Главная страница » Статьи »

Вофка Кожекин и группа "Станция Мир". Блюз в ночь перед Рождеством

фото: Кирилл Чернов, текст: Елена Панасенко.

Концерт группы "Станция мир" и Владимира (Вофки) Кожекина прошел в зале ДЮЦ "Орленок" 6 января. В предпраздничный морозный вечер накануне Рождества в зале царила теплая камерная атмосфера: мерцала большая новогодняя ёлка в углу, несколько десятков зрителей расслабленно слушали гитарные и фортепианные импровизации в ожидании ударника группы, задержавшегося по дороге из столицы. Многие дружески переговаривались, зная друг друга по другим концертам, организованным в "Орленке" проектом "Осколки" - живая музыка в Зеленограде". На сей раз их ожидало выступление настоящих мастеров блюза и регги, одной из самых интересных и професиональных групп в своем жанре во главе с ее лидером, яркой фигурой множества неформальных и неформатных музыкальных проектов и фестивалей.

"Станция мир" была запущена в 2001 году Вофкой Кожекиным, признанным blues.ru "одним из самых талантливых губных гармонистов (харперов) в России". Вофка Кожекин и Иван Жук, второй лидер группы, друг и соратник Кожекина по выступлениям с хипповой супер-звездой Умкой (Анной Герасимовой), были на момент запуска совместного проекта уже признанным лучшим блюзовым дуэтом страны. "Станция Мир" быстро набрала популярность у студенческой московской тусовки.

"Гармошка Вовы Кожекина мяукает, хрюкает но самое главное - поет человеческим голосом - смеется, плачет, как ребенок. Для музыканта это не просто музыкальный, а одухотворенный инструмент: вдыхая воздух, ты тем самым вкладываешь в него душу. Гармошка берет на себя соло, которому подчиняется гитара. На вопрос, где ты учился этому, Кожекин отвечает: "Нигде. Я - самоучка". (...) Я привез из Англии блюзы и реггей, лет пять слушал только это и полностью изучил блюзовую тему, проникался ее духом. Рок-музыку я осознал как вторичную по отношению к блюзу".
http://www.blues.ru/

"... "Станция Мир" с равным удовольствием и мастерством играет аутентичный чикагский блюз и медитативный ямайский реггей, зажигательный фанк и заумный фри-джаз. Стилевая эклектика компенсируется безукоризненным исполнением: все участники группы - высококлассные сессионные музыканты. Кожекинские тексты шокируют неподготовленного слушателя откровенностью и обилием сленга, но это не эпатаж "Ленинграда", и не "холодно в кедах" Чижа. Кожекин - выпускник Итона и переводчик по образованию. (...) Иван Жук, один из лучших блюзовых гитаристов нового поколения и дипломированный джазовый аранжировщик, отвечает в группе за музыку. В отточенной манере игры, качественных и богатых аранжировках чувствуется явное влияние Эрика Клэптона и Джимми Хендрикса. Добавьте к этому зажигательного барабанщика Гарика Багдагюляна (он также играет в группе "Пакава Ить") и неповторимого басиста Рому Гринева (лидера группы "Фанк Ю") - и получится безумное динамичное концертное шоу для любителей интеллигентной рок-музыки.
http://www.gromko.ru/


Вот что расказал Вофка Кожекин в интервью Zelenograd.ru, посвященном предстоящему концерту - о своих музыкантах, проектах, взглядах на коммерческую музыку, о Зеленограде, новогодних праздниках, и о семье.

Какую программу вы будете играть в Зеленограде? Это будет полуакустика?

Да нет, наверно, прямо с электричеством приедем. Мы сейчас играем две программы: блюзово-джазовую и свою авторскую русскую программу. В Зеленограде все будет, скорей всего, вперемешку.

Музыканты, которые приедут с Вами - кто они?

Мы постоянно играем вместе уже года четыре. Антон Дашкин и Рома Гринев - самая знаменитая московская фанковая ритм-секция, они играют в примерно пяти разных фанковых проектах кроме "Станции Мир". Саша Староверов, гитарист, тоже много где играл. Саша с Ромой - это молодая джазовая тусовка, вышедшая из Гнесинки. А Антон, барабанщик, приехал из Пензы, и сейчас больше известен по выступлениям с Ириной Богушевской.

С Иваном Жуком сейчас не играете?

С Ванькой в последний раз летом играли, на "Пустых Холмах", расширенным составом "Станции Мир", но, к сожалению, у него сейчас проблемы с рукой, поэтому он только поет и играет на тромбоне в своей группе "Наеховичи", а на гитаре давно не играл. Он пытался... когда мы с ним и бардом Андреем Козловским ездили в Вологду. С Андреем мы сейчас довольно много работаем. В последнее время мы активно играли таким трио: Козловский, Сергей Клевенский на всяких дудочках (он играет у Вани Смирнова и Инны Желанной, главный специалист по всяким этническим дудкам) и я на губной гармошке.

Какие московские клубы Вы предпочитаете?

С Андреем Козловским, понятно, "Гнездо глухаря", главный бардовский штаб. Со "Станцией Мир" мы с нового года начинаем большой блюзовый образовательный проект "Академия блюза", блюзовый штаб города будет в "Доме у дороги". Любимая мои точки сейчас в Москве - клуб "Высоцкий" и клуб "Артэрия" в ЦДРИ. А самый любимый зал, конечно, в ЦДХ, там самый хороший звук в Москве. Там был Харп-фест, там я праздновал день рождения. В феврале там пройдет ДРфест, в марте - презентация диска Андрея Козловского...

"13 января 2008 года стартует музыкальный образовательный проект "Блюзовая Академия". Задача проекта - популяризация блюзовой музыкальной культуры. Мероприятия "Блюзовой Академии" будут происходить по воскресеньям в московском блюзовом клубе "Дом у Дороги". Каждое воскресение слушателей ждут: лекция по истории афро-американской музыки, просмотр концертного видео и фильмов, мастерклассы московских блюзменов".
26 Dec 2007, http://kozhekin.livejournal.com/

"Девятый (с половиной) московский ежегодный фестиваль губной гармоники Moscow Blues Harp Fest - 15 ноября 2007 года в ЦДХ. Пришло время дунуть! В этом году очередной раз - беспрецедентный звездный состав участников. В Москву едет Стив Бейкер (Великобритания-Германия), автор самого знаменитого учебника по игре на губной гармонике. (...) Свет Ходонович и лучший блюзовый коллектив Восточной Европы "Свет Буги Бэнд" - лауреаты многих фестивалей, любимцы московской блюзовой тусовки. Россияне представлены троицей завсегдатаев: патриарх губногармонического движения Михаил "Петрович" Соколов ("Bluesmakers"), бессменнный хозяин фестиваля Вовка Кожекин ("Станция Мир") и единственный в стране виртуоз хроматической губной гармоники Максим Некрасов из Санкт Петербурга. Одна из главных задач фестиваля - популяризация губной гармоники среди молодежи..."
http://kozhekin.livejournal.com/



Вы известны не только как музыкант, но и по своим разнообразным проектам, коммерческим или некоммерческим, таким как ДРсцена на фестивале "Пустые Холмы" и много другое. Всегда хотелось вас спросить - зачем вы это делаете? Обычно музыкантам достаточно просто играть музыку.

Все просто. Если ты активно не вертишься, то непонятно, куда ты будешь играть эту музыку. С ДР-сценой на "Пустых Холмах" - это совершенно типичная история. Я совершенно случайно, по раздолбайству, пропустил объявление о том, что чтобы играть на "Пустых Холмах", нужно подавать заявку. Я думал, что меня по старой дружбе и так позовут, а оказалось нет! Играть на концерте в последний день мне показалось мало. И тогда Харлей (Денис Харлей, организатор фестиваля - прим.корр) говорит: "Ну тогда тебе придется поставить свою сцену". Вот так все и получилось.

Фестиваль "Пустые Холмы" под Тарусой, собирающий неформатных блюзовых и регги-исполнителей, впервые в своей истории перешагнул летом 2007 года планку 5 тысяч зрителей.

"Холмы - любимый и родной фест, в котором "Станция мир" принимала участие все четыре года его существования. 10-12го июня пройдут пятые Холмы. Будем ли мы там играть? Будем! Со мной по поводу участия никто не связывался. А подачу заявки на участие я успешно протормозил... В целом, фестиваль в этом году ориентирован на новые имена, а я уже основательно достал некоторых организаторов. Кроме всего, я их постоянно критикую за непрозрачность финансового расклада и общее раздолбайство. (...) Шиза какая-то. Пока вижу один выход. Петька на Холмах ставит Дрсцену. Вот туда и поедем."
18 May 2007, http://kozhekin.livejournal.com/

Но наверно там было много людей, которые не записались, но только вы поставили свою сцену и всех у себя собрали.

Нет, это просто некоторый авантюризм и отчаянность. Я умудрился уговорить Петра (Петр Глухов, глава Фонда Вени Дркина, организатор ДР-сцены - прим.корр.) и других людей поставить сцену, потому что я составил очень подробную смету, говоря, что вот, если все правильно организовать, то эта сцена абсолютно безубыточна, мы продадим диски и соберем пожертвования, и все получится. Но на самом деле это было, как говорят англичане, "wishfull thinking", то есть принятие желаемого за действительное. По ходу дела смета возросла в два раза, и только этот авантюризм... буквально вчера Петя мне сказал: "Если б я знал, что так все пойдет, то никогда бы не согласился... А сейчас думаю, что все было хорошо, и надо повторить на следующий год". На самом деле, большинство этих безумных некоммерческих проектов - просто из-за глупости и шила в одном месте :)

А что они вам приносят в плане материальном и в душевном?

Конечно, на тех же "Пустых Холмах" было очень радостно устроить весь этот большой концерт расширенной "Станции Мир" с Герой Моралесом, Ваней Жуком и Наташей Скворцовой, это была чистая радость. Но на выходе - просто долги.

Вас когда-нибудь приводят в отчаянье такие финансовые результаты, или это нормально сейчас?

Я бы не сказал прямо "в отчаянье" или прямо "нормально". Все понятно, квалифицированных администраторов нет, поэтому все держится на таких вот психах. Понятно, что какого-то бизнеса из этого не получается, а получается такое экстравагантное хобби. Ну как-то держимся. Что-то как-то работает. Я вот кроме музыки ничем на жизнь не зарабатываю, и жив еще, не голодаю. Ну такая ситуация, скорей смешная, чем трагичная. Ее драматизировать бессмысленно.

Какой у вас был самый безумный проект, который вы даже для себя назвали бы безумным?

Много было таких вещей. Был концерт в Съяновских каменоломнях. Само знакомство с Андреем Козловским, которое состоялось, когда я сам непонятно зачем приехал на Грушу (Грушинский фестиваль авторской песни - прим.корр) автостопом и без вещей. А вся эпопея с попыткой возвращения на сцену Федора Чистякова - мало кто верил, что что-то из этого получится. Но мне кажется, что основные экстравагантные вещи у меня еще впереди. Потому что, блин, фантазия-то работает. Сейчас, например, вот это виртуальное знакомство с тринидадской певицей Зи-стар - если оно получится, то это будет самым безумным проектом.

"27 ноября - я слышу на радио Релакс песню Twisted Cupid электронного дуэта Slow Train Soul... Зацепил голос. В целом, попса типа лаундж, но при этом всё очень честно. 28 ноября - вялотекуще догуглился до официального сайта обладательницы волшебного голоса... Оказывается свой человек. Дельта блюз, джаз, соул, панк, (...). Пишу письмо "как насчет в Москву?" 5 декабря - ответа нет. Пишу длинное письмо, где подробно рассказываю про привозы в Москву Боба Брозмана, Блюзкалча и прочих рутсовых артистов. Третим письмом рекламирую местных музыкантов - с которыми можно дружить. 10 декабря - ответа нет. Требуется помощь друзей. За следующую неделю главный ютубный ролик ЗиСта просматривает в два раза больше человек, чем за все время. Под роликом появляется приятное количество комментов "приезжай в Россию" - 12 декабря пишу четвертое письмо.19 декабря - ответа нет. Завожу аккаунт на майспасе, гмылу. (...) 20 декабря Оркестр туш!!! Ответ. От Франчески, которая берется вести переговоры и просит подробностей. 50 френдов поздравляет меня с этим знаменательным событием."
25 Dec 2007, http://kozhekin.livejournal.com/



Вам приходилось пользоваться в жизни вашими знаниями в области филологии, языков?

Я в свое время много переводил, однажды в соавторстве перевел 400-страничную книжку "Триптамины, которые я узнал и полюбил" Владимира Шульгина, знаменитого калифорнийского химика, научно-популярные мемуары. Это самый большой мой перевод. Давно не занимался этим профессионально.

В свое время вам в ЖЖ задавали вопрос: музыкант должен зарабатывать деньги своей музыкой?

Нет жестких правил. Для некоторых людей с музыкальным образованием, которые больше ничего не умеют - вопрос так вообще не стоит. А чем еще? Грузчиком как-то грустно. А для некоторых людей в другую сторону вопрос не стоит. Результат-то от этого совершенно не зависит. Были какие-то попытки подвести идеологию - например, дуэт авторской песни "Иваси" всю дорогу говорил, что "мы - музыканты-любители, и как только начнем больше зарабатывать музыкой, чем основной работой, мы перестаем быть искренней группой". Ну и чем все кончилось? "Норд-Остом". Эта идеология корнями уходит в социо-культурные пертурбации, связанные с переходом от коммунистического общества в рыночную экономику. В реальной жизни вопрос так вообще не стоит.

"Профи vs любители. Коммерческая музыка vs некоммерческая музыка. На мой взгляд, это опасные иллюзорные противостояния, они отвлекают от сути вопроса. Я, например, одновременно профессионал (зарабатываю исключительно музыкой) и любитель (музыкального образования у меня нет), занимаюсь одновременно коммерческой музыкой (судя по моим гонорарам) и некоммерческой - кто скажет, что блюз в нашей стране это коммерческая музыка, тот пусть первый бросит в меня камень. Поэтому по своему опыту скажу, что все это деление - абсолютный бред. Музыка бывает искренняя или пластмассовая вне зависимости от денег, которые вокруг нее крутятся."
20 Nov 2007, http://kozhekin.livejournal.com/

В Зеленограде вам уже приходилось играть?

Да, один раз, на Блюзовом фестивале "Пустых Холмов" вместе с группой "Кроссроудз". Принимали нас совершенно замечательно. У меня от Зеленограде странные впечатления, потому что я его с Москвой не очень различаю. У меня в 5 км от Зеленограда родительская дача, рядом с Менделеево, и я у вас достаточно часто бываю, можно сказать, земляк.

Новый год как обычно встречаете?

Всегда по-разному. То концерты, то большие гулянки. Вот в этом году буду очень тихо, с детьми и с родителями, в Москве. Кстати, на даче вот тоже часто встречали Новый год.

Может быть, расскажете немного о детях?

Да, у меня есть совершенно замечательный Иван Владимирович Кожекин, он уже играет на губной гармошке, а с позиций филологии говорит на абсолютно любом языке мира и абсолютно понятен. А еще у меня есть дочка, Маргарита, которую я в последнее время вижу достаточно редко, но, так как она будет новогодние праздники проводить у моих родителей, мы с ней очень скоро увидимся. Ей 13 лет, и она очень красиво крутит пои - я буду пытаться подарить ей крутые пои на Новый год.

Концерт начался первым отделением классических англоязычных блюзов, исполненных со вкусом и выслушанных с огромным удовольсвием. "Сегодня мы будем играть практически с тем звуком, в котором пятьдесят лет назад исполнялась вся эта музыка," - такими словами Кожекин предварил выступление, - "не хватает только лампового усилителя, на котором губная гармошка будет давать легкую перегрузку. А теперь представьте, что вы все - негры, которые толпой возвращаются вечером с работы, и поют длинный-длинный блюз. Да? Ну, давайте вместе - "All night long...". Ведь все русские в душе негры!". Во втором отделении "Станция Мир" сыграла собственные вещи, которые звучали с неменьшим драйвом и насыщенностью, заставили публику танцевать и от души хлопать. Последней, на "бис", прозвучала любимая Кожекиным "Дорога в космос": "Вы оставайтесь, а нам пора"




07.01.2008