываю о предметах, которые и составляют предметную среду. Когда мы изучаем крестьянский быт, я одеваюсь крестьянкой Акулиной, всем всегда бывает очень интересно. Кроме меня, занятия сейчас ведёт и прекрасный опытный педагог Татьяна Ивановна Гоголь. Её ученики после таких занятий приводят в музей своих родителей. И сами, вообразив себя экскурсоводами, проводят экскурсии для них. Я считаю, музей – уникальное место для интеллектуального семейного отдыха.

– В Международный день музея, 18 мая прошлого года, у вас впервые прошла акция "Ночь в музее". Как вы оцениваете проведение такого мероприятия?

– Для нас это был очень интересный опыт. Была составлена программа, в которой принимали участие "Ведогонь-театр", психолог читал лекцию об особенностях восприятия музея в ночное время, звучала музыка. Среди прочих, художник Владимир Чернов, который делает ещё и деревянные куклы - марионетки, к этому дню вместе с семьёй, подготовил театральное представление. Всем было очень интересно, но опять же, из-за проблем с вмещаемостью, мы не смогли принять большое количество гостей. Мне кажется, что подобные акции больше подходят для больших музеев, где есть место принять всех желающих.

– Уже сейчас известно, что в этом году выставка "Зеленоград-космосу" обещает быть очень интересной. Как идёт работа над подготовкой и чего ждать от выставки посетителям музея?

– Выставка "Зеленоград-космосу", ставшая традиционной для нашего города, пройдёт с 6 апреля по 8 мая, уже в третий раз. Но в этом году мы действительно хотим сделать не просто экспозицию, а хотим, чтобы к нам приходили студенты, и школьники, молодёжь города. Для них у нас каждый день работы выставки будет закреплён за отдельным предприятием, специалисты которых будут здесь отвечать на вопросы посетителей. Возможно, кто-то сможет здесь же определиться со своей будущей профессией, во всяком случае, для этого будут созданы все условия, и мы ждём здесь ребят.

– В фондах музея на сегодня 35 000 экспонатов, как проходит работа с ними?

– Да, фонд у нас довольно большой, а в экспозиции — всего лишь 2000 экспонатов. Это, конечно, очень маленькая часть того, что можно показать. У нас к этим 35 тысячам, есть ещё около двадцати тысяч подготовленных, но не учтённых экспонатов, в основном — археологических, которые требуют кропотливого многолетнего труда. Сотрудники музея были бы рады показать больше, но для этого нет места.

– Какими экспонатами музейной коллекции вы особенно гордитесь?

– Это вопрос очень сложный. Мы — сотрудники музея, как раз недавно тоже в своём кругу задались таким вопросом, и у каждого, конечно, есть свои любимые экспонаты, хотя и выбрать сложно: все любимые! Но у меня самый значимый и родной экспонат — это понёва моей бабушки Анны Алексеевны Юдиной, крестьянки тульской губернии. Это и объективно — историческая вещь, и субъективно — очень дорогой мне предмет.

– А вы сами — коллекционер?

– У меня нет личной коллекции! Я занимаюсь собирательством :) Я привожу из разных мест кувшины и кувшинчики. Ещё у меня много ангелов (не путать с эльфами) из фарфора, стекла, глины. А вообще коллекционирование для работника музея — это очень вредно, и даже опасно. Коллекционер — это человек с особой психологией и образом жизни. Коллекционирование - это такая страсть, которая в своём экстремуме даже может натолкнуть на преступление, а этого нам не надо!

– Часто ли сами жители приносят что-то?

– Нам уже несколько раз предлагали кухонную плиту — такими укомплектовывали все первые построенные в Зеленограде дома. Но подобные крупногабаритные предметы нам просто негде хранить, хотя это, безусловно, очень интересный предмет. Да, часто приносят и просто в дар, и приходят с предложением купить тот или иной предмет. Но мы сами закупаем экспонаты крайне редко, большая часть фонда — это те предметы, которые мы принимали в дар от наших дорогих зеленоградцев.

– Сейчас город, в связи со строительством, меняется довольно сильно. В задачи музея входит фиксация "уходящей натуры"?

– Обязательно! Мы делаем фотофиксацию городских объектов, у нас этим занимается Андрей Васильевич Кошелев. А недавно при сносе первых зеленоградских пятиэтажек - корпусов 118 и 122, по нашей просьбе, в музей передали номерные указатели с этих домов. Однажды мы даже сделали попытку самим пойти в выселенные пятиэтажки, из которых уже выехали все жители. Многие ведь, уезжая, оставляют старые вещи в этих квартирах. Конечно, это очень хороший источник для комплектования фондов музея, но, когда мы попали в такую квартиру в Крюково, пришлось объясняться с милиционерами, что мы не мародёры какие-то, а музейные работники :) Больше я таких попыток не предпринимала, да и небезопасное это дело, известно же, что там и бомжи живут. Хотя нам и очень хочется там походить! Было бы замечательно, если бы сами жители сообщали нам, как можно забрать их такие вот — оставленные вещи или передавали их в музей, ведь в этих предметах живёт история города.

Елена Максимченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран